Роль личной гигиены в формировании здорового образа жизни детей

Доклад: Гигиеническое воспитание детей и формирование здорового образа жизни.

В процессе повседневного общения с детьми группы педагогу необходимо воспитывать у них навыки личной и общественной гигиены, которым принадлежит первостепенная роль в предупреждении многих инфекционных заболеваний. Следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность к пище, сне, отдыхе, игре, а навыки гигиены с возрастом постепенно совершенствовались и становились привычными. Вначале малышей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки с мылом перед едой, после прогулки и пользования туалетом, и по мере загрязнения. Постепенно следует побуждать детей к выполнению более сложных действий – мыть лицо, шею, руки; ежедневно самостоятельно или с помощью взрослых мыть ноги перед сном, выполнять простейшие водные процедуры, влажное обтирание до пояса. Часть этих гигиенических навыков у детей формируется в семье, поэтому на этапе дошкольного детства необходимо вести разъяснительную и просветительскую работу с родителями, активно привлекая их к гигиеническому воспитанию детей.

Начиная с 2,5 – 3 – летнего возраста ребёнка приучают чистить зубы щёткой с мягкой щетиной, используя специальную детскую зубную пасту. Эту процедуру нужно выполнять два раза в день – утром и перед сном. Ребёнку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после каждого приёма пищи. Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут правильно осознанно выполнять все действия, связанные с гигиеной, понимая, что навыки эти могут им сохранить здоровье, не болеть, быть сильными, физически крепкими. Старшие дошкольники должны уметь пользоваться индивидуальными предметами – расчёской, стаканом для полоскания рта, полотенцем и т. д.; понимать, что все эти предметы должны содержаться в чистоте и храниться в специально отведённом месте. Формирование навыков личной гигиены неразрывно связано с воспитанием культуры поведения и понимания необходимости быть всегда опрятными, замечать недостатки в своей одежде и уметь их самостоятельно устранять. Приобретённые детьми первоначальные навыки гигиены целесообразно закреплять в тематических играх соответствующего содержания, которые можно проводить как в помещении, так и на участке. В этих играх дети могут упражняться во всех доступных им приёмах и требованиях гигиены. Тематические игры должны предусматривать возможность постепенного усложнения сюжета и способствовать совершенствованию приобретённых навыков, знаний и умений. Важно, чтобы игры были интересными и увлекательными для детей, способствовали активизации их творческой инициативы. При организации игр мной используются разнообразные иллюстративные материалы к сказкам и рассказам, наглядные пособия, муляжи, игрушки.

В процессе гигиенического воспитания и обучения я рассказываю детям о правилах личной гигиены и значении их повседневного проведения для охраны здоровья; формирую у них представления о пользе утренней гимнастики, физических упражнений, спортивных игр, плавания. Для усвоения детьми гигиенических навыков я также использую и дидактические и сюжетно – ролевые игры, как «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Аптека», «Дочки – матери», «Кукла Аня принимает гостей». Во время игры дети используют потешки например: «Водичка – водичка, умой моё личико».

Детям дошкольного возраста необходимо прививать, кроме того, элементарные знания из области общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной. Это – соблюдение чистоты и порядка в общественных местах. Ребёнок должен понимать, что нельзя сорить не только в квартире, группе, но и на улице, в скверах, парках, во дворах, в транспорте. Все эти сведения дети получают в процессе разнообразной деятельности; в каждом из режимных моментов воспитатель может найти то, о чём необходимо поговорить с детьми, что нужно напомнить, чтобы они хорошо усвоили нормы гигиенического поведения.

Усвоение правил гигиены в большей мере зависит от условий, в которых живут и воспитываются дети. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья рук, полоскания полости рта, проведения закаливающих процедур.

Воспитание гигиенических навыков включает целый круг задач. Для успешного их решения специалисты рекомендуют использовать разнообразные педагогические приёмы с учётом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе игры, систематическое напоминание о необходимости соблюдения гигиенических правил и постепенное повышение требований к их осуществлению. Следует добиваться от дошкольников чёткого выполнения гигиенических действий в их правильной последовательности. В старших группах всё большее значение приобретают учебные мотивы. Дети уже могут выполнять различные действия, руководствуясь словесной инструкцией. Наиболее целесообразно сочетание словесных и наглядных методов: можно использовать специальные наборы наглядных материалов по гигиеническому воспитанию, красочные сюжетные картинки, символы, сюжеты из сказок. Гигиенические знания детей следует закреплять и совершенствовать на занятиях по физической культуре, плаванию, трудовому воспитанию; на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с природой, в беседах о культуре быта и экологии.

Интересными для детей могут быть такие литературные произведения, как «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит» К. И. Чуковского; «Что такое хорошо и что такое плохо» В. В. Маяковского. На основе этих сюжетов можно разыгрывать маленькие сценки, распределив между детьми роли.

Навыки у детей будут более прочными, если они закрепляются постоянно и в разных ситуациях. Важно, чтобы детям было интересно, и они могли видеть результаты своих действий, например: ребёнку говорят, что он стал опрятнее, лучше выглядеть, привлекательнее; что приятнее есть за чистым, красиво накрытым столом и т. д. На занятиях физической культурой детям напоминают, как полезно для их здоровья и развития то или иное упражнение, которое они разучивают; как важно заниматься в хорошо проветренном зале или на воздухе; говорят о необходимости содержать в порядке свою физкультурную форму, а после окончания занятия аккуратно её складывать, убирать на место.

Ухаживая за растениями на участке, дети узнают, как правильно пользоваться предметами труда, инвентарём, соответствующим своему росту, как избежать травм. Старшим дошкольникам в доступной форме сообщают сведения о некоторых инфекционных заболеваниях, которые передаются через грязные руки, предметы. Для успешного усвоения детьми гигиенических норм и правил необходимо, чтобы все они неукоснительно выполнялись взрослыми, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Взрослые собственным примером должны содействовать формированию у детей гигиенических навыков.

Читайте также:  Александр васильев личная жизнь дети

Эффективность гигиенического воспитания и обучения дошкольников во многом зависит от внешнего вида и поведения окружающих его взрослых. Недопустимо, чтобы воспитатель или его помощник приходили в группу небрежно одетыми, непричёсанными. Следует постоянно помнить о том, что дети очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому и педагог, и его помощник должны всегда быть для них образцом опрятности, чистоплотности и культуры поведения.

Одновременно с гигиеническим воспитанием детей нужно знакомить с элементарными правилами безопасности жизнедеятельности. Им необходимо прививать знания и навыки, позволяющие избежать травм в разных ситуациях, учить соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, дать представление об экологии. Дети должны знать, что нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без контроля взрослых, а также брать угощения и подарки от незнакомых людей. Дошкольников следует приучать также, быть осторожными при контакте с незнакомыми и тем более бездомными животными; обучать основным правилам безопасного поведения на улице.

Источник

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края

Консультация на тему:

«Роль гигиены в жизни ребёнка».

Воспитатель: Магкиева М.А.

2020-2021 учебный год

В каждой возрастной группе ДОУ обучение гигиеническим требованиям навыкам осуществляется в соответствии с программами воспитания. Освоение малышами правил гигиены дошкольников требует времени, поэтому формирование и закрепление основных культурно-гигиенических навыков происходит в течение всего периода посещения ими детского сада.

Гигиена детей дошкольного возраста

Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

Обучение дошкольников гигиене – задача не только родителей, но и воспитателей, поэтому желательно обеспечить полную согласованность требований ДОУ и семьи ребенка. Важно выработать общие критерии оценки отдельных действий, и в саду, и дома четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Дошкольникам необходимо сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены детей, раскрывать их значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам. К главным научно-методическим приемам обучения относятся наглядные, словесные, игровые и практические. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он учится все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или иное задание, а в дальнейшем предоставляет ему большую самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все выполнил, следит ли он за личной гигиеной детей, нужно на протяжении всего дошкольного возраста.

Гигиена детей: режим дня

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены. Режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему детей от переутомления.

Умывание – первый этап гигиены дошкольников

  • умывальной комнате ДОУ должно быть достаточное количество раковин необ-ходимого размера. Детям должно быть удобно и приятно умываться: высота умы-вальников должна соответствовать росту малышей (высота струи воды над уровнем опущенной и согнутой в локте руки должна быть около 10 см). Если при умывании детям приходится высоко поднимать руки, то вода может затекать в рукава.

Размер куска мыла должен быть таким, чтобы ребенок мог свободно взять его рукой; у каждого умывальника необходимо разместить две мыльницы с мылом. Вода должна быть комнатной температуры.

Ребенку нужно объяснить, что по правилам гигиены детей, до начала мытья рук следует закатать рукава. Надо также показать, как правильно намыливать и мыть руки и лицо, как вытираться после умывания. Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него.

Воспитатель организует умывание так, чтобы не создавалось очереди. Педагог на-поминает детям, чтобы они не забыли закатать рукава, расстегнуть воротники платьев или рубашек. Следит, чтобы дети умывались тщательно, вытирались досуха своим полотенцем. Длина детских полотенец не должна превышать 100 см, на вешалке над каждым полотенцем размещается индивидуальная картинка.

Контролируя процесс умывания, медицинская сестра отмечает ход гигиены детей:

все ли подготовлено для умывания: на месте ли мыло, у всех ли детей есть полотенца, наполнены ли водой умывальники (при отсутствии водопровода); чем заняты дети, которые ждут умывания или уже умылись;

тщательно ли умываются дети, хорошо ли вытирают руки, помогают ли им взрослые и в чем; длительность умывания.

Гигиена полости рта у дошкольников

Чтобы предупредить заболевание и разрушение зубов, надо приучить детей после обеда полоскать рот теплой водой. Маленьким детям первое время это дается с трудом, но, повторяя нужные движения за воспитателем и старшими детьми, они постепенно привыкают правильно полоскать рот.

  • 3-4-летнего возраста детей надо приучать чистить зубы правильно, выполняя необходимую гигиену полости рта у дошкольников: верхние зубы – сверху вниз, нижние – снизу вверх с наружной и внутренней сторон. В группах с круглосуточным пребыванием дети чистят зубы перед сном, а утром после сна полощут рот. Рекомендуется постепенно приучать детей к твердой пище, при ее пережевывании усиливается работа челюстных мышц. Но грызть орехи детям не следует – можно испортить зубы. Не реже двух раз в год детей необходимо показывать зубному врачу.

Пользование носовым платком – основа гигиены детей

  • кармане у дошкольника всегда должен быть чистый носовой платок. С самого на-чала второго года жизни можно приучить ребенка к платку. Если малышу регулярно вытирать грязный нос, то после двух лет он будет просить об этом сам.
Читайте также:  Мужья валентины толкуновой личная жизнь дети

При насморке не следует заставлять ребенка сморкаться часто: воспаленная слизистая оболочка от частого сморкания еще больше раздражается. Важно научить детей правильно сморкаться, зажимая одну ноздрю, иначе слизь вместе с микробами может проникнуть в барабанную полость и вызвать воспаление среднего уха. Обучать этому нужно осторожно, не зажимая ребенку нос слишком сильно.

Неприятные резкие движения взрослых во время обучения гигиеническим навыкам, вызывающие у ребенка боль, – основная причина нежелания и даже сопротивления малышей тому, чтобы приобщаться к гигиене детей.

Купание как элемент гигиены детей дошкольного возраста

Купание и умывание должны быть приятны малышу. Если в глаза попадает мыло, а воду льют такой сильной струей, что он захлебывается, если вода слишком холодна или слишком горяча, то неудивительно, что ребенок будет сопротивляться купанию. Когда взрослые поступают бережно, то ничего, кроме приятных ощущений, купание вызвать не может.

После ночного сна и утренней гимнастики ребенку полезно принять душ. Он моет руки, лицо и освежает все тело под струями воды. Температура воды (как при всех общих водных процедурах) вначале должна быть близкой к температуре тела. К концу приема душа ее можно снизить на 2 °С по сравнению с первоначальной, потом опять повысить и снова снизить. Если же душа в квартире нет, детей с 3-4 лет следует приучать мыться по утрам до пояса. Необходимо, чтобы после душа или умывания ребенок вытерся насухо.

Раз в неделю кроху купают особенно тщательно (в этот день моют и голову с шампунем). Если ребенок ежедневно не принимает душ или ванну, то его надо купать два раза в неделю.

Ноги надо мыть не только перед ночным сном (даже если общая водная процедура противопоказана), но и перед дневным. Особенно важно соблюдать это правило летом.

Гигиена волос и ногтей у детей

  • волосах накапливается пыль, смешиваясь с кожным салом, она оседает на коже, что создает благоприятные условия для развития болезнетворных микробов. Поэтому малышам дошкольного возраста нужно подстригать волосы, чаще их мыть, причесывать не реже двух раз в день, выполняя необходимую гигиену детей. Девочкам, у которых длинные волосы, можно завязывать их небольшими бантиками или заплетать в косички.
  • детском саду, как и дома, у каждого малыша должна быть своя расческа. Расчески еженедельно моют щеткой с мылом и хранят в отдельных футлярах или в гнездах на вешалках для полотенец.
  • этом возрасте дошколята не способны сами ухаживать за ногтями. Их подстригают взрослые, но ребенок может сам вычищать грязь из-под ногтей щеточкой.

Гигиена детей: приучение к опрятности

Необходимо следить за чистотой и опрятностью одежды и обуви малыша. Уже на третьем году жизни это должно стать предметом заботы самого малыша. Даже если он еще не в состоянии заметить непорядок в одежде или обуви, он должен привыкать устранять его – самостоятельно или с помощью взрослых. Запачкалась рубашка или платье – нужно принести чистые и помочь переодеться, промокли ботинки – необходимо переобуться. Расстегнулась пуговица, развязался шнурок -следует попросить ребенка застегнуть или зашнуровать.

Если с раннего возраста обращать внимание малыша на неопрятность – через не-которое время он начнет ощущать потребность в чистоте и будет испытывать свое-образное неудобство, пока не приведет себя в порядок – сам или с помощью взрослого. Воспитать у малыша привычку быть чистым и опрятным несложно. Главное – делать это последовательно. Также нужно помнить, что в дошкольном возрасте крохи особенно склонны к подражанию, поэтому большую роль в формировании навыков играет личный пример взрослых.

Источник

Доклад: Гигиеническое обучение и воспитание как основа формирования здорового образа жизни.

Гигиеническое обучение и воспитание является одной из стратегий формирования здоровья, здорового образа жизни индивида, различных групп населения, это активная медико-педагогическая деятельность, направленная на повышение знаний по вопросам поддержания и укрепления здоровья, создание мотиваций для ведения здорового образа жизни, формирование гигиенической культуры и гигиенического поведения. Данная деятельность предусматривает активность как со стороны воспитателя – учителя, преподавателя, социального работника – так и со стороны воспитуемого. Процесс воспитания в отличие от просвещения заключается в целеустремленном и систематическом воздействии на психологию индивидуума с целью привития ему желаемых качеств, в данном случае гигиенических знаний и навыков.

Следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность к пище, сне, отдыхе, игре, а навыки гигиены с возрастом постепенно совершенствовались и становились привычными. Вначале малышей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки с мылом перед едой, после прогулки и пользования туалетом, и по мере загрязнения. Постепенно следует побуждать детей к выполнению более сложных действий – мыть лицо, шею, руки; ежедневно самостоятельно или с помощью взрослых мыть ноги перед сном, выполнять простейшие водные процедуры, влажное обтирание до пояса. Часть этих гигиенических навыков у детей формируется в семье, поэтому на этапе дошкольного детства необходимо вести разъяснительную и просветительскую работу с родителями, активно привлекая их к гигиеническому воспитанию детей.

Начиная с 2,5 – 3 – летнего возраста ребёнка приучают чистить зубы щёткой с мягкой щетиной, используя специальную детскую зубную пасту. Эту процедуру нужно выполнять два раза в день – утром и перед сном. Ребёнку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после каждого приёма пищи. Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут правильно осознанно выполнять все действия, связанные с гигиеной, понимая, что навыки эти могут им сохранить здоровье, не болеть, быть сильными, физически крепкими. Старшие дошкольники должны уметь пользоваться индивидуальными предметами – расчёской, стаканом для полоскания рта, полотенцем и т. д.; понимать, что все эти предметы должны содержаться в чистоте и храниться в специально отведённом месте. Формирование навыков личной гигиены неразрывно связано с воспитанием культуры поведения и понимания необходимости быть всегда опрятными, замечать недостатки в своей одежде и уметь их самостоятельно устранять. Приобретённые детьми первоначальные навыки гигиены целесообразно закреплять в тематических играх соответствующего содержания, которые можно проводить как в помещении, так и на участке. В этих играх дети могут упражняться во всех доступных им приёмах и требованиях гигиены. Тематические игры должны предусматривать возможность постепенного усложнения сюжета и способствовать совершенствованию приобретённых навыков, знаний и умений. Важно, чтобы игры были интересными и увлекательными для детей, способствовали активизации их творческой инициативы. При организации игр мной используются разнообразные иллюстративные материалы к сказкам и рассказам, наглядные пособия, муляжи, игрушки.

Читайте также:  Андрей градов личная жизнь жена дети фото

В процессе гигиенического воспитания и обучения я рассказываю детям о правилах личной гигиены и значении их повседневного проведения для охраны здоровья; формирую у них представления о пользе утренней гимнастики, физических упражнений, спортивных игр, плавания. Для усвоения детьми гигиенических навыков я также использую и дидактические и сюжетно – ролевые игры, как «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Аптека», «Дочки – матери», «Кукла Аня принимает гостей». Во время игры дети используют потешки например: «Водичка – водичка, умой моё личико».

Детям дошкольного возраста необходимо прививать, кроме того, элементарные знания из области общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной. Это – соблюдение чистоты и порядка в общественных местах. Ребёнок должен понимать, что нельзя сорить не только в квартире, группе, но и на улице, в скверах, парках, во дворах, в транспорте. Все эти сведения дети получают в процессе разнообразной деятельности; в каждом из режимных моментов воспитатель может найти то, о чём необходимо поговорить с детьми, что нужно напомнить, чтобы они хорошо усвоили нормы гигиенического поведения.

Усвоение правил гигиены в большей мере зависит от условий, в которых живут и воспитываются дети. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья рук, полоскания полости рта, проведения закаливающих процедур.

Воспитание гигиенических навыков включает целый круг задач. Для успешного их решения специалисты рекомендуют использовать разнообразные педагогические приёмы с учётом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе игры, систематическое напоминание о необходимости соблюдения гигиенических правил и постепенное повышение требований к их осуществлению. Следует добиваться от дошкольников чёткого выполнения гигиенических действий в их правильной последовательности. В старших группах всё большее значение приобретают учебные мотивы. Дети уже могут выполнять различные действия, руководствуясь словесной инструкцией. Наиболее целесообразно сочетание словесных и наглядных методов: можно использовать специальные наборы наглядных материалов по гигиеническому воспитанию, красочные сюжетные картинки, символы, сюжеты из сказок. Гигиенические знания детей следует закреплять и совершенствовать на занятиях по физической культуре, плаванию, трудовому воспитанию; на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с природой, в беседах о культуре быта и экологии.

Интересными для детей могут быть такие литературные произведения, как «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит» К. И. Чуковского; «Что такое хорошо и что такое плохо» В. В. Маяковского. На основе этих сюжетов можно разыгрывать маленькие сценки, распределив между детьми роли.

Навыки у детей будут более прочными, если они закрепляются постоянно и в разных ситуациях. Важно, чтобы детям было интересно, и они могли видеть результаты своих действий, например: ребёнку говорят, что он стал опрятнее, лучше выглядеть, привлекательнее; что приятнее есть за чистым, красиво накрытым столом и т. д. На занятиях физической культурой детям напоминают, как полезно для их здоровья и развития то или иное упражнение, которое они разучивают; как важно заниматься в хорошо проветренном зале или на воздухе; говорят о необходимости содержать в порядке свою физкультурную форму, а после окончания занятия аккуратно её складывать, убирать на место.

Ухаживая за растениями на участке, дети узнают, как правильно пользоваться предметами труда, инвентарём, соответствующим своему росту, как избежать травм. Старшим дошкольникам в доступной форме сообщают сведения о некоторых инфекционных заболеваниях, которые передаются через грязные руки, предметы. Для успешного усвоения детьми гигиенических норм и правил необходимо, чтобы все они неукоснительно выполнялись взрослыми, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Взрослые собственным примером должны содействовать формированию у детей гигиенических навыков.

Эффективность гигиенического воспитания и обучения дошкольников во многом зависит от внешнего вида и поведения окружающих его взрослых. Недопустимо, чтобы воспитатель или его помощник приходили в группу небрежно одетыми, непричёсанными. Следует постоянно помнить о том, что дети очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому и педагог, и его помощник должны всегда быть для них образцом опрятности, чистоплотности и культуры поведения.

Одновременно с гигиеническим воспитанием детей нужно знакомить с элементарными правилами безопасности жизнедеятельности. Им необходимо прививать знания и навыки, позволяющие избежать травм в разных ситуациях, учить соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, дать представление об экологии. Дети должны знать, что нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без контроля взрослых, а также брать угощения и подарки от незнакомых людей. Дошкольников следует приучать также, быть осторожными при контакте с незнакомыми и тем более бездомными животными; обучать основным правилам безопасного поведения на улице.

Поведение ребенка, в том числе в отношении своего здоровья, зависит от множества факторов. Среди них важное место принадлежит знаниям, позволяющим понимать сущность и важность здоровья для достижения своих личных целей, а также возможность его сохранения и укрепления. Только на основе научно обоснованных фактов, современных представлений о механизмах сохранения и укрепления здоровья могут быть выработаны навыки здоровьесберегающего поведения современного человека.

В настоящее время в связи с пониманием для сохранения здоровья первостепенного значения образа жизни перед различными специалистами и учреждениями, а также обществом в целом стоит задача разработки и совершенствования технологий гигиенического обучения и воспитания населения. Важное место в их реализации, безусловно, отводится воспитателям дошкольного образования.

Источник