Пушкин отцы и дети

Пушкин отцы и дети thumbnail

– Что, Петр, не видать еще? – спрашивал 20 мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками.

Слуга, в котором все: и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак нет-с, не видать».

– Не видать? – повторил барин.

– Не видать, – вторично ответствовал слуга.

Барин вздохнул и присел на скамеечку. Познакомим с ним читателя, пока он сидит, подогнувши под себя ножки и задумчиво поглядывая кругом.

Зовут его Николаем Петровичем Кирсановым. У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел «ферму», – в две тысячи десятин земли. Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль. Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу, о котором речь впереди, и воспитывался до четырнадцатилетнего возраста дома, окруженный дешевыми гувернерами, развязными, но подобострастными адъютантами и прочими полковыми и штабными личностями. Родительница его, из фамилии Колязиных, в девицах Agathe, а в генеральшах Агафоклея Кузьминишна Кирсанова, принадлежала к числу «матушек-командирш», носила пышные чепцы и шумные шелковые платья, в церкви подходила первая ко кресту, говорила громко и много, допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла, – словом, жила в свое удовольствие. В качестве генеральского сына Николай Петрович – хотя не только не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки – должен был, подобно брату Павлу, поступить в военную службу; но он переломил себе ногу в самый тот день, когда уже прибыло известие об его определении, и, пролежав два месяца в постели, на всю жизнь остался «хроменьким». Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской. Он повез его в Петербург, как только ему минул восемнадцатый год, и поместил его в университет. Кстати, брат его о ту пору вышел офицером в гвардейский полк. Молодые люди стали жить вдвоем, на одной квартире, под отдаленным надзором двоюродного дяди с материнской стороны, Ильи Колязина, важного чиновника. Отец их вернулся к своей дивизии и к своей супруге и лишь изредка присылал сыновьям большие четвертушки серой бумаги, испещренные размашистым писарским почерком. На конце этих четвертушек красовались старательно окруженные «выкрутасами» слова: «Пиотр Кирсаноф, генерал-майор». В 1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом,[1] Кандидат – лицо, сдавшее специальный «кандидатский экзамен» и защитившее специальную письменную работу по окончании университета, первая ученая степень, установленная в 1804 г. и в том же году генерал Кирсанов, уволенный в отставку за неудачный смотр, приехал в Петербург с женою на житье. Он нанял было дом у Таврического сада и записался в Английский клуб,[2] Английский клуб – место собрания состоятельных и родовитых дворян для вечернего времяпрепровождения. Здесь развлекались, читали газеты, журналы, обменивались политическими новостями и мнениями и т.п. Обычай устраивать такого рода клубы заимствован в Англии. Первый английский клуб в России возник в 1700 году. но внезапно умер от удара. Агафоклея Кузьминишна скоро за ним последовала: она не могла привыкнуть к глухой столичной жизни; тоска отставного существованья ее загрызла. Между тем Николай Петрович успел, еще при жизни родителей и к немалому их огорчению, влюбиться в дочку чиновника Преполовенского, бывшего хозяина его квартиры, миловидную и, как говорится, развитую девицу: она в журналах читала серьезные статьи в отделе «Наук». Он женился на ней, как только минул срок траура, и, покинув министерство уделов, куда по протекции отец его записал, блаженствовал со своею Машей сперва на даче около Лесного института, потом в городе, в маленькой и хорошенькой квартире, с чистою лестницей и холодноватою гостиной, наконец – в деревне, где он поселился окончательно и где у него в скором времени родился сын Аркадий. Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичным двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством, а Аркадий рос да рос – тоже хорошо и тихо. Десять лет прошло как сон. В 47-м году жена Кирсанова скончалась. Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель; собрался было за границу, чтобы хотя немного рассеяться… но тут настал 48-й год.[3]« …но тут настал 48-й год ». – 1848 год – год февральской и июньской революций во Франции. Страх перед революцией вызвал со стороны Николая I крутые меры, в том числе запрет выезда за границу. Он поневоле вернулся в деревню и после довольно продолжительного бездействия занялся хозяйственными преобразованиями. В 55-м году он повез сына в университет; прожил с ним три зимы в Петербурге, почти никуда не выходя и стараясь заводить знакомства с молодыми товарищами Аркадия. На последнюю зиму он приехать не мог, – и вот мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного: он ждет сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата.

Слуга, из чувства приличия, а может быть, и не желая остаться под барским глазом, зашел под ворота и закурил трубку. Николай Петрович поник головой и начал глядеть на ветхие ступеньки крылечка: крупный пестрый цыпленок степенно расхаживал по ним, крепко стуча своими большими желтыми ногами; запачканная кошка недружелюбно посматривала на него, жеманно прикорнув на перила. Солнце пекло; из полутемных сеней постоялого дворика несло запахом теплого ржаного хлеба. Замечтался наш Николай Петрович. «Сын… кандидат… Аркаша…» – беспрестанно вертелось у него в голове; он пытался думать о чем-нибудь другом, и опять возвращались те же мысли. Вспомнилась ему покойница-жена… «Не дождалась!» – шепнул он уныло… Толстый сизый голубь прилетел на дорогу и поспешно отправился пить в лужицу возле колодца. Николай Петрович стал глядеть на него, а ухо его уже ловило стук приближающихся колес…

– Никак, они едут-с, – доложил слуга, вынырнув из-под ворот.

Николай Петрович вскочил и устремил глаза вдоль дороги. Показался тарантас, запряженный тройкой ямских лошадей; в тарантасе мелькнул околыш студентской фуражки, знакомый очерк дорогого лица…

– Аркаша! Аркаша! – закричал Кирсанов, и побежал, и замахал руками… Несколько мгновений спустя его губы уже прильнули к безбородой, запыленной и загорелой щеке молодого кандидата.

Источник

«Отцы и дети» — роман И.С. Тургенева написан в 1860-1861 гг.. Первая публикация состоялась в 1862 году. 

Исторический контекст романа «Отцы и дети»

Иван Тургенев стал одним из первых писателей, которые в середине XIX века заметили и описали смену одного поколения российского общества другим. Написание и публикация романа пришлись на переломный для Российской империи момент: общественность разделилась на два лагеря, между которыми вспыхнула нешуточная борьба, и найти компромисс не представлялось возможным. Автор ясно видел, что время «отцов» подходило к концу, однако старшее поколение не желало сдавать свои позиции, уступать место под солнцем молодежи, признавать, что наступает новая эпоха с новыми ценностями. Писателю удалось ярко и образно изобразить смену одной идеологии на другую. Роман «Отцы и дети» проиллюстрировал процесс отживания дворянства, на смену которого пришли люди «нового времени».

Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.

Этапы работы на романом

Первый замысел будущего произведения возник у Ивана Сергеевича в 1860 году, когда писатель находился в Англии. Тургенев полагал, что он напишет небольшую повесть, о романе от тогда не помышлял. Однако последующая работа над рукописью привела его к мысли, что только жанр романа может в полной мере отразить те глобальные мысли, которые автор хотел донести до читателей.

Через несколько месяцев Иван Тургенев перебрался из Англии в Париж и там составил подробный план будущего произведения, прописав весь сюжет до мельчайших деталей. К весне 1861 года первая половина романа была завершена. 

Однако вскоре работа застопорилась, и писатель понял, что заграницей он не сможете завершить произведение, полностью посвященное России. В мае 1861 года он возвращается на родину и там, в течение пары месяцев заканчивает роман. 

Июль Тургенев посвятил чтению рукописи своим друзьям. Те давали писателю обратную связь, на основе которой Иван Сергеевич вносил правки. На эту работу ушло еще три месяца работы. 

Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.

Публикация романа «Отцы и дети»

Первый раз «Отцы и дети» публиковались частями в журнале «Русский вестник». После чего Тургенев дописал памятное посвящение Виссариону Григорьевичу Белинскому и выпустил роман отдельным изданием в сентябре 1862 года. 

Николай Добролюбов и его роль в романе

Николай Александрович Добролюбов – поэт, публицист и литературный критик – сыграл значительную роль в создании «Отцов и детей». Добролюбов был на 18 лет моложе Тургенева и, фактически, в их фигурах и произошло столкновение двух поколений, двух противоположных взглядов на жизнь. 

Началось все с того, что Николай Александрович опубликовал в журнале «Современник», где тогда активно печатался и Иван Сергеевич, свою рецензию на роман Тургенева «Накануне». Критика публициста шла в разрез с замыслом писателя, и раздосадованный Тургенев поставил редактору журнала ультиматум: либо Добролюбов, либо он. Николай Некрасов, возглавлявший на тот момент издание, после долгих колебаний выбрал молодого литератора, считая, что за ним будущее. 

Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.

Многие современники Тургенева считали, что Н. Добролюбов и стал прототипом Евгения Базарова в «Отцах и детях». Но сам автор отрицал это предположение. Иван Сергеевич оставил подробные воспоминания о человеке, с которого он списал своего главного героя. Это был молодой врач, которого писатель встретил на железнодорожном вокзале в Англии. Писатель и доктор в ожидании поезда беседовали всю ночь, и идеи именно этого человека Иван Сергеевич вложил в уста своего книжного Евгения Базарова. Кроме того, Тургенев подробно изучил труды нигилистов и дополнил образ своего центрального героя главными идеями представителей этого направления. 

Краткое содержание романа «Отцы и дети»

Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.

Окончив университетское обучение домой к родителям возвращается Аркадий Кирсанов. Вместе с ним приезжает погостить у друга его товарищ по учебе Евгений Базаров. Отец Аркадия Николай Петрович столь рад видеть сына, что с распростертыми объятиями принимает и его друга. Но вскоре выясняется, что резко нигилистические взгляды Базарова вызывают раздражение у брата хозяина дома Павла Петровича Кирсанова – блестящего аристократа и приверженца традиционных устоев. Евгений и старшие Кирсановы регулярно ведут ожесточенные споры на злободневные вопросы. При этом обе стороны остаются глухи к доводам оппонентов, слыша в этих разговорах лишь себя. 

В поездке Базаров знакомится с молодой вдовой Анной Одинцовой. Мужчина, отрицавший любовь как таковую, ловит себя на сердечной привязанности к этой умной и красивой женщине. Аркадий также испытывает симпатию к Анне Сергеевне, на почве влюбленности друзья отдаляются друг от друга. Но вскоре Аркадий влюбляется в сестру Анны Одинцовой Катеньку, отрекается от своих нигилистических взглядов в пользу традиционной и понятной ему жизни и делает девушке предложение любви и сердца.

Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.

Базаров же, успев сразиться на дуэли с Павлом Петровичем, возвращается к родителям и берет на себя обязанности сельского лекаря. По неосторожности он заражается от больного тифом и понимает, что скоро покинет этот мир. Он отправляет к Анне Сергеевне просьбу о свидании, и та приезжает к нему. Евгений понимает, что в душе он большой романтик и ранее отрицал любовь лишь потому, что никогда до той поры не встречался с этим чувством. 

После смерти Базарова и старший, и младший Кирсановы счастливо устраивают свою личную жизнь. А за могилой нигилиста ухаживают лишь его престарелые родители. 

Тема романа

Иван Тургенев раскрывает в своем романе глобальную и многогранную тему отцов и детей. Причем подходит он к ней как со стороны известного конфликта между старшим и молодым поколением, так и со стороны приверженцев старых и новых взглядов на жизнь. Таким образом название «Отцы и дети» можно расшифровать не только как семейный конфликт, но и как непонимание двух поколений, столкновение различных типов мировоззрения. 

Пушкин отцы и детиИллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.

Базаров представляет собой представителя нового поколения, который мыслит прогрессивно, не желает слепо подчиняться традиционным устоям просто исходя из того, что «так положено». Он все подвергает сомнению, и если какая-то идея не выдерживает проверку на прочность, он ее смело и без сожаления отвергает. 

Основной посыл книги – заставить читателя задуматься, а какой тип мышления близок ему самому? Какую позицию выбирает каждый из нас: лениво и безропотно созерцать происходящее или активно бороться за новое будущее?

Пушкин отцы и детиПостановка МХАТ «Отцы и дети»

В одном из писем Иван Сергеевич так объяснял замысел романа: «Я вывел семейство Кирсановых как представителей передового дворянства. Но даже в их лицах вы без труда прочтете вялость, лень и ограниченность. Так вот я и хочу сказать: если сливки так плохи, что же там с молоком?». 

«Отцы и дети» в культуре

Пушкин отцы и детиКинофильм «Отцы и дети» 2008 год. Реж. Авдотья Смирнова

На сюжет романа «Отцы и дети» было поставлено множество театральных постановок как в России, так и за рубежом. В Советском Союзе и постсоветской России вышло пять одноименных художественных фильмов. Последний был представлен публике в 2008 году. Режиссером картины выступила Авдотья Смирнова, главные роли исполнили Александр Устюгов, Александр Скотников и Наталья Рогожкина. 

Поделиться новостью в Соцсетях:

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Источник

Биб­лей­ский сюжет. Иван Тур­ге­нев. «Отцы и дети»

I

— Что, Петр, не видать еще? — спра­ши­вал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низ­кое кры­лечко посто­я­лого двора на *** шоссе, барин лет сорока с неболь­шим, в запы­лен­ном пальто и клет­ча­тых пан­та­ло­нах, у сво­его слуги, моло­дого и щека­стого малого с бело­ва­тым пухом на под­бо­родке и малень­кими туск­лыми глазенками.

Слуга, в кото­ром все: и бирю­зо­вая сережка в ухе, и напо­ма­жен­ные раз­но­цвет­ные волосы, и учти­вые тело­дви­же­ния, сло­вом, все изоб­ли­чало чело­века новей­шего, усо­вер­шен­ство­ван­ного поко­ле­ния, посмот­рел снис­хо­ди­тельно вдоль дороги и ответ­ство­вал: “Никак нет‑с, не видать”.

— Не видать? — повто­рил барин.

— Не видать, — вто­рично ответ­ство­вал слуга.

Барин вздох­нул и при­сел на ска­ме­ечку. Позна­ко­мим с ним чита­теля, пока он сидит, подо­гнувши под себя ножки и задум­чиво погля­ды­вая кругом.

Зовут его Нико­лаем Пет­ро­ви­чем Кир­са­но­вым. У него в пят­на­дцати вер­стах от посто­я­лого дво­рика хоро­шее име­ние в две­сти душ, или, как он выра­жа­ется с тех пор, как раз­ме­же­вался с кре­стья­нами и завел “ферму”, — в две тысячи деся­тин земли. Отец его, бое­вой гене­рал 1812 года, полу­гра­мот­ный, гру­бый, но не злой рус­ский чело­век, всю жизнь свою тянул лямку, коман­до­вал сперва бри­га­дой, потом диви­зией и посто­янно жил в про­вин­ции, где в силу сво­его чина играл довольно зна­чи­тель­ную роль. Нико­лай Пет­ро­вич родился на юге Рос­сии, подобно стар­шему сво­ему брату Павлу, о кото­ром речь впе­реди, и вос­пи­ты­вался до четыр­на­дца­ти­лет­него воз­раста дома, окру­жен­ный деше­выми гувер­не­рами, раз­вяз­ными, но подо­бо­страст­ными адъ­ютан­тами и про­чими пол­ко­выми и штаб­ными лич­но­стями. Роди­тель­ница его, из фами­лии Коля­зи­ных, в деви­цах Agathe, а в гене­раль­шах Ага­фо­клея Кузь­ми­нишна Кир­са­нова, при­над­ле­жала к числу “мату­шек-коман­дирш”, носила пыш­ные чепцы и шум­ные шел­ко­вые пла­тья, в церкви под­хо­дила пер­вая ко кре­сту, гово­рила громко и много, допус­кала детей утром к ручке, на ночь их бла­го­слов­ляла, — сло­вом, жила в свое удо­воль­ствие. В каче­стве гене­раль­ского сына Нико­лай Пет­ро­вич — хотя не только не отли­чался храб­ро­стью, но даже заслу­жил про­звище тру­сишки — дол­жен был, подобно брату Павлу, посту­пить в воен­ную службу; но он пере­ло­мил себе ногу в самый тот день, когда уже при­было изве­стие об его опре­де­ле­нии, и, про­ле­жав два месяца в постели, на всю жизнь остался “хро­мень­ким”. Отец мах­нул на него рукой и пустил его по штат­ской. Он повез его в Петер­бург, как только ему минул восем­на­дца­тый год, и поме­стил его в уни­вер­си­тет. Кстати, брат его о ту пору вышел офи­це­ром в гвар­дей­ский полк. Моло­дые люди стали жить вдвоем, на одной квар­тире, под отда­лен­ным над­зо­ром дво­ю­род­ного дяди с мате­рин­ской сто­роны, Ильи Коля­зина, важ­ного чинов­ника. Отец их вер­нулся к своей диви­зии и к своей супруге и лишь изредка при­сы­лал сыно­вьям боль­шие чет­вер­тушки серой бумаги, испещ­рен­ные раз­ма­ши­стым писар­ским почер­ком. На конце этих чет­вер­ту­шек кра­со­ва­лись ста­ра­тельно окру­жен­ные “выкру­та­сами” слова: “Пиотр Кир­са­ноф, гене­рал-майор”. В 1835 году Нико­лай Пет­ро­вич вышел из уни­вер­си­тета кан­ди­да­том, и в том же году гене­рал Кир­са­нов, уво­лен­ный в отставку за неудач­ный смотр, при­е­хал в Петер­бург с женою на житье. Он нанял было дом у Таври­че­ского сада и запи­сался в англий­ский клуб, но вне­запно умер от удара. Ага­фо­клея Кузь­ми­нишна скоро за ним после­до­вала: она не могла при­вык­нуть к глу­хой сто­лич­ной жизни; тоска отстав­ного суще­ство­ва­нья ее загрызла. Между тем Нико­лай Пет­ро­вич успел, еще при жизни роди­те­лей и к нема­лому их огор­че­нию, влю­биться в дочку чинов­ника Пре­по­ло­вен­ского, быв­шего хозя­ина его квар­тиры, мило­вид­ную и, как гово­рится, раз­ви­тую девицу: она в жур­на­лах читала серьез­ные ста­тьи в отделе “Наук”. Он женился на ней, как только минул срок тра­ура, и, поки­нув мини­стер­ство уде­лов, куда по про­тек­ции отец его запи­сал, бла­жен­ство­вал со своею Машей сперва на даче около Лес­ного инсти­тута, потом в городе, в малень­кой и хоро­шень­кой квар­тире, с чистою лест­ни­цей и холод­но­ва­тою гости­ной, нако­нец — в деревне, где он посе­лился окон­ча­тельно и где у него в ско­ром вре­мени родился сын Арка­дий. Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти нико­гда не рас­ста­ва­лись, читали вме­сте, играли в четыре руки на фор­те­пьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблю­дала за пти­чьим дво­ром, он изредка ездил на охоту и зани­мался хозяй­ством, а Арка­дий рос да рос — тоже хорошо и тихо. Десять лет про­шло как сон. В 47‑м году жена Кир­са­нова скон­ча­лась. Он едва вынес этот удар, посе­дел в несколько недель; собрался было за гра­ницу, чтобы хотя немного рас­се­яться… но тут настал 48‑й год. Он поне­воле вер­нулся в деревню и после довольно про­дол­жи­тель­ного без­дей­ствия занялся хозяй­ствен­ными пре­об­ра­зо­ва­ни­ями. В 55‑м году он повез сына в уни­вер­си­тет; про­жил с ним три зимы в Петер­бурге, почти никуда не выходя и ста­ра­ясь заво­дить зна­ком­ства с моло­дыми това­ри­щами Арка­дия. На послед­нюю зиму он при­е­хать не мог, — и вот мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пух­лень­кого и немного сгорб­лен­ного: он ждет сына, полу­чив­шего, как неко­гда он сам, зва­ние кандидата.

Слуга, из чув­ства при­ли­чия, а может быть, и не желая остаться под бар­ским гла­зом, зашел под ворота и заку­рил трубку. Нико­лай Пет­ро­вич поник голо­вой и начал гля­деть на вет­хие сту­пеньки кры­лечка: круп­ный пест­рый цып­ле­нок сте­пенно рас­ха­жи­вал по ним, крепко стуча сво­ими боль­шими жел­тыми ногами; запач­кан­ная кошка недру­же­любно посмат­ри­вала на него, жеманно при­кор­нув на перила. Солнце пекло; из полу­тем­ных сеней посто­я­лого дво­рика несло запа­хом теп­лого ржа­ного хлеба. Замеч­тался наш Нико­лай Пет­ро­вич. “Сын… кан­ди­дат… Аркаша…” — бес­пре­станно вер­те­лось у него в голове; он пытался думать о чем-нибудь дру­гом, и опять воз­вра­ща­лись те же мысли. Вспом­ни­лась ему покой­ница-жена… “Не дожда­лась!” — шеп­нул он уныло… Тол­стый сизый голубь при­ле­тел на дорогу и поспешно отпра­вился пить в лужицу возле колодца. Нико­лай Пет­ро­вич стал гля­деть на него, а ухо его уже ловило стук при­бли­жа­ю­щихся колес…

— Никак они едут‑с, — доло­жил слуга, выныр­нув из-под ворот.

Нико­лай Пет­ро­вич вско­чил и устре­мил глаза вдоль дороги. Пока­зался таран­тас, запря­жен­ный трой­кой ямских лоша­дей; в таран­тасе мельк­нул око­лыш сту­дент­ской фуражки, зна­ко­мый очерк доро­гого лица…

— Аркаша! Аркаша! — закри­чал Кир­са­нов, и побе­жал, и зама­хал руками… Несколько мгно­ве­ний спу­стя его губы уже при­льнули к без­бо­ро­дой, запы­лен­ной и заго­ре­лой щеке моло­дого кандидата.

II

— Дай же отрях­нуться, папаша, — гово­рил несколько сип­лым от дороги, но звон­ким юно­ше­ским голо­сом Арка­дий, весело отве­чая на отцов­ские ласки, — я тебя всего запачкаю.

— Ничего, ничего, — твер­дил, уми­ленно улы­ба­ясь, Нико­лай Пет­ро­вич и раза два уда­рил рукою по ворот­нику сынов­ней шинели и по соб­ствен­ному пальто. — Покажи-ка себя, покажи-ка, — при­ба­вил он, ото­дви­га­ясь, и тот­час же пошел тороп­ли­выми шагами к посто­я­лому двору, при­го­ва­ри­вая: “Вот сюда, сюда, да лоша­дей поскорее”.

Источник