Татьяна уланова биография личная жизнь

У Галины Улановой было много высокопоставленных воздыхателей
«Обыкновенной богиней» называл ее писатель Алексей Толстой. «Человеком другого измерения» — режиссер Сергей Эйзенштейн. «Гением русского балета» — композитор Сергей Прокофьев. В свежем британском сериале «Корона» есть интересный эпизод, когда королева Елизавета II находит в багаже мужа фотографию Галины, а потом долго мучается и размышляет, изменял ли ей Филипп с русской балериной или нет. Оставим вопрос открытым. Из сонма многочисленных любовных историй великой Улановой одна выделяется на фоне остальных. Потому что это — история любви к женщине.
В доме на Котельнической набережной, в квартире 185, где в последние годы жила звезда русского балета, сейчас — музей. Тот, кто в допандемийные времена успел попасть туда, возможно, вспомнит фотографию маленькой пухлощекой девочки на стене коридора. Многие по ошибке считают, будто это — портрет балерины в детстве. Однако на видном месте в квартире Улановой висит детская фотография Татьяны Агафоновой, журналистки «Комсомолки», с которой они вместе прожили 20 лет.
В музее Татьяну тактично называют «компаньонкой, подругой, личным секретарем, помощницей по ведению домашнего хозяйства». Но сегодня все чаще из уст биографов звучит ранее скрывавшаяся информация о том, что Агафонова на самом деле была любовницей Улановой.
Журналистка Агафонова
От нимфоманки до лесбиянки
Впервые о нетрадиционной связи балерины с журналисткой заговорили шесть лет назад в издании «Знамя», где были опубликованы мемуары российского искусствоведа и публициста Инги Каретниковой «Портреты разного размера». Автор мемуаров, хорошо знавшая Агафонову со школьных лет, вспоминает, что та поначалу не проявляла склонности к себе подобным. Напротив, она изображала из себя эдакую триеровскую нимфоманку. Яркая, породистая блондинка с крупными украшениями, любящая быть в центре внимания. С юности у нее были толпы любовников, и она обожала шокировать подруг подробностями сексуальных отношений. Могла позвонить и ошарашить:
— Вчера у меня был секс сразу с двумя. Одного ты знаешь…
Одним словом, ничто не предвещало, что во время очередного телефонного разговора Агафонова вдруг отречется от прежних интересов и неожиданно признается:
— Я сейчас презираю всех мужчин — эту потную свору, и боготворю мою возлюбленную. Это Галина Уланова. Любовь с первого взгляда. У обеих.
Журналистка «Комсомолки» Тамара Громова рассказывает, как Агафонова еще на заре дружбы с Улановой подолгу общалась с балериной по телефону. Особенно накладно выходило, когда Большой театр уезжал на зарубежные гастроли, а журналистка продолжала звонить своей любимице каждый день.
— В конце концов, — вспоминает Громова, — переговорные счета возмутили редакцию. Татьяне предложили звонить из дома.
Но вскоре Агафонова уволилась и переехала жить к Улановой на правах «домоправительницы», освободив балерину от хозяйственных забот.
Раневская была соседкой балерины по высотке. Говорят, их связывали очень близкие отношения. Но с появлением Тани в жизни Улановой все другие женщины перестали существовать. Фаина Георгиевна смолчать на предательство не смогла и постебалась над ее ножками в кино, изобразив куриными голенями танец балерины. Фото: Globallookpress.com
Кисель и камень
«Начало 70-х — знакомство с журналисткой Т. В. Агафоновой, которая до своей смерти в 1994 году была личным помощником и компаньонкой Г. С. Улановой», — гласит единственное упоминание об Агафоновой в музее Бахрушина, где не так давно завершилась выставка «Уланова».
Как говорила Галина Сергеевна, их «интересные отношения» начались благодаря интервью. Агафонова планировала писать книгу о великой балерине, и журналистку командировали к Улановой. Балерина слыла закрытым человеком: побеседовать с ней было не так просто. Пробивная Агафонова поразила Галину Сергеевну тем, что не стала ждать, осаждать письмами, а просто вошла к ней в ложу во время концерта.
Они проговорили все отделение, а на следующий день Уланова пригласила журналистку домой за фотографиями. Она честно предупредила, что обеда не будет.
— Я не умею готовить, — призналась балерина без задней мысли.
Она и думать не могла, что на следующий день гостья явится в знаменитую высотку на Котельнической с полными руками провианта. В принесенных кастрюльках и судочках было и вкусное первое, и второе, и даже клюквенный кисель.
Так что, как пишут сегодня интересующиеся, если какие-то сверхтесные отношения и имели место, то начались они не с поцелуев и ласк, а с простого человеческого участия.
В этом была вся Агафонова.
Биограф Ольга Ковалик отмечает, что прежде всего в Тане сказывалась школа «КП»: журналистка умела помогать и сохранять связи с героями репортажей. К слову, и готовиться к интервью Татьяна начала за несколько десятилетий до разговора в ложе. С малых лет она была улановской поклонницей, периодически писала ей письма с пожеланиями вечной молодости, а однажды во время репортажа по следам геологической экспедиции обнаружила новый минерал, который назвала «улановит». Об этом она сообщила балерине в 1960 году в поздравительном письме на 50-летие, приложив подарок — друзу азурита.
Ученицы Галину Сергеевну обожали. Фото: © «ИТАР-ТАСС»
Главный подвиг
У Татьяны был опыт тесной дружбы с ВИП-персонами. Например, взяв интервью у режиссера-документалиста Романа Кармена, она подружилась с его женой и стала своим человеком в их доме. Это было до переезда к Улановой.
Но как оценить ее роль в жизни балерины?
Нынешние эксперты сравнивают историю Улановой с историей Людмилы Зыкиной, впавшей в полную зависимость от своей домоправительницы Татьяны Свинковой.
По мнению одних, Агафонова взяла балерину под жесткий контроль, оттеснила друзей и знакомых, так что та и шагу не могла ступить без ее разрешения. Другие, напротив, отмечают, что благодаря пробивному характеру наперсницы Уланова смогла обзавестись большой квартирой, получить паек, вторую звезду Героя Социалистического Труда, про нее сняли фильм. Агафонова обслуживала мало приспособленную к быту балерину.
— В мой дом вернулась жизнь, — говорила сама Уланова.
А журналист Лев Колодный отмечает:
— Агафонова совершила свой главный подвиг: поставила крест на карьере и бросила ее к ногам подруги.
Что так привлекло великую балерину в журналистке?
Каретникова дает ей не очень лестную характеристику. В мемуарах подчеркивается, что в этой женщине не было ничего, что могло бы заинтересовать утонченную Уланову. По мнению автора, Таня не отличалась красотой, имела кривые зубы, читала мало, писала плохо (типа «В комнату вошел председатель колхоза Огурцов, с лицом Пьера Безухова»). Славы и известности в газете она достигла в основном благодаря любовным связям, в том числе с главным редактором газеты Алексеем Аджубеем — зятем Хрущева.
— Очень рано секс стал центром всех Таниных мыслей и переживаний, вытеснив интерес к музыке, искусству, книгам… Ее необразованность и отсутствие любопытства тогда и в дальнейшем вызывали удивление, — пишет автор.
Впрочем, слова Каретниковой сильно противоречат отзывам коллег Агафоновой. Да, многие не скрывают, что Татьяна раздражала их легким отношением к жизни. Добиться от нее материала было почти невозможно. Она не умела держать язык за зубами и вечно опаздывала на работу — коллегам, чтобы прикрыть ее перед начальством, приходилось раскидывать вещи в кабинете, будто она пришла.
Татьяну знали от Москвы до самых до окраин. Она отправлялась с экспедицией на поиски йети, по следам жен декабристов в Сибирь, искала таинственную Мангазею, срывалась на полярную станцию, была первой советской журналисткой на Кубе…
По мнению Ковалик, балерину привлекла в ней именно деятельная надежность. Уланова не страдала от нехватки внимания, ее окружали люди, но толпы обожателей не стоили одной Татьяны.
— Я называю их мыльными пузырями, — жаловалась Уланова. — Они звонят мне, предлагают сделать то, в чем я действительно нуждаюсь, и исчезают. Проходит месяц, два, они снова звонят, снова обещают. Как это странно! Если я хотела помочь кому-то, мне и в голову не приходило спросить, надо или нет, — я делала.
Этим они и были похожи с Таней.
«Как ты могла уйти раньше меня!»
Несмотря на то, что Татьяна была на 20 лет моложе возлюбленной, она умерла раньше. Агафонова болела давно, считая, что предрасположенность к раку ей досталась от матери. Но своим здоровьем почти не занималась — всегда находились дела поважнее.
В блокноте журналистки сохранилась запись о поездке в Латинскую Америку в 1983 году, где она перечисляет то, что было в чемодане Улановой, включая французскую косметику, вечерние платья «лучших французских фирм, единичные экземпляры», и мимоходом добавляет в конце: «Мои дела!! На 5-й день — уколы (если сильно — по 2 ампулы)».
В последний год жизни она перенесла тяжелую онкологическую операцию, а Галина Сергеевна испереживалась, похудела и побледнела…
Незадолго до смерти, в 1994 году, Таня написала Улановой последнее письмо, начинавшееся словами: «Любимая Галина Сергеевна! Прошедший год жизни очень был трагическим. Я уйду из жизни…»
…Когда это случилось, Уланова собственноручно омывала, одевала и прихорашивала в гробу Татьяну.
— Она была мне помощницей, другом, дочкой, — признавалась суперзвезда. — С ней я была как за каменной стеной.
Уланова сильно сдала и почти год провела в психиатрической клинике, а вернувшись домой, поставила портрет Тани на телевизор и каждый день разговаривала с ней.
В 1998-м не стало и Галины Сергеевны. Дневники Улановой, которые могли бы пролить свет на отношения двух женщин, уничтожены. Перед смертью балерина их сожгла.
Источник
Биография
Галина Сергеевна Уланова – легендарная советская балерина, поднявшая возможности танцевального искусства на небывалый уровень. Ею не только восхищались – ей подражали. Многие годы во многих странах педагоги балетных студий, обучая своих воспитанниц, требовали делать па «как Уланова». И не просто так Галина Сергеевна является единственной балериной в мире, которой при жизни установили памятники, да еще и сразу в двух городах – в Санкт-Петербурге и в Стокгольме. Кроме того, самый большой репетиционный зал московского Большого театра носит имя прославленной актрисы балета.
Галина Уланова в детстве
Наверное, судьба сразу предначертала Галине Улановой быть танцовщицей, ведь она родилась в семье артистов балета Мариинского театра. Позднее ее отец, Сергей Николаевич Уланов, стал театральным режиссером, а мама Мария Фёдоровна Романова передавала свой большой танцевальный опыт в хореографическом училище. Детство и юность Галя провела в родном Санкт-Петербурге. Забавно, но вряд ли кто-либо из видевших ее выступления на сцене, хотя бы в записи, смог бы догадаться, что эта хрупкая изящная женщина в раннем возрасте была настоящим сорванцом.
Маленькая Галина Уланова с мамой Марией Романовой | Чтобы помнили
Дело в том, что родители ожидали появление на свет сына, поэтому отец, так и не настроившийся на игры с девочкой, прививал дочери мальчишеские увлечения. Они вместе ходили на рыбалку, копали червяков, мастерили сети и сушили рыбу. Когда Галя приезжала на дачу и соседские девочки звали ее играть в куклы или лепить куличики в песочнице, она гордо отвечала, что предпочитает стрелять из лука и лазать по деревьям.
Галина Уланова в хореографическом училище | Чтобы помнили
Но беззаботному детству пришел конец, когда Галине исполнилось девять лет. Ее приняли в начальный класс Петроградского хореографического училища, и она стала постигать искусство балета под руководством своей мамы, Марии Романовой. А в выпускных классах Уланова перенимала опыт у иконы русского балета – Агриппины Вагановой, чьим именем позднее назовут это учебное заведение, а в народе его будут именовать не иначе как «Ваганковским».
Галина Уланова в молодости | Большой театр
В 18-летнем возрасте Галина оканчивает хореографическое училище и в том же 1928 году, фактически сразу после выпускного спектакля, входит в труппу Ленинградского государственного театра оперы и балета, который вскоре получает имя Сергея Кирова, а позднее возвращает себе историческое название – Мариинский театр.
Балерина
С самых первых постановок Галина Уланова привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год она впервые танцует ведущую партию: это была Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». Довольно скоро девушка становится незаменимой балериной, а ее дуэт с Константином Сергеевым, гремевший на весь мир в 30-40-х годах, до сих пор считается образцовым. В «Мариинке» Галина проработала до 1944 года. Она танцевала главные партии в таких спектаклях, как «Жизель», «Щелкунчик», «Бахчисарайский фонтан» и многих других. Но главным достижением балерины в тот период считается образ Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта», который она создала в 1940-ом году. Знатоки балета во всем мире до сих пор называют то исполнение эталонным.
Во время Великой Отечественной войны и ленинградской блокады Уланова как артистка балета выступала перед ранеными в госпиталях Перми, Алма-Аты, Екатеринбурга. В Казахстане она танцевала и на сцене Алма-Атинского государственного академического театра оперы и балета, за что в 1943 году получила звание Народной артистки Казахской ССР. Через год звезда балета переходит в московский Большой театр. По этому поводу Галина Уланова позже сказала, что она ни за что не оставила бы родную ленинградскую сцену, но это решение было продиктовано «сверху» – из Центрального комитета. Фактически выбор был прост: или балерина танцует на главной сцене страны, или не танцует вообще.
Галина Уланова в балете “Жизель” | Новости России, СНГ и мира
Тем не менее, в Большом театре талант Галины Сергеевны засверкал новыми оттенками. Спектакли с ее участием становились жемчужинами театрального репертуара, а сцена сумасшествия Жизели в одноименном балете была признана вершиной трагедийного танца. И именно с Большим театром Галина Уланова впервые отправилась на зарубежные гастроли. В зале Венского оперного театра ей рукоплескали стоя, а в Лондоне актриса и вовсе имела небывалый триумф. Британские журналисты на следующий день писали, что подобного успеха не имела ни одна балерина со времен легендарной Анны Павловой. Причем нужно отметить, что Улановой на тот момент было уже 46 лет.
Галина Уланова в балете “Бахчисарайский фонтан” | Essays Student
Через четыре года танцовщица в последний раз вышла на сцену. Она представила зрителям балет «Шопениана», после чего закончила карьеру балерины. Но из Большого театра женщина не ушла. До конца своей жизни Галина Сергеевна оставалась там на должности балетмейстера-репетитора. Среди ее учеников были такие звезды отечественного балетного искусства, как Николай Цискаридзе, Нина Семизорова, Ирина Прокофьева и несколько десятков других артистов, получивших признание публики. Также Галина Уланова работала с солистами парижского, гамбургского, сиднейского, токийского и стокгольмского балета.
Кроме того, легендарная балерина в качестве председателя жюри судила Международные конкурсы, причем не только в Москве, но и в болгарской Варне. Кстати, на одном из таких фестивалей она расхвалила выступление еще одного будущего мастера советской сцены – Мариса Лиепу.
Личная жизнь
За долгую жизнь у Галины Улановой было только три романа, и каждый из них оканчивался возвращением к одиночеству. Первым ее супругом был актер и режиссер Юрий Завадский. Они прожили вместе в течение 30-х годов, во время Второй мировой войны жили далеко друг от друга и после Дня победы развелись. Расставание было тихим и мирным. Вообще, общие знакомые говорили, что Галина и Юрий были скорее друзьями, чем мужем и женой.
Галина Уланова и первый муж Юрий Завадский
Следующий брак, хотя и фактический, был с актером и режиссером Иваном Берсеневым. Мужчина, влюбившийся в балерину с первого взгляда, до этого прожил в браке 35 лет, но из-за Улановой потерял голову и переехал к ней. На его похоронах в 1951 году присутствовали и Галина Сергеевна, и официальная жена, актриса Софья Гиацинтова.
Второй муж Улановой, актер Иван Берсенев в фильме “Великий гражданин” | Кино-Театр
Последним мужем Галины Улановой был художник Большого театра Вадим Рындин. Он очень любил Галину, боготворил и буквально носил на руках. Но кроме нее мужчина имел еще одно пристрастие – любовь к спиртным напиткам. Некоторое время балерина терпела запои супруга, но затем просто закрыла за ним дверь и вновь осталась одна. Ни от одного из мужей Галина Сергеевна не имела детей, о чем жалела, но ей с детства была внушена мысль, что материнство и карьера артистки балета несовместимы.
Галина Уланова и третий муж Вадим Рындин
Долгие годы женщина жила в одиночестве в своей квартире, но последнее десятилетие Уланова разделила кров с журналисткой «Комсомольской правды» Татьяной Агафоновой, которая стала для нее фактически приёмной дочерью. К сожалению, Татьяна ушла из жизни на два года раньше, чем ее покровительница и старшая подруга, поэтому последние дни Галина Сергеевна коротала опять в одиночестве. Женщина была очень строга к себе и даже в пожилом возрасте не позволяла расслабляться. Каждое утро она минимум час делала гимнастические упражнения, затем повторяла балетные па. Поэтому и в последние годы ее вес сохранялся неизменным – всего 49 килограмм. Галина Уланова всегда отличалась легкой изящной походкой, одевалась элегантно и привлекательно.
Галина Уланова в 90-х годах | LiveInternet
Несмотря на одиночество, затворницей Галина Сергеевна не была. Она продолжала общаться с интересными людьми и всегда искренне и прямолинейно высказывала свое мнение. Например, в разговоре с поэтессой Беллой Ахмадулиной балерина сказала, что прочитала ее стихотворение, посвященное Майе Плисецкой, четыре раза, но абсолютно ничего не поняла, хотя и пожалела, что о ней самой никто так красиво сказать не сможет.
Смерть
Последние годы балерина жила скромно и одиноко в большой квартире на Котельнической набережной. Интересно, что обставила помещение она мебелью, сохранившейся еще от родителей. За материальными ценностями Галина Уланова никогда не гналась, не имела ни дачи, ни автомобиля, а главным достоянием считала своих учеников. И очень переживала, что не может сама танцевать на сцене. Говорят, что в последние месяцы жизни Галина Сергеевна начала писать воспоминания из жизни. Зная ее откровенность, можно предположить, что мемуары были бы очень чувственными и, возможно, острыми. Но впоследствии никаких записок и даже фотографий обнаружено не было, видимо, Уланова их сожгла.
Памятник балерине Г.С. Улановой. Парк Победы, Санкт-Петербург | Быть здоровым
Легендарная балерина ушла из жизни 21 марта 1998 года в возрасте 88 лет, и была похоронена на Новодевичьем кладбище. Позднее о великой танцовщице были сняты документальные фильмы «Одиночество богини» и «Мир Улановой» и написан целый ряд книг, в том числе «Дни с Улановой» Альберта Кана, «Я не хотела танцевать» Сании Давлекамовой и «Галина Сергеевна Уланова» Валериана Богданова-Березовского.
Русскую балерину почитали и отдавали дань уважения во всем мире. Помимо памятников и мемориальных досок есть и необычные проявления благодарности. Голландские цветоводы вывели в ее честь сорт тюльпанов «Уланова», крымские астрономы назвали ее именем новый астероид, Центральный Банк России выпустил ценную монету с профилем Улановой. А в ее квартире на Котельнической набережной создали мемориальный музей.
Источник