Сокуров биография личная жизнь
Биография
Александр Сокуров – общественный деятель, режиссер, сценарист, актер, мэтр русского киноискусства. Имя этого деятеля включено в список лучших режиссеров мирового кино (по решению Европейской киноакадемии). Александр Николаевич родился 14 июня 1951 года в небольшой деревне Подорвиха, что в Иркутской области. Но сейчас этой урожайной местности, где земля была богата картофелем и овощами, не найти на карте России, потому что в 1956 году деревню и станцию затопило при заполнении Иркутского водохранилища.
Режиссер Александр Сокуров
Сокуров рос и воспитывался в семье фронтовика. Папа режиссера – участник Великой Отечественной войны, отметившийся на поле боя своими подвигами. Из-за специфической профессии отца Александра Николаевича семейство Сокуровых часто перебиралось с места на место, поэтому будущий деятель киноискусства начал постигать грамоту в Польской Народной Республике, а получил аттестат о среднем образовании в солнечной Туркмении.
Александр Сокуров
Окончив школу, молодой человек продолжил образование, в 1968 году его выбор пал на Горьковский государственный университет, находящийся в Нижнем Новгороде. Будучи студентом, Сокуров обучался на историческом факультете, а в 1974 году молодой человек получил диплом. Возможно, Александр Николаевич стал бы великим преподавателем, рассказывающим ученикам о политике Ивана Грозного, о черном пятне в биографии Николая II, о стратегии Сталина и многом другом, но судьба Сокурова внесла свои коррективы.
Александр Сокуров в молодости
Александр решил связать жизнь с кино, поэтому в 1975-ом поступил во ВГИК, престижный вуз, находящийся в Москве. Там молодой человек начал посещать творческую мастерскую режиссуры научно-популярных фильмов под руководством Згуриди Александра Михайловича, где и познакомился со своим приятелем Юрием Абрамовым.
Александр Сокуров
Сокуров был способным студентом, поэтому радовал родителей «пятерками» в зачетной книжке, за что и удостоился престижной стипендии Сергея Эйзенштейна. Бесспорный талант и эрудиция помогли Александру Николаевичу сдать экзамены экстерном и окончить ВГИК на год раньше положенного времени. Но на такой шаг будущий режиссер должен был пойти не по собственному желанию, а из-за нарастающего конфликта на почве формализма. Также гения кино обвиняли в антисоветских настроениях.
Фильмы
Первоначально Александр Николаевич практиковал режиссерское мастерство: будучи студентом, он снимал короткометражное видео. Дебютной работой Сокурова в полном метре стал фильм под названием «Одинокий голос человека» (1987, сценарий Юрия Арабова). Сюжет картины вращается вокруг красноармейца Никиты Фирсова, который после гражданской войны возвращается на родину в отчий дом и влюбляется в молодую девушку Любу.
Режиссер Александр Сокуров
Эта картина могла бы не дойти до зрителей. Дело в том, что из-за распрей меду Сокуровым и руководителями ВГИКа творения талантливого режиссера категорически отвергались, поэтому кинолента «Одинокий голос человека» не была принята как дипломная работа и подлежала уничтожению. Но Александр Николаевич вместе с приятелем Абрамовым взял хитростью: с помощью взлома институтского архива товарищи выкрали исходные материалы, подложив на их место другие киноработы.
Кадр из фильма Александра Сокурова “Одинокий голос человека”
Примечательно, что фильм, который хотели ликвидировать, стал номинантом и призером на нескольких кинофестивалях. Стоит отметить, что первая полнометражная работа Александра Сокурова получила положительный отзыв от гуру российского кино Андрея Тарковского, который в дальнейшем поддерживал начинающего коллегу.
«У Сокурова есть странные вещи, необъяснимые, даже глупые, непонятные вроде, несвязные… Но… гений! Рука гения…», – говаривал создатель фильма-притчи «Сталкер».
Далее молодой человек хотел связать жизнь с «Мосфильмом», но его не устроили условия труда. Поэтому выбор Сокурова пал на «Ленфильм» (по рекомендации Тарковского его зачислили в 1980 году). В 1981 году Александр Николаевич становится режиссером трагического реквиема «Дмитрий Шостакович. Альтовая соната», который рассказывает о гениальном композиторе и о трагической судьбе одинокого непринятого художника.
В 1985-ом у Сокурова выходит картина с нетривиальным названием «Терпение. Труд», а в 1986-ом зрители увидели ленту «Скорбное бесчувствие» с Аллой Осипенко, Ириной Соколовой и Владимиром Заманским в главных ролях. Через два года Александр Николаевич становится автором короткометражки «Жертва вечерняя», сюжет которой отражает всю суть российского бытия.
Кадр из фильма Александра Сокурова “Скорбное бесчувствие”
В СССР первомайская демонстрация трудящихся (когда большие толпы людей собирались с лозунгами, портретами Ленина и других государственных деятелей) была неотъемлемой частью советской традиции. Но праздник последнего месяца весны у Сокурова показан как унылое событие: уставшее сборище участников шествия рассыпается по щелчку, без режиссерского веления. Таким образом, в голове зрителей возникает диссонанс между официальным жанром и творением Сокурова.
Александр Сокуров на съемочной площадке
Неудивительно, что работы Александра Николаевича были подвержены критике, так как его творчество кардинально отличалось от предпочтений Госкино и государственных органов: вплоть до конца 1980-х ни одна работа мэтра не была допущена до зрительного зала.
По этой причине Тарковский организовывал приятелю выезд за рубеж, но Сокуров отказался от голливудских просторов, так как, несмотря на угнетение со стороны власти, Александр Николаевич оставался патриотом, который чтит русский язык, свою национальность и обожает духовное сокровище Эрмитажа. В конце 1980-х ситуация изменилась: фильмы, которые не удостоились проката, были показаны широкой аудитории и представляли Россию на всевозможных фестивалях.
Кадр из фильма Александра Сокурова “Русский ковчег”
В 1994 году Александр Николаевич подает на суд общественности экзистенциальную драму «Тихие страницы», где сыграли Александр Чередник и Сергей Барковский. Эта лета является своеобразной интерпретацией произведений русских прозаиков 19 века. В основу сюжета легла драма Достоевского «Преступление и наказание». Режиссер попытался повторить атмосферу, которой пропитана книга Федора Михайловича.
Александр Сокуров с премией “Золотой лев”
Новый век начинается для талантливого мастера с документального фильма про жизнь и творчество японского писателя Тосио Симао. Стоит сказать, что эта картина отснята по заказу телевизионного канала страны восходящего солнца. В том же 2000 году выходит драма «Телец», повествующая об исторической личности и известном политике, который на фоне болезни становится простым смертным человеком. Несмотря на социальный статус и завидное положение под лучами красной звезды, советский лидер становится позабытым и брошенным людьми.
Кадр из фильма Александра Сокурова “Фауст”
В 2009-ом Александр Николаевич радует поклонников своего творчества документальным фильмом «Читаем блокадную книгу», в котором поучаствовали Олег Басилашвили, Ольга Антонова и Иван Краско. Далее Сокуров, вдохновленный произведением Гете, снимает фэнтези-драму «Фауст», где главным героем является тот, чья часть силы вечно хочет зла и вечно совершает благо. Эта картина по рукописи великого немецкого писателя удостоилась престижной премии «Ника» в 2013 году.
Личная жизнь
Жизнь Александра Сокурова подобна книге за семью печатями. Поговаривают, что на 2017 год режиссер остается завидным холостяком, ибо для него карьера на кинопоприще стоит на первом месте, нежели супруга и дети. Однако не стоит исключать тот факт, что создатель картины «Русский ковчег», возможно, обзавелся любимым человеком, но скрывает амурные отношения от журналистов, жаждущих сенсаций.
Александр Сокуров не женат
Известно, что запретный плод сладок. Поэтому личное пространство Сокурова – это лакомый кусочек для средств массовой информации, многие новости пестрят заголовками, что якобы Сокуров тайно встречается с женами других режиссеров и богатых финансистов. Но этим слухам желтой прессы нет достоверного подтверждения.
Также Александр Николаевич имеет ярко выраженную общественную позицию, в многочисленных интервью он готов рассуждать как о любимом деле, так и о политике или российском и зарубежном обществах. Поговаривают, что этот режиссер – один из немногих людей, кто не побоится высказать критическое мнение по поводу устройства страны лично Владимиру Путину.
«Я верю, что положение в России можно изменить и сверху. И хорошо бы начать сверху, если во главе государства становится человек с абсолютно гуманитарной программой, абсолютно гуманитарным сознанием», – говорил Сокуров корреспонденту «Фонтанки».
Помимо этого, Александр Николаевич высказался по поводу конфликта с Украиной: по его мнению, украинцы – это самобытный народ, имеющий право претендовать на отдельное государство.
Александр Сокуров сейчас
Не так давно, в 2015 году, Александр Николаевич пополнил свою фильмографию картиной «Франкофония» (производство Франции, Германии и Нидерландов), которая впоследствии удостоилась нескольких наград.
Александр Сокуров в 2017 году
В 2017-ом Сокуров продолжает участвовать в интервью, где делится с корреспондентами мнением по поводу режиссуры и дауэсизации.
Фильмография
- 1980 – «Разжалованный»
- 1986 – «Ампир»
- 1988 – «Дни затмения»
- 1990 – «Круг второй»
- 1992 – «Камень»
- 1994 – «Тихие страницы»
- 1997 – «Мать и сын»
- 1999 – «Молох»
- 2001 – «Телец»
- 2002 – «Русский ковчег»
- 2003 – «Отец и сын»
- 2005 – «Солнце»
- 2007 – «Александра»
- 2011 – «Фауст»
- 2015 – «Франкофония»
Источник
Александр Сокуров — биография
Александр Сокуров — мастер авторского кино, снявший более 50 документальных и художественных лент. Известность режиссеру принесли картины «Одинокий голос человека», «Фауст», «Русский ковчег». Удостоен звания «Народный артист России».
Description. Российский режиссер и общественный деятель, Александр Сокуров, известен далеко за пределами России. Его работы удостоены множества отечественных и зарубежных премий. Биография мэтра кино включает учебу в Горьковском университете, в творческой мастерской ВГИКа, работу на телевидении, в кино и театре, писательскую, публицистическую и общественную деятельность.
Фильмы режиссера Александра Сокурова — не для всех. В них нет броских спецэффектов, плоских шуток, пошлых или шаблонных сцен. Каждая из его авторских картин — штучная работа, с непредсказуемым сюжетом, сложными образами действующих героев, исполненная лирических чувств и драматизма.
Александр Сокуров известен не только как актер и режиссер, но и как медийная персона. Его деятельность многогранна: он комментирует в прессе громкие события, происходящие в стране, представляет Российское кино на кинофестивалях, ведёт лекции, презентации, участвует в открытых дискуссиях. Являясь беспартийным, участвует в политической жизни государства, в качестве правозащитника и общественного деятеля.
Детство и юность
Деревни Подорвиха, где в 1951 году родился Александр Сокуров, уже нет. Она была затоплена через 5 лет после его рождения, при строительстве Иркутской ГЭС. Но маленький Саша не увидел, как родные места уходят по воду: его отец, военный офицер, вскоре увез семью в Польшу. Заканчивал школу будущий режиссер в Туркмении, в Красноводске, большом портовом городе.
Александр Сокуров в молодости
По словам мамы, он рос активным, подвижным ребенком с хорошим голосом. Ближе к восьмому классу голос пропал, появились проблемы со здоровьем. Начались разногласия с друзьями, одноклассниками. Сверстники будущего режиссера увлекались THE Beatles, он же слушал концерты Моцарта. Мама Александра, работавшая секретарем-машинисткой, привила сыну любовь к русской литературе и классической музыке, которую он сохранил на всю жизнь.
Закончив школу, юноша попытался поступить в МГИМО, но не прошел по состоянию здоровья. Решено было продолжить обучение на истфаке Горьковского Университета, тем более, что история интересовала Сокурова с восьмого класса. Во время учёбы Александр оказался в штате редакции Горьковской телестудии, в качестве помощника режиссера. Эта работа стала настоящим открытием, отправной точкой в его биографии.
Становление пути
На телестудии ответственного и дисциплинированного Александра заметил Юрий Беспалов, руководитель объединения «Телефильм». Вскоре Сокуров стал его ассистентом, а затем ему доверили самостоятельно снимать небольшие фильмы. Первой работой в кино стала документальная лента «Самые земные заботы» о жизни на селе. Затем появился фильм «Автомобиль набирает надёжность», в профессиональном формате, с монтажом и озвучкой.
Кадр из фильма Сокурова «Автомобиль набирает надёжность»
В 1974 году Александр Сокуров закончил университет, а в 1975 — поступил во ВГИК. Его наставником стал А. Згуриди. Его мастерская была единственной, где работа студентов жестко не регламентировалась. По утверждению самого режиссера, во ВГИК он попал случайно, из-за ошибки комиссии.
Родители скептически относились к режиссерскому будущему сына, несмотря на то, что к тому времени им было создано немало серьезных работ, среди них – «Лето Марии Войновой», «Позывные R1NN», «Последние дни ненастного лета». Учился талантливый студент отлично, за что был премирован именной стипендией С. Эйзенштейна. Но талантливые работы мастера не были приняты руководством ВГИКа, так как не соответствовали требованиям советской идеологии, а их автор закрепил за собой репутацию бунтаря.
Дошло до того, что Сокурова было решено отчислить. Из-за конфликта с руководством первая художественная картина Сокурова «Одинокий голос человека» могла быть уничтожена. Но режиссер вместе со своим другом, Юрием Арабовым, выкрали бобину с фильмом и показали ленту Андрею Тарковскому. Благодаря его заступничеству Александр Сокуров закончил институт, правда, экстерном, и получил распределение в Ленинград, на киностудию «Ленфильм».
Большое кино
Первой ленинградской картиной режиссера стала лента-реквием «Дмитрий Шостакович. Альтова соната». Затем были «Терпение. Труд» и «Скорбное бесчувствие». Творчество Сокурова на Ленфильме вызывало негативную реакцию у руководства партии и Госкино. Ни один из фильмов, снятых в это время, не дошел до зрителя. Не раз друг и наставник Андрей Тарковский предлагал Сокурову уехать и работать за рубежом, но режиссер не готов был заговорить на другом языке и расстаться с горячо любимым Эрмитажем.
Фильм «Одинокий голос человека»
Только с началом перестройки, в 80-х, снятые ранее картины вышли в прокат. Талантливые и драматичные ленты представляли русское кино на зарубежных кинофестивалях. В 1987 году в Локарно получил Бронзового Леопарда фильм «Одинокий голос человека», а двумя годами позже была удостоена высокой награды в Берлине картина «Скорбное бесчувствие».
В 80-90 годах режиссер работает в полную силу, иногда снимает 2-3 картины в год. Это художественные и документальные ленты. Режиссерскую деятельность он совмещает с общественной и преподавательской: работает в молодежных программах на радио, занимается с группой талантливых студентов. В 1998-1999 году на Петербургском телевидении выходит цикл передач о современном кино «Остров Сокурова».
Передача «Остров Сокурова»
Мировое признание таланта мастера еще раз подтвердилось в 1995 году, когда его имя внесли в список ста лучших режиссеров мира. С тех пор его фильмы во многих странах более известны, чем на родине, в России. Об этом говорят многочисленные награды: премия ФИПРЕССИ, Премия Ватикана, орден Восходящего солнца от японской императорской семьи.
Получил признание Александр Сокуров и на Родине: его фильмы неоднократно удостаивались премии Ника, сам мэтр в 1997 году получил звание заслуженного деятеля искусств, в 2004 — народного артиста России,
Семья и личная жизнь
О своей родной семье режиссер отзывается тепло, характеризует ее как хорошую, но обычную. После долгих лет проживания в военных гарнизонах, его родители обосновались в Ставрополье, уехав из Туркмении в момент массового исхода русских из бывших братских республик. С родными мастер видится нечасто, из-за большой загруженности. На вопрос, не автобиографичные ли сюжеты фильмов «Мать и сын», «Отец и сын», Сокуров отвечает отрицательно. «Все, что я делаю, я выдумываю», — говорит он в фильме о себе.
Александр Сокуров и Екатерина Мцитуридзе
В биографии мастера кино нет громких романов, скандалов, даты заключения брака и развода. О личной жизни Александра Сокурова ходит немало слухов. Журналисты жёлтой прессы приписывают ему отношения то с женами других режиссеров, то со светскими дамами. Сам же мэтр объясняет отсутствие жены и детей полным погружением в творчество. Внутренний мир мастера закрыт даже для друзей. Давать интервью о личной жизни он не любит, объясняя это тем, что все сказано в его фильмах.
Общественная деятельность
Александр Сокуров — человек с активной гражданской позицией. Оставаясь беспартийным, он не избегает острых политических ситуаций, будь то конфликт в Чечне, на востоке Украины, парламентские выборы или акции протеста. Во время кампании в поддержку Олега Сенцова режиссер выступил с группой кинематографистов с обращением к Владимиру Путину.
В настоящее время мастер живёт в Санкт-Петербурге, где возглавляет группу Сокурова, занимающуюся защитой от разрушения культурного наследия старого Петербурга. Является автором книг «В центре океана», «Диалоги с Сокуровым». Несмотря на то, что режиссер считает себя несовременным и не имеющим авторитета среди молодежи, ему удалось собрать студентов на курсы режиссеров на Кавказе. В планах создать скандинавско-балтийскую школу.
Общественный деятель Александр Сокуров
Фильмография Александра Сокурова включает более 50 художественных и документальных лент. Среди самых известных — «Русский ковчег», «Интонации», «Александра», «Фауст», «Элегия из России». В 2015 году была снята лента «Франкофония», созданная мастерами Франции, Германии и Нидерландов, признанная лучшим европейским фильмом. Есть и театральные проекты. Попытка постановки «Бориса Годунова» в Большом театре, была снята из-за сложности партий, а спектакль, посвященный творчеству Бродского, оказался удачным. Сейчас режиссеру под 70, он полон творческих идей, принимает участие во многих российских и зарубежных кинофестивалях.
Всю жизнь гений кино предпочитает быть шокирующе непредсказуемым, сохраяет единство индивидуального стиля. Его кино узнаваемо, в нем присутствуют некоторая затянутость, недосказанность методы съемки изысканны и оригинальны. Его герои — профессиональные актеры и случайные люди, а в фильмах документальность сочетается с художественными образами.
Фильмография режиссера
- 1974 — Самые земные заботы
- 1975 — Лето Марии Войновой
- 1975 — Позывные Р1НН
- 1978 — Последний день ненастного лета
- 1978 — 1987 — Одинокий голос человека
- 1978—1988 — Мария
- 1979 — Соната для Гитлера
- 1980 — Разжалованный
- 1981 — Альтовая соната. Дмитрий Шостакович
- 1983 — 1987 — Скорбное бесчувствие
- 1984 — Жертва вечерняя
- 1985 — Терпение труд
- 1986 — Элегия
- 1986 — Ампир
- 1988 — Дни затмения
- 1987 — И ничего больше
- 1989 — Спаси и сохрани
- 1990 — Круг второй
- 1990 — Петербургская элегия
- 1990 — Советская элегия
- 1990 — К событиям в Закавказье 1991 — Простая элегия
- 1991 — Пример интонации
- 1992 — Элегия из России
- 1992 — Камень
- 1994 — Тихие страницы
- 1995 — Солдатский сон
- 1995 — Духовные голоса
- 1996 — Восточная элегия
- 1996 — Робер. Счастливая жизнь
- 1997 — Смиренная жизнь
- 1997 — Мать и сын
- 1997 — Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому
- 1998 — Петербургский дневник. Квартира Козинцева
- 1998 — Повинность
- 1998 — Узел. Беседы с Солженицыным
- 1999 — dolce… (нежно)
- 1999 — Молох
- 2001 — Телец
- 999 — dolce… (нежно)
- 2001 — Элегия дороги
- 2002 — Русский ковчег
- 2003 — Отец и сын
- 2004 — Петербургский дневник. Моцарт. Реквием
- 2005 — Солнце
- 2006 — Элегия жизни: Ростропович, Вишневская
- 2007 — Александра
- 2009 — Интонации
- 2009 — Читаем блокадную книгу
- 2011 — Фауст
- 2011 — Нам нужно счастье
- 2015 — Франкофония
- 2018 — Молния бьёт по высокому дереву
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник