Проспер мериме биография личная жизнь
Биография
Француз Проспер Мериме известен нам как писатель. Его книги давно переведены на русский язык. По мотивам его произведений написаны оперы и сняты кинокартины. Однако он был также историком, этнографом, археологом и переводчиком, академиком и сенатором. Если читатель хочет погрузиться в прошлое, описанное подробно до мельчайших деталей, то произведения Мериме – хороший способ совершить путешествие во времени.
Детство и юность
Единственный сын богатых родителей родился в Париже 28 сентября 1803 года. Общим увлечением химика Жана Франсуа Леонора Мериме и его супруги, в девичестве Анны Моро, была живопись. За столом в гостиной собирались художники и литераторы, музыканты и философы. Разговоры об искусстве сформировали интересы мальчика: он с большим вниманием рассматривал картины и увлеченно читал сочинения вольнодумцев XVIII века.
Проспер Мериме в детстве
Он свободно владел латынью и с раннего детства говорил по-английски. Англофильство было традицией в семье. Прабабушка Проспера, Мари Лепренс де Бомон, семнадцать лет прожила в Англии. Его бабушка Моро вышла замуж в Лондоне. В дом захаживали молодые англичане, бравшие у Жана Франсуа Леонора частные уроки живописи.
Несколько лет раннего детства Проспер провел в Далмации, где его отец состоял при маршале Мармоне. Эта деталь биографии писателя объясняет глубокое и эмоциональное восприятие им народной поэзии, мотивы которой Мериме вплел в творчество. В восемь лет Проспер экстерном поступил в седьмой класс Императорского лицея, а после выпуска по настоянию отца изучал право в Сорбонне.
Проспер Мериме в молодости
Отец мечтал о карьере адвоката для сына, но юноша отнесся к этой перспективе без восторга. Окончив университет, молодой Мериме был назначен секретарём графа д’Аргу, одного из министров июльской монархии. Позже стал главным инспектором исторических памятников Франции. Изучение памятников искусства и архитектуры стимулировало творческую энергию писателя и служило источником вдохновения.
Литература
Путь в литературе Проспер Мериме начал с мистификации. Автором сборника пьес была названа испанка Клара Гасуль, не существовавшая в реальности. Вторая книга Мериме – сборник сербских народных песен «Гузла». Как оказалось, автор текстов не собирал их в Далмации, а попросту сочинил. Подделка Мериме оказалось столь талантливой, что ввела в заблуждение даже Мицкевича и Пушкина.
Проспер Мериме в молодости
Историческая драма «Жакерия» уже не ставила задачи ввести читателя в заблуждение, а рисовала картину средневекового крестьянского восстания во всех неприглядных подробностях. Столь же детально и реалистично описана борьба за власть феодалов и клерикалов в «Хронике царствования Карла IX» – единственном романе писателя. Мировую славу Просперу Мериме принесли новеллы.
Иллюстрация к книге Проспера Мериме «Кармен»
Наиболее известна читателю «Кармен». Рассказ из жизни свободолюбивых испанских цыган был переложен для сцены, дополнен музыкой и красочными танцами, экранизирован. Красивая история трагичной любви цыганки и испанца до сих пор волнует читателей и зрителей. Не менее ярко выписаны образы в остальных «народных» и «экзотических» новеллах. Например, беглый раб в «Таманго».
Проспер Мериме
Путешествуя по Европе, Мериме тонко подмечал характерные национальные черты народов и наделял ими персонажей. Корсиканцы вдохновили его на создание «Маттео Фальконе» и «Коломбы». Сюжет «Венеры Илльской» писатель тоже задумал в путешествии. Создание мистической атмосферы далось автору нелегко, но он справился с работой блестяще. Этот рассказ Проспер Мериме называл своим шедевром.
Личная жизнь
Проспер Мериме не был женат и всю жизнь пользовался положением холостяка. Многие подробности любовных похождений писателя открылись любознательным читателям уже после его смерти. Друзья и любовницы опубликовали сохранившуюся переписку, открыв секреты, которые, впрочем, Проспер никогда особенно не скрывал. Разгульные похождения молодого повесы в компании со Стендалем создали Мериме дурную репутацию.
Валентина Жозефина Делесер
Дольше всего продлилась любовная связь с Шарлоттой Мари Валентиной Жозефиной Делесер. Жена банкира Габриэля Делесера, мать двоих детей, одаривала Проспера своей благосклонностью с начала тридцатых годов до 1852 г. Одновременно с этой связью развивался роман с Жени (Жанной Франсуазой) Дакен, ставшей знаменитой благодаря изданию сохранившихся у нее писем писателя.
Завязала переписку девушка. Желая познакомиться с известным писателем, она сочинила письмо от имени вымышленной леди Алджернон Сеймур, задумавшей проиллюстрировать «Хронику царствования Карла IX». Мериме попался на приманку. Предвкушая очередную интрижку, вступил в переписку с незнакомкой, попутно у своих английских друзей пытаясь выяснить ее личность.
Проспер Мериме и Женни Дакен
После нескольких месяцев переписки, 29 декабря 1832 года Мериме встретился с таинственной незнакомкой в Булони. Знакомство с Женни Дакен Мериме скрывал. Только близкие друзья, Стендаль и Саттон Шарп, были в курсе. С одной стороны, не хотел компрометировать приличную девушку из буржуазной семьи, с другой – «официальная» любовница у него уже была. Мимолетная интрижка между Проспером и Женни со временем переросла в близкую дружбу, которую прервала смерть писателя.
В 50-е годы Мериме был очень одинок. После смерти отца он пятнадцать лет прожил вдвоем с матерью. В 1852 году Анна Мериме умерла. Отношения с Валентиной Делесер в том же году закончились окончательным разрывом. Кипучая творческая энергия начала иссякать. Пришла старость.
Смерть
В 60-е годы здоровье Мериме ухудшается. Его беспокоят приступы удушья (астма), отекают ноги, болит сердце. В 1867 году из-за прогрессирующей болезни писатель поселился в Каннах, где и умер тремя годами позднее – 23 сентября 1870 года. Мрачные предчувствия одолевали его перед смертью. 19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии, Мериме ожидал катастрофы и не хотел ее видеть.
Могила Проспера Мериме
В Париже сгорели его архив и библиотека, а оставшиеся вещи растащили и продали слуги. Похоронен Проспер Мериме на кладбище Гран-Жас. После смерти писателя вышел сборник «Последние новеллы», лучшим из которых критики называют рассказ «Голубая комната». Стала достоянием читателей и личная переписка.
Библиография
Роман
- 1829 — «Хроника царствования Карла IX»
Новеллы
- 1829 — «Маттео Фальконе»
- 1829 — «Таманго»
- 1829 — «Взятие редута»
- 1829 — «Федериго»
- 1830 — «Партия в триктрак»
- 1830 — «Этрусская ваза»
- 1832 — «Письма из Испании»
- 1833 — «Двойная ошибка»
- 1834 — «Души чистилища»
- 1837 — «Венера Илльская»
- 1840 — «Коломба»
- 1844 — «Арсена Гийо»
- 1844 — «Аббат Обен»
- 1845 — «Кармен»
- 1846 — «Переулок Госпожи Лукреции»
- 1869 — «Локис»
- 1870 — «Джуман»
- 1871 — «Голубая комната»
Пьесы
- 1825 — «Театр Клары Газуль»
- 1828 — «Жакерия»
- 1830 — «Недовольные»
- 1832 — «Заколдованное ружье»
- 1850 — «Два наследства или Дон-Кихот»
- 1853 — «Дебют авантюриста»
Прочее
- 1827 — «Гусли»
- 1829 — «Жемчужина Толедо»
- 1832 — «Бан Хорватии»
- 1832 — «Умирающий гайдук»
- 1835 — «Заметки о путешествии по югу Франции»
- 1836 — «Заметки о путешествии по западу Франции»
- 1837 — «Этюд о религиозной архитектуре»
- 1838 — «Заметки о путешествии в Овернь»
- 1841 — «Заметки о путешествии на Корсику»
- 1841 — «Опыт о гражданской войне»
- 1845 — «Исследования по римской истории»
- 1847 — «История дона Педро I, короля Кастилии»
- 1850 — «Анри Бейль (Стендаль)»
- 1851 — «Русская литература. Николай Гоголь»
- 1853 — «Эпизод из русской истории. Лжедмитрий»
- 1853 — «Мормоны»
- 1856 — «Письма к Паницци»
- 1861 — «Восстание Стеньки Разина»
- 1863 — «Богдан Хмельницкий»
- 1865 — «Казаки Украины и их последние атаманы»
- 1868 — «Иван Тургенев»
- 1873 — «Письма к незнакомке»
Источник
Проспер Мериме – французский писатель и переводчик, один из первых во Франции мастеров новеллы, историк, этнограф и археолог – родился 28 сентября 1803 года в Париже в семье химика и живописца Жана Франсуа Леонора Мериме.
После окончания курса юридических наук в Париже, был назначен секретарём графа д’Аргу, одного из министров июльской монархии, а затем главным инспектором исторических памятников Франции, до сих пор их список носит его имя. На этом посту Мериме много способствовал сохранению исторических памятников. Именно Мериме оценил рисунки и обмеры исследователя готики Виолле-ле-Дюка и привлек его к реставрационной работе, благодаря которой «варварский» стиль был реабилитирован, а мы сегодня видим шедевры французской средневековой архитектуры без «наслоений», добавленных зданиям в годы увлечения классицизмом.
Во время своего первого путешествия в Испанию в 1830 подружился с графом де Теба и его женой, дочь которых стала впоследствии французской императрицей Евгенией. В качестве старого друга этого семейства Мериме был во время Второй империи близким человеком при тюильрийском дворе. Императрица Евгения питала к нему сердечную привязанность и относилась как к отцу. В 1853 Мериме был возведён в звание сенатора и пользовался полным доверием и личной дружбой Наполеона III.
Служебная карьера и политика играли, впрочем, второстепенную роль в жизни и деятельности такого писателя-художника, каким по призванию был Мериме. Ещё изучая право в Париже, он подружился с Ампером и Альбером Штапфером. Последний ввёл его в дом своего отца, собиравшего у себя кружок людей, преданных наукам и искусствам. На его литературных вечерах бывали не одни французы, но также англичане, немцы и даже русские.
У Штапфера Мериме сошёлся и подружился со Стендалем и Делеклюзом, заведовавшим отделом критики в «Revue de Paris». Литературные вкусы и взгляды Мериме сложились под влиянием Штапферов и кружка Делеклюза. От них он заимствовал интерес к изучению литератур других народов. Универсальность литературного образования Мериме заметно выделяла его из среды других французских писателей того времени. Особенный интерес он питал к России, Корсике и Испании. Больше, чем отшлифованная по общему шаблону жизнь мегаполисов, его влекли дикие, самобытные нравы, сохранившие национальную самобытность и яркий цвет старины.
Проспер Мериме также участвовал в комиссии под председательством маршала Вайяна (1854). На комиссию была возложена работа по «собиранию, согласованию и опубликованию переписки Наполеона I, относящейся к различным областям государственных интересов». В 1858 было опубликовано 15 томов (охватывали период с 1793 г. по 1807), которые были встречены критикой. В 1864 была созвана новая комиссия, работать в которой Мериме отказался из-за размолвок с маршалом.
На литературном поприще Мериме дебютировал когда ему было всего 20 лет. Первым его опытом была историческая драма «Кромвель». Она заслужила горячие похвалы Стендаля, как смелое отступление от классических правил единства времени и действия. Несмотря на одобрение кружка друзей, Мериме остался недоволен своим первым произведением, и оно не попало в печать. Впоследствии он написал несколько драматических пьес и напечатал их под заглавием «Театр Клары Гасуль», заявив в предисловии, что автором пьес является неизвестная испанская актриса странствующего театра. Вторая публикация Мериме, его знаменитая «Гусли» (Guzla), сборник народных песен, также была весьма удачной мистификацией.
В 1828-1829 выходят драмы «Жакерия» и «Семейство Карвахаля», исторический роман «Хроника времён Карла IX» и новелла «Маттео Фальконе». Мериме в это время деятельно сотрудничал в изданиях «Revue de Paris» и «National». Отшлифованная по общему шаблону жизнь больших городов, центров цивилизации, была противна Мериме. В конце 1839 он предпринял поездку на Корсику. Результатом этой поездки были путевой журнал и повесть «Коломба».
Благодаря успеху основанной на ней оперы Жоржа Бизе из всех произведений Мериме, пожалуй, наиболее известна новелла «Кармен», значительная часть которой посвящена описанию нравов цыган.
Мериме издал несколько сочинений по истории Греции, Рима и Италии, основанных на изучении источников. Его история дона Педро I, короля Кастилии, пользовалась уважением даже среди специалистов.
Последняя новелла, изданная при жизни Мериме, – «Локис», действие которой происходит в Литве. После смерти Мериме изданы «Последние новеллы», где мистическое происшествие получает обыденное истолкование, и его письма. В 1873 были изданы «Письма к незнакомке» (Lettres à une inconnue).
Проспер Мериме умер 23 сентября 1870 года в Каннах, где похоронен на кладбище Гран-Жас.
Произведения:
Роман:
1829 – «Хроника царствования Карла IX» (Chronique du règne de Charles IX)
Новеллы:
1829 – «Маттео Фальконе» (Mateo Falcone)
1829 – «Таманго» (Tamango)
1829 – «Видение Карла XI» (Vision de Charles XI)
1829 – «Взятие редута» (L’enlèvement de la redoute)
1829 – «Федериго» (Federigo)
1830 – «Партия в триктрак» (La partie de trictrac)
1830 – «Этрусская ваза» (Le vase étrusque)
1832 – «Письма из Испании» (Lettres d’Espagne)
1833 – «Двойная ошибка» (La double méprise)
1834 – «Души чистилища» (Les âmes du Purgatoire)
1837 – «Венера Илльская» (La Vénus d’Ille)
1840 – «Коломба» (Colomba),
1844 – «Арсена Гийо» (Arsène Guillot)
1844 – «Аббат Обен» (L’Abbé Aubain)
1845 – «Кармен» (Carmen)
1846 – «Переулок Госпожи Лукреции» (Il vicolo di madama Lucrezia)
1869 – «Локис» (Lokis)
1870 – «Джуман» (Djoûmane)
1871 – «Голубая комната» (Chambre bleue)
Пьесы:
1825 – «Театр Клары Газуль» (Théâtre de Clara Gazul), сборник пьес
1828 – «Жакерия» (La Jacquerie), историческая драма-хроника
1830 – «Недовольные» (Les Mécontents), пьеса
1832 – «Заколдованное ружье» (Le Fusil enchanté), пьеса
1850 – «Два наследства или Дон-Кихот» (Les deux héritages ou Don Quichotte), комедия
1853 – «Дебют авантюриста» (Débuts d’un aventurier), пьеса
Путевые заметки:
1835 – Заметки о путешествии по югу Франции (Notes d’un voyage dans le Midi de France)
1836 – Заметки о путешествии по западу Франции (Notes d’un voyage dans l’Ouest de la France)
1838 – Заметки о путешествии в Овернь (Notes d’un voyage en Auvergne)
1841 – Заметки о путешествии на Корсику (Notes d’un voyage en Corse)
Работы по истории и литературе:
Опыт о гражданской войне (Essai sur la guerre sociale), 1841
Исследования по римской истории (Études sur l’histoire romaine), 1845
История дона Педро I, короля Кастилии (Histoire de Don Pèdre Ier, roi de Castille), 1847
Анри Бейль (Стендаль) (Henry Beyle (Stendhal), 1850
Русская литература. Николай Гоголь (La Littérature en Russie. Nicolas Gogol), 1851
Эпизод из русской истории. Лжедмитрии (Épisode de l’Histoire de Russie. Les Faux Démétrius), 1853
Мормоны (Les Mormons), 1853
Восстание Стеньки Разина (La Révolte de Stanka Razine), 1861
Казаки Украины и их последние атаманы (Les Cosaques de l’Ukraine et leurs derniers attamans), 1865
Иван Тургенев (Ivan Tourguénef), 1868
Прочее:
1827 – Гусли (La Guzla)
1829 – Жемчужина Толедо (La Perle de Tolède), баллада
1832 – Бан Хорватии (Le Ban de Croatie), баллада
1832 – Умирающий гайдук (Le Heydouque mourant), баллада
1837 – «Этюд о религиозной архитектуре» (Essai sur l’architecture religieuse)
1856 – Письма к Паницци
1863 – эссе «Богдан Хмельницкий» (Bogdan Chmielnicki)
1873 – Письма к незнакомке (Lettres à une inconnue)
Биография
Произведения
- Жемчужина Толедо
- Таманго
- Этрусская ваза
Критика
- Драма Проспера Мериме «Кромвель»
- О специфике жанра «Душ чистилища» Мериме
- «Оригинальный и острый писатель» (К 175-летию со дня рождения Проспера Мериме)
Ключевые слова: Проспер Мериме,Prosper Mérimée,романтизм,биография Проспера Мериме,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,французская литература 19 в,жизнь и творчество Проспера Мериме
Источник
Проспер Мериме, биография и творчество которого представлены в этой статье, – один из ярчайших новеллистов XIX века. Благодаря своей образованности он заметно отличался от современных ему французских писателей. Но стереотипная жизнь в центре цивилизации не могла прельщать такого любознательного и энергичного человека, каким был Проспер Мериме. Биография создателя «Кармен» содержит несколько лет, проведенных вдали от родины. Большую часть произведений он посвятил жителям провинциальных городков Испании и Франции.
Ранние годы
Проспер Мериме, краткая биография которого изложена ниже, был не только талантливым писателем и драматургом, но и исследователем, написал несколько сочинений по истории античности, внес существенный вклад в культуру Франции.
Он родился в самом начале девятнадцатого столетия. От отца будущий писатель унаследовал скептицизм и любовь к творчеству. В детстве не думал о занятиях литературой Проспер Мериме. Краткая биография его фиксирует годы учебы на юридическом факультете. После окончания он был назначен инспектором исторических памятников. Но если верить биографам, именно будучи студентом, он понял, что настоящим его призванием является филология. Он изучил английский, греческий, испанский языки. А для того чтобы читать в оригинале Пушкина, французский новеллист, будучи поклонником творчества поэта, овладел и русским языком.
Начало творческого пути
С чего начал свою литературную деятельность Проспер Мериме? Биография его, как правило, упоминает сборник пьес «Театр Клары Газуль», с которой он якобы и начал свой творческий путь. В действительности же, первое драматургическое произведение французский классик создал раньше.
Просперу едва исполнилось девятнадцать лет, когда на суд коллег и друзей (среди которых был и Стендаль) он представил довольно смелую по тем временам пьесу. В начале девятнадцатого столетия французская драматургия начала тяготиться жесткими канонами классицизма. Но даже в таких условиях произведение начинающего драматурга показалось коллегам чрезвычайно смелым, необычным. Они одобрили пьесу, которую написал молодой Проспер Мериме. Биография его все же говорит о более позднем литературном дебюте. Произведение, которое чрезвычайно понравилось Стендалю, Мериме решил не публиковать, поскольку посчитал его далеким до совершенства.
Инспектор исторических памятников
Благодаря этой должности Проспер Мериме, биография которого повествует о многочисленных странствиях, имел возможность много ездить по стране. Но наслаждаться провинциальными пейзажами он научился позже, в более зрелом возрасте. А по окончании университета Мериме издал сборник пьес под названием «Театр Клары Газуль». Но издал он его под псевдонимом.
Клара Газуль
Кем характеризовали современники писателя и драматурга по имени Проспер Мериме? Биография его гласит, что среди друзей эта выдающаяся личность значительно выделялась. Мериме любил не только путешествия и приключения, но и мистификации. Так, первый сборник, изданный им, подписан был женским именем. А на обложке красовался портрет Мериме, но в женском облике.
Иакинф Магланович
Что еще неожиданного может поведать биография Проспера Мериме? Интересные факты относятся к ранним периодам его жизни. Если первый свой сборник Мериме опубликовал под именем некой Клары Газуль, то на обложке второй книги можно было увидеть псевдоним Иакинф Магланович. Это было собрание иллирийских баллад под названием «Гусли», повествующих о ведьмах, вампирах и прочей чертовщине. Книга наделала много шума в Европе, сегодня же считается ловкой и остроумной имитацией народной поэзии западных славян.
Историческая литература
В дальнейшем Мериме публиковал книги уже под своим именем. Он представил на суд читателей произведения на историческую тему – «Жакерия» и «Хроника времена Карла XIX». А затем Мериме увлек своих поклонников в далекие страны. Новелла «Маттео Фальконе» – жестокая история из корсиканской жизни. «Взятие редута» – произведение, посвященное стойкости русских в войне с Наполеоном. И, наконец, «Таманго» – проникнутый негодованием рассказ о торговле африканскими рабами.
При дворе
В 1830 году Мериме много путешествовал по милой ему сердцу Испании. Здесь он познакомился с графом де Теба и его супругой. Дочь их – Евгения – впоследствии стала французской императрицей. Девушка с ранних лет питала к Мериме теплые чувства. А потому писатель со временем стал «своим» при дворе. К сорока годам он был удостоен звания сенатора и пользовался полным доверием Наполеона III. Политика и карьера не могли играть первостепенную роль в жизни Проспера Мериме, но отнимали много времени. Возможно, именно поэтому за десять лет он написал всего три произведения.
Жорж Санд
В 1844 году в свет вышла новелла «Арсена Гийо». В ней автор показал нравственное превосходство падшей женщины над аристократкой, чем вызвал в обществе большой скандал. Поводом для пересудов стал и роман Мериме с писательницей Жорж Санд. Он ухаживал за ней в течение двух лет. И все-таки смог пробудить в душе эмансипированной и разочаровавшейся в мужчинах женщине чувства. Но у этого романа не было продолжения. Впоследствии Мериме утверждал, что полное отсутствие стыдливости у своей возлюбленной убило в нем всякое желание.
«Кармен»
В 1845 году увидело свет самое известное произведение Мериме. «Кармен» легла в основу знаменитой одноименной оперы. В новелле идет речь о страстной любви бывшего офицера, а ныне контрабандиста по имени Хосе, к хитрой и жестокой цыганке Карменсите. В произведении особое внимание Мериме уделил нравам и обычаям свободолюбивого народа. Девушку, которая не желает покориться, убивает Хосе. Новелла Мериме была множество раз экранизирована. По мнению литературоведов, такая тема французского писателя вдохновила после прочтения поэмы Пушкина «Цыгане». Но стоит сказать, что Мериме удалось создать образ, по силе не уступающий Дон Кихоту или Гамлету.
Последние годы
Последнее двадцатилетие Мериме почти не создавал художественных произведений. Он посвятил себя литературоведческой деятельности. Занимался переводами, написал несколько трудов, посвященных Гоголю, Пушкину. Именно Мериме обязаны французские читатели знакомством с русской литературой. В 1861 году он опубликовал публицистическое произведение, посвященное крестьянским восстаниям в России. Среди других книг, тема которых затрагивает русскую культуру: «Эпизод из русской истории», «Иван Тургенев», «Николай Гоголь».
Другие произведения
Мериме создал шесть драматургических произведений и более двадцати новелл. Кроме того, он опубликовал несколько сочинений, посвященных путешествиям. Новеллы Проспера Мериме:
- «Федериго».
- «Партия в триктрак».
- «Письма из Испании».
- «Этрусская ваза».
- «Души чистилища».
- «Двойная ошибка».
- «Венера Илльская».
- «Аббат Обен».
- «Коломба».
Среди произведений, написанных Мериме для театра, стоит назвать «Заколдованное ружье», «Недовольные», «Дебют авантюриста».
«Локис» – последнее произведение, которое опубликовал Проспер Мериме.
Биография (смерть)
В 1870 году, в Каннах, ушел из жизни великий французский писатель Проспер Мериме. На его могильном камне установлена табличка с надписью: «С любовью и извинениями. Жорж Санд». Уже после смерти писателя вышли еще две его новеллы: «Голубая комната», «Джуман». А еще спустя пять лет мир с восхищением внимал драматической истории цыганки, воплощенную Безе в музыке.
Источник