Рашид бейбутов биография личная жизнь

Рашид бейбутов биография личная жизнь thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 октября 2020; проверки требуют 2 правки.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Бейбутов.

Раши́д Меджи́д оглы Бейбу́тов (азерб. Rəşid Məcid oğlu Behbudov, Рәшид Мәҹид оғлу Беһбудов[3]; 1915, Тифлис, Российская империя – 1989, Москва, СССР) – советский, азербайджанский эстрадный и оперный певец (тенор-альтино), актёр. Избирался депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР (III[3], IV[3], V[3] VI[3] созывы). Был депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР VII-XI созывов.

Лауреат Сталинской премии II степени (1946) и Государственной премии Азербайджанской ССР (1978). Народный артист СССР (1959). Герой Социалистического Труда (1980).

Биография[править | править код]

Рашид Бейбутов родился 1 (14) декабря 1915 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). По национальной принадлежности он азербайджанец. Его отец, Меджид Бейбутов, также являлся певцом, уроженцем города Шуша в Нагорном Карабахе[3].

В 1933 году поступил в железнодорожный техникум, где стал организатором самодеятельного студенческого оркестра. Затем служил в РККА, где был солистом армейского ансамбля.

После службы недолго пел в одном из тбилисских эстрадных коллективов. С 1934 года – солист Ереванской филармонии. В 1938-1944 годах – солист Государственного джазового оркестра Армении под управлением композитора А. Айвазяна, гастролировал с джазом по стране. Одновременно начал петь в Армянском театре оперы и балета им. А. А. Спендиарова в Ереване. В годы войны выступал на Крымском фронте.

В 1943 году Бакинская киностудия решила создать фильм «Аршин Мал-Алан» по одноимённой оперетте Узеира Гаджибекова. Один из постановщиков фильма случайно оказался на концерте в доме офицеров в Баку, где певец исполнял арию Аскера, и пригласил его на главную роль в фильме. Вышедший в 1945 году фильм с огромным успехом прошёл на экранах СССР и многих зарубежных стран.

В 1944-1956 годах – солист Азербайджанской филармонии, в 1953-1960 – Азербайджанского театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова, где исполнял главные партии в опере «Севиль» Ф. Амирова (Балаш) и в музыкальной комедии «Аршин мал алан» У. Гаджибекова (Аскер).

В 1957 году создал при Азербайджанской филармонии концертный ансамбль, объединяющий стилистику джаза и азербайджанские народные инструменты, был его художественным руководителем (1957-1959).

Был избран депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР VI созыва (1963-1966) от Кергеланского избирательного округа № 256[3]. В 1966 году организовал Азербайджанский театр песни (сейчас носящий его имя), был художественным руководителем и солистом этого театра до конца своих дней.

В 1930-1940-х годах на волне моды на высокие мягкие мужские голоса певец обрёл широкую популярность как в республиках Кавказа и Закавказья, так и в России. Его голос – высокий тенор (тенор-альтино), приятного нежного и тёплого тембра, широкого диапазона, сочетающий в себе европейскую постановку и певческое дыхание и свободную гортанную манеру пения, характерную для мугама. Прекрасно владел русским языком, пел совершенно без кавказского акцента. Манера исполнения – немного наигранная, характерная для культур Кавказа и Турции, сентиментальная, очень радостная и оптимистическая. В популярности с ним среди выходцев с Кавказа может сравниться только Муслим Магомаев.

В начале 1950-х годов побывал на гастролях в Болгарии, Венгрии, Италии, Индии, Китае. Выступал также в Сирии, Турции, Египте, Иордании, Иране, Ираке, Финляндии, Польше и в странах Латинской Америки.

Много и успешно гастролировал по различным регионам СССР и зарубежным странам, обязательно включая в свой репертуар песни на языках народов тех стран, где он выступал. Известен случай, когда жители одной из индийских деревень перекрыли движение на железной дороге и не отпускали состав с советскими артистами, пока перед ними не выступил певец.

Много сделал для становления национальной оперы и музыкальной комедии. Выигрышная сценическая внешность, большой артистический талант и обаяние, способность к пониманию любой национальной музыки принесли ему огромный успех, сопровождавший его на протяжении всей жизни.

Песенный репертуар певца был очень широк. Основное место в нём занимали произведения азербайджанских композиторов, азербайджанские народные песни (в том числе «Кавказская застольная» и «Песня нефтяника» Т. Кулиева, «Баку» С. Рустамова на стихи Ю. Гасанбекова (русский текст В. Татаринова). Помимо песен народов Кавказа, пел русские народные песни, классические романсы XIX века, песни советских композиторов, выступая очень тонким и чувствительным интерпретатором (в том числе «Подмосковные вечера» В. Соловьёва-Седого на стихи М. Матусовского, «Я люблю тебя, жизнь» Э. Колмановского на стихи К. Ваншенкина).

Снялся в нескольких художественных фильмах.

Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 7-11 созывов (1966-1989) от Нахичеванской АССР[4].

Рашид Бейбутов скончался 9 июня 1989 года после госпитализации в Кремлёвскую больницу в Москве. Похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку.

Семья[править | править код]

  • Отец – Меджид Бейбутов (1873, Шуша-1945, Казах), азербайджанский народный певец-ханенде, представитель карабахской школы мугама.
  • Мать – Фируза Вакилова, родом из Казаха[5], была преподавателем русского языка, а также руководителем драматического кружка в Тифлисском клубе.
  • Супруга – Джейран ханум Бейбутова (?-2017).
  • Дочь – Рашида Бейбутова (род. 1965), певица, заслуженная артистка Азербайджана.
  • Племянник – Джафар Бейбутов, азербайджанский певец[6].

Награды и звания[править | править код]

  • Герой Социалистического Труда (1980)
  • Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР
  • Народный артист Дагестанской АССР
  • Народный артист Азербайджанской ССР (1951)[7]
  • Народный артист СССР (1959)
  • Сталинская премия второй степени (1946) – за исполнение роли Аскера в фильме «Аршин мал алан» (1945)
  • Государственная премия Азербайджанской ССР (1978)[8]
  • Два ордена Ленина (1976, 1980)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1966)
  • Орден Дружбы народов (1985)
  • Медали.

Кинотворчество[править | править код]

Роли в кино[править | править код]

  • 1945 – «Аршин Мал-Алан» – Аскер
  • 1955 – «Любимая песня» (др. название – «Бахтияр») – Бахтияр Мурадов
  • 1959 – «В этот праздничный вечер»
  • 1970 – «Ритмы Апшерона» (фильм-концерт)
  • 1974 – «Тысяча первая гастроль» – Эльдар

Вокал[править | править код]

  • 1945 – «Аршин Мал-Алан»
  • 1953 – «Повесть о нефтяниках Каспия»
  • 1955 – «Любимая песня»
  • 1955 – «Хитрость старого Ашира»
  • 1957 – «Я встретил девушку»
  • 1963 – «Ромео, мой сосед»
  • 2008 – «Абсурдистан»

Участие в фильмах[править | править код]

  • 1954 – «Родному народу» (документальный)
  • 1956 – «К счастью» (документальный)
  • 1959 – «Весна азербайджанской культуры»
  • 1970 – «Встреча на свадьбе» (документальный)
  • 1970 – «От сердца к сердцу» (документальный)
  • 1975 – «Рашид Бейбутов» (документальный)
  • 1981 – «Поющая земля»
  • 1985 – «Рашид Бейбутов» (документальный)
  • 1989 – «Песня сердца» (документальный)

Память[править | править код]

  • Одна из центральных улиц Баку носит имя певца, на этой же улице его именем названы музыкальная школа № 2 и Государственный театр песни.
  • 14 декабря 2010 года с целью увековечивания этого дня группа «FLASHMOB Azerbaijan» провела флешмоб[9] в честь певца, таким образом дав дань памяти и отметив 95-летний юбилей великого представителя азербайджанской музыки и искусства[10].
  • В 1996 и 2015 годах в Азербайджане в честь певца были выпущены почтовые марки.
  • В июне 2016 года в Баку перед зданием Государственного театра песни имени Рашида Бейбутова установлен памятник. Автор скульптуры народный художник Азербайджана Фуад Салаев[11].
  • Мемориальная доска на стене дома в Баку, в котором жил Рашид Бейбутов

Видео[править | править код]

  • Rəşid Behbudov – Gözəlim sənsən
  • Rəşid Behbudov – Sənə də qalmaz
  • Рашид Бейбутов – Я встретил девушку
  • Рашид Бейбутов – Песня первой любви
  • Рашид Бейбутов – Азербайджан
  • Рашид Бейбутов – Мир без тебя
  • Рашид Бейбутов – Необыкновенные глаза

См. также[править | править код]

  • Музыка Азербайджана
  • Тофик Кулиев

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Рашид Меджид оглы Бейбутов. Сайт «Герои страны».
  • Бейбутов, Рашид Меджид оглы (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Юрий Сосудин. Незабываемые певцы.
  • Beniz.az – Биография и альбомы Рашида Бейбутова

Литература[править | править код]

  • Абасова Э. Рашид Бейбутов. – Баку: Азербайджанское гос. изд-во, 1965.

Источник

Веселым мальчиком из Карабаха называли знаменитого советского и азербайджанского оперного и эстрадного певца Рашида Бейбутова. В 1959 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР, а позже – Героя Социалистического труда. На оперной сцене он исполнял свои партии голосом тенор-альтино.

Ранние годы

Биография Рашида Бейбутова

Рашид Бейбутов родился в 1915 году. Он появился на свет в Тифлисе на территории современной Грузии. Его отца звали Меджид Бейбутов, он был известным певцом-ханенде, то есть исполнял народные азербайджанские песни, представлял карабахскую школу мугама (одного из основных азербайджанских жанров музыки). Мать героя нашей статьи звали Фируза Аббас Кули кызы Векилова, она преподавала русский язык в азербайджанских школах на территории Тбилиси.

В 1933 году Рашид Бейбутов поступил в железнодорожный техникум. Там он вскоре стал основателем самодеятельного студенческого оркестра. После этого служил в рядах Красной армии, там тоже занимался творчеством. В частности, был солистом армейского ансамбля.

В начале творческой карьеры

Карьера Рашида Бейбутова

После возвращения на “гражданку”, Рашид Бейбутов некоторое время выступает в одном из эстрадных коллективов Грузии. В 1934 году уезжает в Ереван, где становится солистом местной филармонии.

С 1938 по 1944 годы герой нашей статьи выступает с государственным джазовым оркестром Армении, которым руководит виолончелист и дирижер Артемий Сергеевич Айвазян. Они гастролируют по всей стране. Параллельно Бейбутов начинает выступать в армянском театре оперы и балета имени Спендиарова.

В годы Великой Отечественной войны песни Рашида Бейбутова звучат на Крымском фронте.

Дебют на большом экране

В 1943 году на Бакинской киностудии начинаются съемки музыкальной комедии Николая Лещенко и Рза Тахмасиба “Аришин мал алан”. Это история о восточном женихе, который страдал из-за того, что не может увидеть до свадьбы лицо любимой. Поэтому он подговорил своего друга переодеться в уличного торговца тканями. Такие торговцы имели право заходить в дома, продавая свой товар, девушки и женщины, рассматривая ткани, не закрывали своего лица.

С этого фильма началась творческая биография Рашида Бейбутова в советском кинематографе. Ему сразу досталась главная роль богача Аскера. Причем попал в кино он абсолютно случайно. Один из создателей картины заметил его в доме офицеров в Баку. Бейбутов как раз исполнял арию Аскера, после этого его пригласили присоединиться к съемочной группе.

Картина вышла на экраны в 1945 году, имела большой успех в СССР и за рубежом.

На сцене

В это же время певец Рашид Бейбутов становится солистом Азербайджанской филармонии. На этой сцене он поет до 1956 года, затем до 1960-го выступает в театре оперы и балета имени Ахундова в Азербайджане. В частности, там ему достаются главные партии все в той же музыкальной комедии Гаджибекова “Аршин мал алан”, опере Амирова “Севиль”.

В 1957 году на базе азербайджанской филармонии создается концертный ансамбль, который объединяет в себе классические азербайджанские народные инструменты и стилистику джаза. С 1957 по 1959 годы Бейбутов возглавляет его в качестве художественного руководителя.

В 1966 году герой нашей статьи организуется Азербайджанский театр песни, который существует и сегодня, носит его имя. Солистом и художественным руководителем этого театра Бейбутов оствался до самых последних дней.

Популярность во всем Союзе

Песни Рашида Бейбутова

Популярность к певцу пришла в 30-40-е годы, когда в Советском Союзе появилась мода на мягкие и высокие мужские голоса. Сначала его стали узнавать в республиках Закавказья и Кавказа, а потом и во всей стране.

У Бейбутова был высокий тенор, обладавший теплым и нежным тембром широкого диапазона. Он сочетал в себе певческое дыхание и европейскую постановку со свободной гортанной манерой пения, которая была характерна для мугама.

При этом Бейбутов в совершенстве владел русским языком, что позволяло выступать ему без кавказского акцента. Сразу можно было узнать его манеру исполнения, которая была характерной для культуры Турции и Кавказа, немного наигранную и сентиментальную, при этом оптимистическую и очень радостную. Среди выходцев с Кавказа с Бейбутовым в популярности мог сравниться только Муслим Магомаев.

Гастроли

С начала 50-х годов певец отправляется на гастроли по миру. За несколько лет он побывал в Венгрии, Болгарии, Китае, Италии, Индии, Турции, Сирии, Иордании, Египте, Ираке, Иране, Польше, Финляндии, во многих странах Латинской Америки, везде имел большой успех.

К тому же Бейбутов часто с успехом гастролировал по всему Советскому Союзу. Регулярно включал в своей репертуар песни на языках народов тех стран, в которых он в то время выступал.

Знакомые Бейбутова рассказывали случай, когда в одной деревушке в Индии местные жители перекрыли движение поездов, не желая отпускать советских артистов, пока перед ними не выступит Бейбутов.

Многие высоко оценивают его вклад, сделанный для становления национальной музыкальной комедии и оперы. У него была выигрышная сценическая внешность, обаяние, большой артистический талант, способность прочувствовать и понять любую национальную музыку. Все это принесло Бейбутову колоссальный успех, который сопровождал его на протяжении всей творческой карьеры.

Репертуар

Певец Рашид Бейбутов

Разнообразным был репертуар певца. При этом ключевое место в нем все же занимали азербайджанские народные песни и произведения азербайджанских композиторов. Среди них композиции “Песня нефтяника”, “Кавказская застольная”, “Баку”. Нужно отметить, что, помимо песен народов Кавказа, Бейбутов исполнял много классических русских народных песен, романсов XIX века, а также произведений современных ему советских композиторов.

Как правило, для себя он подбирал особенный репертуар, затрагивающий чувства слушателей. Это были песни “Любимые глаза” Рашида Бейбутова, “Подмосковные вечера” Соловьева-Седого на музыку Матусовского, “Я люблю тебя, жизнь” Колмановского на стихи Ваншенкина.

С этим репертуаром его везде принимали восторженно. “Любимые глаза” Рашида Бейбутова долгое время оставались его главным хитом.

Съемки в фильмах

При этом герой нашей статьи постоянно снимался в художественных фильмах. После успеха ленты “Аршин мал алан” он многим запомнился по комедии Лятифа Сафарова “Бахтияр”, где исполнял главную роль бурового мастера Мурадова, фильму-концерту Эльдара Кулиева “Ритмы Апшерона”, приключенческому мюзиклу Октай Мир-Касимова “Тысяча первая гастроль”.

Также во многих фильмах звучат песни в его исполнении. Одна из самых известных таких картин – мелодрама Рафаила Перельштейна “Я встретил девушку”. Рашид Бейбутов является исполнителем одноименной композиции таджикского поэта Мирзо Турсун-заде, которая остается популярной до сих пор.

По сюжету, это история девушки Лолы в исполнении Розы Акобировой, которая привлекает многих мужчин в своем родном городе. В нее влюблены практически все, начиная от певцов из местного хора самодеятельности, которые хотят заполучить ее в свои ряды, заканчивая обычным работягой, который много времени проводит у ее дома. Отец девушки, желая ее оградить от любых посягательств, посылает дочь в деревню, не подозревая, что влюбленный в нее Саид даже там сумеет ее отыскать.

Еще одной особенностью ленты стало то, что это была первая цветная картина на киностудии “Таджикфильм”, она вышла на экраны в 1957 году. Многие как раз по этому фильму до сих пор помнят голос Рашида Бейбутова. “Я встретил девушку” в его исполнении до сих пор остается самой известной версией этого произведения.

Среди других фильмов, в которых он пел, можно отметить “Повесть о нефтяниках Каспия”, “Хитрость старого Ашира”, “Ромео, мой сосед”.

В 2008 году режиссер Файт Хельмер использовал вокал Бейбутова в своей комедии “Абсурдистан”, которая была снята в Германии. Это история о небольшом поселении, численностью всего в 14 семей, самой большой проблемой которого становятся перебои с водоснабжением. Женщины убеждены, что мужчины не могут ничего сделать только из-за своей лени.

Главные герои картины Ая и Темелко влюблены друг в друга. Прежде чем молодому человеку удастся добиться руки девушки, ему предстоит помочь деревне решить проблемы с водой. Эта удивительная история смотрится особенно романтично под песни Бейбутова.

Общественная и личная жизнь

Дочь Рашида Бейбутова

На протяжении более чем двадцати лет Бейбутов оставался депутатом Верховного Совета. Он занимал эту должность пять созывов подряд – с 1966 по 1989 годы. Каждый раз избирался от Нахичеванской АССР.

Семья Рашида Бейбутова

Он был женат на Джейран Ханум, которая в 1965 году родила ему дочь. Ее зовут Рашида Бейбутова, она продолжила дело отца, стала певицей, сейчас имеет звание заслуженной артистки Азербайджана. Супруга героя нашей статьи скончалась совсем недавно – в мае 2017 года.

Сам Бейбутов умер в результате неудачно проведенной хирургической операции летом 1989 году. Ему было 73 года, его похоронили в Баку. Могила певца находится на Аллее почетного захоронения.

Память

Вечер памяти Рашида Бейбутова

В Азербайджане и сегодня хранят память о певце, который прославил национальную музыку на всю страну. Имя Бейбутова носит одна из центральных улиц Баку, на ней же расположены Государственный театр песни его имени и музыкальная школа № 2.

В 2010 году азербайджанская группа FLASHMOB Azerbaijan устроила оригинальный флешмоб в честь 95-летия со дня рождения популярного певца. Юбилей яркого и неординарного представители национальной музыки отметили, устроив массовое исполнение его самых известных песен. В центре Баку участники флешмоба собрались под его песню “Азербайджан”, а затем исполнили отрывки из его хитов “Я встретил девушку”, “Баку”, “Четыре друга”, “Дорогой друг”.

Для исполнения этих композиций молодежь спонтанно собиралась перед театром песни имени Бейбутова, затем возле памятника Насими, перед подземным переходом, а в завершении – в торговом центре “Парк Бульвар”.

В 2016 году был установлен памятник Бейбутову перед зданием Государственного театра, который носит его имя. Автором стал скульптор Фуад Салаев.

Источник

9 июня 1989 года на 74 году жизни ушел на покой великий азербайджанский певец Рашид Бейбутов. Ниже – воспоминания о нем, супруги певца Джейран ханым:

Рашид Бейбутов родился в 1915 году в Тифлисе. Его отец Меджид Бейбутов был членом дворянского клуба в Тифлисе. Бабушка преподавала французский язык, дед был генералом царской армии, братья окончили петербургскую военную академию. У прадедов в Агстафе был конный завод. Сам Меджид Бейбутов имел фабрику келагаи в Тифлисе.

Рашид всегда охотно вспоминал о матери. Он ее очень рано потерял. Для него эта тема была очень болезненной. Для него мать – рано утраченная любовь, он не успел насладиться присутствием матери в своей жизни. Вырос один. И всего в жизни он добился, не имея спины.

Сюжет «Аршин мал алан» Узеирбек Гаджибеков взял из жизни Меджида Бейбутова. Его отец имел в Шуше торговую сеть. Когда Меджид был еще юношей и жил в Шуше, распространял эти келагаи, был аршинмалчи. Юношей влюбился в дочь генерала Фирузу ханым Векилову и украл ее – ее родители были против их брака. Пришлось переехать в Тифлис, так как родители Фирузы ханым устраивали гонения на молодую чету.

В Тифлисе Рашид увлекался Утесовым, джазом. Помимо таланта творческого характера в нем была и административная хватка. Он всегда что-то организовывал. В Тифлисе он выступал в детских коллективах, быстро обрел признание, в школьные годы снялся в нескольких грузинских фильмах.

Переезд Рашида в Баку был связан со съемками «Аршин мал алан». В 1940 году в Москве съемки этого фильма были включены в план Госкино. Но Москва сама на некоторое время тормозит съемки фильма, объясняя это тем, что в фильме «пропагандируется жизнь в дореволюционный период». А Узеирбек что-то менять в сюжете не разрешал.

Когда в 1943 году советские войска были в Иране, туда поехала большая делегация наших артистов. И они увидели в Иране фильм «Аршин мал алан», который был снят в Голливуде в 1937 году. Авторство музыки было приписано некоему Магаляну. Режиссером картины был также армянин, а играли голливудские актеры. Этот фильм был очень популярным в Америке.

Узнав об этом, Узеирбек пишет Мирджафар Багирову письмо с просьбой восстановить авторство. Об этом становится известно Сталину. Сталин отвечает на письмо Узеирбека: «К сожалению, мы не члены конвенции по авторским правам. Давайте мы снимем свой «Аршин мал алан».

Режиссером фильма назначается Рза Тахмасиб, который уже видел Рашида Бейбутова на гастролях в Дагестане, Ереване. Он решил, что роль Аскера будет играть Рашид Бейбутов. Но определенные круги не утверждали Рашида на эту роль.

В то время Рашид работал в ереванском джаз-оркестре. С джаз-оркестром Армении он приезжает в Баку на гастроли, они выступают в филармонии и ДК офицеров. Рза Тахмасиб приводит на концерт всю съемочную группу во главе с Узеирбеком, чтобы показать того, кого они видят в роли Аскера. Узеирбек тогда вскрикнул: «Вот Аскер!».

Но как армянский коллектив подчинен гастрольному плану, и Рашида не отпускают из джаз-оркестра. В рукописи письма Рзы Тахмасиба Рашиду, режиссер пишет: «За вами едет человек. Кроме фильма вас приглашают для организации джазового коллектива в Баку».

Начинается борьба за Рашида: в Армении его не отпускают, в Азербайджане назначен день съемок. В Баку даже придумываются сценарные варианты ухода Рашида из джаз-оркестра Армении. Ниязи и Тофик Кулиев придумали такой сценарий, по которому на вокзале, когда Рашид должен уезжать в Армению, инсценируется драка, Рашида втягивают в драку, милиция, протокол, и он остается в Баку. А так как он подводит свой оркестр, то надеются на то, что Рашиду будет в Армении нагоняй, сорвутся гастроли, и его, наконец, уволят с работы.

Они-таки сотворили этот спектакль, поезд ушел. Но Рашида не уволили. Съемки фильма в Баку начались. Чуть позже Рашид все-таки написал худруку армянского джаз-оркестра Айвазяну о своем намерении остаться в Азербайджане.

Так как вокруг Рашида много разговоров, шума, Мирджафар Багиров начинает интересоваться им. Ему уже давно первый секретарь Дагестана Азиз Алиев говорил о Рашиде, просил помочь ему. Азиз Алиев познакомился с Рашидом, когда тот гастролировал в Дагестане, приглашал его к себе домой.

Когда начались съемки «Аршин мал алана», Рашиду сняли номер в старом «Интуристе» с роялем – квартиры в Баку у него не было. Как-то к нему приезжает встревоженная начальник управления по делам искусства при Совете Министров Хокюма Султанова и сообщает о том, что его вызывает Мирджафар Багиров. А такой вызов мог означать и казнь.

В этот момент Рашид собирался уходить по своим делам, одетый в ультрамодный клетчатый пиджак, лакированные ботинки, набриолиненные волосы, на пальцах перстни. И вдруг такое сообщение. Когда Хокюма ханым поняла, что Рашид собирается идти в таком виде, она пришла в ужас, но переодеваться времени уже не было.

Рашид рассказывал: «Когда мы вошли к нему в приемную, стояло много народу, и вдруг я заявился в таком «оперении». На меня все эти люди так странно посмотрели, но я ничего не понимал. Меня все провожали глазами, как на казнь. Я открыл дверь и увидел очень длинную ковровую дорожку, а в конце этой ковровой дорожки большой, массивный стол и сидящего за ним человека, смотревшего поверх очков, приспущенных на кончик носа. И мне все стало понятно. Когда он посмотрел на меня пристально, глазами удава, я начал замедлять шаги, туфли мне показались узкими, носы обуви – километровыми.

Он спросил меня: «Сынок, ты чей сын?». Я ответил заплетающимся языком «Меджида сын». Он говорит: «Как Меджида? Нашего Меджида?! Садись». В этот момент я понял, что спасен».

Была долгая часовая беседа. Тогда решился и квартирный вопрос Рашида. После этого визита было отдано распоряжение выдать на Нижней Бульварной квартиру в Доме артистов. И Рашид навсегда остался в Баку.

ИСТОРИЯ ЗНАКОМСТВА

Мне было восемнадцать лет. Я училась в мединституте. В то время было повальное увлечение девушками из мединститута. Когда мы проходили, все молодые парни высовывались из окон, балконов. У Рашида в руке всегда был театральный бинокль. И каждая девушка думала: «Не я ли, господи?!»

Я почему-то с первого дня была уверена в том, что это внимание было обращено ко мне. И решила проверить. Так получилось, что недели две я не ходила в институт. После этого в один из дней после занятий я дождалась, чтобы весь поток прошел, и только потом пошла одна с подружкой. Я издалека увидела, что он тревожно провожал всех глазами, а когда появилась я с моей подружкой, поднял руки к небу.

Я ничем не дала понять, что обратила внимание на этот жест. Через день, когда мы опять возвращались с занятий, вдруг ко мне во вдоре подошла очень милая женщина и остановила нас. Его на балконе не было. Она отозвала меня в сторонку и спросила: «Ты чья дочь?» Я растерянно ответила.

Оказалось, что эта женщина – мама Фикрета Амирова – Дурдана ханым – и хорошо знает моих родителей. Они жили в одном здании с Рашидом, и она взяла на себя роль свахи.

Дурдана ханым попросила меня подняться к ним домой. Я долго отказывалась, но она настояла на своем. В этот день был день рождения Рашида – 14 декабря. Он так задумал, что если в этот день со мной познакомится, то я стану его женой. Поэтому Дурдана ханым так настоятельно звала меня к себе.

Я поднялась к ним, увидела накрытый стол. Только с меня сняли пальто, как открылась дверь и в роскошном светлом пальто, набриолиненный, надушенный, красивый Рашид заходит в комнату. Не смотря в мою сторону, подхватил Дурдану ханым и закружил по комнате со словами: «Ай, мама, какой ты мне сделала подарок!» Потом опустил ее, искоса оглядел меня и сказал: «А кто эта красивая ханум?»

Так нас познакомили. Был, конечно, маленький сценарий. Позже он мне сказал: «Я боялся, что уеду на гастроли, а по приезде увижу, что тебя уже сосватали за кого-нибудь. Вот, тебя не было две недели, и у меня первая седина тогда и появилась».

И я сказала маме: «Если не он, то кто же?!»

Я бы не сказала, что первые годы нашей семейной жизни были безоблачными. Внешне он сам себе нарисовал портрет своей будущей жены. Она должна была быть голубоглазой, длиннокосой, высокой. Он смеялся: «Я хотел всегда улучшить свою породу в отношении роста. Если бы при моей внешности у меня был высокий рост, меня бы девочки расхватали на сувениры».

Он хотел в жены «девочку с характером, который я вылеплю сам». По тем временам для меня это было очень болезненно, часто очень ревела, обижалась. Но он преподал такие уроки, которые помогли мне выстоять в жизни.

Я была по дурости самонадеянна в те годы. Я думала, что он должен меня любить, потому, что у нас такая разница в возрасте, я выше ростом, я нравлюсь всем. Он был о-очень ревнив, но красиво ревнив. Например, однажды, когда к нам приезжал Радж Капур, мы сидели на банкете. Сидящий рядом со мной иностранец усиленно угощал меня черной икрой. Я очень мило отнекивалась.

И вдруг я ощущаю руку Рашида на своем колене и слышу: «Если ты не перестанешь с ним кокетничать, я сейчас этот стол переверну». Когда я глянула на его лицо, поняла: этот может. У него было перекошенное от злости лицо, и я поняла, что пора приходить в себя.

В Москве как-то мы спускались в гостинице по лестнице, навстречу поднимались какие-то спортсмены. Один из них говорит «Какая дивчина!» И вдруг Рашид схватил его за нос и говорит: «На чужих жен не заглядываются!»

Несмотря на то, что Рашид был большой эстет, его всегда окружали очень красивые женщины, я никогда не сомневалась в том, что он глубоко порядочный человек. Он красиво умел ухаживать. Меня никогда не обижало это.

НИЧТО НЕ ПРЕДВЕЩАЛО ЕГО СМЕРТИ

Он очень много работал в последние годы жизни. Как депутат Верховного Совета СССР, он в обязательном порядке проходил диспансеризацию при больнице ЦК. Но Рашид не хотел ехать в Москву на медицинское обследование, так как торопился с открытием Театра песни, засиживался в театре по восемнадцать часов в сутки. Мы возвращались домой только перекусить и переночевать.

События в Баку уже разворачивались, танки стояли у театра. 1 декабря 1988 года Горбачев собрал у себя членов парламентских комиссий Азербайджана и Армении, депутатов, обсуждалась карабахская тема. На этом заседании Рашид сказал Горбачеву: «Я прохожу в свой театр свозь цепь танков». Горбачев отвечает: «Но это же наши танки!» Рашид говорит: «Это не наши танки, это ваши танки! Вопрос Карабаха надо решать сейчас и немедленно, иначе будет кровь!» Потом Рашид рассказывал: «Меня тогда как будто заклинило. Я произнес пять-шесть раз подряд «Иначе будет кровь!» Как будто кто-то заставлял меня говорить эти слова».

Когда он вернулся в Баку, очень грустил и как-то сказал: «Меня уберут». После этой встречи к нему резко изменилось отношение Везирова, перестали звать на правительственные концерты, в то время как до этого ни один правительственный концерт без него не проходил. Это в те времена о многом говорило.

У Рашида с детства пошаливали почки. Он боялся вырезать гланды, так как мог измениться тембр, голосовой аппарат. Больные гланды дали осложнение на почки. Время от времени он подлечивался, но ничего серьезного не было. И вдруг 17 мая 1989 года на репетиции в Театре песни ему стало нехорошо, мы поехали домой. До этого почки побаливали, но он не хотел отвлекаться на лечение. Он в жизни никогда не лежал в больнице. И в тот день решил просто отлежаться дома.

Я вызвала врача, тот прописал лечение в больнице. Рашиду не понравилась там обстановка, и мы вернулись домой. За ночь и весь следующий день ему не стало лучше. 19 мая мы опять поехали в больницу. Температура все не падала, врачи говорили, что идет воспалительный процесс, но точный диагноз поставить не могли.

29 мая нам пришлось выехать в Москву в больницу ЦК. Нас встретили в аэропорту люди в серых костюмах, не похожие на медиков. В аэропорту мне заявили, что я не могу поехать с ними, так как у меня нет пропуска в больницу. Они вели машину неаккуратно, Рашиду было больно. Я все время стучала в их стекло, чтобы они ехали осторожнее, но они не обращали внимания. Даже средний медицинский персонал отреагировал бы на эту просьбу.

Именно поэтому у меня возникли подозрения, что эти люди не были врачами, за которых себя выдавали. В больнице Рашида оформляли часа два, меня не пропускали. Но я стояла на том, что никуда не уйду.

Сначала Рашид лежал в хирургическом отделении, потом в отделении терапии. 7 июня врачи сказали, что у него одна почка плохо работает, из-за чего идет отравление организама, почка не очищает кровь и нужно подключить аппарат искусственной почки. Меня стали успокаивать, утверждали, что причин для волнения нет, но перевели Рашида в реанимацию.

Я и Радочка были все время рядом. День и ночь я сидела у дверей его палаты, так как сидеть в палате не разрешали. В ночь на 9 июня я услышала стоны. Спросила у врача, и он сказал, что Рашиду сделали болезненный укол, поэтому он стонет. К рассвету, в начале четвертого ночи, я увидела, что врачи, медсестры забегали, а меня к нему не пускают. Я в недоумении, но меня все успокаивают.

Утром врач мне сказал, что все в порядке, Рашид спит. После чего эта бригада врачей сменилась, в начале восьмого утра пришла новая смена. Я подошла к новому врачу и спрашиваю разрешения пройти в Рашиду, если он проснулся. Он повернул ко мне голову и очень обыденным голосом сказал: «Как? А вы разве не знаете?.. Рашид Меджидович в 04.10 утра скончался!» Я все это время сидела у его дверей, но мне никто ничего не сказал…

Чуть позже меня вызвали в кабинет главврача и дали подписать документ о том, что у меня никаких претензий к больнице нет. Когда я поинтересовалась, для чего это нужно, мне ответили: «Вы же не хотите, чтобы производили вскрытие!? По вашим мусульманским законам это не разрешено». Я все подписала…

Это был неестественный уход из жизни. Позже я советовалась с врачами, которые в один голос твердили – его хроника заболеваний не могла послужить причиной столь скоропалительного ухода. Причина в том, что в него внедряли какие-то препараты или облучение… Эта больница ведь на тюрьму похожа! Я думаю, он умер не сам.

Я увезла его оттуда, прошла через морг, гроб, плач, крики, просьбы проводить его в последний путь из Театра песни, который стал «лебединой песней» Рашида, но нам отказывали даже в этом… Но когда я сказала: «Раз так, я отвезу его в Тбилиси и похороню его рядом с его мамой», моя угроза возымела действие.

Мы прибыли в Баку темной ночью, увидели одинокую фигуру замминистра культуры Зульфугара Фарзалиева у трапа самолета… В самолете все пассажиры знали, какой груз везут, все плакали, не было слышно ни одного голоса в салоне… И больше ни одного человека, встречающего Рашида…

В Баку, когда в мечети обмывали тело, оказалось, что тело вскрывали. Несмотря на бумагу, которую мне дали подписать в московской больнице.

Естественно, в Баку судмедэкспертиза второй раз вскрыла тело, но вскрытие производили не местные врачи, а эксперты КГБ. Результаты нам неизвестны, в архивах экспертизы ни в Москве, ни в Баку не сохранилось ни одного документа, подтверждающего это вскрытие. Нам сказали, что эти документы забрали…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год

Follow @AzerHistory

*Все фото и изображения в материалах принадлежат их законным владельцам.

Источник