Сколько лет ширвиндту старшему и державину

Сколько лет ширвиндту старшему и державину thumbnail

Александр Анатольевич Ширвиндт родился 19 июля 1934 года. Его дружба с Михаилом Державиным началась еще в детстве и длилась всю жизнь. После смерти друга вышла передача, в которой Ширвиндт рассказывает об их отношениях и описывает немало историй из своей биографии.

Не так давно Александр Ширвиндт вновь был удивлён сообщениями о своей смерти. Причиной их появления является преклонный возраст Народного артиста и недавний уход из жизни любимого друга Михаила Державина.

Причина слухов о смерти

Поводом для возникновения слухов становится значительный возраст Александра Анатольевича. Здоровье Народного артиста оставляет желать лучшего, что естественно, если вспомнить дату его рождения – 19 июля 1934 г. Артист готовится отметить юбилей – 85 лет.

В последние годы в прессе периодически появляются сообщения о его недомогании, связанном с перебоями в работе сердца. Например, последний раз актёр театра и кино обращался в больницу после похорон в 2018 году своего друга Михаила Державина.

Самочувствие актёра

На сегодняшний день Александр Анатольевич чувствует себя соответственно возрасту. С удовольствием встречается с журналистами, родственниками и друзьями. Участвует в передачах, рассказывает о своей жизни (часто вместе с сыном Михаилом), руководит Московским академическим театром сатиры.

На новогодних каникулах 2019 г. Александр стал гостем программы «Сегодня вечером», где в компании с Михаилом Галкиным и Юлией Меньшовой вспоминал о творческом союзе с лучшим другом и коллегой Мишей Державиным и рассказал много интересного.

Дружба с Державиным

Рисунок 1. С лучшим другом М. Державиным

Со слов Ширвиндта знакомство с Михаилом Михайловичем произошло в девятилетнем возрасте (а Мише тогда было одиннадцать). Обо всём, что их связывало, Александр вспоминает с улыбкой, говоря, что всё это время их отношения были наполнены взаимной любовью и уважением. Несмотря на всевозможные преграды, случавшиеся на пути товарищей, они были успешно преодолены с гордо поднятой головой.

Артист вспоминал, что многолетняя дружба продолжалась только благодаря Мише: «…с Михаилом было крайне сложно поссориться. Несколько раз я уже был на грани, вот только он меня всегда тормозил и спокойно разъяснял ситуацию. А после этого мы с ним мирились».

Напомним, Михаил Державин скончался 10 января 2018 г. в военном госпитале подмосковного Одинцово. На дату смерти у него скопилось большое количество серьёзнейших заболеваний, среди которых присутствовали ишемия и гипертония. Похоронен актёр на Новодевичьем кладбище.

Краткая биография

Рисунок 2. Худрук театра сатиры

Александр Анатольевич Ширвиндт родился в Москве 19 июля 1934 г. За свою творческую биографию он успешно попробовал себя в различных направлениях: работал актёром, театральным режиссёром, сценаристом, педагогом, ведущим, телеведущим.

Детство

Родители Саши были людьми творческих профессий. Мама, Раиса Самойловна, выступала во МХАТе, после появления проблем со здоровьем стала заниматься редактированием концертов в филармонии. Папа, Анатолий Густавович, в молодости служил в Большом, играл на скрипке, позже стал преподавателем в музыкальной школе.

С началом Великой Отечественной войны родители гастролировали по линии фронта, выступая перед солдатами с концертами. Саша вместе с бабушкой попал в эвакуацию и жил в Пермской области. Именно здесь он пошёл в школу и отучился первый год.

Лишь перед поступлением во второй класс семья собралась в полном составе в родном городе – Москве. В результате, окончил 110-ю экспериментальную школу и, решив пойти по стопам родителей, поступил в Щукинское училище.

Работы в театре

Первые пробы на театральной сцене происходили ещё когда Саша числился студентом Щукинского. Однако уже через год после получения диплома с отличием, он дебютирует в художественном фильме «Она вас любит» (1957 г.), исполняя незначительного персонажа с фамилией Ухов. На гонорары, полученные за работу, приобретает свой первый автомобиль «Победа».

Заработки на киносъёмках не отличаются регулярностью, и он продолжает трудиться в театре на Малой Бронной. Успех молодому актёру принесли работы в постановках А. Эфроса:

  • «Чайка» – Тригорин;
  • «Мольер» – Людовик;
  • «Каждому своё» – Гудериан;
  • «104 страницы про любовь» – Феликс.

Переход в театр сатиры

В 1970 г. он совершает поступок, о котором будет вспоминать всю жизнь. А. Ширвиндт приходит в Московский академический театр сатиры, где будет трудиться на протяжении всей творческой биографии. Совершить такой поступок его уговаривают друзья: Миша Державин и Андрей Миронов. Здесь он исполняет больше 30 ролей, успешно пробует себя в режиссуре, а с декабря 2000 г. назначается худруком заведения.

Эстрада

Для эстрадного творчества в жизни Ширвиндта отведено отдельное место. Он максимально раскрывает свой талант, работая с такими артистами:

  • дуэт «Тарапунька и Штепсель»;
  • Миров и Новицкий;
  • Л. Утёсов;
  • В. Винокур;
  • И. Олейников.

Широко известный дуэт двух «бабушек» Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны придумал не кто иной, как Ширвиндт.

Актёр сам часто выходит на сцену, выступая с Державиным, иногда с Мироновым. Некоторые монологи остаются актуальны и сегодня.

«Я мечтал о хороших аудиториях и о дерзких репликах из зала, на которые я лихо, остроумно и броско отвечал бы с ходу»,– делился мыслями Ширвиндт.

Телевидение и кино

Рисунок 3. Звёздное трио в картине «Трое в лодке, не считая собаки»

Программы с его участием имели колоссальный успех у зрителя. «Семь нас и джаз», «Терем-теремок», «Театральные встречи» транслировались на центральном телевидении не один год.

Начав сниматься в художественном кинематографе ещё в 1956 г., Ширвиндт имеет фильмографию, состоящую более чем из 50-ти картин, многие из которых стали шедеврами отечественного киноискусства.

Таблица 1. Избранная фильмография А. А. Ширвиндта

Название фильмаПерсонажГод выхода на экран
Старики-разбойникиРеферент министра1971
Ирония судьбы, или С лёгким паромПавлик/ закадровый текст1975
Двенадцать стульевОдноглазый шахматист1976
Трое в лодке, не считая собакиСэр Харрис1979
Вокзал для двоихПианист Шурик1982
Зимний вечер в ГаграхТелеведущий1985
БабникАркадий1990
Ирония судьбы. ПродолжениеДядя Паша2007

Успешно занимался озвучиванием мультфильмов. Самые известные работы – это голоса Красавчика в мультике «Пёс в сапогах» и Чеширского кота в «Алисе в стране чудес».

Личная жизнь

Рисунок 4. С женой на презентации книги

Личная жизнь Народного артиста РСФСР сложилась удачно. Он женился на Наташе Белуосовой (1935 г/р) ещё в 1957 г, в возрасте 24 лет, и счастливо живет с ней до сих пор.

Что примечательно, у Натальи Николаевны тоже творческая профессия. Она всю жизнь проработала архитектором, создавая, как и любимый муж, новые проекты. Только он – театральные, наполняющие дух человека радостью и красотой. Она – здания, украшающие город, в котором живет.

По словам мужа, такое распределение профессий в семье является оптимальным, так как не мешает каждому быть оригинальным и не растворяться в личности более звездного супруга.

Через год после свадьбы у пары родился единственный сын Михаил. У него тоже есть дети и уже внуки. Так что Александр Анатольевич стал прадедушкой.

«Замечательный артист и режиссёр драматического театра, прошел длинный профессиональный путь, снискал уважение коллег и искреннее признание всей страны»,– примерно с таким текстом в 2014 г. к Ширвиндту обратился Президент РФ, поздравляя с юбилеем. Так, будет надеяться, что слова поздравления прозвучат в адрес артиста и режиссера еще не раз.

Видео

«Сегодня вечером» проект Первого канала, выпуск от 10.03.2018 г. «Ширвиндт и Державин: дуэт на все времена»

Источник

Дуэтов артистов, работающих на эстраде, особенно в юмористическом жанре, немало. Однако творческий тандем, который создали Михаил Державин и Александр Ширвиндт, пожалуй, один из наиболее ярких. Свидетельством тому является неугасающая любовь зрителей к дуэту, которому уже более полувека.

Державин Михаил Михайлович

Любимый всеми артист появился на свет в 1936 году. Его отец — один из ведущих актеров Вахтанговского театра, М. С. Державин — дружил со многими знаменитыми вахтанговцами. Несмотря на то что в детстве мальчик довольно неплохо рисовал, семейные традиции и артистическое окружение оказались сильнее. В 1954 году Михаил поступил в Щукинское училище, закончив которое, начал выступать на сцене «Ленкома», а позже — в театре Сатиры. Там он сформировался как актер и сыграл более 60 ролей.

державин и ширвиндт

Державин воплотил в жизнь множество образов, как в кино, так и в театре, но популярность артисту принесло участие в необычайном «Кабачке 13 стульев» — передаче, пользовавшейся необычайным успехом у телезрителей.

Ширвиндт Александр Анатольевич

Кумир женщин и красавец-мужчина. Именно такими комплиментами многие годы награждала пресса постоянного партнера по сцене Михаила Державина — Александра Ширвиндта.

Артист родился 19 июля 1934 года, причем тоже в театральной среде, правда, в музыкальной, так как мать Александра Анатольевича работала в филармонии, а отец был скрипачом в Большом театре. Видимо, поэтому Ширвиндт в детстве не только учился музыке, но и окончил школу бальных танцев.

К музыкальной деятельности он относился прохладно, а вот Щукинское училище окончил с отличием, после чего 13 лет выступал в театре Ленинского комсомола. В 1970 году Ширвиндт начал работать актером театра Сатиры, где сыграл более чем 30 ролей.

Большое влияние на развитии сатирического таланта Ширвиндта оказали театральные «капустники», которые он организовывал в Доме актера. Причем выступал он и в роли режиссера, и в амплуа конферансье, и как актер.

сколько лет ширвиндту и державину

В отличие от Державина, который проявил себя преимущественно как артист театра, Ширвиндт много снимался в кино, в том числе вместе с Михаилом Михайловичем в комедии по повести Джерома К. Джерома. Но популярным киноартистом его сделала роль друга главного героя в комедии «Ирония судьбы, или С легким паром».

Дуэт, проверенный годами

Талантливые актеры — Державин и Ширвиндт — стали друзьями значительно раньше, чем началась их сценическая деятельность. Они жили рядом, недалеко от Никитских ворот, их родители часто встречались у общих знакомых, да и Щукинское училище не могло не сыграть своей роли.

Вообще, несмотря на внешнюю непохожесть и разные характеры, Державин и Ширвиндт имеют много общего, и даже театральные судьбы их схожи.

Сатирический дуэт артистов родился на всем известных театральных «капустниках». Именно на этих ярких, веселых и остроумных представлениях сформировался стиль этого тандема, отличающийся интеллектуальностью и отсутствием пошлых шуток в угоду зрителям с дурным вкусом.

У Михаила Державина и Александра Ширвиндта есть свои, узнаваемые маски-образы. Ширвиндт предстает перед зрителем как меланхоличный, слегка циничный скептик. Кажется, он постоянно пребывает в слегка уставшем, расслабленном состоянии и не слишком многословен. Однако каждая его фраза настолько точна, ярка и феерична, что достойна стать афоризмом.

михаил державин и александр ширвиндт

Что касается Михаила Державина, то на сцене он надевает маску очень непосредственного, доверчивого и чрезмерно строгого человека. И эти, казалось бы, вполне серьезные герои, взаимодействуя, порождают настоящий каскад шуток и сатирических реприз. При этом зритель даже не вспоминает, сколько лет Ширвиндту и Державину, а ведь они очень немолоды (81 и 79 соответственно), но только не душой!

Державин и Ширвиндт на театральных подмостках

Знаменитый сценический дуэт с одинаковым успехом выступает и в спектаклях, и на телевидении, принимая участие в концертах, бенефисах и телепередачах.

Их можно увидеть вместе и в «Ревизоре», и в «Маленьких историях большого дома», и в «Концерте для театра с оркестром» и т. д.

В сценической биографии дуэта есть и спектакли, поставленные специально для него, такие как «Счастливцев-Несчастливцев» и «Привет от Цюрупы».

Державин и Ширвиндт в кино

На съемочной площадке Александр Анатольевич и Михаил Михайлович тоже встречались часто, но все же реже, чем в театре. Если обратиться к кинематографу, то можно вспомнить такие фильмы с Ширвиндтом и Державиным, как «Спасите утопающего», «Зимний вечер в Гаграх», «Бабник», «Чокнутые» и другие. Но это капля в море по сравнению с количеством выступлений в театре и на телевидении. К тому же роли, сыгранные артистами в этих фильмах, не слишком запомнились зрителям. За исключением одного. Речь идет о феерической комедии «Трое в лодке, не считая собаки», снятого Н. Бирманом в 1979 году. Причем в этом фильме играет даже не дуэт, а трио великолепных сатирических актеров, состоящий из Ширвиндта, Державина и Андрея Миронова.

фильмы с ширвиндтом и державиным

Образы, созданные артистами на сцене и в кино (даже если это эпизодические роли), необычайно яркие и живые, а их сценический дуэт — это гармоничное единство не просто прекрасных профессионалов, но и высокоинтеллектуальных людей. Причем они прекрасно умеют угадывать веяния времени, и их выступления никогда не бывают устаревшими и неактуальными.

Теперь вы знаете, сколько лет Ширвиндту и Державину, какие роли оно сыграли в кино и театре. Остается только пожелать известным артистам долголетия и новых интересных ролей!

Источник

Александр Анатольевич Ширвиндт – актер, режиссер, телеведущий, художественный руководитель Московского театра Сатиры с 2000 года…

Александр Ширвиндт в фильме “Ирония судьбы, или С легким паром”

Посмотрела старый советский фильм «Ирония судьбы, или с легким паром!»… Оказывается, раньше в сауну ходили не только прокуроры с бандитами, но и врачи с инженерами!

Снимался в фильмах “Ирония судьбы, или С легким паром”, “Трое в лодке, не считая собаки”, “Вокзал для двоих”, “Самая обаятельная и привлекательная”, и множестве других.

Сегодня он будет героем моей статьи, и мы узнаем историю его происхождения, значение фамилии и кто он по национальности.

Александр Ширвиндт

История происхождения Александра Ширвиндта

В самом центре Москвы, в доме у Никитских ворот в творческой семье скрипача Анатолия Густавовича (Теодора Гдальевича) Ширвиндта и его жены, редактора Московской филармонии Раисы Самойловны (в девичестве Кобыливкер) 19 июля 1934 года родился сын, назвали его Александром.

Родители были весьма востребованными в своей профессии людьми, и часто уезжали на гастроли.

Во время их отсутствия маленький Саша находился у бабушки, в период ВОВ вместе с бабушкой находился в эвакуации в городе Чердынь Пермской области, там же он закончил и первый класс.

Александр Ширвиндт

После переезда в Москву учился в элитной школе, основную массу учеников которой составляли дети партийных лидеров. Сашу взяли туда только потому, что его место проживания было рядом со школой.

В школе он учился плохо, часто доходило до того, что мальчика хотели исключить. Спасало его только то, что в круг общения его родителей входили знаменитые певцы и артисты, тут же быстренько организовывалась с кем-нибудь встреча, и Саша оказывался прощенным.

Александр Ширвиндт в детстве

Попытки отдать сына в музыкальную школу окончились провалом: мальчика нисколько не тянуло постигать азы игры на скрипке, зато он с упоением слушал актерские байки приходивших в гости знаменитостей: Леонида Утесова, Рины Зеленой, Василия Качалова и других.

Зато на бальные танцы он ходил с удовольствием.

И к окончанию школы он окончательно определился, что хочет быть актером.

История происхождения по отцовской линии

Александр Ширвиндт в молодости

Отец Александра, Теодор Гдальевич Ширвиндт, известный скрипач, игравший в Большом театре и занимавшийся преподавательской деятельностью в музыкальном училище, родился в 1896 году в Одессе. Свои настоящие имя и отчество он поменял на более благозвучные Анатолий Густавович.

Корни его фамилии восходят к прусскому городу Ширвиндт, именно там, начиная с ХII века, находилась еврейская община.

Его предки оказались в России вследствие неоднократных переделов территорий между Пруссией, Польшей и Россией.

Дедушка Александра, Гдалья Моисеевич Ширвиндт, был врачом. Сын купца Мовши Лейзеровича Ширвиндта, он окончил гимназию в Вильно, затем перебрался в Одессу.

История происхождения по материнской линии

Мам Александра Ширвиндта

Мама Александра Ширвиндта, Раиса Самойловна ( в девичестве Кобыливкер), родилась в религиозной одесской семье. Выпускница МХАТа, по профессии актриса.

После перенесенного туберкулеза на сцене работать уже не могла.

Ушла из театра и занялась редактурой. Была очень известной личностью в своих кругах, многие актеры советовались с ней.

Брак с Анатолием Ширвиндтом стал для нее вторым, был заключен в 1925 году. (Первый раз она выходила замуж за архитектора, одного из авторов Мавзолея по фамилии Француз)

И Александр стал для нее поздним ребенком, родила она его, когда ей было уже около 40 лет.

Национальность Александра Ширвиндта

Про свою национальность сам Александр Ширвиндт говорил, что он “российский интеллигент еврейской национальности с немецкими корнями”.

Оставайтесь с нами, будет интересно:

Источник

В этом году народному артисту России, художественному руководителю Театра Сатиры исполнилось 86 лет. Но глядя на него, о возрасте забываешь: он по-прежнему моложаво элегантен, остроумен и боится прослыть ворчуном.

— Александр Анатольевич, знаю, вы просыпаетесь очень рано — чуть ли не в 6 утра! А ваша супруга Наталья Николаевна — сова, встает позже. Любопытно, с чего начинается ваше утро, когда все спят?

— У меня очень тяжелая зарядка утром. Сначала я лежа 30 раз сучу ножками — это для поясницы. Потом с трудом, кряхтя сажусь на кровать и делаю вращательное движение на скрипучей шее пять раз туда, пять раз обратно. Потом плечиками 10 раз. Меня кто-то когда-то научил, и я привык. И чувствую, что сделал зарядку. Встаю, иногда что-то записываю в дневник, газеты (не интернет) читаю, покуривая трубку. Завтракаю чем придется: люблю гречневую кашу со сметаной или просто плавленый сырок с вареным луком, который мне приносят соседи. Ты же знаешь, я — «говноед». Ну а потом еду в театр.

— В этом году исполнилось 50 лет, как вы работаете в Театре Сатиры, и 20 лет, как стали художественным руководителем. Какие у вас ощущения?
— Понимаешь, несмотря на то что я художественный руководитель, до сих пор для всех остался Шуркой. Это хорошо, с одной стороны. Но иногда мешает. У покойного худрука Театра Маяковского Андрея Александровича Гончарова был замечательный тезис о том, что управлять коллективом нужно методом кнута и пряника. Но в моем случае, когда кнут в руках у пряника, этот метод не работает. С другой стороны, надувать щеки и строить из себя начальника — стыдно.

— Кстати, я давно заметил: вы со всеми на «ты»…
— В этом моя жизненная позиция. На «ты» — значит, приветствую естественность, искренность общения. Это не панибратство, а товарищество… А потом, мне столько лет, ну кто меня старше?! Единицы.

— На столе в вашем кабинете всегда столько бумаг. Это пьесы?
— Ну да. Чаще всего присылают очередную графоманию, как приложение — рекламу того или иного автора, что где-нибудь в Сызрани с огромным успехом идет его спектакль «Писькин кот», все это с фотографиями. И дальше страниц на 60 какой-нибудь бадяги. А не читать нельзя, потому что а вдруг Гоголь или Горин?! К счастью, это «вдруг» кончается на пятой странице, когда ты понимаешь, что читать дальше бесполезно.

— А роли в кино предлагают?

— Мне присылают сценарии, но ни одной приличной роли. Можешь представить, чтобы Ширвиндт начал бегать с пистолетом? Я уже не добегу. Да и зачем?! С голоду не подыхаю.

— В спектакле вашего театра «Где мы?» вы играете пожилого клоуна. Вспоминается Юрий Никулин, который ушел на пенсию, считая, что седого клоуна будет жалко. Некоторые зрители тоже думают, что пожилой артист на сцене — это печальное зрелище. Как вы считаете, до какого возраста артист может выходить на сцену?

— Помнишь эту бодряще-комсомольскую песню «Пока я ходить умею, пока глядеть я умею, пока я дышать умею, я буду идти вперед»? Так вот, пока ходить умею… Другое дело, что нужно соизмерять походку с тем, что ты делаешь на сцене. Великий Михаил Царев играл в Малом театре Чацкого до упора. Все хихикали: ему уже было в районе 60 лет тогда. В первой сцене он вбегал на сцену. Сидела совершенно прелестная актриса Юдина, игравшая Софью. Ей было лет, наверное, 20. Он шлепался на колени: «Чуть свет уж на ногах — и я у ваших ног…» А потом шептал: «Поднимите меня». И Софья дрожащими руками поднимала Чацкого. В этом, конечно, есть странность. А вот выползать старым клоуном и говорить, что мне уже 400 лет, — в этом стыда нету. Но выползти мало — надо и уползти. В одной сцене, где я должен спрыгнуть с «кольца», меня прихватывают артисты, играющие санитаров. А ведь еще несколько лет назад я мог бы это сделать без посторонней помощи.

— Вы бываете в Доме ветеранов сцены или в Доме ветеранов кино?

— Когда-то часто посещал, выступали там. Страшно, конечно. Помнишь, в аэропортах были такие накопители? Минут за 40 до отлета самолета пассажиров накопляли в таком жутком предбаннике, в тесноте, духоте. Так вот, эти Дома ветеранов — как накопители перед выходом в небеса. Есть такая картина Лактионова «Обеспеченная старость», которую он нарисовал в Доме ветеранов сцены: стол, заваленный фруктами, сидят вокруг благостные бывшие артисты, божьи одуванчики. Помесь ангелов с тенями.

— Старость — это страшно?

— Неприятная штука. Когда просыпаешься, чувствуешь, что и коленка не болит, и давление в норме. Думаешь: ура! Но это всего лишь на семь минут. Consuetudo est secunda natura — «привычка — вторая натура». За бесконечное количество лет, что работаешь, внутри изношенный мотор, попердывая, все равно крутится. Бывает, думаешь: нет сил, все надоело. Садишься на берегу с удочкой. День проходит, два, а потом начинает свербить… Когда-то мой друг покойный, драматург Саша Володин написал мне:

Проснулся — и выпил немного,

Теперь просыпаться — и пить.

Дорога простерлась полого,

Недолго осталось иттить.

— Как-то вы сказали в интервью: «Я успокоился, ориентируюсь теперь на интуицию». Как это понимать?

— В нашей стране мы прошли огромное количество катаклизмов. Кардиограмма смысла, как у взбесившегося инфарктника. А ты во всем этом существовал, пытаясь участвовать, разобраться и даже действовать. А потом я успокоился. Страшно выглядеть идиотом. Когда все ясно и когда на эту ясность накладывается темпераментная полемика — это опасно. Теперь отношусь к происходящему вокруг с багажом опыта, иронично.

— В спектаклях Театра Сатиры иногда звучат бранные, хоть и не матерные слова, которые немного режут слух. Вы считаете, это можно говорить со сцены?

— Я вообще-то в жизни матерщинник, но терпеть не могу, когда на сцене выражаются. Законодательно отменили четыре слова, ты напечатать их сейчас не сможешь. А что касается, например, «жопы» — это семечки. Материться нельзя, но говорить на родном языке — необходимо. Главное — интонация и степень необходимости.

— Что сейчас происходит вокруг, какие у вас ощущения?

— Ощущение, что планета находится в очень плохом состоянии: тайфуны, землетрясения, наводнения участились со страшной силой. Потухшие вулканы все чаще стали открывать пасти, плюются лавой. Может, Боженька, в которого я верю относительно, или инопланетяне смотрели-смотрели на нас и подумали: «Надоело!» И начинают давать нам серьезные знаки, в виде этих наводнений. Мы же не мыслим вселенски — только огородами и полемикой в передаче у Соловьева. А на самом-то деле планетка вшивая. Я ведь знаю не понаслышке, потому как летаю. У меня же планета своя есть. Причем законная, не купленная. И я летаю между Фаиной Раневской и Даниилом Хармсом. Поэтому нам виднее сверху.

— А люди изменились?

— Меня часто спрашивают об этом, но в контексте педагогическом. В чем отличие студентов 1950-х годов от сегодняшних? Я ведь в театральном училище имени Щукина — самый старый педагог, преподаю больше 60 лет. Раньше этих 18-летних бэмби нужно было два первых года раскрепощать. Сейчас они приходят, уже снявшись в рекламах виагры и прокладок, и наша задача теперь — наоборот, их закрепостить. Все остальное — сиськи, ноги, жопа, глаза — все то же самое. Другое дело, что они серые, ничего не знают. Однажды пришел в училище Юрочка Яковлев. Он не преподавал, а просто зашел по своим делам. Сел в фойе внизу. И вся эта шпана летает мимо, задевая его. Я собираю курс и начинаю орать: «Вы что?! Когда я учился, помню, в училище зашел народный артист Михаил Астангов. И мы, бросив занятия, побежали смотреть на него. А тут сидит великий русский актер Яковлев, и вы не замечаете, носитесь мимо!» А одна девочка заплакала и говорит: «Вы же нам ничего не рассказываете! Рассказали бы о своих встречах с Мейерхольдом». Вот! И это не анекдот, это их уровень знаний.

— Но вообще люди ожесточились…

— А потому что нет воздуха для общения. Перезвонимся и перезвонимся, понимаешь. Эсэмэски… Все бегут. По эмбриону я — интеллигентный мальчик, на скрипочке учился играть, что-то читал. Моя мать работала в филармонии, папа — скрипач. У нас собирались великие люди — Журавлев, Яхонтов, Качалов… Они читали матери свои программы, играли в преферанс. Все было спокойно, не на бегу. Были компании, клубы (как мы называли их, клумбы) по интересам. А сейчас большой разброс возможностей: 400 каналов телевидения, только официальных театров в Москве — 82! Информации полно. У людей голова кругом! Огорчает меня сегодня человеческая некоммуникабельность, абсолютная поверхностность взаимоотношений. Искренность как явление выхолощена по всем параметрам — политическим, семейным. Огромная шапка вранья и словоблудства очень давит… Мои ряды редеют. В моей записной книжке почти все фамилии и телефоны вычеркнуты. Падеж плотный. Не успеет уйти из жизни человек, как звонят мне: «Алло, это 26-й канал. Скажите ваше мнение о нем». И такой голос еще противный. Я уже превратился в атрибут ритуальных услуг… Кажется, Сталин сказал пошлую фразочку, что незаменимых нет. Чушь полная! Невольно начинаешь думать, что Всевышний всерьез нацелился собрать труппу из лучших исполнителей для небесного театра теней. Может, и мне там какая-нибудь роль припасена. По обыкновению — второго плана.

— Когда-то Лев Дуров мне рассказывал, как придумал свои похороны. А вы часто задумываетесь, что возраст идет? Простите, тема такая печально-скользкая…

— Почему скользкая — спидометр, счетчик, конечно, бежит. Помню, был такой чтец Всеволод Аксенов. Он при жизни написал сценарий своей панихиды: кто, откуда, в чем он будет. И вот по этому сценарию с ним прощались… Приходится иногда думать об уходе. С другой стороны, никому неизвестно, когда уйдешь. Главное — не впадать в депрессию. Не допустить, чтобы тебя жалели. Помнишь у Пушкина: «…Но, боже мой, какая скука / С больным сидеть и день и ночь, / Не отходя ни шагу прочь… Вздыхать и думать про себя: когда же черт возьмет тебя!»

Олег Перанов

Источник