Сергей витте биография личная жизнь

Сергей Витте: биография
Гениальный государственный деятель, новатор своего времени, радеющий за индустриализацию экономики и развитие железных дорог. Имя Сергея Юльевича Витте вошло в историю благодаря реформам и строительству Транссибирской магистрали. Личность министра финансов вызывала противоречивые мнения и высказывания, но вклад его в развитие страны очевиден.
Детство и юность
Биография министра берет начало на Кавказе, в Тифлисе, 17 июня (29 июня по новому стилю) 1849 года. Родился мальчик в небогатой семье провинциальных дворян. Отец Сергея Юльевича по национальности – выходец из прибалтийских немцев, получил дворянский титул в середине XIX века. А вот по линии матери родословная уходила корнями к знаменитым князьям Долгоруким, чем Витте очень гордился.
Сергей Витте
В семье воспитывались пять детей – три сына и две дочери. Детство будущего министра прошло у деда по материнской линии – А. М. Фадеева. Бабушка научила любимого внука азам грамотности, дав мальчику первоначальное образование. Поступив в Тифлисскую гимназию, ученик не отличался блестящим поведением и страстью к точным наукам. Гимназист предпочитал уроки фехтования, музыки и верховой езды.
Сергей Витте в молодости
Несмотря на слабые отметки в аттестате, Сергей Юльевич отправился в Одессу для поступления в университет. Впрочем, первоначальная попытка не увенчалась успехом, и незадачливому гимназисту пришлось вернуться в гимназию. После усердных занятий Витте удалось поступить на физико-математический факультет Новороссийского университета в 1866 году.
Карьера
После получения диплома выпускник планировал остаться на кафедре и заниматься научной работой. Однако мать и дядя юноши высказались против такого выбора, посчитав, что научные труды – недостойное занятие для дворянина. По мнению родственников, Витте полагалось поступить на государственную службу.
Государственный деятель Сергей Витте
В России бурно развивалось строительство железных дорог. Частные конторы вкладывали немалые капиталы в развитие отрасли. Перспективная сфера привлекла и молодого Витте. По предложению графа А. П. Бобринского, Сергей Юльевич взят на должность специалиста по эксплуатации железных дорог в управление Одесской железной дороги.
Карьера талантливого управленца висела на волоске после произошедшей в 1875 году Талигульской катастрофы, унесшей жизни пассажиров. Витте и начальник дороги были приговорены к 4 месяцам тюрьмы. Однако заслуги Витте, отмеченные великим князем Николаем Николаевичем, спасли мужчину от заключения. Наказание заменено на две недели гауптвахты, где Витте проводил только ночи, в дневное время продолжая трудиться в управлении.
Министр Сергей Витте за работой
Карьера амбициозного сотрудника шла вверх. Витте получает назначение на должность начальника службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог.
В конце 80-х железнодорожный управляющий знакомится с императором Александром III. А в 1889 году Витте по просьбе главы государства занимает пост начальника только что образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов.
Сергей Витте и Александр III
На государственной службе, несмотря на противоречивое отношение двора и других государственных деятелей к собственной персоне и проводимой политике, быстро становится министром путей сообщения. После результативной работы, в 1892 году, получил назначение на должность министра финансов.
Занимая высокий пост, Витте продолжает продвижение железных дорог, выкупает линии в государственную собственность. Одним из достижений Витте называют форсирование строительства Транссибирской магистрали. Сергей Юльевич – автор денежной реформы 1897 года. Страна получила твердую валюту, обеспеченную золотом, что укрепило положение России на мировом уровне и привлекло инвесторов.
Документальный фильм о Сергее Витте из серии «Исторические Хроники с Николаем Сванидзе»
Важный вклад в экономику внесен введением винной монополии государства, обеспечившей поток денежных средств в бюджет. Заслуги талантливого министра на этом не заканчиваются. Витте работал над рабочим законодательством. С его участием введено ограничение рабочего времени. Считал необходимым реформирование крестьянской общины как пережитка прошлого.
Сергей Юльевич выступал за то, чтобы в правление государством попадали образованные люди с пытливым острым умом. Министр добился права на выбор сотрудников по заслугам, а не по наличию дворянских титулов. Витте относился к сторонникам буржуазии, цитата министра о том, что большинство наших дворян – кучка дегенератов, радеющих за собственную выгоду в счет народных средств, стала афоризмом.
Император Николай II
С приходом к власти императора Николая II противники Витте развернули провокационную кампанию. Новый глава государства недолюбливал министра, поскольку харизматичный Сергей Юльевич затмевал фигуру самодержца. При этом обойтись без него Николай не мог, что раздражало еще больше. Впрочем, Витте отвечал императору взаимностью. Для министра идеалом самодержавия оставался Александр III.
В 1903 году Сергей Юльевич вступил в почетную, но фактически номинальную должность председателя Кабинета министров. На новом посту Витте уже ничего не решал. В 1906 году окончательно уходит в отставку по собственной воле.
Личная жизнь
Сергей Юльевич дважды вступал в брак. Оба раза по любви, и оба раза избранницами становились замужние женщины. С первой супругой Надеждой Андреевной Спиридоновой будущий министр познакомился в Одессе. Узнав, что любимая уже связана узами брака, лично хлопотал о разводе.
Пара обвенчалась во Владимирской церкви, но счастье не продлилось долго. Жена Витте часто болела и большую часть времени жила на курортах. В 1890 году женщина скончалась от разрыва сердца.
Матильда Нурок, вторая жена Сергея Витте
Спустя год министр встретил новую даму сердца – Марию Ивановну Лисаневич, урожденную Матильду Исааковну Нурок. Согласно сохранившимся фото и отзывам современников, возлюбленная Витте отличалась привлекательной внешностью, которой успешно пользовалась.
Женщина состояла в законном браке, а несговорчивый муж отказывался давать развод. Витте, рискуя карьерой, был вынужден заплатить отступные и воспользоваться своим положением.
Сергей Витте и его жена Мария (Матидьда)
Скандал с разводом, женитьба на еврейке ставили под удар успех Сергея Юльевича на службе, но чувства оказались настолько сильны, что мужчина готов был рискнуть всем. Александр III, благоволивший Витте, встал на его сторону и оказал протекцию новоявленному новобрачному.
Впрочем, несмотря на старания, женщина не была принята в высшем обществе, где к ней, как и к ее мужу относились с презрением. Не имея собственных детей, Витте удочерил девочек обеих жен от предыдущих браков.
Смерть
Бывший министр-реформатор скончался в 1915 году. Причиной смерти стал менингит. По воспоминаниям посла Франции в Петербурге Ж.-М. Палеолога, Николай с облегчением узнал о кончине бывшего министра.
Могила Сергея Витте
Незадолго до кончины Сергей Юльевич работал над книгой мемуаров личного характера. «Воспоминания» изданы в начале 1920-х годов в Берлине, чуть позже в РСФСР.
В современном мире вклад Витте в становление российской экономики, а также незаурядная личность становились предметом оценки историков. О государственном деятеле сняты документальные фильмы, которые также неоднозначно, как и его современники, рассматривают Сергея Юльевича.
Интересные факты
- Приступив к работе специалиста по эксплуатации, Витте, желая узнать тонкости управления и организации, прошел стажировку на различных должностях. Молодой управленец сидел в кассах, работал станционным смотрителем грузовых и пассажирских сообщений.
Подстаканники – идея Сергея Витте
- При уходе с поста управляющего железной дороги и поступлении на государственную должность Витте значительно потерял в денежном жаловании. Вместо 40 тысяч в год новоявленный министр стал получать только 8 тысяч. Император из личных денег доплачивал Сергею Юльевичу еще 8 тысяч в качестве компенсации.
- Современные и привычные железные подстаканники, до сих пор используемые в вагонах, введены в обиход именно в период работы Витте.
Цитаты
В душу человека вложена идея справедливости, которая не мирится с неравенством – с бедствием одних в пользу других, – от каких бы причин сие не происходило.
Чувство «я» – чувство эгоизма в хорошем и дурном смысле – есть одно из чувств, наиболее сильных в человеке.
Под влиянием трусости ни одно качество человека так не увеличивается, как глупость.
Большинство наших дворян представляет собой кучку дегенератов, которые, кроме своих личных интересов и удовлетворения личных похотей, ничего не признают, а потому и направляют все усилия на получение тех или иных милостей за счёт народных денег, взыскиваемых с обедневшего русского народа для государственного блага…
Не перед нашей же культурой, не перед нашей бюрократической церковью, не перед нашим богатством и благосостоянием преклонялся свет. Он преклонялся перед нашей силой.
Фото
Post Views: 52
Источник
Сергей Витте – биография
Сергей Витте – один из самых популярных деятелей индустриализации, сторонник многочисленных реформ. Он стал создателем грандиозного магистрального пути между столицей и Сибирью. Также прославился в качестве гениального министра.
С фамилией Витте связывается появление легендарной Транссибирской магистрали, которая не только соединяет Дальний Восток и Москву, но и превратилась в популярный туристический маршрут.
Юношеские годы
Родился великий политический деятель России на Кавказе в 1849 году. Бедное, но родовитое дворянское семейство проживало в Тифлисе. Глава рода Витте был по происхождению немцем, его семья вступила в дворянство еще в середине 19-го века. Родословная по матери была связана с великими Долгорукими, что было для маленького Сергея особым поводом для гордости.
В семье подрастало пятеро детей – две дочки и трое сыновей. Детство малыша прошло у А.М. Фадеева, его дедушки со стороны матери. Любимая бабуля научила маленького Сережу читать и писать.
Сергей Витте в детстве
Когда мальчик подрос, пришло время отдавать его в школу. Сергей поступил в Тифлисскую гимназию, где имел репутацию не очень хорошего ученика. Юному реформатору не нравились точные науки и дисциплина, но он был в восторге от фехтования, катания на лошадях и музицирования.
Хотя оценки у Сергея в аттестате были плохими, он решает поступать в университет. Для этого он едет в Одессу, однако первая попытка закончилась провалом. Юноше пришлось вновь уехать в родной город и продолжить обучение в гимназии. После долгой и кропотливой зубрежки и повторений Сергей поступает в университет.
Карьерный рост
Хотя в детстве научные труды мало интересовали Сережу, с годами все изменилось. Когда Витте закончил вуз и получил диплом, он хотел остаться работать на кафедре. Молодого человека очень привлекала научная работа. Однако его мать с дядей быстро отговорили Сергея, посчитав, что дворянину не пристало заниматься наукой. По наводке родственников юный Витте решает устроиться на государственную работу.
В то время в России начинается масштабное строительство железнодорожных путей. Частные инвесторы вкладывали огромные деньги в это. Сергею пришлась по душе модная и актуальная отрасль. Под покровительством знатного друга семьи юноша устраивается работать в отдел Одесской железной дороги. Индустриализация захватывает внимание Витте, он видит будущее страны только в техническом прогрессе.
Сергей Витте в молодости
История могла и не увидеть стремительной карьеры Сергея Витте, если бы не интересный случай. В 75 году 19 века произошло невероятное – на путях в катастрофе погибло несколько человек, ехавших на поезде. Начальник пути, а также молодой Витте были приговорены к четырехмесячному аресту. Однако один из князей смилостивился, отметив прошлые заслуги молодого служащего. Только решение высокопоставленного вельможи спасло Витте от ареста. В качестве наказания несчастный работник должен был отсидеть две недели на гауптвахте, куда Витте приходил только ночью – днем он продолжал трудиться в конторе.
Вскоре карьера юного чиновника начала молниеносно развиваться.
Сергей Витте за работой
В 80-х годах 19 века талантливый управленец впервые видит Александра III. Знакомство ознаменовало карьерную биографию будущего министра. Глава монархического государства благоволил Сергею и последнего вскоре назначают руководителем недавно созданного Департамента по вопросам железной дороги. Организация находилась при Минфине. Александр сам мечтал о великом будущем для своего государства и видел в Витте соратника, друга и единомышленника.
Строительство железной дороги при Сергее Витте
При дворе к новоявленному руководителю относились неоднозначно, однако его быстро избрали министром, отвечающим за пути сообщения. Работа молодого чиновника была крайне продуктивной, поэтому вскоре он становится министром финансов.
Сергей ни на миг не забывает о железной дороге – начинает продвигать отрасль, скупает линии передач за счет государственных средств. Основным его достижением считается создание и реализация проекта Транссибирской магистрали.
Реформаторская деятельность
В ходе работы министра рубль был усилен и получил «поддержку» в виде золотых монет и слитков. Благодаря этому укрепляется валюта, богачи отдают капитал в развитие страны.
Не менее важным вкладом была винная монополия. Это решение принесло стране дополнительный доход. Новоявленный министр начинает проводить реформу за реформой. Витте берется за рабочее законодательство, в результате чего было принято постановление о нормированном рабочем дне. Также министр стремился к изменениям в общинах крестьян, которые он считал пережитком прошлого.
Сергей Витте стремился, чтобы управление страной брали в свои руки только образованные и мудрые люди. Реформатор добился того, что на службу стали принимать по заслугам, а не по дворянскому титулу. Афоризмом стало изречение Витте о том, что большая часть дворян – всего лишь кучка дегенератов, которые стремятся только к собственной выгоде. Не удивительно, что при дворе министра не любили и относились к нему с опаской. Больше всего Витте ценил ум, любознательность. По его мнению, именно эти качества должны определять хорошего чиновника и управленца.
Интриги и враги
Предыдущий император благосклонно относился к реформам Витте, но вскоре престол России занял новый правитель. Николай II еще не успел стать новым императором, как враги министра начали организацию кампании. Цель у них была проста – Витте должен быть смещен с поста. Николай не любил Сергея, поскольку обаятельный министр во многом превосходил императора. Но и совсем обойтись без опытного чиновника император не мог – слишком многое держалось на бывшем управленце. Впрочем, Витте также презрительно относился к Николаю, считая лучшим предыдущего правителя России – Александра III.
Николай II Витте и Столыпин
Витте всегда мог сострить или задеть своего противника в словесном споре. Он нажил себе много недоброжелателей из знатного круга. Этот факт и стал причиной дальнейших событий. В 1903 году Сергей Витте переходит на пост председателя в Кабмине тех лет. Несмотря на громкое название, пост был чисто номинальным, бывший министр не имел права голоса в серьезных вопросах. Спустя три года некогда влиятельный чиновник и великий реформатор полностью отходит от дел. Витте объявляет о своей отставке.
Личная жизнь
В биографии Сергея Юльевича Витте было два супружества. Оба раза он женился по любви, но личная жизнь его складывалась трагически. С первой супругой Надеждой будущий чиновник познакомился еще в Одессе. Женщина уже была замужем, но Сергея это не остановило. Он делал все возможное, чтобы избранница получила развод. У него получилось и вскоре молодожены обвенчались, но их совместная жизнь была короткой. Надежда тяжело заболела и часто ездила на курорты, чтобы укрепить слабое здоровье. В 1890 году девушка умерла от сердечного удара.
Сергей Витте с женой Марией (Матильдой)
Через год состоялась другая знаменательная встреча – Сергей увидел Марию Лисаневич. Девушка отличалась яркой красотой, которая, по словам современников, была секретным оружием Марии. Многие сильные мира сего предлагали Марии руку помощи, которую она иногда принимала, зная цену своей внешности. Новая избранница будущего министра также была замужем и развод муж ей давать не хотел. Витте рисковал карьерой, заплатил огромные деньги, но добился своего. Сергей и Мария вступили в повторный брак.
Скандал был огромным: знаменитый чиновник стал мужем еврейке (хотя Мария была к тому моменту православной), которая уже была замужем. Судьбоносный поворот почти стоил мужчине карьеры, но супругов переполняла такая любовь, что им удалось выдержать все напасти судьбы. Сергей рискнул всем и на помощь ему пришел Александр III. Император любил своего министра и помог молодоженам замять скандал.
Сергей Витте с внуком
Однако в высшем свете супругов не принимали. Марию сразу же невзлюбили и презирали, как и самого Сергея. У Витте не было детей. Он удочерил дочерей жен от первых браков.
Болезнь и смерть
В свое время Сергей Витте пережил одно покушение на жизнь, но ему удалось спастись.
Старость бывший министр встречал в Петрограде. Здесь же в 1915 году его настигла страшная болезнь – менингит. Именно это заболевание и стало причиной скорой смерти политического деятеля.
Николай II потом скажет, что смерть Витте стала для него знаком божьим. Император почувствовал облегчение, ведь рядом с ним больше не было «очага интриг». Николай даже представить себе не мог, что пройдет еще несколько лет и начнется революция.
Известно, что Витте работал над описанием собственной биографии – писал книгу мемуаров. «Воспоминания» были изданы в 20-х годах прошлого века, в Германии.
Жизнь великого Витте не была долгой – он прожил всего лишь 65 лет. Однако за это время он успел провести множество необходимых реформ, которые помогли улучшить жизнь простого населения. Витте стал частью истории, о нем до сих пор снимаются киноленты и пишутся книги. Он даже получил гордое звание дедушки глобальной индустриализации.
Интересные факты
- Сергей Витте всегда очень творчески подходил к любой работе. Молодой человек хотел узнать все тонкости каждой профессии. Он успел побыть кассиром, смотрителем железнодорожных путей.
- Когда Витте ушел с управленческой должности и стал чиновником, он очень потерял в деньгах. Раньше он получал около 40 000 рублей, что по тем временам было феноменальной суммой. В качестве чиновника Витте получал только 8 тысяч в год. Александр благоволил будущему министру и собственноручно платил Сергею еще около 8 000.
- Привычные для нашего современника резные подстаканники начали функционировать в поездах именно в момент работы железнодорожного «деятеля».
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник