Проханов биография личная жизнь

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 июля 2020; проверки требуют 2 правки.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Проханов.
Серге́й Бори́сович Проха́нов (род. 29 декабря 1952 года, Москва) – советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, художественный руководитель московского «Театра Луны». Народный артист Российской Федерации (2005)[1].
Биография[править | править код]
Я воспитывался как обычный ребёнок, рядом с домом которого находился Дворец пионеров. В кружках этого Дворца меня научили музыке, пению, танцам. Почти дворянское воспитание – и всё бесплатно[2].
В 1974 году окончил Театральное училище имени Б. В. Щукина (курс В. К. Львовой[3]) и поступил в труппу Театра имени Моссовета. В 1981 году, сыграв Сашку в одноимённом спектакле по повести В. Л. Кондратьева, режиссёра Г. Черняховского, Проханов заявил о себе как о серьёзном и талантливом актёре. В тот же период на экраны страны выходят киноленты «Усатый нянь», «Молодая жена» и «Трижды о любви». Был ведущим детской телепередачи «Будильник».
В 1986 году ему присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. В конце 1980-х – начале 1990-х годов актёр много времени посвящает эстраде и выступает в концертных программах как чтец.
В 1990 году Сергей Проханов принимает участие как режиссёр в создании спектакля «Иисус Христос-суперзвезда» Э. Ллойд-Уэббера на сцене театра имени Моссовета, где также исполняет роль царя Ирода. После этого актёр решает создать собственный театр. Сначала это коммерческий театр-студия реалистической фантастики при Союзконцерте, а впоследствии на собственные средства Проханов открывает «Театр Луны». Театр был расположен по соседству с театром имени Моссовета, в одном из подвалов на Патриарших прудах, потом переехал в центр Москвы.
В репертуаре театра:
- «Византия» (по мотивам «Отравленной туники» Н. Гумилёва, 1994),
- «Мечты маленького Робинзона» (1995),
- «Сны взрослого Робинзона» (1995),
- «Фанта-Инфанта» (1996),
- «Ночь нежна» (1997),
- «Таис сияющая» (1999) и другие.
Большинство пьес для спектаклей театра написаны или переработаны самим Сергеем Прохановым. В «Театре Луны» в своё время играли знаменитые артисты – Валентин Смирнитский, Дмитрий Певцов, Чулпан Хаматова, Анатолий Ромашин, Марина Блейк. Сейчас в труппе театра тоже немало звёзд: Сергей Виноградов, Елена Захарова, Анна Терехова, Евгений Герчаков, Марк Алисов, Алексей Лосихин, Валерия Ланская, Анастасия Стоцкая, Дмитрий Бикбаев, Олег Марусев, Елена Цорн, Вероника Лысакова.
С 1999 года Проханов является руководителем курса в РАТИ. С 2005 года – народный артист Российской Федерации.
Семья[править | править код]
- Жена – Татьяна Юрьевна Проханова (дев. Василевская), внучка двух Маршалов Советского Союза (А. М. Василевского и Г. К. Жукова)[4], юрист-международник (в разводе).
- Дочь Анастасия – художник по костюмам (в том числе – в театре отца).
- Сын Антон – владелец отеля и дайвинг-центра на Филиппинах (остров Миндоро)[5].
Признание и награды[править | править код]
- Заслуженный артист РСФСР (1986).
- Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (4 марта 1999 года) – за заслуги в области искусства[6].
- Народный артист Российской Федерации (21 декабря 2005 года) – за большие заслуги в области искусства[1].
- Благодарность Президента Российской Федерации (29 июня 2018 года) – за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность[7].
- Почётная грамота Правительства Москвы (25 декабря 2002 года) – за большие творческие достижения в развитии театрального искусства и в связи с 50-летием со дня рождения[8].
Творчество[править | править код]
Роли в театре[править | править код]
- «Дальше – тишина…» – Бармен
- «Миллион за улыбку»
- «Последняя жертва»
- «Глазами клоуна»
- «Сашка» – Сашка
- «Инфанты»
- «Пять углов»
- «Фабричная девчонка» – Бибичев
- «Иисус Христос – суперзвезда» – Царь Ирод
- «Премьера»
Режиссёр театра[править | править код]
- «Уникальные голос»
- «Византия» (по пьесе Н. Гумилёва «Отравленная туника»)
- «Мечты маленького Робинзона» (по пьесе О. Михайловой)
- «Сны взрослого Робинзона»
- «Фанта-инфанта»
- «Фауст»
- «Таис Сияющая» (С. Проханов)
- «Чарли Ча» (С. Проханов)
- «Путешествие дилетантов» (Б. Окуджава)
- «Ночь нежна» (Ф. С. Фицджеральд)
- «Старый новый Фауст»
- «Губы» (С. Проханов по роману В. Набокова «Камера обскура»)
- «Лиромания» (С. Проханов по пьесе У. Шекспира «Король Лир»)
- «Диагноз: Эдит Пиаф» (С. Проханов)
- «Оскар и Розовая Дама»
- «Я… скрываю» (С. Проханов)
- «Природный экстрим» (С. Проханов, вольная импровизация на тему «Снегурочки» А. Островского)
- «Коррида, или Роман с бессонной ночью» (С. Проханов)
Драматург и автор либретто[править | править код]
- «Таис Сияющая»
- «Чарли Ча»
- «Губы» (по роману В. Набокова «Камера обскура»)
- «Лиромания» (по пьесе У. Шекспира «Король Лир»)
- «Диагноз: Эдит Пиаф»
- «Я… скрываю»
Роли в кино[править | править код]
1984-Будильник. Три медведя Год производства: 1984
Эта утренняя передача покажет вашим детям музыкальный телеспектакль по мотивам сказки Л.Н.Толстого «Три медведя». Актер Сергей Проханов, его шестилетняя дочь Настя, дрессированные медведи и танцевальная группа Большого детского хора ЦТ и ВР (художественный руководитель Юлия Каная) расскажут эту сказу в своей интерпретации. В сказке будет много песен композитора Григория Гладкова, которые для вас будут петь Сергей Проханов и Большой детский хор ЦТ и ВР. Главная редакция программ для детей 1984 Автор сценария – Леонид Яхнин Режиссер – Юлия Косарева Оператор – Дмитрий Гуторин Композитор – Григорий Гладков Актер – Сергей #Проханов (Рассказчик) Актер – Настя #Проханова (Машенька)
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Сергей Проханов: «Жена – как Родина: изменяя ей, наказываешь себя в конце концов» – интервью на сайте 7 Дней
- Дмитрий Плынов. «Усатый нянь-NEXT». Интервью с художественным руководителем «Театра ЛУНЫ» Сергеем Борисовичем Прохановым. Журнал КЛАУЗУРА, Выпуск № 03 (21) март 2013 года
Источник
Александр Андреевич Проханов
Александр Андреевич Проханов. Родился 26 февраля 1938 года в Тбилиси (Грузинская ССР). Советский и российский журналист, писатель, сценарист, публицист, политический и общественный деятель. Главный редактор газеты «Завтра».
Александр Проханов родился 26 февраля 1938 года в Тбилиси (Грузинская ССР).
Отец – Андрей Проханов, погиб под Сталинградом в ночь на Рождество в 1943 году.
Мать – Татьяна Александровна Проханова.
По отцу его предки – молокане, которые жили на Тамбовщине и Саратовской губернии, а затем переселились в Закавказье. Дед Александр Степанович Проханов был молоканским богословом и приходился родным братом Ивану Степановичу Проханову, основателю и руководителю Всероссийского союза евангельских христиан, а также вице-президенту Всемирного баптистского альянса.
Дядя – И. С. Проханов, учёный-ботаник, остался в СССР после эмиграции, был репрессирован, но затем освобождён.
Он родился в доме, который принадлежал прадеду – Титу Алексеевичу Фефелову, который тот купил, разбогатев на Военно-грузинской дороге (был ямщиком). Мать поехала рожать в Тбилиси, поскольку это был родовой город его пращуров-молокан.
Спустя три недели после своего рождения оказался в Москве, где проживали его родители.
Александр Проханов учился в московской школе № 204, которая находилась около Минаевского рынка и Миусского кладбища.
В 1960 году Проханов окончил Московский авиационный институт, работал инженером НИИ. На последнем курсе вуза стал писать стихи и прозу.
В 1962-1964 годах работал лесником в Карелии, водил туристов в Хибины, принимал участие в геологической партии в Туве. В эти годы он познакомился с творчеством Владимира Набокова и Андрея Платонова.
В 1968 году начал работать в «Литературной газете». Его взяли как знатока фольклора. В тот момент он увлекался детскими игрушками, народными песнями, странствиями по деревням.
С 1970 года работал корреспондентом «Литературной газеты» в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе и в других местах.
Александр Проханов в молодости
Первой военной командировкой Проханова был остров Даманский в 1969 году, где произошло столкновение с китайцами. Он вспоминал, что эта поездка кардинально изменила его жизнь и направление творчества: “Вижу тела расстрелянных пограничников. Вертолеты, на которых со всех концов страны привозили родственников убитых. Матерей, которые заходили в палатки с гробами и причитали так же, как до них матери на Куликовом и Бородинском полях, на фронтах Великой Отечественной войны. Это меня изменило полностью… Я отвернулся от своих прежних увлечений, друзей. В «Литературке» стал писать про заводы, трассы, нефтепромыслы, бомбардировщики, подводные лодки, атомную триаду, позднее занялся Чернобылем, Семипалатинском и так далее”.
На его счету около 20 военных командировок.
Первые рассказы и очерки Александра Проханова публиковались в газете «Литературная Россия», в журналах «Кругозор», «Семья и школа», «Сельская молодёжь», «Олень». Особо успешным стал рассказ «Свадьба» (1967).
Во второй половине 1960-х годов очерки и репортажи молодого писателя привлекают внимание читателей в СССР. Первая книга Проханова «Иду в путь мой» (1971) вышла с предисловием Юрия Трифонова: «Тема России, народа русского для Проханова не дань моде и не выгодное предприятие, а часть души. Прозе молодого писателя присуща большая искренность». Сборник «Иду в путь мой» изображает русскую деревню с её обрядами, старомодной этикой, самобытными характерами и пейзажами.
В 1972 году Проханов издал очерковую книгу «Неопалимый цвет» о проблемах советской деревни.
В 1972 году стал членом СП СССР.
В начале 1970-х годов Проханов опубликовал ряд рассказов: «Жестяная птица», «Красный сок на снегу», «Двое», «Стан 1220», «Машинист транссибирской» (все – 1974), «Огненная купель» (1975) и другие. В 1974 году вышел второй сборник повестей и рассказов «Желтеет трава». Основой первого романа «Кочующая роза» (1975), имеющего полуочерковый характер, стали впечатления писателя от поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии. В этом и в трёх последующих романах – «Время полдень» (1977), «Место действия» (1979) и «Вечный город» (1981) Проханов обращается к актуальным проблемам советского общества.
Стиль Александра Проханова – индивидуален и оригинален, отличается колоритным языком, который изобилует яркими метафорами, цветистыми эпитетами. Его персонажи выписаны выпукло, наглядно, с обилием деталей, само описание имеет ярко выраженную эмоциональную и даже страстную окраску, чётко прослеживается отношение автора к тому или иному персонажу.
С начала 1980-х годов писатель начинает работать в жанре военно-политического романа, материалом для новых произведений служат его многочисленные командировки. Романы-путешествия «Дерево в центре Кабула», «В островах охотник…», «Африканист», «И вот приходит ветер» образуют тетралогию «Горящие сады», созданную по следам событий и характеризующуюся напряжённым развитием сюжета.
В 1984 году в Чечено-Ингушском драматическом театре была поставлена пьеса «Иду в путь мой» по роману Проханова «Дерево в центре Кабула». Спектакль с успехом шел на разных сценах СССР.
С 1985 года Проханов – секретарь Союза писателей РСФСР.
С 1986 года активно публикуется в журналах «Молодая гвардия», «Наш современник», а также в «Литературной газете».
Главным героем романа «Рисунки баталиста» (1986) является художник Веретенов, который по заданию редакции отправляется в Афганистан с тем, чтобы сделать серию рисунков советских солдат, и которому хочется увидеть сына-военнослужащего. В романе «Шестьсот лет после битвы» (1988) рассказывается о демобилизованных солдатах, служивших в Афганистане.
С 1989 по 1991 год Проханов работает главным редактором журнала «Советская литература». Являлся членом редколлегии журнала «Советский воин».
В КПСС не состоял.
В 1990 году подписал «Письмо 74» (общее альтернативное название двух документов: «Письма писателей России Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР, делегатам XXVIII Съезда Коммунистической партии Советского Союза», подписанного 74 литераторами, а также его доработанного после избрания Президентом СССР М. С. Горбачёва варианта – «Письма писателей, деятелей культуры и науки России Президенту СССР, Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР, делегатам XXVIII Съезда Коммунистической партии Советского Союза»). В письме говорилось: «Русофобия в средствах массовой информации СССР сегодня догнала и перегнала зарубежную, заокеанскую антирусскую пропаганду.. Русский человек сплошь и рядом нарекается «великодержавным шовинистом», угрожающим другим нациям и народам. Для этого лживо, глумливо переписывается история России, так, что защита Отечества, святая героика русского патриотического чувства трактуется как «генетическая» агрессивность, самодовлеющий милитаризм… «Прогрессивная» пресса, в том числе и органы ЦК КПСС, насаждает кощунственное понятие «русского фашизма»…».
В декабре 1990 он создаёт свою газету «День», где также становится главным редактором. 15 июля 1991 года газета опубликовала «антиперестроечное» обращение «Слово к народу». Газета стала одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х годов и регулярно выходила до октябрьских событий 1993 года, после чего была закрыта властями.
В 1991 году, во время выборов президента РСФСР, Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова.
Во время августовского путча 1991 года Проханов поддержал ГКЧП.
В сентябре 1993 года выступил в своей газете «День» против антиконституционных действий президента Ельцина, называя их государственным переворотом, и поддержал Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ. После танкового расстрела здания парламента (Верховного Совета) газета «День» была запрещена Министерством юстиции. Редакция газеты подверглась разгрому ОМОНом, её сотрудники были избиты, имущество и архивы были уничтожены. Два номера уже запрещённой к тому моменту газеты были подпольно напечатаны в Минске как специальные выпуски коммунистической газеты «Мы и время».
5 ноября 1993 года зять писателя А. А. Худорожков учредил и зарегистрировал газету «Завтра», главным редактором которой стал Проханов.
На президентских выборах 1996 года Проханов поддерживает кандидатуру кандидата от КПРФ Геннадия Зюганова. В 1997 году становится соучредителем Агентства патриотической информации.
Дважды – в 1997 и 1999 годах подвергался нападениям неизвестных.
В публицистике и художественном творчестве Проханова прослеживается симпатия к христианству, России и всему русскому, критика капитализма и либерализма. Он позиционировал себя как советского человека, отмечал, что его философия – философия солдата империи.
О советском периоде говорил: «Это моя жизнь, это жизнь моей матери, умирая, она сказала, что это была великая эпоха, смысл советского периода в одержании победы – не военной и геополитической победы. Это, по существу, как Второе пришествие Христа, потому что, если бы не было этой победы, мир стал бы развиваться совершенно другими, страшными фашистскими путями, а победа выпрямила эту земную ось, и 30 миллионов русских, погибших на войне – это Христова жертва. Я считаю, что смысл советского периода в победе».
Особо стоит выделить «Семикнижие» Александра Проханова – серию из семи романов, главный герой которых – генерал Белосельцев, обладающий уникальным опытом видения и созерцания. В «Семикнижие» входят романы: 1. «Сон о Кабуле», 2. «И вот приходит ветер», 3. «В островах охотник», 4. «Африканист», 5. «Последний солдат империи», 6. «Красно-коричневый», 7. «Господин Гексоген».
В 2002 году роман Проханова «Господин Гексоген» (в котором события российской истории 1999 года и, в частности, серия взрывов жилых домов в России, были представлены как результат заговора власти в ходе операции передачи власти от действующего президента его преемнику), получает премию «Национальный бестселлер».
Позднее Проханов, первоначально рассматривавший Путина как человека, «выросшего из шинели Ельцина», пересмотрел своё отношение к нему, отметив, что Путин «жёстко остановил распад России», «отодвинул олигархов от руководства страны», «создал самолёт российской государственности». Эпоху Путина он охарактеризовал так: «Мы переживаем период мощного исторического творчества, когда вновь создаётся государство Россия. Начиная с 1991 года его, по существу, не было. Вместо государства была липкая, мерзкая, отвратительная лужа, в которой сидело пьяное чудовище. На месте этой лужи ничего и никогда не должно было вырасти… А мы – опять вырастаем!».
18 июля 2012 года Владимир Путин подписал Указ «Об утверждении состава Совета по общественному телевидению», включив Александра Проханова в число членов этого совета. Является заместителем председателя Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации.
В 2012 году Проханов выпустил книгу «Поступь русской победы» в необычном для себя жанре. Книга повествует об идеологиях современной России и представляет историю России в виде так называемых «четырёх империй»: Киево-Новгородская Русь, Московское царство, Российская империя Романовых, Сталинская империя. Имперское мироощущение, с этой позиции, является центральным для русского сознания, равно как и попытка воплотить Царство Божье на Земле. Центральным сюжетом книги является идея «Пятой империи», которая, по мнению писателя, уже зарождается в современной России.
Много работал на радио и телевидении. В 2007-2014 годах был постоянным гостем радиопередачи «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы». С сентября 2009 года часто был в эфире радиостанции «Русская Служба Новостей», принимал участие в передачах «Солдат империи» и «Без вопросов».
В 2003-2009 годах – один из постоянных участников телевизионного ток-шоу Владимира Соловьёва «К барьеру!». С 2010 года – один из постоянных участников телевизионного ток-шоу Владимира Соловьёва «Поединок».
С 2013 года – один из ведущих рубрики «Реплика» на телеканале «Россия 24».
В 2014 году поддержал политику Владимира Путина по Украине и Крыму. О событиях на Украине Александр Проханов говорил: «Мы видим падение Украины. Кто-то может радоваться, кто-то может ликовать, но наблюдатель, знающий падение царств, видит, что падает украинское царство, не успев сформироваться, как государство. Оно летит в пропасть».
В 2014 году написал роман «Крым». Герой книги Александра Проханова отождествляется с новой жизнью полуострова, которая началась у Крыма после присоединения к России. В 2016 году вышла книга «Новороссия, кровью умытая». Роман стал своеобразной летописью последних событий в стране.
В мае 2015 года во время заседания пленума Союза писателей России в Белгороде внёс изображение, изготовленное по заказу Изборского клуба художниками из города Рыбинска, названое «Икона “Богоматерь Державная”», где был представлен И. В. Сталин в окружении советских военачальников, которое затем было принесено на Прохоровское поле для участия в торжествах по поводу знаменитого танкового сражения, где некий «Афонский иеромонах Афиноген» совершил перед ней литию. В официальном пресс-релизе Белгородской митрополии сообщалось, что это не икона, а картина, написанная в «иконописном стиле», никто из изображенных на ней персонажей не причислен Русской православной церковью к лику святых, а некоторые из них были откровенными гонителями церкви. В пресс-релизе указано также, что эта картина – своеобразный манифест и иллюстрация идей так называемой «гражданской религии», которая противостоит богооткровенной религии и Православной церкви.
«Сталин – это великий русский монарх. Одержав мистическую победу, он стал ещё и помазанником», – отмечал Проханов.
В августе 2017 года выступил одним из 20 подписантов письма президенту Франции Эмманюэлю Макрону с просьбой помиловать отбывающего тюремное заключение террориста Ильича Рамиреса Санчеса.
В феврале 2018 года Украина опубликовала список книг, запрещенных на ввоз из России. В него попал роман Проханова «Новороссия, кровью умытая».
Александр Проханов в программе “Судьба человека”
Личная жизнь Александра Проханова:
Жена – Людмила Константиновна Проханова (умерла в 2011 году). На момент их знакомства Людмила была художницей, позже посвятила себя семье и воспитанию детей.
Александр Андреевич рассказывал: “Это была моя единственная жена, других не было. Она родила мне троих детей. Была возвышенным человеком. Теперь, когда ее нет… она явилась мне в совершенно ином, хрустальном образе, в котором исчезло все, что было связано с земной жизнью, что раздражало, ссорило. Как гений чистой красоты… Я думаю о жене каждый день, мечтаю о встрече с ней. Полагаю, что она тоже об этом мечтает. И мы с ней, я думаю, очень скоро повидаемся”.
Дочь – Анастасия Проханова, окончила текстильный институт.
Старший сын – Василий Проханов, фотограф, автор-исполнитель песен.
Младший сын – Андрей Фефёлов, известный публицист.
Есть восемь внуков.
Александр Проханов с женой Людмилой и дочерью Анастасией
Людмила Проханова с детьми
Анастасия – дочь Александра Проханова
Увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует бабочек (в коллекции более 3 тысяч экземпляров).
Фильмография Александра Проханова:
2009 – Соха и крест Василия Белова (документальный)
Сценарии Александра Проханова:
1988 – Шурави
1988 – За всё заплачено
1991 – Ущелье духов
Экранизации произведений Александра Проханова:
1972 – Отчизна
1983 – Место действия
1988 – Шурави
1988 – За всё заплачено
1991 – Ущелье духов
2010 – Охотники за караванами
Библиография Александра Проханова:
1971 – Иду в путь мой
1971 – Письма о деревне
1972 – Неопалимый цвет
1974 – Желтеет трава
1975 – Во имя твое
1975 – Отблески Мангазеи
1976 – Кочующая роза
1977 – Время полдень
1980 – Место действия
1981 – Вечный город
1982 – Дерево в центре Кабула
1984 – В островах охотник
1984 – Горящие сады
1984 – Ядерный щит
1985 – И вот приходит ветер
1985 – На дальних рубежах
1985 – Светлей лазури
1988 – Там, в Афганистане
1989 – Рисунки баталиста
1989 – Записки на броне
1989 – 600 лет после битвы
1993 – Последний солдат империи (первоначальная версия)
1994 – Ангел пролетел
1995 – Дворец
1998 – Чеченский блюз
1999 – Красно-коричневый
1999 – Слово, пронесённое сквозь ад (сборник передовиц Проханова, рисунков Г. Животова и стихов Е. Нефёдова)
2002 – Африканист
2002 – Господин Гексоген
2003 – Последний солдат империи (окончательная версия)
2004 – Крейсерова соната
2005 – Хроника пикирующего времени (сборник передовиц газеты «Завтра»)
2005 – Надпись
2005 – Политолог
2006 – Седой солдат
2006 – Теплоход «Иосиф Бродский»
2006 – Симфония «Пятой империи»
2007 – За оградой Рублёвки
2007 – Выбор оружия (Африканист)
2007 – Матрица войны (В островах охотник)
2007 – Контрас на глиняных ногах (И вот приходит ветер)
2007 – Восточный бастион (Сон о Кабуле)
2007 – Среди пуль (Парламент в огне, Красно-коричневый)
2007 – Гибель красных богов (Последний солдат империи)
2007 – Пятая империя
2007 – Свой-чужой
2008 – Холм
2008 – ХАМАС – школа героев («ХАМАС – слава героям», «ХАМАС – хвала героям»)
2009 – Виртуоз
2010 – Око
2010 – Истребитель (первоначально «Скорость тьмы»)
2010 – Собрание сочинений: в 15 томах
2011 – Алюминиевое лицо
2011 – Хождение в огонь
2011 – Наскальная книга
2011 – Русский
2011 – Путин, в которого мы верили (Четыре цвета Путина)
2012 – Человек звезды
2012 – Поступь русской победы
2013 – Время золотое
2014 – Крым
2015 – Убийство городов
2016 – Губернатор
2016 – Новороссия, кровью умытая
2016 – Востоковед
2017 – Русский камень
2017 – Убить колибри
Награды и звания Александра Проханова:
– орден Трудового Красного Знамени (16.11.1984);
– орден Дружбы народов (10.05.1988);
– орден «Знак Почёта» (07.08.1981);
– премия Ленинского комсомола (1982) – за роман «Дерево в центре Кабула»;
– премия имени К. А. Федина (1980);
– Золотая медаль имени А. А. Фадеева (1987);
– премия МО СССР (1988);
– премии журналов «Знамя» (1984), «НС» (1990, 1998);
– Международная Шолоховская премия (1998);
– медаль «Защитнику Приднестровья»;
– премия «Честь имею» (2001);
– Бунинская премия (2009) – за подшивку передовиц газеты «Завтра» за 2008 год и сборник «Симфонии Пятой империи» 23 марта 2010 года в номинации «Лучший главный редактор/издатель общественно-политического средства массовой информации» награждён премией «Власть № 4» учреждённой Институтом общественного проектирования и «Клубом 4 ноября» (как главный редактор газеты «Завтра»);
– Всероссийская литературная премия им. Н. С. Лескова «Очарованный странник» (2012);
– Международная литературная премия «Белые журавли России» (2013);
– Премия «Золотой Дельвиг» (2013) – «За выдающийся вклад в русскую прозу и обогащение жанра политического романа»;
– Международная премия Ким Ир Сена (2016) – «за публицистическую деятельность, вносящую заметный вклад в создание мощной России, достижение глобальной независимости и мира, дружбы, единства, прогресса и процветания среди различных стран мира»;
– Медаль «За освобождение Крыма и Севастополя» (17 марта 2014) – за личный вклад в возвращение Крыма в Россию.
Источник