Сколько лет муравьевой в карнавале

Сколько лет муравьевой в карнавале thumbnail

Удивительное об известном

1. “Вечно молодая” Ирина Муравьева

В фильме Нине – провинциалке из Оханска, 18 лет. Она только что окончила школу и приехала поступать в Москву в “театральное какое-нибудь” в жизни, актрисе Муравьевой на тот момент только что исполнилось 32 года. Конечно такую разницу в возрасте между актрисой и её героиней, режиссер попытался замаскировать нелепостью и неуклюжестью второй. Но удается это не очень хорошо. В некоторых кадрах Нина выглядит как престарелый подросток.

2. Вы думаете дублерша? НЕТ!!!!

В сцене репетиции в спортивном зале, когда девочки делают упражнения на брусьях, очень хорошо заметно, как в течении буквально нескольких секунд Нина Соломатина со спины сначала худеет, а потом снова поправляется. Можно подумать, что актрису в этих эпизодах заменила дублерша. Но это совсем не так. Дело в том, что эта сцена снималась с разницей в несколько месяцев. Так как 32х летней артистке Муравьевой пришлось серьезно сбрасывать вес, для того, чтобы сыграть 17ти летнюю девочку, Муравьева начала очень активно посещать спортивные залы и тренироваться. И вес сбросила и акробатическим номерам научилась. И уже к концу съемок была готова сняться в этой сцене сама – без дублера, что заметно, по смене комплекции актрисы в кадре. Однако начальные секунды эпизода режиссер оставила с предыдущих съемок. так получился кадр, длинной в несколько месяцев. Да и на протяжении всего фильма можно заметить, как Ирина то набирает, то сбрасывает вес.

3. Съемки фильма для съемок фильма.

В первых кадрах комедии, мы видим, как Нина вместе со своими друзьями увлеченно смотрит кино. Конечно мелодраму – чем еще увлекаются девочки в подростковом возрасте. На экране полный набор – безумная любовь, трагедия, самоубийство. Но мало кто знает, что фильма “Смерть у моря” просто не существует. Несколько кадров снято специально для съемок комедии (вот такая тавтология). Имена актеров есть в титрах “Карнавала”

3. Открытый финал.

Так все таки – как же сложилась жизнь Нины? Осталась она в Оханске или стала великой артисткой? Непонятно. Но в любом случае финал открыт и после него остается грусть. Первоначально финальная сцена была еще более печальной. Нина Соломатина, уезжая в Оханск, должна была встретить на вокзале цыганку Карму, с которой ее в Москве свела судьба, и та рассказывала ей о том, что у нее погиб ребенок. Но такой финал выглядел слишком беспросветным.

Татьяна Лиознова, когда ей задавали вопрос о дальнейшей судьбе Нины, всегда отвечала “Все у неё будет хорошо!”

4. Проб не было

Не было от слова “почти”. Режиссер фильма татьяна Лиознова очень хорошо была знакома с творчеством Ирины Муравьевой и только её видела в роли заполошной и активной Нины Соломатиной. Юрий Яковлев и Александр Абдулов, так же были просто приглашены на съемки. И после первых кадров стало совершенно ясно, что оба актера стопроцентное попадание. Пробы проходила разве что только Екатерина Жемчужная – на роль Кармы. Но и они были просто формальностью Актеров с подобной внешностью не особо было много в советском кинематографе. Екатерина же привела на съемки своего мужа. на роль……… своего мужа.

5 Фильм – автобиография

Судьба Нины Соломатиной удивительно похожа на судьбу режиссера фильма – Татьяны Лиозновой. Татьяна, после окончания ВГИКа была уволена со студии МОСФИЛЬМ в связи с “сокращением штата” и долгое время не могла найти работу. Чтобы удержаться на плаву, будущему режиссеру таких легендарных фильмов, как “Карнавал” и “Семнадцать мгновений весны” пришлось сменить множество профессий. она мыла полы, ухаживала за пожилыми и даже подрабатывала портнихой.

Наверное поэтому в фильме чувствуется трепетное отношение режиссера к своей героине.

6.5 Режиссер Татьяна Лиознова называла “совестью фильма” Екатерину Жемчужную. Почему? Наверное для этого были основания.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 сентября 2020; проверки требуют 17 правок.

«Карнава́л» – советский художественный двухсерийный фильм, снятый в 1981 году режиссёром Татьяной Лиозновой на Киностудии имени М. Горького.

Сюжет[править | править код]

В небольшом провинциальном городке Оханске со своей матерью живёт молодая девушка Нина Соломатина. Отец бросил её в раннем детстве и переехал в Москву. Мечтающая «выучиться на артистку» Нина приезжает в Москву, но позорно проваливается на вступительных экзаменах в театральное училище. Решив попробовать поступить в следующем году, Нина временно поселяется у отца и его семьи. Стремясь самостоятельно обеспечивать себя, она идёт работать, но из-за различных казусов нигде не может удержаться надолго. В личной жизни Нина также терпит фиаско: студент-москвич Никита весьма быстро бросает её ради нового мимолётного увлечения. В итоге Нина начинает понимать, что большой город – это совсем не вечный карнавал, который она нарисовала в своём воображении, и, повзрослевшая, но не сломленная, возвращается к себе домой – заботиться о заболевшей матери.

Фильм заканчивается сценой, в которой Нина Соломатина предстаёт знаменитой певицей, выступающей при полном зале. Неясно, что это значит: вернувшаяся домой Нина вновь представляет себя той, кем ей не удалось стать, или же она всё-таки стала артисткой. Тем не менее в документальной передаче о фильме было заявлено, что мечта Нины, согласно замыслу Татьяны Лиозновой, в конце концов исполнилась[1].

В ролях[править | править код]

  • Ирина Муравьёва – Нина Соломатина
  • Юрий Яковлев – Михаил Иосифович Соломатин, отец Нины, художник-оформитель
  • Клара Лучко – Жозефина Викторовна, вторая жена Соломатина
  • Александр Абдулов – Никита, студент-москвич
  • Вера Васильева – мама Никиты
  • Алевтина Румянцева – мама Нины
  • Екатерина Жемчужная – Карма, цыганка, московская подруга Нины
  • Александр Михайлов – Ремизов, отец мальчика Коли
  • Лидия Смирнова – председатель приёмной комиссии
  • Вадим Андреев – Вадим Артурович, режиссер самодеятельного театра
  • Зинаида Воркуль – баба Зинаида
  • Борис Морозов – Александр Тимофеевич Николаенко, художник

Съёмочная группа[править | править код]

  • Автор сценария: Анна Родионова, Татьяна Лиознова (участие)
  • Режиссёр: Татьяна Лиознова
  • Оператор-постановщик: Пётр Катаев
  • Композитор: Максим Дунаевский

Музыка и песни[править | править код]

  • «Позвони мне, позвони…»
  • «Пусть не меркнут огни ваших радостных глаз»
  • «Спасибо, жизнь!»

Песни для фильма исполнила Жанна Рождественская[2] – несмотря на то, что Ирина Муравьёва сама умела прилично петь, Татьяна Лиознова хотела, чтобы вокал был более профессиональным. Хотя Ирине Муравьёвой исполнение Жанны Рождественской в целом понравилось, она всё же была недовольна, что ей не дали спеть своим голосом, и в 1983 году фирма «Мелодия» выпустила гибкую грампластинку-«миньон» со шлягером «Позвони мне, позвони…» в исполнении И. Муравьёвой.

Также в фильме звучат песня «Never Can Say Goodbye» в исполнении Глории Гейнор, «Il tempo se ne va» Адриано Челентано и инструментальная композиция «Зодиак» одноимённой группы.

В съёмках фильма принимал участие ансамбль танца «Ритмы планеты» под руководством Б. Санкина.

Награды и достижения[править | править код]

  • Фильм занял 9-е место по итогам проката 1982 года – 30,4 млн зрителей.
  • Лидер телевизионного рейтинга (1998, данные агентства «Телескоп») – 22,5 %.
  • Ирина Муравьёва за исполнение главной роли признана лучшей актрисой 1982 года по результатам опроса читателей журнала «Советский экран».

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Как снимали фильм «Карнавал». www.tele.ru (8 февраля 2014). Дата обращения: 19 декабря 2020.
Читайте также:  Мария горбань фото в жизни

Источник

Ирина Муравьёва родилась 8 февраля 1949 года в Москве. Сперва она очень хотела быть учителем. Причём непременно – в младших классах. Но потом увлеклась самодеятельностью и, заканчивая школу, уже не сомневалась в выборе будущей профессии: видела себя только актрисой. Поэтому подала заявления сразу во все театральные вузы Москвы. И везде получила от ворот поворот. В Щукинском училище Муравьевой и вовсе посоветовали забыть о профессии за неимением актерских данных. Отец в какой-то момент пытался напомнить ей о былой мечте: стать учительницей. «Учитель без куска хлеба точно не останется!» – убеждал он дочь. Но та стояла на своём.

Чтобы не сидеть на родительской шее, Ирина отправилась работать, поменяв за год несколько профессий. И на следующий год твердо решила опять попытать счастья. Но, к сожалению, и вторая попытка поступления провалилась: все крупные театральные вузы Муравьеву не приняли. Согласились взять Ирину только в студию при Детском театре, где конкурс был небольшой.

Спустя много лет Муравьева сыграет в популярной музыкальной комедии режиссёра Татьяны Лиозновой «Карнавал», вышедшей в 1982 г. Играла Муравьева практически себя: с той лишь разницей, что ее героиня Нина Соломатина приехала в Москву «выучиться на артистку» из небольшого городка Оханска. Сама Ирина была коренной москвичкой.

Ирина Муравьёва и Александр Абдулов. «Карнавал», 1981 г.

Интересно, что Лиознова, которая всегда проводила огромный кастинг, в тот раз в выборе актрисы на роль главной героини не сомневалась. Более того, Татьяна Михайловна доверила Муравьевой играть практически саму себя. «Я изначально боролась за выживание, подрабатывая и уборщицей, и швеёй, – рассказывала в одном своём интервью Лиознова. – Поэтому “Карнавал” снимала как фильм о себе, о своей жизни, в которой мне приходилось прилагать дикие усилия, преодолевая нужду, безработицу, одиночество, многие трудности, которые молодые люди переносят и сейчас».

Особенно ярко Муравьева сыграла сцену, где Соломатина, подрабатывая дворничихой, отчаянно готовится «идти в актрисы». Именно этот эпизод очень часто показывают по ТВ: её Нина, набив рот орехами, произносит скороговорки «Кукушка кукушонку купила капюшон» и «Бык тупогуб, тупогубенький бычок».

Ирина Муравьева в фильме «Карнавал», 1981 г. Фото: Кадр из фильма

За год «Карнавал» посмотрели более 30 миллионов человек. А Муравьева по результатам опроса читателей журнала «Советский экран» была признана лучшей актрисой года.

Другая звездная картина Муравьевой – «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, собравшего прекрасную команду. Раиса Рязанова, исполнившая роль строителя Тоси, рассказывала «АиФ»: «На съёмки мы – Вера Алентова, Ира Муравьева, Володя Меньшов и я – ехали и пели. Возвращались – тоже. Царила такая благожелательная, такая чудесная атмосфера! Это был рай! После картины “Москва слезам не верит” люди нас узнавали на улицах, улыбались, здоровались».

Как признавался в интервью «АиФ» режиссёр Владимир Меньшов, проблемы у него были только с выбором главной героини, которую в итоге сыграла Вера Алентова. А вот с актрисой на роль Людмилы, стремящейся в жизни, как в лотерее, вытянуть счастливый билет, сомнений у него не возникало: было понятно, что самоуверенную и яркую Свиридову лучше, чем Муравьева, не сыграет никто.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит».

Сомнений насчет выбора главной героини не было и у режиссёра картины «Самая обаятельная и привлекательная» Геральда Бежанова. «Когда я начинаю снимать, для меня самое главное – это снайперски подобрать актёрский состав, – рассказывал «Аргументам и фактам» мастер. – Вот не было бы с нами Александра Абдулова, не было бы “Самой обаятельной и привлекательной”. То же самое касается других актёров. Я полгода ходил за Муравьёвой, потому что только её видел в роли Нади Клюевой!

После успеха фильмов “Москва слезам не верит” и “Карнавал” Муравьёва отказывалась от многих предложений. Отказалась и от моего. Но я почувствовал, что эту женщину надо добиваться. Я стоял перед ней на коленях, умолял её мужа, “облизывал” её следы у Театра им. Моссовета. И всё-таки добился согласия Муравьёвой».

По словам Бежанова, снимать Муравьеву «было одно удовольствие». Актриса оказалась невероятно «собранной, ответственной». Она полностью отдавалась съемочному процессу, «жила картиной» и внимала всем советам режиссёра, чтобы «точнее воплотить образ Нади Клюевой». Эта лирическая комедия, снятая на заре перестройки, стала одной из популярнейших в СССР и в народе разошлась на цитаты.

В финале Клюева снова играет в пинг-понг с коллегой Геной Сысоевым.

В последние годы Муравьева в кино не снимается, но активно играет в Малом театре, ставшем для нее родным. По ее признанию, когда она входит в Малый и закрывает за собой тяжелые дубовые двери, у нее возникает ощущение, что время там остановилось: нет ни кризисов, ни интриг, ни нелепых режиссерских экспериментов, которыми сегодня кишат другие площадки…

Муравьева придерживается принципа: ничто в жизни не бывает случайно, всего нужно достигать трудом. Вот и её поступление в студию Детского театра было таким же неслучайным. После учёбы она была принята в труппу Центрального детского театра. И именно там познакомилась с мужчиной своей жизни: режиссёром Леонидом Эйдлиным, который был старше неё на 12 лет. Работая режиссёром-постановщиком Саратовского академического театра юного зрителя, Эйдлин ставил спектакли также и в столице, в ЦДТ и Театре сатиры.

Леонид Эйдлин и Ирина Муравьева. Фото: www.globallookpress.com

В 1975 г. у пары родился первый сын: Даниил Эйдлин. По признанию артистки, она никогда не задумывалась о том, чтобы нанять няню. Муравьева ухаживала за малышом в течение положенного декретного отпуска, считая, что лучше, чем родная мать, о Дане никто не позаботится. А роли от нее не уйдут. То же самое было и со вторым сыном Евгением Эйдлиным, родившимся в 1983 году. Впоследствии оба мальчика решили пойти по родительским стопам и связать свою жизнь с искусством: Даниил учился в Школе искусств во Франции. А Евгений окончил продюсерский факультет ГИТИСа.

В какой-то момент Ирина глубоко погрузилась в религию: в последние годы актрису редко можно увидеть без аккуратно повязанного на голове платка. Прошёл слух, что актриса чуть ли не в монастырь собирается. Но Муравьёва по-прежнему живёт в миру, играет в Малом театре, категорически отказывается от участия в сомнительных проектах и скандальных ток-шоу. И признаётся, что после смерти мужа душевный покой обретает только в храме, когда приходит туда отстоять службу.

Лучшие роли Ирины Муравьевой

Одна из первых больших ролей в кино — Сюзанна в детективе Самсона Самсонова «Чисто английское убийство» (1974).

Одна из первых больших ролей в кино – Сюзанна в детективе Самсона Самсонова «Чисто английское убийство» (1974).

«Дуэнья» (1977) — Инесса, дочь Джеромо.

«Дуэнья» (1977) – Инесса, дочь Джеромо.

«Москва слезам не верит» (1979) — Людмила Свиридова. За эту роль Муравьева была удостоена Государственной премии СССР.

«Москва слезам не верит» (1979) – Людмила Свиридова. За эту роль Муравьева была удостоена Государственной премии СССР. © www.globallookpress.com

«Охота на лис» (1979) — Марина, жена Белова.

«Мы, нижеподписавшиеся» (1980) — Алла Ивановна Шиндина.

«Мы, нижеподписавшиеся» (1980) – Алла Ивановна Шиндина. © РИА Новости / Макс Альперт

«Карнавал» (1981) — Нина Соломатина. Песня «Позвони мне, позвони!» из сцены у телефона-автомата мгновенно стала хитом.

«Карнавал» (1981) – Нина Соломатина. Песня «Позвони мне, позвони!» из сцены у телефона-автомата мгновенно стала хитом.

«Руки вверх!» (1981) — Марья Михайловна Егорова.

«Самая обаятельная и привлекательная» (1985) — Надя Клюева.

«Эта женщина в окне» (1993) — Евгения.

«Эта женщина в окне» (1993) – Евгения.

Лучшие роли Ирины Муравьевой

Одна из первых больших ролей в кино — Сюзанна в детективе Самсона Самсонова «Чисто английское убийство» (1974).

Одна из первых больших ролей в кино – Сюзанна в детективе Самсона Самсонова «Чисто английское убийство» (1974).

«Дуэнья» (1977) — Инесса, дочь Джеромо.

«Дуэнья» (1977) – Инесса, дочь Джеромо.

«Москва слезам не верит» (1979) — Людмила Свиридова. За эту роль Муравьева была удостоена Государственной премии СССР.

«Москва слезам не верит» (1979) – Людмила Свиридова. За эту роль Муравьева была удостоена Государственной премии СССР. © www.globallookpress.com

«Охота на лис» (1979) — Марина, жена Белова.

«Мы, нижеподписавшиеся» (1980) — Алла Ивановна Шиндина.

«Мы, нижеподписавшиеся» (1980) – Алла Ивановна Шиндина. © РИА Новости / Макс Альперт

Читайте также:  Сколько лет воробьеву

«Карнавал» (1981) — Нина Соломатина. Песня «Позвони мне, позвони!» из сцены у телефона-автомата мгновенно стала хитом.

«Карнавал» (1981) – Нина Соломатина. Песня «Позвони мне, позвони!» из сцены у телефона-автомата мгновенно стала хитом.

«Руки вверх!» (1981) — Марья Михайловна Егорова.

«Самая обаятельная и привлекательная» (1985) — Надя Клюева.

«Эта женщина в окне» (1993) — Евгения.

«Эта женщина в окне» (1993) – Евгения.

Источник

Сразу после школы Ирину Муравьеву не взяли ни в один театральный вуз. Ей даже порекомендовали забыть об актерской профессии. Долгое время артистку не приглашали на съемки в кино. Однако уже в 1980-х Муравьева стала известна благодаря фильмам «Москва слезам не верит», «Карнавал» и «Самая обаятельная и привлекательная». Актриса получала главные роли в постановках Малого и Центрального детского театров, Театра имени Моссовета. Критики писали об ее умении легко вживаться в роль, достоверно передавать характер героев, их чувства.

«Ругали даже за четверки»: детство Ирины Муравьевой

Сколько лет муравьевой в карнавале

Актриса Ирина Муравьева во время выступления на вечере, посвященном 95-летию со дня рождения Булата Окуджавы. Фотография: Сергей Фадеичев / ТАСС

Ирина Муравьева родилась 8 февраля 1949 года в Москве. Ее отец Вадим Муравьев работал военным инженером, а мать Лидия Муравьева была домохозяйкой. У будущей актрисы была старшая сестра.

В детстве Ирина Муравьева мечтала стать учительницей. Она отлично училась. Любимыми предметами Муравьевой были русский язык и литература.

«Мама воспитывала нас дома. Порядок и чистота в доме были идеальные, мы с сестрой всегда были очень красиво одеты: мама сама шила для нас. Учились мы хорошо, потому что нас ругали даже за четверки. Школа была недалеко от дома, уроки заканчивались в час пятнадцать, а в половине второго я уже должна была сидеть за столом с вымытыми руками: мы все вместе обедали. Нельзя было задержаться около школы ни на секунду, я никуда не ходила, никаких танцев-шманцев. Зимой мама водила нас на каток в Лужники. Мы с сестрой ехали по ледяной дорожке, а мама бежала рядом по сугробам и отгоняла от нас мальчишек. Глаз у нее был зоркий…»

В старших классах Муравьева занималась в театральном кружке. Она часто играла в школьных постановках, выступала на концертах и вскоре решила стать актрисой.

В 1966 году Ирина Муравьева окончила школу и подала документы во все театральные вузы Москвы. Однако ее никуда не взяли. Муравьева вспоминала: «Началось все с Щукинского училища, где меня с консультации взяли сразу на второй тур, что меня так вдохновило! Когда на втором туре во МХАТ меня срезали, я так плакала, и бежала, рыдая, до дома, потому что мечта была – именно МХАТ». А в Щукинском училище на втором туре будущей актрисе посоветовали не подавать документы в театральные вузы.

Через год Муравьева вновь попробовала поступить. На этот раз ее приняли в драматическую студию при Центральном детском театре (сейчас – Российский академический молодежный театр). Конкурс там был меньше, чем в других театральных вузах. Брали в студию только москвичей.

Ирина Муравьева – театральная актриса

Сколько лет муравьевой в карнавале

Слева направо: Валентина Талызина, Леонид Марков и Ирина Муравьева в спектакле Павла Хомского «Цитата». 1987. Государственный Академический театр имени Моссовета, Москва. Фотография: Михаил Строков / ТАСС

В 1970 году Ирина Муравьева окончила драматическую студию и осталась работать в Центральном детском театре. Сначала актриса появлялась только в массовке, но уже к концу года получила первую небольшую роль. Она сыграла Федю Дружинина в спектакле «2001-й год» по пьесе Сергея Михалкова.

Вскоре Муравьевой стали давать больше ролей. В постановке пьесы Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь» она появилась в образе сразу двух персонажей – близнецов Виолы и Себастьяна. В «Молодой гвардии» по одноименному роману Александра Фадеева Муравьева сыграла участницу подпольной организации Любовь Шевцову. Журналистка Светлана Хохрякова в книге «Звезды Малого театра» писала о работе актрисы в Центральном детском театре: «Муравьева хорошо танцевала и пела, на сцене чувствовала себя раскованно и органично. Переиграла все бесконечные подтанцовки и массовки, сказочно-волшебный репертуар. И героический, конечно <…> Это был счастливый период жизни, наверняка счастливый. Для зрителя-то уж точно»</…>.

В 1977 году Муравьева поступила на заочное отделение ГИТИСа, в актерскую мастерскую Оскара Ремеза. В том же году актриса ушла в Театр имени Моссовета, где дебютировала в роли Хельги в спектакле «На полпути к вершине» по пьесе Питера Устинова. Часто постановки с ее участием снимали для телевидения.

Одной из лучших ролей Муравьевой в Театре имени Моссовета критики считали Грушеньку в постановке романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы». Актрису хвалили за то, что она достоверно передала чувства героини, ее характер.

«В театре у нее была

<…> круп­ная и серьезная удача, когда она сыграла Грушеньку в спектакле «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому. Эта ее работа была, пожалуй, самой трудной и неожиданной из всего того, что она сделала до сих пор. <…> В классической героине <…> И. Муравьева сумела раскрыть живую сущность образа. Причем сущность какую-то очень свою. Сама индивидуальность актрисы с присущим ей удивительно полным, цельным и жадным восприятием жизни свое­образно объясняла противоречивость и драма­тический излом Грушеньки. Мы понимали са­мые слабые и даже жестокие ее поступки, по­тому что видели глубину ее характера, чувст­вовали щедрость души, которой не дали рас­крыться иначе. Мы сопереживали ей, потому что люди и жизнь не пощадили ни ее щедро­сти, ни ее силы».

</…></…></…>

«Я не похожа на этих героинь»: фильмы Ирины Муравьевой

Ирина Муравьева

Ирина Муравьева в роли Аллы Шиндиной и Леонид Куравлев в роли Лени Шиндина в художественном телефильме Татьяны Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся» (1981)

Ирина Муравьева

Ирина Муравьева в роли Сюзанны Бриггс в художественном фильме Самсона Самсонова «Чисто английское убийство» (1974)

Ирина Муравьева

Ирина Муравьева в роли Марины и Владимир Гостюхин в роли Виктора Белова в художественном фильме Вадима Абдрашитова «Охота на лис» (1982)

На кинопробы Ирина Муравьева начала ходить еще в 1970-х, после того как окончила драматическую студию. Однако сниматься актрису не приглашали. В кино она дебютировала только в 1973 году, в фильме «Разные люди». Популярность актрисе принес двухсерийный фильм «Чисто английское убийство» Самсона Самсонова, в котором она сыграла дочь дворецкого Сюзанну. На пробы Муравьеву пригласил сам режиссер. Он увидел артистку в одном из телеспектаклей Центрального детского театра. Позднее Муравьева вспоминала: «В пробах на роль Сюзанны я никому не понравилась, кроме самого режиссера. Почему-то он в меня поверил, добился повторных кинопроб и убедил худсовет в том, что, кроме меня, эту роль никто не сыграет. Так я стала киноактрисой». В конце 1970-х Муравьева не только много снималась в кино, но и вела на телевидении детскую утреннюю передачу «Будильник».

В 1980 году вышли сразу три популярных фильма с участием Муравьевой. В производственной драме «Мы, нижеподписавшиеся» артистка сыграла сотрудницу строительного управления Аллу Шиндину. А в картине «Охота на лис» она исполнила роль Марины Беловой, жены рабочего.

Сняться в ленте «Москва слезам не верит» Ирину Муравьеву пригласил сценарист Валентин Черных. Он увидел актрису в одном из спектаклей Театра имени Моссовета. Картина рассказывала о судьбе трех девушек, которые приехали в столицу из провинции. Режиссер Владимир Меньшов утвердил Муравьеву на роль одной из подруг – Люды Свиридовой. Однако актриса сначала не хотела играть в картине: ей не нравилась героиня.

«Когда я посмотрела первую серию, то… расплакалась. Вечером в тот день у меня был спектакль, я пришла в театр и не могла гримироваться, так рыдала. Все, что мне противно, все, что я ненавижу, – все это вылезло на экране. Такая моя героиня получилась противная, назойливая, навязчивая, «яркая» такая… Я ведь в жизни никакого отношения к таким героиням не имею. Я совершенно другая. С другой биографией, другими условиями жизни с самого детства, другим характером… На премьере в Доме кино я сидела, вжавшись в кресло, и боялась посмотреть в зрительный зал, и, когда меня стали поздравлять, я думала: «Поздравляют… Ну а что же им еще делать!» Но потом смотрю, всем так нравится…»

Сколько лет муравьевой в карнавале

Ирина Муравьева в роли Людмилы Свиридовой (слева) и Вера Алентова в роли Кати Тихомировой в художественном фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979)

Читайте также:  Дети шойгу сергея кужугетовича фото

Картина «Москва слезам не верит» заняла второе место в прокате за 1980 год: ее посмотрели более 80 миллионов зрителей. Ленту признали лучшим фильмом читатели журнала «Советский экран». В 1981 году «Москва слезам не верит» получила премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Режиссер Владимир Меньшов, художник-постановщик Саид Меняльщиков, а также актеры Ирина Муравьева, Вера Алентова, Раиса Рязанова и Алексей Баталов получили Государственную премию СССР.

В фильме Татьяны Лиозновой «Карнавал» Муравьева вновь сыграла девушку, которая приехала в Москву из небольшого города. Чтобы сняться в роли Нины Соломатиной, актриса научилась кататься и танцевать на роликовых коньках. Еще она хотела сама исполнить в картине композицию «Позвони мне, позвони…». Однако Лиознова решила, что все песни в «Карнавале» должны записать профессиональные музыканты. Поэтому эту и другие композиции спела Жанна Рождественская. Позже Муравьева записала пластинку с песнями «Спасибо, жизнь!», «Позвони мне, позвони…» и «Пусть не меркнут огни ваших радостных глаз».

В прокате «Карнавал» посмотрели около 30 миллионов зрителей. А читатели журнала «Советский экран» признали Муравьеву лучшей актрисой 1982 года. Вскоре ей присвоили звание заслуженной артистки РСФСР.

В 1985 году Ирина Муравьева сыграла инженера конструкторского бюро Надю Клюеву в фильме «Самая обаятельная и привлекательная». Актриса долго отказывалась от этой роли: она не хотела играть в «легкомысленной комедии». Надя Клюева напоминала Муравьевой других ее героинь – Нину Соломатину и Люду Свиридову. Артистка вспоминала: «Я не похожа на этих героинь, наверное, шутя, играючи, я такая. Когда я шучу, смеюсь и у меня хорошее настроение, наверное, я похожа на этих героинь. А вообще, в жизни я серьезная, тихая, спокойная. Такой шустрости у меня нет».

Геральд Бежанов долго уговаривал Муравьеву сняться в фильме, даже караулил ее после спектаклей около Театра имени Моссовета. Наконец актриса согласилась. Кроме Муравьевой, в «Самой обаятельной и привлекательной» снялись Татьяна Васильева, Александр Абдулов, Леонид Куравлев. Специально для фильма артистка вместе с актером Владимиром Носиком научилась играть в настольный теннис.

Сколько лет муравьевой в карнавале

Ирина Муравьева в роли Людмилы Свиридовой и Александр Фатюшин в роли Сергея Гурина в художественном фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979)

«Самая обаятельная и привлекательная» стала лидером проката в 1985 году – картину посмотрели почти 45 миллионов человек. Права на показ ленты выкупили 69 государств.

В конце 1980-х Муравьева снялась еще в пяти фильмах. В основном артистке давали роли в комедиях. В ленте «Год теленка» она сыграла доярку Людмилу Никитину, а в картине «Артистка из Грибова» – актрису из небольшого города.

Кроме съемок в кино Ирина Муравьева озвучивала мультфильмы. Ее голосом говорят герои картин «Пес в сапогах», «Неуловимый Фунтик», «Теремок».

Личная жизнь: «замуж не выйду – совершенно точно»

Сколько лет муравьевой в карнавале

Ирина Муравьева во время ежегодной образовательной акции «Тотальный диктант – 2018». Фотография: Михаил Метцель / ТАСС

Ирина Муравьева была замужем один раз. Артистка вспоминала: «Смотрела на себя в зеркало и думала: конечно, я очень страшная, замуж не выйду – совершенно точно».

Со своим супругом – режиссером Леонидом Эйдлиным – Муравьева встретилась в начале 1970-х. Тогда Эйдлина пригласили поставить несколько спектаклей в Центральном детском театре. С Муравьевой он познакомился на репетиции постановки «Сказка о четырех близнецах».

Режиссер и актриса поженились в 1973 году. В браке они прожили более 40 лет – до смерти Эйдлина в 2014-м. В браке у них родились сыновья Даниил и Евгений. Муравьева рассказывала журналисту Вадиму Вернику в интервью для его издания «Книга победителей»: «Я мама. Которая очень любит своих детей. Но я говорю им: я мама, а не товарищ».

Специально для Муравьевой Эйдлин поставил водевиль «Жена-интриганка, или актеры меж собой». Актриса снималась и в его фильмах, среди которых «Эта женщина в окне», «С новым счастьем!» и «Спас под березами».

«В Малом театре Муравьева ко двору»

В 1990-х в Театре имени Моссовета Ирине Муравьевой перестали давать новые роли. Поэтому уже в 1993 году она перешла в Малый театр. Первой ролью актрисы там стала Любовь Раневская в постановке по пьесе Антона Чехова «Вишневый сад». Затем Муравьева сыграла в спектаклях «Волки и овцы», «Лес» и «Чайка». Журналистка Светлана Хохрякова писала: «Оказалось, что в Малом театре Муравьева ко двору, а ведь считалось, что вроде бы она совсем не та актриса, неподходящая для этой державной императорской сцены. Но уже первая ее роль тут – Раневская – положила конец всем сомнениям».

В это время Муравьева продолжала сниматься в кино. Она сыграла в картинах «Большой капкан, или Соло для кошки при полной луне», «Зефир в шоколаде», «Китайская бабушка». Снималась актриса и для телевидения – исполнила роль домохозяйки Елены Пушкаревой в сериале «Не родись красивой».

Сколько лет муравьевой в карнавале

Ирина Муравьева в роли Елены Пушкаревой на съемочной площадке телесериала «Не родись красивой». Фотография: Эмиль Матвеев / ТАСС

В 1994 году «за большие заслуги в области искусства» Муравьева получила звание народной артистки России.

Ирина Муравьева продолжила озвучивать мультфильмы, в том числе «Лягушка-путешественница» и «Ночь перед Рождеством». Работала актриса и на радио – вела передачи «Театральный кружок» на «Детском радио».

«Ни газет, ни журналов я не читаю. Новые фильмы стараюсь не смотреть. Или если смотрю, то отворачиваюсь, хотя и подглядываю чуть-чуть. Более спокойно я начинаю воспринимать свои работы по прошествии нескольких лет. Старые фильмы, естественно, смотрю с чувством ностальгии по молодости. Вообще мне больше нравится работать на радио или в мультипликации. Потому что там тебя никто не видит. Зрители меня не мучили, я же не из шоу-бизнеса. Иногда просили автографы, иногда говорили хорошие слова, иногда – плохие. Например, горевали, что я постарела. Я на это ничего не отвечала и не обижалась. Это у них, наверное, от простоты душевной».

Сколько лет муравьевой в карнавале

Актриса Ирина Муравьева (слева) в роли Долли Леви на репетиции спектакля Владимира Иванова «Всегда зовите Долли!». Государственный Академический Малый театр, Москва. Фотография: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Сейчас Муравьева часто играет в новых спектаклях Малого театра. В 2019 году состоялась премьера постановки «Всегда зовите Долли» по одноименной пьесе Торнтона Уайлдера, в которой актриса исполнила главную роль – Долли Леви.

Источник