Репин личная жизнь дети

И.Н. Репин в кругу семьи.

Благодаря кисти гениального художника сегодня все имеют представление, как выглядели его дети. Он оставил много портретов своих детей и первой жены Веры. Одной из самых известных работ стала «Стрекоза», написанная на даче в Мартышкино под Петербургом.

На картине «Стрекоза» изображена старшая дочь художника Вера. Ребёнок сидит на перекладине на фоне светлого неба и качает ножкой. Так и слышится стрекотание сверчков и жужжание шмелей. Схожесть модели с насекомым придает и голубое платьице, которое расцветкой напоминает крылышки стрекозы.

Да и сама девочка, которая безмятежно качает ножкой, присев на жёрдочку, чем-то похожа на лёгкокрылое насекомое. На секунду коснулась брёвнышка, сейчас взлетит и понесётся по своим делам…

Верочка-стрекоза

Поза ребёнка, которому на момент написания работы, было двенадцать лет, свободная и живая. Шляпка на голове закреплена под подбородком чёрной лентой. На лице и шее играют солнечные зайчики. Личико её очень задорно…

Не случайно Илья Репин в одном из писем Павлу Третьякову написал: «Девочку на солнце следует назвать «Стрекозой»: и по цвету, и по движению, и по положению она подходит под это название».

Глядя на картину, можно сразу определить характер девочки, которая была самой любимой дочерью художника. Сразу понятно, что это гиперактивный ребёнок. Жёрдочка, на которой сидит Вера, находится высоко от земли. Забраться на неё может не каждый мальчишка, не говоря уже о девочках. К слову, искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти, свидетельством тому — некоторое несовпадение фона и фигуры…

Осенний букет в руках Веры

На другой известной картине Репина «Осенний букет» Вера изображена уже девушкой. Этот портрет художник рисовал в имении Здравнёво Витебской губернии. Земля, приобретению которой радовалась вся семья, была куплена за деньги, что Илья Николаевич получил, продав картину «Запорожцы».

В портрете живёт цветовая гармония: кружево воротничка, светлый рюш, украшающий блузку, белые пуговички и такие же цветы – как воспоминание о светлых летних днях. Но неяркое золото деревьев второго плана, «жаркий» цвет берета и красные с охрой цветы букета говорят о дыхании осени…

В письме к дочери Толстого Татьяне Львовне Илья Репин писал: «Начинаю портрет Веры, посреди сада с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких, изящных; в берете, с выражением чувства жизни, юности, неги».

Старшая дочь

Илья Ефимович Репин был отцом четверых детей, появившихся на свет в браке художника с дочерью преподавателя рисования и черчения императорской Петергофской гранильной фабрики – Верой Алексеевной Шевцовой.

Старшая дочь художника, названная в честь матери Верой, та самая «Стрекоза», родилась в октябре 1872 года в Санкт-Петербурге. Будучи первым ребёнком в семье, девочка всегда считалась всеобщей любимицей. Крёстным отцом маленькой Веры стал близкий друг Ильи Репина, директор Публичной библиотеки в Петербурге, известный критик и искусствовед – Владимир Васильевич Стасов.

Племянница художника со стороны жены Людмила Шевцова-Споре вспоминала: «Несмотря на многие недостатки в характере Веры, отец любил её более других детей. Да и вообще это была любимица семьи. Энергичная, весёлая, предприимчивая девушка, она бодрила всех и в полном смысле слова являлась душой семьи. С нею никогда не было скучно, и сам Илья Ефимович, помню, из всех детей выделял Веру именно за то, что ему самому было приятно побеседовать с нею – второй, молодой хозяйкой дома. Она могла принять кого угодно и без стеснения занимала беседой любого именитого гостя. Своё, можно сказать, «привилегированное» положение Вера нередко использовала утилитарно и, в частности, применяла в щекотливом вопросе выпрашивания денег. И отец ей не отказывал».

Вера находилась с отцом до конца

Сразу после рождения дочери художник вместе с семьёй отправляется в поездку по Европе. Письма Репина, которые он в тот период пишет друзьям и близким, буквально переполнены неимоверной нежностью и любовью: «Маленькая наша бегать начала и очень нас забавляет, девица французской весёлости и так же умно говорит, как они…».

Ранние творческие наклонности и безграничная любовь со стороны отца сделали своё дело. Увлечение театром привело её к службе артисткой Александринского театра, где Веру вспоминали как даровитую драматическую актрису, не лишённую музыкальности, однако имеющую неприглядную внешность и плохой характер.

В 1922 году старшая дочь художника переезжает в отцовское имение «Пенаты» на берегу финского залива и становится полноправной хозяйкой в доме уже пожилого отца, взяв на себя все бытовые заботы.

Вера проживала с отцом до конца его жизни. Замуж так и не вышла. О ней мало кто лестно отзывался. В том числе хорошо знавший семью Репиных Корней Чуковский. По его воспоминаниям, Вера Ильинична не задумываясь продавала картины отца, а на вырученные деньги покупала себе серёжки. Была «лжива, труслива… и тупа умом и сердцем». Вот такая резкая критика…

Супружество не было счастливым

Первый брак Репина длился пятнадцать лет. За эти годы Вера Алексеевна помимо старшей Веры родила Надежду, Юрия и Татьяну. Супружество, по мнению исследователей, сложно было назвать счастливым. Илья Ефимович тяготел к открытому дому, готов был в любое время принять гостей, его постоянно окружали дамы, желавшие позировать для новых картин. Вере Алексеевне, сосредоточенной на воспитании детей, салонный образ жизни был в тягость.

Разрыв отношений произошёл в 1887 году. При разводе бывшие супруги поделили детей: старшие остались у отца, младшие перешли жить к матери. Семейная драма настолько серьёзно повлияла на художника, что Стасов писал Марку Антокольскому о своём беспокойстве за душевное самочувствие друга: «Репин что-то замолчал со своей выставкой, а летом и осенью он много о ней поговаривал… Какой тут покой, какая радость, какая возможность писать свои картины? Как тут готовить выставку, когда… все неприятности, истории, сущее несчастье?»

Надежда Репина

Надежда родилась спустя два года после рождения старшей дочери. О её детстве почти ничего не известно. Кое-какую информацию о Надежде можно почерпнуть лишь из переписки Ильи Репина с дочерью Льва Толстого. В ней художник сообщает, что двадцатилетняя Надежда склонна к эмансипации, и восхищается её трудоспособностью. В тот период она обучалась на Рождественских женских курсах лекарских помощниц в Петербурге, практику проходила в Полтавской губернии.

Он так пишет об этом времени Татьяне Толстой: «Благодарю Вас за любезное отношение к Наде, она такая выносливая работница. Более месяца она там дежурила у больных, теперь дома готовится к экзаменам – побледнела и похудела даже».

После окончания этих курсов Надя Репина работала в земских больницах Петербурга. В начале 1910-х гг. Надежда Ильинична заболевает тяжёлым нервным расстройством и с тех пор постоянно проживает вместе с отцом в «Пенатах». Несмотря на огромные усилия со стороны Репина привлечь дочь к творчеству, Надежда замыкается в себе и практически не покидает своей комнаты. Её жизнь оборвалась в 1931 году в Куоккала.

Сын Георгий

Сын Георгий, в семье его называли Юрий, родился летом 1876 года по возвращении семьи из Парижа в Россию. В метрической книге Покровского собора города Чугуева (близ Харькова) за 1877 год было записано, что восприемниками сына академика Императорской академии художеств Ильи Репина и его жены Веры Алексеевны стали друзья художника — мировой судья Александр Михайлович Любицкий и жена отставного майора Евдокия Степановна Чадина.

Читайте также:  Актер василий личная жизнь жена дети

Уже в юном возрасте стало ясно, мальчик пойдёт по стопам отца и станет художником. Начав с домашних отцовских уроков рисования и живописи, он учился впоследствии в художественной школе княгини Тенишевой и Петербургской академии художеств, где преподавал Илья Ефимович. С 1903 года Юрий работал вместе с отцом, участвовал в выставках Союза русских художников, Товарищества передвижных художественных выставок.

Юрий Репин писал портреты, картины на евангельские сюжеты, но более всего преуспел в исторических и батальных работах. На международной выставке в Мюнхене в 1910 году был награждён юбилейной премией принцессы Евгении Ольденбургской за картину «Великий вождь (Пётр І в Полтавской баталии)». В 1913-м — II премией по исторической живописи Общества поощрения художников за картину «Тюрченский бой». В 1915-м получил премию по исторической живописи Общества им. А. Куинджи. К сожалению, следует объективно признать: его, даже самые успешные, картины не могут сравниться с шедеврами отца.

Отношения старшего и младшего Репиных безоблачными не назовешь. Вот как описывает их взаимоотношения Корней Чуковский: «В те краткие периоды, когда у Репина бывало перемирие с сыном, жившим по соседству с «Пенатами» (а их размолвки длились порой годами, и вообще отношения у них были тяжёлые), Илья Ефимович втягивал в работу и сына и очень радовался, когда тот соглашался прийти к нему в мастерскую со своей палитрой. Репин встречал его очень радушно, даже как будто заискивающе, и после первого же сеанса горячо одобрял его живопись, но Юрий Ильич выслушивал его в угрюмом молчании, не глядя ему в лицо, и норовил воспользоваться любой возможностью, чтобы ускользнуть из «Пенатов» и скрыться от отцовского глаза».

Однако, в отличие от Чуковского, коллеги-художники младшего Репина считали его талантливым живописцем и порядочным человеком.

Трудная жизнь

После смерти жены Юрия Репина Прасковьи отношения отца и сына теплеют, они проводят много времени вместе. Когда отец умирает, Юрий переезжает в Хельсинки и занимается написанием православных икон. Однако денег это занятие приносило мало, и сын великого художника сильно бедствовал.

О судьбе двух сыновей самого Юрия – Гае и Дие – практически ничего не известно. Лишь о Дии сообщается, что он мечтал обучаться в Ленинградской академии художеств, для чего самовольно перешёл советско-финскую границу. После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР.

Татьяна Репина

Самая младшая дочь художника родилась в июле 1880 года. Незадолго до этого умерла мама художника – Татьяна Степановна и малышку было решено назвать в её честь.

После окончания гимназии Татьяна Ильинична училась на Бестужевских курсах. В апреле 1901 года она вышла замуж за поручика Николая Язева. Молодые покидают Петербург и отправляются к месту службы мужа. Вскоре они возвратились, так как Николай Геннадьевич решил поступать в Инженерную академию. Благодаря картине «Семейный портрет», написанной Ильёй Репиным в 1905 году, можно иметь представление о семье Татьяны.

На полотне изображены две Татьяны: Татьяна Ильинична и трёхлетняя Тася (Тасенька). За столом — Николай Геннадьевич Язев и его мать. Слева, ближе к двери, стоит няня. У неё на руках вторая дочка Любочка, которая вскоре умерла.

Ферма

Семейная идиллия длилась недолго, через какое-то время супруги расстались. Татьяна Ильинична Репина-Язева вместе с дочерью переезжает жить в имение отца «Здравнево», которое ныне находится в Беларуси. После революции, осенью 1918 года, в помещении теперь уже бывшей репинской дачи открылась школа для детей, где Татьяна Ильинична работала учителем.

Летом 1930 года Татьяна с семьей дочери, в которой на тот момент уже было четверо детей, переезжает в «Пенаты». После смерти отца Татьяна с детьми и внуками перебралась во Францию, где долгие годы прожила на ферме, приобретённой за деньги, вырученные от продажи картин отца.

Судьба детей художника сложилась по-разному

В последние месяцы своей жизни Илья Ефимович Репин был счастлив, о чем без утайки писал своим друзьям, ведь рядом с ним собралась вся семья. Однако все понимали: глава семейства ослаблен длительной болезнью и это знание омрачало жизнь обитателям «Пенатов». После смерти художника в сентябре 1930 года его дети поделили между собой наследие отца и начали жить самостоятельно.

Вера вместе с Юрием переехала в Хельсинки, где скончалась в 1948 году. Она похоронена на православном кладбище, рядом с которым есть небольшая церквушка, освящённая в честь Ильи Пророка. Иконостас для этой церкви резал Юрий Репин в память о своём отце. Его могила появилась рядом с могилой сестры спустя шесть лет, в 1954 году. Последние годы он проживал в Доме Армии спасения. Судьба детей Ильи Репина сложилась по-разному, но на каждого из них легла тень славы великого отца…

Портрет В.А.Шевцовой, жены художника

На отдыхе. Портрет жены художника В.А.Репиной.

В.А.Репина с детьми. На меже.

На солнце. Портрет Надежды Репиной.

Портрет сына Юрия.

Стрекоза. Портрет дочери художника В.И.Репиной

Осенний букет. Портрет дочери художника В.И. Репиной.

Портрет дочери художника Татьяны Репиной

Портрет Наталии Александровны Нордман, второй жены художника

Усадьба Пенаты

Источник

Вера Шевцова, которая в 18 лет вышла замуж за Илью Репина, была, по его же критериям, идеальной спутницей для художника: жила его интересами, увлекалась живописью, терпеливо позировала для портретов, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей – именно с такой женщиной он мечтал оставаться до конца своих дней. Однако через 15 лет их брак распался. Говорили, что Вера Репина превратилась из музы в бледную тень художника.

Репин И.Е. Этюд. В. А. Репина, лежащая в постели, 1872

Когда они впервые встретились, Вере было 9 лет, а Илье 19. Она была сестрой его приятеля, в доме которого молодой художник проводил достаточно много времени, и девочка охотно соглашалась ему позировать. А в 18 лет она стала его женой. По воспоминаниям современников, Вера была молчаливой, внимательной, серьезной и замкнутой, хотя и дружелюбной, участливой, к тому же благодарной слушательницей.

Искусствовед Александра Пистунова, рассказывая о портрете юной невесты Репина, написанном в 1869 году, отмечала, что девушка смотрит на художника так, будто ждёт приглашения на танец:

Хороша она была в шестнадцать лет: смоляная тяжёлая коса ниже пояса, светло-карие глаза, детская чёлка над круглым лбом, пряменький нос, изогнутые вверх уголки губ, способность худенькой фигуры как-то уютно примоститься, изогнуться в мягком зелёном кресле.

Репин И.Е. Слева – Портрет Веры Репиной, 1878. Справа – Портрет Верочки Шевцовой, впоследствии жены художника 1869

Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки — сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков…». Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл».

Читайте также:  Надежда савченко личная жизнь дети

На следующий год после свадьбы и рождения ребенка Репины уехали за границу и провели там три года. За это время они побывали в Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Париже и Лондоне. Репин писал восторженные письма о своем счастье, Вера же никогда не любила писем, поэтому сравнить их впечатления от путешествий не представляется возможным. Впрочем, можно предположить, что Вера тоже чувствовала себя счастливой – у них родилось еще трое детей, и она все свое время посвящала их воспитанию.Репин И.Е. Слева – Отдых (набросок), 1882. Справа – Отдых. Портрет жены художника, 1882

Слева – И. Е. Репин. Справа – И. Репин в кругу семьи, 1883. В кресле – Вера Алексеевна, Юра и Надя. У кресла – Вера Ильинична

Однако по возвращении в Россию Репины уже никому не казались идеальной парой. Илья Ефимович каждый вечер собирал гостей – писателей, ученых, художников, а его жена, обремененная домашними хлопотами, не любила этих собраний, не умела вести светских бесед, избегала шума и суеты. Биограф Репина С. Пророкова пишет: «Никто точно не скажет, когда в доме поселился раздор, но виноваты в нём были одинаково оба. Репин был человеком горячим и вспыльчивым, увлекающимся всем: искусством, людьми, природой, книгами. Он никогда не был примерным супругом и своими частыми увлечениями доставлял немало горя жене».

Разрыв отношений произошёл в 1887 году; при разводе бывшие супруги поделили детей: старшие остались у отца, младшие перешли жить к матери. Семейная драма настолько серьёзно повлияла на художника, что Стасов писал Марку Антокольскому о своём беспокойстве за душевное самочувствие друга:
“Репин что-то замолчал со своей выставкой, а летом и осенью он много о ней поговаривал… Какой тут покой, какая радость, какая возможность писать свои картины? Как тут готовить выставку, когда… все неприятности, истории, сущее несчастье?”Репин И.Е. Слева – Портрет сына художника, Юрия, 1882. Справа – Портрет В.И. Репиной, дочери художника в детстве, 1874

Популярность Репина росла с каждым годом, и он не отказывал себе во флирте и романах со своими поклонницами. Одно время Репин был увлечен своей талантливой ученицей Верой Веревкиной, затем он влюбился в молодую художницу Званцеву и писал ей длинные страстные письма, такие же, какие когда-то адресовал жене. Как вспоминала позже дочь художника, атмосфера в их доме бывала настолько накалена, что «за обедом иногда тарелки летали».

По мере роста своей популярности Илья Ефимович все больше отдалялся от своей жены. До жены все чаще доходили слухи о его увлечениях другими женщинами, а она в это время уставала от домашних забот и постепенно стала превращаться из милой хозяйки блестящего художественного салона в блеклую тень художника. Но однако при этом, как пишет В.П.Зилоти, она все же старалась жить интересами своего мужа: “Вспоминаю, как-то раз, в Москве, мы с сестрой Сашей заехали к Репиным. Вера Алексеевна, сидя случайно со мной одной в столовой за столом, говорила мне, как она, после целого утомительного дня, уложив свою ватагу ребят, измученная, садится за этот стол помолчать и прийти в себя в тишине.
«И вот придет Илья, начнет рассказывать о своей работе в тот день над своими картинами – и усталость моя мгновенно исчезает. Ложусь спать счастливая, полная энергии на будущий день. Тогда я забываю и свое, надоевшее мне лицо, которое утром, когда я причесывалась, приводило меня, в зеркале, прямо в отчаяние своей некрасивостью».
А как она была мила! Она осталась для меня идеалом душевной женственности, идеалом подруги художника
!”Репин И.Е. Слева – Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника, 1884. Справа – Портрет Нади Репиной, 1881

Репин И.Е. Слева – Девочка с букетом (Вера Репина), 1878. Справа – На меже. В.А. Репина с детьми идет по меже, 1879

Вера Веревкина полагала, что в этом семейном раздоре была виновна сама супруга, о которой она писала: «Мне было глубоко жаль его жену – блеклую, какими бывают растения и женщины, оставленные в тени. Но моя старая привязанность к виновнику этой тени брала верх».Репин И.Е. Портрет молодой жены, сидящей на диване, 1881. Фрагмент

Однажды в письме одному из своих друзей, который недавно женился, художник написал: «Если женщина способна быть преданной вполне интересам своего мужа, она – драгоценный друг, который необходим мужчине, с которым он не расстанется ни на минуту во всю жизнь, которого он будет любить и уважать глубоко в душе…». И хотя Вера Репина в полной мере соответствовала этому описанию, очень скоро она почувствовала себя ненужной и сама приняла решение уйти. Их брак продлился 15 лет. Все четверо детей после развода приняли сторону матери и долгое время конфликтовали с отцом.Репин И.Е. Слева – Автопортрет, 1878. Справа – Портрет В.А. Репиной, жены художника, 1876

Репин И. Е. Летний пейзаж. В. А. Репина на мосту в Абрамцево, 1879

Однако собственные частые увлечения прекрасным полом не мешали художнику ревновать свою жену. Однажды он не сдержался и выгнал из дому сына знаменитого художника Перова, у которого случился короткий роман с Верой Алексеевной. Правда, после этого случая многие знакомые изменили своё отношение к жене художника, причём, в худшую сторону.

Валентин Серов даже позволил себе резко охарактеризовать своё отношение к ней: «…нет во мне к ней ни симпатии, ни уважения». Вероятно, подобные мнения складывались благодаря откровенным рассказам Ильи Ефимовича о непростых семейных отношениях – между супругами, между родителями и детьми.

Неспокойная жизнь в родном доме превратила художника в раздражительного, вспыльчивого человека, с неровным неподатливым характером. Репины то расходились, то соединялись вновь, окончательный разрыв произошёл после переезда художника в Куоккалу под Петербургом, а в 1919 году Вера Алексеевна умерла.

Многие знакомые Репина недоумевали: какие женщины на самом деле нравятся художнику? После молчаливой и замкнутой Веры он женился на шумной и экстравагантной Наталье Нордман, о которой известный критик Стасов писал без обиняков: «Вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи – ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке».

Тем не менее Наталья отличалась оригинальностью мышления, говорила на шести языках, увлекалась фотографией, обожала быть в центре внимания, слыла уникальной женщиной и любила эпатировать публику – например, она была убежденной вегетарианкой и угощала гостей чуть ли не сеном. Возможно, именно таких ярких эмоций художнику и не хватало в первом браке? Впрочем, и этот союз тоже со временем распался.Репин И.Е. Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман-Северовой, 1903

Они познакомились в 1900 году в Париже на Всемирной художественной выставке, где Репин был членом международного жюри. Возлюбленная была на девятнадцать лет моложе Ильи Ефимовича.

Читайте также:  Илья глазунов личная жизнь дети

Не привлекательная, небогатая, умная, она обладала редким свойством внезапно превратиться в очаровательную женщину, наверное, такой её делали любовь и великодушие. Критичный В. Стасов так отзывался о завладевшей сердцем художника даме в письме к брату: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, – ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)».

Наталья Нордман – адмиральская дочь, она происходила из обрусевшего шведского рода. В русской литературе известна под псевдонимом Наталья Северова, написавшая немало памфлетов, повестей, трактатов, романов, некоторые из которых публиковались с иллюстрациями Репина.

Литературные способности молодой жены поощрялись живописцем. Н. Нордман была замечательным фотографом, в ту пору для женщин это было редкое занятие. На многих её снимках художник запечатлён в разных видах. Она владела шестью языками настолько хорошо, что переводила Репину зарубежные газеты прямо с листа. Систематического образования Наталья Нордман не имела, о чём постоянно сокрушался великий Репин, признававший её гениальный ум.

Чтобы стать женой стареющего Репина, Наталья порвала со своей семьёй. В первый же год знакомства влюблённые вместе поселились в дачном посёлке Куоккала, а вскоре перебрались в имение Н. Нордман в Финляндии Пенаты. По желанию хозяйки здесь была устроена мастерская, выходившая в парк.

Здесь создавались живописные полотна Репина, Наталья Борисовна писала свои книги, часто работали и другие художники. В мастерской собирались многочисленные друзья Репиных. Среди русской интеллигенции были популярны репинские «среды», особенно весело проходили они на Рождество.Наталья Нордман была своеобразной женщиной. Она сажала за общий стол прислугу, гостям предлагались блюда исключительно вегетарианской кухни, на столе стояли кушанья, приготовленные из сена, котлеты – из овощей. Гостям за столом не прислуживали, никто, кроме хозяина, не подавал им пальто. В доме повсюду висели плакаты: «Не ждите прислугу, её нет» или «Всё делайте сами» и прочие.

Спектакль разыгрывался только на людях, в жизни же все домашние дела выполняла прислуга. Среди завсегдатаев «странного» дома ходили шутки по поводу оригинальных блюд, создаваемых по воле Натальи Борисовны.

Направляясь к художнику, гости сначала заезжали к кому-нибудь обедать, ели досыта, приговаривая, что у Репина ничего кроме сена не получат. В газетах быт Репиных описывался с комическим ужасом. Н.Б.Нордман-Северова в мастерской мужа, И.Е. Репина

Общественная деятельность Натальи Нордман была суматошной. Она была охвачена поистине страстным стремлением заботиться о слабых, несчастных людях, считала своей семьёй практически чужих ей людей.

С молодых лет она вечно кому-нибудь помогала: сиротам, голодным курсисткам, безработным учительницам. Словно чувствуя в ней спасительницу, вокруг вращались те, кому требовалась помощь любого рода.

Восхищение знаменитого художника неординарной личностью собственной жены осталось во многих портретах Натальи Борисовны: читающей, пишущей за столом, сидящей за роялем…И.Е.Репин. Портрет писательницы Н.Б.Нордман-Северовой, жены художникаН.Б.Нордман-Северова

Они были выполнены рукой мастера, с теплом и любовью. Репин создал её скульптурный портрет, красивый по лепке, тонко прочувствованный.Оба они были людьми со сложными характерами, с оригинальными взглядами на жизнь, поэтому супруги часто просто утомляли друг друга. Раздражаясь, затевали ссоры, которые обычно завершались разъездами.

Однажды после очередной вспышки Нордман решила ненадолго уехать, чтобы прекратить ссору, но оказалось, что расставание получилось навсегда.

Первые признаки чахотки у неё появились ещё в 1905 году, женщина простудилась, исполняя танец босоножки на снегу. Очень скоро развился туберкулёз. Заболевшую жену Репин на несколько месяцев повёз в Италию на лечение. Болезнь на время отступила, но позже вновь подошла вплотную и избавиться от её тесных объятий не удалось.

Нордман повторно уехала в Италию, а потом в Швейцарию.

Вот что по этому поводу сказал Корней Чуковский: “Благородство своего отношения к Репину она доказала тем, что, не желая обременять его своей тяжкой болезнью, ушла из Пенатов – одна, без денег, без каких бы то ни было ценных вещей, – удалилась в Швейцарию, в Локарно, в больницу для бедных…
От денег, которые послал ей Илья Ефимович, она отказалась. Мы, друзья Ильи Ефимовича, попытались было уверить ее, будто ей следует гонорар за первое издание репинской книги, вышедшей некогда под ее номинальной редакцией. Но она не приняла и этих денег. ”

Репин, по воспоминаниям современников, расставался с женой без сожаления, отъезд как бы подводил черту под давно наметившимся разрывом. Опекаемая чужой семьёй, умерла Наталья Борисовна в июне 1914 года. Репин опоздал на похороны, пришёл позже на кладбище и в дорожный альбом зарисовал могилу женщины, с которой прожил 15 лет.

«Пусть ее проповедь была порой чересчур эксцентрична, казалась причудой, капризом — самая это страстность, безоглядность, готовность на всякие жертвы умиляла в ней и восхищала. И присмотревшись, вы видели в ее причудах много серьезного, здравого…
Ко всякой пропаганде был у нее огромный талант.… Ее проповедь кооперации положила в Куоккале начало кооперативной потребительной лавки; она основала библиотеку; она много хлопотала о школе; она устраивала народный театр; она помогала вегетарианским приютам — все с той же всепожирающей страстью. Все ее идеи были демократичны….
Когда мне в “Ниве” попалась ее повесть Беглянка, я был поражен неожиданным ее мастерством: такой энергичный рисунок, такие верные, смелые краски. В ее книге Интимные страницы есть много очаровательных мест о скульпторе Трубецком, о разных московских художниках. Помню, с каким восхищением слушали в Пенатах писатели (среди которых были очень большие) ее комедию Деточки . У нее был хваткий наблюдательный глаз, она владела мастерством диалога, и многие страницы ее книг — настоящие создания искусства.
Она могла бы благополучно писать том за томом, как и прочие дамы-писательницы.
Но ее тянуло к какому-то делу, к какой-то работе, где кроме издевательств и брани она не встретила до гроба ничего» .

*К. И. Чуковский

Илья Репин вернулся в Пенаты накануне своего 70-летия. После ранней кончины жены он прожил шестнадцать лет, окруженный друзьями, почитателями, к нему переехали дочери. После вторичной женитьбы отца отношения с детьми приобрели явно скандальный характер. Постоянное требование денег с их стороны стало нормой отношения к отцу.

Репин до конца своих лет нес груз обязанностей по содержанию не только взрослых детей, но и об их домочадцах, забота о внуках также была возложена на его плечи. Ради удовлетворения материальных запросов многочисленных членов семьи, художник отстранялся от своих больших художественных замыслов и вынужденно брал заказы на портреты.

Обе женщины принесли в дар великому художнику собственную судьбу, доброе имя и иные жертвы, чтобы он мог творить. Появились бы на свет репинские шедевры живописи, не будь рядом с ним тихой Веры Шевцовой и большой оригиналки Натальи Нордман?!

Источник