Равенских биография личная жизнь дети

Равенских биография личная жизнь дети thumbnail

Борис Равенских

Борис Равенских

Борис Иванович Равенских (Ровенских). Родился 14 (27) июня 1914 года в Санкт-Петербурге – умер 10 января 1980 года в Москве. Советский театральный режиссер, педагог. Главный режиссер Московского драматического театра имени А. С. Пушкина (1960-1970) и Малого театра (1970-1976). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Народный артист РСФСР (1963). Народный артист СССР (1968). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Лауреат Государственной премии СССР (1972).

Борис Равенских родился 14 (27 по новому стилю) июня 1914 года в Санкт-Петербурге. В то же время на могильной плите указана дата рождения другая – 1912 год.

Отец – Иван Васильевич Ровенских, родом из села Юшково Курской губернии. В детстве хорошо пел, с десятилетнего возраста был певчим в хоре Белгородского монастыря. Обладал мощнейшим голосом – такой силы, что мог своим пением погасить свечи. Через несколько лет ревизор, приехавший в монастырь из Санкт-Петербурга с проверкой, забрал его с собой петь в хоре Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Когда у него сложился баритон, получил приглашение в хор Мариинского театра, где пел рядом с Федором Шаляпиным. Одновременно служил в хоре Елисеевской церкви на Большой Охте, где и познакомился со своей будущей женой, матерью его пятерых детей. Во время Гражданской войны пел в хоре Красной армии.

Мать – Александра Епифаиловна Ровенских (в девичестве Соловьева), графского происхождения (при советской власти Борис Иванович старался не афишировать этот факт и указывал, что мать родом из мещанско-чиновничей семьи), воспитанница Смольного института благородных девиц. Знала французский язык, много читала. Однажды, разочаровавшись в творчестве Максима Горького, написала ему письмо: «Дорогой Алексей Максимович, чем вы объясните, что ваши ранние рассказы гораздо талантливее поздних произведений?». Ответа она, правда, не дождалась. Погибла во время блокады Ленинграда.

Получил широкую известность под фамилией Равенских. В то же время относительно его фамилии полной определенности нет. Так, актер Евгений Весник отмечал: «был он, кстати, и Ровенский, и Ровёнский, и Равенский, и Ровенских».

В семье Борис был самым младшим из пяти детей.

Когда окончилась Гражданская война, их семья перебралась на родину отца в село Юшково Курской губернии. В селе не было школы, поэтому Борис учился в средней школе-семилетке в Старом Осколе, которую окончил в 1929 году. Как актер участвовал в спектаклях молодежного хора, организованного его отцом, однако ему хотелось не играть, а помогать другим актерам и самому ставить спектакли. В его аттестате об окончании школы было написано: «За время пребывания в школе обнаружил особую склонность к драматическому искусству».

В конце 1920-х годов вернулся в Ленинград. С третьей попытки поступил в Техникум сценических искусств на актерский факультет, но из-за нехватки общего образования его отправили на вспомогательные курсы, где под руководством Михаила Сокольского он работал в Ленинградском театре рабочей молодежи. Впоследствии режиссер часто использовал опыт Сокольского в своих спектаклях.

Борис Равенских в молодости

Борис Равенских в молодости

Затем получил рекомендацию на режиссерский факультет, где занимался в мастерской ленинградских учеников и сподвижников Всеволода Мейерхольда – Николая Петрова и Владимира Соловьева. Окончил в 1935 году.

В 1934 году, за полгода до выпуска, сам Мейерхольд после просмотра студенческих работ сказал, указывая на Равенских: «Этого паренька я возьму с собой». В том же году он уже ставил «Пиковую даму» в Малом оперном театре (МАЛЕГОТ) в качестве ассистента режиссера, а в 1935 году был зачислен в труппу Государственного театра имени Вс. Мейерхольда, где служил вплоть до его закрытия в январе 1938 года.

В 1938 году осуществил свою первую самостоятельную постановку – «Галина» Исидора Штока в московском «Современном театре».

В 1939 году после ареста Мейерхольда начались проверки людей из его круга. Зимой к Равенских пришел Эраст Гарин и увез его из города, спрятав в подмосковных лесах у знакомого лесника, где они жили до лета 1940 года.

В 1940-1941 годах, заручившись покровительством Владимира Немировича-Данченко, проходил практику во МХАТе, затем служил режиссером Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского вплоть до 1950 года. Как ученик Мейерхольда в своих постановках утверждал главенствующее положение музыки в драматическом спектакле.

В 1949 году в Московском театре сатиры поставил спектакль «Свадьба с приданым» по одноименной пьесе Николая Дьяконова, ставший одним из первых советских мюзиклов. Спектакль шел на сцене с неизменным аншлагом, был сыгран 152 раза и в 1953 году снят на кинопленку.

В 1951-1960 годах Равенских служил режиссером Малого театра. Наиболее значительной его работой того периода стала «Власть тьмы» (1956), в которой он отказался от традиционного толкования пьесы, поставив ее как высокую трагедию. По словам критиков, он стремился к раскрытию светлого начала в душе русского человека, обострял характеры, вносил в действие напряженный динамизм, широко использовал музыку, свет.

Член КПСС с 1954 года.

Спектакль «Сердце девичье затуманилось» 1959 года по пьесе Виктора Курочкина, поставленный в Театре на Малой Бронной, не был принят критиками, но в нем режиссер достиг своей цели: представил внутреннее духовное состояние человека через музыку.

С 1960 по 1970 год служил главным режиссером Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, создав ряд значительных для своего времени работ.

Постановки Бориса Равенских в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина:

  • 1961 – «День рождения Терезы» Г. Д. Мдивани;
  • 1961 – «Свиные хвостики» Я. Дитла;
  • 1963 – «Петровка, 38» по Ю. С. Семёнова;
  • 1963 – «Романьола» Л. Скуарцины;
  • 1964 – «Повесть о спасённой любви» по И. М. Голосовскому;
  • 1965 – «Поднятая целина» по М. А. Шолохову;
  • 1966 – «Дни нашей жизни» Л. Н. Андреева;
  • 1966 – «Шоколадный солдатик» Б. Шоу;
  • 1967 – «Метель» Л. М. Леонова;
  • 1968 – «Воскресенье в Риме» Г. Крамера;
  • 1969 – «Дуэль» М. Т. Байджиева;
  • 1971 – «Драматическая песня» Б. И. Равенских и М. Л. Анчарова по роману Н. А. Островского «Как закалялась сталь».

В 1970 занял пост главного режиссера Малого театра, куда привел с собой своих актеров-единомышленников – Алексея Локтева, Владимира Сафронова, Валерия Носика. Самая значительная работа этого периода – «Царь Федор Иоаннович» (премьера состоялась 29 мая 1973 года), не сходивший со сцены на протяжении 30 лет и выдержавший более 800 представлений. В 1976 году покинул пост, продолжив работу как режиссер-постановщик.

Постановки Бориса Равенских в Малом театре:

  • 1952 – «Дорога свободы» Г. Фаста;
  • 1953 – «Шакалы» А. М. Якобсона;
  • 1954 – «Иван Рыбаков» В. М. Гусева;
  • 1956 – «Власть тьмы» Л. Н. Толстого;
  • 1958 – «Почему улыбались звёзды» А. Е. Корнейчука;
  • 1960 – «Осенние зори» В. И. Блинова;
  • 1971 – «Инженер» Е. С. Каплинской;
  • 1972 – «Самый последний день» Б. Л. Васильева;
  • 1972 – «Птицы нашей молодости» И. П. Друцэ;
  • 1973 – «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого;
  • 1975 – «Русские люди» К. М. Симонова;
  • 1976 – «Мезозойская история» М. И. Ибрагимбекова;
  • 1978 – «Возвращение на круги своя» И. П. Друцэ.

Борис Равенских не любил разговорный театр. Считал, что «современному театру явно не достает того эффекта, который возникает на симфоническом концерте, когда музыка объединяет и слушателей, и исполнителей в одном порыве», и всегда хотел добиться на сцене «музыкальности, подобной концертности звучания». Он говорил: «Музыка в каждом спектакле имеет для меня очень большое значение. Если спросят, кому бы я доверил рассказать о себе, я скажу – музыке. Когда звучит увертюра Свиридова к «Царю Федору», я знаю, что в ней есть все, что я хотел сказать своим спектаклем. Музыка – самое демократическое из искусств. Это то, что входит в каждого из нас, делает понятным, доступным одного человека другому, это гармония или дисгармония связей, составляющих структуру человеческого общества. Музыка – это не только собственно музыка, то есть звуки мелодии, то, что ухом воспринимается. Чеховская «Чайка» – музыка. Я мечтаю сделать спектакль без единого музыкального аккорда, который тем не менее был бы музыкален».

режиссер Борис Равенских

В 1978 году покинул Малый театр и пришел в Большой театр, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту о слиянии музыкального и драматического начал. В этом же году поставил оперу «Снегурочка».

Читайте также:  Вера белоусова биография личная жизнь

Преподавал в ГИТИСе, профессор кафедры режиссуры драмы (1977). Среди его учеников – Валерий Белякович, Юрий Иоффе, Надежда Аракчеева.

В начале января 1980 года получил разрешение создать собственный театр, в котором планировал собрать своих учеников. Однако мечте режиссера не суждено было осуществиться – помешала смерть.

Борис Равенских умер 10 января 1980 года. Произошло это внезапно: он взбежал по лестнице в своем подъезде и упал, схватившись за сердце. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок № 9).

Борис Равенских – 100-летний юбилей

Личная жизнь Бориса Равенских:

Трижды был женат.

О первой жене сведений нет.

Вторая жена – Лилия Олимпиевна Гриценко (1917-1989), актриса, Народная артистка РСФСР, сестра актера Николая Гриценко.

Детей в браке не было. Позже Лилия оставила мужа и ушла к актеру Александру Шворину (известен по роли Марка в фильме «Летят журавли»).

Борис Равенских и Лилия Гриценко

Борис Равенских и Лилия Гриценко

В момент брака с Лилией Гриценко у Бориса Равенских был бурный роман с актрисой Верой Васильевой. Они познакомились в 1949 году в Театре сатиры, где Борис Иванович ставил спектакль «Свадьба с приданым». А главную роль играла молоденькая Вера Васильева. Режиссер сразу покорил ее сердце, Васильева вспоминала, что сразу в него влюбилась: “Очень сильно… Я чувствовала, что он тоже влюблен, но очень строго относится ко мне”. У них начался роман, Вера даже познакомила Бориса Ивановича со своей мамой, которой Равенских понравился. Их отношения длились шесть лет, но до брака не дошло. Позже Васильева говорила: “Просто не судьба… Ни он не был бы счастлив со мной, ни я с ним. Наверное, я не та жена, которая может быть рядом с гениальным человеком”.

Борис Равенских и Вера Васильева

Борис Равенских и Вера Васильева

Третья жена – Галина Александровна Кирюшина (1934-1994), актриса, Народная артистка РСФСР. Они познакомились в Малом театре. К моменту появления там Равенских Галина Кирюшина уже играла Катерину в «Грозе», поставленной Верой Пашенной. Борис пришел в театр работать над спектаклем «Власть тьмы» и позвал молодую актрису на роль деревенской девушки Маринки. С тех пор они были вместе, несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте.

Супруги жили на Большой Бронной улице и были вместе до самой смерти Бориса Ивановича.

В браке родились две дочери.

Старшая дочь – Александра Борисовна Ровенских (1959 г.р.), актриса, режиссер, Заслуженная артистка Российской Федерации. Замужем за актером Дмитрием Полонским. Внук – Дмитрий Дмитриевич Полонский (1990 г.р.), профессиональный автогонщик и тренер по экстремальному вождению.

Младшая дочь – Галина Борисовна Равенских. Внучка – Алина.

Борис Равенских и Галина Кирюшина

Борис Равенских и Галина Кирюшина

Фильмография Бориса Равенских:

1953 – Свадьба с приданым (фильм-спектакль)
1961 – Иван Рыбаков
1971 – Поднятая целина (фильм-спектакль)
1971 – Дни нашей жизни (фильм-спектакль)
1973 – Самый последний день (фильм-спектакль)
1974 – Птицы нашей молодости (фильм-спектакль)
1978 – Власть тьмы (фильм-спектакль)
1979 – Русские люди (фильм-спектакль)
1979 – Возвращение на круги своя (фильм-спектакль)
1981 – Царь Федор Иоаннович (фильм-спектакль)

Награды и звания Бориса Равенских:

– Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957);
– Народный артист РСФСР (1963);
– Народный артист СССР (1968);
– Сталинская премия третьей степени (1951) – за постановку спектакля «Свадьба с приданым» по одноименной пьесе Н. М. Дьяконова на сцене Московского театра сатиры;
– Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1967) – за постановку спектакля «Поднятая целина» по одноименному роману М. А. Шолохова в Театре им. А. С. Пушкина;
– Государственная премия СССР (1972) – за постановку спектакля «Драматическая песня» по роману Н. А. Островского «Как закалялась сталь»
– Орден Ленина (1974);
– Орден Трудового Красного Знамени;
– Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
– Медаль «В память 800-летия Москвы»

Источник

Александра Ровенских

Александра Ровенских

Александра Борисовна Ровенских (Равенских). Родилась 27 декабря 1959 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино, телеведущая. Заслуженная артистка РФ (2013).

Александра Ровенских (Равенских) родилась 27 декабря 1959 года в Москве в театральной семье.

Отец – Борис Иванович Равенских (Ровенских) (1914-1980), советский театральный режиссёр и педагог. Главный режиссёр Московского драматического театра имени А. С. Пушкина (1960—1970) и Малого театра (1970—1976). Лауреат Сталинской премии третьей степени, Государственной премии СССР. Народный артист СССР.

Мать – Галина Александровна Кирюшина (1934-1994), советская театральная актриса, Народная артистка РСФСР.

Младшая сестра – Галина Борисовна Равенских.

Свое имя Александра получила в честь матери отца – Александры Епифановны, она была графского происхождения.

С ранних лет благодаря родителям приобщилась к театру. К концу школу твердо определилась, что продолжит династию.

В 1981 году окончила ГИТИС, актерская группа режиссерского факультета, курс Марии Иосифовны Кнебель.

В том же 1981 году Александра Ровенских дебютировала в кино – сыграла Лену Чугунникову в детективе «Следствие ведут Знатоки» (серия «Из жизни фруктов»). Однако позже на экране появлялась мало.

Александра Ровенских в фильме “Следствие ведут Знатоки”

Александра Ровенских Следствие ведут Знатоки

С 1981 года – актриса Театра имени Маяковского.

Театральные работы Александры Ровенских:

  • «Сказки Венского леса» Эден фон Хорват – Мать Альфреда;
  • «Пигмалион» Б. Шоу – Миссис Эйнсфорд Хилл;
  • «Человек, который принял жену за шляпу» О. Сакс – Миссис С; доктор; бабушка Ребекки; психиатр Приюта;
  • «Я была в доме и ждала…» Ж.Л. Лагарс – Мать;
  • «Отцы и сыновья» Б. Фрил – Арина Власьевна Базарова;
  • «Декалог на Сретенке» С. Денисова;
  • «Дядюшкин сон» Ф. Достоевский – Анна Николаевна Антипова;
  • «На чемоданах» Х. Левин – Бьянка;
  • «Бермуды» Ю. Юрченко – Она;
  • «Последняя любовь Достоевского» – Анна Григорьвна Достоевская;
  • «Синтезатор любви» – Коринна;
  • «Дети Ванюшина» – Клавдия;
  • «Плоды просвещения» – Таня;
  • «Госпожа министерша» – Дара;
  • «Леди Макбет Мценского уезда» – Хор;
  • «Ящерица» – Поющая днём;
  • «Иван-царевич» – Жар-птица;
  • «Молва» – Аля Батюнина;
  • «Ночь ангела» – 1-я фигура;
  • «Подземный переход» – Проскурина.

Заслуженная артистка России (2013).

Председатель фонда Бориса Равенских.

Ведущая программы «Формула здоровья» на телеканале «Звезда».

актриса Александра Ровенских

В 2000-е стала иногда сниматься в небольших ролях в телесериалах. Актриса сыграла в лентах «Жизнь, которой не было» (тетя Варя), «Доктор Тырса» (мама Миши), «Дурная кровь» (мать Маши и Алевтины), «Идеальная жертва» (Валентина Ивановна), «Дневник свекрови» (Валя), «Старушки в бегах» (баба Нюра), «Скорая помощь» (Тартакова, мать Раи), «Свадьбы и разводы» (Марина Михайловна) и др.

Александра Ровенских в сериале “Дневник свекрови”

Александра Ровенских Дневник свекрови

Рост Александры Ровенских: 165 сантиметров.

Личная жизнь Александры Ровенских:

Первой любовью Александры Ровенских был актер Михаил Кецлах. Они познакомились в институте. Их отношения начинались как студенческий роман, а продолжились, когда Ровенских поступила в Театр Маяковского. Однако история закончилась трагически, поскольку Михаилу не везло в профессии. Александра рассказывала: “Он был физически сильный, красиво сложенный, но с очень ранимой, трепетной душой. Наверное, актерская профессия стала для Миши невыносимым ярмом. Он боялся выйти на сцену, боялся людских глаз. Чтобы в этом разбираться, надо бы быть психиатром, а не юной неопытной девушкой. Я вряд ли могла ему помочь. Он зашел в тупик, не мог справиться со своими нервами. Уехал в Ленинград, чтобы еще раз показаться в один из театров. Но опять не получилось. Мне позвонили его питерские друзья и сказали, что Миша покончил с собой… На похоронах со мной была мама, она помогала мне справиться с горем. Долгий период я была очень замкнута. Меня спасала профессия”.

Читайте также:  Тамара семина биография личная жизнь дети фото биография

Муж – Дмитрий Миронович Полонский, актер, мастер озвучивания. Они были знакомы со времен учебы в ГИТИСе (Дмитрий учился на курс старше).

Сын – Дмитрий Дмитриевич Полонский (1990 г.р.), окончил продюсерский факультет ГИТИСа (очное отделение) в 2012 году. Является профессиональным автогонщиком и тренером по экстремальному вождению, многократным чемпионом соревнований по ралли и кросс-спринту. В 2014 году стал победителем первого сезона телевизионного реалити-шоу «Гонщики» на телеканале «Пятница!» и награжден поездкой в Германию на сложнейшую мировую трассу «Нюрбургринг». После участия в соревнованиях на немецкой гоночной трассе «Нюрбургринг» известный российский автогонщик Олег Кесельман пригласил Дмитрия к себе в команду, в школу Порше («Porsche Driving Center Russia»).

Александра Ровенских с мужем и сыном

Александра Ровенских с мужем и сыном

Фильмография Александры Ровенских:

1981 – Следствие ведут Знатоки. Из жизни фруктов / Дело N16 – Елена Чугунникова, дочь Антонины Михайловны, студентка
1983 – Долгое эхо
1989 – Светик – Вера, продавщица книг
1990 – Холм (короткометражный) – деревенская девушка
1992 – Детство Никиты – Александра Леонтьевна, мать Никиты
1994 – День обаятельного человека (короткометражный)
2000 – Юдифь (фильм-спектакль)
2007-2008 – Атлантида – эпизод
2008 – Жизнь, которой не было – тетя Варя
2009 – Огни большого города – эпизод
2010 – Доктор Тырса – мама Миши
2011 – Папаши – Евгения Карповна, директор детского дома
2011 – Как поссорились… (фильм-спектакль) – Марфа / Анфиса Власьевна
2013 – Фальшивая нота – Вера Ильинична Калинкина, мать Даши
2013 – Пятая стража
2013 – Дурная кровь – Надежда, мать Маши и Алевтины
2014 – Чиста вода у истока – Нина Шалвовна, директор детдома
2014 – УГРО. Простые парни-5 – Вера Игоревна Васнецова
2014 – Выстрел – мама Белоусова
2015 – Солнце в подарок – Галина Алексеевна
2015 – Профиль убийцы-2 – Унрюмова, мать Мити, судья
2015 – Идеальная жертва – Валентина Ивановна, жена Анатолия
2015 – Запретная любовь – Тамара, жена Остапа
2015 – Дневник свекрови – Валя, соседка Белоцерковских
2016 – Одиночество – Яна
2016 – Жизнь после жизни – эпизод
2017 – Старушки в бегах – баба Нюра
2017 – Волшебник – мать Сергея
2018 – Скорая помощь – Тартакова, мать Раи
2018 – Сиделка – Мария Николаевна, подруга Ларисы, бывшая зэчка
2018 – Свадьбы и разводы – Марина Михайловна
2019 – Скорая помощь-2 – Тартакова, мать Раи

Источник

Актрису Театра им. Маяковского Александру Равенских, дочь некогда знаменитого режиссера Бориса Равенских, знает лишь узкий круг театралов Москвы. Тем не менее коллеги порекомендовали нам обязательно с ней поговорить, ведь она – кладезь интересных закулисных историй. Да и повод для встречи подвернулся отличный – в конце декабря Александре Борисовне исполнилось 60 лет.

– Как-то знакомый подарил мне деревянную доску с выжженной надписью «Зачем все упрощать, если можно все усложнить!». В чем-то это мой девиз по жизни. Например, книгу о папе Борисе Равенских (он был главным режиссером театров Пушкина, Малого и сатиры) я писала десять лет, – начала рассказ Александра Борисовна. – Когда в 70-е годы я, юная девушка, пыталась попасть на поезд, а билетов в кассе не оказывалось, говорила, что мой отец снял фильм «Свадьба с приданым» с Верой Васильевой в главной роли. И меня обязательно сажали, а всю дорогу проводники расспрашивали об отце и его фильме.

Правда, что у вашего папы в свое время случился пылкий роман с Верой Васильевой?

– Да, их отношения длились шесть лет. Я очень нежно люблю Веру Кузьминичну, ведь она восхищалась и всю жизнь любила моего отца. Ей было 24, когда он как режиссер пришел, в Театр сатиры. Вот она и потеряла голову. Не могу сказать, что я ревновала или обижалась за мою маму, актрису Малого театра Галину Кирюшину, ведь Васильева влюбилась в Мастера! Потом спектакль «Свадьба с приданым» с ее участием перерос в кинофильм. А позже она вышла замуж за коллегу по фильму и театру Владимира Ушакова. На съемках Васильева его сторонилась, говорила, что даже обниматься с ним, как того требовал сценарий, плохо получалось. Ведь она любила другого человека. Ушаков ее всю жизнь боготворил… В 2020 году Вере Кузьминичне исполнится 95 лет. Она обласкана зрителями, званиями, у нее хороший, спокойный характер.

Вера Васильева и Владимир Ушаков сыграли главные роли в фильме Бориса Равенских (в круге – фото: © «ИТАР-ТАСС») «Свадьба с приданым»

– Вы с ней общались?

– Да, в свое время познакомились на радио, когда ее пригласили в радиосериал «Дом 7, подъезд 4», на роль соседки. Я там исполняла главную роль. И она по фамилии догадалась, кто я. Но все-таки спросила: «Вы дочка Бориса Ивановича»? Я кивнула. Она замолчала, стала рассматривать меня, а потом сказала: «У вас с ним одни глаза». Я бывала и у нее дома, и Вера Кузьминична говорила: «Шурочка, никто не верит, что я не помню голоса вашего папы, не помню, какой у него был нос. Но помню, что была ошеломлена его талантом». Низкий поклон ей за то, что она пронесла это чувство через всю долгую жизнь… Я недавно придумала фестиваль в честь папы в его родном Старом Осколе. Там есть Молодежный театр имени Бориса Равенских. Он, кстати, умер в тот день, в 1980 году, когда ему дали право открыть в Москве Молодежный театр. Удивительное совпадение.

Почему вы решили продолжить театральную династию?

– Я росла за кулисами, я и не представляла себя никем, кроме актрисы. И вот почти 40 лет играю на сцене давно ставшего родным театра имени Маяковского. Мне был 21 год, когда папа ушел из жизни, да и поступить в ГИТИС он мне совсем не помогал. Лишь накануне первого тура разбудил ночью и заставил прочитать всю программу, а потом позвонил знакомому студенту и велел: «Моя Сашка отлично танцует, если на экзамене все будет совсем плохо, заваливайся в аудиторию и подыграй ей на рояле!» Я испугалась, что какой-то «студень» войдет и будет играть, чтобы я танцевала. Но все получилось… На лестничной площадке с нами жил Андрей Гончаров, главный режиссер Театра имени Маяковского. И после ухода из жизни отца он сам подошел ко мне и пригласил попробоваться к нему в труппу. На кастинге станцевала цыганочку, и меня взяли.

Наша собеседница с сыном Димой и мужем Дмитрием Полонским. Фото: Facebook.com

Слезы, болото и ватное одеяло

На вас сразу же посыпались интересные роли?

Читайте также:  Елена коренева фото биография личная жизнь

– Примой у нас была Наталья Гундарева, блестящая актриса. Однажды после отпуска в Грузии я вернулась отдохнувшая и красивая. Увидев меня, Гончаров стал жутко кричать: «Вы что собираетесь с таким холеным лицом играть жительницу поселка времен Гражданской войны?!» Я стала рыдать, но ситуацию спасла Наташа. Она растерла мои слезы по лицу, сама меня загримировала, и через 15 минут, все было так, как хотел главреж. А когда Гундаревой понадобилась партнерша для очередного спектакля, она выбрала меня. Но у меня уходила из жизни мама, и в этот момент я не могла играть… Потом к нам в театр пришел режиссер Петр Фоменко и выбрал меня в свою постановку «Плоды просвещения», я работала в ней 20 лет. Сейчас играю маленькую роль в «Пигмалионе». Когда слышу, что кто-то из актеров заламывает руки со словами: «Я без театра сойду с ума», мне очень странно это слышать. И хочется спросить: назовите фамилии режиссеров, актеров, драматургов, названия пьес, без которых ты сойдешь с ума? Это бред для меня.

– Дочка Марка Захарова ваша тезка, вы с ней практически ровесницы. Почему она сделала блестящую карьеру, а вам так не посчастливилось?

– Девочки в гримерной однажды обсуждали при мне Шурочку Захарову: «Папа ей поможет, конечно». А потом кто-то, посмотрев на меня, заметил: «А есть и другие Шурочки!» Да, я все понимаю. Жив был бы мой отец, моя творческая судьба совсем по-другому бы сложилась. Но лично я не схожу с ума от небольшой востребованности. Просто очень люблю жизнь с ее возможностями. У меня, например, дружная семья и отличная дача и лучше я проведу время там с близкими.

Авторитет Натальи Гундаревой в родном Театре им. Маяковского зашкаливал. Фото: © «ИТАР-ТАСС»

– Купили готовый дом или сами строили?

– Сами. Однажды папа спросил: «Сашка, в Вороново, по Калужской дороге Малый театр затеял строительство дачного поселка. Мы будем там участвовать?» Я сказала: «Конечно!» Мы тянули кепки, чтобы разыграть – кому какой участок достанется. Вытянула очень хороший вариант, но, приехав на место, поняла, что мне нравится соседний, где росли два дуба. И хотя все говорили, что он болотистый и плохой, я поменялась. Увы, папа так и не увидел нашу дачу. Хотя Малый театр начал резво строить коттеджи на четырех хозяев с отдельными входами, но в 90-е работы заморозили. И кто захотел, уже на собственные деньги достраивал. Мы с мужем Димой Полонским все деньги, что на радио тогда зарабатывали, вкладывали в дачу. Наш сын, тоже Дима, там рос. Купили ему манеж, ватные одеяла, и, пока малыш спал, мы с супругом вкалывали.

– Чем сейчас занимается ваш супруг?

– Он актер, а сейчас в первую очередь работает как диктор: озвучивает программы, художественные и документальные фильмы, рекламу. Его многие по голосу узнают, так что Дима намного известней, чем я. Мы почти 30 лет женаты, познакомились, когда учились в ГИТИСе, правда, на разных курсах. Тогда у него случилась любовь с моей однокурсницей. Он стал первым мужем актрисы Жени Симоновой. Евгения, с которой я, кстати, работаю в одном театре, с ним на съемках фильма «Карантин» познакомилась. Вспыхнул роман. Женя со мной тогда советовалась: «Саш, не знаю, что и делать. То ли замуж за Димку выходить, он же так безумно красиво поет, то ли нет». И с моей легкой руки вышла. Но прожили они всего год и разбежались. Вскоре Симонова встретила режиссера Андрея Эшпая, с которым живет уже больше 35 лет. И когда забеременела от него дочкой Машей и ушла в декрет, я вместо нее играла в спектакле «Молва». Ну а до меня вот таким долгим путем дошел мой Дима. Самый близкий и родной человек. В свои чуть за 60 он отлично выглядит, играет в футбол и большой теннис, гуляет с нашей большой собакой.

Евгения Симонова в молодости была очень влюбчивой. Фото: legion-media.ru

Беды и радости – пополам

– Вы были богатой невестой?

– Никогда себя такой не считала. Дима, впрочем, и сам москвич, из очень хорошей, интеллигентной семьи. Его папа – режиссер-документалист, друг итальянского писателя и сценариста Тонино Гуэрра. Я жила с родителями на Малой Бронной, а когда разъехались, даже не думала, что когда-то удастся снова поселиться в центре Москвы. Но однажды Дима увидел в газете объявление, что на Арбате продается маленькая, совсем убитая «трешка». У нас была нужная сумма, и мы ее сразу купили. Я так обрадовалась! Потому что в детстве часто бывала в гостях у бабушки на Арбате и потом не могла нарадоваться, что из наших окон видна та самая колокольня Ивана Великого.

– Чем ваш сын занимается?

– Он окончил продюсерский факультет Школы-студии МХАТ, но стал тренером экстремального вождения. Плюс участвует в соревнованиях. Конечно, мне, как маме, страшно за него, но я пытаюсь не думать об этом. Жду, когда женится и сделает меня бабушкой.

В театре у вас есть близкие подруги?

– 30 лет делю одну гримерку с Олей Прокофьевой. Гримерочников, как и родственников не выбирают. Мы подружились. Наши сыновья почти ровесники, да и мы беды и радости делим пополам. Рада, что у нее в карьере выпал успех в кино. Новый год вместе несколько раз встречали, потому что рядом живем и иногда выбираемся погулять по арбатским переулкам.

– Может быть, общение еще с какими-то коллегами оставило след в вашей душе?

– Я была хорошо знакома с Иннокентием Смоктуновским, он у папы в Малом театре в «Царе Борисе» играл на пару с моей мамой. Легендарная актриса Елена Гоголева тогда была недовольна его игрой и вздыхала, что Смоктуновский – явно не школа Малого. В результате он ушел из этого спектакля и перешел во МХАТ. А потом я случайно его встретила на улице. Опаздывала на репетицию к себе, а он – к себе. «Шура, рад вас видеть, давайте поболтаем», – предложил Смоктуновский. – «Посмотрите на время, Иннокентий Михайлович! Репетиции вот-вот начнутся». Но он остановился и стал вспоминать репетиции с моим папой. Говорил, что очень переживал, что умничал и спорил с Равенских, и добавлял, что надо было верить режиссеру, как собака, и беспрекословно слушаться. «Я потом стал лучше играть, но он уже не видел!» – вздохнул народный артист. – «Вы просто не знаете, папа тайком приходил и смотрел спектакли с верхнего яруса, он был пристрастный человек к своим постановкам», – призналась я и добавила, что отец не раз замечал: «Иннокентий стал так хорошо играть!» – «Шура, если вы не обманываете, вы подарили мне счастье!» – сказал Смоктуновский и убежал на репетицию. А когда мама тяжело болела, он об этом узнал и каждый день звонил и спрашивал о ее состоянии. Но за неделю до ее ухода он и сам внезапно умер. Находясь в доме отдыха, ужасно простудился… Мама тогда лежала без сознания, но вдруг ненадолго пришла в себя и услышала, что скончался Смоктуновский. «Иннокентий умер?» – переспросила она. Я подтвердила. Она закрыла глаза и больше в себя не приходила.

Источник