Сестра ольга пушкина

С родной сестрой Ольгой Сергеевной поэта Александра Пушкина связывали не только родственные, но и теплые дружеские отношения. Она была адресатом его стихотворений и писем, они делились друг с другом секретами и поддерживали в трудные минуты. Говорят, что Ольга Пушкина обладала даром предвидения и предсказала раннюю гибель брату. И хотя сама она дожила до старости, ее жизнь сложилась не менее драматично.

Родители Ольги и Александра Пушкиных | Фото: rudocs.exdat.comа

Ольга была старше брата на два года, воспитанием их обоих больше, чем родители, занимались бабушка – Мария Ганнибал, и няня – та самая Арина Родионовна, которая пела детям колыбельные и рассказывала сказки на ночь. Ольга Пушкина получила достойное образование: кроме танцев и иностранных языков, ей преподавали географию, историю, алгебру и естествознание. У нее была хорошая гувернантка, благодаря которой она свободна говорила не только по-французски, но и по-английски.

О. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина, 1828. Фрагмент | Фото: art-portrets.ru

«Поэта друг, сестра и гений милый», – так назвал Ольгу П. Вяземский в стихотворении, посвященном ей. Анна Керн утверждала: «Пушкин никого истинно не любил, кроме няни своей и сестры». Возможно, в чем-то она была права – к няне и сестре поэт действительно испытывал очень теплые чувства. Об этом свидетельствуют воспоминания современников. Так, например, историк И. Липранди, посетивший Петербург в 1822 г., обратил внимание на то, что из всех родных поэта «интересовалась более знать об Александре Сергеевиче сестра его». Некоторые пушкинисты считают, что большинство своих черт главная героиня «Евгения Онегина» Татьяна унаследовала именно от Ольги Пушкиной.

Николай Павлищев, муж Ольги Сергеевны | Фото: biografija.ru

В 30 лет Ольга тайно обвенчалась с Николаевым Павлищевым. Родители были против этого брака, а брат, хоть и не одобрял ее выбора, помог уговорить их простить Ольгу. Но счастья в семейной жизни она так и не обрела – муж оказался скаредным, мелочным, придирчивым, черствым и эгоистичным. Он одолевал Александра Сергеевича денежными расчетами, претендовал на раздел Михайловского. Ольга очень переживала из-за этих неурядиц, какое-то время она жила в доме брата и его жены, а муж в это время оставался на службе в Варшаве.

О. С. Павлищева. Рисунок неизвестного художника, 1833, Варшава | Фото: radikal.ru

С молодых лет Ольга Пушкина интересовалась физиогномикой, хиромантией и френологией и, как говорили ее знакомые, сама проявляла в этом незаурядные способности. По свидетельству современников, она умела быстро и безошибочно распознавать характер людей. Пытаясь прочитать судьбу человека по линиям на руке, она сама иногда изумлялась своим предсказаниям. Так, Пушкин однажды настоял на том, чтобы она взглянула на его руку, и Ольга увидела недобрый знак: «Зачем, Александр, принуждаешь меня сказать тебе, что боюсь за тебя? Тебе грозит насильственная смерть в среднем возрасте, и до старости ты не доживешь».

Н. Н. Ге. Пушкин в селе Михайловском, 1875 | Фото: pushkin.niv.ru

Ольга Сергеевна увидела предзнаменование насильственной смерти и на руке своего родственника, поручика А. Батурина, которого через несколько дней после гадания убили. Интерес к сверхъестественному у Ольги сохранился до конца дней. Она стала чересчур суеверна и увлеклась мистицизмом после гибели брата на дуэли, вспомнив свое предсказание, которому на тот момент никто не придал значения. Ольга Павлищева даже занималась спиритизмом и «столоверчением».

В. А. Тропинин. Портрет А. С. Пушкина, 1827. Фрагмент | Фото: pushkin.niv.ru

После смерти Пушкина в 1837 г. здоровье Ольги Сергеевны, подорванное семейными неурядицами, совсем ослабло. На нервной почве у нее развилась глаукома, и она начала терять зрение. К концу своих дней Ольга Павлищева почти совсем ослепла, но при этом не утратила силы духа и стойкости. В 1850-х гг. она разъехалась с мужем и доживала остаток дней в Петербурге. Она скончалась в 1868 г. в возрасте 70 лет, а вскоре после ее смерти Павлищев женился на женщине, с которой его уже давно связывали близкие отношения.

Слева – В. Ф. Чернова. Портрет Ольги Сергеевны Павлищевой, 1844. Справа – фото О. С. Павлищевой, 1860-е гг. | Фото: a-s-pushkin.ru и litceymos.ru

Смерть Пушкина разделила и жизнь его жены на до и после этой трагедии: как сложилась судьба Натальи Гончаровой после гибели поэта

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/151216/32633/

Источник

Сестра Пушкина Ольга Сергеевна (в замужестве – Павлищева) родилась 20 ноября 1797 года.

Сестра Пушкина была всего на два года старше брата. Она была товарищем его детских игр. Все первые впечатления Александра связаны с Олей. И знаменитая Арина Родионовна сначала нянчила Ольгу, а потом Александра. Именно в дом Ольги Сергеевны позднее переехала Арина Родионовна, именно в доме Павлищевых в конце 1828 года и умерла.

Старшими детьми много занималась бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал. Она обучала внуков сначала русской грамоте, а затем и русской словесности.

Свой характер – внезапно меняющийся, резкий, со вспышками гнева и веселья, Ольга Сергеевна унаследовала от матери.

Один из гувернеров, француз Монфор, заметил в Ольге интерес к рисованию; она сделала под его руководством первые шаги в искусстве. Впоследствии живописи Ольга Сергеевна обучалась у профессионального художника графа Ксавье де Местра и прекрасно рисовала портреты акварелью.

Читайте также:  Ирина безрукова личная жизнь последние новости

Образование Ольга получила весьма неплохое. Она свободно говорила по-французски, кроме танцев и языков, обязательных для всех, её обучали еще географии, истории, началам алгебры и естествознания.

Отношение А. С. Пушкина к сестре было самое дружественное, начиная с детства и до самой его кончины. Она была первым другом поэта, первой слушательницей его стихов, которые он писал в детстве на французском языке.

Позднее Пушкин поступил в Лицей, и они виделись только иногда, в выходные. Лицеистов не отпускали домой. Поэтому лицейские годы в то время казались им монастырем. В лицее он написал стихотворение «К сестре» (1814).

Оставлю темну келью,

Поля, сады свои

Под стол клобук с веригой –

И прилечу расстригой

В объятия твои.

С подругой обнимуся

Весны моей златой…

Но это лишь мечтанье!

Увы, в монастыре,

При бледном свеч сиянье,

Один пишу к сестре…

Брат и сестра очень любили друг друга и живо интересовались делами каждого. По словам А.П. Керн: «Пушкин никого истинно не любил, кроме няни своей и сестры». До нас дошло свидетельство историка И.П. Липранди, посетившего Петербург в 1822 году, что из всех родных поэта «интересовалась более знать об Александре Сергеевиче сестра его».

Одним из любимых занятий Ольги было изучение френологии и физиогномистики, её настольными книгами стали сочинения Лафатера и Галле. Она говорила, что с их помощью безошибочно распознает характер людей. Занималась она и хиромантией. До нас дошли два случая, когда по руке человека она смогла точно предсказать его судьбу.

Однажды брат Александр, вскоре после выпуска из Лицея, попросил посмотреть его руку. Сначала Ольга не соглашалась, но, потом уступила просьбе брата, долго смотрела на его руку, а потом, заплакав, сказала: «Зачем, Александр, принуждаешь меня сказать тебе, что боюсь за тебя? Грозит тебе насильственная смерть и еще не в пожилые годы».

В другой раз она посмотрела руку своему родственнику А.Г. Батурину, поручику лейб-гвардии Егерского полка.

Она сказала: «По руке вашей вы не умрете естественной смертию; впрочем, не верьте моим хиромантическим познаниям». Батурин пал от руки случайного убийцы на третий же день после этого предсказания.

Ольга долго не выходила замуж. Отчасти в этом виноваты и её родители. Они не любили Н. И. Павлищева, который сватался к ней, и всячески противились их браку. Так что Ольге пришлось тайно обвенчаться со своим избранником. Это произошло в 1828 году.

В. А. Жуковский в письме к А. А. Воейковой от 4 февраля 1828 г. писал:

«Пушкина, Ольга Сергевна, одним утром приходит к брату Александру и говорит ему: милый брат, поди скажи нашим общим родителям, что я вчера вышла замуж… Брат удивился, немного рассердился, но, как умный человек, тотчас увидел, что худой мир лучше доброй ссоры, и понес известие родителям. Сергею Львовичу сделалось дурно… Теперь все помирились».

По другой информации, Пушкин знал о готовящемся венчании, даже выступил в роли посаженного отца. Посаженной матерью была Анна Петровна Керн. Барон Антон Дельвиг предоставил свою квартиру для званого ужина. Там Александр от имени родителей благословил сестру иконой Иверской Божьей матери.

Старшие Пушкины, однако, не любили своего зятя.

Николай Иванович Павлищев был образованным человеком, автором научных трудов, переводчиком, издателем, чиновником Департамента народного просвещения.

Впоследствии он стал в Варшаве управляющим канцелярией генерал-интенданта Царства Польского, сенатором и тайным советником. Должности немалые, а вот в письмах Александру Сергеевичу и Сергею Львовичу Пушкиным он постоянно жаловался на безденежье. Именно его скаредность и мелочность доставила немало неприятностей поэту и отравляла жизнь Ольги Сергеевны, и без того нелегкую. Добавим ещё к этим недостаткам зависть, и черствость. Они видны в письмах Павлищева.

Николай Иванович требовал от новых родственников сначала приданного, а затем, в 1835-36 гг., после смерти Надежды Осиповны, раздела имущества, выделения для Ольги Сергеевны части наследства и продажи Михайловского.

После того, как Сергей Львович, постаревший и измученный болезнями, передал все бразды правления имуществом сыну-поэту, г-н Павлищев измучил последнего нудными и бестолковыми письмами, заполненными расчетами и подсчетами.

Александр Сергеевич по этому поводу писал жене, Наталье Николаевне, в откровенном письме от 11 июня 1834г:

«А делать нечего. Если не взяться за имение, то оно пропадет же даром. Ольга Сергеевна и Лев Сергеевич (брат поэта, служивший на Кавказе) останутся на подножном корму, а придется взять их мне же на руки, тогда-то и наплачусь и наплачусь (Пушкин горько каламбурит!), а им и горя мало. Меня же будут цыганить. Ох, семья, семья!»

В ноябре 1834 года у Ольги Сергеевны родился сын Лев, в мае 1837 год – дочь Надежда. Последние тяжелые роды подорвали её здоровье.

Шли годы. В 1848 году умер Сергей Львович Пушкин; Ольга Сергеевна приехала в Петербург для раздела наследства, а также для того, чтобы определить сына в учебное заведение. Осенью 1851 года окончательно переселилась в Петербург, чтобы следить за учебой ее детей. Её муж, связанный службой, остался в Варшаве.

Сын Левушка пропадал все дни напролет в семье невестки Н.Н. Пушкиной-Ланской, где его любили и баловали.

Читайте также:  Где живет лариса гузеева в москве дом фото

Раздоры с мужем продолжались. Он втягивал больную Ольгу даже в споры с биографами покойного брата – Бартеневым и Анненковым – о точности воспоминаний, обвинял их в искажении и подделке фактов.

Бесконечное нервное напряжение плохо отражалось на слабом здоровье Ольги Сергеевны. В начале декабря 1862 года, после страшного нервного удара, у неё начала развиваться глаукома. Ольга Сергеевна фактически потеряла зрение.

Она нуждалась постоянно в посторонней помощи, но находила силы диктовать своему сыну Льву отрывки из воспоминаний, семейные легенды, предания. Эти воспоминания в 1888-1896 годах были изданы Л.Н. Павлищевым, который, по мнению специалистов, исказил умышленно не только многие факты из биографии его гениального дяди (которого, кстати, очень любил), но даже и отрывки из семейной переписки, а часть писем и вовсе придумал, да так похоже, что не отличишь от подлинных!

Неизвестно, зачем Лев Павлищев пошел на такую сознательную фальсификацию, однако, известно, что он был очень недоволен тем, что его матери, О.С. Павлищевой, биографы не отвели подобающего места. При этом он выражал негодование, что биографы «толковали усердно и о няньке Ирине Родионовне, личности полуграмотной и ровно ничем не замечательной, кроме сообщаемых ею россказней о богатыре Еруслане Лазаревиче, царе Салтане и прочих народных басен».

Она умирала в полной слепоте. Почти не могла ходить.

Ольга Сергеевна Пушкина-Павлищева скончалась в Петербурге 2 (14) мая 1868 года, на 71-м году жизни. Её похоронили на Новодевичьем кладбище Петербурга. На памятнике, установленном ее сыном Л.Н. Павлищевым (1834-1915), была эпитафия, которую Ольга сочинила для себя сама:

«Отдых от жизни тяжелой

Могила одна нам дает!

Пусть же с улыбкой веселой

Страдалица к смерти идет».

7 июля 1936 года прах О.С. Павлищевой перенесли на Главную аллею Некрополя Мастеров искусств (Тихвинское кладбище) Александро-Невской лавры.

Источник

 Ïëþøàð Å.À.Ïîðòðåò Îëüãè Àëåêñàíäðîâíû Ïóøêèíîé.1830ã

 
Òàéêîì âçîøåä â äèâàííó,
Õîòü ñ ïîìîùüþ ïåðà,
Î, êàê òåáÿ çàñòàíó,
Ëþáåçíàÿ ñåñòðà?
×åì ñåðäöå çàíèìàåøü
Âå÷åðíåþ ïîðîé?
Æàí-Æàêà ëè ÷èòàåøü,
Æàíëèñà ïðåä òîáîé?
Èëü ñ ðåçâûì Ãàìèëüòîíîì
Ñìååøüñÿ âñåé äóøîé? (…)
Íî âîò óæ ÿ ñ òîáîþ,
È â ðàäîñòè íåìîé
Òâîé äðóã ðàñöâåë äóøîþ,
Êàê ÿñíûé âåøíèé äåíü.
Çàáûòû äíè ðàçëóêè,
Äíè ãîðåñòè è ñêóêè,
Èñ÷åçëà ãðóñòè òåíü ( À.C. Ïóøêèí)

         Îëüãà Ñåðãååâíà Ïóøêèíà áûëà âñåãî íà äâà ãîäà ñòàðøå áðàòà Àëåêñàíäðà, ïîýòîìó íÿíÿ ó íèõ áûëà îäíà íà äâîèõ: çíàìåíèòàÿ Àðèíà Ðîäèîíîâíà. Òå æå ñêàçêè, òå æå êîëûáåëüíûå íà íî÷ü. Ïîíà÷àëó Îëåíüêå ìàòåðüþ, Íàäåæäîé Îñèïîâíîé, óäåëÿëîñü áîëüøå âíèìàíèÿ, íî ïîòîì ÷åðåäà ñìåðòåé ìëàäøèõ áðàòüåâ è ñåñòåð (ó Ïóøêèíûõ óìåðëî ïÿòåðî äåòåé, îñòàëîñü â æèâûõ òîëüêî òðîå!), ðîæäåíèå áðàòà Ëüâà, ñòàâøåãî ëþáèìöåì, êàê-òî îòäàëèëè äåâî÷êó îò íåå. Áîëüøå ñòàðøèìè äåòüìè çàíèìàëàñü áàáóøêà, Ìàðèÿ Àëåêñååâíà Ãàííèáàë, æåíùèíà óìíàÿ è ñ òâåðäûì õàðàêòåðîì.

       Îëüãà Ñåðãååâíà ñâîé õàðàêòåð – ðåçêèé, âíåçàïíî ìåíÿþùèéñÿ, ñî âñïûøêàìè ãíåâà è âåñåëüÿ, óíàñëåäîâàëà, íàäî äóìàòü, îò ìàòåðè. È â äåòñòâå î÷åíü îò ýòîãî ñòðàäàëà, òàê êàê îáóçäûâàòü êàïðèçû ñâîåé íàòóðû åùå íå óìåëà.

            Äîìàøíåå îáðàçîâàíèå Îëüãà Ñåðãååâíà ïîëó÷èëà âåñüìà íåïëîõîå: åå, êðîìå òàíöåâ è ÿçûêîâ, îáÿçàòåëüíûõ äëÿ âñåõ, îáó÷àëè åùå èñòîðèè, ãåîãðàôèè, íà÷àëàì àëãåáðû è åñòåñòâîçíàíèÿ.

   Çíàëà îíà è àíãëèéñêèé ÿçûê, ÷òî áûëî òîãäà äîâîëüíî óäèâèòåëüíî äëÿ áàðûøíè, íî îáúÿñíÿëîñü ïðîñòî: ó íåå áûëà õîðîøàÿ ãóâåðíàíòêà è êíèãè èç îòöîâñêîé áèáëèîòåêè: Øåêñïèð â ïîäëèííèêå. Áîëüøå âñåãî îíà ëþáèëà “Ìàêáåòà”. ×òåíèå åå áûëî ðàçíîîáðàçíûì: “Íðàâñòâåííûé äîãîâîð” Ðóññî ïåðåìåøèâàëñÿ ñ íðàâîó÷èòåëüíûìè ðîìàíàìè ìàäàì Æàíëèñ. Îëüãà Ñåðãååâíà òàêæå î÷åíü õîðîøî ðèñîâàëà, åå ó÷èòåëü, ïðîôåññèîíàëüíûé æèâîïèñåö Êñàâüå äå Ìåñòð íàçûâàë åå ñïîñîáíåéøåé ó÷åíèöåé, ñ òâåðäîé ðóêîé. Îíà ëþáèëà æèâîòíûõ, îñîáåííî ñîáàê è ëîøàäåé. Ïðåêðàñíî åçäèëà âåðõîì. Íî íå ÷óæäû áûëè åé è ïåøèå ïðîãóëêè.

        Îòíîøåíèå À.Ñ. Ïóøêèíà ê ñåñòðå áûëî ñàìîå äðóæåñòâåííîå, íà÷èíàÿ ñ äåòñòâà è äî ñàìîé åãî êîí÷èíû. Îíà áûëà òîâàðèùåì åãî äåòñêèõ èãð, ëþáèìîé èç êîòîðûõ áûëè òåàòðàëüíûå ïðåäñòàâëåíèÿ. Àëåêñàíäð â áèáëèîòåêå îòöà ïåðå÷èòûâàë êîìåäèè Ìîëüåðà è ñàì ñòàë óïðàæíÿòüñÿ â íàïèñàíèè ïîäîáíûõ êîìåäèé.

       Îëüãà, êàê è áðàò, ðîñëà íà÷èòàííîé äåâóøêîé. Ê òîìó æå â èõ äîìå áûâàëè òàêèå çíàìåíèòûå ëèòåðàòîðû, êàê Äìèòðèåâ è Êàðàìçèí. Óæå â äåòñòâå Îëüãà áûëà çíàêîìà ñ Ã.Ð. Äåðæàâèíûì, à ïîòîì ñ Â.À. Æóêîâñêèì, Ï.À. Ïëåòíåâûì, êíÿçåì Ï.À. Âÿçåìñêèì, Í.Â. Ãîãîëåì, À.Ìèöêåâè÷åì, äà è ðîäíîé äÿäÿ Âàñèëèé Ëüâîâè÷ áûë èçâåñòíûì â òî âðåìÿ ñòèõîòâîðöåì.
 
     Îëüãà Ñåðãååâíà ñ÷èòàëà áåñïîëåçíîé òðàòîé âðåìåíè âñå áàëû è ðàóòû, ê êîòîðûì áûëè òàê ïàäêè åå ðîäèòåëè, è íà êîòîðûõ îíà ïðîòèâ âîëè äîëæíà áûëà ïðèñóòñòâîâàòü ïî ïðèêàçàíèþ Íàäåæäû Îñèïîâíû. Îëüãà ïðåäïî÷èòàëà áåñåäó ñ êíèãàìè, ñòàâÿ âûøå âñåãî, ïî åå âûðàæåíèþ, æèçíü ñîçåðöàòåëüíóþ, ïî÷åðïàÿ â êðàñîòàõ ïðèðîäû, ïîýòè÷åñêèõ ñâîèõ âäîõíîâåíèÿõ è æèâîïèñè ñàìîå âûñîêîå íàñëàæäåíèå.

         îäíîì èç ñîõðàíèâøèõñÿ åå ïèñåì îíà ãîâîðèò: “Äåñïîòèçì ìîèõ ðîäèòåëåé â ìîåé ìîëîäîñòè, à ïîòîì çàáîòû è çëîêëþ÷åíèÿ çàñòàâèëè ìåíÿ èçìåíèòü ìîåìó ïðèçâàíèþ. Ïîÿâèëàñü ÿ íà ñâåò äëÿ æèçíè ñîçåðöàòåëüíîé, íî íå äëÿ áîðüáû ñ îáñòîÿòåëüñòâàìè çàãàäî÷íîãî ñóùåñòâîâàíèÿ çåìíîãî, ìåæäó äâóìÿ âå÷íîñòÿìè, – áîðüáû òðóäíîé è íåâûíîñèìîé”.

Читайте также:  Актриса ковальчук анна

            Àëåêñàíäð Ïóøêèí íåæíî ëþáèë ñâîþ ñåñòðó è åå íàñòðîåíèÿ, èíòåðåñû áûëè åìó ïîíÿòíû è áëèçêè. Þíîøåñêàÿ ïåðåïèñêà ìåæäó áðàòîì è ñåñòðîé ïîêà íå íàéäåíà, õîòÿ áûòóåò ìíåíèå, ÷òî äîëãèå ãîäû îíà õðàíèëàñü ó âäîâû ïîýòà, Íàòàëüè Íèêîëàåâíû, à ïîòîì ñëåä åå áûë óòåðÿí. Òî íåìíîãîå, ÷òî óöåëåëî, òîëüêî ïîäòâåðæäàåò ñëîâà À.Ï. Êåðí, ñêàçàííûå ïîçäíåå: “Ïóøêèí ìàëî êîãî èñòèííî ëþáèë, êðîìå íÿíè è ñåñòðû ñâîåé”.

     Âîñïîìèíàíèÿìè î ñåñòðå ïðîíèçàíî ñòèõîòâîðåíèå Ïóøêèíà, íàïèñàííîå â 1814 ãîäó, è ïðèñëàííîå Îëüãå â Ïåòåðáóðã.
 Íî âîò óæ ÿ ñ òîáîþ,
È â ðàäîñòè íåìîé
Òâîé äðóã ðàñöâåë äóøîþ,
Êàê ÿñíûé âåøíèé äåíü.
Çàáûòû äíè ðàçëóêè,
Äíè ãîðåñòè è ñêóêè,
Èñ÷åçëà ãðóñòè òåíü.

Íî ýòî ëèøü ìå÷òàíüå!
Óâû, â ìîíàñòûðå,
Ïðè áëåäíîì ñâå÷ ñèÿíüå,
Îäèí ïèøó ê ñåñòðå.

      “Ìèëàÿ Îëÿ, áëàãîäàðþ çà ïèñüìî, òû î÷åíü ìèëà è ÿ òåáÿ î÷åíü ëþáëþ, õîòü ýòîìó òû è íå âåðèøü..” (4 äåêàáðÿ 1824 ãîäà, Ìèõàéëîâñêîå) Îíà âåðèëà. Âåðèëè ýòîìó è äðóçüÿ ïîýòà, â ÷àñòíîñòè Ïåòð Àíäðååâè÷ Âÿçåìñêèé. Çíàÿ, êàêîå ãëóáîêîå äóõîâíîå âëèÿíèå Îëüãà Ñåðãååâíà èìååò íà áðàòà, îí ñ÷èòàë, ÷òî îíà è òîëüêî îíà ñìîæåò ïðèìèðèòü åãî â ññîðå ñ îòöîì è íå äîïóñòèòü, ÷òîáû ñëóõå î êîíôëèêòå äîøëè äî ñòîëèö èëè – åùå õóæå – äî ãîñóäàðÿ!

         27 ÿíâàðÿ 1828 ãîäà, â Ïåòåðáóðãå, Îëüãà Ñåðãååâíà òàéíî îáâåí÷àëàñü ñ Íèêîëàåì Èâàíîâè÷åì  Ïàâëèùåâûì.Îí  áûë îáðàçîâàííûì ÷åëîâåêîì, ïåðåâîä÷èêîì, àâòîðîì íàó÷íûõ òðóäîâ, èçäàòåëåì, ÷èíîâíèêîì Äåïàðòàìåíòà íàðîäíîãî ïðîñâåùåíèÿ. Âïîñëåäñòâèè, îòêîìàíäèðîâàííûé â Âàðøàâó, îí ñòàíîâèòñÿ óïðàâëÿþùèì êàíöåëÿðèåé ãåíåðàë-èíòåíäàíòà Öàðñòâà Ïîëüñêîãî, ñåíàòîðîì è òàéíûì ñîâåòíèêîì.Äîëæíîñòè ãðîìêèå,íî áîëüøîãî äîõîäà íå ïðèíîñèëè.

        Èìåííî åãî ìåëî÷íîñòü è ñêàðåäíîñòü äîñòàâèëà íåìàëî íåïðèÿòíîñòåé ïîýòó è îòðàâëÿëà è áåç òîãî íåëåãêóþ æèçíü Îëüãè Ñåðãååâíû. Íî òîãäà ðîìàíòè÷åñêîå íà÷àëî áðàêà – òàéíîå âåí÷àíèå – íå ïðåäâåùàëî áóäóùèõ íåñ÷àñòèé è íåäîðàçóìåíèé. Ëþáèìûé áðàò âûñòóïèë â ðîëè ïîñàæåííîãî îòöà, Àííà Ïåòðîâíà Êåðí – â ðîëè ïîñàæåííîé ìàòåðè, áàðîí Àíòîí Äåëüâèã ïðåäîñòàâèë äëÿ çâàííîãî óæèíà ñâîþ êâàðòèðó. Òàì Àëåêñàíäð è áëàãîñëîâèë ñåñòðó èêîíîé Èâåðñêîé Áîæüåé ìàòåðè îò èìåíè ðîäèòåëåé.Ïîçæå ðîäèòåëè ïðîñòèëè ìîëîäûì èõ òàéíûé áðàê.

   Îíà òî æèëà â Âàðøàâå, òî ðàçúåçæàëàñü ñ ìóæåì. Ñîäåðæàíèå îí åé â ýòîì ñëó÷àå âûïëà÷èâàë íåðåãóëÿðíî, à òî è âîâñå íå ïëàòèë. Åé íàäî áûëî æèòü â Ïåòåðáóðãå – ãîðîäå î÷åíü äîðîãîì – íà äåíüãè áðàòà èëè îòöà. ×àùå áðàòà. Íåîäíîêðàòíî Íàòàëüÿ Íèêîëàåâíà è Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷ ïðèãëàøàëè Îëüãó Ñåðãååâíó æèòü â ñâîé äîì, íî îíà îòêàçûâàëàñü.
   
      Ôåâðàëüñêàÿ òðàãåäèÿ 1837 çàñòàëà Îëüãó Ñåðãååâíó â åå äîìå, â Âàðøàâå, íà Ìåäîâîé óëèöå. Îíà æäàëà ïîÿâëåíèÿ íà ñâåò âòîðîãî ðåáåíêà (â ìàå1837 ó íåå ðîäèëàñü äî÷ü Íàäåæäà.) Äàæå ãîäû ñïóñòÿ îíà íå ìîãëà áåç ñëåç âñïîìèíàòü òå äíè!..

        Ìíîæåñòâî çíàêîìûõ è íåçíàêîìûõ ëþäåé ïðèåçæàëè íà Ìåäîâóþ, ÷òîáû âûðàçèòü ñîáîëåçíîâàíèå ñåñòðå âåëèêîãî ïîýòà, ðàçäåëèòü ñ íåþ åå ãîðå. Ñ îïóõøèìè îò ñëåç è áåññîííèöû ãëàçàìè îíà ïðèíèìàëà âñåõ áåçîòêàçíî, íåñìîòðÿ íà ñàìî÷óâñòâèå, à ïîòîì, îñòàâøèñü îäíà, äîëãî ïåðåáèðàëà ëèñòî÷êè ïèñåì, ñòèõîòâîðåíèé, êîòîðûå áåðåæíî õðàíèëà â øêàòóëêàõ, íå â ñèëàõ ïîâåðèòü âî âñå ñëó÷èâøååñÿ.

    Øëè ãîäû. Âûðîñ åå ñûí Ëåâóøêà, ó÷àùèéñÿ â Ïåòåðáóðãå è íåóëîâèìî ïîõîäèâøèé íà ëþáèìîãî áðàòà. Îí ïðîïàäàë âñå äíè íàïðîëåò â ñåìüå íåâåñòêè Íàòàëüè Íèêîëàåâíû Ïóøêèíîé-Ëàíñêîé, ãäå åãî ëþáèëè è áàëîâàëè. Îíà ïîðó÷èëà ñûíà çàáîòàì íåâåñòêè, çíàÿ, ÷òî ùåäðîå è ãîðÿ÷åå ñåðäöå “Ìàäîííû” Àëåêñàíäðà íå îñòàâèò ìàëü÷èêà áåç ìàòåðèíñêîé çàáîòû è âíèìàíèÿ. Òàê îíî è áûëî. Ðàçäîðû ñ ìóæåì âñå ïðîäîëæàëèñü.

                 1862 ãîäó îíà ôàêòè÷åñêè ïîòåðÿëà çðåíèå. Ïîñòîÿííî íóæäàëàñü â ïîñòîðîííåé ïîìîùè. Íî íàõîäèëà ñèëû äèêòîâàòü ñâîåìó ñûíó Ëüâó îòðûâêè èç âîñïîìèíàíèé, ñåìåéíûå ïðåäàíèÿ, ëåãåíäû. Îíà âåäü íå ìîãëà ïðîâåðèòü, ÷òî îí ïèøåò, è íå çíàëà, ÷òî îáîæàåìûé ñûí óìûøëåííî èñêàçèò íå òîëüêî ìíîãèå ôàêòû èç áèîãðàôèè ñâîåãî ãåíèàëüíîãî äÿäè, (êîòîðîãî, êñòàòè, ëþáèë è î÷åíü õîðîøî ïîìíèë), íî äàæå è îòðûâêè èç ñåìåéíîé ïåðåïèñêè.Õîðîøî, ÷òî ïîäëèííèêè ïèñåì ñîõðàíèëèñü è ïîïàëè â ìóçåé, èíà÷å íèêîãäà íå çíàòü áû íàì ïðàâäû î ïîýòå!

      Ñòàðøàÿ ñåñòðà ïîýòà, ïåðâûé êðèòèê åãî ïðîèçâåäåíèé, Îëüãà Ñåðãååâíà Ïóøêèíà-Ïàâëèùåâà ñêîí÷àëàñü â Ïåòåðáóðãå 2 (14) ìàÿ 1868 ãîäà, ïîñëå äîëãîé áîëåçíè, íà 71-ì ãîäó î÷åíü íåïðîñòîé è íå î÷åíü ñ÷àñòëèâîé æèçíè. Ÿ ìóæ, ñòàâøèé òàéíûì ñîâåòíèêîì, ïî÷òè ñðàçó æå æåíèëñÿ íà æåíùèíå, ñ êîòîðîé áûë ñâÿçàí îòíîøåíèÿìè óæå ìíîãî ëåò. Äåòè æèëè ñâîåé æèçíüþ… 6 ìàÿ 1868 ãîäà Î.Ñ. Ïàâëèùåâó, ñîãëàñíî åå âîëå, ïîõîðîíèëè íà Íîâîäåâè÷üåì êëàäáèùå Ïåòåðáóðãà. Íà ïàìÿòíèêå, óñòàíîâëåííîì åå ñûíîì Ë.Í. Ïàâëèùåâûì (1834-1915), áûëà ýïèòàôèÿ, êîòîðóþ ñî÷èíèëà äëÿ ñåáÿ ñàìà Îëüãà:

“Îòäûõ îò æèçíè òÿæåëîé
Ìîãèëà îäíà íàì äàåò!
Ïóñòü æå ñ óëûáêîé âåñåëîé
Ñòðàäàëèöà ê ñìåðòè èäåò”.

Источник