Портрет пушкин ребенок
Боря Бугаев, Саша Пушкин, Юлиан Скрябин, Карина Васильева, Сережа Соловьев и Витя Кусакин. Знакомимся с детьми, вдохновившими художников, скульпторов и фотографов.
В Международный день защиты детей рассматриваем детские портреты из собрания Музея обороны Москвы, Мемориального музея А.Н. Скрябина, Государственного музея А.С. Пушкина и Музея героев Советского Союза и России. Пять историй о детях, вдохновивших художников и фотографов, – в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
Портрет Саши Пушкина
Существует множество портретов Александра Пушкина кисти отечественных и зарубежных живописцев. Художники часто изображали взрослого Александра Сергеевича, но маленький Саша оказался на полотне лишь один раз, в 1802 году.
Автор работы, французский художник Ксавье де Местр, был частым гостем в доме Пушкиных. Он давал уроки рисования сестре поэта Ольге. Ксавье увлекался не только живописью – он любил поэзию и читал свои произведения семье воспитанницы. Поговаривают, что он был одним из людей, побудивших Пушкина на сочинительство.
В коллекции Государственного музея А.С. Пушкина портрет работы Ксавье де Местра оказался в 1961 году. Это был дар Всеволода Якута, актера Московского драматического театра имени М.Н. Ермоловой, сыгравшего поэта в спектакле «Пушкин», не выходившего из репертуара театра с 1949 по 1969 год. Артисту эту картину подарила одна из зрительниц, чей прапрадед был врачом Пушкиных. Среди литературоведов долго обсуждался вопрос подлинности работы: действительно ли на ней изображен Александр Сергеевич в детстве? После многочисленных проверок оригинальность была подтверждена. Портрет кисти де Местра до сих остается единственным известным детским изображением Пушкина.
Спал в театре, проигрывал в карты, спорил с тещей: что еще Пушкин делал в Москве
Фотография Бори Бугаева
Пятилетний мальчик Боря Бугаев, запечатленный на фотографии, вырос и стал одним из самых известных поэтов Серебряного века. Не старайтесь вспомнить поэта Бориса Бугаева – прославится он не под своим именем, а под псевдонимом Андрей Белый.
Он родился в семье математика профессора Императорского московского университета Николая Бугаева. Родители будущего поэта стремились всячески развить таланты ребенка: отец культивировал в нем интерес к точным наукам, а мать занималась гуманитарной стороной образования – обучала сына чтению и музыке, рассказывала об искусстве. Мальчик долго не мог определиться с делом жизни, боясь разочаровать маму или папу. Это стало одной из причин, по которым он писал свои стихотворения под псевдонимом. Его произведения выходили в свет под разными именами – от Студента-естественника до Леонида Ледяного, пока однажды близкий друг Сергей Соловьев не предложил ему взять звучный псевдоним Андрей Белый.
Детская фотография поэта находится в экспозиции Мемориальной квартиры Андрея Белого.
Фотография Юлиана Скрябина
12 февраля 1908 года в семье Александра Скрябина и Татьяны Шлецер-Скрябиной родился мальчик, которого назвали Юлианом. Сын композитора довольно рано начал играть и сочинять музыку сам, проводя за инструментом по несколько часов в день. В 1913 году Юлиан стал ходить в школу Гнесиных. Уже тогда его талант был очевиден всем. Кроме музыки, юного гения интересовала поэзия (он сам писал стихи), а через два года Юлиан увлекся философией и архитектурой.
Следующий год принес Татьяне Шлецер-Скрябиной и детям тяжелейшее испытание: в апреле от заражения крови скончался Александр Николаевич. Смерть отца семейства поставила семью в трудное материальное положение. Кроме того, так совпало, что договор на аренду квартиры, в которой жили Скрябины, истек в день смерти композитора. На помощь вдове пришли близкие друзья, организовавшие Скрябинские общества в Петрограде и Москве и собиравшие средства на выплату арендной платы за квартиру.
Через два года в России началась Гражданская война, и в 1918-м Шлецер-Скрябина приняла решение увезти детей в Киев. Там 10-летний Юлиан поступил в Киевскую консерваторию. Учеба давалась легко, другие студенты ему завидовали, а преподаватели любили его. В июне 1919 года, успешно сдав экзамены, Юлиан отправился на Днепр. Там произошла трагедия: мальчик, подававший большие надежды, утонул.
Юлиан прожил всего 11 лет, но успел оставить творческое наследие, его произведения до сих пор с восхищением исполняют пианисты по всему миру. Широкая публика знает несколько прелюдий, сочиненных юным композитором.
Фотография сынов полка Сергея Соловьева и Виктора Кусакина
До сих пор точно неизвестно, сколько детей участвовало в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. Среди юных героев были Сергей Соловьев и Виктор Кусакин. Их совместная фотография хранится в Государственном музее обороны Москвы.
Оба мальчика родились в подмосковном Наро-Фоминске. Когда на СССР напали немцы, Вите было 11 лет, а Сереже – 10. Во время войны мальчики потеряли родителей и решили присоединиться к красноармейцам. Сначала солдаты не поверили в искренность ребят и заподозрили в них вражеских лазутчиков. Витя и Сережа ночью ушли из лагеря, а наутро принесли немецкий пулемет, делом доказав, что они не предатели. Мальчики попали в 1-ю гвардейскую мотострелковую дивизию, которая сражалась за их родной Наро-Фоминск. Судьбы юных защитников Родины сложились по-разному: Сережа Соловьев пережил войну и после ее окончания поступил в Суворовское училище, а судьба Вити Кусакина сложилась трагически.
На войне Витя разносил листовки и занимался разведывательной деятельностью: маскировался под беспризорника и узнавал расположение военной техники врага. Во время одной из таких вылазок его заметили немецкие солдаты. Заподозрив что-то, они задержали мальчика. Витя попытался бежать, но был пойман. На все вопросы мальчик отвечал молчанием. На фотографии, которая хранится в Музее обороны Москвы, видно, что Витя прячет правую руку – она была изуродована во время допроса. Ночью юный солдат смог выбраться из сарая, где его держали. До своего полка он добирался восемь дней, последние 30 километров ему пришлось ползти.
Мальчика хотели эвакуировать, но поправившийся Витя снова оказался в строю. 17 декабря 1943 года он погиб при освобождении Белоруссии, уничтожив перед этим девятерых фашистов.
Скульптурный портрет Анатолия Ляпидевского и Карины Васильевой
«Трагедия, ставшая триумфом» – так описывают эпопею со спасением экипажа застрявшего во льдах парохода «Челюскин». События 1933-1934 годов остались в истории Советского Союза как пример мужества команды корабля и героизма пилотов-спасателей. Около 100 человек ждали своего спасения более полугода. Незадолго до того, как пароход оказался зажат льдами Чукотского моря, на борту появился очень маленький пассажир: в семье Васильевых родилась дочка Карина.
Ее мама Доротея Васильева могла не попасть на пароход «Челюскин» – судовой врач опасался брать в плавание беременную женщину. Однако на ее присутствии в команде настоял сам начальник экспедиции Отто Шмидт. Доротея родила девочку еще до того, как судно попало в ледовый плен, 31 августа 1933 года, и это стало большим событием не только для молодых родителей, но и для экипажа.
Имя новорожденной выбирали всем миром. Привычные уху советского человека имена Маша, Таня, Оля после недолгого обсуждения отвергались. Кто-то предложил назвать девочку Кариной: во время рождения ребенка «Челюскин» находился в акватории Карского моря. Имя всем понравилось, и капитан собственноручно заполнил свидетельство. В графе «место рождения» он указал координаты и написал: «Карское море, пароход “Челюскин”».
На скульптурном портрете, хранящемся в Музее героев Советского Союза и России, помимо новорожденной, изображен и один из летчиков, принимавших участие в спасении челюскинцев, – Анатолий Ляпидевский. Именно он первым заметил лагерь выживших и перевез нескольких пассажиров в безопасное место.
Источник
Портрет – великое искусство. Художнику-мастеру дано передать не только внешний облик человека, но и черты его характера и глубину души. Особенно дороги нам портреты ушедших великих людей.
Портрет – великое искусство. Художнику-мастеру дано передать не только внешний облик человека, но и черты его характера и глубину души. Особенно дороги нам портреты ушедших великих людей.
Портретов А.С. Пушкина, созданных его современниками, немного, и мы ими дорожим, мы видим живого Пушкина! Гениальная личность поэта, его творчество увлекали русских художников всегда – они писали портреты Александра Сергеевича и при его жизни, и после смерти, и сейчас пишут. Каждый по-своему искал и ищет тайну гения. Огромна изобразительная пушкиниана.
Мы поведаем о портретах маленького Пушкина, они расскажут нам что-то очень важное о детстве гения. Современному ребенку тем более. Думаю, воспитателю найдется о чем с ним поговорить.
Какие стихи поэта малыш узнает самыми первыми? Не эти ли?
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…
Вдохновенные строки! Тут тебе и морской простор, и ветер свободный – он «гуляет», и вольный кораблик – «он бежит себе», и ты дышишь полной грудью, и подпрыгиваешь в ритм веселых стихотворных строчек, и чувствуешь себя таким счастливым… Особенное волшебство притаилось в этих стихах из «Сказки о царе Салтане…».
А может быть, малыш еще до школы запомнил строчки, таинственные и немного страшные, из «Лукоморья»: «Там чудеса: там леший бродит, / Русалка на ветвях сидит…» Или про Бабу Ягу: «Там ступа с Бабою Ягой / Идет, бредет сама собой…». Поэт с удовольствием вспоминал страшные сказки своего детства, их рассказывала ему на ночь бабушка Мария Алексеевна.
– От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы. Эти сказки своими «обманами» обвораживали сон впечатлительного мальчика. «И в вымыслах носился юный ум…», – вспоминал Пушкин-лицеист.
А я любила стихотворение «Зимнее утро», читала наизусть:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском Озарена…
Сколько в этих стихах тепла, золотистого света! Они звучат как музыка. Читаешь стихи, и будто поднимают они тебя над землей, и ты чувствуешь, видишь все, о чем написал поэт.
На наше счастье, сохранился портрет совсем маленького Пушкина.
В одно радостное московское утро я подошла к старинной дубовой двери. С трудом открыла, миновала несколько комнат, поднялась по небольшой лестнице и очутилась на антресолях Государственного музея А.С. Пушкина, что на Пречистенке.
В узкой проходной комнате с внутренним окном, слева на столике, стоял небольшой овальный портрет, заключенный в красивую рамку из карельской березы. С него задумчиво смотрел светловолосый глазастый малыш лет двух-трех. Это и был Пушкин.* Он изображен так, что легко разглядеть и округлую щеку, и легкие кудряшки у уха, и левое полуоткрытое плечо.
Пушкин-ребенок. Худ. Ксавье де Местр.
Может быть, он недавно проснулся. Белая с кружевцами ночная рубашонка небрежно сползла с плеча, но волосы тщательно причесаны, золотистые кудряшки заметно приглажены, видимо для портрета. Он по-детски полненький, с пухлыми губами, верхняя – заметно потолще, она как бы нависает над нижней. У малыша высокий лоб, достаточно твердый подбородок и чуть приподнятые, красивого разлета брови, а серо-голубые глаза большие, выпуклые.
Художник не умилился младенческому возрасту, не изобразил малыша милым пупсиком и торжественно-парадным, ложно-значительным портрет тоже не сделал. Был внимателен к чертам лица и правдив. Кончик носа особенный, не традиционно детски курносый, он немного прижат книзу, что не делает ребенка красавчиком-милягой. Круглые глазенки серьезны и вдумчивы… Невольно замечаешь сходство со взрослым Пушкиным.
Под портретом значилось: «Пушкин-ребенок». Имя художника стояло под вопросом: Ксавье де Местр (?). Указаны два года: 1801-1802. Это потому, что портрет не подписан. Одно время и «Пушкин-ребенок» был под вопросом. Но ученые провели тщательное исследование и самого портрета, и предполагаемого автора и доказали, что этот малыш – Пушкин, а художник, все-таки, – Ксавье де Местр.
Жил в то время в Москве французский граф Франсуа Ксавье де Местр. Сложными путями попал он из революционной Франции в Россию. Был военным. Служил в армии самого Суворова, воевал против Наполеона. Обосновался в Москве, даже женился на русской знатной даме. Писал романы, увлекался живописью, стал в Москве известным портретистом. Посещал дом Пушкиных. Надежда Осиповна заказала ему свой портрет. Он был исполнен де Местром на слоновой кости. По портрету Ксавье де Местра мы знаем: мама Пушкина была чернокудрой смуглой и гордой красавицей – в ней, внучке Ибрагима Ганнибала, текла кровь туземных африканских князей.
Ксавье де Местр
Старшей сестренке Пушкина, Ольге, любезный де Местр – таким мы его видим на автопортрете – одно время давал уроки рисования. Так кому же еще, как не ему, написать миниатюрный портрет Александра на металлической доске масляными красками?! Портрет у де Местра получился живой, естественный и правдивый. Кстати, в России его звали «Ксаверий Ксаверьевич».
Каким же был маленький Пушкин? Портрет, естественно, не дает полного ответа на этот вопрос. Но представьте, ответ есть. Оказывается, поэт помнил себя с младенчества. Это доказал Валентин Дмитриевич Берестов. Недаром он был детским поэтом, а многие стихи обожаемого Пушкина знал наизусть. Он-то и объяснил, что «сам Пушкин в своих сочинениях ненароком рассказал нам о своем детстве. И назвал свое детство златой весной!».
Великий поэт «помнил свои ночные и дневные видения в классическом возрасте от двух до пяти», – напишет Берестов и назовет это чудом самопознания. «И детства милые виденья / В усталом, томном вдохновенье, / Волнуясь легкою толпой, / Несутся над моей главой!..».
Пушкинские строчки навели Берестова на мысль: гений Пушкина-поэта пробудился еще в младенчестве. Да разве только эти стихи? У Александра Сергеевича оказалось много признаний в том, каким он был ребенком.
В стихотворении «Мечтатель» он описал, как «на слабом утре дней златых», в младенческой колыбели, он почувствовал явление музы, богини песнопений. Она склонилась над его колыбелью, чуть дыша! Она осенила его венком! Какое потрясающее признание! Послушайте еще: «… лирных звуков наслажденья / В младенчестве моем я чувствовать умел».
Эти строки Берестов разыскал в черновиках поэта. Стихи были посвящены любимому лицейскому другу Антону Дельвигу. «Две-три весны, младенцем, может быть, / Я счастлив был, не понимая счастья…» – это из другого стихотворения.
«Уже младенцем Пушкин испытал счастье, и было оно связано с поэзией, которая в нем пробуждалась», – пишет Берестов.
Милый скромный портрет маленького Пушкина… Не будь его признаний, мы бы и не подозревали, какие великие поэтические силы созревали в нем в те годы, как рано он начал испытывать вдохновение.
«Свобода, радость, восхищенье – вот с чего началось его детство», – пишет потрясенный Берестов. Вот почему лира стала его уделом и пробуждала в людях, как он сам скажет, «чувства добрые». Валентин Дмитриевич Берестов постарался раскрыть тайну гения Пушкина.
А это словесный портрет маленького Пушкина: «…Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый, со смуглым личиком, не слишком приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались». Такое впечатление пятисемилетний Александр производил на гостей их дома.
Он любил сидеть со взрослыми, слушал стихи и хохотал над остротами. Его воспитывали в строгости; мама, Надежда Осиповна, хотела видеть сына благовоспитанным мальчиком. Представьте, чтобы избавить от скверной, как она считала, привычки – тереть ладонь о ладонь, – завязывала ему назад руки, и он целый день ничего не ел. Маленький проголодавшийся Пушкин… Но это так, к слову.
Слушать по вечерам в гостиной взрослые разговоры и чтение стихов Саше разрешалось. А разговоры замечательные, умные, высокие, иногда шутливые – о поэзии, о литературе. Самых знаменитых литераторов принимали в их открытом гостеприимном доме.
Пушкин, когда подрос, изменился, стал шаловлив, «резов, но мил», говоря его словами об Онегине. Но больше всего на свете он любил читать. Родители – отец Сергей Львович и мама Надежда Осиповна – не запрещали копаться в домашней библиотеке хоть до утра. Он читал книги лучших европейских писателей, античных в том числе. Иногда засыпал при теплом мерцании свечи, насладившись Гомером, Данте, Вергилием, Лафонтеном, Мольером…
Что-нибудь говорят эти имена нынешним детям в пушкинском возрасте? А он многое знал наизусть, у него уже была потрясающая память и редкостный развивался ум. Он и сам сочинял. Но зазнайкой никогда не был, никогда не хвастал. Да кто бы ему это позволил?! И в стихах над собой подшучивал, и в рисунках.
—
* Долго никто не знал, что есть портрет маленького Пушкина. Целых сто пятьдесят лет! В 1961 г. он появился в экспозиции музея. Его подарил новому московскому музею Пушкина артист Всеволод Якут. Он замечательно играл великого поэта в театре, я видела этот спектакль: казалось, что на сцене живой Александр Сергеевич, слезы наворачивались на глаза от волнения. Одна зрительница и преподнесла Якуту после спектакля портрет малыша. Она объяснила: когда-то его подарила Надежда Осиповна одной даме – ее отец, известный врач Мудров, лечил семью Пушкиных. Зрительница – праправнучка Мудрова, портрет хранился у нее как бесценная реликвия.
Некоторые пушкинисты сомневались, что на портрете – Пушкин.
– Как же не Пушкин?! – негодовала замдиректора музея по научной работе Наталья Владимировна Баранская. – Смотрите, на знаменитых пушкинских портретах Тропинина и Кипренского – у поэта пухлая верхняя губа, как на миниатюре. Эту пушкинскую губу отмечали еще в детстве, говорили не «губы надул», а «губу надул». Так же поднята левая бровь, широкий и выпуклый круглый лоб тоже очень похож, форма ушной раковины одинакова. А волосы? У малыша они для портрета расчесаны и приглажены, но видны вьющиеся отдельные волоски…
– Неубедительно, – упрямо твердили несогласные.
Баранская не успокаивалась, она была убеждена в своей правоте. И обратилась к специалистам по определению сходства изображенного лица с оригиналом – криминалистам. После двух лет тщательных проверок криминалисты дали заключение, что результаты проведенного ими научного исследования миниатюры подтвердили доказательства Баранской.
Кудрявцева Л. «И в вымыслах носился юный ум…». А.С. Пушкин и его детские портреты // Дошкольное воспитание. 2015. № 2. С. 52-59.
Источник
«Корни Пушкина» Р.Жданович:
«Пушкин был невысок ростом, шатен [!], с сильно вьющимися [!] волосами, голубыми глазами [!] необыкновенной привлекательности. Я видела много его портретов, но с грустью должна сознаться, что ни один из них не передал и сотой доли духовной красоты его облика – особенно его удивительных глаз…», – таково едва ли не самое полное описание внешности А.С.Пушкина, оставленное Верой Александровной Нащокиной, одной из ближайших друзей Пушкина. Именно у Нащокиных останавливался поэт, в свой последний приезд в Москву в мае 1836. Описание необычное – перед тем, как ИЗОБРАЖАЮТ Пушкина, КАКИЕ черты придают портретам и скульптуре.
И далее автор ставит под сомнение африканские корни поэта. Зачем?
Общим местом в пропаганде толерастов стало подчеркивание «нерусского» происхождения крупнейших русских поэтов Пушкина и Лермонтова. Добавим, зная русскую поэзию не по лубкам, толерасты могли бы вспомнить и польское происхождение Некрасова и немецкое Фета… Которых современники, в т.ч. и такие как Л.Н.Толстой, и на наш взгляд не без оснований, – ставили выше Пушкина. Лишнее подтверждение, что мигранты-инородцы невежественны и не уважают культуру народа-хозяина.
Но много ли дает такая, с позволения сказать «методология», пропагандистам «афро-россиянства»?
Далекие шотландские предки Лермонтова – только подтверждают принадлежность Русского народа европеоидной расе, ибо шотландцы – живя в изоляции до Нового времени, сохранили античный генотип лучше буржуазных наций. Культурная общность древних славян и древних кельтов отмечена многократно, выражается она в том уже, что слово Русь – имеет кельтский корень. Галльского происхождения такие топонимы как Галич, Волынь, возможно, что и Москва («финно-угорство» которой измышлено польско-украинскими националистами и их красными подкулачниками)…
Первый ребенок А.П.Ганнибала, рожденный им в законном браке, оказался бастардом. Разведясь с Авдотьей Диопер, арап Петра Великого женится на Христине Шаберг в 1736 г. – уже на 5-м десятке. Третий сын Христины, Осип, «прославившийся дикой необузданностью нрава, женился на Марии Александровне Пушкиной, а затем, ложно назвавшись вдовцом, женился вторично. Этот подлог был раскрыт, и законность первого брака была восстановлена. От этого то брака и родилась Надежда Осиповна, будущая мать поэта», – сообщает дореволюционная энциклопедия. Правильнее сказать, что в этом браке. А от кого она родилась – вопрос, для потомков открытый. И если дикий нрав и необузданная похотливость Осипа Абрамовича (показанного в романе Тынянова «Пушкин») объяснимы – именно его африканоидным происхождением, то кто именно передал такую черту характера как вспыльчивость дочери Марии Александровны, Надежде Осиповне, при таком «супруге», с уверенностью мы сказать не можем. И в любом случае, считать, почему-то, здесь нам предлагается по женской линии.
По иронии судьбы, именно инородческие – шотландские черты всего менее заметны в портретах Лермонтова. Ни его рост, ни хрупкое сложение, узкое лицо, ни черные глаза, темные волосы – не делают его похожим на рыжих шотландских великанов. А вот единственный младенческий портрет Пушкина, известный нам, предположить наличие шотландцев – среди фактических предков «Солнца Русской поэзии» – позволяет. Но отнюдь не африканцев!
История детского портрета Пушкина такова. Он снят был для семьи, и хранился ею. Снят неизвестным художником – еще не знакомым с традицией изображения «потомка арапа Ганнибала». Впоследствии, когда Пушкин уже был знаменит, портрет подарен Надеждою Осиповной – С.М.Великопольской, дочери известного московского врача М.Я.Мудрова, лечившего семью Пушкиных. Подлинность подтверждала подпись книги 1-й главы 1-го издания «Онегина»: «эту книжку, вместе с портретом своего сына Александра, подарила мне пациентка моего покойного батюшки Н.О.Пушкина. С.Великопольская, Москва, 6 января 1833». От праправнучки Великопольской – Е.А.Чижовой в 1950 портрет получил н.а.РСФСР В.С.Якут, передавший его в 1960 г. создававшемуся московскому пушкинскому музею.
У запечатленного младенца, с узнаваемым пушкинским подбородком, очень крупные черты лица, огромные глаза, бледная кожа, широкий лоб. И главное – РЫЖИЕ волосы. И рыжина, и голубые глаза – это признаки, не могущие быть переданными Ганнибалом, причем светлопигментированность глаз – признак, передаваемый рецессивно, т.е. должный присутствовать у обоих родителей.»
Источник