Раневская фаина георгиевна биография личная жизнь фото

Раневская фаина георгиевна биография личная жизнь фото thumbnail

Биография

Актриса Фаина Раневская покорила старую Россию и весь Советский Союз. Ее называли скандальной особой, язвительной дамой с искрометным юмором и философом с сигареткой в зубах. Ее боялись и боготворили одновременно, одни искали с ней встреч, а другие избегали. Такой всем запомнилась артистка, которая, прячась за незаурядной личностью, была одинокой и ранимой.

Детство и юность

Фаина Раневская (настоящее имя — Фанни Гиршевна Фельдман) родилась в богатой еврейской семье в конце августа 1896 года, по знаку зодиака Дева. На то время семейство Фельдман жило в собственном доме в Таганроге. Кроме Фаины, подрастали ещё четверо детей: сестра Изабелла Фельдман и трое братьев (один умер в младенчестве). Мама Фаины была домохозяйкой — воспитывала пятерых детей. Папа был влиятельным фабрикантом, владел производственным предприятием, имел магазин, дома и пароход.

Фаина не чувствовала себя счастливой в доме родителей, напротив, она страдала от одиночества. В детстве была робкой и неуверенной в себе, отчасти из-за того, что заикалась. Иногда это происходило и во взрослом возрасте в минуты волнения, но исключительно в обычной жизни, и никогда на сцене.

Очередное #редкоефото из коллекции Moscow Show

Фаина Раневская в молодости

Опубликовано Moscow Show Воскресенье, 12 июня 2016 г.

Фаина Раневская в молодости

Девочка мало общалась со сверстниками и даже упросила родителей забрать её из элитной женской гимназии, где чувствовала себя некомфортно и не любила учиться. С тех пор учителя приходили к Фельдманам на дом, и Фанни получила приличное образование. Девочка играла на фортепиано, пела, неплохо знала иностранные языки и запоем читала.

После 10 лет Фаина заинтересовалась кинематографом и театром. Огромное впечатление оказал на неё увиденный в 13 лет спектакль «Вишнёвый сад». Оно было настолько большим, что девочка экстерном сдала гимназические экзамены и начала ходить на занятия в театральную студию. Вскоре дочь сообщила, что собирается учиться на профессиональную актрису. Это было причиной, из-за которой у Фаины случился разрыв с родителями. Отец не общался с дочерью долгие годы. В 1915-м Фанни Фельдман уехала в столицу.

Личная жизнь

Личная жизнь Фаины Раневской оказалась несчастной. Она не была замужем. Женщина избегала мужчин из-за психологической травмы, полученной в молодости. Фанни влюбилась в актера труппы. Как ей казалось, он тоже ей симпатизировал. Когда девушка пригласила его в гости, он пришёл, но не один, а с женщиной, и попросил Фаину погулять. С тех пор Раневская и стала избегать всех связей, которые в перспективе могли причинить боль.

Не чувствовала себя одинокой Фаина Георгиевна совсем недолго. В 60-х годах к ней переехала родная сестра Белла, решив скоротать одиночество после смерти мужа с родным человеком. Но вскоре она заболела и умерла.

В СМИ писали об отношениях Раневской и маршала Федора Толбухина, в одних источниках пару называли влюбленными, в других просто друзьями. По какой причине их общение оборвалось, для всех остается загадкой.

Фаина Раневская и Павла Вульф

Фаина Раневская осталась одна. Единственной любовью она называла Павлу Вульф. Русская актриса не поступила в Московский художественный театр, поэтому работала в нижегородском и рижском театрах. Знакомство женщин состоялось в Ростове-на-Дону после революции, Вульф на долгие годы стала для Фаины учителем и верным другом.

Еще одной близкой подругой женщины была Татьяна Пельтцер. Советская актриса театра и кино никого к себе не подпускала, но с Раневской сразу нашла общий язык и интересы.

При этом Фаина жила не одна, при ней был друг, скрашивающий одиночество, это собака Мальчик. После смерти актрисы на её надгробии установили металлическую фигурку любимца.

В молодости внешностью Раневской восхищались (рост 180 см, пронзительный взгляд, темные волосы-каре). Держать горделивую осанку, представляя себя как особу со статусом, ей удавалось и в старости, что хорошо видно на фото, за это женщину продолжали любить, несмотря на взбалмошный характер.

Театр

В Москву Фанни приехала налегке: отец не дал дочери на проживание в столице ни копейки, ведь считал её желание стать артисткой глупой блажью. Немного денег тайком дала мама. Девушка сняла на Большой Никитской крошечную комнатушку и сразу почувствовала себя совершенно счастливой и свободной. В эти годы Фаина познакомилась с легендарными личностями, культовыми даже в то время поэтами Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Анной Ахматовой, Владимиром Маяковским. Тогда же встретилась с артистом Василием Качаловым и даже влюбилась в него.

К сожалению, Фаину не приняли в столичные театральные училища, и ей пришлось найти частную школу. Денег на оплату обучения не было. Не дала пропасть девушке известная артистка Екатерина Гельцер. Она похлопотала, чтобы девушку взяли в один из театров Подмосковья. Когда сезон летних театров закончился, Раневской пришлось искать себе другое место. Она успела понемногу поработать в театрах в Керчи, Кисловодске, Феодосии, Баку, Ростове и Смоленске.

Фаина Раневская и Марина Неёлова

Весна 1917 года принесла Фаине окончательный разрыв с родными. Семейство Фельдман эмигрировало. Но был и счастливый момент — девушку приняли в столичный Театр актёра. Наконец молодую актрису оценили по достоинству. Театральная биография Фаины Раневской началась со спектакля «Роман», где она сыграла роль Маргариты.

Потом последовали постановки, где артистка играла более заметных героинь. В спектакле «Вишнёвый сад» она примерила на себя образ Шарлотты. В этом театре Фаина Георгиевна служила до 1931 года. Потом перешла в более известный столичный Камерный театр, где вскоре дебютировала в «Патетической сонате».

В самом начале 50-х Фаина Раневская перешла в Театр им. Моссовета, где её пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссёров. У Раневской было собственное видение игры, и оно часто не совпадало с режиссёрским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», она полностью переписала её и сыграла на свой лад.

«Сестра Фаины Раневской, Изабелла, жила в Париже. В силу ряда обстоятельств она переехала в Советский Союз. В первый же…

Опубликовано Лучшие стихи великих поэтов. Литература Среда, 17 июля 2019 г.

Фаина Раневская и ее сестра Изабелла

При этом Фаина Георгиевна затмила даже исполнителей главных ролей, что никак не входило в планы ни самих артистов, ни постановщиков спектакля. Препирания и стычки с режиссёром Юрием Завадским позже нашли отражение в анекдотах и афоризмах, приписываемых острому языку Раневской. Тем не менее на этой сцене артистка появлялась четверть века.

Здесь она сыграла заметные роли. Зрители с удовольствием смотрели миссис Сэвидж в исполнении Раневской, аплодировали стоя Люси Купер в спектакле «Дальше — тишина». В 1978 году вышла телевизионная версия постановки. Вместе с ней главную роль исполнил Ростислав Плятт, он сыграл Барклея Купера.

Окончила Фаина Раневская театральный путь в Театре им. А. С. Пушкина, когда-то бывшем Камерном. С него начиналась её театральная биография, здесь и закончилась в 1963 году.

Фильмы

Впервые телезрители увидели Фаину Раневскую в роли колоритной госпожи Луазо в драме Михаила Ромма «Пышка». Это был 1934 год. Актрисе даже удалось побывать с этим спектаклем во Франции, куда труппу театра пригласил Ромен Роллан, чрезвычайно высоко оценивший спектакль.

В самом конце 30-х Раневская сыграла в трёх картинах, которые сделали ее узнаваемой. Артистка появилась в ролях супруги во всех этих лентах. В картине «Человек в футляре» она стала женой инспектора, в «Ошибке инженера Кочина» — супругой портного Гуревича. Ну и самая популярная жена появилась в «Подкидыше», где Раневская произнесла незабываемое и теперь уже крылатое выражение «Муля, не нервируй меня». Аришу в этом фильме сыграла Рина Зеленая, в жизни женщины не были подругами, скорее, их называли приятельницами.

Великие!
Любовь Орлова и Фаина Раневская

Опубликовано ВКинотеатрике Воскресенье, 14 мая 2017 г.

Любовь Орлова и Фаина Раневская

В годы войны Раневская вместе с труппой театра была эвакуирована и до 1943-го работала в Ташкенте. По возвращении в Москву ей предложили сыграть Мамашу в «Свадьбе» Исидора Анненского. В этой картине Раневская снялась с известными артистами Эрастом Гариным, Зоей Федоровой, Михаилом Яншиным, Верой Марецкой, Михаилом Пуговкиным и другими узнаваемыми актёрами. А в 1945-м она появилась в военной музыкальной комедии «Небесный тихоход», где исполнила роль врача, профессора медицины.

В 1947 году фильмография артистки пополнилась знаменитой комедией «Весна», в которой Раневская сыграла Маргариту Львовну. Орлова и Черкасов, исполнявшие главные роли в картине, и сама Фаина Георгиевна вмиг превратили фильм в один из самых популярных и кассовых.

В том же году артистка сыграла мачеху в «Золушке». Сценарист картины Евгений Шварц обожал Раневскую. Он позволил артистке вставлять бесподобные фразы. Эта работа считается лучшей в карьере Фаины Георгиевны.

Фаина Раневская и Татьяна Лазарева

Не меньше положительных отзывов имел советский фильм «Александр Пархоменко», снятый Леонидом Луковым. В 1962 году вышла новая режиссерская редакция картины, в ней Фаина Георгиевна сыграла тапершу в ресторане, исполнив романс «Пусть летят и кружат пожелтевшие листья…», при этом сидела за роялем, аккомпанируя себе.

В 1964-м она появилась в комедии «Легкая жизнь» вместе с Юрием Яковлевым. Сатирическую ленту снимал режиссер Вениамин Дорман. В ней Раневской удалось феноменально изобразить спекулянтку Маргариту Ивановну, которую называли «Королева Марго». В итоге фильм занял 17-е место в списке самых кассовых картин того года.

Последняя роль Раневской в кино — лента «Сегодня новый аттракцион». Актриса сыграла директора цирка, но перед этим поставила режиссёру ряд условий. Так как Фаина Георгиевна на тот момент была уже известной, то, конечно же, режиссёр согласился на всё, лишь бы заполучить звезду в фильм.

Фаина Раневская получила звание народной артистки СССР и три Сталинские премии.

Смерть

Коллеги Фаины Георгиевны вспоминали, что у актрисы было слабое здоровье. Она часто ходила к врачам и лежала в больнице. Чтобы не падать духом и не дать болезням взять над собой верх, женщина шутила над заболеваниями и медперсоналом, который ее обслуживал.

Скончалась великая Фаина Георгиевна Раневская в июле 1984 года в столице, причиной смерти стал инфаркт, отяжелённый пневмонией. Современники называют Раневскую королевой второго плана и признают, что она была величайшей русской актрисой XX столетия.

Собака Мальчик на надгробье Фаины Раневской

Похороны и прощание с Раневской прошли на Донском кладбище. Перед смертью актриса с присущим ей сарказмом завещала высечь на надгробии «Умерла от отвращения». Но делать этого не стали, Фаина Георгиевна похоронена под обычным надгробием, поклонники творчества постоянно приносят на могилу свежие цветы.

В 2016 году 120-летие знаменитой актрисы отметили драматической комедией «Одинокая насмешница». В постановке Льва Шимелова зрители увидели королеву эпизодических ролей в ее московской квартире. Фрагменты постановки взяты из жизни Раневской — к артистке наведываются посетители, героиня ведет с ними остроумный диалог с использованием знаменитых фраз.

Пару раз в Таганроге планировалось открыть музей в честь актрисы в квартире, где она жила. Там сохранились интерьер и даже некоторые личные вещи. Однако это событие откладывалось, и пока точная дата его открытия неизвестна.

Фильмография

  • 1934 – «Пышка»
  • 1939 – «Ошибка инженера Кочина»
  • 1939 – «Подкидыш»
  • 1945 – «Слон и верёвочка»
  • 1947 – «Весна»
  • 1947 – «Золушка»
  • 1949 – «Встреча на Эльбе»
  • 949 – «У них есть Родина»
  • 1964 – «Лёгкая жизнь»
  • 1978 – «Дальше — тишина…»
  • 1980 – «Комедия давно минувших дней»

Афоризмы

Высказывания и цитаты острой на словцо Фаины Георгиевны превратились в крылатые выражения. Часто артистка едко подшучивала над окружающими, причём доставалось от неё всем, без учёта рангов и должностей. Но шутила она и над собственной непростой жизнью. Например, Раневской принадлежат слова:

«Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга “Судьба-шлюха”».

И такая книга все-таки родилась, но написал ее другой автор Дмитрий Щеглов, основываясь на записках и дневниках артистки. В этом издании не встретить ее популярных ныне цитат, там описывается скорее одинокая и трудная жизнь женщины, которая так и не построила счастливую семейную жизнь.

Что касается творческого и сценического псевдонима Раневская, то и здесь присутствует грустная и в то же время фирменная манера актрисы подшучивать во всех ситуациях, юмор был спутником Фаины Георгиевны всегда. А мат в речи женщина и вовсе использовала повсеместно. На упреки современников она отвечала так:

«Как бы разъяснить… Мата я не стесняюсь, свободно им пользуясь при всех. Лучше ругаться матом и быть хорошим человеком, чем тихой, воспитанной тварью».

Нередко Раневская высказывалась и о женщинах, ее крылатые фразы теперь пользуются популярностью, разлетаясь по Интернету в виде картинок с цитатами. Вот пара из них:

«Почему женщины столько времени и средств тратят на внешность, а не на развитие интеллекта? — Потому что слепых мужчин гораздо меньше, чем умных».

«Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот».

Фаина Георгиевна не упускала возможность высказаться и о мужчинах в присущей ей манере:

«Настоящий мужчина — это мужчина, который помнит день рождения женщины и не знает, сколько ей лет. Мужчина, который не помнит дня рождения женщины, но знает, сколько ей лет, — это ее муж».

Впоследствии из громких афоризмов знаменитости были взяты самые острые, и из них составлены шесть нескромных советов от Фаины Раневской.

Источник

Фаина Раневская была неординарной личностью. Выражалась так, что фразы моментально уходили в народ, на сцене и в кадре была гениальна. А о личной жизни выдающейся актрисы до сих пор ходят легенды и слухи. Кого на самом деле любила Раневская и что было скрыто от глаз зрителей?

Фото: pinterest.com

Первые чувства

Раневская всю жизнь шутила на тему любви и говорила, что никогда не влюблялась взаимно. Либо она питала чувства к тому, кто не смотрел на неё, либо наоборот.

Первое увлечение она испытала в школьные годы. Гимназист пригласил Фаину на свидание. Придя в назначенное место и время она обнаружила ещё одну девушку, которая потребовала Раневскую удалиться. Молодой человек, тем временем, с удовольствием наблюдал за разворачивающейся сценой ревности. Завязалась даже потасовка, после которой юная Фаина удалилась с гордо поднятой головой.

Второе разочарование последовало через пару лет. На этот раз Фаина влюбилась в коллегу-актёра. Попросившись к ней домой, молодой человек заявился с неизвестной Фаине девушкой. Пара попросила Фаю оставить их вдвоём. Долго после этого случая актриса и смотреть не могла на мужчин. Зареклась. Но вскоре попала под очарование одного известного актёра.

Юная Фая Раневская (тогда ещё Фельдман) умела смотреть на неудачи с юмором. Фото: pinterest.com

Василий Качалов: любовь с первого взгляда

История с актёром Василием Качаловым напоминала фанатичную любовь. Фаина увидела его в одном из спектаклей. Но не просто вступила в ряды поклонниц, а была настроена очень серьёзно: приходила к Качалову домой и искала встреч у ворот МХАТа. Бледнела и краснела, едва увидев объект своего обожания.

На очередное письмо фанатки-Фаины избалованный вниманием зрительниц Качалов всё-таки ответил. Да ещё и подарил Раневской билеты на спектакль. История закончилась… крепкой дружбой. Актриса была дружна с Василием Качаловым до его последних дней.

У Василия Качалова было множество поклонниц. Фото: pinterest.com

Маршал Толбухин: необычный тандем

Пожалуй, самые необычные отношения связывали Раневскую с Толбухиным. Она — творческая личность. Он — известный маршал. Сначала Раневская и Толбухин дружили, но постепенно симпатия переросла в нежные чувства.

Об этих отношениях мало чего известно. Есть только воспоминания Раневской, которая утверждала: она была очарована галантностью военного старой выправки. Кто знает, как сложилась бы жизнь, если бы не внезапный уход Толбухина из жизни в 1949 году.

Раневская и Толбухин виделись при любой возможности. Фото: pinterest.com

Василий Меркурьев: только слухи?

Долгое время ходили слухи, что Раневская была взаимно влюблена в выдающегося актёра Василия Меркурьева. По работе они пересекались только на съёмочной площадке “Золушки”. Но что было за её пределами можно только догадываться. Возможно, слухи зародились из-за ролей двух актёров, которые сыграли супругов. Так уж было принято: женить партнёров по съёмочной площадке.

Так или иначе, никакого подтверждения слухи не получили. А сама Раневская отзывалась о Меркурьеве как о скромном и деликатном человеке.

Василий Меркурьев – не менее любимый народом актёр, чем сама Раневская. Фото: pinterest.com

Тень одиночества

Чего только Раневской ни приписывали. Злые языки шептались: её связывают тесные отношения с наставницей и подругой Павлой Вульф. Масла в огонь подливало ещё и то, что сама Раневская никогда не распространялась о своей личной жизни. Разве что в частных беседах с людьми, которые после ухода актрисы стали издавать её биографии, сдобренные подробностями таких разговоров. Мол, актриса сама называла имена своих “муз”.

Самой близкой подругой Раневской была Павла Вульф. Фото: pinterest.com

Страдала ли Раневская от любовных неудач, неизвестно. Одно ясно: она умело отшучивалась и скрывала настоящие чувства за маской иронии. Раневская считала, что виной всему её единственная любовь (театр) и внешность.

Раневская считала ответственной за свою неудавшуюся личную жизнь только себя. Фото: Pinterest.com

Детей у Раневской не было, и последние годы её жизни скрасила собачка по кличке Мальчик. Возможно, роли гениальной актрисы тоже можно считать её “детьми” — в них навсегда сохранилось воплощение неординарной натуры Раневской.Уважаемые читатели! Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте “Мне нравится”. Так я узнаю, интересны ли вам подобные темы 🙂

Источник

Биография Фаины Раневской

Фаина Георгиевна Раневская – легендарная советская актриса театра и кино, звезда вторых планов, которая в небольшом эпизоде умела создать самый запоминающийся образ в картине. В 1949-1951 годах Раневская была удостоена трех Сталинских премий. Кроме того, ее творческие заслуги были отмечены «Знаком Почета», орденом Ленина и дважды орденом Трудового Красного Знамени.

На фото: Фаина Георгиевна РаневскаяНа фото: Фаина Георгиевна Раневская

В 1961 году Фаина получила звание Народной артистки СССР. А в 1992-м издатели британской энциклопедии «Кто есть, кто» включили Раневскую в ТОП-10 выдающихся актрис ХХ века.

И хотя великой Фаины давно уже нет с нами, мы помним ее – за ее роли, за ее харизму и, конечно, за ее знаменитое остроумие.

Детские годы: буря и натиск

Фаина Георгиевна Фельдман (Раневская – псевдоним, который она взяла от героини чеховского «Вишневого сада» Любови Раневской) родилась 27 августа (15 – по старому стилю) 1896 года в Таганроге. К моменту появления на свет крошки Фанни ее родители Гирш Хаимович и Милька Рафаиловна Фельдман уже растили троих детей – двух сыновей и дочку.

Фаина Раневская в детстве (на фото справа с братом)Фаина Раневская в детстве (на фото справа с братом)

Семья Фельдман была зажиточной. Отец, владевший пароходом «Святой Николай», доходными домами и фабрикой сухих красок, все больше приумножал семейное благосостояние. Мать, старательная и усердная хозяйка, вела дом твердой рукой, соблюдая во всем образцовый порядок.

Дом семьи Фельдманов в ТаганрогеДом семьи Фельдманов в Таганроге

Фаина уже в самом нежном возрасте проявляла свой необузданный характер: она яростно ссорилась с братьями, которые насмехались над её заиканием, а с сестрой не могла сдружиться, завидуя ее красоте. Малышке Фае часто напоминали, что она нехороша собой. Мысли об этом заставляли ее стесняться своей внешности всю жизнь.

Родители Фаины РаневскойРодители Фаины Раневской

Вдобавок ко всему не ладились дела и с учебой, к которой девочка не испытывала ни малейшего интереса – ей нравилось лишь изучение литературы да иностранных языков, а еще игра на фортепиано и пение. Но ведь требовалось знать кучу всяких других предметов… Так что жизнь маленькой Фанни вовсе не была безоблачной. Тем не менее девочка умела добиваться того, чего ей хотелось.

Впоследствии Раневская говорила, что уже в пятилетнем возрасте считала себя будущей актрисой, и приводила такой пример: когда умер ее младший братик, она плакала о нем, однако время от времени сдвигала на зеркале занавеску, чтобы полюбоваться тем, как она выглядит в слезах и страданиях.

Многие свои детские впечатления Фаина потом использовала при создании сценических образов. В этих воспоминаниях присутствовали манерные дамы, визжащие и гримасничающие на балу в офицерском собрании; злая учительница географии, выгонявшая маленькую гимназистку с уроков; горничные, которые распевали оперные арии, пока мыли оконные стекла ранней весной…

Фаина Раневская (справа) в юности с сестрой БеллойФаина Раневская (справа) в юности с сестрой Беллой

Желание посвятить себя сцене укрепилось в девочке после двух произведений, ее потрясших, – это немой фильм «Ромео и Джульетта» и спектакль «Вишневый сад».

Все. Цель жизни определилась раз и навсегда.

Начало карьеры: путь к признанию

Мечтавшая о сцене МХАТа Фаина в 17 лет объявила своим близким, что решила стать актрисой театра. Отец сперва осадил ее обидным «давно ли на себя в зеркало смотрелась?», а когда понял, что дочь настроена серьезно, пригрозил изгнанием из дома, если та не одумается. Девушка приняла вызов судьбы и все-таки уехала в Москву. В отчий дом она больше не вернулась.

Фаина Раневская в молодостиФаина Раневская в молодости

Однако в студию при МХАТе ее не приняли. Отступление было не в характере Фаины: она обратилась к педагогам частной театральной школы. Но деньги таяли как снег… И доучиться не довелось.

Но все же удача была на стороне юной неудачницы и потому свела ее с неповторимой Екатериной Васильевной Гельцер – примой-балериной Большого театра, танцевавшей в антрепризе самого Сергея Дягилева. Екатерина Васильевна приютила девушку в своем доме и познакомила ее с Владимиром Маяковским, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Василием Качаловым.

Знакомство с Екатериной Гельцер (на фото справа) сыграло большую роль в жизни РаневскойЗнакомство с Екатериной Гельцер (на фото справа) сыграло большую роль в жизни Раневской

Именно благодаря Гельцер, Раневская поступила в труппу подмосковного Малаховского Летнего театра, на сцене которого блистали такие столичные знаменитости, как Александр Вертинский, М.М. и В.А. Блюменталь-Тамарины, И.М. Москвин с женой А.К. Тарасовой, а также А.Н. Нежданова.

Дебют Раневской на сцене Малаховского Летнего театра состоялся в постановке по пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины» – разумеется, пока только в массовке. Однако даже в маленькой роли без слов неординарность юной актрисы проявилась так ярко, что Илларион Певцов, знаменитый драматический актер, убежденно сказал: «Запомните эту барышню! Она станет великой актрисой!» Его слова оказались пророческими…

Следующей ступенькой в карьере Раневской была работа в труппе мадам Лавровской, где молоденькой актрисе следовало достоверно изображать героинь-кокеток. Девушка хотела славы, стремилась к гастрольной деятельности и получила желаемое: вместе с этой труппой актриса объездила весь Крым, без устали играя на многочисленных сценах полуострова.

Молодая Фаина Раневская Молодая Фаина Раневская

Годы революции и гражданской войны молодая Раневская провела в борьбе за любые роли и более-менее сносный быт. Ее родные эмигрировали за границу еще при первых признаках грядущего исторического слома, так что Фаине приходилось рассчитывать лишь на себя. Она постоянно работала, гастролировала фактически по всей стране на протяжении 16 лет (1915-1931 г.г.) и прилежно набиралась опыта.

В Москву она вернулась яркой актрисой, которая могла с неизменным успехом справиться с любым амплуа.

Творческий расцвет и слава

По возвращении в столицу Фаина Георгиевна вошла в состав труппы Камерного театра, где вскоре получила роль проститутки Зинки в спектакле «Патетическая соната» Александра Таирова. Многогранность и пронзительность созданного актрисой образа покорили зрителей. Вся Москва говорила о Раневской!

Фаина Раневская в спектакле «Патетическая соната»Фаина Раневская в спектакле «Патетическая соната»

Позднее ее пригласили в Театр Красной Армии, где она несколько лет была ведущей актрисой. Начало Великой Отечественной войны застало Фаину в Театре Драмы, с коллективом которого она ездила по всем фронтам и прифронтовым зонам, играя спектакль «Молодая гвардия». Бесстрашие и самоотверженность актрисы в военное время были отмечены медалью «За доблестный труд».

Фаина Раневская «Шо Вы грите?» («Шторм» Манька-спекулянтка)

В послевоенные годы Раневская служила в Театре им.Моссовета, привлекая массу зрителей своей блистательной игрой в спектаклях «Модная лавка» (Сумбурова); «Рассвет над Москвой» (Агриппина Солнцева); «Шторм» (Манька-спекулянтка); «Рассказ о Турции» (старуха Фатьма Нурхан) и др. Талант Фаины Георгиевны сверкал даже в небольших эпизодах. Чего стоит, например, роль Маньки-спекулянтки в спектакле «Шторм»!

Текст для своей героини актриса полностью придумала сама, а эффектное соединение тонкой реалистичной игры с острым гротеском обеспечило точное попадание в образ, что сделало его самым заметным в пьесе. Поэтому многие зрители приходили специально за тем, чтобы посмотреть на Маньку-Раневскую, после чего покидали театр, не досмотрев постановку до конца. По этой причине режиссер Юрий Завадский снял актрису с этой роли.

Сложные отношения с Юрием Александровичем не давали Раневской возможности проявить себя на сцене в полной мере. Известная беспощадностью своих афористических высказываний, эмоциональная Фаина Георгиевна доводила главного режиссера до белого каления и, как следствие, оставалась без ролей. Завадский лишал ее права на участие практически во всех спектаклях.

Цитаты и афоризмы Фаины Раневской

Из-за постоянных перебранок с Юрием Александровичем ей пришлось даже на некоторое время перейти в Московский театр им. А.С.Пушкина, где она великолепно играла Антониду Васильевну в «Игроке», бабушку в спектакле «Деревья умирают стоя», Прасковью Алексеевну в «Мракобесах».

Фаина Раневская в роли Антониды Васильевны в «Игроке»Фаина Раневская в роли Антониды Васильевны в «Игроке»

Однако старая любовь не ржавеет: Завадский предложил Раневской вернуться в Театр им.Моссовета, и она с радостью согласилась, где в итоге и работала до самого конца своей театральной деятельности.

Фаина Раневская в роли миссис Сэвидж (постановка «Странная миссис Сэвидж»)Фаина Раневская в роли миссис Сэвидж (постановка «Странная миссис Сэвидж»)

Именно здесь она мастерски перевоплощалась, то в Марию Александровну («Дядюшкин сон»), то в Глафиру Фирсовну («Последняя жертва»), то в Филицату («Правда – хорошо, а счастье лучше»). На сцене этого театра Раневская исполнила и свои самые знаменитые роли – миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше – тишина»).

Фаина Раневская – «Великая и Ужасная» (Документальный фильм)

Непомерно требовательная к себе, актриса работала трудно и мучительно, потому что стремилась к совершенству, но всегда оставалась неудовлетворенной – даже тогда, когда добивалась успеха.

Фаина Раневская – Романс («Александр Пархоменко», 1942)

Глава «Кино» в книге жизни актрисы

Карьера Раневской в кинематографе была тоже весьма удачной – и именно фильмы принесли ей всенародную известность и узнаваемость.

Фаину Раневскую называли «королевой эпизодов»Фаину Раневскую называли «королевой эпизодов»

Фаину Георгиевну называли «королевой эпизодов», т.к. в основном ей доводилось играть персонажей второго плана, но зрители знали все роли Раневской наперечет. В каждую из них она вкладывала собственное понимание личности героя, удивляя и поражая неожиданностью своей трактовки.

Фаина Раневская в фильме «Золушка»Фаина Раневская в фильме «Золушка»

Кинодебют Фаины Георгиевны состоялся в роли госпожи Луазо в фильме Михаила Ромма «Пышка» (1934). Потом было еще много ролей в других лентах, в числе которых:
• сельская попадья в «Думе про казака Голоту» (1937);
• Ляля в «Подкидыше» (1939) со знаменитым Мулей;
• Роза Скороход в «Мечте» (1941);
• мать невесты в «Свадьбе» (1944);
• военный врач в «Небесном тихоходе» (1945);
• мачеха в «Золушке» (1947);
• фрау Вурст в «У них есть Родина» (1949; присуждена Госпремия СССР);
• Зоя Павловна Свиристинская в «Девушке с гитарой» (1958);
• Елена Тимофеевна в «Осторожно, бабушка!» (1960).

Фаина Раневская – «Не поеду» (Фитиль, 1965)

Совместное участие Раневской в киносъемках с такими выдающимися артистами, как Михаил Пуговкин, Михаил Яшин, Любовь Орлова, Николай Черкасов, Ростислав Плятт, Рина Зеленая, Георгий Юматов, Наталья Защипина, помогло сделать все эти фильмы невероятно популярными и кассовыми.

В 1961 году Фаина Раневская получила звание Народной артистки СССРВ 1961 году Фаина Раневская получила звание Народной артистки СССР

Личная жизнь Фаины Раневской

Судьба преподнесла Фаине Раневской чудесный подарок – дружбу с людьми, каждый из которых являлся гением в своей сфере деятельности. Это актриса Павла Вульф, поэтессы Марина Цветаева и Анна Ахматова, театральный режиссер Александр Таиров и кинорежиссер Яков Сегель – всех просто не перечислить! Их привлекало ее искрометное остроумие, которому нельзя научиться – с ним нужно родиться.

Но невзирая на все свои профессиональные достижения и весь свой интеллектуальный блеск, знаменитая актриса постоянно испытывала жгучее недовольство собой и страдала от неуверенности в себе. Можно ли в это поверить, зная о её суровом, бескомпромиссном характере? Но вот же ее слова: «Сколько людей аплодируют мне, а мне так одиноко!»

Да, ей было одиноко, потому что даже самая сильная женщина мечтает о надежном мужчине рядом с собой, мечтает о детях, а у Раневской не было ни мужа, ни детей…

Фаина Раневская. Красота — страшная сила

Возможно, Фаина Георгиевна не вышла замуж потому, что считала себя ужасно некрасивой, хотя и признавала свою обаятельность. Не раз она повторяла с горечью: «Моя внешность испортила мне личную жизнь!» Впрочем, вполне может быть, что причина любовных неудач актрисы скрывалась в ее горестном опыте редких увлечений…

</p></div><div class=