Сергей филин и его бывшие жены
27 октября народный артист России, премьер балета Большого театра, экс-худрук балета Большого театра Сергей Филин празднует 50-летие.
Несколько лет назад ему пришлось пережить «черную полосу» в его жизни. В январе 2013-го у подъезда его дома на Сергея напали, плеснув в лицо серную кислоту. Организатором преступления суд признал танцовщика ГАБТ Павла Дмитриченко.
Филин перенес более 40 операций на глазах. Зрение так и не восстановилось полностью. Но Сергей — в строю. Сегодня Филин — руководитель «Dance academy Sergey Filin». Накануне 50-летия он рассказал «АиФ», чем живёт сегодня и есть ли детство у балетных артистов.
— Сергей, чем сегодня заняты будни знаменитого танцовщика, бывшего худрука балета Большого театра Филина?
— Сегодня я пенсионер на свободе (смеётся). Поэтому рассказывать обо всём, что составляет теперь мою жизнь, можно долго. Есть Академия танца Сергея Филина. Есть проекты и ледовые шоу с Евгением Плющенко. Фестивали и конкурсы. К примеру, большой Фестиваль русского искусства в Довиле. Но главное, конечно, это мои семья и дети.
— На пенсию в балете выходят рано — в 38 лет. Плюс тяжелое детство у станка. В общем, вопрос у меня провокационный, Сергей. Какой смысл столько ломаться, чтобы так рано выйти в отставку?
— Это и вправду очень сложный вопрос, на него нельзя ответить однозначно. Когда в детском возрасте обнаруживается определенный талант, способности к тому, чтобы танцевать, двигаться как-то иначе, чем другие, никто из нас не задумывается на тему, что им придется довольно рано уйти на пенсию. Вот вспоминаю себя в том возрасте, когда я начал профессионально заниматься уже в Московском академическом хореографическом училище. Я вообще с трудом представлял себе свое будущее, а тем более то будущее, когда мне придется выйти на пенсию. Потому что нам тогда казалось, что мы будем вечно молодыми, что будем танцевать вечно. В юности мы работали по 8-10 часов каждый день для того, чтобы добиваться результата.
А ваш вопрос… Пожалуй, ответ на него интересует больше людей со стороны, тех, кто со стороны наблюдает за процессом. Что же касается меня лично, прожив довольно ярко, эмоционально, интересно, незабываемо 20 лет в качестве артиста балета театра — а театр всё-таки является домом для каждого артиста, — совершенно точно могу сказать: это те годы, которые остаются в памяти на долгую-долгую жизнь. Поэтому мне кажется, что для большинства артистов, особенно талантливых людей, которые никогда в общем-то не думают о пенсии, а думают исключительно о своей работе. Это даже не вопрос — стоит ли ломаться. И ещё очень важно, чтобы те люди, которые находятся с артистом рядом, вовремя подсказали, что нужно еще параллельно искать возможность развиваться, учиться. Для того, чтобы потом, как закончится уже танцевальная карьера, продолжить свою жизнь в другом качестве.
А детство… Зря вы думаете, что у балетных его не было. У меня детские годы были ого-го какими (смеется).
— Расскажете?
— Я вырос на Тёплом стане. Как мы там гоняли на великах! А зимой брали напрокат санки с рулём, «Чук и Гек» назывались. И с горы! Вообще не было страха! На лыжах ходили по лесу, и с трамплина я прыгал с такого, что сейчас даже просто смотреть-то страшно!
Разное случалось. Были и курьёзы. Мой балкон в квартире выходил прямо на школьные окна. Помню, однажды мы поднимаемся с классом в спортзал по ступенькам школьной лестницы! А окна — огромные, от пола до потолка, из них видно мой дом хорошо — метров 30 до него!
И я всем говорю: «Смотрите, смотрите! Вон моя квартира, вон мои окна и мой балкон на четвертом этаже. А все дети: «Где, где?» «Да вот же! — говорю я. — Смотрите, четвертый этаж прямо напротив нас. Видите?»
А они такие: «Да, да, видим! Это где ссаный детский матрас висит». Вот было неловко оправдываться! Мол, я не я, и матраса не моя.
А однажды произошло страшное. Мальчишки играли перед входом в школу в футбол после уроков. И вот во двор медленно заезжает грузовая машина за мусором. Медленно едет задним ходом. И вдруг у мальчишек вылетел мяч под колёса. Один из играющих хотел его остановить, споткнулся об асфальт, упал и прямо головой под заднее колесо грузовика. Голова лопнула, как орех! Было так страшно! Как же кричала мать малыша! Боже… Это была трагедия для всего района.
О школьных годах у меня остались самые разные воспоминания — и смешные, и грустные, и трагические. Весной в ручьи пускали из пенопласта кораблики с парусом, бегали в резиновых сапогах прямо по лужам. Шикарное было время! Я в квартире бывал реже, чем в лесу. Мы цедили прямо из стволов березовый сок, грибы собирали. Мои сыновья всего этого не знают совсем. Они растут в центре Москвы. У них Екатерининский парк любимый, Парк Горького. ВДНХ.
На мой взгляд, сегодня места моего детства очень изменились. Как в хорошую, так и в плохую сторону. Появились заборы и ограды. Кураж ушёл, задавили людей новостройками, ремонтами, суетой и гостями столицы.
— А сейчас где живёте?
— Я жил на Тёплом Стане, пока не женился и не переехал на Тверскую улицу, в самый центр. Первую собственную квартиру купил на Ленинском проспекте, 66. Там и родился первый сын Даниил. После жил на Фрунзенской набережной и на Комсомольском проспекте. Затем на Цветном купил квартиру и сейчас живём тут.
Недавно приобрел недвижимость на Пушкинской — на Тверской улице. Это для того времени, когда окончательно выйду на пенсию — буду ходить пешком до Патриков. Сейчас у метро Юго-Западная Большой театр строит кооператив прямо за церковью — у нас там тоже самая большая квартира в плане.
Но больше всего мы с семьёй любим дачу. Там приволье. Футбольное поле. Теннис, велики, мотики, купание.
— Именно в этом секрет хорошей формы Филина? Вам, конечно, в жизни не дашь 50. Стройный, моложавый. Такое ощущение, что вы по-прежнему класс в Большом театре посещаете.
— Ну, знаете, к счастью, я класс не посещаю! Так как это уже и не нужно, и не полезно, и даже было бы смешным в глазах молодых артистов. Да и физические нагрузки такого рода, напряжение не полезны для моего состоянии глаз, могут влиять на глазное давление. Я выгляжу так, как выгляжу, поверьте, не делаю ничего специально. В общем-то, никогда в принципе не считал, что внешность — это главное или важное. Но могу сказать: находясь рядом со своими детьми и детишками академии танца Сергея Филина, за которых всегда переживаю и радуюсь (радуюсь их удачам, а переживаю — за какие-то, может быть, и не совсем хорошие, успешные выступления), делая всю эту сложную работу вместе, но в разном качестве, я просто вынужден, у меня нет другого выхода и нет другого варианта выглядеть как-то иначе. Что же касается моложавости, я слежу за правильным питанием, не пью спиртного и никогда не курил.
Источник
Биография
Сергей Юрьевич Филин — знаменитый российский артист балета, солист и художественный руководитель Бoльшого театра. Помимо многочисленных выступлений на престижных сценах с выдающимися партнершами, танцор печально известен как жертва страшного покушения, случившегося в 2013 году. Но он не сломался и уже через 2 года выпустил Kremlin Gala «Звезды XXI века», куда пригласил премьеров и прим крупнейших мировых театров.
Детство и юность
Сергей родился и вырос в Москве в семье, которая не имела никакого отношения ни к искусству в целом, ни к балету в частности. Зато и Сергей, и младшая сестра Елена, пройдя сложный творческий путь, стали популярными фигурами в российской классической хореографии. Заниматься танцами Филин начал в 7 лет в ансамбле песни и пляски имени Владимира Локтева, причем это вышло несколько случайно.
Сергей Филин в детстве с мамой Натальей
Дело в том, что в детстве он имел страсть к подвижным играм, а также опасное хобби — разводить костры во дворе дома. Устав от постоянных жалоб соседей, мама решила направить энергию сына в полезное русло и повела мальчика в секцию плавания. Но как раз в тот день бассейн оказался закрыт, поэтому пришлось записать Сережу в танцевальный кружок.
Через 2 года у Филина появился шанс изменить направление деятельности — мальчика пригласили на съемки детского кинофильма «Солнце в авоське», где Сергей сотрудничал со звездами советской эстрады – клоуном Олегом Поповым, фокусником Амаяком Акопяном, актрисами Натальей Крачковской и Еленой Цыплаковой. Но юный танцовщик не поддался искушению и продолжил основательные занятия балетом.
Читайте такжеДети-актёры советского кино. Как сложилась их судьба?
После школы Сергей Филин поступил в Московское хореографическое училище, по окончании которого в 1988 году моментально был принят в балетную труппу Бoльшого театра. Уже тогда в молодом танцоре руководители увидели перспективы мировой звезды. По собственному выражению Сергея, музыка входит в душу, а выходит через ноги.
Балет
Профессиональную карьеру Сергей Филин начал в составе кордебалета, а первые сольные партии в культовых спектаклях «Жизель», «Баядерка» и «Лебединое озеро» исполнил только через 5 лет. Большим прорывом стал для него творческий союз с прима-балериной Галиной Степаненко. Совместная партия танцовщиков в балете «Сильфида» и дуэт в «Спящей красавице» произвели фурор далеко за пределами Москвы.
Екатерина Шипулина и Сергей Филин в балете «Лебединое озеро»
За партию принца Дезире в последнем балете Сергей Филин удостоен приза «Бенуа де ля данс», который стал первой, но далеко не последней наградой. За творческой биографией молодого артиста стали пристально следить поклонники балета. Позднее Филина награждали «Золотой маской», а итальянский журнал La Danza признавал Сергея лучшим танцором года.
В 2002 году талант танцора отмечен театральными критиками журнала «Балет», которые присудили ему приз «Душа танца» в номинации «Звезда танца». Неоднократно спектакли с участием Сергея Филина транслировались по телеканалу «Культура».
Читайте также7 звезд, которые прославились до 20 лет
В 2008 году Филин закончил карьеру танцовщика и принял приглашение Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко занять пост художественного руководителя. На этой должности Сергей Юрьевич трудился 3 года, после чего в марте 2011-го вернулся в родной Бoльшой театр и стал художественным руководителем балетной труппы коллектива.
К слову, такие параметры танцора, как рост и вес в лучшие годы его сценической жизни, неизвестны. По слухам, Филин говорил, что для мужчины в балете рост значения не имеет, главное — гармоничное сложение.
Покушение
17 января 2013 года на Сергея Филина во дворе дома было совершено нападение. Преступник облил балетмейстера кислотой, которая нанесла непоправимый ущерб зрению. В ходе полугодового лечения в Германии Сергей перенес свыше 30 операций. Врачи спасали не оба глаза сразу, а поочередно, пересаживали стволовые клетки и донорские ткани. На фото того времени видно, что лицо восстановлено. Со зрением тоже получше: левый глаз видит на 80 %, правым Филин может разглядеть пальцы вытянутой руки.
Павел Дмитриченко
По факту нападения на худрука балетной труппы Бoльшого театра было возбуждено уголовное дело, по которому проходило немалое количество сотрудников театрального коллектива, так как с самого начала следствие установило, что мотивом преступления было желание сместить Филина с должности руководителя балета.
Выяснилось, что заказчиком покушения был солист театра Павел Дмитриченко, который нанял соседа по даче. Ранее уже судимый Юрий Заруцкий и стал вершителем страшной кары. Оба виновных понесли уголовную ответственность и приговорены к лишению свободы в колонии строгого режима.
Читайте также7 знаменитостей с плохим зрением
В 2016-м Павел освободился условно-досрочно и вернулся в Большой, но там ему только разрешили репетировать. В тюрьме он вел дневник, на основании которого планирует написать книгу обо всей этой истории. В 2018 году коллектив театра избрал Дмитриченко председателем творческого профсоюза работников.
В суде на стороне обвиняемых выступали бывший педагог Дмитриченко Николай Цискаридзе и подруга Павла, балерина Анжелина Воронцова. Экс-премьер Большого рассказал, как балетмейстер оскорблял женщин, что у его ученика и Филина были конфликты на профессиональной почве, и характеризовал последнего как «отличающегося истеричностью, провокатора, подбивающего других людей».
Сергей Филин в очков
Сам же Сергей Филин после продолжительного лечения вернулся к исполнению обязанностей в Бoльшом театре. В 2016 году новый генеральный директор ГАБТа Владимир Урин отказал Сергею в продлении контракта художественного руководителя балетной труппы. Тот воспринял новость спокойно, по словам артиста, он не держит обиды на руководство театра.
В 2015-м снят фильм «Большой Вавилон». Центральной темой картины Марка Франкетти стала попытка объективно рассказать об инциденте, связанном с покушением на Сергея Филина.
Личная жизнь
Первой супругой Сергея Филина стала коллега по балету Бoльшого театра Инна Петрова, с которой танцовщик многократно выходил на одну сцену в спектаклях «Сны о Японии», «Ромео и Джульетта», «Урок». В этом браке в 1995 году у Сергея родился сын Даниил.
Сергей Филин и его жена Мария Прорвич
Вторая жена Филина Мария Прорвич также балерина. Главное событие в личной жизни — свадьбу — они отпраздновали только в 2018-м, в течение 19 лет о штампах в паспорте не думали. У супругов растут двое сыновей, Александр и Сергей. Оба — артисты ансамбля «Непоседы». Саша в 2016 году стал участником детского вокального шоу «Голос. Дети», где попал в команду Димы Билана и дошел до финала. В 2019-м настал черед младшего. Наставником Серёжи была Светлана Лобода.
Сергей Филин развеивает стереотипы, что в быту артисты беспомощны. Он самостоятельно следит за состоянием квартиры, где живет, способен собственными руками починить сломанную технику и даже сделать ремонт.
Сергей Филин сейчас
Сейчас Сергей Филин работает в полную силу, настолько, насколько позволяет состояние здоровья. Физические нагрузки ему запрещены. Нынешняя должность бывшего танцора — художественный руководитель молодежной программы балета Большого театра. В рамках проекта молодые хореографы получают площадку для творчества.
Сергей Филин с семьей в 2019 году
В 2019 году в семье Сергея произошло знаковое событие: отец Марии, писатель Александр Прорвич, выпустил книгу стихов под названием «Лишь мыслей зарисовки». Филин вместе с актрисой Алисой Гребенщиковой стал ведущим презентации.
Достижения
- Народный артист России
- Обладатель премии «Золотая маска»
- Обладатель приза «Бенуа де ля данс»
- Лауреат приза «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Звезда танца»
Источник
Сергей Филин и Мария Прорвич
Фото: Дамир Юсупов/Большой театр
Так случилось, что на нашем с Сережей жизненном пути время от времени возникали горы. Не фигуральные, а вполне реальные — с манящими вершинами и крутыми склонами. Мы не обходили их стороной, и каждое новое восхождение сближало нас еще больше.
…С макушки горы Корковадо открывался захватывающий вид на окрестности Рио-де-Жанейро и Атлантический океан. Лучи заходящего солнца оранжевым светом заливали все вокруг.
Сердце замирало от головокружительного восторга и какого-то совершенно нового, незнакомого до сих пор чувства.
Мне всегда нравилась профессия балерины. За ощущение причастности к великому искусству, за возможность жить в одних стенах с выдающимися людьми — танцовщиками, педагогами, которые приняли нас, молоденьких и неопытных, тепло и дружелюбно. Я искренне считала Большой театр своей второй семьей. А еще радовалась возможности ездить по миру, открывая для себя новые страны.
На гастроли в Бразилию отправилась спустя год после окончания Московского хореографического училища. В свободный от спектакля день мы с подругами поехали на экскурсию на Корковадо. На ее вершине, на семисотметровой высоте словно парит статуя Христа с распростертыми над миром руками.
К нему туристов возят специальные вагончики фуникулера. Болтая в ожидании поезда, мы увидели приближающегося премьера Большого театра Сергея Филина: он с приятелями тоже решил совершить восхождение.
«Смотрите, какие у нас симпатичные девчонки, а какие любознательные! — воскликнул он. — Нет чтобы броситься на разграбление бразильских магазинов — тянутся к высокому!»
Конечно, я знала Сережу, но никогда раньше мне не приходилось видеть так близко его смеющиеся глаза, улыбку. Веселый и остроумный, он всю дорогу развлекал нас шутками-прибаутками. Мы в ответ лишь смеялись, робея и стесняясь держать себя на равных с признанным танцовщиком. Мне казалось, что по сравнению с ним мы еще совсем дети, хотя нас разделяло не так уж и много — семь лет.
А когда спустились вниз, я поняла, что влюбилась.
Машка очень смешная, легкая и добрая, она вся словно светится изнутри. Благодаря этому свету я ее разглядел и полюбил
Фото: Дамир Юсупов/Большой театр
Вот так сразу, можно сказать — с первого взгляда. Ходила счастливая, прислушиваясь к новым радостным ощущениям в сердце, с удивлением и восторгом убеждаясь, что улыбки Сережи, его шутки теперь адресованы именно мне.
«Ты мне телефон-то свой дашь?» — подошел он ко мне в аэропорту, когда прилетели в Москву. Я назвала номер, не надеясь, что запомнит, у Сергея не было ни ручки, ни блокнота, но он позвонил: «Привет! Вот и я».
«Ты сошла с ума! — сказала подруга. — Знаешь, сколько за ним числится разбитых сердец?! И потом, он ведь женат».
Супругой Сергея была солистка нашего театра Инна Петрова, у них рос сын. Но Инна была не первой его спутницей жизни. Умом я понимала, что ввязываюсь в опасную историю, но Христос, который простер руки у нас над головами, словно благословил мою любовь. «Дурочка, как же тебя угораздило?!» — говорила я себе, старалась отвлечься, не думать о нем — ничего не получалось.
Сережа все чаще заговаривал со мной. Я видела, что тоже нравлюсь ему. Нас словно магнитом тянуло друг к другу. И я не смогла устоять, мы стали встречаться. Ходили в кино, рестораны, я пыталась затащить Сергея в ночные клубы, куда иногда выбиралась с подругами, но оказалось — он не любитель подобных развлечений и там откровенно скучал.
Гораздо больше ему нравилось гулять по городу.
Источник
HELLO! представляет первую съемку художественного руководителя балета Большого театра с женой, балериной Большого Марией Прорвич, и детьми после нападения, совершенного на него в прошлом году. Сергей рассказал редактору журнала, как они пережили этот год вместе.
Сергей Филин
В его “ведомстве” премьера за премьерой. Недавно с большим успехом на сцену вернулся шедевр Юрия Григоровича “Легенда о любви”, а в скором времени начнется работа над новыми оригинальными спектаклями, которые Филин задумал давно: “Гамлет” и “Герой нашего времени”. Рабочий день Сергея Юрьевича длится с 10 утра до 22 вечера, и послаблений он себе не позволяет, несмотря на то что теперь вынужден носить темные очки и время от времени уезжать в Германию для очередной операции. Напомним, что в январе прошлого года “оппоненты” худрука балета Большого театра учинили над ним расправу, плеснув в лицо кислотой. Преступников осудили, а Сергею Филину пришлось серьезно заниматься здоровьем.
Он перенес более 30 операций на лице и глазах, которые пострадали больше всего. Как он сумел выдержать все это, откуда взял силы, об этом дано знать только его близким: маме, сестре, супруге – балерине Большого Марии Прорвич… Мы встретились с Сергеем и Марией в воскресный день в их родном Большом театре. Сергей Юрьевич – воплощение оптимизма и бодрости. Светлый, открытый человек. Наблюдать за тем, с какой любовью и теплотой он относится к своей “Машеньке”, как умеет ненавязчиво приструнить сыновей, было для всех нас удовольствием. Вся моя жизнь – балет, – говорит Сергей Юрьевич и продолжает: – А смысл жизни – семья. Я понял, что ничего дороже у человека на самом деле не может быть.
Мария Прорвич и Сергей Филин
Сергей Юрьевич, семья у вас замечательная, но есть еще и балетная труппа, которая поддержала вас своими творческими достижениями. Вы эту поддержку оценили?
– Поддержала и продолжает поддерживать! И я это очень ценю! Могу сказать, премьеры, гастроли – все было проделано хорошо. Артисты максимально сконцентрировались, старались не обращать внимания на то, что творилось вокруг театра. Сейчас атмосфера в коллективе спокойная, рабочая. У нас, на мой взгляд, установился прекрасный баланс: мы продолжаем традиции, возвращаем спектакли золотого фонда театра, такие как “Иван Грозный” и “Легенда о любви” Юрия Григоровича, и в то же время не стоим на месте, экспериментируем, рискуем, приглашаем иностранных хореографов. Я считаю, что наша верность традициям как раз и дает нам право на поиск и даже на ошибки.
Не может ли стать ошибкой, например, балет “Гамлет” режиссера Деклана Доннеллана и хореографа Раду Поклитару? Предыдущий спектакль этих постановщиков “Ромео и Джульетта”, как пишут, заставил потомков композитора Прокофьева отказать им в праве на его музыку чуть ли не пожизненно.
– Доннеллан и Поклитару поставили замечательный спектакль, который вызвал положительные эмоции даже у консерваторов. Проблемы с наследниками касались лишь ошибок своевременной координации и договоренности. Я уверен, что наш “Гамлет” с музыкой 5-й и 15-й симфоний Шостаковича обречен на успех. Это спектакль, который я давно мечтал увидеть на афише Большого. Предательство – очень актуальная тема в наши дни, и будет интересной задачей выразить это языком танца.
Вот говоря о предательстве, вы не рассматривали в этом ключе поступок некоторых коллег, подписывавших письмо в защиту человека, который напал на вас? Как вы строили отношения с ними, когда вернулись в театр?
– Дело в том, что многое в этой ситуации трактуется неверно. Сотрудники театра, которые подписывали это, наверное, еще не знали всех фактов и доказательств, которые были впоследствии предъявлены. Может быть, им было трудно поверить, что рядом с ними находился человек, способный на преступление. Мне сложно об этом судить в любом случае – меня ведь тогда не было в театре: кто собирал эти подписи, действительно ли их подписало то количество, которое называлось?
Сергей Филин с семьей 300 человек.
– Может быть, не знаю. Я никогда не интересовался этим. У меня не было желания выяснять фамилии, спрашивать: “Почему?” И по отношению к себе ни с чьей стороны я не чувствовал напряженных взглядов. Наоборот, у нас сейчас сплоченный коллектив. Мы одна команда, у каждого свои цели, но все работаем на один результат, решаем творческие задачи вместе с нашим генеральным директором Владимиром Георгиевичем Уриным.
Одна из самых ожидаемых премьер – “Герой нашего времени”, которую поставят хореограф Юрий Посохов и режиссер Кирилл Серебренников. Учитывая имя режиссера, без провокаций не обойдется?
– Сегодня все ждут провокаций… Пригласить режиссера было прежде всего желанием Юры Посохова. Он хотел, чтобы спектакль был более глубоким, ярким в режиссерском смысле. Непохожим на обычный балет. Я предложил Кирилла Серебренникова – так как, на мой взгляд, он именно тот человек, который способен это сделать. Мы взяли три новеллы: “Бэла”, “Тамань” и “Княжна Мери”. Композитор Илья Демуцкий по заказу режиссера написал музыку, и с начала декабря мы уже приступаем к работе.
Вы работаете в полную силу. Помимо работы в театре вы беретесь за режиссерскую работу в сложнейших проектах. Почему не жалеете себя?
– Я люблю то, что делаю! Яркие премьеры, дебюты в Большом, успехи детишек на конкурсе “Щелкунчик приглашает” (он проходит в Екатеринбурге, я являюсь председателем жюри конкурса); Kremlin Gala “Звезды балета ХХI века”, над которым мы работаем с моим другом – продюсером Михаилом Шейниным и где участвуют выдающиеся артисты балета со всего мира; международные фестивали и многое другое – все это хочется делать еще интереснее и сильнее! Это и есть моя жизнь! И как можно себя жалеть?!
Мое общее состояние, слава богу, позволяет делать почти все, что я делал прежде. Единственное, что я не могу, – сам выйти на сцену, но с ней я попрощался давно. Главная проблема сейчас – конечно, зрение. Глаза получили очень значительные повреждения. Врачи делают все возможное, но у них не так много практики лечения глаз, обожженных кислотой. Сколько еще операций мне предстоит, никто предсказать не может. Но я не теряю надежды. Ни в коем случае не сдаюсь и живу с девизом “Только вперед!”.
Дети Сергея Филина и Марии Прорвич – Саша и СережаМожем ли мы надеяться, что вы снимете темные очки? У вас такое красивое лицо.
– Эти очки несут защитную функцию. Они задерживают световые лучи и ограждают глаза от внешних нежелательных воздействий: осадков, ветра, пыли… Я могу их снять и сейчас… (Снимает.) Но если бы кто-то мог увидеть мои глаза без очков, не думаю, что это доставило бы им удовольствие. Особенно правый глаз.
Самое печальное, что обязательно найдется человек, который скажет: “Он скрывает за темными стеклами, что все не так уж плохо”.
– Я уже перестал обращать внимание на то, что говорят. Всегда что-нибудь говорят. Те, кто так легко обо всем судит, видимо, не представляют себя на этом месте.
Сергей Филин с сыновьями
Взаимоотношения между людьми в театре – тонкая, сложная материя. Владимир Урин, с которым вы работали в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, как и сейчас, в тандеме “гендиректор и худрук”, признавался, что не был очень счастлив тому, как вы ушли из театра. Из его слов следовало, что за вами в Большой перешли артисты, которые были важны для него. Получается, что какой-то осадок с тех времен остался?
– Что касается моего ухода из театра Станиславского, меня действительно попросили не забирать с собой артистов. Я – человек слова и обещания не нарушил. По прошествии времени мне позвонил директор балета театра Станиславского Зураб Александрович Сахокия, с которым мы дружно работали и всегда доверяли друг другу. Он сказал, что я могу пригласить в Большой тех танцовщиков, которых сам когда-то привел в театр. Я никого не переманивал.
Хорошие артисты в каждом театре на счету. Заполнять эти пустоты, когда они уходят, сложно. Понимая это, я не мог позволить себе разрушать то, что создавалось, в том числе и моими руками. Тем более что в театре Станиславского была максимально комфортная для творчества обстановка, теплая, почти семейная. И только когда сами артисты стали неоднократно обращаться ко мне с просьбой о возможном приглашении их в театр, я принял решение разрешить им прийти на официальный конкурс в Большой.
Сегодня, если бы было возможно отмотать пленку назад, что-то изменить, пойти на уступки, от чего-то отказаться, чтобы не дошло до такой крайности, как это нападение, вы бы сделали это?
– Если говорить о моих действиях в качестве руководителя, то могу сказать однозначно: “Нет”. Я отвечаю за все свои решения, которые принимались всегда коллегиально и с одобрения генерального директора театра. Соглашаясь на эту должность, я не думал о квартирах, машинах, каких-то привилегиях, которых и не имел. Все, в чем меня обвиняли, – ложь, и если бы у людей были доказательства моих злоупотреблений или аморального поведения, им не пришлось бы прибегать к кислоте.
В балетной труппе Большого на тот момент сложилась непростая ситуация – мне это было небезразлично, и я точно знал, что и как нужно менять. Но дело в том, что у меня может быть одно видение развития театра, у кого-то – другое. За свои убеждения приходится биться – я был к этому готов. Но представить, что придется расплачиваться здоровьем, я, конечно, не мог. Зрение – это слишком высокая цена.
Мария Прорвич и Сергей Филин Как вы вообще сумели выдержать все, что случилось?
– Лучше спросить, как выдержала это моя мама, осознать это просто невозможно. Первые три-четыре месяца, находясь в клинике в Германии, я не мог спать вообще. Когда я ложился, у меня в голове и в глазах начинался какой-то острый нервный зуд, он накатывал волнами, и это ощущение не давало мне возможности отключиться и заснуть. Пока я пытался найти более или менее удобное положение тела, проходило полночи, а потом наступало утро и надо было уже вставать.
Я этого раньше никогда не рассказывал, поскольку даже вспоминать об этом мучительно. Если бы не мои близкие: Машенька, ее любовь и преданность, моя мама, мои дети, родная сестра Лена, родители Маши, друзья и все те люди, которые прилетали ко мне просто, чтобы сидеть со мной, отвлекать разговорами, – я, может быть, и не справился бы. Их тепло и любовь придавали мне сил.
Что было самым тяжелым в тот период? Хотя очевидно, что таких моментов было много.
– Да, таких моментов было много. Но тяжелее всего, наверное, было открыть глаза и не увидеть родных. После одной из операций, на которую возлагались большие надежды, мне пришлось месяц, наверное, жить с зашитыми веками. Я очень ждал, когда швы снимут. Вся наша семья собралась в больнице в Ахене, все морально готовились… Мне открыли глаза и… ничего. Дети поняли, что я не вижу, но старались не подавать виду, пытались быть веселыми, бодрыми…
Я всегда был для них опорой, а теперь они должны были подставить мне плечо. Они держали меня за руки на улице, помогали переступать через бордюры, подниматься по ступеням: “Папочка, папочка…” Пережив такое, очень трудно не измениться внутренне. Всякие вещи происходят в жизни, и в самый трудный момент важно иметь рядом с собой близких людей. А для этого ты сам должен быть для них близким: уделять больше внимания, постоянно показывать им, как они для тебя важны и дороги.
Первое интервью Марии Прорвич и Сергея Филина после нападения на него в прошлом годуДо Нового года осталось полтора месяца. Есть ли у вас планы, как его встретить?
– Планы у нас всегда одинаковые. 31 декабря в театре традиционный “Щелкунчик”, после спектакля мы быстро едем на дачу к праздничному столу. Слушаем по ТВ поздравительную речь президента, ждем подарки от Деда Мороза, говорим пожелания. Для меня, конечно, самое главное сегодня – это стабильное зрение. Это то, чего, я думаю, мне будут желать все мои родные и близкие.
И не только близкие. Сергей Юрьевич, спасибо вам за интервью.
Источник