Роман виктюк личная жизнь дети
Роман Виктюк
Роман Григорьевич Виктюк. Родился 28 октября 1936 года во Львове – умер 17 ноября 2020 года в Москве. Советский, российский и украинский театральный режиссёр, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2003), Народный артист Украины (2006), Народный артист Российской Федерации.
Роман Виктюк родился 28 октября 1936 года во Львове. На тот момент это был польский город.
Родители были учителями.
Уже в школьные годы Роман Виктюк проявлял интерес к актёрской деятельности. В частности, вместе с друзьями и одноклассниками он ставил небольшие спектакли.
После школы отправился в Москву и поступил на актерский факультет ГИТИСа, который закончил в 1956 году, мастерская Орловых. Также его преподавателями были Анатолий Эфрос и Юрий Завадский.
По окончании вуза 1956 году актёрского факультета ГИТИСа работал в театрах Львова, Киева, Калинина и Вильнюса. Преподавал в студии Театра имени Франко в Киеве.
В 1970-1974 годах был ведущим режиссёром в Русском драматическом театре Литовской ССР (ныне Русский драматический театр Литвы).
Поставил пьесу П. Шеффера «Чёрная комната» (премьера 29 января 1971), романтическую драму Юлиуша Словацкого (в переводе Бориса Пастернака) «Мария Стюарт», «Валентин и Валентина» М. Рощина (1971), «Любовь – книга золотая» А. Толстого, «Дело передаётся в суд» А. Чхаидзе, «Принцесса и дровосек» Г. Волчек и М. Микаэлян (1972), «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Встречи и расставания» А. Вампилова, «Продавец дождя» Р. Нэша (1973).
Позднее приглашался в Вильнюс для постановок в Русском драматическом театре «Уроков музыки» Л. С. Петрушевской (премьера 31 января 1988) и «Мастера и Маргариты» по М. А. Булгакову (премьера 20 октября 1988).
Начиная с середины 1970-х Роман Виктюк ставит спектакли в столичных театрах, среди которых «Царская охота» в Театре им. Моссовета, «Муж и жена снимут комнату» и «Татуированная роза» во МХАТе, «Утиная охота» А. Вампилова и «Уроки музыки» Л. Петрушевской в Студенческом театре МГУ (был запрещён).
В 1988 году на сцене театра «Сатирикон» Роман Виктюк поставил свой самый известный спектакль – «Служанки», по пьесе Ж. Жене. Благодаря разработке особой актёрской пластики Валентином Гнеушевым, хореографии Аллой Сигаловой, подбору музыки Асафом Фараджевым, костюмам Аллы Коженковой, гриму Льва Новикова, – в сочетании с актёрской игрой Константина Райкина (Соланж), Николая Добрынина (Клер), Александра Зуева (Мадам) и Сергея Зарубина (Мсьё), – Виктюку удалось создать неповторимый спектакль, который был показан во многих странах мира, собрал восторженные отзывы прессы, а самого режиссёра сделал одним из самых узнаваемых и известных театральных деятелей.
Спектаклем «М. Баттерфляй» (1990), по пьесе Д. Г. Хуана, открылся Театр Романа Виктюка, объединивший артистов из разных театров, близких режиссёру своим мировоззрением. Роман Виктюк также является основателем (вместе с Игорем Подольчаком и Игорем Дюричем) Фондa Мазоха (1991, Львов).
Ключевая составляющая его спектаклей – эротика.
Сам Виктюк по этому поводу отмечал: “А потому что только в сексе человек проявляется естественно. В жизни люди настолько закрыты! Причина тому и злость, и ненависть – это норма нашего существования. Невозможно пробиться от одного человека к другому. И сокращение этого расстояния зависит от длины пениса. Ну, не морщьтесь, душечка, это не я сказал, а де Сад. И если задуматься, в этом нет ничего плохого. Насытиться телом, открыть через него человека, проще. И ничего страшного в том, что дистанция между двумя душами – половой орган. Мужской.
Любовь – вот основная заповедь природы человека. Другого ничего нет. Все остальное надумано государством, партиями, властями. Это все мусор, суета. Я первый приоткрыли ту завесу, которая годами прикрывала подлинность человеческой природы. Я вынес на театральную сцену любовь, ревность, томление, ожидание, подозрение. Я красиво обнажил не только душу, но и тело. И сделал это так, что одно без другого существовать не может”.
Член жюри шоу Театр эстрады.
Владеет русским, украинским и польским языком.
Преподавал в эстрадно-цирковом училище, среди его известных учеников – Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин, Валентин Гнеушев. Выпустил несколько курсов в РАТИ – ГИТИС, среди учеников – Павел Карташев, Андрей Шакун, Евгений Лавренчук.
Читает лекции по режиссуре и актерскому мастерству в России, на Украине и в Италии. Преподает в Институте театрального искусства и даёт мастер-классы на курсах актёрского мастерства и режиссуры при Польском театре в Москве.
По мнению Виктюка, хороший актер должен быть бисексуален: “Есть гомосексуалисты, есть бисексуалы, места в этом мире хватает всем. Вот чего не хватает, так это любви. Катастрофически! Да, я первым начал кричать о том, что человек – структура бисексуальная, имеющая мужское и женское начало в равной степени. Артистов категорически неправильно воспитывали в советском театральном заведении, где из них делали только женщин или только мужчин. У актера изначально должно быть бисексуальное воображение”.
Общественно-политические взгляды Романа Виктюка
В интервью Би-би-си 2006 года Роман Виктюк заявил, что даже в период тоталитаризма никогда не ставил спектаклей, которые бы «обслуживали систему». “Художник может существовать вне государства. Это путь непростой. Это путь человека, который взвешивает на себя жертвенное начало. Я служил во время тоталитарной системы, я пережил всех главных вождей тоталитаризма. Но я могу с радостью сегодня сказать, что я не поставил ни одного из 156 спектаклей, который бы обслуживал систему”, – сказал он.
Положительно оценил т.н. Оранжевую революцию 2004 года на Украине, назвав её «духовной вспышкой» и отметил, что был поражён светом и аурой людей, вышедших на улицы.
В 2012 году режиссёр подписал открытое письмо с призывом к освобождению участниц группы «Pussy Riot» и даже выразил готовность поручиться за девушек.
Комментируя в 2014 году ситуацию в Донбассе, Виктюк призвал местных жителей выключить телевизоры, чтобы в тишине разобраться в происходящем, а также рекомендовал тем, кто не считает себя гражданином Украины, оставить страну в покое.
Высказывался за принятие закона о защите животных от жестокого обращения.
В конце октября 2020 года Виктюк был госпитализирован с коронавирусом.
Умер 17 ноября 2020 года в Москве из-за тромбоэмболии. Утром ему вызвали скорую помощь, а затем госпитализировали с острым нарушением мозгового кровообращения. Режиссер умер в реанимации.
Роман Виктюк
Рост Романа Виктюка: 170 сантиметров.
Личная жизнь Романа Виктюка:
В молодости был женат. Супруга работала на «Мосфильме» и никакого отношения к актерской среде и его труппе не имела.
Детей нет. О своем первом браке рассказывал: “Этого хватило, чтобы постичь всю эту премудрость. И сколько бы ни говорили великие о том, что одиночество – это не только удел, а единственно возможное существование творца, в это никто не верит”.
По его мнению, “институт семьи и брака придумало государство, чтобы контролировать людей”.
Ни для кого не секрет нетрадиционная сексуальная ориентация Виктюка, которого называют главным гей-режиссером отечественной театральной сцены.
“Читаю разгромные статьи в прессе, смеюсь и ужасаюсь. Когда же все это закончится? Когда же в чистую сотрется поколение моралистов? Не надо пытаться втиснуть меня в убогие рамки. Там где проблемы с душой, проблемы и с телом. В них столько отрицательной энергии!
Они сами не понимают, что она бродит внутри них и медленно пожирает. Для них секс – это то, что смердит. У них это действительно смердит! И их поцелуи, и их гениталии… Сексуальный восторг им неведом, и все, на что они способны, – в темноте, чтобы никто их не видел, потихоньку что-то у кого-то пощекотать. Вот и весь секс! Они никогда не умели заниматься им. Не хотели и не могли! И я всегда кричу, что самый большой грех на земле – не испытать любви и сексуального полета!”, – говорит Виктюк.
Фильмография Романа Виктюка:
1976 – Вечерний свет, – режиссёр телефильма по одноимённой пьесе А.Арбузова;
1978 – Игроки, – режиссёр телефильма по пьесе Н. В. Гоголя;
1980 – Мне от любви покоя не найти – режиссёр телевизионной композиции по мотивам произведений У. Шекспира «Укрощение строптивой», «Ричард III», «Антоний и Клеопатра», «Отелло», «Гамлет»;
1980 – История кавалера де Гриё и Манон Леско – режиссёр телевизионного фильма-спектакля по мотивам романа аббата Прево;
1982 – Девочка, где ты живёшь?, – режиссёр телефильма по пьесе М.Рощина «Радуга зимой»;
1985 – Долгая память, – режиссёр фильма о пионере-герое Володе Дубинине, по мотивам повести Л.Кассиля и М.Поляновского;
1989 – Татуированная роза, – телеверсия спектакля МХАТ им. Чехова, по одноимённой пьесе Теннесси Уильямса;
1993 – Баттерфляй, – документальный фильм («киношоу, эротическое шоу или экзистенциональное шоу») о режиссёре Алексее Учителе;
2000 – Ростов-папа, – Нотариус (роль в телесериале);
2001 – Конец века, – Хенрик Станковский, врач-психотерапевт, стирающий память (роль в фильме);
2008 – Роман Карцев: Бенефис, – «Хорошо забытое старое»: спектакль Виктюка «Браво, сатира!», по произведениям М. Жванецкого, поставленный в Московском театре миниатюр для Карцева и Ильченко
В качестве актера в 1964 году сыграл в пьесе «Сомбреро» С. Михалкова (Львовский ТЮЗ им. М.Горького), роль – Шура Тычинкин.
Режиссёрские работы Романа Виктюка в театре:
Львовский ТЮЗ им. М.Горького:
1965 – «Всё это не так просто» по пьесе Г. Шмелёва (инсценировка рассказа Л. Исаровой «Дневник»);
1965 – «Когда взойдёт месяц» по пьесе Г. Грегори;
1967 – «Семья» И. Попова;
1967 – «Фабричная девчонка» А. Володина;
1967 – «Город без любви» Л. Устинова;
1967 – «Дон Жуан» Мольера
Калининский ТЮЗ:
«Мне хочется видеть сегодня тебя» по пьесе Р. Виктюка;
«Волшебная ёлка» В. Ткаченко;
«Мы, джаз и привидения» Э. Низюрского;
«Одной любовью меньше» А. Кузнецова;
«Коварство и любовь» Ф. Шиллера
Литовский Русский драматический театр (Вильнюс):
«Чёрная комедия» П. Шеффера;
«Встречи и расставания» («Прошлым летом в Чулимске») А. Вампилова;
1972 – «Принцесса и дровосек» Г. Волчек и М. Микаэлян;
«Похожий на льва» Р. Ибрагимбекова;
«Валентин и Валентина» М. Рощина;
«Мария Стюарт» Ю. Словацкого;
«Любовь – книга золотая» А. Толстого;
«Дело передаётся в суд» А. Чхаидзе;
«С любимыми не расставайтесь» А. Володина;
«Продавец дождя» Р. Нэша;
1988 – «Уроки музыки» Л. Петрушевской;
1988 – «Мастер и Маргарита» М. Булгакова
Театр имени Моссовета:
1976 – «Вечерний свет» А. Арбузова;
1977 – «Царская охота» Л. Зорина;
1992 – «Мистерия о нерождённом ребёнке» С. Коковкина
МХАТ им. М. Горького:
«Муж и жена снимут комнату» М. Рощина;
«То была не пятая, а девятая» А. Николаи;
1977 – «Украденное счастье» И. Франко;
1982 – «Украденное счастье» И. Франко;
1982 – «Татуированная роза» Т. Уильямса;
1988 – «Старая актриса на роль жены Достоевского» Э. Радзинского
Студенческий театр МГУ (Москва):
1977 – «Утиная охота» А. Вампилова;
1979 – «Уроки музыки» Л. Петрушевской;
1980 – «Утиная охота» А. Вампилова
Театр Комедии им. Н. П. Акимова (Ленинград):
1977 – «Незнакомец» Л. Зорина;
1983 – «Льстец» К. Гольдони
Одесский академический русский драматический театр:
1977 – «Самозванец» Л. Корсунского;
1981 – «Самозванец» Я. Костюковского
Театр-студия ДК «Москворечье» (Москва):
1982 – «Муж и жена» Альдо Николаи;
1984 – «Девочки, к вам пришёл ваш мальчик» («Чинзано») Л. Петрушевской
Государственный академический театр имени Е. Вахтангова (Москва):
1983 – «Анна Каренина» Л. Толстого;
1990 – «Уроки мастера» Д. Паунелла;
1990 – «Дама без камелий» Т. Реттигена;
1991 – «Соборяне» Н. Лескова;
1993 – «Я тебя больше не знаю, милый» А. де Бенедетти
Театр эстрады (Москва):
1983 – «Очевидное и невероятное» по произведениям А. Хайта 1987 – «Масенькие трагедии» по произведениям М. Городинского
Таллинский русский драматический театр (Таллин):
1983 – «Мелкий бес» Ф. Сологуба;
1988 – «Мастер и Маргарита» М. Булгакова;
1990 – «Мелкий бес» Ф. Сологуба;
1998 – «Бульвар Сан-Сет» по мотивам фильма Б. Уайлдера
Московский театр «Современник»:
1986 – «Квартира Коломбины» Л. Петрушевской;
1987 – «Стена» А. Галина;
1989 – «Мелкий бес» Ф. Сологуба;
1993 – «Адский сад» Р. Майнарди;
2009 – «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» В. Гафта
Киевский академический русский драматический театр им. Леси Украинки:
1987 – «Священные чудовища» Ж. Кокто;
1992 – «Дама без камелий» Т. Рэттигана;
1997 – «Бульвар Сан-Сет» по мотивам фильма Б. Уайлдера
Первый московский областной (Камерный театр):
1987 – «Глубокое синее море» Т. Рэттигана;
1988 – «Чёрный как канарейка» А. Николаи
Академический театр им. Горького, Горький:
1987 – «Уроки музыки» Л. Петрушевской;
1989 – «Чёрный как канарейка» А. Николаи;
1990 – «Милый, сколько яду положить тебе в кофе?» А. Николаи
Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина (Москва):
1988 – «Служанки» Ж. Жене
Театр Романа Виктюка:
1991 – «Служанки» Ж. Жене (вторая редакция);
1992 – «Двое на качелях» У. Гибсона;
1992 – «Лолита» Э. Олби по роману В. Набокова;
1993 – «Рогатка» Н. Коляды;
1994 – «Полонез Огинского» Н. Коляды;
1995 – «Любовь с придурком» В. Франчески;
1996 – «Философия в будуаре» Маркиза де Сада;
1997 – «Осенние скрипки» И. Сургучёва;
1997 – «Путаны» Н. Манфреди;
1998 – «Саломея» О. Уайльда;
1999 – «Заводной апельсин» Э. Бёрджесса;
1999 – «Пробуждение весны» Ф. Ведекинда;
2000 – «Антонио фон Эльба» Р. Майнарди;
2000 – «Эдит Пиаф» К. Драгунской;
2000 – «Кот в сапогах» М. Кузмина;
2001 – «Мастер и Маргарита» М. Булгакова;
2002 – «Мою жену зовут Морис» Р. Шарта;
2002 – «Давай займёмся сексом» В. Красногорова;
2004 – «Нездешний сад» («Нуриев») А. Абдуллина;
2005 – «Коза, или Сильвия – кто же она?» Э. Олби;
2005 – «Последняя любовь Дон Жуана» Э. Шмитта;
2006 – «Непостижимая женщина, живущая в нас» Х. Левина;
2006 – «Служанки» Ж. Жене (возобновление);
2007 – «Запах лёгкого загара» Д. Гурьянова;
2008 – «Восемь любящих женщин» Р. Тома;
2009, 15 июня – «R&J» по мотивам пьесы Шекспира;
2009, 16 ноября – «Фердинандо» А. Ручелло;
2014 – «В начале и в конце времён» Павла Арье (премьера на сцене театра Моссовета)
Рижский театр русской драмы:
2001 – «Эдит Пиаф» К. Драгунской;
2002 – «Мария Стюарт» Ю. Словацкого
Театральная компания «Бал Аст» (Москва):
2001 – «Наш Декамерон XXI» Э. Радзинского;
2003 – «Кармен» Л. Улицкой
Другие театры:
1984 – «Браво, сатира!» по произведениям М. Жванецкого (Московский театр миниатюр / Театр «Эрмитаж», Москва);
1984 – «Кто боится Вирджинии Вулф?» Э. Олби (Московский драматический театр «Сфера»);
1988 – «Федра» М. Цветаевой (Театр на Таганке, Москва);
1989 – «Наш Декамерон» Э. Радзинского (Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой);
1989 – «Рогатка» Н. Коляды (San Diego Repertory Theatre, Сан-Диего, США);
1990 – «Виктюк купил утюк» по пьесе Р. Виктюка «Виктюк»;
1990 – «М. Баттерфляй» Д. Хуана, «Фора-театр», Москва);
1991 – «Рогатка» Н. Коляды (театр г. Падуя, Италия);
1991 – «Татуированная роза» Т. Уильямса (Объединённый шведско-финский театр, Хельсинки);
1992 – «Служанки» Ж. Жене (ДК Железнодорожников, Тула);
1994 – «Фердинандо» А. Руччелло (Санкт-Петербургский государственный молодёжный театр на Фонтанке);
1995 – «Элеонора. Последняя ночь в Питтсбурге» Г. де Кьярра (ТЮЗ им. А. Брянцева, Санкт-Петербург);
1996 – «Бабочка… Бабочка» А. Николаи (Театр Сатиры на Васильевском);
1997 – «Саломея» О. Уайльда (Югославянский драматический театр, Белград, Сербия);
2000 – «Сладкоголосая птица юности» сцены из пьесы Т. Уильямса в бенефис Татьяны Дорониной (Центральный Дом актёра имени А. А. Яблочкиной, Москва);
2003 – «Иоланта» П. Чайковского (Краснодарский музыкальный театр);
2004 – «Искатели жемчуга» Ж. Бизе (Новая Опера);
2005 – «Сергей и Айседора» Н. Голиковой («Теорема Продакшн», Москва);
2006 – «Масенькие супружеские преступления» Г. Запольской («Театр-Медиа», Москва);
2009 – «Фуршет после премьеры» В. Красногорова (Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова);
2010 – «До свидания, мальчики!» Б. Балтера (Алтайский краевой театр драмы имени В. М. Шукшина);
2012 – «Реквием по Радамесу» А. Николаи (Московский академический театр сатиры);
2014 – «Жизнь и смерть товарища К.» (фин. Toveri K.) Э. Радзинского (Городской театр Хельсинки)
последнее обновление информации: 17.11.2020
Источник
Режиссер Роман Виктюк.
Фото: Евгения ГУСЕВА
Сегодня в Театре Романа Виктюка не стали отменять спектакль. Актеры вышли на сцену, узнав о смерти своего мастера, основателя и худрука Романа Виктюка. «Спектакль «Танго» состоится. В его честь и его память. Потому что для Романа Григорьевича не было ничего важнее его театра, театра вообще», – обратились к зрителям актеры. А мы изучили интервью Романа Виктюка за разные годы. Если в официальной биографии режиссера обозначено – женат не был, детей нет. То в зрелые годы звучали редкие откровения Романа Григорьевича о взрослой дочери и внуках, которые живут во Львове – Виктюк родом из этого города. Мы собрали цитаты – правила жизни режиссера.
О любви и вере
«Человек способен любить других без сомнения – это ему дано свыше. Но не полюбив себя, невозможно любить других. Как можно благоговеть перед другими, не познав себя? Я греко-католик, наша семья очень религиозна. Я встречался с Папой и получил от него благословение. Для меня это имело колоссальное значение».
О тайной семье
«Есть дочка. Во Львове. Всё чудно, всё хорошо… Почему их всех надо держать на расстоянии? Идёт энергия отрицательная. И если в тебя она не попадает, то бьёт по близким – по тем, кто рядом. Это самое страшное, а многие не понимают. И только удивляются потом: не болел, не болел – и вдруг…. А я говорю: был удар. Вы смогли защититься, и этот удар пошёл на человечка рядом. Вы поймите, злая и агрессивная энергия чужих всегда снимает покровы света с близких людей, а я этого не хочу делать. Мы действительно живем не вместе, но на юбилей они ко мне приезжали… Внуки для меня поистине самые святые».
Роман Виктюк во время репетиции спектакля, 1992 год. Фото: Мамонтов Сергей/Фотохроника ТАСС
О стиле и ярких пиджаках
«Я же из Советского Союза, времен серых костюмов. Когда мы впервые поехали с Люсей Гурченко в Италию, на нас были надеты китайские джинсовые одежки. И когда я встретился с великим модельером Карлом Лагерфельдом, то чуть с ума не сошел. В то советское время мы не могли предположить, что будем одеты в какие-то бренды. И сейчас, когда я могу себе это позволить, я счастлив».
О свободе и счастье
«Счастье – это пауза между двумя несчастьями. Впереди и сзади. Всё! А ты только эту паузу должен заполнять своей прозрачностью, а не чернотой. Не мыслями о том, чтобы достичь каких-то карьерных успехов… Я ставил только те пьесы, которые мне были по душе… 72-й год – 50 лет со дня образования СССР. Ефремов мне звонит: «К дате надо поставить спектакль, только ты знаешь, что нужно, через месяц мне скажешь». Я говорю: «Зачем, я сейчас скажу – Франко, «Украденное счастье». Он удивился: «Это тот испанец?» Я постарался объяснить, что это всё-таки великий украинский драматург и поэт. И он согласился… Вечером, в день премьеры приезжает Политбюро на спектакль – афиша: «К 50-летию образования СССР. Спектакль «Украденное счастье». Ефремов сказал мне: «Ты нас всех в тюрьму отправишь».
Роман Виктюк осенью 2019 г.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
О премиях
«Много лет назад, когда Березовский основал первую премию «Триумф», они тут же ко мне кинулись, а я отмахнулся: «Не имею к этому отношения». И потом, когда все, кто получал от Березовского деньги, стали уже его гнобить и кричать, какой он нехороший, я сказал: «А теперь возвращайте. Вам не стыдно?» – А мы уже потратили. Так если б вы не брали, то вы бы и не тратили. Я к премиям этим не имею никакого отношения и не хочу иметь. Но у меня же есть всякие награды, которых нет ни у кого – это Европейская премия по режиссуре. И не одна. И я единственный, у кого два звания: народный артист Украины и России. Ни у кого нет! Я же не кричу об этом».
Об эпатаже и жестком характере
«Жестким я могу быть лишь с людьми, которые невнимательны, забывчивы или увлекаются на стороне другими делами. А сейчас соблазнов много. Доллар – фантом, который притягивает, портит и убивает. Как и кино, сериалы, телевидение, корпоративы убивают сегодня талант. Это очевидно… Очень просто и легко придумать что-то, если нельзя расшифровать (в ответ на слухи об эпатажности – прим. Авт). Если есть тайна, если есть свет в человеке, который другие люди не могут ухватить – вот тогда и придумывается всякая глупость. Я поставил больше двухсот спектаклей, и поверьте, если бы они все были эпатажными, их бы никто никогда не увидел. У меня есть постановки, которые шли и идут по 25, 27 лет».
О возрасте и старости
«Возраст – это бестактность времени, ошибка природы. Режиссеру всегда должно быть 19, потому что он всегда начинает. Потому я и кричу все время, что мне девятнадцать – все уже выучили. И если у режиссера есть опыт и знания, то он безумно много теряет. Потому что в нем пропадает детское восприятие жизни, и в расчет входит сознание. А должно быть все первородно! Если мне всегда 19 – у меня все как в первый раз. Никакого «итого» в жизни, как в бухгалтерии, я подводить не буду – все ведь еще только впереди!»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Театр потерял великого художника»: друзья и коллеги скорбят по Роману Виктюку
Артисты признают, что Виктюк знал театр, как никто другой (подробности).
Источник