Штраус биография личная жизнь
Биография
Как ни удивительно, но танцевальную музыку два столетия назад считали жанром несерьезным, вызывавшим в лучшем случае снисходительные улыбки. Переломил ситуацию австрийский композитор и дирижер Иоганн Штраус, недаром именуемый Королем вальса.
Детство и юность
Когда речь заходит об Иоганне Штраусе, рядом с фамилией обычно указывается пояснение – сын или отец. Родоначальник династии, тоже Иоганн Штраус – не менее известный композитор и виртуозный скрипач и тоже сочинял вальсы. Сыновья пошли по его стопам и выбрали жизнь в музыке. Отец репетировал дома, но, как ни странно, категорически возражал, чтобы дети повторили его судьбу.
Портрет Иоганна Штрауса
В Иоганне-младшем мужчина видел банкира, в Йозефе – офицера. Дирижерскому искусству и игре на скрипке старший сын обучился практически тайком от сурового родителя. Удивительным образом не возбранялась в доме игра на фортепиано и пение в церковном хоре. На этом настояла мать, посчитавшая, что при этих условиях светское образование детей будет полноценным.
К слову, владеть смычком Штраус-младший учился у Франца Амона, первой скрипки в оркестре Штрауса-старшего. Параллельно с этим юноша подчинился воле отца и поступил в Политехническое училище. Экономическое образование в будущем сыграло на руку музыканту.
Иоганн Штраус в молодости
На пике популярности Иоганн создал несколько оркестров, выступавших по городу. Продирижировав одно произведение, композитор переезжал в другое место, и там трюк повторялся. Таким образом удовлетворялись пожелания публики услышать маэстро, и доход увеличивался в разы.
Поддержку юноша получал только от матери, Анны Штрайм. Опасаясь, что отец разрушит карьеру сына, который уже превращался в достойного конкурента, Анна развелась с мужем. Тем более что Штраус-старший жил фактически в другой семье, с поклонницей Эмилией Трамбуш. Разгневанный глава семейства лишил Анну и ее детей наследства.
Иоганн Штраус
Не совпали отец и сын и в принятии революционных веяний 1840-х годов. Старший встал на сторону Габсбургов. Младший написал «Марш восставших», получивший в народе название «Венской Марсельезы». После подавления восстания Иоганн-сын попал под суд. Однако и к отцу публика охладела.
Положительные изменения в биографии Иоганна начались только после смерти отца. Штраус-младший не держал зла, посвятил отцу вальс и издал партитуры его музыкальных произведений. Впоследствии шесть его братьев, родившиеся в двух семьях, выбрали композиторскую стезю.
Музыка
Уже в 19 лет Штраус обзавелся собственным оркестром и успешно выступал. Дебют состоялся в казино недалеко от австрийской столицы Вены. Отец подключил все свои связи, чтобы талантливому сыну не достались солидные площадки вроде салонов и тем более – императорского дворца.
Композитор Иоганн Штраус
После смерти отца, объединив коллективы, Штраус ездил по стране с концертами, играл при дворе императора Франца-Иосифа. Молодой человек дирижировал исполнением собственных вальсов, полек, маршей, но и не забывал наследие отца.
Популярность Иоганна набирала обороты, он не побоялся разделить славу с братьями Эдуардом и Йозефом. Старший брат считал младших такими же талантливыми, а себя просто популярным. Очень скоро слава композитора и дирижера вышла за пределы родной Австрии. Последовали триумфальные гастроли по Германии, Румынии, Польше, Чехии, России. Штраус оказался необыкновенно одарен мелодически, по его собственному признанию, музыка «лилась, как вода из крана».
Эдуард Штраус, Иоганн Штраус и Йозеф Штраус
Иоганн Штраус-сын считается основоположником венского вальса – произведения, состоящего из вступления, четырех-пяти мелодических построений и заключения. Перу композитора принадлежат 168 вальсов, которыми на протяжении века наслаждаются любители музыки.
Специально для придворных балов музыкантом созданы жемчужины коллекции – самый длинный вальс «Сказки венского леса», «Радуйтесь жизни», «На прекрасном голубом Дунае». В первом ясно звучат фольклорные мотивы. Последний, именуемый также «Голубой Дунай» и впервые прозвучавший на Всемирной выставке в Париже, считается неофициальным гимном Австрии.
Среди популярнейших вальсов Иоганна Штрауса называются и «Весенние голоса». Впервые произведение исполнено на благотворительном концерте в театре «Ан дер Вин», по-прежнему остается обязательным атрибутом светских раутов и балов. В Европе ХХ и XXI веков «Весенние голоса» – символ празднования Нового года.
В ХХ веке на основе вальсов Штрауса созданы балеты. Шедевры Иоганна – это не просто музыка для танцев. Специалистами и простыми поклонниками они рассматриваются как самостоятельные, обладающие художественной ценностью произведения.
В 1870-х Иоганн передал придворные функции брату Эдуарду и принялся сочинять оперетты, опять оказавшись основоположником отдельного классического жанра. Всего их было 15, а также балет и комическая опера. Не одно поколение артистов завоевали звездный статус, исполняя партии из «Летучей мыши», «Цыганского барона», «Богини разума».
В это же время композитор посетил с гастролями США. Там Штраус дал 14 концертов и установил мировой рекорд, дирижируя оркестром в тысячу человек. Ради этой единственной заокеанской поездки музыкант отказался от контракта с Царскосельскими железными дорогами и невероятного по тем временам гонорара в 22 тысячи рублей. В дальнейшем Иоганн отказался от подобного гигантизма на потребу публике, несмотря на то, что импресарио сулили большие гонорары.
Личная жизнь
Композитор пять раз посетил Россию, где выступал с оркестром на летних Павловских сезонах. Там Иоганн познакомился с Ольгой Смирнитской и попросил руки девушки. Однако родители Ольги не пожелали отдать дочь иностранцу. Музыкант посвятил русской музе вальс «Прощание с Петербургом».
Ольга Смирнитская, русская возлюбленная Иоганна Штрауса
После того как дирижер узнал, что любимая вышла замуж, он утешился в объятиях оперной певицы Генриетты Халупецкой. Женщина воспитывала семерых детей от разных мужчин, при этом ни разу не будучи замужем. Генриетта стала не просто женой, она поддерживала мужа в творчестве и сподвигла на написание оперетт.
Генриетта Халупецкая, первая жена Иоганна Штрауса
После смерти Генриетты в 1878-м Штраус, едва выдержав рамки приличия для скорбящего вдовца, пошел под венец с Анжеликой Дитрих. Через пять лет брак распался.
Анжелика Дитрих, вторая жена Иоганна Штрауса
Последняя жена музыканта – Адели Дойч, вдова банкира, воспитывавшая дочь Алису. Ради супруги-еврейки Иоганн поменял веру – перешел из католичества в протестантизм, а также и гражданство. На утряску формальностей ушло пять лет, только в 1887 году Штраусы смогли назваться мужем и женой. Ни в одном из браков детей композитор не нажил.
После смерти Иоганна Адель посвятила жизнь увековечиванию его памяти. В квартире, где жила семья, вдова создала музей Штрауса, где сохранены обстановка, музыкальные инструменты, партитуры произведений, личные вещи композитора и дирижера.
Смерть
В последние годы жизни Штраус превратился в добровольного затворника, просиживал дома, не давал концертов. Согласился лишь на одно выступление – в честь юбилея оперетты «Летучая мышь». Решение оказалось фатальным: возвращаясь из театра, Иоганн простудился.
Могила Иоганна Штрауса
Тяжелая пневмония плюс возраст не дали композитору шансов. Гениальный австриец умер в июне 1899 года. Могила расположена на Центральном кладбище Вены, рядом с могилами Иоганнеса Брамса и Франца Шуберта.
Произведения
- 1867 – «На прекрасном голубом Дунае»
- 1868 – «Сказки Венского леса»
- 1869 – «Вино, женщины и песни»
- 1874 – «Летучая мышь»
- 1877 – «Прекрасный май»
- 1881 – «Поцелуй»
- 1883 – «Весенние голоса»
- 1885 – «Цыганский барон»
- 1888 – «Императорский вальс»
- 1892 – «Рыцарь Пасман»
- 1897 – «Богиня Разума»
Источник
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Штраус; Штраус, Иоганн.
Иоганн Батист Штраус II (нем. Johann Baptist Strauss; 25 октября 1825, Вена — 3 июня 1899, там же) — австрийский композитор, дирижёр и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт.
Биография[править | править код]
Родился в семье известного австрийского композитора Иоганна Штрауса-старшего[1]. Его прадед Иоганн Михаэль Штраус (1720—1800) из Буды (часть Будапешта) был евреем, принявшим католичество. Данный факт позже с помощью фальсификации документов[2] пытались скрыть нацисты, называвшие музыку Штрауса «немецкой»[3]. Двое из четырёх братьев Штрауса-младшего (Йозеф и Эдуард) тоже стали известными композиторами.
Мальчик учился играть на скрипке тайком от отца, который хотел видеть сына банкиром[4] и устраивал яростные скандалы, когда заставал сына со скрипкой в руках[5]. Однако при помощи матери Иоганн-младший продолжал тайком совершенствоваться в музыке. Отец вскоре отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом. В 1844 году Иоганн-младший закончил своё музыкальное образование у известных педагогов (Франца Амона[4] и др.), которые дали ему блестящие рекомендации (для получения лицензии на профессию). Когда он всё-таки решился и обратился в магистрат за лицензией на право дирижировать оркестром, мать, опасаясь, что Иоганн-старший воспрепятствует выдаче лицензии, подала на развод по причине многолетних измен мужа. Штраус-старший в ответ лишил детей от Анны наследства, отписав всё своё состояние детям своей любовницы Эмилии Трампуш. Вскоре после регистрации развода он женился на Эмилии официально, у них к этому времени было уже семеро детей. После развода родителей при поддержке своей матери сын смог полностью сосредоточиться на карьере композитора[6].
Вскоре Штраусу удаётся набрать небольшой собственный оркестр, и он с успехом выступает в венском казино Доммайера[7]. Репертуар оркестра в значительной степени состоял из его собственных произведений. Первое время сильно мешала зависть со стороны влиятельного отца, который заносил в чёрный список те заведения, где выступал сын[8], не допускал его на придворные балы и на другие престижные мероприятия, которые считал своей вотчиной. Но, вопреки всем усилиям отца и благодаря почитателям таланта Иоганна-младшего его назначили капельмейстером военного оркестра второго полка гражданской милиции (отец был руководителем оркестра первого полка)[9].
Ещё больше углубила конфликт отца с сыном революция 1848 года. Штраус-старший поддержал монархию и написал верноподданнический «Марш Радецкого». Штраус-младший в дни революции играл «Марсельезу» и сам написал ряд революционных маршей и вальсов. После подавления революции его привлекли к суду, но в конце концов оправдали.
1849: Штраус-старший умер от скарлатины. Иоганн на могиле отца сыграл «Реквием» Моцарта, посвятил памяти отца вальс «Эолова арфа» и издал за свой счёт полное собрание сочинений отца. Отцовский оркестр решил присоединиться к музыкантам сына, и объединённый оркестр отправляется на гастроли по Австрии, Польше, Германии[4]. Всюду он имел огромный успех.
Чтобы наладить отношения с новым императором Францем-Иосифом I, Штраус посвящает ему два марша[4]. Вскоре ему передают все отцовские полномочия на придворных балах и концертах (1852). Приглашений так много, что он нередко отправляет вместо себя одного из братьев. В отличие от отца, он никому не завидовал и шутил, что «братья талантливее меня, просто я популярнее».
1856: первые гастроли Штрауса в России. Он стал постоянным дирижёром летних концертов при Павловском вокзале с огромным окладом (22 тысячи рублей за сезон). В течение пяти лет выступлений в Павловске Штраус переживает серьёзное увлечение русской девушкой, Ольгой Смирнитской (1837—1920), но родители Ольги Василий Николаевич и Евдокия Акимовна Смирнитские воспрепятствовали их браку. Этому роману были посвящены советский фильм «Прощание с Петербургом» и книга Айгнера «Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви»[10][11].
В 1862 году Штраус, после сообщения Ольги о своей свадьбе с офицером Семёновского полка Александром Степановичем Лозинским (1840—1920), женился на оперной певице Йетти Халупецкой, выступавшей под псевдонимом «Трефц» (Henrietta Treffz)[4]. Биографы отмечают, что Йетти была внешне похожа на Ольгу Смирнитскую[12]. Йетти была старше Штрауса на 7 лет и к тому же имела семерых внебрачных детей от разных отцов. Тем не менее брак оказался счастливым, Генриетта стала верной и заботливой женой и импресарио мужа.
Конец 1860-х — начало 1870-х годов: расцвет штраусовского гения. В этот период он создаёт свои лучшие вальсы: «На прекрасном голубом Дунае» (1866) и «Сказки Венского леса» (1868), лучшие оперетты.
1870: Штраус отказывается от придворных обязанностей (передаёт их брату Эдуарду) и посвящает себя оперетте. Неожиданно, в возрасте 43 лет умирает брат Йозеф.
В 1870-е годы оркестр Штрауса гастролирует по Великобритании, Франции, США. На Бостонском музыкальном фестивале Штраус ставит мировой рекорд, управляя оркестром более чем из 1000 музыкантов[13]. В 1871 году по совету Оффенбаха Штраус пишет свою первую оперетту «Индиго и сорок разбойников», хорошо принятую публикой. Всего он написал 15 оперетт.
50 шиллингов 1999 г — австрийская памятная монета, выпущенная по поводу 100-летия смерти Иоганна Штрауса-младшего
1874: новая оперетта «Летучая мышь» поначалу большой популярности не имеет, но всё же многие годы не сходила со сцены венских театров. Триумфальный успех приходит спустя 20 лет, после появления новой редакции (Густав Малер, Гамбург).
1878: через шесть недель после смерти Йетти Штраус женился на молодой немецкой певице Анжелике Дитрих[14]. Вскоре этот брак распадается[4]. В 1882 году Штраус женится в третий и последний раз, на Адели Дойч (1856—1930), вдове сына банкира Антона Штрауса[15]. Она была еврейкой и не хотела переходить в христианскую веру. В католической церкви их бы не стали венчать, поэтому для оформления развода и нового брака Штраус становится протестантом-евангелистом и принимает германское гражданство, став подданным герцога Саксен-Кобург-Готского[4]. Окончательно брак с Аделью был оформлен в 1887 году. Штраус посвятил жене вальс «Адель». Их совместная жизнь сложилась удачно. Несмотря на три брака, своих детей у Штрауса не было.
1880: Штраус едет в Париж проводить в последний путь Оффенбаха.
1885: новый шедевр: оперетта «Цыганский барон», по сюжету повести «Саффи» Мора Йокаи. Музыка оперетты наполнена отчётливым венгерским колоритом. Это самая «оперная» из оперетт Штрауса.[16]
1895: 70-летие Штрауса отмечает вся Европа.
Последние годы Штраус не концертировал и практически не выходил из дома. Но по случаю 25-летия оперетты «Летучая мышь» его уговорили дирижировать увертюрой. Он слишком разгорячился и по дороге домой сильно простудился. Штраус скончался в Вене в возрасте 73 лет от пневмонии, не успев закончить балет «Золушка»[17]. Завершил работу над балетом в следующем году Йозеф Байер. Штраус был похоронен на Центральном кладбище Вены.
Всё своё состояние Иоганн завещал музыкальному обществу. Адели досталась только рента. Она пережила мужа на 31 год, полностью посвятив себя созданию музея Штрауса и публикации его произведений. Она даже разыскала и сохранила любовные письма мужа к Ольге.
После смерти Штрауса были поставлены несколько оперетт, смонтированных из различных его произведений. Первой из них стала «Венская кровь», лейтмотивом которой служит одноимённый вальс Штрауса. Штраус незадолго до кончины дал разрешение на создание этого произведения, но сценического успеха оно не имело.
Творчество[править | править код]
Памятник Штраусу в Венском парке
За свою жизнь Иоганн Штраус создал 496 произведений, в том числе 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, комическую оперу и балет. Он сделал с танцевальной музыкой то, что позднее Гершвин сделал с джазом: поднял до симфонических вершин. Творениями Штрауса восхищались самые разные композиторы, от Оффенбаха до Вагнера, от Легара до Чайковского.
Оперетты и другие театральные постановки[править | править код]
- Индиго и сорок разбойников (Indigo und die Vierzig Räuber, 1871)
- Карнавал в Риме (Der Karneval in Rom, 1873)
- Летучая мышь (Die Fledermaus, 1874)
- Калиостро в Вене (Cagliostro in Wien, 1875)
- Принц Мафусаил (Prinz Methusalem, 1877)
- Жмурки (Blindekuh, 1878)
- Кружевной платок королевы (Das Spitzentuch der Königin, 1880)
- Весёлая война (Der lustige Krieg, 1881)
- Ночь в Венеции (Eine Nacht in Venedig, 1883)
- Цыганский барон (Der Zigeunerbaron, 1885)
- Симплициус (Simplicius. 1887)
- Рыцарь Пасман (Ritter Pásmán, опера, 1892)
- Принцесса Нинетта (Fürstin Ninetta, 1893)
- Яблочный праздник (Jabuka, 1894)
- Ясменник душистый (Waldmeister) (1895)
- Богиня Разума (Die Göttin der Vernunft, 1897)
- «Золушка» (Aschenbrödel, 1899, балет, посмертно) — единственный балет в творчестве композитора. Премьера состоялась 2 мая 1901 года на сцене берлинской Королевской оперы (дирижёр Карл Мук, балетмейстер Эмиль Греб, партию Золушки исполнила Антониетта Дель-Эра.
- Венская кровь (Wiener Blut, 1899, посмертно)
Знаменитые вальсы и марши[править | править код]
- Песни любви (Liebeslieder, op. 114, 1852)
- Прощание с Петербургом (Abschied von St Petersburg, op. 210, 1858)
- Персидский марш (Persischer-Marsch). Впервые был исполнен в Павловске 11 июня 1864 г. Композитор был награждён персидским «Орденом Солнца», пожалованным шахом Персии Насером ад-Дином[18].
- На прекрасном голубом Дунае (An der schönen blauen Donau, op. 314, 1867)
- Жизнь артиста (Künstlerleben, op. 316, 1867)
- Сказки Венского леса (Geschichten aus dem Wienerwald, op. 325, 1868)
- Вино, женщины и песни (Wein, Weib und Gesang, op. 333, 1869)
- Тысяча и одна ночь (Tausend und eine Nacht, op. 346, 1871)
- Венская кровь (Wiener Blut, op. 354, 1873)
- Калиостро (Cagliostro-Walzer, op. 370, 1875)
- Прекрасный май (O schöner Mai!, op. 375, 1877)
- Розы с юга (Rosen aus dem Süden, op. 388, 1880)
- Поцелуй (Kuss-Walzer, op. 400, 1881)
- Весенние голоса (Frühlingsstimmen, op. 410, 1883)
- Лагуны (Lagunen-Walzer, op. 411, 1883)
- Венские женщины (Wiener Frauen, op. 423, 1886)
- Императорский вальс (Kaiser-Walzer, op. 437, 1888)
Памятник Штраусу в Павловске
Музыка Штрауса в кино[править | править код]
- Фильм «Венские вальсы» (англ. Waltzes from Vienna, 1934) режиссёра Альфреда Хичкока: кинорассказ о написании Штраусом вальса «На прекрасном голубом Дунае». Сюжет полностью вымышлен, создание вальса перенесено на 20 лет вперед. В главной роли — Эдмунд Гвенн.
- Жизни и мелодиям Иоганна Штрауса посвящён популярный американский фильм «Большой вальс» (1938). Сюжет фильма имеет мало общего с реальной жизнью композитора. В главной роли — Фернан Граве[fr].
- В 1951 году в Австрии вышел биографический фильм об Иоганне Штраусе-старшем «Вена танцует» (нем. Wien tanzt), где параллельно излагаются история развития вальса Штраусом-отцом и история конфликта отца и сына. В фильме допущен анахронизм: Штраус-старший присутствует на исполнении “«Сказок Венского леса»”, написанных спустя 19 лет после его смерти.
- Караяновская запись вальса «На прекрасном голубом Дунае» была использована кинорежиссёром Стенли Кубриком в звуковой дорожке к фильму «Космическая одиссея 2001 года» (Кубрик перемонтировал кадры, чтобы «попасть» в музыку).
- Вальс «Венская кровь» (нем. Wiener Blut) был использован в мультфильме «Про мышонка Иоганна», а также в саундтреке к фильму Гая Ричи «Шерлок Холмс. Игра теней» (в несколько переработанном композитором Гансом Циммером виде).
- Фильм «Прощание с Петербургом» (СССР, 1971) рассказывает о пребывании Штрауса в России. В главной роли — Гирт Яковлев.
Памятники[править | править код]
Памятники Штраусу установлены в Вене и в Павловске под Санкт-Петербургом, где композитор гастролировал 10 сезонов.
Примечания[править | править код]
- ↑ Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ Забыть старого Вольфа.
- ↑ The story of the forgery in 1941 of the entry for the marriage of Johann Michael Strauss to Rosalia Buschin (недоступная ссылка). Дата обращения 20 ноября 2019. Архивировано 7 октября 2011 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Strauss: Johann Strauss II. Grove Music Online. Дата обращения 28 сентября 2008.
- ↑ Fantel, 1972, p. 75.
- ↑ Gartenberg, 1974, p. 121.
- ↑ Jacob, 1940, p. 127.
- ↑ Gartenberg, 1974, p. 125.
- ↑ Alabama Symphony (недоступная ссылка). Архивировано 2 августа 2009 года.
- ↑ Айгнер Томас. Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви. Документальный роман. Архивная копия от 28 августа 2008 на Wayback Machine М.: Время, 2005, 240 с. ISBN 5-9691-0070-6.
- ↑ club366.ru Томас Айгнер. Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви
- ↑ Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты, 1-е издание, стр. 44.
- ↑ Gartenberg, 1974, p. 246.
- ↑ Johann Strauss II (1825–1899); AUT. Classical Archives. Дата обращения 13 апреля 2009.
- ↑ Johann Strauß und seine drei Ehefrauen.
- ↑ Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты, 1-е издание, стр. 57.
- ↑ Jacob, 1940, p. 341.
- ↑ Персидский марш. Дата обращения 4 января 2020.
Литература[править | править код]
- Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты. — Л.: Искусство, 1975. — 136 с.
- Соловьёв Н. Ф. Штраус, Иоганн (сын) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Трауберг Л. Жак Оффенбах и другие. М.: Искусство, 1987, глава 9: Штраус.
- Ярон Г. М. О любимом жанре. — M.: Искусство, 1963. — 254+илл. с.
- Айгнер Томас. «Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви.» Документальный роман. М.: Время, 2005, 240 с ISBN 5-9691-0070-6
- Мрочковская-Балашова С. «Мой ангел, мой чертенок. Петербургский роман Иоганна Штрауса и Ольги Смирнитской» ОАО Издательство «Радуга», 2002.
- Fantel, Hans. The Waltz Kings (неопр.). — William Morrow & Company, Inc., 1972.Шаблон:ISBN?
- Gänzl, Kurt (2001). The Encyclopedia of Musical Theatre (3 Volumes). New York: Schirmer Books.Шаблон:ISBN?
- Gartenberg, Egon. Johann Strauss – The End of an Era (англ.). — Penn State University Press[en], 1974. — ISBN 978-0-271-01131-8.
- Jacob, Heinrich Eduard[en]. Johann Strauss, Father and Son: A Century of Light Music (англ.). — Greystone Press, 1940.
- Traubner, Richard (1983). Operetta: A Theatrical History. Garden City, NY: Doubleday & Company. ISBN 978-0-385-13232-9
- Weitlaner, Juliana (2019). Johann Strauss. Father and Son. Their Illustrated Lives. Prague: Vitalis. ISBN 978-3-89919-648-1
Ссылки[править | править код]
- Биография Иоганна Штрауса (сына) // classic-music.ru
Источник