Родители гончарова
Гончаров Иван Александрович (1812-1891) – знаменитый русский писатель, член-корреспондент Петербургской академии наук по русскому языку и словесности, литературный критик. Имел чин действительного статского советника.
Семья
Иван появился на свет 18 июня 1812 года в городе Симбирске, раскинувшемся на берегу Волги (сейчас называется Ульяновск).
Его дед, Гончаров Иван Иванович, жизнь свою посвятил военной службе. Начинал писарем в Сергиевском драгунском полку, дошёл до звания капитана, командовал гарнизоном Таналыкской крепости. Также проходил службу на границе с киргиз-кайсаками в Оренбургской крепости. В 50-х годах XVIII века Иван Иванович был причислен к дворянскому сословию, вышел в отставку и обосновался на своей родине в Симбирске. Он стал заниматься торговым делом и выстроил в центре города огромный каменный особняк. Долгие годы дед вёл интересную семейную хронику, которой дал название «Летописец». Он записывал в неё все важнейшие события.
Отец, Гончаров Александр Иванович, 1754 года рождения, продолжил семейное дело, весьма успешно вёл торговлю, а также открыл свечной завод. В Симбирске его очень уважали, несколько раз выбирали на пост городского головы. Он был женат, но супруга его умерла. Став вдовцом, в 1803 году он сочетался браком второй раз с матерью будущего писателя.
Мама, Гончарова Авдотья Матвеевна (девичья фамилия Шахторина), 1785 года рождения, принадлежала старинному купеческому роду. Несмотря на знатность, она была очень простой и хорошей женщиной. А дети запомнили её как необыкновенно умную и прозорливую, для них она была нравственным авторитетом. Они всегда относились к матери с любовью, благодарностью и уважением.
Всего в семье Гончаровых родилось четверо детей. Со старшим братом Колей у Ивана была разница в четыре года. Николай стал учителем, преподавал в гимназии, потом работал на должности редактора газеты «Симбирские губернские ведомости». После мальчишек родилось ещё две девочки – в 1815 году Александра и в 1818 году Анна.
Детские годы
Самые ранние воспоминания писателя связаны с отчим домом. Он был большим и каменным, имел просторный двор и шикарный сад, походил на целое имение или деревню. Погреба и амбары были заполонены мукой, пшеном и всякой другой провизией для пропитания семьи Гончаровых и их обширной дворни. Весь барский и поместный быт дореформенной России Гончаров познал ещё в детстве, что потом правдиво и ярко отобразил в своих произведениях.
Отец был старше матери более чем на тридцать лет. В 1819 году его не стало. Оставшись одна с четырьмя маленькими детьми, мать для них ничего не жалела. А в воспитании младших Гончаровых ей помогал старый друг семьи, крёстный отец Трегубов Николай Николаевич. Он был моряком в отставке и местным зажиточным помещиком, помимо этого входил в состав масонской ложи. Трегубов принадлежал к людям широко образованным, он увлекался политикой и историей, интересовался науками.
Для будущего писателя Николай Николаевич стал первым наставником и учителем. Он обучал мальчика грамоте, прививал любовь к чтению, литературе и истории, пояснял астрономию, физическую и математическую географию, навигацию и космогонию. Трегубов научил крестника пользоваться навигационными приборами. Иван обожал рассказы наставника о моряках и море, мальчик слушал их жадно, а потом зачитывался книжками о путешественниках.
Несмотря на то, что Николай Николаевич к некоторым явлениям современной жизни относился критически, он был добрейшей души человеком, редким и возвышенным, обладал прекрасным сердцем и природным благородством. Иван ласково называл его «добрым моряком» и был бесконечно благодарен за то, что Трегубов фактически заменил ему родного отца.
Николай Николаевич взял на себя всю заботу о детях Гончаровых, а их матушка помогала ему в хозяйстве и в решении житейских проблем. Их повара, кучера и дворня слились в один общий коллектив, которым и управляла Авдотья Матвеевна. Так что жили они общим двором, в котором материальной частью заведовала строгая, опытная и отличная хозяйка Гончарова, а все интеллектуальные заботы взял на себя Трегубов.
Образование
По другую сторону Волги находилось имение княгини Хованской, там проживал просвещённый и образованный священник, который воспитывался в Казанской духовной академии. Его женою была немка и вместе они открыли частный пансион, который пользовался заслуженным успехом среди местных дворян.
Сюда на учёбу отдали восьмилетнего Гончарова. Воспитывал своих учеников священник очень тщательно. Он уделял внимание не только тому, как дети учатся, но и пристально следил за тем, что они читают. Допускались книги поучительные и солидные, даже «Бригадир» Фонвизина Д. И. не входил в список разрешённой литературы, потому что юношеские умы пытались всячески оградить от легкомыслия и фривольности.
Но в домашней обстановке Иван зачитывался сентиментальными романами, а также произведениями, полными привидений и мистических мудрствований. Он читал книги:
- французской писательницы Стефани Жанлис;
- немецкого философа и писателя Карла Эккартсгаузена;
- английской писательницы Анны Радклиф.
Но большее предпочтение отдавал всё же серьёзной и деловой литературе. К двенадцати годам он перечитал:
- русских поэтов Хераскова М. М. и Державина Г. Р.;
- немецкого учёного-энциклопедиста Петера Симона Палласа;
- русского путешественника Крашенникова С. П.;
- русского поэта и драматурга Озерова В. А.;
- шотландского исследователя Мунго Парка;
- французского историка Шарля Роллена;
- русского историка Голикова И. И.
Особенно увлекали юного Гончарова путешествия, что и повлияло впоследствии на его решение ехать вокруг света.
В десятилетнем возрасте Ивана отправили в Москву на учёбу в коммерческое училище, где уже обучался его старший брат Николай. Мать хотела, чтобы сыновья продолжили заниматься торговым делом. Основные предметы, которые там проходили, были направлены на изучение коммерческой деятельности, и Гончарову казались скучными. Несмотря на это, учился он прилежно, неоднократно его имя появлялось на «красной почётной доске», один раз юношу даже наградили памятной книгой.
Но, проучившись в училище восемь лет, Иван понял, что ему совсем не хочется заниматься торговлей. Его страстный интерес к гуманитарным наукам, художественной словесности и сочинительству пересилили. Гончаров решил продолжить учёбу в Московском университете на словесном факультете. Он хотел сдавать вступительные экзамены в 1830 году, но в Москве разразилась холера, и поступление пришлось отложить.
Летом 1831 года он успешно сдал экзамены и был зачислен в университет. Вместе с ним учились такие великие деятели словесности, которые потом оставили весомый след в русской и мировой литературе, как К. С. Аксаков, Е. Е. Барышев, И. С. Тургенев, В. Г. Белинский, М. Ю. Лермонтов, А. И. Герцен, Н. В. Станкевич, Н. П. Огарёв. Социально-философские студенческие кружки с их революционными идеями мало привлекали Гончарова, он в них не участвовал, всё время уделял исключительно учёбе.
В 1834 году Иван окончил университет, почувствовал себя свободным и по собственному признанию понял, что ему открылись все пути и дороги.
Начало творческого пути
Ещё во время учёбы в Москве Гончаров решил, что возвращаться в Симбирск для постоянного проживания не станет. Ему хотелось жить в большом городе, здесь можно было общаться с интересными людьми и наслаждаться насыщенной духовной жизнью. Однако, поехав после окончания учёбы на родину, чтобы навестить мать и сестёр, Гончаров получил предложение от губернатора Симбирска Загряжского А. М. работать на должности секретаря канцелярии. Иван согласился. Но неблагодарный и скучный механизм бюрократической системы опостыл ему уже через одиннадцать месяцев, он бросил работу и уехал в Петербург.
В столице он устроился в департамент внешней торговли министерства финансов переводчиком иностранной переписки. Служба была не очень обременительной, и у Гончарова оставалось время на чтение, литературные занятия и собственное сочинительство, которым он увлёкся ещё в юном возрасте.
Вскоре он был введён в известную в Петербурге семью Майковых, их дом на тот момент считался культурным столичным очагом, там ежедневно собиралась творческая знать – художники, писатели, музыканты. Иван обучал старших сыновей семейства Апполона и Валериана русской словесности и латинскому языку. Так он решил подзаработать на жизнь, потому что жалование в департаменте было незначительным, а брать помощь от родных Гончаров не хотел.
На это же время приходятся его первые литературные труды. Сначала он занялся переводами английских и немецких романов. Это была хорошая школа для писателя, он оттачивал своё мастерство, вырабатывал собственный стиль.
В салоне Майковых Иван очень быстро стал своим человеком и в скором времени в их рукописных альманахах опубликовал первые труды:
- «Счастливая ошибка»;
- «Лихая болесть»;
- «Дурно жить на свете?»;
- «Пепиньерка».
Узкий круг читателей по достоинству оценил произведения Гончарова, и он с вдохновением взялся за более серьёзные работы.
Литературное наследие
Почти шесть лет писатель трудился над романом «Обыкновенная история», который принёс ему известность. В 1847 году Белинский опубликовал это произведение в журнале «Современник». Однако гонорар за «Обыкновенную историю» был невелик, и Гончаров продолжал работать переводчиком в департаменте.
А в 1852 году Иван Александрович удивил многих своих знакомых тем, что отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада». Сначала судно направлялось в Японию для заключения торговых соглашений. С первых дней экспедиции Гончаров подробно вёл путевой журнал, на основе которого потом написал книгу очерков «Фрегат «Паллада». Путешествие продолжалось два с половиной года. Писатель повидал Англию, Филиппины, Индонезию, Китай, Японию, Южную Африку, а также многочисленные архипелаги и острова в Атлантическом, Тихом, Индийском океанах.
В начале 1855 года Гончаров вернулся в Петербург, а уже в апреле вышел его первый очерк о путешествии. Следующие рассказы публиковались на протяжении трёх лет в разных журналах, а обобщённая книга «Фрегат «Паллада» увидела свет в 1858 году и сразу стала крупным событием в мире литературы.
После экспедиции Гончаров наряду с литературной деятельностью продолжал трудиться на разных должностях:
- в департаменте внешней торговли министерства финансов его немного повысили в должности, теперь он был начальником стола;
- затем ушёл в цензурный комитет русской литературы;
- в 1862 году возглавил газету «Северная почта»;
- в 1865 году вошёл в Совет по делам печати.
А в 1866 году Иван Александрович получил чин генерала и вышел на пенсию, государством ему было назначено 1750 рублей годового содержания. Теперь он полностью посвятил жизнь написанию двух главных своих произведений – романов «Обломов» и «Обрыв».
Личная жизнь
Во время учёбы в университете Гончаров познакомился с Юлией Дмитриевной Гусятниковой. Он очень увлёкся этой девушкой, но она вышла замуж за другого и в супружестве поменяла фамилию на Ефремову. Долгое время он любил Юлию, в течение всей жизни они сохраняли дружеские отношения.
Личная жизнь писателя совсем не складывалась, и в возрасте 31 года он даже назвал себя «ветхой, давно прочитанной книгой». Но после 40 лет испытал новое сильное чувство к Елизавете Васильевне Толстой, с которой познакомился в доме Майковых. Он написал ей 32 письма, полных любви и нежности. Но на его чувства Толстая ответить не могла, так как много лет любила А. И. Мусина-Пушкина, за которого потом вышла замуж. Все надежды Гончарова на то, чтобы обрести семейное счастье, рухнули.
Самой главной привязанностью Ивана Александровича стала маленькая собачка по кличке «Мимимишка», он очень любил животное и никогда не разлучался с ним.
Смерть
Последние годы Иван Александрович жил в полном одиночестве. В сентябре 1891 года он сильно простудился. Болезнь имела такой стремительный характер, что спустя три дня, 27 сентября 1891 года, писатель скончался от воспаления лёгких. Его похоронили на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры города Петербурга. В 1956 году прах писателя перезахоронили на Волковском кладбище.
Во многих городах России имя писателя носят улицы, скверы, библиотеки. В его родном городе Ульяновске имя Гончарова присвоено драматическому театру и краеведческому музею.
Источник
Гончаровы по отцовской линии отличались глубокой религиозностью. Родители, брат, сестры писателя крепко были привязаны к православному обряду, к старому русскому быту вообще. Дед писателя, Иван Иванович Гончаров, был человеком не только религиозным, но и “книжным”, что проявилось в семейном “Летописце”. Весьма заметную часть этой рукописной семейной книги занимают “Страсти Христовы”. Иван Иванович Гончаров в 1720-х годах взял на себя своего рода духовный подвиг: несколько лет переписывал (и даже, возможно, обрабатывал) средневековое сочинение “Страсти Христовы”, которое особенно широкое распространение имело в старообрядческой среде. В этом книжном памятнике подробно описывались последние дни жизни Иисуса Христа перед распятием. Нет сомнения, что еще в детстве маленький Иван Гончаров слышал чтение этой дедовской книги и держал “Летописец” в руках. Но особенное место в религиозном воспитании писателя занимала его мать, Авдотья Матвеевна, урожденная Шахторина (1785-1851). Она была женщиной набожной – и в этом духе старалась воспитывать своих детей.
Авдотья Матвеевна происходила из купеческой семьи и вышла в 1803 году замуж за 50-летнего Александра Ивановича в 19 лет. Она отличалась необыкновенным умом, практичностью, деловитостью. О своей матери Гончаров вспоминал как о “необыкновенно умной, прозорливой женщине”, она была для детей нравственным авторитетом, перед которым они “склонялись с ненарушенным ни разу уважением, любовью и благодарностью”. Мать Гончарова, хотя и не получила образования, была хорошей воспитательницей своих детей. “Мать любила нас, – отмечал Гончаров, – не той сентиментальною, животною любовью, которая изливается в горячих ласках, в слабом потворстве и угодливости детским капризам и которая портит детей. Она умно любила, следя неослабно за каждым нашим шагом, и с строгою справедливостью распределяла поровну свою симпатию между всеми нами четырьмя детьми. Она была взыскательна и не пропускала без наказания или замечания ни одной шалости, особенно если в шалости крылось зерно будущего порока. Она была неумолима”.
Семья получилась немаленькая: кроме Ивана, было еще трое детей. Брат Николай (1808-1873) стал учителем гимназии, а в конце 1850-начале 1860-х годов – редактором газеты “Симбирские губернские ведомости”. Были еще сестры: Александра (по мужу Кирмалова, 1815-1896) и Анна (по мужу Музалевская, 1818-1898). Мать строго следила за воспитанием осиротевших в 1819 году детей. Следует прибавить, что иногда она прибегала даже к телесным наказаниям.
Как уже было сказано, Авдотья Матвеевна была религиозна. Известно, что даже дома она часто молилась и читала акафисты. Внук Авдотьи Матвеевны Александр Николаевич Гончаров вспоминал, что в ее комнате был большой киот, и постоянно горела синяя лампада”. Ежегодно, по заведенному обычаю, она присутствовала на исповеди в Спасо-Вознесенском соборе.
Судя по роману “Обломов”, Авдотья Матвеевна пыталась приучить Ивана к молитве: “Став на колени и обняв его одной рукой, подсказывала она ему слова молитвы. Мальчик рассеянно повторял их, глядя в окно, откуда лилась в комнату прохлада и запах сирени.
– Мы, маменька, сегодня пойдем гулять? – вдруг спрашивал он среди молитвы.
– Пойдем, душенька, – торопливо говорила она, не отводя от иконы глаз и спеша договорить святые слова. Мальчик вяло повторял их, но мать влагала в них всю свою душу”.
О религиозном воспитании романиста можно получить представление и из романа “Обыкновенная история”. Александр Адуев “вспомнил, как, будучи ребенком, он повторял за матерью молитвы, как она твердила ему об ангеле-хранителе, который стоит на страже души человеческой и вечно враждует с нечистым; как она, указывая ему на звезды, говорила, что это очи Божиих ангелов, которые смотрят на мир и считают добрые и злые дела людей, как небожители плачут, когда в итоге окажется больше злых, нежели добрых дел, и как радуются, когда добрые дела превышают злые. Показывая на синеву дальнего горизонта, она говорила, что это Сион…”.
В доме Гончаровых было множество образов, перед которыми домочадцы будущего писателя молились, а мать читала акафисты. По смерти Авдотьи Матвеевны “большой киот” был, видимо, расформирован. Александр Николаевич, племянник Гончарова, рассказывал: “Из старого гончаровского наследства всем нам досталось по два, по три образа. Я получил два образа, из которых один – образ Спасителя, в тяжелой позолоченной ризе. У Ивана Александровича, на Моховой, в задней комнате, также было несколько образов из старого гончаровского дома”. Скорее всего, именно в Симбирске Гончаров узнал простонародный обычай “клятвенно побожиться”, сняв со стены образ и поцеловав его. В романе “Обломов” Анисья успокаивает Илью Ильича, “сказав ему, что никто о свадьбе ничего не говорил: вот побожиться не грех и даже образ со стены снять”. В другом месте Анисья говорит, что “хозяйка тоже готова снять образ со стены”, что слух о свадьбе “выдумал, должно быть, враг рода человеческого”. Вообще в Симбирске, прежде всего, видимо, усилиями Авдотьи Матвеевны, заложены были основы религиозного мировосприятия писателя, так называемого “народного Православия”.
Нельзя умолчать о замечательном факте, относящемся до религиозной жизни Авдотьи Матвеевны. Скончалась она в день Пасхи. В семейном “Летописце” имеется запись: “1851-го года 11-го апреля на Пасху в среду скончалась Авдотья Матвеевна Гончарова на 65-ом году от рождения, урожденная Шахторина, от удара, а погребена 13-го апреля на кладбище Всех Святых”. Своей сестре Александре Александровне Гончаров писал 5 мая 1851 года: “Да, милый друг Сашенька, кончина нашей матери должна тебе отозваться тяжелее, нежели всем нам. Ты вообще дружнее всех нас была с нею, а любовь ее к твоим детям и попечения о них сблизили Вас еще теснее. Старушка никогда не показывала предпочтения никому из нас, но, кажется, тебя она любила больше всех, и за дело: ты ей не делала даже мелких неприятностей своим характером, как мы, например, с Анютой часто делали невольно, притом она частию твои несчастия приписывала себе и оттого за тебя больше страдала. – Больно и мучительно, как подумаешь, что ее нет больше, но у меня недостает духа жалеть, что кончилась эта жизнь, в которой оставались только одни страдания и болезненная томительная старость. Живи она еще десять лет, она бы всё мучилась вдвойне:
за всякое наше горе и за то еще, что она не может пособить ему.
Притом жизнь ее, за исключением неизбежных человеческих слабостей, так была прекрасна, дело ее так было строго выполнено, как она умела и могла, что я после первых невольных горячих слез смотрю покойно, с некоторой отрадой на тихий конец ее жизни и горжусь, благодарю Бога за то, что имел подобную мать. Ни о чем и ни о ком у меня мысль так не светла, воспоминание так не свято, как о ней”.
Так же воспитывались брат и сестры романиста. Николай Александрович Гончаров, брат писателя, был в вопросах религиозного быта даже более традиционным для своего времени и среды человеком, нежели автор “Обломова”. Родные вспоминали его частое хождение по церквам старого Симбирска. Как бы то ни было, родители Гончарова создали в семье атмосферу религиозного благочестия, которую Иван Александрович впитал в детстве.
Несомненно, что в своей семье писатель получил серьезную религиозную закваску. Рядом с домом Гончаровых находилось несколько храмов. Храм Вознесения находился не более чем в ста метрах от дома Гончаровых (ныне его не существует), на Большой Саратовской улице, и, конечно, по воскресным дням и православным праздникам мальчик Гончаров ходил либо туда, либо в храм Живоначальной Троицы вместе с матерью на службы. Не случайно о “всенощных”, которые нужно было ему посещать вместе с матерью, упоминает он в очерке “На родине”. Впоследствии это помогло ему встать на путь личного благочестия, сохранить в либеральной среде, чуждавшейся религиозной горячности и считавшей ее “манией”, глубокую веру в Бога, быть вполне воцерковленным человеком. Решающая роль в этом, конечно, принадлежала его матери.
https://www.ioannp.ru/publications/27883
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
войдите или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Источник