Сын людмилы касаткина биография личная жизнь
Фото: Ломохов Анатолий/PhotoXPress.ru
Редки случаи, когда можно говорить об идеальных отношениях в семье. Но Алексей Колосов уверяет, что его мама и папа прожили жизнь в гармонии и понимании. Они познакомились в студенчестве, когда Сергей Колосов заметил привлекательную третьекурсницу Людмилу Касаткину в коридоре ГИТИСа. В ответ на приглашение на свидание Касаткина позвала кавалера на день рождения. Но жестокая девушка разыграла влюбленного: дверь ему открыли незнакомые люди, сказавшие, что он ошибся адресом. Расстроенный Колосов с букетом цветов отправился домой.
Вновь увидевшись в коридоре вуза, студенты не смогли продолжить ссору. Людмила Ивановна извинилась перед обиженным ухажером, и он простил ее. С этого момента началась сказочная история любви, в которой Касаткина все же держала партнера в тонусе, продолжая устраивать розыгрыши. Колосов долго скрывал чувства к избраннице, но все было понятно без слов. Как-то раз он потратил последние деньги, чтобы угостить любимую виноградом.
«Именно в тот момент я поняла, что он меня любит. Последние монетки на меня потратил!» — рассказывала Касаткина сыну.
Людмила Касаткина умерла через 11 дней после ухода супруга
Фото: Кадр из программы
Через четыре года после знакомства влюбленные поженились в 1950 году, так как хотели сначала встать на ноги. Людмила Ивановна играла в театре, а Сергей Николаевич стал режиссером «Мосфильма». Завести ребенка они решили, когда приобрели отдельную квартиру. Артистке было 33, и она успела сняться в популярных фильмах «Укротительница тигров» и «Медовый месяц». Пара часто уезжала на отдых в санатории, оставляя сына у бабушки на даче. Алексей ждал их возвращения, чтобы вместе показывать гостям сцены из спектаклей.
Алексей Колосов вспоминал, что отец всегда ставил перед матерью сложные задачи в работе. Однажды ради того, чтобы вжиться в роль, она ночевала в бараке концлагеря. Но дома главенство переходило к Касаткиной. Сын звездной пары рассказал, что родители редко ссорились, а папа дорожил возлюбленной и уступал ей во многих вопросах.
Уход супруга дался актрисе тяжело. На праздновании 86-летия Касаткиной муж схватился за сердце.
«У отца уже были прежде проблемы, связанные с сосудами мозга — микроинсульты. Но до тех пор Бог миловал. В последние месяцы он существовал в каком-то параллельном мире, лишь изредка приходя в сознание. Мама навещала его каждый день. У нее от переживаний обострились собственные болезни. И она несколько раз сама попадала в ту же ЦКБ. Когда ей становилось легче, она приходила в папину палату, сидела целыми днями рядом», — поделился Алексей Колосов в интервью.
Людмила Касаткина с сыном и внучкой
Фото: Legion-Media
Сын пары рассказал, что после смерти супруга 11 февраля Людмила Касаткина будто потеряла смысл жизни. В последний раз она вышла на сцену в юбилейный 65-й сезон в Театре Российской армии, сыграв в спектакле «Странная миссис Сэвидж». Затем Касаткина попала в больницу, где ей постоянно мерещился Сергей Николаевич.
«Накануне смерти она произнесла: «Сережа, зачем ты раздвинул кровати? Сдвинь воедино!» Потеряла сознание и больше в себя не пришла. А на следующий день, 22 февраля, ее не стало. Отец увел маму за собой», — рассказал Алексей. После кончины любимого актриса продержалась всего 11 дней.
По материалам издания «Собеседник».
Источник
Что такое джаз? Джаз – это волнующие ритмы и импровизация. Джаз – это горячее солнце Африки и холодная европейская гармония. Это музыка свободы, которая заменила зрение талантливому юноше Алексею, ставшему впоследствии лучшим джазменом России.
Происхождение
Истоки джазового музыканта и композитора Колосова начинаются в 1893 году, когда в далеком уральском городе Екатеринбурге на свет появились Николай Алексеевич Колосов-Маевский и Любовь Исидоровна Франк — его дедушка и бабушка по линии отца.
В юности они оба были актерами, трудились на поприще активной театрально-общественной деятельности, направленной на детскую и подростковую аудиторию. Вскоре молодых активистов заметили представители новой советской власти и позвали работать в Москву. Однако в то непростое для страны время добраться до столицы через всю страну на перекладных было очень непросто. Они опоздали и их места уже заняли другие счастливчики. Но видно, не очень то и хотелось — Николай Алексеевич быстро устроился в одну из столичных типографий, где проработал долгие годы, а Любовь Исидоровна, в совершенстве владеющая тремя языками, стала сотрудницей Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (на фото ниже).
Дедушка же и бабушка по материнской линии — Иван Алексеевич и Варвара Николаевна — были потомственными крестьянами, очень далекими от искусства. Переехав в 1928 году в Москву, они трудились на кондитерской фабрике «Красный Октябрь».
Отец
Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и премии Ленинского комсомола, член ВКП(б) Сергей Николаевич Колосов, папа нашего героя, был известным советским кинорежиссером, сценаристом и педагогом, подарившим стране такие, памятные каждому ее жителю картины, как «Вызываем огонь на себя», «Помни имя свое», «Укрощение строптивой», «Назначение», «Душечка», «Северо-западнее Берлина» и многие другие.
Отец Алексея Колосова родился 27 декабря 1921 года в Москве.
Он был фронтовиком, прошедшим Зимнюю и Великую Отечественную войны. Большинство его работ стали знаковыми для отечественного киноискусства 60-80-х. Особенно те картины, которые он создал вместе со своей любимой женой, легендарной актрисой Людмилой Касаткиной.
Мама
Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии имени братьев Васильевых, кавалер ордена Ленина, орденов «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степени Людмила Ивановна Касаткина, уроженка далекого села Володарское Смоленской области, появилась на свет 15 мая 1925 года.
На счету этой замечательной актрисы более тридцати кинокартин, среди которых незабываемые “Укротительница тигров”, “Укрощение строптивой”, “Принцесса цирка” и “Большая перемена”.
Актерская семья
Впервые родители Алексея Колосова встретились в мае 1946 года, в стенах Российского института театрального искусства имени А. В. Луначарского.
Практичная (в родителей) Касаткина дожидалась четыре года, пока ее жених становился на ноги. И лишь когда они оба начали зарабатывать, дала свое согласие на свадьбу.
Людмила Касаткина и Сергей Колосов поженились в 1950 году. Оба они были достаточно схожи по воспитанию и происхождению. Их родители жили скромно, и такой же простой и без претензий на что-то большее получилась их свадьба – праздничный стол был накрыт для узкого семейного круга в квартире родителей невесты.
Поженившись, Людмила и Сергей тут же отправились покорять сцены и экраны страны. Он – доучиваться в Театральном институте и ставить свои первые спектакли, а она – навстречу славе, который ей принесет ее первый же фильм “Укротительница тигров”.
И лишь спустя 8 лет, 8 ноября 1958 года у них родился сын – Алексей Сергеевич Колосов.
Детство
Когда родился маленький Алеша, его воспитанием занялись Иван Алексеевич и Варвара Николаевна. Дедушка же и бабушка по линии отца к тому времени, к сожалению, уже ушли из жизни и мальчик их совсем не знал.
В первые годы своего детства будущий музыкант своих родителей практически не видел. Один за одним выходили первые фильмы отца – короткометражные “Особенная монета” и “Кубинская новелла”, за которыми последовала знаменитая картина “Укрощение строптивой”, а за ней и четырехсерийная военная драма “Вызываем огонь на себя”, в главных ролях которых снялась его мама.
Летом родители уезжали в отпуск, а их сын вместе с дедушкой и бабушкой по материнской линии отправлялся на дачу. Зато когда туда к нему приезжали родители, его радости не было предела. Отец стал для юного Алексея Колосова самым лучшим другом – они разговаривали часами, в течение которых Сергей Николаевич терпеливо выслушивал все тайны сына и отвечал на его вопросы обо всем на свете. Алеша совершенно не обижался на своих родителей. Зато очень сильно переживал мамину популярность, ревнуя ее к многочисленным поклонникам. Людмила Касаткина даже в булочную не могла выйти, чтобы к ней тотчас же не подбежали за очередным автографом
Алексей Колосов рост мечтательным и творческим мальчиком. Хорошо рисовал и имел развитый слух. В школе успевал, однако частенько на полях его дневника можно было увидеть необычные замечания преподавателей: “Ваш сын ушел в себя” или “Читал литературу на уроке математики”.
В тринадцать лет Алексей серьезно заболел и начал слепнуть. Ни один врач не мог ему помочь, пока через год не удалось сделать сложнейшую операцию на глазах. Болезнь удалось остановить, однако его зрение так и не восстановилось.
Юность
Как потом вспоминал сам Алексей, скорее всего из-за проблем со зрением он и пришел к музыке, вынужденный научиться восприятию мира на слух.
Худо-бедно, но школа была уже окончена. Нужно было чем-то заниматься или идти работать. По совету родителей он поступил на Факультет журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, однако уже к третьему курсу понял, что хочет быть только музыкантом.
Поэтому параллельно основному обучению он поступил на заочное отделение Музыкального училища имени Гнесиных по классу гитары. В 1980 году Алексей стал дипломированным журналистом, а еще через два года – выпускником Гнесинки, занимаясь с этого момента только музыкой.
Алексей Колосов и джаз познакомились друг с другом в начале 80-х. Все стены в его комнате были увешаны джазовыми плакатами.
Кино
Ко времени окончания школы Алексей успел сняться в нескольких эпизодических ролях фильмов отца.
Его кинодебютом стала крошечная роль в драме 1974 года «Помни имя свое», в котором также играла и его мама, Людмила Касаткина. Алексей воплотил образ немецкого солдата, охранника концлагеря, за что получил свои первые заработанные три рубля.
Также Колосов-младший принял участие в телевизионной многосерийной мелодраме “Радости земные” 1988 года.
Через четыре года Алексей снялся в девятисерийном телефильме “Раскол” о становлении партии большевиков.
Кроме того, его отцу пригодились и музыкальные способности сына. Сергей Николаевич, обычно работавший с такими известными композиторами, как Альфред Шнитке и Алексей Рыбников, не побоялся проверить Алексея на деле, поручив ему музыку для своих картин «Дневник профессора Готье», «Судья в ловушке» и «Потерянные в раю». Алексей успешно справился.
Джаз
Это музыкальное направление появилось в биографии Алексея Колосова благодаря радио – на “вражеском” “Голосе Америки” была джазовая программа, изменившая мир одаренного юноши.
Начиная с 1983 года гитарист Алексей активно выступал в различных музыкальных группах Москвы. В качестве джазового исполнителя он дебютировал в 1985 году, на фестивале, проводимом в Доме культуры “Москворечье”. Затем через год последовало его выступление в составе камерного ансамбля саксофониста Симона Ширмана.
В 1987 году на радиостанции “Юность” вышел первый выпуск его авторской программы “Беседы о джазе”, а чуть позже на “Радио России” – целая серия программ Алексея “Когда не хватает джаза”, а также радио-мосты со звездами джаза из Польши и России.
В 1992 году Алексей Колосов со своими друзьями и коллегами, саксофонистом Львом Лебедевым, пианистом Дмитрием Яковлевым, басистом Евгением Серковым и барабанщиком Евгением Косеко, основал группу «Аура», у которой впоследствии вышло 4 компакт-диска.
В 1996-2001 годах Алексей выпустил альбомы “Русский блюз”, “Арбат-буги” и “Ночное шоссе”. Начиная с 2004 года стал председателем нового конкурса молодых джазовых исполнителей Big Sky, а в 2007 году был награжден Золотым Орденом «За служение искусству».
На счету композитора Алексея Колосова также создание и организация таких знаковых джазовых международных фестивалей, как Российско-Норвежский джазовый фестиваль, “Балтийский джаз”, Jazz Travel Poland, Jazz Travel Finland, Moscow Jazz Open, Montenegro Jazz Open и Costa Del Jazz.
Личная жизнь
Первую жену Алексея Колосова звали Марией. Она была дочерью генерала и работала редактором одного из московских издательств. Молодые люди поженились в 1983 году, а уже через год их своим появлением на свет осчастливила дочь, которую назвали Людмилой, в честь матери Алексея.
Пара жила в квартире родителей Маши, которые практически весь год жили на своей генеральской даче.
На фото – Алексей со своими родителями, женой Машей и дочерью Людмилой.
Их брак просуществовал десять лет, после чего Алексей и Маша расстались.
Со второй женой его познакомила мама, Людмила Касаткина. Светлана работала в престижной компании “ЮКОС” и поначалу вызывала раздражение Алексея, ввиду стараний матери их свести. Не нравилось это и самой Светлане.
Так прошло четыре года. А потом их взаимный лед тронулся. В 2000 году они поженились. В лице Светланы Алексей наконец-то нашел жену и друга одновременно. Она оставила свою карьеру и стала заниматься делами мужа, поддерживая и помогая ему во всех музыкальных проектах.
В 2001 году у них родилась дочь Аня. Сейчас ей уже семнадцать лет, и она собирается стать музыкантом, продолжив дело отца.
Источник
Алексей Колосов в первую очередь известен тем, кто хорошо знал его знаменитых родителей, пусть даже и не лично. Его мама – советская актриса, любимица миллионов зрителей Людмила Касаткина, а отец – режиссер Сергей Колосов.
Родившись в семье таких талантливых людей, мальчик не мог не наследовать их талант. И хотя он не стал актером, как его мама, Алексей – по-своему, личность весьма неординарная. Он сценарист, композитор и немного актер.
Его родители
Отец был известным сценаристом, кинорежиссером и педагогом. Именно он снимал шедевры советского кино – “Укрощение строптивой”, “Душечка”, “Вызываем огонь на себя” и многие другие. А в сильной по духу и в то же время трогательной картине “Помни имя свое”, главную роль в которой сыграла Людмила Касаткина, старший Колосов снял и их сына Алексея. Пареньку, правда, досталась небольшая роль немецкого офицера, но он с ней справился.
Знаковыми для отечественного киноискусства стали те работы Сергея Николаевича, которые он создавал в тандеме со своей женой.
Мама Алеши была актрисой, сыгравшей более чем в трех десятках кинокартин, самыми известными из которых можно назвать “Укротительницу тигров”, “Принцессу цирка”, “Большую перемену”.
Познакомились родители в мае 1946-го, а поженились только через четыре года, когда встали на ноги. Супруги занялись карьерой. Их сын родился только спустя 8 лет, в ноябре 1958-го.
Становление личности
В детстве воспитанием мальчика занимались бабушка и дедушка по материнской линии. Первые годы своей жизни он почти не видел своих родителей – те пропадали на съемках. А летом мама с папой уезжали в отпуск, а Алеша с бабушкой и дедушкой ехал на дачу. Каждый приезд родителей был большим праздником.
Папа стал для него настоящим другом, с которым мальчик мог говорить часами, рассказывая ему тайны. Алеша любил родителей, но ревновал маму к ее поклонникам. Рос очень творческим мальчиком. Хорошо рисовал, у него был прекрасный слух. И только школьное поведение было “не ахти”.
В 13 лет Алеша начал слепнуть. Врачи не могли помочь. И только после серьезной операции болезнь остановилась, но вот зрение восстановить не получилось.
Именно из-за проблем со зрением юноша и пришел к музыке, стараясь воспринимать мир на слух. Потом учился в МГУ им. Ломоносова на факультете журналистики. Но к третьему курсу понял, что хочет стать музыкантом.
Поэтому он параллельно стал студентом училища имени Гнесиных (класс гитары).
В 1980-м Алеша стал дипломированным журналистом, а спустя еще два года выпустился из Гнесинки. С этого момента он занимался исключительно музыкой.
К моменту окончания школы у Алексея было несколько эпизодических ролей в картинах отца. Снимался он в “Радостях земных”, телесериале “Раскол”…
Отец доверил ему написание музыки для своих картин «Дневник профессора Готье», «Судья в ловушке» и «Потерянные в раю». Молодой музыкант прекрасно справился.
Джаз в его жизни
Это музыкальное направление появилось в жизни Алексея Колосова благодаря “вражескому” радио – на “Голосе Америки” шла джазовая программа, изменившая мир одаренного юноши.
Как джазовый исполнитель он дебютировал в 1985 году, на фестивале. Потом выступал в составе камерного ансамбля саксофониста Симона Ширмана. С 1987-го на радиостанциях выходят серии программ Алексея, посвященные джазу. Были даже радиомосты с польскими и российскими звездами.
Со своими друзьями Колосов организовал группу “Аура” (у нее вышло четыре компакт-диска). Позже выпустил несколько альбомов.
На счету Алексея как композитора организация многих джазовых фестивалей.
В феврале этого года в Москонцерте на Пушечной, 4 прошла концертная программа Алексея Колосова и актрисы Оксаны Мысиной под названием “Две дороги”. Премьера была еще в прошлом октябре. Этот необычный дуэт сложился на почве общей любви к творчеству Булата Шалвовича Окуджавы, чьи песни легли в основу программы концерта.
А в апреле в Москонцерте состоялась его новая программа “Отцы и дети. Диалоги”.
О личном
Первый раз Алексей женился на дочери генерала – Марии. Их свадьба состоялась в 1983-м, а спустя год родилась дочь, которую назвали в честь бабушки Людмилой. Этот брак длился десять лет, а потом супруги расстались.
Со второй женой Алексея познакомила мама, Людмила Касаткина. Сначала Леша был против именно из-за того, что подключилась мама. Не рада была и Светлана (та самая девушка). Но через четыре года оба сдались.
Поженились они в 2000-м. На фото выше – супруга справа от Алексея, в ярком платье. И в этот раз Алексею повезло найти одновременно и друга, и жену.
Светлана занимается исключительно делами мужа, помогая ему во всем. В 2001-м в семье появилась дочь Аня. Сейчас она уже взрослая и хочет продолжать дело отца.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Источник
Алексей Колосов рассказал о последних днях жизни матери, актрисы Людмилы Касаткиной. 15 мая звезде фильма «Укротительница тигров» исполнилось бы 95 лет.
«Отец увел маму за собой», – уверен музыкант и композитор Алексей Колосов, сын Народной артистки СССР Людмилы Касаткиной и Народного артиста СССР Сергея Колосова. Более 60 лет они прожили вместе и не представляли жизни друг без друга. Ее не стало через 11 дней после его похорон. 15 мая Людмиле Ивановне исполнилось бы 95 лет.
Последние дни Людмилы Касаткиной
– Однажды к маме в театре подошел один коллега и то ли в шутку, то ли всерьез поинтересовался: «Ты так давно живешь с Сергеем Колосовым. Неужели ни разу не изменяла ему?» «Никогда!» – ответила ему мама. И он, махнув рукой, сказал: «Ну, тебе и вспомнить перед смертью будет некого». «Почему же?! – нашлась мама. – Я Сережу буду вспоминать…» – рассказывает в разговоре с Sobesednik.ru Алексей Колосов. – Так оно и получилось. После смерти отца мама оказалась в больнице и в своем полусознательном состоянии, в полубреду часто видела его перед собой. Обращалась к Елене – женщине, которая ухаживала за ней: «Сергей, почему ты молчишь? Сережа, где ты был?»
К сожалению, постоянно быть рядом с мамой я не мог: мне пришлось увеличить число концертов, чтобы заработать деньги на дорогостоящие лекарства. Но когда приезжал в больницу и наблюдал эти сцены со стороны, чувствовал невыносимую боль в сердце. Накануне смерти мама приподнялась на кровати, снова посмотрела на Леночку. Взгляд как будто прояснился, лицо помолодело, словно болезнь отступила. Мама четко произнесла: «Сережа, зачем ты раздвинул кровати? Сдвинь воедино!» Потеряла сознание и больше в себя не пришла. А на следующий день ее не стало.
Людмила Касаткина и Сергей Колосов
«Мама всю жизнь устраивала папе розыгрыши, чтобы не расслаблялся»
– Думаю, и встреча их тоже была предопределена, – продолжает Алексей. – И, как ни страшно это звучит, если бы не война, они могли разминуться по жизни. Ведь на режиссерский факультет ГИТИСа папа поступил в 1939 году, когда мама еще была школьницей. Только вот долго учиться в ВУЗе ему не пришлось – ушел на фронт. Сначала воевал в советско-финской войне, а затем в Великой Отечественной… И только после Победы смог продолжить обучение.
Родители часто со смехом вспоминали историю своего знакомства. Папа впервые увидел маму в мае 1946 года накануне дня ее рождения – где-то в коридоре института, и просто не смог пройти мимо. «Так она мне понравилась, – спустя много лет рассказывал мне отец, – что я тут же решил с ней познакомиться».
Его можно понять: мама всю жизнь была такой обаятельной, открытой, искренней. Глаза лучистые, радостные… Папа подошел, представился. Узнал, что зовут ее Людмила Касаткина, что учится она на третьем курсе актерского факультета. И решительно пригласил девушку на свидание. Она немного растерялась – надо же какой напор! Помолчала, что-то обдумывая, и неожиданно улыбнулась: «Хочешь – приходи ко мне завтра на день рождения!» И назвала адрес.
В назначенный час папа в парадном костюме с букетом цветов позвонил в дверь. Ему открыли совершенно незнакомые люди. «Нет-нет, молодой человек, вы ошиблись, Касаткины тут не проживают!» Вот так моя будущая мама подшутила над настойчивым кавалером. Расстроенный, он вернулся домой. Через несколько дней, когда они снова пересеклись в коридоре ГИТИСа, папа посмотрел на нее с упреком, а мама подошла и… извинилась. Смотрела на него и улыбалась настолько искренне, что он не смог на нее сердиться.
Так они и начали дружить. Мама всю жизнь время от времени устраивала папе какие-нибудь розыгрыши, чтобы не расслаблялся, но он был настороже.
Кисточка винограда покорила ее сердце
– В своих чувствах папа маме долго не признавался. Она сама догадалась. Как-то группа студентов ГИТИСа отправилась в Севастополь – выступать. Жили почти без денег, были вечно голодные. И вот идет однажды мама по улице, видит: у ларька, где продают виноград, стоит ее друг Сергей Колосов и пересчитывает копеечки. Решила за ним понаблюдать. А он протягивает продавцу деньги – все, что были на ладони – и берет маленькую кисточку винограда. Повернулся, увидел ее на другой стороне дороги, обрадовался. Перебежал к ней и, счастливый, протянул только что купленную гроздь. Всю жизнь мама вспоминала эту историю. «Знаешь, – говорила она, – именно в тот момент я поняла, что он меня любит. Последние монетки на меня потратил!»
Поженились они в 1950-м – через четыре года после знакомства. Мама хотела, чтобы Сергей Николаевич сначала встал на ноги. Еще студентом папа стал ассистентом режиссера в Центральном театре Советской армии – там потом всю жизнь работала мама. Только начав зарабатывать, родители смогли подумать о свадьбе. Праздничный стол накрыли в квартире у маминых родителей – все без особых излишеств. Ну, какие в те годы могли быть роскошные лимузины или рестораны?! К тому же оба – выходцы из достаточно скромных семей.
Папины родители трудились в одном московском издательстве. Дедушка по материнской линии – на кондитерской фабрике «Красный Октябрь», бабушка – разнорабочей: чем она только не занималась, даже трамваи водила! Все они были интеллигентами по своей сути, доброжелательными, деликатными.
«Я комплексовал из-за маминой популярности»
– Моего появления на свет они долго не могли себе позволить: оба много работали, – смеется Колосов. – Решились завести ребенка, только когда стали узнаваемыми, приобрели отдельную квартиру. Маме было тогда 33 года. Она успела сняться в популярных фильмах «Укротительница тигров» и «Медовый месяц». А папа ставил спектакли в московских театрах. Уезжая в отпуск в какой-нибудь санаторий, родители редко брали меня с собой: все-таки им надо было отдохнуть и подлечиться. Но потом обязательно приезжали на дачу, где мы жили с дедушкой и бабушкой.
Людмила Касаткина с сыном Алексеем
Я так ждал их приезда! Эти дни были для меня настоящим праздником. Мы с папой могли разговаривать часами – я доверял ему все свои тайны, задавал множество вопросов. Ну, какие обычно дети задают: а почему, а зачем? Любопытный был. А он, кажется, знал обо всем на свете, потому что всегда находил ответы.
Из-за маминой популярности я комплексовал. Идем вместе в магазин, например – а к ней каждую минуту подходят люди: кто-то за автографом, кто-то – чтобы сказать «Ах, Людмила Ивановна, мне так понравился фильм! Вы моя любимая киноактриса!» Мне все это не нравилось – я стеснялся, что на нас все смотрят.
Мы с мамой не раз выступали перед гостями нашего дома. Мне было лет 10-11, когда вдвоем показали им отрывок из спектакля театра Советской армии «Укрощение строптивой» – сцену знакомства главных героев. Я изображал Петручио – на меня надевали большую шляпу, к поясу подвешивали шпагу. А мама в вечернем платье была строптивой Катариной.
– А, котик! Слышал я, вас так зовут? – произносил я, совсем еще маленький мальчишка, с усмешкой.
– Вы глуховаты на ухо, должно быть?! Меня зовут все люди Катариной, – возмущенно отвечала мама.
– Ты лжешь. Тебя зовут царапка-котик!..
Наше выступление после домашнего застолья прошло «на ура». Кстати, этот спектакль в театре Советской армии поставил режиссер Алексей Попов. Мои родители его боготворили и меня назвали в его честь. Благодаря Алексею Дмитриевичу мама сыграла в юности свои лучшие роли на сцене. А отец на основе спектакля Попова снял фильм «Укрощение строптивой» с мамой в главной роли – и он стал его первым крупным успехом в кино.
Касаткина три года гоняла по Москве на стареньком мотоцикле
– Еще одно из самых ярких воспоминаний детства: 1965 год, родители впервые взяли меня с собой в киноэкспедицию на съемки фильма «Душечка» в Суздале. Папа – режиссер, мама играет Ольгу. Я потрясенно смотрел, как мама перед кинокамерой плачет. До сих пор я видел маму только в спектаклях. Там все понятно – она играла для зрителей. А тут – для кого?! Да так вошла в образ, что слезы по щекам текут! Мне самому захотелось сниматься в кино. Но стоило только заикнуться об этом – родители тут же заявили: они против. Посчитали, что известность для детской психики вредна. Только уже когда стал взрослым – уже школу заканчивал, появился в эпизодах нескольких фильмов. А позже в сериале отца «Радости земные» в кадре пел песню собственного сочинения.
Но первый раз я появился на экране в папином фильме «Помни имя свое». Это был эпизод без слов. В Крылатском построили несколько бараков концлагеря. И я изображал немецкого солдата-охранника. Стоял с автоматом в каске и шинели, а ветродуй (аппарат такой, похожий на огромный пропеллер) «метель» на меня гнал. Замерз жутко, но вида не показывал. Не хотел подводить папу. Потом за свой съемочный день получил законные три рубля. Так и попробовал актерскую профессию.
Я считаю, что «Помни имя свое» – один из лучших фильмов моих родителей. Мама играла в нем женщину, которая, попав в Освенцим, была разлучена с маленьким ребенком. Мальчика, как своего сына, вырастила полька. Только через 25 лет русская мать смогла встретиться со своим уже взрослым сыном. Это, кстати, реальная история.
В работе папа был очень требовательным и даже родную жену не щадил. Некоторые эпизоды снимали в Польше – в настоящем концлагере Освенцим. И там он потребовал, чтобы мама переночевала в бараке. Одна! На следующий день ей предстояло сниматься в сложной сцене – когда фашисты отнимают у Зинаиды сына. И отцу хотелось, чтобы она как можно сильнее прочувствовала роль. Мама безоговорочно согласилась. Но спать не смогла. Ночью в одиночестве перебирала детские ботиночки, которые остались от убитых в концлагере детей и представляла себе этих малышей…
В самом начале кинокарьеры, снимаясь в «Укротительнице тигров», Касаткина вошла в клетку с тигром, хотя в большинстве кадров снималась дублерша. Кстати, мама вспоминала, что после съемок в «Укротительнице…» ей подарили старенький мотоцикл, на котором она ездила в фильме. И мама еще три года гоняла по Москве на этой развалюхе! Такая смелая была.
кадр из фильма «Укротительница тигров»
Домработницы не раз обманывали актрису
– Если на съемках ведущим был папа, то дома главную роль он уступал маме, – признается Алексей Колосов. – Впрочем, поскольку она была слишком занята, то готовила, например, редко. И всю жизнь нанимала домработниц, чтобы поддерживали в доме порядок. Бывало, что ошибалась в них. Ее обманывали, обсчитывали. А одна женщина, когда никого не было дома, вынесла все золотые украшения родителей. Но мама не стала заявлять в милицию: пожалела ту деревенскую бабу, да и огласки публичной не хотела.
Эта же ситуация повторилась и в последние два года жизни мамы. Женщина, которая называлась «домработницей», которой доверяли, активно этим пользовалась в своих целях. Она оказалась просто мошенницей. И тут уже я не стал подавать официального заявления, чтобы имя родителей не трепали некоторые «желтые» издания. Мама вообще была человеком доверчивым. Но при этом достаточно жестким и принципиальным. В театральных коллективах часто возникают интриги, дружбы против кого-то – мама никогда в этом не участвовала. Если что-то ей не нравилось, предпочитала все сдержанно и с достоинством сказать человеку в глаза, не держала негатива за пазухой. За это все ее уважали.
А эмоции она несла домой и только тогда выплескивала. Могла сгоряча с отцом поссориться. Но он все понимал и старался вернуть ей хорошее настроение. Подойдет, обнимет, поцелует и успокоит. Или найдет такое слово – с юмором и добротой, что мама начинала смеяться над шуткой. Так что крупных конфликтов у них не возникало. Папа мамой очень дорожил. Никогда не упрекал. Знаете, как бывает в семьях: ты зачем деньги тратишь на ненужные шмотки? Нет, если мама «разорилась» на покупку нового платья, он посмотрит на нее в обновке, улыбнется и скажет: «Как же тебе идет! Ты такая в нем красивая!»
Сколько помню маму, она всегда была, что называется, в форме. Каждое утро делала зарядку – и всегда у нее спина была прямая. Следила за одеждой. Чтобы у нее где-то дырка была на платье или грязное пятнышко – никогда. За папой и за мной присматривала – чтобы ходили опрятными. А выезжая за границу, привозила оттуда нам одежду. Экономила на мизерных суточных, но подарки нам покупала.
Внучки называли ее Люлей
– На 85-летний мамин юбилей я вышел на сцену вместе со своей 9-летней дочкой Аней. Мама не ожидала – это был сюрприз. И когда мы с Анечкой вместе пели «Молитву», глаза у мамы, которая сидела в кресле на сцене, заблестели от слез… А когда вечер завершился, она обняла нас с дочкой, расцеловала.
Людмила Касаткина с сыном Алексеем и внучкой Аней
Она очень любила внучек, и они отвечали ей взаимностью. Называли ее не «бабушкой», а Люлей. Старшую дочь от первого брака я назвал в честь мамы – Людмилой. Но больше похожей на нее получилась младшая Анечка. Она тоже у нас артистическая натура: сейчас учится во ВГИКе на факультете режиссуры телевидения.
Кстати, с моей второй женой Светланой меня познакомила мама. Мы не сразу разглядели друг друга. И поженились мы через четыре года после знакомства – совсем как когда-то мои родители. Несколько лет назад мы со Светой создали агентство культурных проектов «Планета АРТ»: организовываем джазовые фестивали и другие творческие проекты в нашей стране и за рубежом.
Людмила Касаткина с сыном Алексеем, невесткой Светланой и внучкой Аней
С мужем простилась наедине до начала официальной панихиды
– Когда папа последние месяцы своей жизни существовал в каком-то параллельном мире, мама навещала его в больнице каждый день. У нее от волнения обострились собственные болезни. И она несколько раз сама попадала в ту же ЦКБ, где лежал папа. Когда ей становилось легче, она приходила в папину палату – сидела целыми днями рядом.
В последний раз мама вышла на сцену театра Российской армии как раз перед закрытием театрального сезона – 29 июня 2011 года в спектакле, который поставил специально для нее папа – «Странная миссис Сэвидж». Мы всей семьей были на этом спектакле. Зрители не догадывались, как тяжело маме было играть. Подводила память, она забывала слова. Но помогали актеры рядом: незаметно для публики подсказывали. Мама сильная была, волевая, доиграла спектакль до конца. Когда вышла на поклон, зрители устроили овации!
После спектакля мама сказала: «Все лето буду готовиться к новому театральному сезону». Это был бы ее юбилейный, 65-й сезон на сцене театра Российской армии. Но наступила осень – и мама попала в больницу. Как оказалось, в последний раз…
Отец накануне смерти мне приснился – такой здоровый, улыбающийся. Я удивился и обрадовался: он здоров – от болезней ни следа не осталось. А когда открыл глаза утром, не сразу поверил, что это был всего лишь сон!
В тот же день папы не стало. Об этом я сам сказал маме. Она выслушала меня молча. Без истерик и слез. Думаю, она понимала, что папа уйдет. Мне кажется, что и о своем уходе она догадывалась…
В день похорон мама попросила, чтобы ей дали возможность попрощаться с ним не на людях. Мы привели ее в ритуальный зал ЦКБ за два часа до начала официальной панихиды. Потом ходили слухи, что маму привезли туда на инвалидной коляске. Нет, мама подошла к нему сама! Молча стояла и смотрела на папу. Очень какая-то беззащитная. Словно потеряла смысл жизни. О чем она думала в тот момент? Что мысленно обещала? Не знаю. Вслух не было произнесено ни слова. Мама наклонилась, поцеловала, постояла еще немножко рядом. Повернулась и медленно пошла прочь.
Через неделю во сне я увидел маму – веселая, здоровая: смотрит на меня, смеется. Совсем, как папа в моем прошлом сне…
- “Им суждено было прожить вместе”. История любви Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова