Роман виктюк биография личная жизнь

Роман Виктюк
Роман Григорьевич Виктюк. Родился 28 октября 1936 года во Львове. Советский, российский и украинский театральный режиссёр, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2003), Народный артист Украины (2006), Народный артист Российской Федерации.
Роман Виктюк родился 28 октября 1936 года во Львове. На тот момент это был польский город.
Родители были учителями.
Уже в школьные годы Роман Виктюк проявлял интерес к актёрской деятельности. В частности, вместе с друзьями и одноклассниками он ставил небольшие спектакли.
После школы отправился в Москву и поступил на актерский факультет ГИТИСа, который закончил в 1956 году, мастерская Орловых. Также его преподавателями были Анатолий Эфрос и Юрий Завадский.
По окончании вуза 1956 году актёрского факультета ГИТИСа работал в театрах Львова, Киева, Калинина и Вильнюса. Преподавал в студии Театра имени Франко в Киеве.
В 1970—1974 годах был ведущим режиссёром в Русском драматическом театре Литовской ССР (ныне Русский драматический театр Литвы).
Поставил пьесу П. Шеффера «Чёрная комната» (премьера 29 января 1971), романтическую драму Юлиуша Словацкого (в переводе Бориса Пастернака) «Мария Стюарт», «Валентин и Валентина» М. Рощина (1971), «Любовь — книга золотая» А. Толстого, «Дело передаётся в суд» А. Чхаидзе, «Принцесса и дровосек» Г. Волчек и М. Микаэлян (1972), «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Встречи и расставания» А. Вампилова, «Продавец дождя» Р. Нэша (1973).
Позднее приглашался в Вильнюс для постановок в Русском драматическом театре «Уроков музыки» Л. С. Петрушевской (премьера 31 января 1988) и «Мастера и Маргариты» по М. А. Булгакову (премьера 20 октября 1988).
Начиная с середины 1970-х Роман Виктюк ставит спектакли в столичных театрах, среди которых «Царская охота» в Театре им. Моссовета, «Муж и жена снимут комнату» и «Татуированная роза» во МХАТе, «Утиная охота» А. Вампилова и «Уроки музыки» Л. Петрушевской в Студенческом театре МГУ (был запрещён).
В 1988 году на сцене театра «Сатирикон» Роман Виктюк поставил свой самый известный спектакль — «Служанки», по пьесе Ж. Жене. Благодаря разработке особой актёрской пластики Валентином Гнеушевым, хореографии Аллой Сигаловой, подбору музыки Асафом Фараджевым, костюмам Аллы Коженковой, гриму Льва Новикова, — в сочетании с актёрской игрой Константина Райкина (Соланж), Николая Добрынина (Клер), Александра Зуева (Мадам) и Сергея Зарубина (Мсьё), — Виктюку удалось создать неповторимый спектакль, который был показан во многих странах мира, собрал восторженные отзывы прессы, а самого режиссёра сделал одним из самых узнаваемых и известных театральных деятелей.
Спектаклем «М. Баттерфляй» (1990), по пьесе Д. Г. Хуана, открылся Театр Романа Виктюка, объединивший артистов из разных театров, близких режиссёру своим мировоззрением. Роман Виктюк также является основателем (вместе с Игорем Подольчаком и Игорем Дюричем) Фондa Мазоха (1991, Львов).
Ключевая составляющая его спектаклей – эротика.
Сам Виктюк по этому поводу отмечал: “А потому что только в сексе человек проявляется естественно. В жизни люди настолько закрыты! Причина тому и злость, и ненависть – это норма нашего существования. Невозможно пробиться от одного человека к другому. И сокращение этого расстояния зависит от длины пениса. Ну, не морщьтесь, душечка, это не я сказал, а де Сад. И если задуматься, в этом нет ничего плохого. Насытиться телом, открыть через него человека, проще. И ничего страшного в том, что дистанция между двумя душами – половой орган. Мужской.
Любовь – вот основная заповедь природы человека. Другого ничего нет. Все остальное надумано государством, партиями, властями. Это все мусор, суета. Я первый приоткрыли ту завесу, которая годами прикрывала подлинность человеческой природы. Я вынес на театральную сцену любовь, ревность, томление, ожидание, подозрение. Я красиво обнажил не только душу, но и тело. И сделал это так, что одно без другого существовать не может”.
Член жюри шоу Театр эстрады.
Владеет русским, украинским и польским языком.
Преподавал в эстрадно-цирковом училище, среди его известных учеников — Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин, Валентин Гнеушев. Выпустил несколько курсов в РАТИ — ГИТИС, среди учеников — Павел Карташев, Андрей Шакун, Евгений Лавренчук.
Читает лекции по режиссуре и актерскому мастерству в России, на Украине и в Италии. Преподает в Институте театрального искусства и даёт мастер-классы на курсах актёрского мастерства и режиссуры при Польском театре в Москве.
По мнению Виктюка, хороший актер должен быть бисексуален: “Есть гомосексуалисты, есть бисексуалы, места в этом мире хватает всем. Вот чего не хватает, так это любви. Катастрофически! Да, я первым начал кричать о том, что человек – структура бисексуальная, имеющая мужское и женское начало в равной степени. Артистов категорически неправильно воспитывали в советском театральном заведении, где из них делали только женщин или только мужчин. У актера изначально должно быть бисексуальное воображение”.
Общественно-политические взгляды Романа Виктюка
В интервью Би-би-си 2006 года Роман Виктюк заявил, что даже в период тоталитаризма никогда не ставил спектаклей, которые бы «обслуживали систему». “Художник может существовать вне государства. Это путь непростой. Это путь человека, который взвешивает на себя жертвенное начало. Я служил во время тоталитарной системы, я пережил всех главных вождей тоталитаризма. Но я могу с радостью сегодня сказать, что я не поставил ни одного из 156 спектаклей, который бы обслуживал систему”, – сказал он.
Положительно оценил т.н. Оранжевую революцию 2004 года на Украине, назвав её «духовной вспышкой» и отметил, что был поражён светом и аурой людей, вышедших на улицы.
В 2012 году режиссёр подписал открытое письмо с призывом к освобождению участниц группы «Pussy Riot» и даже выразил готовность поручиться за девушек.
Комментируя в 2014 году ситуацию в Донбассе, Виктюк призвал местных жителей выключить телевизоры, чтобы в тишине разобраться в происходящем, а также рекомендовал тем, кто не считает себя гражданином Украины, оставить страну в покое.
Высказывался за принятие закона о защите животных от жестокого обращения.
Роман Виктюк
Рост Романа Виктюка: 170 сантиметров.
Личная жизнь Романа Виктюка:
В молодости был женат. Супруга работала на «Мосфильме» и никакого отношения к актерской среде и его труппе не имела.
Детей нет. О своем первом браке рассказывал: “Этого хватило, чтобы постичь всю эту премудрость. И сколько бы ни говорили великие о том, что одиночество – это не только удел, а единственно возможное существование творца, в это никто не верит”.
По его мнению, “институт семьи и брака придумало государство, чтобы контролировать людей”.
Ни для кого не секрет нетрадиционная сексуальная ориентация Виктюка, которого называют главным гей-режиссером отечественной театральной сцены.
“Читаю разгромные статьи в прессе, смеюсь и ужасаюсь. Когда же все это закончится? Когда же в чистую сотрется поколение моралистов? Не надо пытаться втиснуть меня в убогие рамки. Там где проблемы с душой, проблемы и с телом. В них столько отрицательной энергии!
Они сами не понимают, что она бродит внутри них и медленно пожирает. Для них секс – это то, что смердит. У них это действительно смердит! И их поцелуи, и их гениталии… Сексуальный восторг им неведом, и все, на что они способны, – в темноте, чтобы никто их не видел, потихоньку что-то у кого-то пощекотать. Вот и весь секс! Они никогда не умели заниматься им. Не хотели и не могли! И я всегда кричу, что самый большой грех на земле – не испытать любви и сексуального полета!”, – говорит Виктюк.
Фильмография Романа Виктюка:
1976 — Вечерний свет, — режиссёр телефильма по одноимённой пьесе А.Арбузова;
1978 — Игроки, — режиссёр телефильма по пьесе Н. В. Гоголя;
1980 — Мне от любви покоя не найти — режиссёр телевизионной композиции по мотивам произведений У. Шекспира «Укрощение строптивой», «Ричард III», «Антоний и Клеопатра», «Отелло», «Гамлет»;
1980 — История кавалера де Гриё и Манон Леско — режиссёр телевизионного фильма-спектакля по мотивам романа аббата Прево;
1982 — Девочка, где ты живёшь?, — режиссёр телефильма по пьесе М.Рощина «Радуга зимой»;
1985 — Долгая память, — режиссёр фильма о пионере-герое Володе Дубинине, по мотивам повести Л.Кассиля и М.Поляновского;
1989 — Татуированная роза, — телеверсия спектакля МХАТ им. Чехова, по одноимённой пьесе Теннесси Уильямса;
1993 — Баттерфляй, — документальный фильм («киношоу, эротическое шоу или экзистенциональное шоу») о режиссёре Алексее Учителе;
2000 — Ростов-папа, — Нотариус (роль в телесериале);
2001 — Конец века, — Хенрик Станковский, врач-психотерапевт, стирающий память (роль в фильме);
2008 — Роман Карцев: Бенефис, — «Хорошо забытое старое»: спектакль Виктюка «Браво, сатира!», по произведениям М. Жванецкого, поставленный в Московском театре миниатюр для Карцева и Ильченко
В качестве актера в 1964 году сыграл в пьесе «Сомбреро» С. Михалкова (Львовский ТЮЗ им. М.Горького), роль — Шура Тычинкин.
Режиссёрские работы Романа Виктюка в театре:
Львовский ТЮЗ им. М.Горького:
1965 — «Всё это не так просто» по пьесе Г. Шмелёва (инсценировка рассказа Л. Исаровой «Дневник»);
1965 — «Когда взойдёт месяц» по пьесе Г. Грегори;
1967 — «Семья» И. Попова;
1967 — «Фабричная девчонка» А. Володина;
1967 — «Город без любви» Л. Устинова;
1967 — «Дон Жуан» Мольера
Калининский ТЮЗ:
«Мне хочется видеть сегодня тебя» по пьесе Р. Виктюка;
«Волшебная ёлка» В. Ткаченко;
«Мы, джаз и привидения» Э. Низюрского;
«Одной любовью меньше» А. Кузнецова;
«Коварство и любовь» Ф. Шиллера
Литовский Русский драматический театр (Вильнюс):
«Чёрная комедия» П. Шеффера;
«Встречи и расставания» («Прошлым летом в Чулимске») А. Вампилова;
1972 — «Принцесса и дровосек» Г. Волчек и М. Микаэлян;
«Похожий на льва» Р. Ибрагимбекова;
«Валентин и Валентина» М. Рощина;
«Мария Стюарт» Ю. Словацкого;
«Любовь — книга золотая» А. Толстого;
«Дело передаётся в суд» А. Чхаидзе;
«С любимыми не расставайтесь» А. Володина;
«Продавец дождя» Р. Нэша;
1988 — «Уроки музыки» Л. Петрушевской;
1988 — «Мастер и Маргарита» М. Булгакова
Театр имени Моссовета:
1976 — «Вечерний свет» А. Арбузова;
1977 — «Царская охота» Л. Зорина;
1992 — «Мистерия о нерождённом ребёнке» С. Коковкина
МХАТ им. М. Горького:
«Муж и жена снимут комнату» М. Рощина;
«То была не пятая, а девятая» А. Николаи;
1977 — «Украденное счастье» И. Франко;
1982 — «Украденное счастье» И. Франко;
1982 — «Татуированная роза» Т. Уильямса;
1988 — «Старая актриса на роль жены Достоевского» Э. Радзинского
Студенческий театр МГУ (Москва):
1977 — «Утиная охота» А. Вампилова;
1979 — «Уроки музыки» Л. Петрушевской;
1980 — «Утиная охота» А. Вампилова
Театр Комедии им. Н. П. Акимова (Ленинград):
1977 — «Незнакомец» Л. Зорина;
1983 — «Льстец» К. Гольдони
Одесский академический русский драматический театр:
1977 — «Самозванец» Л. Корсунского;
1981 — «Самозванец» Я. Костюковского
Театр-студия ДК «Москворечье» (Москва):
1982 — «Муж и жена» Альдо Николаи;
1984 — «Девочки, к вам пришёл ваш мальчик» («Чинзано») Л. Петрушевской
Государственный академический театр имени Е. Вахтангова (Москва):
1983 — «Анна Каренина» Л. Толстого;
1990 — «Уроки мастера» Д. Паунелла;
1990 — «Дама без камелий» Т. Реттигена;
1991 — «Соборяне» Н. Лескова;
1993 — «Я тебя больше не знаю, милый» А. де Бенедетти
Театр эстрады (Москва):
1983 — «Очевидное и невероятное» по произведениям А. Хайта
1987 — «Масенькие трагедии» по произведениям М. Городинского
Таллинский русский драматический театр (Таллин):
1983 — «Мелкий бес» Ф. Сологуба;
1988 — «Мастер и Маргарита» М. Булгакова;
1990 — «Мелкий бес» Ф. Сологуба;
1998 — «Бульвар Сан-Сет» по мотивам фильма Б. Уайлдера
Московский театр «Современник»:
1986 — «Квартира Коломбины» Л. Петрушевской;
1987 — «Стена» А. Галина;
1989 — «Мелкий бес» Ф. Сологуба;
1993 — «Адский сад» Р. Майнарди;
2009 — «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» В. Гафта
Киевский академический русский драматический театр им. Леси Украинки:
1987 — «Священные чудовища» Ж. Кокто;
1992 — «Дама без камелий» Т. Рэттигана;
1997 — «Бульвар Сан-Сет» по мотивам фильма Б. Уайлдера
Первый московский областной (Камерный театр):
1987 — «Глубокое синее море» Т. Рэттигана;
1988 — «Чёрный как канарейка» А. Николаи
Академический театр им. Горького, Горький:
1987 — «Уроки музыки» Л. Петрушевской;
1989 — «Чёрный как канарейка» А. Николаи;
1990 — «Милый, сколько яду положить тебе в кофе?» А. Николаи
Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина (Москва):
1988 — «Служанки» Ж. Жене
Театр Романа Виктюка:
1991 — «Служанки» Ж. Жене (вторая редакция);
1992 — «Двое на качелях» У. Гибсона;
1992 — «Лолита» Э. Олби по роману В. Набокова;
1993 — «Рогатка» Н. Коляды;
1994 — «Полонез Огинского» Н. Коляды;
1995 — «Любовь с придурком» В. Франчески;
1996 — «Философия в будуаре» Маркиза де Сада;
1997 — «Осенние скрипки» И. Сургучёва;
1997 — «Путаны» Н. Манфреди;
1998 — «Саломея» О. Уайльда;
1999 — «Заводной апельсин» Э. Бёрджесса;
1999 — «Пробуждение весны» Ф. Ведекинда;
2000 — «Антонио фон Эльба» Р. Майнарди;
2000 — «Эдит Пиаф» К. Драгунской;
2000 — «Кот в сапогах» М. Кузмина;
2001 — «Мастер и Маргарита» М. Булгакова;
2002 — «Мою жену зовут Морис» Р. Шарта;
2002 — «Давай займёмся сексом» В. Красногорова;
2004 — «Нездешний сад» («Нуриев») А. Абдуллина;
2005 — «Коза, или Сильвия — кто же она?» Э. Олби;
2005 — «Последняя любовь Дон Жуана» Э. Шмитта;
2006 — «Непостижимая женщина, живущая в нас» Х. Левина;
2006 — «Служанки» Ж. Жене (возобновление);
2007 — «Запах лёгкого загара» Д. Гурьянова;
2008 — «Восемь любящих женщин» Р. Тома;
2009, 15 июня — «R&J» по мотивам пьесы Шекспира;
2009, 16 ноября — «Фердинандо» А. Ручелло;
2014 — «В начале и в конце времён» Павла Арье (премьера на сцене театра Моссовета)
Рижский театр русской драмы:
2001 — «Эдит Пиаф» К. Драгунской;
2002 — «Мария Стюарт» Ю. Словацкого
Театральная компания «Бал Аст» (Москва):
2001 — «Наш Декамерон XXI» Э. Радзинского;
2003 — «Кармен» Л. Улицкой
Другие театры:
1984 — «Браво, сатира!» по произведениям М. Жванецкого (Московский театр миниатюр / Театр «Эрмитаж», Москва);
1984 — «Кто боится Вирджинии Вулф?» Э. Олби (Московский драматический театр «Сфера»);
1988 — «Федра» М. Цветаевой (Театр на Таганке, Москва);
1989 — «Наш Декамерон» Э. Радзинского (Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой);
1989 — «Рогатка» Н. Коляды (San Diego Repertory Theatre, Сан-Диего, США);
1990 — «Виктюк купил утюк» по пьесе Р. Виктюка «Виктюк»;
1990 — «М. Баттерфляй» Д. Хуана, «Фора-театр», Москва);
1991 — «Рогатка» Н. Коляды (театр г. Падуя, Италия);
1991 — «Татуированная роза» Т. Уильямса (Объединённый шведско-финский театр, Хельсинки);
1992 — «Служанки» Ж. Жене (ДК Железнодорожников, Тула);
1994 — «Фердинандо» А. Руччелло (Санкт-Петербургский государственный молодёжный театр на Фонтанке);
1995 — «Элеонора. Последняя ночь в Питтсбурге» Г. де Кьярра (ТЮЗ им. А. Брянцева, Санкт-Петербург);
1996 — «Бабочка… Бабочка» А. Николаи (Театр Сатиры на Васильевском);
1997 — «Саломея» О. Уайльда (Югославянский драматический театр, Белград, Сербия);
2000 — «Сладкоголосая птица юности» сцены из пьесы Т. Уильямса в бенефис Татьяны Дорониной (Центральный Дом актёра имени А. А. Яблочкиной, Москва);
2003 — «Иоланта» П. Чайковского (Краснодарский музыкальный театр);
2004 — «Искатели жемчуга» Ж. Бизе (Новая Опера);
2005 — «Сергей и Айседора» Н. Голиковой («Теорема Продакшн», Москва);
2006 — «Масенькие супружеские преступления» Г. Запольской («Театр-Медиа», Москва);
2009 — «Фуршет после премьеры» В. Красногорова (Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова);
2010 — «До свидания, мальчики!» Б. Балтера (Алтайский краевой театр драмы имени В. М. Шукшина);
2012 — «Реквием по Радамесу» А. Николаи (Московский академический театр сатиры);
2014 — «Жизнь и смерть товарища К.» (фин. Toveri K.) Э. Радзинского (Городской театр Хельсинки)
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 февраля 2020; проверки требуют 13 правок.
Рома́н Григо́рьевич Виктю́к (укр. Роман Григорович Віктюк; род. 28 октября 1936, Львов, Польша) — советский, российский и украинский театральный режиссёр, педагог, художественный руководитель Театра Романа Виктюка. Народный артист Украины (2006), Народный артист РФ (2009).
Биография[править | править код]
Роман Виктюк родился 28 октября 1936 года во Львове (ранее — Польша, ныне — Украина) в семье учителей. Уже в школьные годы проявлял интерес к актёрской деятельности. Вместе с друзьями и одноклассниками он ставил небольшие спектакли.
По окончании в 1956 году актёрского факультета ГИТИСа работал в театрах Львова, Киева, Калинина и Вильнюса.
В Русском драматическом театре Литовской ССР (ныне Русский драматический театр Литвы) был ведущим режиссёром в 1970—1974 годах.
Поставил пьесу П. Шеффера «Чёрная комната» (премьера 29 января 1971), романтическую драму Юлиуша Словацкого (в переводе Бориса Пастернака) «Мария Стюарт», «Валентин и Валентина» М. Рощина (1971), «Любовь — книга золотая» А. Толстого, «Дело передаётся в суд» А. Чхаидзе, «Принцесса и дровосек» Г. Волчек и М. Микаэлян (1972), «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Встречи и расставания» А. Вампилова, «Продавец дождя» Р. Нэша (1973). Позднее приглашался в Вильнюс для постановок в Русском драматическом театре «Уроков музыки» Л. С. Петрушевской (премьера 31 января 1988) и «Мастера и Маргариты» по М. А. Булгакову (премьера 20 октября 1988).
Начиная с середины 1970-х, режиссёр ставит спектакли в столичных театрах, среди которых «Царская охота» в Театре им. Моссовета, «Муж и жена снимут комнату» и «Татуированная роза» во МХАТе, «Утиная охота» А. Вампилова и «Уроки музыки» Л. Петрушевской в Студенческом театре МГУ (был запрещён).
В 1988 году на сцене театра «Сатирикон» Роман Виктюк поставил свой самый известный спектакль — «Служанки», по пьесе Ж. Жене. Благодаря разработке особой актёрской пластики Валентином Гнеушевым, хореографии Аллой Сигаловой, подбору музыки Асафом Фараджевым, костюмам Аллы Коженковой, гриму Льва Новикова, — в сочетании с актёрской игрой Константина Райкина (Соланж), Николая Добрынина (Клер), Александра Зуева (Мадам) и Сергея Зарубина (Мсьё), — Виктюку удалось создать неповторимый спектакль, который был показан во многих странах мира, собрал восторженные отзывы прессы, а самого режиссёра сделал одним из самых узнаваемых и известных театральных деятелей.
Спектаклем «М. Баттерфляй[en]» (1990), по пьесе Д. Г. Хуана[en], открылся Театр Романа Виктюка, объединивший артистов из разных театров, близких режиссёру своим мировоззрением. Роман Виктюк также является основателем (вместе с Игорем Подольчаком и Игорем Дюричем) Фондa Мазоха (1991, Львов).
С 2001 по 2006 год работал на телеканале ТВЦ: был ведущим ночной разговорной программы «Поэтический театр Романа Виктюка» (2001—2006)[1] и ток-шоу «Человек из ящика» (2005)[2]. Покинул телеканал после прихода команды Александра Пономарёва[3]. В 2014 году — член жюри шоу «Театр эстрады» на «Первом канале»[4].
Владеет русским, украинским и польским[5] языками, идиш[6].
Семья[править | править код]
Не женат, детей не имеет. Виктюк, отвечая на вопросы о личной жизни, говорил, что у него какое-то время был роман с Валентиной Талызиной, был влюблён в Людмилу Гурченко. А на вопросы про детей отвечает, что ученики называют его папой.
Взгляды[править | править код]
В интервью Би-би-си 2006 года Роман Виктюк заявил, что даже в период тоталитаризма никогда не ставил спектаклей, которые бы «обслуживали систему». Он также положительно оценил Оранжевую революцию, назвав её «духовной вспышкой» и отметил, что был поражён светом и аурой людей, вышедших на улицы[7].
В 2012 году режиссёр подписал открытое письмо с призывом к освобождению участниц группы «Pussy Riot»[8][9] и даже выразил готовность поручиться за девушек[10].
Комментируя в 2014 году ситуацию в Донбассе, Виктюк призвал местных жителей выключить телевизоры, чтобы в тишине разобраться в происходящем, а также рекомендовал тем, кто не считает себя гражданином Украины, оставить страну в покое[11].
Высказывался за принятие закона о защите животных от жестокого обращения[12][13].
Театральные работы[править | править код]
Актёрские работы[править | править код]
- 1964 — «Сомбреро» С. Михалкова (Львовский ТЮЗ им. М. Горького) — Шура Тычинкин
Режиссёрские работы[править | править код]
- 1965 — «Всё это не так просто» по пьесе Г. Шмелёва (инсценировка рассказа Л. Исаровой «Дневник»)[14]
- 1965 — «Когда взойдёт месяц» по пьесе Г. Грегори
- 1967 — «Семья» И. Попова
- 1967 — «Фабричная девчонка» А. Володина
- 1967 — «Город без любви» Л. Устинова
- 1967 — «Дон Жуан» Мольера
Калининский ТЮЗ
- «Мне хочется видеть сегодня тебя» по пьесе Р. Виктюка
- «Волшебная ёлка» В. Ткаченко
- «Мы, джаз и привидения» Э. Низюрского
- «Одной любовью меньше» А. Кузнецова
- «Коварство и любовь» Ф. Шиллера
Литовский Русский драматический театр (Вильнюс)
- «Чёрная комедия» П. Шеффера
- «Встречи и расставания» («Прошлым летом в Чулимске») А. Вампилова
- 1972 — «Принцесса и дровосек» Г. Волчек и М. Микаэлян
- «Похожий на льва» Р. Ибрагимбекова
- «Валентин и Валентина» М. Рощина
- «Мария Стюарт» Ю. Словацкого
- «Любовь — книга золотая» А. Толстого
- «Дело передаётся в суд» А. Чхаидзе
- «С любимыми не расставайтесь» А. Володина
- «Продавец дождя» Р. Нэша
- 1988 — «Уроки музыки» Л. Петрушевской[15]
- 1988 — «Мастер и Маргарита» М. Булгакова[15]
Театр имени Моссовета
- 1976 — «Вечерний свет» А. Арбузова
- 1977 — «Царская охота» Л. Зорина[16]
- 1992 — «Мистерия о нерождённом ребёнке» С. Коковкина
МХАТ им. М. Горького
- «Муж и жена снимут комнату» М. Рощина
- «То была не пятая, а девятая» А. Николаи
- 1977 — «Украденное счастье» И. Франко
- 1982 — «Украденное счастье» И. Франко
- 1982 — «Татуированная роза» Т. Уильямса[15]
- 1988 — «Старая актриса на роль жены Достоевского» Э. Радзинского
Студенческий театр МГУ (Москва)
- 1977 — «Утиная охота» А. Вампилова
- 1979 — «Уроки музыки» Л. Петрушевской[15]
- 1980 — «Утиная охота» А. Вампилова[15]
Театр Комедии им. Н. П. Акимова (Ленинград)
- 1977 — «Незнакомец» Л. Зорина
- 1983 — «Льстец» К. Гольдони
Одесский академический русский драматический театр
- 1977 — «Самозванец» Л. Корсунского[17]
- 1981 — «Самозванец» Я. Костюковского[15]
Театр-студия ДК «Москворечье» (Москва)
- 1982 — «Муж и жена» Альдо Николаи
- 1984 — «Девочки, к вам пришёл ваш мальчик» («Чинзано») Л. Петрушевской
Театр имени Е. Б. Вахтангова (Москва)
- 1983 — «Анна Каренина» Л. Толстого
- 1990 — «Уроки мастера» Д. Паунелла
- 1990 — «Дама без камелий» Т. Реттигена
- 1991 — «Соборяне» Н. Лескова
- 1993 — «Я тебя больше не знаю, милый» А. де Бенедетти
Театр эстрады (Москва)
- 1983 — «Очевидное и невероятное» по произведениям А. Хайта
- 1987 — «Масенькие трагедии» по произведениям М. Городинского
Таллинский русский драматический театр (Таллин)
- 1983 — «Мелкий бес» Ф. Сологуба[15]
- 1988 — «Мастер и Маргарита» М. Булгакова
- 1990 — «Мелкий бес» Ф. Сологуба
- 1998 — «Бульвар Сан-Сет» по мотивам фильма Б. Уайлдера
Московский театр «Современник»
- 1986 — «Квартира Коломбины» Л. Петрушевской[15]
- 1987 — «Стена» А. Галина
- 1989 — «Мелкий бес» Ф. Сологуба[18]
- 1993 — «Адский сад» Р. Майнарди
- 2009 — «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» В. Гафта[19]
Киевский академический русский драматический театр им. Леси Украинки
- 1987 — «Священные чудовища» Ж. Кокто
- 1992 — «Дама без камелий» Т. Рэттигана
- 1997 — «Бульвар Сан-Сет» по мотивам фильма Б. Уайлдера
Первый московский областной (Камерный театр)
- 1987 — «Глубокое синее море» Т. Рэттигана
- 1988 — «Чёрный как канарейка» А. Николаи
Академический театр им. Горького, Горький
- 1987 — «Уроки музыки» Л. Петрушевской[15]
- 1989 — «Чёрный как канарейка» А. Николаи[15]
- 1990 — «Милый, сколько яду положить тебе в кофе?» А. Николаи
Сатирикон (Москва)
- 1988 — «Служанки» Ж. Жене
Театр Романа Виктюка
- 1991 — «Служанки» Ж. Жене (вторая редакция)
- 1992 — «Двое на качелях» У. Гибсона
- 1992 — «Лолита» Э. Олби по роману В. Набокова
- 1993 — «Рогатка» Н. Коляды
- 1994 — «Полонез Огинского» Н. Коляды
- 1995 — «Любовь с придурком» В. Франчески
- 1996 — «Философия в будуаре» Маркиза де Сада
- 1997 — «Осенние скрипки» И. Сургучёва
- 1997 — «Путаны» Н. Манфреди
- 1998 — «Саломея» О. Уайльда[20]
- 1999 — «Заводной апельсин» Э. Бёрджесса[21]
- 1999 — «Пробуждение весны» Ф. Ведекинда
- 2000 — «Антонио фон Эльба» Р. Майнарди
- 2000 — «Эдит Пиаф» К. Драгунской
- 2000 — «Кот в сапогах» М. Кузмина
- 2001 — «Мастер и Маргарита» М. Булгакова
- 2002 — «Мою жену зовут Морис» Р. Шарта
- 2002 — «Давай займёмся сексом» В. Красногорова
- 2004 — «Нездешний сад» («Нуриев») А. Абдуллина
- 2005 — «Коза, или Сильвия — кто же она?» Э. Олби
- 2005 — «Последняя любовь Дон Жуана» Э. Шмитта
- 2006 — «Непостижимая женщина, живущая в нас» Х. Левина
- 2006 — «Служанки» Ж. Жене (возобновление)
- 2007 — «Запах лёгкого загара» Д. Гурьянова
- 2008 — «Восемь любящих женщин» Р. Тома
- 2009, 15 июня — «R&J» по мотивам пьесы Шекспира[22][23]
- 2009, 16 ноября — «Фердинандо» А. Ручелло[24]
- 2014 — «В начале и в конце времён» Павла Арье (премьера на сцене театра Моссовета)
- 2015 — «Федра» Цветаева, Марина
- 2016 — «И вдруг минувшим летом» Теннесси, Уильямс
- 2017 — «Мандельштам» Дона Нигро[25]
- 2019 — «Мелкий бес» Сологуб, Федор
Рижский театр русской драмы
- 2001 — «Эдит Пиаф» К. Драгунской
- 2002 — «Мария Стюарт» Ю. Словацкого
Театральная компания «Бал Аст» (Москва)
- 2001 — «Наш Декамерон XXI» Э. Радзинского
- 2003 — «Кармен» Л. Улицкой
Другие театры
- 1984 — «Браво, сатира!» по произведениям М. Жванецкого (Московский театр миниатюр / Театр «Эрмитаж», Москва)[15]
- 1984 — «Кто боится Вирджинии Вулф?» Э. Олби (Московский драматический театр «Сфера»)[26]
- 1988 — «Федра» М. Цветаевой (Театр на Таганке, Москва)
- 1989 — «Наш Декамерон» Э. Радзинского (Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой)
- 1989 — «Рогатка» Н. Коляды (Репетруарный театр Сан-Диего[en], Сан-Диего, США)
- 1990 — «Виктюк купил утюк» по пьесе Р. Виктюка «Виктюк»
- 1990 — «М. Баттерфляй» Д. Хуана, «Фора-театр», Москва)
- 1991 — «Рогатка» Н. Коляды (театр г. Падуя, Италия)
- 1991 — «Татуированная роза» Т. Уильямса (Объединённый шведско-финский театр, Хельсинки)
- 1992 — «Служанки» Ж. Жене (ДК Железнодорожников, Тула)[источник не указан 4036 дней]
- 1994 — «Фердинандо» А. Руччелло[it] (Санкт-Петербургский государственный молодёжный театр на Фонтанке)
- 1995 — «Элеонора. Последняя ночь в Питтсбурге» Г. де Кьярра (ТЮЗ им. А. Брянцева, Санкт-Петербург)
- 1996 — «Бабочка… Бабочка» А. Николаи (Театр Сатиры на Васильевском)[27]
- 1997 — «Саломея» О. Уайльда (Югославянский драматический театр[sr], Белград, Сербия)
- 2000 — «Сладкоголосая птица юности» сцены из пьесы Т. Уильямса в бенефис Татьяны Дорониной (Центральный Дом актёра имени А. А. Яблочкиной, Москва)[28]
- 2003 — «Иоланта» П. Чайковского (Краснодарский музыкальный театр)
- 2004 — «Искатели жемчуга» Ж. Бизе (Новая Опера)
- 2005 — «Сергей и Айседора» Н. Голиковой («Теорема Продакшн», Москва)
- 2006 — «Масенькие супружеские преступления» Г. Запольской («Театр-Медиа», Москва)
- 2009, 18 декабря — «Фуршет после премьеры» В. Красногорова (Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова)[29]
- 2010, 5 мая — «До свидания, мальчики!» Б. Балтера (Алтайский краевой театр драмы имени В. М. Шукшина)
- 2012, 30 сентября — «Реквием по Радамесу» А. Николаи (Московский академический театр сатиры)
- 2014 — «Жизнь и смерть товарища К.» (фин. Toveri K.) Э. Радзинского (Городской театр Хельсинки)
Фильмография[править | править код]
- 1976 — Вечерний свет, — режиссёр телефильма по одноимённой пьесе А.Арбузова
- 1978 — Игроки, — режиссёр телефильма по пьесе Н. В. Гоголя. В ролях: Александр Калягин (Ихарев), Валентин Гафт (Утешительный), Леонид Марков (Швохнев), Александр Лазарев (Кругель), Владимир Кашпур (Алексей), Борис Иванов (Глов-старший), Вячеслав Захаров (Глов-младший), Борис Дьяченко (Гаврюшка), Николай Пастухов (Замухрышкин), Маргарита Терехова (Аделаида Ивановна)
- 1980 — Мне от любви покоя не найти — режиссёр телевизионной композиции по мотивам произведений У. Шекспира «Укрощение строптивой», «Ричард III», «Антоний и Клеопатра», «Отелло», «Гамлет». В ролях: Маргарита Терехова и Эммануил Виторган.
- 1980 — История кавалера де Гриё и Манон Леско — режиссёр телевизионного фильма-спектакля по мотивам романа аббата Прево. В ролях: Игорь Костолевский, Маргарита Терехова, Александр Збруев, Валентин Гафт, Эммануил Виторган, Юрий Яковлев, Клара Белова, Борис Иванов, Андрей Степанов, Пётр Смидович, Олег Чайка, Юрий Горин, Ефим Шифрин
- 1982 — Девочка, где ты живёшь?, — режиссёр телефильма по пьесе М.Рощина «Радуга зимой»
- 1985 — Долгая память, — режиссёр фильма о пионере-герое Володе Дубинине, по мотивам повести Л.Кассиля и М.Поляновского
- 1989 — Татуированная роза, — телеверсия спектакля МХАТ им. Чехова, по одноимённой пьесе Теннесси Уильямса (Гл. ред. лит.-драм. программ ЦТ)
- 1993 — Баттерфляй, — документальный фильм о Романе Виктюке («киношоу, эротическое шоу или экзистенциональное шоу») режиссёра[30]Алексея Учителя (I приз за лучший полнометражный фильм IV Открытого фестиваля неигрового кино «Россия»), по сценарию Д.Смирновой и А.Учителя
- 2000 — Ростов-папа, — Нотариус, — роль в телесериале Кирилла Серебренникова (новелла «Сынок», заключительная)
- 2001 — Конец века, — Хенрик Станковский, врач-психотерапевт, стирающий память, — центральная роль в фильме Константина Лопушанского[31]
- 2008 — Роман Карцев: Бенефис, — «Хорошо забытое старое»: спектакль Виктюка «Браво, сатира!», по произведениям М. Жванецкого, поставленный в Московском театре миниатюр для Карцева и Ильченко (1984)
Педагогическая деятельность[править | править код]
Профессор Р. Г. Виктюк преподавал в эстрадно-цирковом училище (известные ученики — Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин, Валентин Гнеушев), выпустил три курса в РАТИ — ГИТИС (известные ученики — Ростислав Колпаков, Павел Карташев, Андрей Шакун, Евгений Лавренчук). Читает лекции по режиссуре и актерскому мастерству в России, на Украине и в Италии. Преподаёт в Институте театрального искусства и даёт мастер-классы на курсах актёрского мастерства и режиссуры при Польском театре в Москве.
Библиография[править | править код]
Статьи
- Виктюк Р. Проверка на призвание : [Ирина Мирошниченко] // Мой любимый актёр: Писатели, режиссёры, публицисты об актёрах кино : [сб.] / Сост. Л. И. Касьянова. М.: Искусство, 1988. С.75—90.
Книги
- Виктюк Р.. Роман с самим собой. М.: Подкова, 2000, — 484 с. — ISBN 5-94663-057-1 — рецензия; 2-е изд.: АСТ; Зебра Е, 2005. — ISBN 5-94663-196-9
Литература[править | править код]
Статьи
- Иванов В., Иванова М. Тайна целого // Театральная жизнь. 1987. № 8. С.20-21.
- Туровская М. Нужен ли нищим КЭМП (англ.)русск.? О Театре Романа Виктюка // Московский наблюдатель. 1992. № 1. С.1-9.
- Театральная жизнь. 2009. № 2 Театр Романа Виктюка / Сост. и редактор А.Смольяков. — ISSN 0131-6915
Книги
- Юкова И. К. Русский драматический театр Советской Литвы. — Вильнюс: Vaga, 1988. — ISBN 5-415-00081-X, ISBN 5-415-0081-X (ошибоч.).
- Танана М. Русский драматический театр Литвы. — Вильнюс: Titnago sp., 1996. — ISBN 9986-750-22-9.
- Маршанская, Ксения. Роман Виктюк: Уроки музыки; Роман Виктюк: Райский сад [: интервью] // Маршанская, Ксения. Сон Пьеро [сб. интервью с деятелями театра] / Худ. П.Каплевич. М.:Квадрат-компания, 1995. C.6—21; 230—239. — ISBN 5-85289-004-9
- Мурзич, Анастасия. Театр Романа Виктюка: Из точки в вечность. СПб.: Знание, 2008. — 688 с. — ISBN 978-5-7320-1042-8
- Парфёнова, Татьяна. Режиссура Романа Виктюка в конце 1980-х годов: «Федра» М. Цветаевой, «Служанки» Ж.Жене, «M.Butterfly» Д. Г. Хуана (недоступная ссылка). Диплом выпускницы театроведческого ф-та СПбГАТИ. СПб., 2009.
- Передрий, Андрей. Владимир Высоцкий. Сто друзей и недругов. М.: Алгоритм, 2012 г. — 544 с. // Глава «Роман Виктюк».
Признание и награды[править | править код]
- 1991—1992
- Лауреат премии «Киевская пектораль» в категории «Лучший спектакль драматического театра» (спектакль «Дама без камелий»)
- Номинант премии «Киевская пектораль» в категории «Лучшая режиссёрская работа» (спектакль «Дама без камелий»)
- 2003
- Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (5 июня 2003 года) — за заслуги в области искусства[32]
- 2006
- Народный артист Украины (27 октября 2006 года) — за весомый личный вклад в развитие отечественного театрального искусства, многолетний плодотворный творческий труд и высокие профессиональные достижения[33]
- 2009
- Народный артист Российской Федерации (23 ноября 2009 года) — за большие заслуги в области театрального искусства[34]
Факты[править | править код]
- В 2011 году принял участие в качестве члена жюри телепроекта Первого канала «Призрак Оперы»
- Осенью 2011 года принял участие в качестве члена жюри телепроекта украинского канала Интер танцевальное шоу «Майдан’s»[35]
- В 2013 году принял участие в качестве члена жюри шоу Первого канала «Минута славы. Дорога на олимп!»
- Некоторые работы Виктюка подверглись жёсткой критике[36].
Примечания[править | править код]
- ↑ Незнайка в Солнечном городе. Независимая газета (1 декабря 2001).
- ↑ Новый сезон на ТВЦ. Площадь свободы (2005).
- ↑ ТВЦ: Новая жизнь с понедельника. Эхо Москвы (13 августа 2006).
- ↑ Первый канал открывает “Театр Эстрады”. InterMedia (30 сентября 2014).
- ↑ Разговор с Папой римским Иоанном Павлом II
- ↑ Я с детства лопотал на идиш
- ↑ Висенс, Анна Роман Виктюк: я пережил всех вождей тоталитаризма. Би-би-си (4 декабря 2006 года).
- ↑ Интеллигенция призывает освободить Pussy Riot. Эхо Москвы (27 июня 2012 года).
- ↑ Сто с лишним деятелей культуры подписали письмо в защиту Pussy Riot: от Бондарчука до Хаматовой. NEWSru.com (27 июня 2012 года).
- ↑ Иванова, Виктория За Pussy Riot готовы заплатить Серебренников, Виктюк и Арабов. Известия (27 июня 2012 года).
- ↑ Виктюк – жителям Донбасса: Если вы не считаете себя гражданами Украины, то оставьте Украину в покое. Гордон (17 июня 2014 года).
- ↑ Защита животных – это и защита людей. Новая газета (29 января 2004 года).
- ↑ Защитники прав животных не намерены прощаться с законом по защите животных от жестокости (недоступная ссылка). За права человека (10 апреля 2008 года). Архивировано 24 апреля 2016 года.
- ↑ «Всё это не так просто». Рецензия (недоступная ссылка). Дата обращения 8 октября 2009. Архивировано 27 июня 2008 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Совместные постановки Л. А. Казаковой с Романом Виктюком Архивная копия от 11 января 2011 на Wayback Machine
- ↑ Театр имени Моссовета / Сост. В. Школьников. —М.: Искусство, 1985, — 294 с.;илл.
- ↑ О Владимире Высоцком вспоминает Р.Г. Виктюк
- ↑ К 145-летию Ф. Сологуба о спектакле “Мелкий бес”
- ↑ «Сон Гафта, пересказанный Виктюком». Пресс?