Солоницын биография личная жизнь

Солоницын биография личная жизнь thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 января 2020; проверки требуют 5 правок.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Солоницын.

Анато́лий (О́тто) Алексе́евич Солони́цын (30 августа 1934, Богородск, Горьковский край, РСФСР, СССР – 11 июня 1982, Москва, СССР) – советский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР.

Биография[править | править код]

Анатолий Солоницын родился 30 августа 1934 года в городе Богородске Горьковского края. Он являлся прямым потомком известного крестьянина-летописца Захара Солоницына, жившего в середине XIX века в деревне Зотово Тоншаевской волости и создавшего сборник исторических преданий о Поветлужье «Ковчег ветлужской старины»[2]. Его отец был журналистом, работал ответственным секретарём газеты «Горьковская правда». Настоящее имя Анатолия Солоницына – Отто. В том году, когда он появился на свет, вся страна пристально следила за эпопеей по спасению челюскинцев. Отец решил назвать новорожденного в честь руководителя экспедиции Отто Юльевича Шмидта. С началом Великой Отечественной войны это широко распространённое в те годы немецкое имя по понятным причинам потеряло популярность в Советском Союзе, и Отто Солоницын стал Анатолием Солоницыным.

После войны семья Солоницына осела в Саратове, родном городе его матери.

Окончив школу, Анатолий поступил в строительный техникум. Получив там специальность слесаря-инструментальщика, он устроился на завод, но его рабочая биография продлилась недолго, так как отца отправили работать в Киргизию и семья переселилась в город Фрунзе. Там Анатолий решил продолжить образование и пошёл в 9-й класс. Здесь он стал участвовать в художественной самодеятельности, читал стихи, выступал с куплетами. Видимо, это его увлекло, да и получалось неплохо, так как его стали приглашать на выступления самые разные учреждения.

В 1955 году Анатолий Солоницын едет в Москву для поступления в ГИТИС. Здесь удача отворачивается от него. Пройдя успешно два тура, на последнем он «срезается», то же получилось и на следующий год. Когда и в третий раз экзаменационная комиссия ГИТИСа не смогла разглядеть в Анатолии будущую «звезду» советского кинематографа, он отправился в Свердловск, в только что открывшуюся студию при Свердловском драматическом театре, и сразу же был принят.

Работа в театре[править | править код]

Окончив учёбу в студии в 1960 году, Солоницын был принят в штат Свердловского драмтеатра. Здесь он переиграл массу ролей, но в основном это были небольшие роли второго плана.

С 1960 по 1972 год Солоницын был актёром в театрах Свердловска, Минска, Новосибирска, Таллина. С 1972 по 1976 год выступал в театре им. Ленсовета. Он был готов бросить всё и нестись на другой край света ради единственной интересной роли. Сменял Свердловск на Таллин ради того, чтобы сыграть у режиссёра Арсения Сагальчика в полузабытой пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощёчины» (про неё неожиданно вспомнили под юбилей писателя). Театр Ленсовета бросил, когда Тарковский позвал его в Москву играть Гамлета в Ленкоме.

В декабре 1976 года Андрей Тарковский начинает репетиции своей постановки «Гамлета» на сцене московского Театра имени Ленинского комсомола. Он приглашает актёра на роль Гамлета в спектакле и Солоницын принят в театр. На следующий год состоялась премьера. Актёр остался недоволен своей работой, а вскоре Инна Чурикова, игравшая в спектакле Офелию, ушла в декретный отпуск и постановку закрыли. Марк Захаров на тот момент не находил для Солоницына ролей, и он полностью переключился на кино. Роль Гамлета стала последней ролью Анатолия Солоницына в театре.

Работа в кино[править | править код]

Анатолий Солоницын дебютировал в кино в главной роли на Свердловской киностудии в первой картине Глеба Панфилова (тогда ещё режиссёра свердловского телевидения) «Дело Курта Клаузевица» в 1963 году.

Широкая известность пришла к Солоницыну после роли Андрея Рублёва в одноимённом фильме Андрея Тарковского. Прочитав сценарий фильма в «Искусстве кино», Анатолий Солоницын взял отпуск в театре и приехал из Свердловска в Москву. Несмотря на сопротивление многочисленных художественных советов, Андрей Тарковский утвердил малоизвестного актёра на главную роль. Кандидатуру Солоницына поддержали историки, выбравшие из предложенных Тарковским двадцати фотопроб разных актёров фотопробу Солоницына.

Солоницын настолько вжился в роль, что даже оставил службу в театре, которая мешала ему сосредоточиться на образе Рублева. С тех пор Андрей Тарковский приглашал Солоницына на съёмки всех своих фильмов. Режиссёр высоко ценил актёрские способности Солоницына и, кроме того, Анатолий стал для Тарковского своеобразным талисманом. Даже если не было подходящей роли для Солоницына, Тарковский её выдумывал, подобно Прохожему в «Зеркале». Для так и неосуществлённой экранизации «Идиота», в которой он должен был играть автора, Солоницын хотел сделать пластическую операцию. Тарковский опешил: «Ты же тогда больше играть не сможешь с лицом-то Федора Михайловича!» На что актёр спокойно ответил: «Если я сыграю Достоевского, зачем мне что-то ещё играть?».[3] Кстати, впоследствии Солоницын всё-таки сыграл Достоевского в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» и за эту роль получил приз Берлинского кинофестиваля.

В 1972 году на экраны вышел «Солярис», где Солоницын сыграл роль доктора Сарториуса. В следующей картине Тарковского, «Зеркало», Солоницын сыграл специально придуманную для него эпизодическую роль прохожего. Безусловным успехом актёра стала роль Писателя в фильме «Сталкер» 1979 года по мотивам повести Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине».

В полной мере раскрывшегося кинематографического актёра, Анатолия Солоницына после «Андрея Рублева» стали часто приглашать в другие кинопроекты. В 1966 году к нему поступило сразу два предложения от кинорежиссёров: Глеб Панфилов утвердил его на роль комиссара Евстрюкова в фильме «В огне брода нет», а Лев Голуб – на роль командира продотряда в «Анютиной дороге». Он снимался у Алексея Германа в «Проверке на дорогах», Сергея Герасимова в «Любить человека», Никиты Михалкова в «Своем среди чужих», Ларисы Шепитько в «Восхождении» и многих других. В 1969 году режиссёр Владимир Шамшурин пригласил актёра на роль казака Игната Крамскова в фильме «В лазоревой степи». На съёмках этого фильма Солоницын заболел воспалением лёгких, но так как съёмочный процесс останавливать надолго было невозможно, актёр продолжал сниматься не долечившись.

Болезнь и смерть[править | править код]

В 1981 году А. Солоницыну было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. В том же году состоялась одна из последних значительных работ Солоницына в кино – в фильме В. Абдрашитова «Остановился поезд» он сыграл журналиста Малинина. Однако на момент съёмок фильма Солоницын был уже тяжело болен. Во время съёмок он упал с лошади и сильно ушиб грудь. В больнице при обследовании обнаружилось, что у актёра рак легких. Была проведена операция по удалению части лёгкого. Больному о диагнозе решили не сообщать. Через год на съёмках в Белоруссии Анатолию Солоницыну стало плохо. Актёра срочно отправили в Москву в Первый медицинский институт. Врачи обнаружили, что метастазы распространились на позвоночник.[4] Остановить процесс было уже невозможно.

Читайте также:  Алексей шутов биография личная жизнь

Анатолий Солоницын умер у себя дома 11 июня 1982 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, участок 37.

Семья[править | править код]

  • Первая жена – Людмила Солоницына (Успенская). Проживала и проживает в г. Екатеринбурге, в прошлом – гримёр на Свердловской киностудии.
  • Вторая жена (1963-1978) – Лариса Семёновна Солоницына (Сысоева), актриса.
    • Дочь – Лариса Солоницына (род. 1968), директор Музея кино (с 2014); окончила ВГИК, киноведение. Внук Артемий Солоницын (р. 1997).
  • Третья жена – Светлана.
    • Сын – Алексей. Окончил МССШМ, работал следователем. После приглашения Маргариты Тереховой сняться в фильме «Чайка» оставил карьеру следователя. Сейчас работает в кинокомпании «Коктебель».
  • Младший брат – Алексей Алексеевич Солоницын, журналист, писатель, живёт в Самаре.

Признание и награды[править | править код]

  • Заслуженный артист РСФСР (1981).
  • «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля 1981 года за роль в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» – номинация «Лучший актёр»[5].
  • Именем Солоницына названа улица в Богородске.

Творчество[править | править код]

Роли в театре[править | править код]

Анатолий Солоницын сыграл в театре более 100 ролей.

Фильмография[править | править код]

  1. 1963 – Дело Курта Клаузевица – Курт Клаузевиц
  2. 1966 – Андрей Рублёв – Андрей Рублёв
  3. 1967 – В огне брода нет – Иван Евстрюков, комиссар
  4. 1967 – Анютина дорога – Степан, командир продотряда
  5. 1968 – Один шанс из тысячи – капитан Мигунько, он же разведчик Вайзинг (роль озвучил Анатолий Кузнецов)
  6. 1970 – В лазоревой степи – Игнат Крамсков
  7. 1971 – Проверка на дорогах – Игорь Леонидович Петушков, майор, политрук
  8. 1972 – Гроссмейстер – отец Сергея Хлебникова
  9. 1972 – Зарубки на память – Ромус Чербуну
  10. 1972 – Любить человека – Дмитрий Андреевич Калмыков
  11. 1972 – Принц и нищий – лорд Сент-Джон
  12. 1972 – Солярис – Сарториус, астробиолог
  13. 1974 – Наследники – Алексей Фёдорович Быстров
  14. 1974 – Зеркало – судебный врач, прохожий
  15. 1974 – Агония – муж баронессы, полковник
  16. 1974 – Под каменным небом – полковник Хофмайер
  17. 1974 – Последний день зимы – Михаил Соловцов
  18. 1974 – Свой среди чужих, чужой среди своих – председатель губкома Василий Сарычев
  19. 1975 – Воздухоплаватель – Анри Фарман, хозяин авиашколы
  20. 1975 – Между небом и землёй – Орлов, полковник
  21. 1975 – Память – профессор Буров, врач
  22. 1975 – Там, за горизонтом – Василий Бочажников
  23. 1975 – Доверие – Шотман
  24. 1976 – Восхождение – Павел Гаврилович Портнов
  25. 1976 – Легенда о Тиле – Рыбник
  26. 1976 – Пока стоят горы – следователь
  27. 1977 – А у нас была тишина… – Петруха
  28. 1977 – Сумка инкассатора – Иван Тимофеевич
  29. 1977 – Юлия Вревская – доктор Павлов
  30. 1978 – Поворот – Константин Королёв, сын погибшей
  31. 1978 – Предвещает победу – Виктор Вершинин, дворянин, офицер, инженер
  32. 1978 – Трасса – Лев Николаевич Сливин, работник министерства (роль озвучил Игорь Ефимов)
  33. 1979 – Сталкер – писатель
  34. 1979 – Телохранитель – Султан-Назар, шейх
  35. 1979 – Бумеранг (короткометражка) – шериф Маклейн
  36. 1980 – Двадцать шесть дней из жизни Достоевского – Фёдор Михайлович Достоевский
  37. 1980 – Из жизни отдыхающих – Толик Чикин
  38. 1980 – Сергей Иванович уходит на пенсию – Владимир Васильевич, знакомый Наташи
  39. 1980 – Таинственный старик – Кондратий Фаддеич, скупщик краденого
  40. 1981 – Мужики!.. – отец Павлика, художник (роль озвучил Юрий Назаров)
  41. 1981 – Тайна записной книжки – Мартын Мартынович
  42. 1981 – Шляпа – отчим Ани
  43. 1981 – Хатан-Батор / Khatan-Bator – генерал Бакич
  44. 1982 – Остановился поезд – Игорь Малинин, журналист
  45. 1982 – Раскиданное гнездо – незнакомый странник

Примечания[править | править код]

Библиография[править | править код]

  • Ветвь / А. А. Солоницын. (ред. М. А. Рюрикова; худ. Т. Б. Носкова) – М. : Союз кинематографистов СССР : Киноцентр, 1990. – 68 с. : ил.

Ссылки[править | править код]

  • Арсений Сагальчик. «Один шанс из тысячи». (Воспоминания об Анатолии Солоницыне) // Петербургский театральный журнал, № 28, 2002

Источник

30 августа – 85 лет со дня рождения Анатолия Солоницына. АиФ.ru отследил все крутые повороты его судьбы – актёрской и человеческой.

А ведь звали-то мальчика, родившегося 30 августа 1934 г. в городе Богородске вовсе не Анатолием, а Отто. Во-первых, тогда, в эпоху Интернационала, иностранные имена были в моде. Во-вторых, на весь Союз тогда гремели свершения Отто Шмидта, географа, полярника, руководителя арктических экспедиций. Вот отец Фёдор Солоницын, журналист, и дал сыну имя в честь героя. А потом… Потом была война. И вражеское имя Отто мальчик попросил заменить простым русским Анатолием.

И профессию сперва он себе выбрал тоже самую простую – выучился в техникуме на слесаря-инструментальщика. Но потом передумал, снова вернулся в школу, чтобы получить полное среднее образование. Но погрузился с головой вовсе не в физику с химией, а в самодеятельность. И понял: никакой он не слесарь, а актёр.

Он рванул в Москву штурмовать творческие вузы. Но то, что восхищало жителей провинциальных городов, в которых жила его семья, столичных педагогов не впечатлило вообще. Три года он проваливался на вступительных экзаменах. После очередного провала он махнул рукой на столицу и поехал на Урал, в Свердловск. Учиться в студии при Свердловском драматическом театре. Первая и сразу главная роль в кино у него случилась тоже в Сверловске. В 1963 году на Свердловском телевидении он сыграл в картине «Дело Курта Клузевица» – кинодебюте ныне знаменитого режиссера Глеба Панфилова. В 1966 году Солоницын прочитал сценарий Тарковского и Кончаловского «Страсти по Андрею» в журнале «Искусство кино». И понял, что нужно штурмовать Москву снова. Да и гены дали о себе знать – один из его предков писал иконы.

После проб к фильму «Андрей Рублев» за Солоницына был только Тарковский. Остальные члены съемочной команды и чиновники от кино были категорически против утверждения на такую важную роль никому не известного актера из глубинки, которого к тому же три раза не приняли в ГИТИС.

Но Тарковский настаивал именно на таком Рублеве. Он решился на хитрый ход: собрал именитых искусствоведов и показал им несколько фотопроб. Мол, кто здесь выглядит как настоящий монах-иконописец? Все выбрали Солоницына…

Андрей Тарковский и Анатолий Солоницын на съемках фильма Андрей Рублев. 1965 г. Фото: www.globallookpress.com

Как говорил в своих интервью режиссёр, для него синонимами профессии актера были слова «миссия», «послушание». Надо сказать, для того, чтобы играть в фильмах Тарковского, нужно было быть воистину миссионером. Так, съемки фильма «Сталкер» длились много лет. Братья Вайнеры переписывали по требованию Тарковского сценарий 10 раз – он требовал его «ускучнить», убрать живость. После тяжелейших съемок одного из эпизодов для «Сталкера» – в грязи и воде на заброшенной ГЭС в Эстонии – Тарковский оказался недоволен результатом. И тогда – невиданное дело – Госкино повторно выделило деньги на новые съемки. Алиса Фрейндлих (в фильме жена Сталкера) падала от переутомления в обморок, в картине со скандалом сменилось несколько операторов, Кайдановский, игравший главную роль, не выдерживая напряжения, пил и даже дрался с некоторыми членами съемочной команды. И только Солоницын беспрекословно шел за Тарковским, выполняя все его указания, порой совершенно противоречивые…

Читайте также:  Снежана прудько биография личная жизнь

Солоницын биография личная жизнь

Вместо сказок – роли

Дочь актера, киновед и журналист Лариса Солоницына рассказывала в интервью о том, каким отцом был Анатолий Алексеевич: «Он со мной разговаривал как-то по-особенному. Эти интонации я узнаю, когда смотрю в “Андрее Рублеве” эпизод с маленькой княжной. Вместо вечерней сказки он читал мне свои роли. Так в семье были совмещены и необходимость работать, и отцовский долг».

Как вспоминает дочь артиста, самым лучшим снотворным для ребенка был текст «Бориса Годунова»: «Папа очень скрупулезно готовился к постановке в новосибирском театре “Красный факел”». А еще девочка обожала отцовские дружеские посиделки у них дома. Солоницын, по ее воспоминаниям, был очень веселым человеком с великолепным чувством юмора. «Мама его одергивала, – рассказывала в одном из своих интервью Лариса Солоницына. – “Толя, перестань быть шутом. Толя, не будь клоуном”. И когда мой сын Артем на вопрос, кем он хочет быть, ответил, что клоуном, я подумала, что, может быть, гены заговорили»

Анатолий Солоницын в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974 год. Фото: www.globallookpress.com

Солоницын был женат трижды. Первой его спутницей жизни была гример Свердловской киностудии Людмила Успенская.

Второй женой стала Лариса Сысоева, окончившая, как и Солоницын, театральную студию при Свердловском драматическом театре. Именно в этом браке, продлившемся с 1963 по 1978 год, родилась дочь Лариса Солоницына, выбравшая профессию киноведа и возглавившая в 2014 году столичный Музей кино.

Третьей женой стала Светлана, гримерша фильма «Сталкер». К слову о съемочном процессе фильмов Тарковского. Как шутил ассистент Андрея Арсеньевича, кинорежиссер Евгений Цымбал, Солоницын за время съемок успел и поухаживать за девушкой, и жениться на ней, и даже ребенка родить, а конца кинопроцессу всё и не предвиделось.

Лариса Солоницына рассказывала о своем младшем брате Алексее, который родился в этом браке: «Он очень похож на отца. Ему было около четырех лет, когда папа умер, и вряд ли Алексей мог запомнить какие-то его характерные жесты, поворот головы… Но он так же ходит, так же взмахивает руками, так же улыбается». Сегодня Алексей Солоницын – кинопродюсер.

Директор Музея кино Лариса Солоницына: «Мы работаем для народа, а не для узкого… https://t.co/raNVCazWwH pic..com/Tk3bdyhJJI

– V24 (@v24su) December 9, 2016

Солоницын ушел из жизни очень рано – в 47 лет, от рака лёгких. В последние месяцы он лежал дома. Родные скрывали от него отъезд за границу Андрея Тарковского, понимая привязанность актера к своему мастеру. Но однажды проведать артиста зашел сосед и рассказал об эмиграции режиссёра. Для Солоницына это был удар. Умер актер 11 июня 1982 года. Вскоре из жизни ушла его вторая жена Лариса.

Источник

Анатолий Солоницын

Анатолий Солоницын

Анатолий (Отто) Алексеевич Солоницын (30 августа 1934, Богородск, Горьковский край – 11 июня 1982, Москва, СССР). Советский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР.

Анатолий Солоницын родился 30 августа 1934 года в городе Богородске Горьковского края.

Его отец был журналистом, работал ответственным секретарем газеты «Горьковская правда».

Настоящее имя Анатолия Солоницына – Отто. В том году, когда он появился на свет, вся страна, затаив дыхание, следила за эпопеей по спасению челюскинцев. Отец решил назвать новорожденного в честь руководителя экспедиции Отто Шмидта. С началом Великой Отечественной войны это широко распространённое в те годы немецкое имя по понятным причинам потеряло популярность в Советском Союзе, и Отто Солоницын стал Анатолием Солоницыным.

Младший брат – Алексей Алексеевич Солоницын, журналист, писатель, живёт в Самаре.

После войны семья Солоницына осела в Саратове, родном городе его матери. Окончив школу, Анатолий поступил в строительный техникум. Получив там специальность слесаря-инструментальщика, он устроился на завод, но его рабочая биография продлилась недолго, так как отца отправили работать в Киргизию и семья переселилась в город Фрунзе. Там Анатолий решил продолжить образование и пошёл в 9-й класс. Здесь он стал участвовать в художественной самодеятельности, читал стихи, выступал с куплетами. Видимо, это его увлекло, да и получалось неплохо, так как его стали приглашать на выступления самые разные учреждения.

В 1955 году Анатолий Солоницын едет в Москву для поступления в ГИТИС. Здесь удача отворачивается от него. Пройдя успешно два тура, на последнем он «срезается», то же получилось и на следующий год. Когда и в третий раз экзаменационная комиссия ГИТИСа не смогла разглядеть в Анатолии будущую «звезду» советского кинематографа, он отправился в Свердловск, в только что открывшуюся студию при Свердловском драматическом театре, и сразу же был принят.

Окончив учёбу в студии в 1960 году, Солоницын был принят в штат Свердловского драмтеатра. Здесь он переиграл массу ролей, но в основном это были небольшие роли второго плана.

С 1960 по 1972 год Солоницын был актёром в театрах Свердловска, Минска, Новосибирска, Таллина.

С 1972 по 1976 год выступал в театре им. Ленсовета. Он был готов бросить всё и нестись на другой край света ради единственной интересной роли. Сменял Свердловск на Таллин ради того, чтобы сыграть у режиссёра Арсения Сагальчика в полузабытой пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощёчины» (про неё неожиданно вспомнили под юбилей писателя).

Театр Ленсовета бросил, когда Тарковский позвал его в Москву играть Гамлета в Ленкоме.

В декабре 1976 года Андрей Тарковский начинает репетиции своей постановки «Гамлета» на сцене московского Театра имени Ленинского комсомола. Он приглашает актёра на роль Гамлета в спектакле. Солоницын был принят в штат театра.

На следующий год состоялась премьера. Актёр остался недоволен своей работой, а вскоре Инна Чурикова, игравшая в спектакле Офелию, ушла в декретный отпуск и постановку закрыли. Марк Захаров на тот момент не находил для Солоницына ролей, и он полностью переключился на кино. Роль Гамлета стала последней ролью Анатолия Солоницына в театре.

Анатолий Солоницын дебютировал в кино в главной роли на Свердловской киностудии в первой картине Глеба Панфилова (тогда ещё режиссёра свердловского телевидения) «Дело Курта Клаузевица» в 1963 году.

Читайте также:  Муж надежда румянцева биография личная жизнь

Широкая известность пришла Солоницыну после роли Андрея Рублёва в одноимённом фильме Андрея Тарковского.

Анатолий Солоницын в фильме “Андрей Рублёв”

Анатолий Солоницын Андрей Рублёв

Прочитав сценарий фильма «Андрей Рублёв» в «Искусстве кино», Анатолий Солоницын взял отпуск в театре и приехал из Свердловска в Москву. Несмотря на противление многочисленных художественных советов, Андрей Тарковский утвердил малоизвестного актёра на главную роль. Кандидатуру Солоницына поддержали историки, выбравшие из предложенных Тарковским двадцати фотопроб разных актёров фотопробу Солоницына.

Солоницын настолько вжился в роль, что даже оставил службу в театре, которая мешала ему сосредоточиться на образе Рублева. С тех пор Андрей Тарковский приглашал Солоницына на съёмки всех своих фильмов. Режиссёр высоко ценил актёрские способности Солоницына и, кроме того, Анатолий стал для Тарковского своеобразным талисманом. Даже если не было подходящей роли для Солоницына, то Тарковский её выдумывал, подобно Прохожему в «Зеркале».

Для так и неосуществленной экранизации «Идиота», в которой он должен был играть автора, Солоницын хотел сделать пластическую операцию. Тарковский опешил: «Ты же тогда больше играть не сможешь с лицом-то Федора Михайловича!» На что актёр спокойно ответил: «Если я сыграю Достоевского, зачем мне что-то ещё играть?». Кстати, впоследствии Солоницын всё-таки сыграл Достоевского в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» и за эту роль получил приз Берлинского кинофестиваля.

В 1972 году на экраны вышел «Солярис», где Солоницын сыграл роль доктора Сарториуса. В следующей картине Тарковского, «Зеркало», Солоницын сыграл специально придуманную для него эпизодическую роль прохожего. Безусловным успехом актёра стала роль Писателя в фильме «Сталкер» 1979 года по мотивам повести А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине».

Анатолий Солоницын в фильме “Солярис”

Анатолий Солоницын Солярис

Анатолий Солоницын в фильме “Сталкер”

Анатолий Солоницын Сталкер

В полной мере раскрывшегося кинематографического актёра, Анатолия Солоницына после «Андрея Рублева» стали часто приглашать в другие кинопроекты.

В 1966 году к нему поступило сразу два предложения от кинорежиссёров: Глеб Панфилов утвердил его на роль комиссара Евстрюкова в фильме «В огне брода нет», а Лев Голуб – на роль командира продотряда в «Анютиной дороге». Он снимался у Алексея Германа в «Проверке на дорогах», Сергея Герасимова в «Любить человека», Никиты Михалкова в «Своем среди чужих», Ларисы Шепитько в «Восхождении» и многих других.

Анатолий Солоницын в фильме “В огне брода нет”

Анатолий Солоницын В огне брода нет

Анатолий Солоницын в фильме “Проверка на дорогах”

Анатолий Солоницын Проверка на дорогах

Анатолий Солоницын в фильме “Свой среди чужих, чужой среди своих”

Анатолий Солоницын Свой среди чужих

Анатолий Солоницын в фильме “Двадцать шесть дней из жизни Достоевского”

Анатолий Солоницын Достоевский

В 1969 году режиссёр Владимир Шамшурин пригласил актёра на роль казака Игната Крамскова в фильме «В лазоревой степи». На съёмках этого фильма Солоницын заболел воспалением лёгких, но так как съёмочный процесс останавливать надолго было невозможно, актёр продолжал сниматься не долечившись. Этот эпизод впоследствии приведет к трагедии.

В 1981 году А. Солоницыну было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. В том же году состоялась одна из последних значительных работ Солоницына в кино – в фильме В. Абдрашитова «Остановился поезд» он сыграл журналиста Малинина. Однако на момент съёмок фильма Солоницын был уже тяжело болен. Во время съёмок он упал с лошади и сильно ушиб грудь. В больнице при обследовании обнаружилось, что у актёра рак легких. Была проведена операция по удалению части лёгкого. Больному о диагнозе решили не сообщать.

Через год на съёмках в Белоруссии Анатолию Солоницыну стало плохо. Актёра срочно отправили в Москву в первый медицинский институт. Врачи обнаружили, что метастазы распространились на позвоночник. Остановить процесс было уже невозможно.

Последние годы своей жизни болел раком лёгких. Актёр умер у себя дома 11 июня 1982 года после проведённой операции и долгого последующего лечения. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Анатолий Солоницын

Рост Анатолия Солоницына: 178 сантиметров.

Личная жизнь Анатолия Солоницына:

Анатолий Солоницын был женат три раза. От браков родились двое детей.

Первая жена – Людмила Солоницына (Успенская). Проживала и проживает в г. Екатеринбурге, в прошлом работала на Свердловской киностудии.

Вторая жена – Лариса Солоницына (Сысоева). Дочь – Лариса Солоницына (род. 1968), директор Музея кино (с 2014); окончила ВГИК, киноведение. Внук Артемий Солоницын (р. 1997).

Третья жена – Светлана, Сын – Алексей. Окончил МССШМ, работал следователем. После приглашения Маргариты Тереховой сняться в фильме оставил карьеру следователя. Сейчас работает в кинокомпании «Коктебель».

Фильмография Анатолия Солоницына:

1963 – Дело Курта Клаузевица – Курт Клаузевиц

1966 – Андрей Рублёв – Андрей Рублёв

1967 – В огне брода нет – Иван Евстрюков

1967 – Анютина дорога – командир продотряда

1968 – Один шанс из тысячи – капитан Мигунько

1970 – В лазоревой степи – Игнат Крамсков

1971 – Проверка на дорогах – Игорь Петушков

1972 – Гроссмейстер – отец Хлебникова

1972 – Зарубки на память – Ромус Чербуну

1972 – Любить человека – Дмитрий Калмыков

1972 – Принц и нищий – лорд Сент-Джон

1972 – Солярис – Сарториус

1974 – Наследники – Алексей Быстров

1974 – Зеркало – Доктор

1974 – Агония – полковник

1974 – Под каменным небом – полковник Хофмайер

1974 – Последний день зимы – Михаил Соловцов

1974 – Свой среди чужих, чужой среди своих – председатель губкома Василий Сарычев

1975 – Воздухоплаватель – Анри Фарман

1975 – Между небом и землёй – полковник

1975 – Память – профессор Буров

1975 – Там, за горизонтом – Василий Бочажников

1975 – Доверие – Бочажников

1976 – Восхождение – Павел Гаврилович Портнов

1976 – Легенда о Тиле – Рыбник

1976 – Пока стоят горы – следователь

1977 – А у нас была тишина… – Петруха

1977 – Сумка инкассатора – Иван Тимофеевич

1977 – Юлия Вревская – доктор Павлов

1978 – Поворот – Костик

1978 – Предвещает победу – Вершинин

1978 – Трасса – Сливин

1979 – Сталкер – Писатель

1979 – Телохранитель – Султан Назар

1979 – Бумеранг – шериф Маклейн

1980 – Двадцать шесть дней из жизни Достоевского – Ф. М. Достоевский

1980 – Из жизни отдыхающих – Чикин

1980 – Сергей Иванович уходит на пенсию – Владимир Васильевич

1980 – Таинственный старик – Кондратий

1980 – Он – Харден

1981 – Мужики!.. – Художник

1981 – Тайна записной книжки – Мартын Мартынович

1981 – Шляпа – отчим Ани

1982 – Остановился поезд – Игорь Малинин

1983 – Великая судьба – Бакич

1983 – Раскиданное гнездо – Незнакомец

последнее обновление информации: 19.03.2021

Источник