Татьяна лаврова биография личная жизнь фото
Татьяна Лаврова – биография
Татьяна Лаврова (Андриканис) родилась в июне 1938 года, советская актрсиа театра и кино, более известная по театральным ролям в «Современнике» и МХАТе. Народная артистка РСФСР
Известная театральная, впоследствии кинематографическая актриса родилась в удивительной семье. Так, она являлась с дальней родственницей известным меценатам Морозовым, ее дедушкой был революционер Николай Шмидт, а мама работала оператором в киноиндустрии. На тот момент это была потрясающая редкость. Собственно, даже сейчас, если говорить об операторах кино, то большинство людей представят интеллигентного мужчину, стоящего за камерой. А в те времена это был настоящий фурор.
Фото: Татьяна Лаврова в детстве
Родилась будущая звезда в июне 1938 года, и ей пришлось в совсем юном возрасте пережить Вторую мировую войну. Ее отец прошел через все тяготы войны, он был кинооператором. Но, к большому счастью, он вернулся живым. Казалось бы, это огромная редкость, что никто из родных и близких не погиб в годы страшных испытаний. Но счастье не длилось долго.
Когда будущей актрисе было всего лишь 12 лет, родители разошлись, что нанесло ей душевную рану. Впоследствии мать снова вышла замуж, но создать по-настоящему счастливого домашнего очага не получилось, отчим так и не смог заменить девочке отца.
Первые шаги в искусстве
Как часто и бывает, личности одаренные уже с самого раннего детства знают, чему будет посвящена их дальнейшая жизнь. С детства девочка грезила сценой и кино. К тому времени кинематограф уверенно заявил о себе. Да, телевизоров ещё не существовало, но в огромный трепет приводили кинокартины, которые демонстрировались в специальных кинотеатрах на допотопных больших экранах.
Фото: Татьяна Лаврова в юности
К тому же, отдушиной был театр, куда можно было прийти и насладиться игрой любимых актёров. Татьяна твердо решила, что будущая жизнь свяжется именно с актерским ремеслом. Она не отличалась классической красотой, что так любят режиссеры при создании образов лирических героинь. Но в ней просматривалось безмерное обаяние. У неё были потрясающие глаза с таким проникновенным и острым взглядом, что даже суровых мужчин бросало в дрожь. Казалось, что девушка обладает каким-то врождённым гипнозом, заставляя окружающих восторженно следить за ее мимикой, движениями.
Это очень ценное качество для артиста и, пожалуй, редкое. Гораздо больше распространена харизма, обаяние, но мало у кого можно встретить столь проникновенный и даже дикий взгляд. И конечно, этот талант наметанным взглядом оценили в приемной комиссии Школы-студии МХАТ, куда будущая звезда поступила в 1959 году.
Нет надобности говорить, что МХАТ всегда остаётся визитной карточкой и заветной мечтой для артистов со всей страны и ближнего зарубежья.
Особенно велик конкурс был во все актерские заведения в 50-ые, 60-ые годы, когда кино прочно вошло в жизнь, у людей появились телевизоры и они с замиранием сердца переключали каналы, просматривая любимые фильмы с замиранием сердца.
Выдержав дикий конкурс и проявив себя не хуже писаных красавиц со всей страны, Татьяна стала студенткой и с успехом закончила Школу-студию. После окончания ее сразу же приняли в труппу, что стало еще одним доказательством ее таланта.
Профессиональный путь
По стечению обстоятельств так получилось, что именно Савва Морозов, дальний родственник актрисы, в свое время выступил в роли мецената и на его деньги был сооружён МХАТ. В этом проявился некий символизм, но, конечно, она была принята в труппу не за заслуги ее дальнего и давно умершего предка. Это был настоящий бриллиант, и, пригласив актрису, режиссеры не ошиблись.
Надо сказать, что ее настоящая фамилия вовсе не Лаврова, а Андриканис, то есть греческого происхождения. Впоследствии актрисе после окончания учебного заведения настоятельно посоветовали взять более простую фамилию, и она остановилась на этой.
МХАТ предложил ей участие в потрясающих чеховских спектаклях, например, она сыграла Аркадину в чеховской «Чайке». Эта роль произведение, автор, спектакль не нуждаются в рекламе или представлении.
Она прослужила в МХАТе почти 3 года, а затем ее пригласили в «Современник», которому она отдала почти 17 лет своей жизни.
Признание в «Современнике», лучшие роли
«Современник» во многом возник, как экспериментальный проект, который был создан благодаря неуемной энергии талантливого Олега Ефремова. У него было потрясающее творческое чутье, и он отважился бросить вызов даже таким знаменитым храмам искусства, как МХАТ, Большой театр и другие.
Так как нужно было доказать, что «Современник» не «шарашкина контора», а конкуренция великому МХАТу, то Олег Ефремов, который основал свое детище в 1956 году, делал всё возможное, чтобы актёрский состав был безупречен. Он сумел притянуть в свой проект и заразить энтузиазмом бриллианты в искусстве, собрать лучших и сильнейших актеров страны. В их числе оказалась и неподражаемая Татьяна Евгеньевна.
Самой удачной работой на театральных подмостках можно назвать спектакль «Двое на качелях». Этот спектакль руководство приняло решение демонстрировать не один, а множество сезонов ввиду его бешеной популярности.
Собственно, до сих пор многие театралы знают его, он стал золотой классикой. Он и сейчас идет на подмостках, поскольку абсолютно органично вписывается в театральные каноны и словно создан для постановок.
Ещё были не менее потрясающие работы, которые также не нуждаются не только в рекламе, но и в описании: «С любимыми не расставайтесь», «Валентин и Валентина», «На дне».
Возвращение во МХАТ
В 1978 году, отслужив более десятка лет в «Современнике», она вновь вернулась на подмостки родного МХАТа.
К сожалению, жизнь актрис и актеров зачастую зависит от интриг, обстоятельств. На время ухода из «Современника» им руководила Галина Волчек, которая занимает эту должность и по сей день.
Сама актриса говорила, что после многочисленных гастролей потеряла голос и не смогла выступать. Но она не отказалась посетить кинофестиваль, проходившей в Германии, ведь там не планировалось ее сценическое выступление. Руководство «Современника» решило, что если актриса находится на больничном из-за срыва голоса, то должна лечиться, восстанавливаться, а не уезжать за границу на кинофестивали. Татьяна Евгеньевна сочла такое предложение несправедливым и написала заявление об уходе.
Существуют и другие версии, которые невозможно доказать или опровергнуть, они указывают на то, что причиной ухода после длительной службы стали банальные интриги.
Когда она вновь вернулась во МХАТ в 1978 году, то ей было уже 40 лет. Роли молодых героинь ей уже не доставались, да и конкуренция среди актрис значительно возросла. Поэтому о былых прекрасных ролях, которые ей достались после окончания Школы-студии, приходилось только мечтать.
По сравнению с былыми возможностями нынешние роли можно было сравнить с жалкими крохами. Но главной для неё была сама игра, которой она всецело отдавалась. И даже эпизодические появления в спектаклях были настоящим фурором. Она готовилась к ним так же серьёзно и ответственно, как артисты готовятся к главным ролям.
Кинокарьера
Однако по-настоящему известной на всю страну она стала именно благодаря кинематографу. Впрочем, это обычное явление, ведь даже самый знаменитый столичный храм искусства не может соперничать по своим возможностям с кинематографом, поскольку фильм за один раз имеют возможность просмотреть десятки миллионов человек.
Самые известные фильмы в ее биографии, благодаря которым она запомнилась зрителям были: «Песня о Кольцове», «Девять дней одного года», где она блистала с Алексеем Баталовым и Иннокентием Смоктуновским. Надо сказать, что она параллельно с театром снималась в кино весьма активно, начиная с окончания Школы-студии. Но так получилось, что по-настоящему знаменитой ей сделала картина «Девять дней одного года». Другие прошли незамеченными, хотя ее фильмография насчитывает ровно 40 фильмов.
В последние годы жизни в творческой биографии Лавровой были и съемки в сериалах. Они, естественно, не могли ей заменить прекрасные образы, которые она создавала ранее.
Как-то, подводя итоги своей жизни, исполнительница отметила, что ее отношения с кинематографом не сложились. Возможно это и так, но обязательно стоит просмотреть все эти фильмы, в которых она появлялась. Это по-своему трогательные добротные советские картины, телеспектакли.
Личная жизнь и последние годы
Актриса несколько раз была замужем, и все мужья были знаменитыми актерами. Первым мужем стал Евгений Урбанский, настоящий секс-символ СССР, в которого были влюблены большинство женщин и совсем юных девушек.
Фото: Татьяна Лаврова с мужем Евгением Урбанским
Да, это были не зарегистрированные отношения, но они длились 7 лет. Влюблённые жили в обычном общежитии и казались вполне счастливыми.
После нескольких лет личной жизни этот союз распался, однако они долгое время оставались друзьями. Затем актрису познакомили с Олегом Далем, который предложил ей выйти за него замуж. К сожалению, этот брак оказался недолговечным, продолжался он всего лишь полгода. Считается, что с Олегом Далем находиться было тяжело не только в виду специфичного характера, но и из-за злоупотребления спиртным. Татьяна Евгеньевна не смогла переломить ситуацию, и пара рассталась.
В 1965 году пришло печальное известие о том, что Евгений Урбанский погиб на съемках. Возможно, Татьяна продолжала его любить все последующие годы, и это известие восприняла крайне тяжело. К тому же, гибель его почти совпала с расставанием с Олегом Далем.
Третьим мужем актрисы стал футболист Владимир Михайлов, человек, далекий от мира искусства. Казалось бы, это должно было быть только положительным моментом, но муж ревновал Татьяну, он не хотел, чтобы она слишком много времени уделяла работе, задерживаясь после спектаклей. В итоге распался и этот брак. Но в браке родился сын Владимир.
Впоследствии он не стал актером, не пошёл и по стопам отца. Он выбрал свой путь, начав заниматься дизайном и созданием скульптур. У него двое дочерей, в которых Татьяна не чаяла души.
Причина смерти
Актриса умерла 16 мая 2007 года. Внезапно она почувствовала себя плохо, обратилась в больницу. Сначала врачи подозревали проблемы с сердцем, но подозрения не подтвердились. Однако выяснилось, что у артистки запущенная форма бронхита, пневмонии, также было подозрение на рак желудка. Общее состояние ее было истощенным, она умерла в возрасте 68 лет и была похоронена на Троекуровском кладбище города Москвы.
Фото: памятник Татьяне Лавровой
Избранная фильмография
- 1959 – Песня о Кольцове
- 1965 – Время, вперёд!
- 1974 – Вылет задерживается
- 1976 – Дневной поезд
- 1979 – Вторая весна
- 1982 – Голос
- 1983 – Долгая дорога к себе
- 1990 – Система «Ниппель»
- 1998 – Чехов и Ко
- 2003 – Другая жизнь
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 июля 2020; проверки требуют 14 правок.
Татья́на Евге́ньевна Лавро́ва (настоящая фамилия – Андрика́нис; 7 июня 1938, Москва – 16 мая 2007, там же) – советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1988).
Биография[править | править код]
Окончила Школу-студию при МХАТ (1959).
В 1959-1961 годах и с 1978 года – актриса МХАТа. В 1961-1978 годах – актриса «Современника».
Всесоюзную славу Лавровой принесла главная роль Лёли в картине Михаила Ромма «Девять дней одного года».
Скончалась 16 мая 2007 года в больнице, вследствие двусторонней пневмонии[1]. Похоронена в Москве на Троекуровском кладбище.
Семья[править | править код]
Дочь кинооператора Евгения Андриканиса и кинооператора Галины Пышковой («Песня о Кольцове», «Испытательный срок»). Фамилию Лаврова взяла ради благозвучия наугад. Внучатая племянница Николая Павловича Шмита (1883-1907) – революционера, участника Первой русской революции 1905 года, члена РСДРП. Правнучатая племянница Алексея Викуловича Морозова – промышленника и коллекционера. Двоюродная праправнучатая племянница Саввы Тимофеевича Морозова – предпринимателя и мецената.
Первым её фактическим мужем был актёр Евгений Урбанский, с которым она прожила несколько лет.
Второй муж – актёр Олег Даль, брак продлился полгода.
Третий муж – известный футболист Владимир Алексеевич Михайлов. Сын – Владимир (род. 1967), внучки – Евгения (род. 1999) и Аглая (род. 2012).
Награды и звания[править | править код]
- 1974 – Заслуженная артистка РСФСР
- 1988 – Народная артистка РСФСР
- 1998 – Орден Почёта[2]
- 1975 – Приз «Серебряная нимфа» на Международном фестивале телефильмов в Монте-Карло (фильм «Вылет задерживается»)
- 2002 – Приз кинофестиваля «Созвездие» Гильдии актёров России (фильм «Кино про кино»).
- 2003 – Премия «Ника» за лучшую женскую роль второго плана (фильм «Кино про кино»).
Творчество[править | править код]
Театральные работы[править | править код]
«Современник»[править | править код]
- 1961 – «Двое на качелях» У. Гибсона – Гитель Моска
- 1961 – «Вечно живые» В. Розова – Варя
- 1962 – «Старшая сестра» А. Володина – Надя
- 1963 – «Без креста» по повести В. Тендрякова – …
- 1964 – «Пятая колонна» Э. Хемингуэя – Дороти
- 1965 – «В день свадьбы» В. Розова – Клава
- 1968 – «На дне» М. Горького – Настя
- 1970 – «Чайка» А. П. Чехова – Полина Андреевна
- 1971 – «Валентин и Валентина» М. Рощина – Женя
- 1972 – «С любимыми не расставайтесь» А. Володина – Катя
- 1975 – «Вечно живые» В. Розова – Монастырская
- 1975 – «Эшелон» М. Рощина – Лавра
- 1976 – «Вишнёвый сад» А. П. Чехова – Раневская
МХАТ[править | править код]
- 1958 – «Юпитер смеётся» А. Кронина – Мэри Меррей
- 1960 – «Чайка» А. П. Чехова – Нина Заречная
- 1960 – «Точка опоры» С. Алёшина – Аркадина
- 1980 – «Чайка» А. П. Чехова – Аркадина
- 1981 – «Наедине со всеми» А. Гельмана- Наташа Голубева
- 1981 – «Так победим!» М. Шатрова – Варвара Михайловна
- 1986 – «Серебряная свадьба» А. Мишарина- Аглая
- 1987 – «Колея» В. Арро – Нелли
- 1987 – «Перламутровая Зинаида» М. Шатрова – Актриса
- 1988 – «Московский хор» Л. Петрушевской – Люба
- 1989 – «Варвары» М. Горького – Надежда Монахова
- 1991 – «Трагики и комедианты» В. Арро – Иринаи
- 1993 – «Молочный фургон не останавливается больше здесь» Т. Уильямса- миссис Гофорд
- 1994 – «За зеркалом» Е. Греминой- Графиня Брюс
- 1994 – «Мишин юбилей», по пьесе А. Гельмана и Р. Нельсона – Катя
- 1999 – «И свет во тьме светит» Л. Н. Толстого – княгиня Черемшанова
- 2001 – «Венецианский антиквар» К. Гольдони- Графиня Изабелла
- 2002 – «Нули» П. Когоута- Графиня
- 2004 – «Кошки-мышки» И. Эркеня- Паула
Радиоспектакли[править | править код]
- 1981 – «Чайка» А. П. Чехова. Режиссёр: Олег Ефремов – Аркадина
Фильмография[править | править код]
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Климонтович Н. Мой любимый актёр: Писатели, режиссёры, публицисты об актёрах кино. Натянутая тетива (Татьяна Лаврова) / Сост. Л. И. Касьянова. – Искусство, 1988. – С. 331-352.
Ссылки[править | править код]
- Т. Е. Лаврова на сайте МХТ им. Чехова
- Т. Е. Лаврова на сайте «Энциклопедия отечественного кино» (недоступная ссылка)
- Новости NEWSru.com. Умерла актриса МХАТ им. Чехова Татьяна Лаврова
- Коллеги потрясены кончиной актрисы Татьяны Лавровой
- Лаврова Татьяна Евгеньевна: дата и место рождения и смерти, где училась, профессия, фото, супруги, знак зодиака…
- Борис Тарасов. «Боже мой, и это не сыграла, и это, и это…» (недоступная ссылка). Газета «Пресс-секретарь» – PRS.ru (16 мая 2007). Дата обращения: 5 мая 2011. Архивировано 22 февраля 2012 года.
Источник
Татьяна Лаврова и Алексей Баталов на съемках фильма “Девять дней одного года”
Фото: GLOBAL LOOK PRESS
Имя актрисы Татьяны Лавровой прогремело на всю страну в 1961 году. Ей тогда было всего 23 года, когда на экраны вышла драма Михаила Ромма “Девять дней одного года”. Главная роль в любовном треугольнике физиков-ядерщиков, которых сыграли Иннокентий Смоктуновский и Алексей Баталов, сделала актрису знаменитой. А ведь гораздо позже экранная история стала реальностью. Только в жизненном любовном треугольнике красавице-артистке пришлось делить Андрея Вознесенского с его женой Зоей Богуславской. И именно Лавровой поэт посвятил знаменитые строчки “Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь”.
Красавице-артистке пришлось делить Андрея Вознесенского с его женой Зоей Богуславской
Судьбу актрисы Татьяны Лавровой нельзя назвать счастливой. Культовую мелодраму “Девять дней одного года” с 23-летней актрисой в главной роли посмотрели 23 миллиона советских и зарубежных зрителей. Но спустя несколько лет артистка обронила в интервью: “Моя история с кино не очень состоялась”. После громкого успеха режиссеры не засыпали ее предложениями. На экране она вновь появилась лишь через четыре года. Премьера оптимистической драмы Михаила Швейцера и Софии Милькиной “Время, вперед!”, в которой Лавровой досталась роль второго плана, состоялась в 1966 году. Позже, конечно, были и другие роли. Но повторить успех своего дебюта Лаврова больше не смогла.
Урбанского называли советским Марлоном Брандо
В личной жизни и вовсе все было куда трагичнее. Первый союз Татьяны Лавровой с актером Евгением Урбанским длился семь лет. Они не были расписаны. В талантливого красавца, которого называли советским Марлоном Брандо, Татьяна влюбилась студенткой. Женатый на тот момент Евгений был старше молодой любовницы на шесть лет. Влюбленные поселились в театральном общежитии, потом ютились за ширмой в коммуналке, где жила бабушка Лавровой. Но их отношения разрушились из-за измены.
Лаврова очень любила Даля, но все равно вскоре с ним рассталась
На сцене “Современника” Татьяна познакомилась с Олегом Далем. Они поженились и прожили всего полгода. Даль злоупотреблял спиртным, Татьяна пила вместе с ним, уже тогда пристрастилась к алкоголю. Артистка часто жаловалась на Даля: “Олег сильно пьет и меня заставляет. Говорит – одному скучно. Чуть ли не каждый день из-за этого скандалы”. Однажды она будучи пьяной позвонила подруге. “Слышу в трубке пьяный голос Тани. Лаврова начинает оправдываться: мол, выпила, чтобы Олегу меньше досталось”, – вспоминала приятельница. Лаврова очень любила Даля, но все равно вскоре с ним рассталась. Поняла, что катится в пропасть вместе с мужем. Нашла в себе силы развестись, чтобы не спиться.
1965 год оказался для Лавровой очень драматичным. Она тяжело переживала разрыв с Далем. К этому добавилась горестная весть о гибели на съемках Евгения Урбанского. А потом умер Даль. Его смерть стала для Татьяны ударом. Вот как она вспоминала известие о его кончине, заявив, что во сне он приходил к ней попрощаться: “Ночью он мне приснился. Задумчивый, грустный и почему-то с бородой. Почему с бородой? Он же никогда ее не носил”. Хоронили актера 7 марта. В гробу он лежал с бородой. Как потом выяснилось, ее пришлось отрастить для роли, в которой Олег не успел сняться.
Третьим мужем Лавровой стал футболист “Торпедо” Владимир Михайлов, в браке с которым родился сын Владимир. Он изводит звезду ревностью, когда жена задерживалась после спектаклей, требовал отказаться от косметики и ярких нарядов. Лаврова ушла от спортсмена, прихватив с собой трехлетнего сына. Расстались они так нехорошо, что Татьяна запретила Михайлову видеться с Володей и вообще вычеркнула его из жизни.
Есть версия, что причиной развода стал роман Лавровой с Вознесенским. Но отношения с женатым поэтом счастья артистке не принесли. Поэт метался между женой Зоей Богуславской и любовницей, не решаясь бросить одну ради другой. Впрочем, расставание было неизбежным. Вознесенский в итоге остался подле супруги. “Он постоянно обещает уйти от жены, но не уходит. Потом Татьяна надолго пропала. Объявилась, позвонив, попросила срочно приехать. Встретила словами: «Никаких отношений с Андреем больше нет. Оля, меня так унизили…». Судя по тому, что Таня была буквально раздавлена, история там вышла очень нехорошая”, – рассказывала о разрыве любовников в одном из интервью писатель Ольга Никулина.
Брак Зои Богуславской и Андрея Вознесенского (справа) продлился 46 лет, вплоть до его смерти
Фото: Людмила СТРИЖНОВА-ВЫСОТСКАЯ
С деньгами у Лавровой всегда было плохо. Получив гонорар за фильм, она тут же спускала его на бурные застолья, которые собирала у себя по поводу и без. Состав гостей менялся постоянно. На очередном дне рождения редко можно было встретить человека, который присутствовал на предыдущем.
Последние годы народная артистка сильно страдала. Серьезные проблемы со здоровьем начались у нее после того, как во время репетиции в театре она упала с высокой лестницы и повредила позвоночник. Пришлось сделать несколько операций, которые лишь на время облегчали состояние. В последние годы Лаврова даже сидеть подолгу не могла. Потом у нее подозревали инфаркт, звучал диагноз – бронхит. Татьяна – заядлая курильщица, не расстававшаяся с пагубной привычкой десятилетиями. Кроме бронхита медики заподозрили у женщины рак желудка. Татьяна Евгеньевна сильно похудела и еле передвигалась. Она стала слепнуть. Но даже в таком состоянии не расставалась с сигаретой.
“К еде, как мы ни уговаривали, Таня не притронулась. Только тянула из бокала вино и курила одну сигарету за другой. Она выглядела очень больной, изможденной и уставшей. Вся тахта, где она любила сидеть, была в подпалинах и дырках от не затушенных сигарет. Видимо, выпадали из пальцев, когда Таня засыпала. «Господи, она же может сгореть заживо или в дыму задохнуться!». Засыпала она со снотворным”, – вспоминала ее подруга.
Лаврова в 2001 году на съемках фильма «Превращение» по одноименному рассказу Франца Кафки. Фото: Ираклий Чохонелидзе/ТАСС
В последние несколько месяцев Лаврова то ли заглушая боль, то ли пытаясь отвлечься от мыслей о приближающемся конце много пила. В одиночку. Только заведется копейка – тащилась в магазин рядом с домом. Сын ее искал по скверам и соседним дворам, всем продавцам запретил продавать матери спиртное, но она все равно умудрялась напиваться.
Умирала Лаврова мучительно в больнице, где после осмотра у нее обнаружили пневмонию. “У меня есть фотография с последнего дня рождения Тани. Там она похожа на узницу Освенцима: кожа да кости. Любимое платье страшно велико. Все, что положили ей тогда на тарелку, осталось нетронутым. Курила по четыре пачки в день”, – цитируют 7 Дней приятельницу актрисы.
Скончалась Лаврова за три недели до своего 69-летия. Причиной смерти актрисы стало воспаление легких. Похоронили звезду на Троекуровском кладбище.
Источник