Светлана тома биография личная жизнь жена дети фото
Светлана Тома – биография
Светлана Тома – заслуженная артистка России и Народная артистка Молдовы. Сыграла множество ролей, но ее звездный час наступил после выхода картины «Табор уходит в небо», которая была куплена для показа в 112 странах.
Светлана Тома сыграла в 56 картинах. Это были разноплановые роли, но когда звучит имя актрисы, то в памяти невольно всплывает образ молодой цыганки по имени Рада – гордой, пламенной и страстной.
Детство
Родилась Светлана Фомичева 24.03.1947 года в столице Молдавии Кишиневе в еврейско-русской семье. Папа Андрей Васильевич Фомичев, родом из Липецкой области, работал председателем в колхозе «Правда».
Фото: Светлана Тома в детстве
Мама Идес Сауловна Сухая участвовала в коммунистическом подпольном движении Бесарабии. Она и сестры Берта, Сара, Ада и Анна были активистками и хранили в своем доме запрещенную литературу. Андрей познакомился с Идес в 1946 году, когда был студентом Кишиневского сельскохозяйственного института. Его будущая супруга работала там же в должности секретаря.
Молодая семья поселилась в небольшой молдавской деревушке Надушита. Идес была настоящей горожанкой с венгерскими, молдавскими и французскими корнями. Родилась в Бухаресте. Она была элегантной, культурной и воспитанной женщиной с манерами и приличными знакомствами. Но, несмотря на это, она бросила город и уехала с любимым мужем в деревню. Летом была пыль и духота, осенью непролазная грязь, зимой метровые сугробы снега.
Фото: Светлана Тома в юности
Именно в таком месте прошло детство маленькой Светы, которая с теплотой и любовью вспоминала о нем всю жизнь. Маме приходилось печь хлеб, держать домашнее хозяйство. Светлана помогала с полевыми работами, сажала, полола и убирала урожай. В школьные годы обзавелась подшефным хозяйством – теленком и жеребенком. Жизнь была радостной и беззаботной, с бесхитростными развлечениями в виде катания на коньках или игры в хоккей. В школе Светлана полюбила спорт и не пропускала ни одну спортивную секцию.
Тетушки
Школьные каникулы Светланы зачастую проходили в гостях у ее тетушек – сестер матери. У них все было по-другому. Девочке пытались привить правила хорошего тона – она должна правильно сидеть за столом, знать все вилки и ложки, которыми он был сервирован.
Светлана в обязательном порядке читала произведения русских классиков и вела личный дневник. Эта привычка сохранилась на всю жизнь – актриса до сих пор доверяет свои тайны дневнику.
Детей в семье больше не было, поэтому все внимание доставалось Светочке. Тетушки постоянно ставили ей в пример свою сестру, которая училась в Сорбонне и защитила докторскую диссертацию, получив ученую степень – доктор права. Поэтому Светлана также решила посвятить себя юриспруденции, но судьбе было угодно повернуть совсем в другую сторону.
Первая встреча с кино
В один погожий летний день Светлана должна была сдавать вступительный экзамен в юридический. Модно одетая девушка(благо одеждой снабжали из Бухареста) спокойно стояла на остановке, ожидая автобуса.
Неожиданно рядом с собой она увидела молодого человека в ослепительно белом костюме, который произнес: «Я нашел ее!». Это была первая встреча Светланы и Эмиля Лотяну – режиссера, который как раз искал исполнительницу для своего фильма. Он настойчиво просил у нее телефон, и предлагал пройти пробы. Девушка наотрез отказалась, но упрямый режиссер сумел получить разрешение родителей, и Светлана была утверждена на роль. Такой поворот событий был очень неожиданным для всей семьи. Поддержала дочку только мама.
Путь в кино
Так, волею судьбы, Светлана Тома в 1966 году начала сниматься в первом в своей жизни фильме – «Красные поляны». Немногим позже она бросит свой юридический и поступит на актерский факультет в ЛГИТМИК, параллельно продолжая сниматься у Лотяну.
Светлана Тома в фильме «Табор уходит в небо»
Всесоюзная слава и награды международных фестивалей ждали актрису после выхода ленты «Табор уходит в небо», снятой тем же Лотяну. Фильм имел оглушительный успех. Светлана сыграла в нем цыганку Раду и эта роль во многом определила ее будущий репертуар, ее стали забрасывать однотипными ролями. В середине 70-х ее героинями стали восточные женщины.
Для картины «Табор уходит в небо» была написана потрясающая музыка и песни, это заслуга композитора Е.Доги. За основу сюжета были взяты произведения Максима Горького. Роль цыганки Рады с самого начала принадлежала Светлане, но ей все равно пришлось дважды участвовать в пробах.
Фото: Светлана Тома в фильме «Табор уходит в небо»
Фильм снимался в Карпатах. Рабочий день актеров начинался с рассвета и длился до самой темноты. Режиссер очень своеобразно строил съемочный процесс, он считал, что актерам нельзя расслабляться ни на минуту, только так можно достичь нужных эмоций. Светлана Тома считала роль Рады своей самой сложной ролью.
В этом фильме впервые в Союзе зрители увидели обнаженную актрису. Это продолжалось всего несколько мгновений, сцена не была вульгарной и пошлой, но Светлана была первой из артисток СССР, которая решилась на съемки такой сцены. Съемки проходили в очень деликатной обстановке – на площадке остался только оператор и костюмер. Сцена была сложная, но доверие к режиссеру у Светланы было безграничным, поэтому все прошло гладко.
Эта роль потребовала от Светланы определенного самопожертвования. Ее волосы должны были быть смоляными, поэтому их приходилось часто подкрашивать и постоянно подкручивать. Когда закончились съемки, на волосы актрисы жалко было смотреть – их практически не осталось.
Этот фильм стал десятым в творческой биографии Светланы. До этого она снималась в ленте «Живой труп». Здесь ей тоже досталась роль цыганки Маши. Но с экрана ее героиня говорила голосом Людмилы Гурченко, которая озвучила ее роль.
В репертуаре Светланы нет ни одной советской женщины, ей доверяют исключительно экзотические образы. В 80-х годах актрису приглашают на съемки фильма «Благочестивая Марта», где тона сыграла сестру главной героини, блестяще исполненной Маргаритой Тереховой. И снова ее героиня разговаривает не голосом Светланы.
Все последующие роли актрисы были не такими колоритными. В 80-х была снята многосерийная лента «Анна Павлова», рассказывающая о жизни знаменитой балерины. Светлана Тома играет мать Анны. В фильме «Дикий ветер» ей досталась роль пленной русской женщины.
90-е годы также были плодотворными, несмотря на полный застой в кинематографе, отсутствие финансирования и повальную безработицу других артистов. Роли были не главными, но важно то, что Светлана была востребована. В 1991 году на экраны вышел фильм «Блуждающие звезды», где в главной роли была задействована Ирина Лачина – единственная дочь Светланы.
Личная жизнь
Отношения Светланы Тома и режиссера Лотяну очень быстро перестали быть просто служебными. Света влюбилась в него и этот роман длился 10 лет. Вместе им было сложно, особенно на площадке, где строгий и даже грубый режиссер мог накричать и даже обидеть юную Свету. Ему было 29, ей 17, у него до этого были два брака, а она молоденькая неопытная девушка, до этого не знавшая любви. Жить с ним было очень тяжело, даже несмотря на мягкий покладистый характер Светланы. Эмиль имел большое влияние на актрису. Это он предложил Свете выступать под псевдонимом Тома(фамилия ее французской бабушки), потому что Фомичева звучало как-то обыденно. Это по его настоянию Светлана бросила юридический и стала учиться в институте искусств. У Лотяну был сильный, даже жесткий характер, с которым трудно было мириться. Несомненно, он сыграл очень важную роль в становлении Светланы как актрисы и личности.
Фото: Светлана Тома с дочкой
Но несмотря на то, что у них со Светланой были отношения, Эмиль не пропускал ни одной юбки. Актриса долго мирилась с этим, прощала, но все повторялось сначала, и в отношениях молодых людей что-то разладилось окончательно. После получения диплома театрального института актриса разрывает отношения с Эмилем.
Светлана хотела семью, свадьбу с фатой и белым платьем. Неожиданно предложение руки и сердца последовало от ее однокурсника – Олега Лачина, на которого она раньше даже не обращала внимания. Олег был голубоглазым светловолосым красавцем, наполовину поляком. Их вместе распределили в Тирасполь, в один театр, где они встречались ежедневно во время спектаклей и репетиций. Но о том, что она станет женой Лачина, Светлана даже никогда не думала. Девушка приняла предложение, несмотря на протест родителей.
Им не суждено было прожить долгую семейную жизнь. Вскоре после свадьбы Олег был призван в армию. Служил он в здесь же, в Тирасполе и молодожены виделись на спектаклях, куда его отпускало начальство. В 1971 году у них родилась дочь Ирина, но когда ей было всего восемь месяцев Олег Лачин трагически погиб. Моторная лодка, которой он управлял, врезалась в катер. Смерть была мгновенной. Светлане часто снился муж, даже звал ее с собой. Испуганная женщина пошла в церковь и поставила свечу за его упокой – сновидения прекратились.
Светлане было очень трудно, нужно работать, а на руках маленькая дочка. Она все чаще оставляет ее на бабушку с дедушкой и продолжает сниматься. Как ни странно, но после смерти мужа, именно Лотяну помогал овдовевшей Светлане во всем. Подраставшая Иришка очень скучала по маме и испытывала постоянный недостаток ее внимания. Светлана Тома мучилась чувством вины перед своей дочкой, поэтому когда в 1991 году у Ирины родилась дочь Маша, то бабушка окружила ее заботой и вниманием.
Второй раз Светлана Тома вышла замуж за драматурга Андрея Вишневского. Они прожили вместе 5 лет и расстались. Главным мужчиной в своей жизни Светлана считает все-таки Эмиля Лотяну, без которого она не состоялась бы как актриса.
Дочь Светланы – Ирина Лачина популярная актриса, внучка Мария Будрина также пошла по стопам бабушки и мамы и стала актрисой. Она сыграла пока в 5 фильмах, один из которых «Экипаж», в котором задействована и ее мать.
В 2017 году Светлана Тома отпраздновала свой 70-летний юбилей. Актриса выглядит просто отлично, несмотря на достаточно почтенный возраст. Она продолжает заниматься гимнастикой, лыжами и велосипедными прогулками, активно снимается.
Избранная фильмография
- 1968 – Живой труп
- 1976 – Братушка
- 1976 – Табор уходит в небо
- 1978 – Мой ласковый и нежный зверь
- 1979 – Прерванная серенада
- 1981 – Тайна записной книжки
- 1984 – Капитан Фракасс
- 1986 – Дикий ветер
- 1989 – Сувенир для прокурора
- 1991 – Блуждающие звезды
- 1999 – Поклонник
- 2009 – Фонограмма страсти
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник
24 мая Светлане Тома исполняется 73, но и сейчас поклонники задают ей вопросы о фильмах 40-летней давности. «Табор уходит в небо» стал прорывом в карьере звезды, навсегда закрепив за ней звание «главной цыганки страны». Своим успехом артистка обязана Эмилю Лотяну: режиссер привел ее в кинематограф, дав роль Иоанны в «Красных полянах», а затем и легендарной Рады. Именно Лотяну посоветовал актрисе взять яркий псевдоним и настоял на ее обучении в институте искусств.
Не только творчество связывало драматурга и его музу, но и целая палитра чувств: в их непростых отношениях нашлось место для любви, страсти, обиды и ненависти. Впрочем, как бы ни были близки Лотяну и Тома, до свадьбы дело не дошло.
Спустя годы Светлана Андреевна призналась, что в ее жизни было много достойных мужчин, но король – один. Что же помешало артистке обрести счастье с режиссером?
АКТРИСА ЭКЗОТИЧЕСКИХ РОЛЕЙ
Светлана Тома с семьей
Светлана появилась на свет в Кишиневе в семье зоотехника Андрея Фомичева и секретаря сельскохозяйственного института Идес Сухой. Псевдоним «Тома» актриса впоследствии позаимствовала у прабабушки-француженки. По маминой линии у артистки также были предки из Венгрии и Австрии.
Девочка никогда не помышляла о карьере в кино, в мечтах она видела себя следователем прокуратуры или адвокатом. Именно поэтому по окончании школы выпускница поступила на юридический факультет Кишиневского университета. Жизнь перевернула судьбоносная встреча: однажды Светлана ждала на остановке транспорт, и к ней подошел режиссер Эмиль Лотяну, искавший артистку на главную роль в своем фильме «Красные поляны».
«На его предложение я ответила отказом. Но Лотяну – человек настойчивый. Он много дней меня уговаривал. Потом поехал в Бельцы к моим родителям, чтобы получить их согласие, поскольку я тогда еще была несовершеннолетней», – рассказывала Тома.
О профессии юриста было забыто, в итоге девушка окончила экспериментальный актерский спецкурс ЛГИТМиКа и продолжила сниматься в кино. Артистка сыграла Машу в экранизации произведения Льва Толстого «Живой труп», Рамину в «Лаутарах», директора школы в «Семейных делах Горюновых». Настоящим прорывом в карьере стал персонаж цыганки Рады в очередном фильме Лотяну «Табор уходит в небо». Работа оказалась безумно трудной: съемки в Карпатах начинались в пять утра, а заканчивались ближе к ночи. Режиссер специально создавал напряженную атмосферу на площадке, считая, что только так исполнители ролей смогут передать эмоции героев.
«Картина получила Гран-при на фестивале в Сан-Себастьяне в 1976 году, а у меня появилось несколько личных международных призов за лучшую женскую роль. Хотя есть и обратная сторона этой славы. После «Табора» меня в основном снимали в экзотических ролях. Я играла узбечек, таджичек, француженку», – отмечала Светлана.
Актриса не раз перевоплощалась на экране в цыганку
Вновь в образе цыганки Светлана Тома предстала в картине «Мой ласковый и нежный зверь». Перспектива быть актрисой одной роли все больше угнетала ее. «Когда меня на каких-то форумах представляли: «главная цыганка страны» – для меня это было ужасно. И тогда я начала сниматься в бытовых амплуа. Сломала стереотип, но прорывов не было. Я ждала хороших ролей, как ждут принца, которого нет», – резюмировала звезда.
Она начала перевоплощаться в русских женщин: мать балерины в ленте «Анна Павлова», Софью в детективе «Сувенир для прокурора». В 90-х актриса снималась редко, но даже в кризис сумела остаться на плаву благодаря народной любви. «В то время я подготовила большую концертную программу и ездила с ней по стране, – делилась звезда. – Многие не верили, что это будет успешно, но я оказалась востребована. Плюс меня выручала антреприза».
не пропустите«Бедная Настя» 15 лет спустя: как изменились звезды популярного сериала
В 2000-х Светлане Андреевне доставались преимущественно эпизодические роли: Надежда в «Воровке», Сычиха в «Бедной Насте», тетя Тома в сериале «Люба, дети и завод…». Последний кинопроект с участием актрисы «Джинн» вышел четыре года назад, а вот в спектаклях она играет до сих пор, продолжая радовать поклонников своим талантом.
ЛЮБОВНЫЕ ТРАГЕДИИ
Творческий союз Светланы Тома с Эмилем Лотяну перерос в роман
Эмиль Лотяну был для Светланы не просто учителем и кумиром. Творческий союз актрисы и режиссера очень быстро перерос в любовные отношения. «Мы то расходились, то снова сходились. Эмиль – очень эмоциональный и сложный человек, – признавалась Тома. – Невероятно талантлив: поэт, режиссер, сценарист. Жить с ним было непросто, хотя по характеру я натура покладистая, неконфликтная».
Роман пары тянулся годами, но даже в периоды расставаний режиссер не прекращал звать свою музу в кино. Многие полагали, что драматург все еще жил с Тома, когда встретил новую фаворитку, Галину Беляеву.
не пропуститеГалина Беляева: «Я не уводила Эмиля Лотяну у Светланы Тома»
История повторялась: 16-летняя девушка из Воронежа, не собиравшаяся становиться актрисой, смогла пройти прослушивание у Лотяну на главную роль – Ольги Скворцовой в картине «Мой ласковый и нежный зверь». Со временем между воспитанницей и наставником вспыхнули чувства, и даже разница в возрасте в четверть века их не смущала. А вот знакомые негодовали, считая старлетку разлучницей.
«Я никого не уводила. Когда мы встретились с Эмилем Владимировичем, у него не было никаких отношений со Светланой Тома. А все пишут, что я разбила ей сердце. Это не так, он был одинок», – пояснила Беляева в программе «Судьба человека».
Первый брак Тома оборвался из-за трагической гибели Олега Лачина
Галина Беляева и режиссер поженились, и отныне главных персонажей своих картин Лотяну отдавал супруге. Тома играла с новой избранницей драматурга в одних фильмах, но второстепенные роли. Всех участников истории такое положение дел устраивало, тем более, что Светлана Тома не осталась одинокой после разрыва с мэтром.
Первым мужем Светланы Андреевны стал однокурсник Олег Лачин. Талантливый артист обожал супругу и безумно радовался, когда она забеременела. К сожалению, семейное счастье оказалось недолгим: дочери актеров Ире было всего восемь месяцев, когда 26-летний Лачин погиб.
Смерть мужа и авария внука: за что корит себя Галина Польских
«Все случилось до ужаса нелепо: Олег шел по берегу реки, его окликнули, попросили помочь завести моторную лодку. Он дернул за шнур – и лодку понесло, а наперерез мчался катер на подводных крыльях… После этого мне часто чудился его голос: «Света, Света…». Можно было сойти с ума», – рассказывала Тома.
ПОПЫТКИ НАЛАДИТЬ ЖИЗНЬ
Дочь Светланы Тома тоже стала актрисой
Трагическая смерть супруга – ужасное испытание, однако Светлана Тома сумела с достоинством его выдержать. «Потому и хватило сил, что была молода, – заключила актриса. – И остался ребенок. Жизнь берет свое, в ней все очень мудро устроено. Сейчас мы находимся в этом измерении, и нам не дано знать, что происходит в других – с теми, кто уходит. Когда Ире исполнился годик, я уже снималась. Взяла дочку, маму, которая помогала мне за ней ухаживать, и поехала на съемки. Конечно, это весьма грустный период в моей жизни, но у меня была работа и главное – желание творить, я хотела сниматься, переживать всевозможные эмоции».
Дочь Светланы Андреевны выросла и тоже стала актрисой: зрителям полюбились ее роли в лентах «Леди Бомж» и «Тайны дворцовых переворотов». Задолго до старта успешной карьеры в кино Ирина Лачина вышла замуж за Олега Будрина, а в 1991-м родила наследницу Машу.
не пропуститеИрина Лачина: «Молила Бога о смерти, лишь бы ребенок выжил»
Так у Тома появился еще один повод усердно трудиться – Ирина и Олег в тот момент были студентами, молодая семья нуждалась в поддержке.
«В самый тяжелый период я сдавала комнаты, – вспоминала Светлана Андреевна. – Надо было выживать, а работы не стало даже у меня. Я получала 20 рублей за показ и 20 долларов, если получалось сдать квартиру. Большие деньги по тем временам. Нам хватало, чтобы купить все необходимое».
Брак Тома с Андреем Вишневским распался через несколько лет
В новом веке материальные проблемы исчезли из жизни звезды фильма «Табор уходит в небо»: дочь и зять встали на ноги, внучка выросла и продолжила семейное дело, отучившись на режиссера и актрису. Несколько лет назад зрители могли видеть Марию Будрину в эпизодах «Экипажа» и «Легенды №17». Талантливую девушку часто сравнивали с Тома.
не пропуститеВнучка Любови Полищук растет копией бабушки
«Я сумасшедшая бабушка и не стесняюсь этого, – шутила Светлана Андреевна. – Само слово «бабушка» мне кажется очень милым. В нем есть какая-то надежность и обволакивающее тепло. Но Мария, моя внучка, никогда меня бабушкой не называет. Еще когда она была маленькой, сама решила обращаться ко мне исключительно по имени. Когда девочку спросили, почему она меня называет «Света», ответила: «А потому что, если я буду ее называть бабушкой, она быстро состарится и умрет!».
У Тома появилось наследие, но смогла ли она обрести любовь? В 2000-х стало известно, что актриса опять вышла замуж, за драматурга Андрея Вишневского, однако брак распался через несколько лет. По мнению поклонников, ни один избранник так и не сумел заменить Светлане Андреевне Эмиля Лотяну.
Моложавую и стройную Светлану Тома сложно назвать бабушкой
«Чувства к Эмилю Владимировичу были со мной всегда. И переплавились в то, что я прекратила быть собственницей. Он стал настолько мне дорог, что я могла долгое время не быть рядом, но ничего не требовала. Мы испытывали целый спектр разных эмоций: любили, ненавидели, обижали, может быть, сами того не желая. Тем не менее оба проросли друг в друге. Когда умерли мои родители, именно Эмиль стал для меня поддержкой и опорой. С его уходом в 2003-м я окончательно ощутила себя сиротой», – признавала она.
не пропуститеВера Васильева: «Любимый человек до сих пор мне снится»
Несмотря на суровые испытания, Тома сумела вернуть себе жизнерадостность и оптимизм. Знакомые называют ее женщиной без возраста: стройная и активная, Светлана Андреевна сохранила юношеский задор. Ну а сберечь точеную фигуру артистке помогают ежедневные занятия спортом и правильное питание, кроме того, более 30 лет она практикует вегетарианство.
«Возраста нет, – уверяет актриса. – Его придумал человек. Наше состояние зависит от внутреннего ощущения. Надо любить себя и вести здоровый образ жизни».
Фото: Olga Zinovskaya / Legion-, личный архив, Facebook.com, кадры из фильмов «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь»
Источник