София парнок биография личная жизнь

София парнок биография личная жизнь thumbnail

Биография

София Парнок была близким другом поэтов Серебряного века, выпускала переводы, либретто и сборники стихов. Ее часто называли Сафо из-за лирики, посвященной представительницам русской богемы и членам литературных кругов.

Детство и юность

София Парнок появилась на свет в августе 1885 года и являлась старшим ребенком Александры Абрамовны Идельсон. Из-за слабого материнского здоровья будущая русская поэтесса в детстве все время проводила со строгим нелюдимым отцом.

Яков Соломонович был членом привилегированной прослойки, фармацевт и владелец аптеки заботился о благе семьи. В городе Таганроге, где жили члены иудейской общины, была традиция обзаводиться двумя и более детьми.

София Парнок в молодости

Мать будущей поэтессы забеременела близнецами, после рождения Вали и Лизы их кормилица умерла. В обществе строгой гувернантки, на которой отец женился, Соня, лишившаяся ласки, взрослела и потихоньку росла.

Авторы ее биографии отмечали, что девочка быстро отстранилась от мужчины и его своевольной жены. Мачеха не разрешала маленьким детям веселиться, игры в жилище фармацевта были строго запрещены.

Валентин и Елизавета интересовались балетом и литературой, София выбрала фортепиано как средство уйти от проблем. В юном возрасте она разбирала сложные нотные партитуры, Ференц Лист давался ей проще математических теорем.

Окончив гимназию для девочек с отличным выпускным аттестатом, Парнок отделалась от опеки и уехала за рубеж. Учеба в консерватории Женевы у знаменитых педагогов расценивалась в еврейской общине как антиродительский мятеж.

В России молодая «бунтарка» училась на Бестужевских курсах, являвшихся университетом для девушек разных возрастов. Юриспруденция и литература стали призванием Софии, и она позабыла этюды в начале 1900-х годов.

Личная жизнь

София Парнок была человеком с тонкой ранимой натурой, смерть матери в раннем детстве оставила на сердце рубец. Девушка тянулась к подругам, ласковым, преданным, надежным, а отсутствие симпатий к мужчинам спровоцировал злой отец.

Странные платонические романы тревожили русскую поэтессу, поэтому она вышла замуж в середине 1900-х годов. Владимир Волькенштейн появился в ее личной жизни в Петербурге, он был талантливым драматургом, выходцем из культурных кругов.

София Парнок и Марина Цветаева

Брак по обычаям иудеев не выдержал ни одной из проверок, и талантливые люди расстались. В душе Софии проснулись чувства к Надежде Павловне Поляковой, любительнице классических опер и ярких ренессансных картин.

Приняв православие, дочь еврея поселилась в центре России, на работе встречалась с рядом талантливых людей. Певицы, писательницы, актрисы, переводчицы и поэтессы жили в фантастическом мире, полном губительных страстей.

Парнок отличалась от прочих женщин любовью к мужским костюмам и брюкам, приятная внешность привлекала всех повелителей пера. Эксцентричная особа с короткой стрижкой гостила у Ады Герцык-Жуковской, хозяйка созывала богему на литературные вечера.

На одном из подобных приемов София увидела «королеву»: Марина Цветаева в то время считалась московской звездой. Поэтессы с первого взгляда поняли чувства друг друга, бурный роман друзья называли сумасшествием.

Жительница столицы посвящала стихи еврейке, цикл «Подруга» одновременно выражал преданность и гнев. Повелительницы Эвтерпы 2 года «терпели друг друга», но потом все же расстались, ни грамма ни о чем не пожалев.

В тандеме Марина была «доминанткой», и, несмотря на женственный образ, София, порабощенная любовью, подчинялась ей во всем. Из-за пламенных отношений пострадало много знакомых, сильнейшие душевные травмы получил публицист Сергей Эфрон.

В дневниках Цветаевой сохранились размышления о Софии, о том, как во время короткой разлуки разошлись в стороны их пути. Официальной причиной разрыва считался законный брак поэтессы, который она, покончив с романом, смогла восстановить.

София Парнок и Ольга Цубербиллер

В дальнейшем Парнок недолго встречалась с актрисой Людмилой Эрарской, женщины вместе пережили появление большевиков. Они были счастливы на теплом побережье Крыма, история любви продолжалась до начала 20-х годов.

В тяжелые голодные годы автора переводов поддержали землячка Фаина Раневская и ряд самых близких друзей. С профессором Ольгой Цубербиллер изгнанная из Москвы поэтесса провела довольно много счастливых дней.

Последней музой, запечатленной на фото из позднего архива, являлась Нина Веденеева, физик и кандидат наук. Женщины жили в Подмосковье, вдалеке от столичного шума, у них в Кашине часто гостили люди, входившие в близкий круг.

Творчество

В начале 1900-х Парнок отдалась во власть поэзии, подруге Надежде Поляковой посвящен десяток стихов. Переводы, шарады, головоломки и романтические пьесы являлись источником дохода в начале 1900-х годов.

Потом появилась работа в журнале под названием «Северные записки», где София, пользуясь псевдонимом, писала критические статьи. Вымышленный Андрей Полянин, ценивший Осипа Мандельштама, в середине 1910-х исчез и остался в забытьи.

Потомки, разбирая архивы, нашли опубликованные заметки об Анне Ахматовой и членах творческого «цеха поэтов», представлявших Серебряный век. По мнению автора, главной музой ведущих акмеистов России был образованный, культурный, интеллигентный человек.

К стихотворным шедеврам в этот период относились лирические сонеты, произведение «Белой ночью» очаровало ряд людей. Успех первых опусов заставил забыть литературные переводы, Софии требовалось время для воплощения идей.

Марина Цветаева повлияла на творчество молодой поэтессы — в произведениях появился личный, интимный мотив. Выход сборника в Петрограде в момент расставания с любимой открыл перед женщиной большое количество ярких перспектив.

Фаина Раневская и Софья Парнок

Опубликовано Олегом Дмитриевым Четверг, 8 ноября 2018 г.

София Парнок и Фаина Раневская

Революция помешала воспользоваться выпавшим шансом, но ряд книг все же издали в 1920-х годах. «Вполголоса», «Музыка», «Розы Пиерии», полные мрачных предчувствий, пользовались небывалым успехом в столичных элитарных кругах.

Когда на поэтическую арену вышли советские авангардисты, Парнок стала критиком недавно написанных великих стихов. Цикл «Большая медведица» читали на черноморском побережье люди, бежавшие от гнета партии большевиков.

Публичным признанием считалось оригинальное либретто к поставленной в московском театре классической опере «Алмаст». Автор Александр Спендиаров с помощью поэтессы достучался в сложный период до чувств и сознания масс.

Мастер литературного слова в начале 1930-х нашла последнюю музу, скрашивавшую грустную жизнь. Из стихов в этот период исчезла непринужденность, короткие строки потеряли веру в любовь.

Смерть

По словам современников, София жаловалась на боли в сердце, но причиной внезапной смерти считали отравленные грибы. Предчувствуя близкую кончину, Парнок писала без остановки о мимолетном хрупком счастье и злых превратностях судьбы.

В августе 1933 года на старом Введенском кладбище, у свежевырытой могилы, собрались десятки людей. Борис Пастернак, Владислав Ходасевич и прочие звезды литературы стали авторами некрологов и биографических статей.

Библиография

  • 1916 — «Стихотворения»
  • 1922 — «Розы Пиерии»
  • 1923 — «Лоза: Стихи 1922 г.»
  • 1926 — «Музыка»
  • 1928 — «Вполголоса. Стихи 1926-1927»

Источник

София Парнок и любовь всей ее жизни

София Парнок и любовь всей ее жизни

Изображение:

архив

Каждая творческая личность имеет свою музу. Она, воплощаясь в реальном человеке, порождает бурю в сердце творца и способствует созданию художественных шедевров. Для великой русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой такой вдохновительницей, любовью и катастрофой в жизни стала София Парнок. Ей посвящено большое количество известных стихов, цитируя которые многие даже не представляют адресата обращения.

Сонечка увидела свет в августе 1885 в Таганроге. Ее отец, Яков Соломонович Парнох (таково истинное звучание этой фамилии) был почетным гражданином города и владельцем аптеки, где сам трудился провизором. Мать, Александра Абрамовна, была из числа первого поколения женщин-врачей России. Семейство Парнох было состоятельным и входило в интеллектуально-культурную городскую элиту. Их дети получили отличное образование. С ранних лет они обучались музыкальной грамоте, чтению, изучали немецкий и французский языки.

Соня была старшим ребенком в семье. С рождением близнецов Валентина и Елизаветы, появившихся спустя 10 лет после Софии, связана трагедия в благополучной жизни семьи. Александра Абрамовна, подарив жизнь своим потомкам, умерла во время родов. Через некоторое время отец сочетался браком с гувернанткой, которая практически сразу вызвала неприязнь у Сони. Это привело к появлению отчуждения и холодным отношениям отца со старшей дочкой, для которой жизнь в родном доме стала тяжелейшей ношей.

С раннего возраста Соня стала писать стихи, в которых после смерти матери изливала всю свою боль и тоску. Вероятно, с того времени у замкнутой и своенравной девочки в глазах появилась трагическая безысходность, которая осталась с ней на всю оставшуюся жизнь.

После окончания с золотой медалью Женской Мариинской гимназии в Таганроге София в 1903 отправилась в Женевскую консерваторию. Стихи периода ученичества остались в поэтических строках и набросках, записанных в тетрадях. В течение года она обучалась в Швейцарии, в Женевской консерватории, научившись великолепно играть на фортепиано. Вернувшись в Россию, София в Петербурге предприняла попытку продолжить свое музыкальное образование. Но спустя некоторое время поняла, что профессионально заниматься музыкой она не хочет. В 1905 она оставила городскую консерваторию. Не пошла на пользу и ее учеба на юридическом факультете Бестужевских курсов, которые девушка не закончила. К этому времени относится ее кратковременная страсть к Надежде Поляковой, которая быстро остыла, чуть было не завершившись трагедией.

Вскоре София и известный литератор Владимир Волькштейн сочетались законным браком по иудейским канонам. Однако совместная жизнь была кратковременной. Молодая женщина вновь стала искать утешения у подруг.

Перед Первой мировой литературный салон критика Аделаиды Герцык считался местом, где собирались талантливые московские поэтессы. Там и повстречались Цветаева и Парнок. 23-летняя Марина была замужем за любящим ее Сергеем Эфроном, имела двухлетнюю дочку Ариадну.

В гостиной, куда вошла София, Цветаева полулежала в кресле. Аромат дорогих сигарет и изысканных духов, бело-черное одеяние, подчеркивающее противоречивость личности, грациозные движения, властные губы, резко очерченный подбородок – все это сразу привлекло внимание Марины. Очарование исходило от притягательной ауры греха, нежного хрипловатого голоса, соблазнительного взгляда зовущих глаз, трепетного движения изящных пальчиков Софии, которыми она доставала платок из сумочки. Против всего этого Цветаева устоять не могла. Зажженная спичка, поднесенная к сигарете незнакомки, стала началом их бурного романа.

Марина была представлена гостье в качестве названной дочери хозяйки салона. После этой встречи было несколько безудержных лет, когда сердце буквально неслось вскачь в неведомую даль.

Однажды Марина увидела Софию, которая каталась на извозчике с симпатичной девицей. Пламя негодования охватило поэтессу, укрепив ее любовные чувства. В это время ею было создано первое произведение, посвященное подруге, а также пришла уверенность в том, что сердце Сони должно всецело принадлежать ей одной.

Мне кажется, нам было бы с тобой
Так нежно, так остро, так нестерпимо…
Не оттого ль в строптивости тупой,
Не откликаясь, ты проходишь мимо?

И лучше так! Пускай же хлынет мгла
И ночь разверзнется ещё бездонней –
А то я умереть бы не могла:
Я жизнь пила бы из твоих ладоней!

Какие б сны нам снились наяву,
Какою музыкой бы нас качало –
Как лодочку качает у причала!..
Но полно. Проходи. Я не зову.

Невзирая на общественное мнение, зимой 1915 молодые женщины отправились в путешествие, посетив Ростов, Коктебель, Святогорье. Цветаева не обращала ни на кого внимания, считая себя не такой, как все.

А Сергей Эфрон терпеливо ожидал, когда пагубная страсть остынет. Не дождавшись, отправился воевать. В это время Марина написала цикл стихотворений под недвусмысленным названием «Подруге», в которых откровенно признавалась Софии в любви. Это может показаться странным, но Цветаева искренне любила и своего супруга, переживала за него.

И хотя к моменту встречи с Парнок Марина уже была матерью, однако ощущала себя дитем, которому недостает нежности. Она существовала в собственном иллюзорном поэтическом мире. Вероятно, не познав истинной страсти с супругом, Цветаева с легкостью вступила в интимные отношения с эротичной женщиной с наклонностями лесбиянки, которая стала для нее и опытной любовницей, и нежной матерью.

В тот период Парнок и Цветаева были признанными авторами, стихи которых активно публиковались. Естественно, что между ними возникло творческое соперничество. Поначалу София пыталась сдерживаться, ставя на первое место удовлетворение желаний плоти. Но постепенно теперь уже у Марины стали прослеживаться мрачные нотки, которые касались любимой подруги. Но все же она продолжала считать, что любовь мужчин скучна и неинтересна, и предаваться неге в квартире, специально снятой для этих целей на Арбате.

Но связь во грехе будущего не имеет. Она обречена. Так произошло у Цветаевой и Парнок. Зимой 1916 в гостях у Марины был Осип Мандельштам, с которым она гуляла по городу, читала ему новые стихотворения, обсуждала творчество собратьев по литературе. А потом Поэтесса пришла к подруге, у которой застала другую женщину. Нестерпимая боль пронзила сердце Цветаевой, которая, тем не менее, гордо, ни слова не сказав, покинула квартиру.

Марина внешне показывала равнодушие к случившемуся. Она хладнокровно отнеслась и к известию о смерти Софии. Однако это была только видимость. Как известно, от прошедших событий убежать нельзя.

Расставшись с Цветаевой, Парнок имела любовные связи с несколькими дамами. Одна из них – Нина Веденеева, отношения с которой оставили след в замечательных поэтических произведениях Софии, и на руках которой у нее разорвалось сердце. Однако память о Марине была жива, о чем свидетельствует фото Цветаевой, стоявшее до последнего дня у кровати Парнок.

Источник

О Софии Парнок ( 1885 – 1933 ), в которую была влюблена Марина Цветаева, будучи замужем за Сергеем Эфроном, есть статья в Википедии. Не буду ее повторять. Прочтете и без меня.

Я расскажу о Софии воспоминаниями Льва Горнунга, который был знаком с ней с 1923 г. Часто бывал у нее в гостях. Вернее у них. Потому, что жила София Парнок сначала на 4-ой Тверской -Ямской д. 8, кв. 43 с актрисой Людмилой Эрарской ( 1890 – 1964 ), а затем ушла от нее к профессору математики Ольге Николаевне Цубербиллер ( 1885 – 1975 ). Адресов у новых подруг было несколько – Первый Неаполимовский пер. Д. 3, кв. 8 и Никитский бульвар 12А, кв. 43., затем флигель этого же дома.

Слева на право: C.Парнок, Л.Эрарская, О.Цубербиллер

Красавицей Парнок не назовёшь. Лицо ее было покрыто веснушками, бледное, с зеленоватыми глазами, рыжеватые волосы, телосложение хрупкое, голос хрипловат, курит. Что нашла в ней Цветаева? (Правда, в 1914 г. Софья была моложе)

Одевалась София Парнок в дамский английский костюм, причем верхняя половина походила на мужской пиджак, кофточка с высоким воротником и мужской галстук. Как-то София открыла дверь шкафа и все увидели висящие на веревочке галстуки хозяек.

Горнунг Лев Владимирович

Эрарская воскликнула:

– как ты остроумно повесила свои галстуки.

Парнок ответила:

– у каждого порядочного мужчины галстуки висят только так.

Видимо поэтесса считала себя мужчиной в паре с….

Ольга Цубербиллер одевалась так же, была брюнеткой и чуть выше Парнок. Дом их, вернее комната, была гостеприимной, в ней собирался литературный кружок. На столике Софьи стояло фото Марины Цветаевой, а фотография Анны Ахматовой висела на стене, по паспарту была дарственная надпись Анны Андреевны.

Нина Владимировна Веденеева

В какой-то момент в комнате подруг появилась физик Нина Веденеева (1882 – 1955). Даме было под 50, в профиль она была похожа на профиль Данте Алигьери. Когда она приходила в гости, они с Парнок удалялись в дальний угол комнаты и с увлечением говорили о своем. Все это происходило в присутствии других гостей и Цубербиллер. Вскоре Веденеева стала новой музой Софьи Парнок. Поэтесса посвятила ей даже два цикла стихов “Большая Медведица” и “Ненужное добро”. Заметьте -два, Цветаевой только один!

Но и это еще не все. Лучше присядьте, мои дорогие…1.12.1931 Лева Горнунг записывает в своем дневнике: “К ней пришла Фаина Раневская вместе с молоденькой, очень красивой и элегантно одетой артисткой Камерного театра Натальей Григорьевной Ефрон, с которой Фаина сейчас “дружит”.

Судя по тому, что в к/ф “Ленин в 1918 году” 1939 года она сыграла Фани Каплан – красавицей ее не назовёшь.

Наталья Эфрон ( Ефрон) (Кадр из к/ф ‘Ленин в 1918 году”)

Некоторые мои критикессы пишут, что я оговариваю Раневскую и использую для этого Дневники Лидии Чуковской, Островской, Телешевой, а так же мемуары Лидии Смирновой. Что это только совпадения. Вот еще одно совпадение – к лесбиянке Парнок пришла Раневская с подругой Ефрон. Не многовато совпадений?

Фаина Раневская

В августе 1933 у Парнок случился разрыв сердца. У гроба собрались много друзей и подруг. Был и Борис Пастернак. Не было Марины Цветаевой, она в это время жила в Париже.

В 1979 года в США был издан довольно полный сборник стихов Парнок с предисловием Софьи Поляковой.

Нина Веденеева, позднее, за свои научные работы получила орден Ленина и Сталинскую премию третьей степени. Ушла из жизни в 1955 году.

Что скажете? Жду ваших откликов!

И подписывайтесь на мой блог, будет еще интереснее! Мой аккаунт в Инстаграм – @exxussr

Источник

Софи́я Я́ковлевна Парно́к (30 июля (11 августа) 1885, Таганрог — 26 августа 1933, Каринское, Московская обл.) — русский поэт, переводчик.

София Парнок (настоящая фамилия Парно́х) родилась в Таганроге, в обрусевшей еврейской зажиточной семье. Сестра известного музыкального деятеля, поэта и переводчика Валентина Парнаха и поэтессы Елизаветы Тараховской.

Отец — Яков Соломонович Парнох (1853—1913), провизор и владелец аптеки, почетный гражданин г. Таганрога. Мать — Александра Абрамовна Парнох, урождённая Идельсон (1853—1895), врач.

Ранняя смерть матери (она умерла вскоре после рождении близнецов, Валентина и Елизаветы) и второй брак отца, женившегося на их гувернантке, сделали жизнь в таганрогском доме навсегда нестерпимой, а отношения с отцом отчужденными.

В 1894-1903 училась и закончила с золотой медалью Таганрогскую гимназию. В 1903 — 1904 училась в Женевской консерватории, по классу фортепиано. Однако музыкантом не стала. Вернувшись в Россию училась на Высших женских Бестужевских курсах и юридическом факультете университета.

Софию Парнок страстно увлекла литература. Переводы с французского, пьесы, шарады, скетчи и первый цикл стихов, посвященный Надежде Павловне Поляковой — ее женевской любви. Софья Парнок очень рано осознала эту свою странную наклонность, хотя по возвращении в Россию, осенью 1907 года, вышла замуж за литератора  В. М. Волькенштейном (брак был заключён по иудейскому обряду). После распада неудачного брака, в январе 1909, Парнок обращала своё чувство только на женщин, данная тематика весьма характерна для её лирики.

В 1909 году приняла православие.

Печатать стихи София Парнок начала с 1906 г., когда дебютировала в журналах «Северные записки», «Русское богатство» критическими статьями, написанными блестящим остроумным слогом. Парнок своим талантом быстро завоевала внимание читателей, и с 1910 года была уже постоянным сотрудником газеты «Русская молва», ведущей ее художественного и музыкально — театрального раздела.

С 1913 сотрудничала в журнале «Северные записки», где кроме стихов публиковала переводы с французского и критические статьи под псевдонимом «Андрей Полянин». Парнок-критика высоко ценили современники; её статьи отличались ровным доброжелательным тоном и взвешенной оценкой достоинств и своеобразия конкретного поэта. Ей принадлежат сжатые и чёткие характеристики поэтики Мандельштама, Ахматовой, Ходасевича, Игоря Северянина и других ведущих поэтов 1910-х гг.; признавая талант ряда акмеистов, она тем не менее отвергала акмеизм как школу. Парнок принадлежит (нехарактерное для неё по тону, но показательное для её представлений об искусстве) одно из наиболее ярких выступлений против Валерия Брюсова, «играющего роль великого поэта» (1917).

«По долгу службы» Софье Парнок часто приходилось посещать театральные премьеры и — литературно — музыкальные салонные вечера. Она любила светскость и яркость жизни, привлекала и приковывала к себе внимание не только неординарностью взглядов и суждений, но и внешним видом: ходила в мужских костюмах и галстуках, носила короткую стрижку, курила сигару… На одном из таких вечеров, в доме Аделаиды Казимировны Герцык-Жуковской, 16 октября 1914 года, Софья Парнок встретилась с Мариной Цветаевой. Их роман продолжался вплоть до 1916 года. Цветаева посвятила ей цикл стихотворений «Подруга» («Под лаской плюшевого пледа…» и др.) и эссе «Mon frere feminine».

Первый поэтический сборник Софии Парнок «Стихотворения» вышел в Москве в 1916 г. и встретил положительные отклики критики явившись одновременно своеобразным памятником ее отношений с Цветаевой. Парнок писала стихи все лучше, все сильнее и тоньше психологически были ее образы, но наступали отнюдь не стихотворные времена.

После октябрьского переворота в 1917 г. Пакрнок уехала в г. Судак (Крым), где прожила до начала двадцатых годов, перебиваясь литературной «черной» работой: переводами, заметками, репортажами. Не прекращала писать. Среди её друзей этого периода — Максимилиан Волошин, сёстры Аделаида и Евгения Герцык. В Судаке познакомилась с композитором А. Спендиаровым и, по его просьбе, начала работу над либретто оперы «Алмаст».

Вернувшись в Москву, занималась литературной и переводческой работой. Была одним из учредителей объединения «Лирический круг» и кооперативного издательства «Узел».

Выпустила в Москве четыре сборника стихов: «Розы Пиерии» (1922), «Лоза» (1923), «Музыка» (1926), «Вполголоса» (1928). Последние два сборника вышли в издательстве «Узел», причём «Вполголоса» — тиражом всего 200 экземпляров. Парнок продолжала после революции и литературно-критическую деятельность, в частности, именно она впервые назвала «большую четвёрку» постсимволистской поэзии — Пастернак, Цветаева, Ахматова, Мандельштам (1923, в статье «Б. Пастернак и др.»).

Парнок не примыкала ни к одной из ведущих литературных группировок. Она критически относилась как к новейшим течениям в современной ей литературе, так и к традиционной школе. Ее поэзию отличает мастерское владение словом, широкая эрудиция, музыкальный слух. В её последние сборники проникают разговорные интонации, ощущение «повседневности» трагедии; многие стихотворения посвящены физику-теоретику Нине Веденеевой — «Седой музе».

В последние годы Парнок, лишённая возможности печататься, как многие литераторы, зарабатывала переводами. Тяжело переносила быт и культурную атмосферу 1920-1930-х гг. Умерла в возрасте 48 лет предположительно от отравления грибами, осложненного слабым сердцем, 26 августа 1933 года в селе Каринском под Москвой. Похоронена в Москве, на Немецком (Введенском) кладбище в Лефортово — 19 участок.
На её похоронах присутствовали Борис Пастернак и Густав Шпет.

В некрологе В. Ходасевич написал: «Ею было издано много книг, неизвестных широкой публике — тем хуже для публики».

Возвращение Парнок в литературу состоялось благодаря Софье Поляковой, сохранившей её поздние неопубликованные произведения и издавшей в 1979 в США все 261 стихотворение с подробным предисловием.

 На Родине поэтессы в Таганроге на доме по ул.Александровская, 62, в котором она родилась, в 2012 году установлена памятная доска.

188530 июля (12 августа) в г. Таганроге, в обрусевшей еврейской зажиточной семье родилась София Яковлевна Парнок (Парнох) Отец — Яков Соломонович, провизор и владелец аптеки, почетный гражданин г. ТаганрогаМать — Александра Абрамовна, урожденная Идельсон (1853?-1891), врач1891Рождение сестры Елизаветы (в браке Тараховская, 1891-1968) и брата Валентина (псевдоним Парнах 1891—1951), вскоре смерть матери1894Поступление в женскую гимназию Императрицы Марии1901Лето Поездка в Крым, г.Балаклава1902Весна. Влюбленность в Женю. Неудовлетворенность жизнью в ТаганрогеИюнь. Тяжелая депрессияИюль. Поездка в Крым, любовь к Н.ПоляковойКонец августа. Остановка в Ростове-на-Дону по пути домой. Тоска по НадеЗнакомство с Михаилом Гнесиным и Владимиром Волькенштейном1903Знакомство с Е.В. Гельцер и ее покровительствоОкончание гимназии, отъезд за границу.В Женеве посещает занятия на филологическом факультете университета. Знакомство с семьей Плеханова.1904Лето. Возвращение в Россию. Петербург. Обучается в консерватории по классу фортепьяно.1905Начало. Оставляет консерваторию. Отъезд за границу.В Женеве встретившись с Л.Г. Плехановой, на несколько месяцев с ней и ее семьей в Италию. Регулярная переписка с В. Волькенштейном1906В январе в Женеве первые опыты в драматургии, пьеса «Сон»Начало мая. Возвращение в Москву живет с подругой, возможно с Н.Поляковой.Июнь. Возвращение в ТаганрогНоябрь. Публикация в «Журнале для всех» первого стихотворения «Осенний сад»1907Начало. Разрыв отношений с Н. ПоляковойСентябрь. Брак с Волькенштейном по еврейскому обряду, переезд в ПетербургОктябрь. Знакомство с Л.Гуревич. В ее имении первые опыты в написании детских сказок.Осень. Знакомство с Софьей Чацкиной и Яковом Сакером, А. Блоком, М.Кузминым, Вяч.Ивановым, Ф.Сологубом, М.Волошиным, А.Ахматовой.1908Бестужевские высшие женские курсы при Петербургском университете. Юридический факультет.Весна. Опубликованы 2 сихотворенияЛето. Занимается переводами Бодлера.1909Январь. Бросает мужа, требует развода, переезжает в Москву.Апрель. Официальный развод с Волькенштейном.Лето. Путешествие по Волге, в Крым и на Кавказ, недолгие увлечения девушками1910Конец 1909-начало 1910 Несколько месяцев в Петербурге. Приподнятое настроение.С февраля 1910 года по 1911 Москва, «Большая тоска», депрессия, переезд в Кривоколенный переулокПубликация в «Вестнике Европы» 2 стихов: Отрывок и Романс1911Публикации в «Новой жизни» под псевдонимом Андрей Полянин, депрессия, тупик, мечты о путешествии.Март. Публикации в «Новой жизни» стихотворений «Молитва» и «Тоска владычица»Май, в «Русской мысли» опубликовано стихотворение «Чья воля дикая над нами…»Сентябрь. Публикация в «Вестнике Европы» 2 стихотворенийОктябрь. Публикация в «Вестнике Европы» 3 стихотворенийОктябрь. Публикация во «Всеобщем ежемесячнике» 2 стихотворенийОктябрь. Публикации в «Новой жизни» 1 стихотворенияДекабрь. Публикации в «Новой жизни» 2 стихотворений: «Как образ божества из водяной стихии…» и «Мадригал»Декабрь. Отъезд в Петербург1912Возвращение в Москву, смерть отца1913Крещение по православному обряду.27 февраля. В «Русской молве» опубликована критическая статья (?)Февраль. В «Северных записках» с февральского номера начинают печатать стихи С.Парнок.Апрель. В «Северных записках» опубликована критическая статья «Отмеченные имена»Весна. Встреча с Ираидой Альбрехт.Май. В «Северных записках» опубликована критическая статья «В поисках пути искусства» и стихотворение посвященное Л. ГуревичМай. В «Русской молве» опубликовано стихотворение «Сонет. (Мы не приметили, как сумрак начудесил…)»Сотрудничество с «Северными записками» и «Русской молвой». Публикации стихов и статей, дружба с ГуревичОсень. Начало работы над либретто оперы «Гюльнара», композитор М. Штейнберг.Осень. С.Парнок занимает штатную должность в «Северных записках»Осень-зима. Работа над большой повестью. (утеряна)Декабрь, в «Северных записках» опубликовано стихотворение «Люблю в романе все пышное и роковое…», «Да, я одна. В час расставания…»1914Весна – лето. Путешествие с Альбрехт по Европе (Италия, Германия, Англия)Июнь, в «Северных записках» опубликовано стихотворение «На закате» ибольшая критическая статья о романе А.Белого «Петербург».Июль, в «Северных записках» опубликовано стихотворение «Голубыми туманами с гор на озера плывут вечера…»Октябрь. Знакомство с М. Цветаевой (1892-1941). Бурное начало романа, резкий разрывНоябрь. Возвращение брата Валентина Парнаха из ПалестиныСередина декабря. Ссора с Альбрехт, сняла квартиру на АрбатеРождество. Поездка с Цветаевой в Ростов Великий. Расцвет любви с М. Цветаевой.В Альманахе «Сборник 1914 год» опубликовано стихотворение «Фридриху Круппу»1915Зима. Приезд сестры Лизы, Хлебный переулокЯнварь, в «Северных записках» опубликованы стихотворения «Словно дни мои первоначальные…», «На каштанах пышных ты венчальные…»Февраль, в «Русской мысли» опубликовано стихотворение «Забыла тальму я барежевую…», Рондо («Ужель конец? Глаза ненасытимы…»)Февраль – весна. Разгар чувств, ссоры, ревность, выяснение отношений с ЦветаевойМай, в «Русской мысли» опубликовано стихотворение «Белой ночью»Май-июнь, в «Северных записках» опубликованы стихотворения «С пустынь доносятся…», Сафические строфы («Эолийской лиры лишь петь заслышу…»), «Снова знак к отплытию нам дан!..»27 мая – 22 июля. Отдых в Коктебеле вместе с Цветаевой и др.Июль-август. Три недели в Святых горах с ЦветаевойСентябрь, в «Северных записках» опубликовано стихотворение « К нам долетит ли бранный огонь…»Осень-начало зимы. Агония любви к Цветаевой, обострение болезниНоябрь-декабрь, в «Северных записках» опубликовано стихотворение Рондо («Я вспомню все. Всех дней, в одном безмерном миге…»), «Снова на профиль гляжу я твой крутолобый…», «Твои следы в отцветшем саду свежи…»Конец года. Поездка с Цветаевой в Петроград191619 января. Возвращение в МосквуФевраль (5?) Разрыв с Цветаевой, начало отношений с Л.Эрарской (ок.1890-1964)Февраль. Выход сборника Парнок С. «Стихотворения» — итог ее раннего творчества. (60 стихотворений) — первое в истории России открытое провозглашение сафического лирического я.Апрель-май. Рецензия на «Камень» МандельштамаЛето. Отдых в Судаке, переписка и встреча с Ходасевичем в КоктебелеСентябрь, в «Северных записках» опубликованы стихотворения Сонет, «Пенфесилея», «Пахнёт по саду розой чайной…», «Разве мыслимо рысь приручить…»Осень – зима 1916Москва. 4 стихотворения в «Северных записках», углубление отношений с Эрарской1917Январь. Выход последнего номера «Северных записок» со статьей А. Полянина о БрюсовеЗима-весна. Жизнь с Эрарской, революционная ситуация. Работа в конторе.Июнь – июль. Отъезд с Эрарской в Милино Тульской губернии, болезнь обеих, возвращение в МосквуИюль, в «Северных записках» стихотворение «Я не люблю церквей, где зодчий…»Август. Отъезд с Эрарской в Судак. Дом ПопандопулоОсень. Революция. Переезд на дачу С.В. Гриневич. Знакомство с А.А. Спендиаровым (1871-1928)Зима 1917- 1918 Работа над либретто «Алмаст», дружба с сестрами Аделаидой и Евгенией Герцык1918Осень. Разлад с Эрарской1919Кризис во взаимоотношениях с Эрарской, продолжение работы над «Алмаст», госслужбаВ Харькове в альманахе «Камена», вып.2 опубликованы стихотворения «Безветрием удвоен жар…», «Не хочу тебя сегодня…», «О, чудный час, когда душа вольна…», «О, Боже мой, кто это? Входит. Сбежали…», «Опять, как раненая птица…», «Оттого в моем сердце несветлом…», «Никнет цветик на тонком стебле…», «Разве полночь такая—от Бога…», «Не придут, и не все ли равно мне…»1920Боевые действия в Крыму, засуха. Голод, работа на огородеВ Феодосии в альманахе «Ковчег» опубликованы стихотворения «Каждый вечер я молю…», «В концерте»1921Зима. Арест А. Герцык и С. ПарнокВесна. Освобождение, письмо к Горькому, туберкулезЖ/д катастрофа, пассажир, с которым она поменялась местами, погибЛето. Засуха, голод, болезни, отъезд в Феодосию1922Январь. Возвращение в Москву, поиск средств для оставшихся в КрымуВесна – лето. Работа над стихами для сборника «Лоза», статья «Дни русской лирики», размышления о Боге, дружба с Е. ГерцыкВесна – лето. В Альманахе «Лирический круг» опубликованы стихотворения: «Не внял тоске моей Господь…», «Ни нежно так, ни так чудесно…», «О, этих вод обезмолвленных…»Июль, в журнале Москва, №7 опубликованы стихотворения «Дирижер», «В толпе»Сентябрь. Выход сборника «Розы Пиерии», новый любовный роман, отъезд Е.Герцык за границуВ альманахе «Свиток» №2 были напечатаны «Разве мыслимо рысь приручить…», «О, чудный час, когда душа вольна…», «О, Боже мой, кто это? Входит. Сбежали…», «Опять, как раненая птица…», «Оттого в моем сердце несветлом…», «Никнет цветик на тонком стебле…»Октябрь-декабрь. «Обморок души», духовный и физический спад1923Январь. Правка сборника «Лоза»Февраль. Посещение кружка «Московский цех поэтов», знакомство с Львом Горунгом, Ольгой Николаевной Цубербиллер (1885-1975), профессором математики МГУ. Смерть Е.О. Кириенко-ВолошинойИюль-август, в журнале «Беседа», №7 опубликованы стихотворения «Дирижер», «Краснеть за посвященный стих…», «Целый день язык мой подличал…»Имя подруги н?