Семья и детство пушкина
Детство Пушкина, исследованиям которого уделяется довольно мало внимания, важно для понимания творческого пути величайшего поэта и писателя. Данное сообщение демонстрирует то, как происходило воспитание и образование маленького Александра Сергеевича, когда поэт начал свою творческую деятельность, какие для этого были предпосылки.
Краткие сведения
А. С. Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в дворянской семье. Будущий писатель принадлежал к знаменитому и древнему роду. Детский период жизни А. С. Пушкина включает следующие годы: 1799-1811 гг.
Воспитание и образование
Детство Александра Сергеевича Пушкина отличалось холодностью и отсутствием родительской ласки. Родители А. С. Пушкина, хоть и по-особому любили старшего сына, не обращали особого внимания на воспитание своих детей. Мальчик был близок со своей сестрой Ольгой и бабушкой, отношения с родителями же всегда были довольно прохладными. Строгость матери и бережливость отца отделяли А. С. Пушкина от своих родителей.
Александр быстро научился читать, поэтому принимался за все, что находил в библиотеке отца, который был тесно связан с литературными кругами того времени. В основном А. С. Пушкин читал французские книги, что повлияло и на первые творческие работы мальчика. Уже к одиннадцати годам А. С. Пушкин знал почти все книги из отцовской библиотеки наизусть, так как память у писателя с рождения была феноменальной. Это позволяло мальчику почти не готовиться к изучаемым предметам, А. С. Пушкину достаточно было прочитать материал один раз.
А. С. Пушкин в детстве был любознательным ребенком. Он изучал русский, французский, немецкий и английский языки. Одним из его преподавателей был священник А. И. Беликов, который являлся литератором и переводчиком. Занимался с А. С. Пушкиным и его дядя Василий Львович.
Когда мальчику было двенадцать лет (1811 г.), А. С. Пушкин, показав достойные знания на вступительных экзаменах, поступил в Царскосельский лицей, который он закончил в 1817 году.
Бабушка и няня
Так как родители не особо тепло относились к А. С. Пушкину, будущий поэт любил проводить свое время с бабушкой и няней.
Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, которая обладала мягкостью характера, не только нанимала для будущего писателя учителей и гувернеров, но и сама обучала Александра русской грамоте и письму. Бабушку А. С. Пушкина можно назвать его первым учителем, которому поэт позже посвятит несколько стихотворений.
Особую роль в жизни А. С. Пушкина играла няня Арина Родионовна Яковлева, которая делилась с мальчиком фольклорными сведениями: народными поверьями, сказками, поговорками и пословицами. Это сказалось в дальнейшем на творчестве А. С. Пушкина, который не только посвятил своей няне несколько произведений, но и воспользовался сюжетами рассказанных ею сказок для написания своих работ.
Первые попытки творчества
Уже в детские годы А. С. Пушкин начинает свое творчество. На это повлияла не только любовь мальчика к чтению, но и частые встречи Сергея Львовича со знаменитыми писателями и поэтами того времени: Н. М. Карамзиным, В. А. Жуковским, Д. И. Фонвизиным, И. И. Дмитриевым и другими. В раннем возрасте А. С. Пушкин слушал те произведения, которые авторы читали в его доме. Постоянные разговоры о литературе, свидетелем которых был А. С. Пушкин, влияли на его мировоззрение. Вдобавок дядя будущего писателя Василий Львович Пушкин был известным поэтом того времени. С самого детства Александр Сергеевич имел огромные возможности для пробуждения поэтических способностей и предпосылки для того, чтобы стать настоящим писателем.
Когда мальчику было 6 лет, он уже писал стихотворения на французском языке. По словам сестры поэта Ольги, А. С. Пушкин часто пренебрегал уроками для сочинения стихов. Именно перед своей сестрой Александр Сергеевич, которому было семь-восемь лет, разыгрывал пьесы.
В десять лет А. С. Пушкин попробовал писать басни. В этом же возрасте произошло событие, глубоко задевшее мальчика: после того как один из гувернеров посмеялся над «вздором», написанным А. С. Пушкиным (поэма «Толиада»), будущий писатель сжег свое произведение в печи, однако помнил его наизусть.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Детство Пушкина», рассмотрит воспитание и образование, которое давалось Александру Сергеевичу, роль бабушки и няни в его жизни и творческой карьере, а также продемонстрирует первые попытки А. С. Пушкина к созданию литературных произведений.
Источник
Известнейший поэт всех времен А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве. Любовь к творчеству передалась по наследству от старшего брата отца Василия Львовича Пушкина. Одно время он был весьма успешным и почитаемым писателем. Отец тоже любил иногда почитать свои стихи перед близкими друзьями. Чтобы понять, что именно закладывалось в самом первом периоде становления великого поэта, необходимо обратить внимание на особенности и привычки его семьи и окружения. Период детства в биографии Пушкина с 1799 по 1811 года довольно малоизвестен.
Мама, Надежда Осиповна была любимым и желанным ребенком у Марии Алексеевны. Отношения с супругом, дедом Александра Сергеевича, Осипом были весьма натянутыми. Он подделал бумаги, чтобы жениться повторно и отобрать дочь, что ему и удалось. Но, в возрасте трех лет, дочь была возвращена матери. Исходя из этого, Марья Алексеевна берегла и баловала Надежду Осиповну как могла. Выросла она прекрасно воспитанной красавицей. Брак между ней и Сергеем Львовичем был заключен по взаимной любви и симпатии. Современники Александра Сергеевича говорили: «Пушкины жили весело и открыто».
Отец Александра был очень мягким, даже слабохарактерным человеком. Он не умел бороться с неурядицами. Зато Сергей Львович много времени уделял образованию детей и приобщению к культуре. Это выражалось подбором достаточно большого количества учителей и гувернеров. Сам отец достаточно редко что-то читал своим детям или чему-то обучал. Как писал сам поэт о своем отце: «Отец мой никогда не был жесток». Если обобщить взаимоотношения Александра Сергеевича с родителями, то можно сказать словами Анненкова: «Характер ребенка Александра так мало был похож на то, что они могли ожидать от своего семейства».
Детство Александра Сергеевича Пушкина проходило вместе с любимой сестрой Ольгой, которая была на год его старше. До поступления в Лицей все они проживали в Москве. Основным другом и старшим помощникам детей была няня Арина Родионовна. Изначально она была приставлена к Ольге, а у Александра была другая – Улиана.
В самом раннем детстве Александр никак не проявлял своего таланта. Внешне он тоже не отличался манерами и приятным видом, скорее наоборот, был неуклюж и тучен. Не любил прогулки, ему по нраву было больше сидеть дома и наблюдать за рукоделием своей бабушки. Но, достигнув возраста семи лет, будущий поэт стал более резв и подвижен во всех отношениях. К учебе тоже не проявлял особого рвения. Любил только чтение. Основным занятием мальчика было зачитывать по ролям комедии. Представление обычно демонстрировалось сестре Ольге.
Попытки писать были начаты еще в 9 лет. Сначала на французском языке, так как гувернеры были французами и главной направленностью своих уроков считали обучению именно этому языку. Русскому же языку обучали бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Бабушка, несмотря на сложную и тяжелую жизнь, сохранила мягкость, так необходимую женщине. И не только сохранила, а сумела передать своим внукам. Няня же была образом, вобравшим все основные черты русской женщины. Она знала бесчисленное количество сказок, поговорок и пословиц. Возможно, именно теплота няни и воспитала в Пушкине душевную чуткость. Эти женщины привносили ощущение русской самобытности в жизнь мальчика, что потом отразилось на творчестве поэта. В 10 же лет пытался писать басни. Прочтя «Генриаду» Вольтера, Пушкин написал комическую поэму «Толиада». Главной мыслью была война между карлами и карлицами. Одна из гувернанток отдала тетрадь учителю, мотивируя это тем, что занимаясь «таким вздором», Александр не знает основных уроков. Гувернер Шендель прочел несколько строк произведения и рассмеялся, чем оскорбил чувства будущего поэта. Александр, находясь во власти чувств, сжег свое творение. Невзирая на это, ребенок помнил все дословно. Что свидетельствует о его потрясающей памяти. Даже на уроках он повторял все сказанное сестрой, не готовясь к предмету самому.
Интересный факт из детства Пушкина: несмотря на то, что он произошел из дворянской семьи, связь с народом была очень тесна. Благодаря этому, детство поэта было наполнено истинно русским крестьянским духом. Позже это найдет отражение в его творчестве.
Источник
Где родился
Родился Александр Сергеевич Пушкин 6 июня 1799 года. Небогатая дворянская семья будущего поэта проживала в Москве. Период детства в биографии Александра считается с 1799 года по 1811 год.
Как проходило детство Пушкина
В семье Пушкиных было трое детей: Ольга, Александр и Лев.
Отношение родителей было слегка отстраненным, дети не получали от них нежности и ласки. Близкие отношения связывали поэта с сестрой Ольгой. Отец, хоть и редко уделял время сыну, но старался обеспечить всестороннее образование.
Воспитание
Основным языком в семье был французский. В библиотеке Пушкиных было множество книг французских классиков. Дядя Александра, Василий Львович, был известным в определенных кругах поэтом. Он старался прививать племяннику любовь к книгам и стихам. В окружении будущего поэта было много писателей и творческих личностей.
Воспитание не отличалось регулярным подходом. Гувернеры постоянно менялись, большинство из них были французами. Русскому же языку Александр обучался у бабушки и няни Арины Родионовны. Кроме того Пушкин изучал английский и немецкий языки. Священник А. И. Беликов — литератор и переводчик — был одним из немногих русских учителей.
Летние месяцы у бабушки
С 1805 года на протяжении пяти лет маленького Сашу на летние месяцы привозили к бабушке в подмосковную усадьбу Захарово. В деревне он знакомился с народным бытом, обычаями и традициями. В 1811 году усадьба была продана другим владельцам. Александр сохранил теплые воспоминания об этом месте и в 1816 году посвятил Захарово стихотворение «К Юдину».
Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, отзывалась о внуке как об умном и начитанном мальчике, но не желающем учиться. По её мнению, он был склонен к крайностям, не придерживался золотой середины. Его или сложно было склонить к играм, или, наоборот, было не успокоить. Мария Алексеевна учила Александра письму и русской грамоте, была его первым учителем и с любовью и вниманием относилась к внуку. Пушкин посвятил бабушке несколько теплых произведений.
Отношение Пушкина к литературе и чтению
В детстве Саша не любил подвижные игры, его больше привлекала роль наблюдателя. Более активным он стал после 7 лет. Его увлекало проводить время за чтением книг. Любимым занятием было зачитывание комедийных произведений по ролям.
Благодаря своей феноменальной памяти, Пушкин знал практически наизусть всю библиотеку отца. Гостями в семье Пушкиных были В. А. Жуковский, Д. В. Фонвизин, Н. М. Карамзин. Слушая их литературные произведения, в Александре формировалась потребность в собственном творчестве.
Первые пробы пера
В 9 лет Пушкин начал пробовать писать на французском языке. В 10 лет его привлек басенный жанр. Под влиянием «Генриады» Вольтера Пушкин сочиняет свою поэму с комедийным уклоном «Толиада», в которой описывает войну между карликами и карлицами. Произведение попало на глаза гувернеру, который его высмеял. Раздосадованный Александр сжег своё первое внушительное по объему творение. Однако, весь текст он помнил наизусть. Учебе Пушкин предпочитал написание эпиграмм в адрес своих гувернеров.
Советы по стихосложению поэту давал дядя, Василий Львович, который заметил талант племянника и развивал его.
Юность в Царскосельском лицее
Лицей в Царском Селе (Петербург) при дворце императора Александра I был задуман как привилегированное учебное заведение. Благодаря связям отца, Пушкину было обеспечено поступление.
12 августа 1811 года Александр сдал экзамен и был зачислен в ученики. 19 октября была проведена церемония открытия лицея, в стенах которого должны были обучаться 30 учеников.
Время обучения Пушкина в лицее приходится на годы войны с Наполеоном. Военный дух, проходящие через Царское Село войска порождали либеральные настроения в среде лицеистов. Политические взгляды Александра во многом сформировались под влиянием дружбы с Чаадаевым, который нес службу в гусарском полку. Первое из своих политических стихотворений Пушкин посвятил Чаадаеву.
В лицейский период получили развитие поэтические таланты Александра. Во внутренних соревнованиях между лицеистами он почти всегда одерживал победу.
Любимыми поэтами Пушкина были Вольтер и Батюшков. На творчестве поэта отразилось влияние Жуковского и Вяземского, с которыми он общался в Царском Селе.
Первое общественное признание Пушкин получил в 15 лет после публикации в «Вестнике Европы» стихотворения «К другу стихотворцу». Его талант высоко оценил деятель и поэт Державин, которому Пушкин зачитал «Воспоминания о Царском Селе». Это стихотворение впоследствии было опубликовано в журнале «Российский музеум».
В лицейский период Александр посещал и поддерживал идеи литературного кружка «Арзамас», который существовал с 1815 по 1817 годы.
Лицейское творчество поэта характеризуется наличием подражания, штампов. Однако, прослеживаются задатки своего стиля и литературного пути.
9 июня 1817 года Пушкин выпустился из лицея, зачитав на экзамене написанное им стихотворение «Безверие». После окончания лицея Александра зачислили в Коллегию иностранных дел, где он получил статус чиновника десятого класса. Однако молодого человека больше привлекала литературная деятельность.
Как детство отразилось на творчестве будущего поэта
Большую роль в творчестве поэта сыграла его няня, Арина Родионовна. Она рассказывала ему пословицы, поговорки и сказки, которые впоследствии легли в основу таких произведений, как «Лукоморье», «Сказка о царе Салтане». Няня послужила прототипом для некоторых литературных героев Пушкина. Описывая няню Татьяны в «Евгении Онегине», поэт наделил её чертами близкого ему человека.
Особенность становления поэтического таланта Александра Сергеевича кроется в двойственном воспитании:
- Семья Пушкиных была вхожа в литературные столичные круги. Его с детства окружали творческие личности. С ранних лет проявилась тяга к чтению, которая вылилась в любовь к французскому языку и литературе. Именно она определяла первый кругозор юного Саши. Вольтеровские взгляды нашли отражение в душе поэта.
- Влияние няни и бабушки Марии Алексеевны было направлено на привитие интереса к родному языку и народу, его истории. Бабушка была дочерью Ганнибала, арапа Петра Великого. Её рассказы впечатляли мальчика, вызывали любопытство к событиям того исторического периода. Впоследствии Пушкин изучил множество архивных документов и воспроизвел исторические факты в романе «Арап Петра Великого».
Даже в период молодости (1820-е годы) Пушкин вспоминает в поэтических строках времена своего детства. Семья, детские годы и окружение сформировало неповторимый стиль и направленность поэзии Пушкина.
Источник
фрагменты старинных портретов родителей Александра Сергеевича Пушкина – матери Надежды Осиповны и отца Сергея Львовича
Вот и мы и добрались по невидимой лестнице Истории от Абрама Ганнибала – смышленого абиссинского мальчугана, нашедшего Родину в северной России – до родителей великого поэта: матери Надежды Осиповны и отца Сергея Львовича.
Они были дальними родственниками: Сергей Львович был двоюродным братом матери Надежды Осиповны. Разница в возрасте у них была небольшая: Сергей Львович 1770 года рождения. Надежда Осиповна – 1775.
Сергей Пушкин, уже понятно по фамилии что потомственный военный, числился на как бы теперь сказали офисной службе. Состоял в комиссариатском депо, или проще говоря – по снабжению, служба тыла.
О Сергее Львовиче существует исторический анекдот, говорящий о близости незнатных Пушкиных к дворцовой знати. Собираясь на бал во дворец Сергей Львович второпях забыл про перчатки. Поскольку по этикету того времени предлагать руку даме без перчатки было моветоном – он тихо стоял у стенки и грустил. И тут к нему подходит государь Павел Первый и задает Пушкину вопрос – почему он не танцует? Сергей Львович откровенно ответил – забыл дома перчатки. Государь протянул ему свои и велел идти танцевать. Не дал ли Павел Петрович ценное указание, как он любил, с кем следует танцевать молодому майору Пушкину – история умалчивает.
Знакомство будущих родителей поэта произошло в Петербурге в 1796 году. когда Сергею Львовичу было 26 лет, а Надежде Осиповне – 21. Если вглядеться в портрет молодых будущих родителей Александра Пушкина – заметно их некоторое сходство. Очевидно, сходны они были и характерами, отчего вскоре после знакомства воспоследовало предложение, а затем – и венчание. Венчались Надежда с Сергеем все в том же родовом гнезде Ганнибалов – в Суйде.
Были ли у “прекрасной креолки” другие воздыхатели? Конечно! Но предпочла она простого (хоть и принимаемого при дворе) офицера Сергея Львовича Пушкина – явно это был брак по любви, по сходству характеров и чувств.
Вскоре после свадьбы молодые перебрались в Москву. где Сергей Львович служил в Коммисариатском штате.
палаты Волковых – Юсуповых, где в детстве жил Александр Пушкин
Место жительства Пушкиных в Москве – это отдельная история, и она как кровяными венами переплетена с историей Москвы и всей России.
Сергей Львович снял для семейства флигель особняка в Большом Харитоньевском переулке . Владельцами особняка были Алексей Волков и князья Юсуповы.
Волков – тот самый Алешка Волков, с которого начинается роман Алексея Толстого “Петр Первый”, сподвижник Меншикова и “орел гнезда Петрова”. Наверняка знакомый с Абрамом Ганнибалом.
Про Юсуповых мы еще поговорим, пока же только напомним: Юсуповы – одна из знатнейших и богатейших фамилий России, их род восходил к Рюрику а богатству завидовал Александр Третий.
У Сергея Львовича и Надежды Осиповны родилось восемь детей, как полагалось в это время. До взрослой жизни дожило трое – старшая сестра Александра Ольга (родилась в 1798 году). сам великий поэт (родился в 1799 году) и младший и самый любимый – Лев. 1805 год. После них Надежда Осиповна еще четыре раза ходила беременная, но детишки долго не выживали.
О семейной жизни Пушкиных и о том, как они относились к детям существуют разные воспоминания и более поздние сочинения. Современные (то есть советской эпохи) авторы считают, что и Сергей Львович и Надежда Осиповна были равнодушны и к детям и вообще к домашнему хозяйству. Они, мол, предпочитали балы, выезды и светские визиты. Мне кажется, что это была обычная жизнь дворянства того времени – детьми занимались сперва крепостные няньки, потом нанятые иностранцы-гувернеры, в то время как родители вели светскую жизнь.
Для нас же, да и для всего мира, важнее другое . В доме Пушкиных часто бывали представители, как теперь говорят, творческой интеллигенции – И.И. Дмитриев, В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, автор “Недоросля” Фонвизин.
В доме Пушкиных устраивались спектакли, в которых играли сами господа. Сергей Львович ставил французские пьесы, читал наизусть почти всего Мольера.
Впрочем, домашнее хозяйство и вправду, скорее всего,велось довольно таки безалаберно. Петербургский сосед родителей Пушкина Модест Корф вспоминает,
«Дом их представлял какой-то хаос: в одной комнате богатая старинная мебель, в другой пустые стены или соломенный стул, многочисленная, но оборванная и пьяная дворня с баснословной неопрятностью; ветхие рыдваны с тощими клячами и вечный недостаток во всем, начиная от денег до последнего стакана… Все семейство Пушкина взбалмошное. Отец приятный собеседник, но пустой болтун. Мать не глупая, но эксцентричная, до крайности рассеянная.”
Особую”достопримечательность” дома создавал дядя поэта, брат отца Василий Львович Пушкин – профессиональный литератор, редкость по тем временам.
На лето детей “сплавляли” к бабушке Марии Алексеевне Ганнибал, но уже не в гатчинскую Суйду а в подмосковное Захарово, что близ Звенигорода.
Есть версия, что именно из захаровских крестьян происходила Арина Родионовна Матвеева . Ее взяли в дом кормилицей для старшей сестры Александра Ольги, но она так и задержалась, няньча последовательно всех маленьких Пушкиных. А заодно рассказывала им сказки, пела песни и вообще учила всему русскому в этом, как было принято, офранцузившемся дворянском семействе.
В общем, когда в 12 лет Александра Пушкина отвезли далеко от родного дома и отдали в учебу в Царскосельский лицей – он скорее всего больше страдал от разлуки не с родителями а с Ариной Родионовной и своим дядькой Никитой Козловым, который тоже был прекрасным сказочником и песенником.
В следующий раз мы расскажем о молодых годах Пушкина до его женитьбы на Наталье Гончаровой и тем замкнем круг нашего повествования.
Ранее на эту тему: “Африканский прадедушка Пушкина Абрам Ганнибал”,
“Страсти ревности дедушек Ганнибала и Пушкиных”.
“Наталья Гончарова – мать семерых детей, муза императора и жена поэта”
Канал “Исторические портреты” – только факты в доступной увлекательной форме о людях минувшего. Подписывайтесь на канал, ставьте “лайк” и делайте репосты в соцсетях. Канал “Исторические портреты” – ваш верный помощник в море истории и культуры нашей страны.
Источник