Режиссер лебедев николай биография личная жизнь

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 августа 2020; проверки требуют 2 правки.

Никола́й И́горевич Ле́бедев (род. 16 ноября 1966, Кишинёв, СССР) – российский кинорежиссёр и сценарист. Лауреат Государственной премии Российской Федерации.

Биография[править | править код]

Отец – Игорь Николаевич Лебедев, офицер-пограничник; затем – инженер, начальник цеха на заводе «Электроточприбор» НПО «Волна» в г. Кишиневе. Происходит из семьи потомственных врачей (его предки проживали в Рязанской губернии, в г. Спасск и являлись почётными гражданами города; имя Николай передавалось по наследству: так, дед, дядя, прадед, прапрадед Николая Лебедева носили имя Николай Николаевич Лебедев). Мама – Елена Алексеевна Лебедева, экономист, происходит из семьи донских казаков.

С детства хотел стать кинорежиссёром. Свой первый фильм снял в 10 лет на кинокамеру, одолженную отцом у приятеля. Убедившись, что сын всерьёз увлечён кино, родители подарили ему восьмимиллиметровую камеру «Ломо».

В 1991 году окончил факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, в 1993 году – сценарно-киноведческий факультет ВГИКа им. Герасимова (мастерская В. Утилова).

Во время учёбы работал штатным сотрудником в молодёжной прессе в качестве журналиста и заместителя ответственного секретаря и на Молдавском телевидении как автор и ведущий молодёжных программ, а также программ о кино.

В 1995-1996 годах был режиссёром и сценаристом детской телепрограммы «Улица Сезам» (НТВ, ОРТ).

В 2018 году стал куратором режиссёрского курса в Высшей школе кино «Арка» при Высшей школе экономики.

Семья[править | править код]

Жена – Ирина Лебедева, экономист, работала в кинопроизводстве.

Фильмография[править | править код]

27 Кинотавр. Сочи, 2016 год.

Режиссёрские работы[править | править код]

  • 1991 – Ночлег. Пятница
  • 1997 – Змеиный источник
  • 1999 – Поклонник
  • 2002 – Звезда
  • 2004 – Изгнанник (Россия – США)
  • 2006 – Волкодав из рода Серых Псов
  • 2007 – Апостол (совместно с Г. Сидоровым и Ю. Морозом) (в титрах не указан)
  • 2009 – Фонограмма страсти
  • 2013 – Легенда № 17
  • 2016 – Экипаж
  • 2021 – Нюрнберг

Сценарные работы[править | править код]

  • 1997 – Змеиный источник
  • 1999 – Поклонник
  • 2002 – Звезда (совместно с Е. Григорьевым, при участии А. Бородянского)
  • 2006 – Волкодав из рода Серых Псов
  • 2009 – Фонограмма страсти (совместно с Л. Порохнёй)
  • 2013 – Легенда № 17 (участие)
  • 2016 – Экипаж (совместно с Н. Куликовым)

Актёр[править | править код]

  • 2016 – Экипаж – инструктор учебного летного центра (в титрах не указан)

Награды[править | править код]

  • Государственная премия Российской Федерации (2003) – за фильм «Звезда» (2002)
  • Государственная премия Российской Федерации (2014) – за фильм «Легенда № 17» (2013)
  • Премия «Золотой Овен-98» за фильм «Змеиный источник». Номинация за лучший кинодебют года (1997)
  • Приз жюри дистрибьюторов за фильм «Поклонник» «За высокое профессиональное мастерство и потенциальные зрительские возможности» (Киношок-1999)
  • Государственная премия РФ за 2002 год за фильм «Звезда» (2002)
  • Национальная премия «Блокбастер» – за лучший фильм в категории видеопродаж, за лучший фильм в категории видеопроката за фильм «Звезда». (2002)
  • Золотая премия (GOLD REMI) на международном фестивале WorldFest-Houston Film Festival за фильм «Звезда» (2002)
  • Гран-при «Золотой факел» на Международном кинофестивале в г. Пхеньян за фильм «Звезда» (2002)
  • Гран-при фестиваля русского кино во Франции (г. Онфлер) за фильм «Звезда» (2002)
  • Гран-при Шведского фестиваля российского кино КиноРюрик за фильм «Звезда» (2002)
  • Гран-при фестиваля русского кино в г. Ницца (Франция) за фильм «Звезда» (2002)
  • Большой приз жюри и Приз зрительских симпатий на фестивале «Литература и кино» в Гатчине за фильм «Звезда» (2002)
  • Приз зрительских симпатий «Выборгский счет» (первое место) на фестивале «Окно в Европу» за фильм «Звезда» (2002)
  • Приз за самый кассовый российский фильм года на кинофестивале «Окно в Европу» за фильм «Волкодав из рода Серых псов» (2007)
  • Шесть номинаций MTV Awards (2007), включая номинацию «Лучший фильм года» за фильм «Волкодав из рода Серых псов» (2007)
  • Номинация в категории «Лучший телевизионный фильм» («Золотой Орёл») за фильм «Апостол» (2007)
  • Номинация ТЭФИ в категории «Лучший фильм года» за фильм «Апостол» (2007)
  • Специальный приз за лучший продюсерский дебют – премия «Снято!» за фильм «Фонограмма страсти» (2010)
  • Приз прессы на международном кинофестивале «Синемарина» за фильм «Фонограмма страсти». (2010)
  • Приз зрительских симпатий – Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» за фильм «Легенда № 17». (2013)
  • Приз режиссеру за лучший актерский состав – ХХ Международный фестиваль актеров кино «Созвездие» за фильм «Легенда № 17». (2013)
  • Призы «Золотой Орёл»: Лучший фильм года, лучший сценарий, лучшая мужская роль второго плана, лучшая женская роль второго плана, лучшая музыка, лучший монтаж за фильм «Легенда № 17». (2013)
  • Премия Russian Internet Movie Award RIMA: Лучший фильм года, лучшая мужская роль (Данила Козловский) за фильм «Легенда № 17». (2013)
  • Премия KinoNews 2014: Лучший российский фильм года, лучший российский режиссер, лучший российский актер (Олег Меньшиков) за фильм «Легенда № 17». (2014)
  • Фильм «Экипаж» признан самым кассовым фильмом года в российском прокате по итогам сборов в РФ. (2016)

Ссылки[править | править код]

Источник

Детство и юность

Биография талантливого режиссера началась в Кишиневе. Коля родился в семье, которая не имела никакого отношения к кинематографу. Мама Елена Алексеевна – экономист, отец Игорь Николаевич – военный, уволившись в запас, работал инженером на заводе.

Режиссер Николай Лебедев

В раннем детстве Николая серьезно увлек мир кино: насмотревшись художественных фильмов, он тоже мечтал примерить образ режиссера и даже написал сценарий. Первый фильм мальчик снял в 10-летнем возрасте на камеру, одолженную у отцовского товарища. Родители, считающие интерес к киноискусству не более чем баловством, сдались и подарили сыну видеокамеру «Ломо».

Повзрослевший Николай и не думал расставаться с мечтой детства. После школы отправился покорять приемную комиссию ВГИКа, однако с триумфом провалился. Чтобы не терять время, пришлось по настоянию родителей поступить на факультет журналистики. Сначала учился в родном городе, позже перевелся в МГУ.

Николай Лебедев в молодости

Журналистика хоть и увлекла, но так и не стала основной профессией. Упорный юноша все же влился в ряды ВГИКа, правда, заочно. В 1993 году Николай Лебедев держал в руках заветный диплом сценарно-киноведческого факультета.

Учась на журфаке, Николай работал корреспондентом в печатных изданиях. Позднее как режиссер и сценарист участвовал в создании детской телепрограммы «Улица Сезам», а также документальных фильмов о столице России, которые транслировались на телевидении.

Жизнь «за кадром»

Далеко не на все вопросы журналистов соглашается отвечать знаменитый Николай Лебедев. Режиссер, личная жизнь которого остается тайной, – таким он известен поклонникам. Избранницей мэтра много лет назад стала девушка по имени Ирина, о которой известно лишь то, что ее профессия не имеет отношения к миру кино. Интересно, что в свои 49 лет известный режиссер не имеет детей.

Николай Лебедев – режиссер, личная жизнь для которого представляет меньшую ценность, чем любимая работа. Тем не менее мэтр не забывает об отдыхе. Одним из главных его хобби вот уже несколько лет остаются путешествия. Николай говорит о себе как о человеке, объездившем половину мира и планирующем посмотреть вторую. Поклонников талантливого режиссера ожидает приятный сюрприз – в этом году выходит новый его кинопроект, получивший название «Экипаж».

Фильмы

Дебют в режиссерской карьере Лебедева состоялся в 1991 году. На суд зрителям и критикам он представил короткометражку «Ночлег. Пятница» и получил восторженные отзывы. Жуткая картина в жанре психологического ужаса рассказывает о девушке, случайно оказавшейся в потустороннем мире, где ждет встреча с умершей мамой, возлюбленным и другими знакомыми людьми.

Евгений Миронов и Ольга Остроумова в фильме Николая Лебедева «Змеиный источник»

Первая полнометражная лента показала, что появился режиссер, обещающий внести серьезный вклад в российский кинематограф. В триллере «Змеиный источник» (1997) Николай Игоревич поговорил со зрителем на тему провинции, проявив сильную личную позицию и показав жизнь без прикрас. В этой работе снялись известные актеры – Дмитрий Марьянов, Екатерина Гусева, Евгений Миронов, Лев Борисов. После выхода фильма постановщика начали сравнивать с Альфредом Хичкоком.

Мария Порошина в фильме Николая Лебедева «Поклонник»

Спустя два года Николай Лебедев снова удивил поклонников кино умением создавать ярких героев, раздираемых страстями. Картина «Поклонник» (1999) вновь собрала актерский цвет – Марию Порошину, Сергея Гармаша, Елену Сафонову, Нину Усатову и отправилась на кинофестиваль «Киношок», где завоевала россыпь престижных наград.

В 2002 году Николай Игоревич обратился к теме Великой Отечественной войны, презентовав фильм «Звезда». В основу киноленты лег одноименный роман Эммануила Казакевича, главный герой которого – лейтенант Травкин – вместе с группой разведчиков идет в рейд за пределы фронта. В ходе операции все бойцы погибли.

Игорь Петренко в фильме Николая Лебедева «Звезда»

Военная драма, в которой ключевую роль доверили Игорю Петренко, добавила постановщику славы. Однако критики оказались не столь благосклонны, обвинив режиссера в несоблюдении авторского слова. Впрочем, Николай Игоревич именно в этом увидел успех – если критика «грохочет и обстреливает», значит, работа удалась.

Следующей заметной картиной стал фильм «Волкодав из рода Серых Псов», вышедший на экраны в 2006 году. Фантастическая лента является вольной интерпретацией книги Марии Семеновой «Волкодав». Режиссер значительно изменил сюжетные линии, поэтому согласование сценария с писательницей проходило тяжело. И все же Мария Васильевна осталась довольной тем, что фильм взялся снимать Лебедев.

Александр Бухаров в фильме Николая Лебедева «Волкодав из рода Серых Псов»

Главные роли отошли Александру Бухарову и Оксане Акиньшиной. Для съемок сказочных сцен выбрали пейзажи Словакии, что и назвали критики самой яркой стороной картины. Все остальное не понравилось, волну нареканий фильм получил за сюжетную слабость. Это не помешало картине завоевать премию «Золотой орел» за блестящую работу художника-постановщика.

В 2007 году Николай Лебедев снимал военный сериал «Апостол», начатый режиссером Геннадием Сидоровым, который на полпути отказался от работы. В дальнейшем к процессу присоединился постановщик Юрий Мороз.

Евгений Миронов в фильме Николая Лебедева «Апостол»

12 серий повествуют о братьях-близнецах, ставших немецкими диверсантами, которые согласились сотрудничать с НКВД. В образы главных героев вжился Евгений Миронов. Картину также украсили игрой Николай Фоменко, Дарья Мороз, Андрей Смирнов.

О творчестве Николая Игоревича заговорили с новой силой после выхода на экраны фильма «Легенда № 17», представившего биографию знаменитого хоккеиста Валерия Харламова. В легендарного спортсмена перевоплотился Данила Козловский.

Николай Лебедев на съемках фильма «Легенда №17»

Режиссерскую работу критики встретили восторженно, только часть осталась недовольна, обвинив Лебедева в мифологизации образа хоккеиста. Лента забрала шесть статуэток «Золотого орла».

Весной 2020 года зрители с нетерпением ожидали заявленной премьеры новой картины Николая Лебедева «Экипаж». Режиссер мечтал снять фильм-катастрофу, и вот, наконец, случай представился.

Николай Лебедев на съемках фильма «Экипаж»

Приключенческая драма о буднях пилотов стала совместной актерской работой Данилы Козловского, Владимира Машкова и Агне Грудите, которые перед съемками прошли курсы в летной школе. Блокбастер «Экипаж» собрал рекордные суммы с проката, а Лебедева назвали режиссером года.

Премии и награды

ОКФ «Киношок» в Анапе (1999, Приз жюри прокатчиков за фильм «Поклонник») Конкурс сценариев зрелищного кино Госкино РФ (2000, Главный приз за сценарий «Фонограмма страсти и убийства») Шведский фестиваль российского кино «КиноРюрик» (2002, Гран-при за фильм «Звезда») Фестиваль визуальных искусств «Орленок» в Туапсе (2002, Гран-при за фильм «Звезда») Премия «Блокбастер» (2002, «Российский фильм года» в категории видеопродаж и в категории видеопроката за фильм «Звезда») МКФ детских фильмов в «Артеке» (2002, Гран-при, приз за лучшую режиссуру за фильм «Звезда») МКФ в Пхеньяне (2002, Гран-при «Золотой факел» за фильм «Звезда») КФ русских фильмов в Онфлере (2002, Гран-при за фильм «Звезда») КФ русских фильмов в Ницце (2002, Гран-при за фильм «Звезда») КФ «Окно в Европу» в Выборге (2002, Приз зрительских симпатий «Выборгский счет» за фильм «Звезда») Государственная премия России (2002, за фильм «Звезда») РКФ «Литература и кино» в Гатчине (2003, Приз зрительских симпатий за фильм «Звезда») РКФ «Литература и кино» в Гатчине (2003, Специальный приз жюри за фильм «Звезда») Премия «Золотой орел» в номинации «Лучший режиссер» (2014 за фильм «Легенда №17»)

По материалам сайтов «КП», сайта режиссера, kinopoisk.ru, rusactors.ru, vokrug.tv

Личная жизнь

Николай Лебедев неохотно афиширует личную жизнь. Жена режиссера Ирина – экономист по профессии, тоже работала в киноиндустрии. Совместных детей у пары нет, у супруги есть дочь Светлана от первого брака.

Николай Лебедев и Алла Пугачева

Николай Игоревич – пользователь «Инстаграма», правда, активностью не отличается. Изредка балует поклонников фото со съемочных площадок, встреч с друзьями, среди которых много актеров и звезд эстрады. Мужчина хорошо знаком с Аллой Пугачевой, в «Инстаграме» нашлось место селфи, сделанными в компании с Примадонной.

Первые успешные полнометражные работы

После съемки небольшой картины, публику стала интересовать личная жизнь и жена режиссера Николая Лебедева, но вскоре стало известно, что мужчина еще не женат, и даже более того, он полностью свободен, так как не состоит в отношениях. Сам же Николай говорил о том, что ему некогда строить отношения, так как у него на первом месте всегда будет стоять карьера. Не многие знают о том, что режиссеру пришлось очень много трудиться, чтобы создать свою первую полнометражную картину.

Кадр из фильма «Звезда», который прославил Николая Лебедева как режиссера

Мужчина предоставил сценарий, с которым он хотел начать работу, но многие киностудии считали этот сценарий не самым удачным и успешным, по этой причине отказывались работать с молодым режиссером. Но к Николая удача повернулась лицом, так как на помощь к молодому режиссеру пришел коллега, знаменитый Валерий Тодоровский, именно он дал возможность Лебедеву начать работу в киностудии имени Горького.

Первой кинолентой оказался фильм ужасов под названием «Змеиный источник», действия фильма разворачивались в небольшом провинциальном городке. Городок был тихим, пока в нем не произошла целая серия страшных убийств, а вычислять убийцу приходится жителям этого города. Эта картина получилась очень качественной, хотя бюджет был минимальным, мастерство Лебедева смогло искупить данный недостаток, Николай показал жизнь небольшого городка во всех деталях, не скрывая ничего, а также он старался использовать множество психологических приемов, чтобы получить захватывающий фильм ужасов.

Николай Лебедев, Данила Козловский и Светлана Иванова на премьере фильма «Легенда №17»

После того, как данная картина вышла на экраны, многие поклонники и профессионалы поняли, что на свет «родился» новый талантливый режиссер.

Кино Николая получалась высококачественным, даже учитывая тот факт, что бюджет на него он тратил весьма небольшой. Кинолента стала пользоваться очень большой популярностью, так как режиссер стал очень известен, зрители хотели больше знать о личной жизни и ориентации режиссера Николая Лебедева, при этом многие коллеги не только хвалили, но и проклинали молодого Николая, который получил так быстро свой первый успех.

Николай Лебедев сейчас

Создатель кинохитов «Легенда №17» и «Экипаж» в 2020 году попробует силы в преподавательстве. Постановщика пригласили в высшую школу кино «Арка» курировать актерско-режиссерский курс. Лебедев научит два десятка студентов азам съемок, построения сценариев, общения с драматургами и съемочной группой.

В середине марта киноманы, а также поклонники творчества Михаила Булгакова получили новость о том, что скоро начнутся съемки романа «Мастер и Маргарита». В Фонде кино прошла защита проектов, чьи сценарии уже утверждены. Николай Лебедев – шестой режиссер, решивший отобразить нетленное произведение на пленке.

Мужчина представил собственный сценарий, а за продюсирование взялись Константин Эрнст, Игорь Толстунов, Леонард Блаватик и Рубен Дищдишян. Предварительные оценки бюджета картины составляют 800 млн. рублей. Уже начался кастинг актеров, скоро приступят к съемкам. Премьера «Мастера и Маргариты» глазами Николая Лебедева намечена на 2021 год.

Первые успехи

Дебютной работой Лебедева стала короткометражка «Ночь. Пятница» – один из ярких образцов психологических ужасов. Главная героиня неведомым образом оказывается в потустороннем мире, где ей предстоит встретиться с давно умершими любимыми людьми: матерью, женихом, старыми знакомыми.

Эта картина получила много похвальных отзывов, что вселило в начинающего режиссера уверенность в собственных силах.

При создании своей первой полнометражной ленты Лебедеву пришлось изрядно потрудиться. Выбранный им сценарий все находили крайне неудачным, и никто не хотел брать его в работу. Лишь благодаря содействию Валерия Тодоровского Николаю удалось приступить к съемкам.

Картина «Змеиный источник» повествует о непримечательной, на первый взгляд, жизни в российской глубинке. Но именно здесь начинают происходить чудовищные события, которые роковых образом сказываются на всех героях этой леденящей душу истории.

«Литературный негр»

Насколько я знаю, вы еще и книжки писали…

Николай Лебедев:

Это было позже, в середине девяностых. Работы в кино не было, жить было не на что, а я привез в Москву дочку, ее нужно было кормить. Когда я один был – ничего не получалось: не мог найти ни работу, ни угол. Но как только на свой страх и риск привез ребенка, и надо было о нем заботиться – снимать квартиру, кормить, одевать, – все сразу покатилось. Видимо, Вселенная всегда отвечает на наш подлинный запрос: взял на себя настоящую ответственность – тебе дается шанс и открываются прежде закрытые двери. Возникла возможность делать сюжеты для телепрограммы «Улица Сезам» и писать книги. Я не собирался становиться литератором – просто работал, кормил семью.

Неужели книги еще могли кормить?

Николай Лебедев:

Нас было несколько выпускников ВГИКа, мы расписывали очередную историю, распределяли между собой главы, каждый писал свою часть книги, и нам за это платили. Каждый день я должен был писать десять страниц текста. Деньги за это шли маленькие, но я еще работал над телепроектом «Улица Сезам» – и мог снимать квартиру на окраине и покупать еду для ребенка.

Это были детективы? Пляжное чтиво?

Николай Лебедев:

Детективы, фантастика, женские романы. И знаете, это был тренинг! Когда работы не было вовсе, я раскис, ушло ощущение ритма. А ведь еще в 19 лет в газете «Молодежь Молдавии» я узнал жесткость взрослой жизни и быстро к ней приноровился: параллельно работал на ТВ, придумывал и вел программы, писал сценарии, монтировал, учился в двух институтах. А потом раз – и все оборвалось! И эта литературная поденщина вернула мне ощущение производственного ритма.

Классическая работа «литературного негра»… Под какими именами выходили книги?

Николай Лебедев:

Разные имена, иногда придуманные. Например, «Расстрел на площади» – под именем Игорь Лебедев. Один роман вышел под именем Ирины Аллегровой – время прошло, и теперь я могу об этом сказать. Даже были известные писатели: давали двухстраничный синопсис, и мы его разрабатывали. Но я не буду их называть: захотят – расскажут сами. И так вышло книг пятнадцать – года два я этим занимался.

Это хороший опыт для своих сценариев! Он пригодился?

Николай Лебедев:

Конечно, я набивал руку. Я и теперь стараюсь ежедневно писать по три страницы. А настоящую драматургическую школу дала работа в газете. Встречи с интересными личностями, с человеческими драмами… многие ситуации и персонажи потом возникли в картинах. «Змеиный источник», например, насыщен отголосками реальных историй: фразочки, детали поведения – все взято из жизни.

Чем поможет улыбка?

– Когда в стране происходят какие-то стихийные бедствия, катастрофы, общество, будучи даже расколотым, объединяется.

– Да, но нам важнее учиться оставаться людьми в обычной жизни. А для этого надо менять собственное сознание.

Помню, когда я первый раз оказался за границей, в Америке, я впервые почувствовал себя патриотом. И как ни парадоксально – патриотизм мой заключался в том, что мне стало стыдно за нас. Я увидел, что, оказывается, можно жить нормально! Можно не расталкивать локтями людей в автобусе, чтобы побыстрее занять свободное место. Можно улыбнуться и сказать «привет» совершенно незнакомому человеку. Я помню, как ранним утром вышел из гостиницы и увидел в пустом сквере на скамейке спящую, как сейчас говорят, афроамериканку. И вдруг, когда я проходил мимо неё, она проснулась, присела на скамейку, потянулась и, сияя улыбкой, сказала мне: «Гуд монинг!» Я перепугался тогда жутко. Тогда я ещё не понимал, как это можно поздороваться с незнакомым человеком и просто так улыбнуться ему, это казалось тревожным и подозрительным. Мы часто улыбаемся друг другу на улице? Вот когда мы научимся по-человечески относиться друг к другу, у нас всё изменится.

– А что должно случиться, чтобы это произошло?

– Наверное, ответ прост: относитесь к другим так, как хотите, чтобы относились к вам. Как сделать это общим неписаным законом? Если бы я знал… Может, просто начать с себя. Я делаю своё дело, снимаю кино о людях, которым безмерно сочувствую, которые совершают некое внутреннее изменение, становясь чище, сильнее, мудрее. Подняться над собой – это самое сложное.

Летать не вредно. Чем новый «Экипаж» отличается от советского фильма Митты

Читать об этом

Источник