Рыбников композитор биография личная жизнь
Алексей Рыбников – популярный отечественный композитор, ставший в 1999 году народным артистом России, а еще через три года – лауреатом государственной премии. Он автор большого количества мелодий, которые украшают лучшие фильмы советского и российского периода. Среди его главных успехов можно вспомнить мелодии, написанные к песням из фильмов “Про Красную Шапочку”, “Приключения Буратино”, “Тот самый Мюнхгаузен”, “Усатый нянь”, “Вам и не снилось”. А, пожалуй, его самая известная мелодия – музыка к композиции “Я тебя никогда не забуду” из рок-оперы “Юнона и Авось”.
Ранние годы
Алексей Рыбников родился в Москве в 1945 году, всего через несколько месяцев после завершения Великой Отечественной войны. У многих его предков была трагическая родословная. Мужчины по материнской линии происходили из белых офицеров, которые оказались на стороне проигравших в Гражданской войне. Например, его дедушку, имевшего звание генерала, расстреляли еще во время Первой мировой войны. Бабушка пыталась его защитить, но ей только прострелили руки. Должны были расстрелять и мать героя нашей статьи, в тот момент ей было всего пять лет. Но в последний момент приговор девочке отменили.
Погибнуть мог и отец Алексея Рыбникова, которого звали Лев Самойлович. Когда ему было 14 лет, он заболел туберкулезом, мало кто рассчитывал, что он выживет, юношу даже отправили умирать в туберкулезный барак. Льву удалось сбежать из этого страшного места, где встречать смерть приходилось каждый день. Спас его православный священник из сельского храма, приютивший в своей обители. Он выходил отца героя нашей статьи, научил исполнять церковные псалмы. Именно от священника юноша, который оказался одарен музыкально, перенял основы игры на скрипке.
Семья Алексея Рыбникова жило небогато в коммунальной квартире. Вместе с родителями Алеши ютилась и бабушка – все этой на площади в 10 квадратных метров. Отец Алексея служил скрипачом в оркестре Александра Цфасмана, а мать работала художником-дизайнером, она сооружала удивительные шали и шляпки для местных модниц из подручных материалов.
Мать всегда мечтала, чтобы Алеша стал композитором, его отец оценивал музыкальные способности сына весьма критично, но согласился на предложение купить домой пианино. Место для инструмента нашлось только после продажи буфета.
Образование
При этом вначале Рыбникова ждала неудача. Поступить в музыкальную школу с первого раза он не смог. На экзамен он пришел, выучив несколько пьес на пианино, но когда его попросили повторить мелодии голосом, он растерялся. Проблему снова решила его мама, которая наняла преподавателя по сольфеджио. На следующий год Алексей уже успешно поступил.
В первые годы его учебы в музыкальной школе отец часто ругал сына за излишне вольные импровизации, пока не заметил у него зачатки композиторского таланта. Чтобы убедиться в этом, он показал сочинения Алексея, который к тому времени учился в школе в академии имени Гнесиных, Араму Хачатуряну.
Посмотрев ноты начинающего таланта, тот сразу принял юношу в свой класс при консерватории. Уже в 1967 году Рыбников оканчивает академию с красным дипломом, а еще через два года становится выпускником аспирантуры. 18-летнего героя нашей статьи оставляют на преподавательской работе, которой он и занимается до 1975 года.
Примечательно, что к тому времени он уже завел семью. Поэтому чтобы содержать близких, брался за любые подработки. Давал дополнительные уроки студентам из академии, выступал в детских садах, руководил оркестром при театральном вузе.
Творчество
Творческая биография Алексея Рыбникова начинается с нескольких фортепианных пьес для фэнтезийной сказки “Багдадский вор”, которые он написал уже в восемь лет. В 11-летнем возрасте будущий знаменитый композитор пишет балет “Кот в сапогах”. Именно это сочинение и убедило Хачатуряна принять его к себе в ученики.
А вот первая мелодия Алексея Рыбникова уже в осознанном возрасте, которая ему принесла известность, это фортепианная соната “Хороводы”, написанная им на первом курсе консерватории. Уже тогда музыкальные критики обратили внимание на необычный музыкальный почерк автора, в частности, талант вплести в современную канву фольклорные мотивы.
В 1967 году пишет скрипичную балладу, которая становится его дипломной работой. На это произведение его вдохновили стихи о толпе, растоптавшей цветок. Еще через два года появляется его Первая соната, в которой герой нашей статьи оригинально и виртуозно вмешивает западные и русские традиции.
Интересно, что если Первую сонату все приняли благожелательно, то Вторую критики и профессора консерватории назвали чересчур авангардной, подвергнув критике и разгромив в пух и прах. Композитор, не ожидавший такой реакции, даже заболел язвой желудка. Единственным, кто его поддержал в тот момент, был Арам Хачатурян. Он убедил молодого коллегу не обращать много внимания на критику, рассказав, что и сам перенес нечто подобное в самом начале своей карьеры.
Первые успехи
Впервые всерьез оценили музыку Алексея Рыбникова, когда он написал каприччио “Скоморох”. Интересно, что за это произведение его тоже поначалу ругали, а потом неожиданно вручили премию. К тому времени он уже научился стойко переносить удары судьбы и не боялся ставить творческие эксперименты.
Окончив консерваторию, герой нашей статьи пишет свои первые романсы под названием “Телефон” и “Молитва”. На это его вдохновляют стихи Людвика Ашкенази.
Работа в кино
В кино Рыбников попал в середине 60-х годов. С тех пор он часто пишет новые произведения для фильмов, а также драматических театральных постановок. Поначалу работа в кино стала для Рыбникова хорошим заработком, а со временем он начал виртуозно соединять музыку и драматургию, превратив это занятие в дело всей своей жизни.
Заказы, которые он получал на музыкальное сопровождение полнометражных фильмов, давали ему материальную обеспеченность, оставляли простор для фантазии и творчества, в то же время мобилизовали. К середине 70-х годов Рыбников окончательно превратился в свободного художника, халтурить было нельзя, так как некачественный продукт режиссеры не принимали, а от них теперь зависел весь его заработок.
Смелые эксперименты
Немаловажной для Рыбникова была и возможность продолжать экспериментировать. В 70-е годы он увлекся роком, написал музыкальное сопровождение для “Острова сокровищ”, а настоящим открытием для него стала рок-опера “Иисус Христос – суперзвезда”.
В общей сложности музыка и песни Алексея Рыбникова звучат более чем в сотне художественных картин. Самыми успешными для него работами в 70-е годы становятся композиции их фильмов “Приключения Буратино”, “Остров сокровищ”, “Усатый нянь”, “Про Красную Шапочку”, “Тот самый Мюнхгаузен”.
Фильмы и сериалы
Востребованным композитором он остается и в 2000-е годы. Среди его последних проектов сотрудничество с режиссерами Эльдаром Рязановым, Тиграном Кеосаяном, Владимиром Хотиненко, Станиславом Говорухиным. Его музыка звучит в картинах “Андерсен. Жизнь без любви”, “1612. Хроники смутного времени”, “Пассажирка”, “Поп”, в сериалах “Дело о “Мертвых душах”, “Братья Карамазовы”, “Последняя игра в куклы”.
Сотрудничает и с театром Алексей Рыбников. В частности, он написал музыку для спектаклей “Прозрачный мальчик”, “Коварство и любовь”, которые с успехом шли в столичных театрах.
“Звезда и смерть Хоакины Мурьеты”
Известность на всю страну ему принесла работала над рок-оперой “Звезда и смерть Хоакины Мурьеты”. Музыку к этому произведению он писал в соавторстве с Павлом Грушко.
Это одна из первых рок-опер, появившихся на театральной сцене в Советском Союзе. Ее премьера состоялось в Ленкоме в 1976 году.
Главным инициатором ее создания стал режиссер-постановщик Марк Захаров. Это был музыкальный спектакль, который на протяжении 17 сезонов шел на театральных подмостках Ленкома при постоянных аншлагах. Самыми известными исполнителями главных ролей в этой постановке стали Любовь Матюшина и Александр Абдулов.
Стоит отметить, что работу Алексея Рыбникова над рок-оперой советские чиновники восприняли в штыки, назвав такой жанр чуждым советскому человеку. 11 раз цензоры отказывались выпускать постановку на сцену, ее приходилось постоянно переделывать, только после этого опера была допущена до зрителя. К самому театру Ленком и всем причастным к ее созданию пришел оглушительный успех. В 1979 году Рыбников был назван композитором года.
“Юнона и Авось”
К концу 80-х альбомы с музыкой популярного в то время композитора продавались многомиллионными копиями. А в 1981 году в том же Ленкоме состоялась премьера еще одной знаменитой работы героя нашей статьи – оперы “Юнона и Авось”.
На этот раз оглушительный успех сопровождался крупным скандалом, так как в этом творении революционные для того времени рок-произведения соединялись с православными мотивами, находившимися в Советском Союзе под запретом. Проявлялось это и в музыке Алексея Рыбникова к опере.
В результате в 1982 году постановку запретили, но уже к 83-му она с триумфом вернулась на сцену. Рыбников одержал победу в суде, которая и позволила снять этот запрет. Ленком даже отправился со своим произведением в зарубежные гастроли. В Париже выступали на Елисейских полях, а в Великобритании был снят фильм по этой рок-опере, который продемонстрировали в 50 странах мира.
Работа в последние годы
В начале 90-х годов зрители знакомятся с новым шедевром героя нашей статьи. На этот раз им становится музыка к мистерии “Литургия оглашенных”. За два сезона постановку демонстрируют 70 раз (неизменно с аншлагами), она идет в России и США.
В 1999 году в Большом Ржевском переулке открывается театр Алексея Рыбникова на 500 зрительских мест. Там идут самые разнообразные постановки, любителей искусства в каждом сезоне радуют какими-то новыми и оригинальными произведениями.
Уже в 2000-х годах Рыбников завершил работу над музыкальной драмой о судьбе непризнанного композитора Максима Березовского, над спектаклем “Маэстро Массимо”.
Многие высоко оценили появление его Пятой симфонии, названной “Воскрешение мертвых”, в 2012 году вышла постановка “Аллилуйя любви”, составленная из самых известных произведений героя нашей статьи, написанных для театра и кино.
Личная жизнь
Всего герой нашей статьи был женат дважды. В первом браке родились дети у Алексея Рыбникова. Сын Дмитрий и дочь Анна.
Анна Рыбникова сейчас работает кинорежиссером, а в 1980 году она стала первой исполнительницей роли Кончиты в произведении “Юнона и Авось”. На тот момент ей было 13 лет.
Дмитрий решил заняться сочинением музыки. Он пишет эстрадные произведения для полнометражных фильмов, сериалов и мультфильмов.
Нынешнюю супругу Алексея зовут Татьяной.
Источник
Биография
Любимые миллионами фильмы, вошедшие в золотой фонд советского кинематографа, без музыки Алексея Рыбникова потеряли бы многое. Поклонники его творчества уверяют — душу. Талантливый композитор действительно создает уникальные запоминающиеся пронзительные композиции. За этого его прозвали российским Моцартом.
Детство и юность
Композитор родился в послевоенной Москве в творческой семье с трагической родословной. Мужчины-предки по линии матери — из белых офицеров, верой и правдой служивших царю. Деда-генерала расстреляли в Первую мировую. Бабушке Алексея, пытавшейся защитить мужа, прострелили руки, а мать, девочку пяти лет, вывели на расстрел, и лишь чудо спасло ребенка от гибели.
Чудом остался жив и отец Алексея Лев Самойлович. В 14 лет подростка, заболевшего туберкулезом, отправили умирать в туберкулезный барак. Лева сбежал из страшного места, где каждый день видел смерть, и решил встретить последний день жизни на воле.
Спас мальчика православный сельский батюшка, приютивший в домике при храме. Священник выходил еврейского парнишку, научил петь церковные псалмы. От настоятеля музыкально одаренный юноша перенял азы скрипичной игры.
Алексей Рыбников в детстве
Чудом остался жив и отец Алексея, Лев Самойлович. В 14 лет подростка, заболевшего…
Опубликовано Валерией Бородиной Пятница, 20 июля 2018 г.
Алексей Рыбников в детстве
Семья Рыбниковых жила в коммунальной квартире вчетвером — родители с Алешей и бабушкой ютились в 10-метровой комнате. Отец с матерью считали каждую копейку, хотя Лев Рыбников был лучшим скрипачом в оркестре Александра Цфасмана. Творческая жилка обнаружилась и у матери Александры Алексеевны. Женщина из подручных материалов сооружала для светских модниц невероятные шляпки и шали.
Мать в мечтах видела сына знаменитым композитором. Зато отец, тонко чувствовавший фальшь и требовательный, критично оценивал музыкальные способности Алеши. Но он уступил, когда супруга настояла на покупке пианино: место громоздкому инструменту нашли, продав буфет.
Первая попытка поступить в музыкальную школу провалилась: от Рыбникова, разучившего на пианино пару пьес, учителя потребовали повторить спетые мелодии голосом. Мальчик от неожиданности растерялся. Стену пробила мамина настойчивость: женщина нашла преподавателя по сольфеджио. В следующем году Алексея приняли.
Алексей Рыбников в молодости
Первые годы отец ругал сына за «отсебятину» и вольные импровизации, пока не заметил у мальчика искру композиторского таланта. Чтобы убедиться в способностях Алексея, поступившего в элитную школу при «Гнесинке», Рыбников-старший попросил Арама Хачатуряна глянуть на сочинение сына.
Именитый композитор посмотрел ноты и сразу принял коллегу в свой класс при консерватории, где юное дарование начало изучать композицию. Спустя 5 лет, в 1967-м, Рыбников получил диплом с отличием, а через 2 года окончил аспирантуру. Талантливого 18-летнего аспиранта оставили преподавать, чем он и занимался до 1975-го.
Уже в молодости у Алексея была семья. Чтобы обеспечить ее существование, молодой музыкант брался за любую подработку — давал уроки студентам «Гнесинки», играл на пианино в детском саду, руководил учебным оркестром в театральном вузе.
Личная жизнь
Алексей Рыбников — статный мужчина высокого роста. В его личной жизни было два официальных брака. Жен композитора роднит имя Татьяна. В первом браке родились двое детей, Анна и Дмитрий.
Дочь Анна Рыбникова стала кинорежиссером. Она первой исполнила роль Кончиты из «Юноны и Авося» в 1980 году. Девочке на тот момент исполнилось 13 лет. Артистки, которым выпадало счастье играть Кончиту, за эталон берут запись юной Ани.
Сын пошел по стопам отца. Дмитрий Рыбников пишет эстрадную музыку для мультфильмов, сериалов и полнометражных фильмов, сотрудничает с западными исполнителями.
Кроме детей, у Алексея Львовича есть четверо внуков. Старший Степан — выпускник ВГИКа. Сейчас молодой человек занимается продюсированием театральных постановок, к которым знаменитый дедушка пишет музыку. Одна из его известных работ — кинопроект «Твари».
Алексей Львович не ведет социальные сети, поэтому поклонники редко видят его личные фото. Зато в СМИ иногда появляются интересные интервью.
Музыка
Начало творческой биографии Алексей Рыбников положил в 8 лет, написав первые фортепианные пьесы для сказки-фэнтези «Багдадский вор». А балет 11-летнего композитора «Кот в сапогах» и стал тем сочинением, которое убедило Арама Ильича Хачатуряна взять мальчика под свою опеку.
Официальным дебютом молодого композитора стала фортепианная соната «Хороводы», которую Рыбников сочинил на 1-м курсе консерватории. Музыкальные критики уже тогда обратили внимание на нешаблонность почерка Алексея, умение вплетать фольклорные мотивы в современную канву.
В 1967 году юноша, вдохновленный стихами о толпе, растоптавшей цветок, написал дипломную скрипичную балладу. Спустя 2 года появилась Первая соната, в которой музыкант виртуозно смешал русские и западные традиции.
Однако если Первую сонату приняли благожелательно, то Вторую профессура консерватории и советские музыкальные критики назвали слишком авангардной, разгромив в пух и прах. Композитор, не ожидавший такой критики, заболел язвой желудка.
Хачатурян оказался единственным, кто поддержал Рыбникова. Арам Ильич утешил молодого коллегу, рассказав, что тоже заработал «композиторскую язву» после разноса дебютных произведений.
За каприччио «Скоморох» Алексея сначала ругали, но потом вручили премию. Музыкант научился стойко принимать удары судьбы и не боялся экспериментировать. Покинув стены консерватории, он, вдохновленный стихами поэта Людвика Ашкенази, написал первые романсы «Молитва» и «Телефон».
В середине 1960-х Рыбников прочно связал жизнь с кинематографом и драмтеатром. Поначалу работа в кино рассматривалась как неплохой заработок, но, начав соединять драматургию с музыкой, парень увлекся и превратил в дело всей жизни.
Заказы на музыкальное озвучивание кинофильмов давали полет фантазии, материальную стабильность и невероятно мобилизовали. Ведь свободному художнику, а в середине 1970-х Рыбников оставил государственную службу, халтурить было не с руки: кинопродюсеры брак не принимали.
Алексей Рыбников – рок-опера «Юнона и Авось»
В 1970-х музыканта, увлекшегося роком, позвали писать музыкальное сопровождение «Острова сокровищ». Появившаяся перед этим рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» стала открытием для московского композитора и вдохновила на смелые эксперименты.
С тех пор Алексей создал произведения, украсившие более чем сотню кинокартин. Самыми известными лентами с музыкальным сопровождением Рыбникова в 1970-х стали фильмы «Остров сокровищ», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Усатый нянь» и «Тот самый Мюнхгаузен».
В 1974 году композитор написал несколько песен для фильма «Большое космическое путешествие». Среди них «Голубая планета», «Млечный путь», «Сказки», «Котенок», «Ты мне веришь?».
В 1980 году он работал над музыкой для художественного фильма «Вам и не снилось». Было написано несколько композиций, среди которых «Последняя поэма». Ее исполнила певица Ирина Отиева. А годом позже Рыбников написал «Лирическую тему» для советской детской приключенческой кинокомедии «Руки вверх!».
В 2000-х востребованность композитора не уменьшилась, его дискография пополнилась музыкой к популярным сериалам и художественным картинам. За услугами к нему обращались Тигран Кеосаян, Эльдар Рязанов, Станислав Говорухин и Владимир Хотиненко. В 2006 году Рыбников написал композицию «Тема мечты» к художественному фильму «Полет с космонавтом».
Театральные режиссеры тоже не обошли мужчину вниманием. Алексей Львович сочинил музыку для спектаклей «Коварство и любовь» и «Прозрачный мальчик», которые с аншлагами шли в театрах столицы.
Наибольшую известность Рыбникову принесли музыкальные сочинения, предназначенные для сценической постановки, в том числе «Ария звезды». В 1976-м в «Ленкоме» состоялась премьера первой в Советском Союзе рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которую Алексей Львович написал в соавторстве с Павлом Грушко.
Инициатором создания оказался Марк Захаров, поставивший оперу в «Ленкоме». Музыкальный спектакль шел на подмостках театра 17 сезонов. В оригинальном сезоне главных героев рок-оперы сыграли Александр Абдулов и Любовь Матюшина.
Чиновники Минкультуры встретили революционный спектакль в штыки, назвав рок-оперу «чуждым жанром». Но после 11 отказов и переделок постановке дали зеленый свет. «Ленком» и всех причастных ждал оглушительный успех, Алексея Рыбникова назвали композитором 1979 года.
В конце 1980-х тираж альбомов с музыкой звездного композитора достиг рекордной цифры — 10 млн копий. А в 1981 году в «Ленкоме» состоялась премьера второго хита Алексея — театралы увидели оперу «Юнона и Авось». И снова сумасшедшему успеху предшествовал громкий скандал, ведь «опальный» рок композитор-революционер соединил с не менее «опальными» православными молитвами.
В 1982-м альбом запретили, а в 1983 году он лидировал в хит-параде: Рыбников выиграл суд, которым запрет с «Юноны и Авося» был снят. «Ленком» с рок-оперой композитора отправился на зарубежные гастроли. В Париже по воле Пьера Кардена спектакль увидели на Елисейских полях. В Британии сняли фильм по рок-опере, который вскоре показали в 50 странах мира.
В начале 1990-х Алексей Львович представил поклонникам новый шедевр — мистерию «Литургия оглашенных». Постановка сопровождалась аншлагами в России (за 2 сезона состоялось 70 представлений) и в Америке.
Алексей Рыбников – музыка к фильму «Тот самый Мюнхгаузен»
В 1999 году в российской столице, в Большом Ржевском переулке, открылся Театр Алексея Рыбникова на полтысячи мест. На официальном сайте учреждения можно узнать о грядущих мюзиклах, постановках, концертах, а также заказать билет на спектакль.
В начале нового столетия Рыбников представил поклонникам своего творчества музыкальную драму о трагической судьбе непризнанного коллеги Максима Березовского. Зрители впервые увидели спектакль «Маэстро Массимо» в нулевых.
Спустя 5 лет Алексей Львович порадовал поклонников симфонией, названной «Воскрешение мертвых», а в 2012-м на подмостках его детища театралы-меломаны впервые увидели постановку «Аллилуйя любви» — микс известных произведений Рыбникова для театра и кино.
В 2017 году «Ленком» в 1500-й раз представил театралам звездную рок-оперу на стихи Андрея Вознесенского, песни которой стали хрестоматийными.
Тогда же Рыбников вернулся к мистерии «Литургия оглашенных», премьера которой состоялась четверть века назад. Алексей Львович, углубив философскую и духовную темы, снял одноименный фильм, впервые выступив как режиссер. Картина вышла на экраны в 2018 году.
За свою творческую деятельность мужчина выпустил несколько альбомов. Среди них «Музыка любви», «Музыка космоса», «Музыка приключений», «Музыка для детей».
Алексей Рыбников сейчас
В 2019 году Рыбников приступил к работе над составлением оперы по произведению «Князь Андрей». Композитор уверяет, что это будет зрелищный и красивый спектакль. Главный герой — Андрей Болконский. Он ищет свой путь, но не находит себе применения, сталкивается с невзаимной любовью и предательством. Эти проблемы наверняка знакомы современной публике, что делает спектакль актуальным.
В июле 2020 года композитор отметил 75-летие. Эта дата важна не только для него самого, но также для поклонников, среди которых есть государственные лидеры. Алексея Львовича с праздником поздравил президент России. Поздравительное сообщение было опубликовано на сайте администрации. Владимир Путин отметил неординарность творчества и красоту мелодий композитора, его большую заслугу перед государством. Он также пожелал доброго здоровья и неиссякаемого вдохновения.
Алексей Рыбников сейчас
К поздравлениям присоединился и президент Беларуси. Александр Лукашенко пожелал Рыбникову долгих лет жизни, крепкого здоровья, личного счастья и успехов в карьере. Он также отметил важность творчества композитора в современном искусстве и выразил надежду на укрепление дружеских и культурных связей между народами Беларуси и России.
Алексей Львович получил поздравления и от мэра Москвы Сергея Собянина в виде поздравительной телеграммы. Глава города назвал Рыбникова выдающимся композитором, который внес большой вклад в развитие отечественного искусства и продолжает дарить людям радость и красоту.
Дискография
- 1971 — «Остров сокровищ»
- 1975 — «Приключения Буратино»
- 1977 — «Про Красную Шапочку»
- 1977 — «Усатый нянь»
- 1978 — «Новые приключения капитана Врунгеля»
- 1978 — «Шла собака по роялю»
- 1979 — «Тот самый Мюнхгаузен»
- 1980 — «Вам и не снилось»
- 1982 — «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»
- 1983 — «Сказка о Звездном мальчике»
- 1984 — «Прохиндиада, или Бег на месте»
- 1986 — «Русь изначальная»
- 1992 — «Воспитание жестокости у женщин и собак»
- 2006 — «Заяц над бездной»
- 2006 — «Волкодав из рода Серых Псов»
- 2006 — «Андерсен. Жизнь без любви»
- 2009 — «Поп»
Источник