Тихонов биография личная жизнь

Вячеслав Тихонов – биография
Пожалуй нет ни одного человека на просторах нашей большой страны, который бы никогда не слышал об актере Вячеславе Тихонове. Его знают все. Даже если смотрели не все фильмы с его участием, то уж легендарного Штирлица видели наверняка. Он был простым парнем, а стал всенародным любимцем, самым титулованным артистом СССР и РФ. В нем видели секс-символ прошлого века и эталон настоящей мужской красоты.
В фильмографии Вячеслава Тихонова очень много работ, которые вошли в сокровищницу кинематографа. Первую славу актеру принесла картина «Молодая гвардия», а всенародную любовь актер почувствовал после выхода картины «Семнадцать мгновений весны».
Детство
Родился Вячеслав Тихонов в Павловском посаде под Москвой 08.02.1928 года. Семья была самая обычная, к искусству никакого отношения не имела. Папа Василий Романович долгие годы трудился в должности механика на местной ткацкой фабрике. Мама Валентина Вячеславовна была воспитателем в фабричном детсаду. У них был свой деревянный двухэтажный дом, в котором жили еще дедушка и бабушка.
Фото: Вячеслав Тихонов в молодости
Слава любил ходить в школу, учеба давалась легко, особенно по математике, истории и физике. В те времена мальчишки часто делали себе татуировки, не удержался и Вячеслав. На его руке с детства красовалась надпись «Слава», которая потом во взрослой жизни очень мешала. Ему приходилось постоянно ее прятать, чтобы она не попала в кадр.
Детство мальчика закончилось в 13, когда в 1941-м началась война. В школе организовали госпиталь, куда свозили раненых с фронта, поэтому продолжать обучение пришлось в ремесленном училище.
Слава вместе с друзьями поступил туда учиться на токаря. Закончив учебу, Тихонов устраивается на военный завод, стоит за токарным станком с раннего утра до позднего вечера. Парень понимает, что это единственное, что он может сделать для фронта и для победы.
У Вячеслава было очень мало свободного времени, все отнимала работа на заводе. Но в те часы, когда не нужно было идти на смену, он старался провести в кинотеатре «Вулкан», расположенном недалеко от дома. Репертуар был исключительно героическим, а что еще нужно было мальчишкам его поколения. Он восторгался Чапаевым в исполнении актера Б.Бабочкина, Александром Невским, которого талантливо воплотил на экране Н.Черкасов. Любимыми актерами юного Славы были Михаил Жаров и Петр Алейников.
Юность
У Тихонова была мечта, о которой не знали даже родители. Он хотел стать киноактером, а семья мечтала, что их мальчик будет инженером или агрономом. Прислушавшись к мнению родных, Вячеслав в 1944-м поступает в Автомеханический институт, слушателем подготовительного курса. В следующем году парень все же решился осуществить свою давнишнюю мечту и отнес документы во ВГИК. Поступить на общих основаниях не получилось, парню сказали, что его внешность нефотогенична. Но, наверное, удача была на стороне талантливого абитуриента. После того, как экзамены закончились, его зачислили вне конкурса, в мастерскую к профессору Б.Бибикову. Именно он сумел рассмотреть в Тихонове недюжинный талант и забрал его к себе. Как показала жизнь, профессор оказался прав – Вячеслав стал великим артистом.
Фильмы
В 1948 году режиссер Сергей Герасимов пригласил Тихонова, тогда еще студента-третьекурсника на съемки картины «Молодая гвардия». Он предложил начинающему актеру стать Володей Осьмухиным. Эта роль принесла первую известность Вячеславу, его заметили, и стали приглашать сниматься.
Диплом об окончании ВГИКа актер получил в 1950-м и сразу снялся в ленте «Мирные дни», режиссера В.Брауна. После премьеры этого фильма режиссеры уже всерьез заинтересовались молодым актером, и предложений стало намного больше.
В том же 1950-м Тихонов вошел в состав труппы в Театре киноактера и впервые оказался на его сцене. Этим театральным подмосткам актер отдал семь лет своей творческой биографии. В 1957-м он получил постоянную работу на киностудии им.Горького, поэтому с театром пришлось распрощаться, чтобы достичь больших успехов на кинематографическом поприще.
В том же 1957-м Тихонов снялся в картине «Дело было в Пенькове» режиссера С.Ростоцкого, в котором он стал трактористом Морозовым. После показа фильма актер понял, что такое народное признание.
В 1958-м ему предложили героическую роль в картине «Чрезвычайное происшествие», снятой режиссером В.Ивченко. Вячеслав сыграл Райского – веселого матроса из Одессы, который храбро сражается с захватчиками его судна.
После такого удачного старта Тихонов стал востребованным, и с 1959-го до 1963 года выходят еще шесть картин с его участием. В одной из них, под названием «Жажда» актеру пришлось перевоплотиться в разведчика, работающего в глубоком немецком тылу. Эта роль стала в какой-то степени репетицией – Вячеслав впервые надел немецкую форму и стал советским агентом.
Вторая половина 60-х привела актера Тихонова на вершину актерского мастерства. Ему дали роль князя Болконского в картине «Война и мир», режиссера Сергея Бондарчука. Этот персонаж достался Тихонову благодаря Е.Фурцевой, которая в то время была министром культуры и благоволила актеру. Впоследствии Тихонов вспоминал, что эта работа далась ему очень нелегко, он выходил со съемочной площадки, чувствуя полное опустошение. Актеру нужно было органично смотреться в образе, хотя многое из него было непонятным и даже чуждым самому Вячеславу.
Еще один герой актера Вячеслава Тихонова очень запомнился зрителю. Это был учитель истории Мельников в картине «Доживем до понедельника», снятой режиссером С.Ростоцким. Он показал скромного, честного и порядочного учителя, который может найти общий язык с учениками. Кроме Тихонова в картине можно увидеть Ирину Печерникову, Ольгу Остроумову, Игоря Старыгина, О.Жизневу.
Карьера Тихонова резко пошла в гору и ему предлагают участие в самых разных проектах. В конце 60-х актер снимается в фильмах «Карусель», «Они сражались за Родину», «Семнадцать мгновений весны». Его роли разноплановые, но актеру удалось найти нужный формат для каждой из них и на экране он смотрится очень органично.
В картине «Карусель» актерский состав был по-настоящему звездным. Зрители могли увидеть Жанну Болотову, Владимира Басова, Евгения Леонова, Л.Куравлева. Следующая встреча Тихонова с актрисой Ж.Болотовой состоялась в телеспектакле «Размазня» снятого по произведению Чехова.
Но такой славы, которая обрушилась на актера после показа «Семнадцати мгновений весны», у него не было ни до того, ни после. Тихонов стал известным настолько, что его Штирлица знали даже дети. Съемки продолжались с 69-го по 72-й, картина должна была выйти к Дню Победы, но из-за политических соображений увидела свет только 11 августа 73-го. Все двенадцать серий не давали расслабиться, зритель переживал за Штирлица от первой до последней минуты фильма. Этот фильм стал самым звездным в карьере великого артиста. Его узнавали на улице, просили автограф и называли не иначе, как Штирлиц. Вячеслав отвечал очень сдержанно, ему не нравилась эта ассоциация с образом. Картину показывали за рубежом, куда пригласили всю съемочную группу вместе с режиссером Т.Лиозновой. Тихонову выплатили гонорар за эту роль в сумме 5500 рублей и впоследствии не добавили ничего, несмотря на рекорды проката.
В 2009-м было принято раскрасить картину «Семнадцать мгновений весны», на что Тихонов очень резко ответил, что к этому безобразию он не имеет ни малейшего отношения. Лента была задумана как черно-белое кино, и ни в каких раскрашиваниях не нуждалась.
После того, как фильм вышел на экраны, популярность обрушилась не только на Тихонова. Резко знаменитыми стали Леонид Броневой, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Екатерина Градова, В.Лановой.
Еще одна работа в фильмографии актера заслуживает внимания – картина «Белый Бим, Черное Ухо», того же режиссера С.Ростоцкого, снятая в 1977 году. В ней Тихонову досталась роль писателя.
В творческой биографии великих людей не все и не всегда бывает гладко. То, что раньше считалось преимуществом, переходит в разряд недостатков. Так случилось и с актером Вячеславом Тихоновым. У него была незаурядная внешность, благодаря которой удалось воплотить в жизнь многочисленных персонажей с «аристократическими» корнями. Именно эта внешность, по мнению идеологов СССР, была неподходящей для советского человека. Поэтому, чтобы остаться в кинематографе и получать новые роли, актеру каждый раз приходится доказывать свой профессионализм и свою принадлежность к русскому народу.
В 1978-м творческая биография актера пополнилась комедийной работой – картиной «По улицам комод водили»режиссера М.Гевина, где он перевоплотился во владельца того самого комода.
В конце 70-х Тихонову по просьбе Леонида Ильича Брежнева поручили читать текст, сопровождающий показ документального фильма «Малая земля», созданный по мемуарам Генерального секретаря. Заключительную часть под названием «Воспоминания» Тихонов читал во время прощания с Брежневым 11ноября 1982 -го.
В период 1989 по 2009 годы Тихонов занимал должность художественного руководителя ТПС «Актер кино».
В самом конце 80-х выходит еще один фильм с участием Вячеслава Тихонова – «Любовь с привилегиями», где действие происходит в перестроечное время. Герой Тихонова – пенсионер Кожемякин, до этого занимавший высокий пост в правительстве. Он приехал на отдых в закрытый санаторий и познакомился с женщиной(Любовь Полищук), которой предложил стать его женой. Кульминационным моментом фильма стало известие о том, чем занимался Кожемякин в годы сталинских репрессий и как его действия отразились на отце новоиспеченной супруги.
Перестроечный период очень тяжело сказался на творчестве актера Тихонова. Рухнуло все, что до этого было важным и несокрушимым, во что он верил и чему поклонялся. Сменилась идеология, и эта смена тяжело повлияла на психологию артиста. Он почти не снимается. Но не потому, что не зовут, а потому, что Тихонов сам отказывается от того низкопробного кино, куда его приглашают.
Актеру Тихонову никак не удавалось найти что-то общее с наступившими временами, он отказывается от ведения мастерской в своем родном ВГИКе. Этот период был самым застойным в карьере актера, картин было очень мало, роли в основном второго плана. Тихонов ответил согласием на предложение режиссера Никиты Михалкова сняться в ленте «Утомленные солнцем». Потом была работа в картинах «Зал ожидания» и «Берлинский экспресс». Но работа перестала быть творчеством и удовольствия от нее Тихонов не испытывал. Актер находился в состоянии полнейшего дискомфорта, продолжал отказываться от работы, не представляя себя в качестве шулера, коррупционного депутата или пропойцы-генерала.
В 1998-м режиссер Сергей Урсуляк решил снять картину о людях старой закалки, которые так и не смирились с наступлением перемен в обществе. Фильм назывался «Сочинение к Дню победы», и кроме Тихонова там можно увидеть Олега Ефремова и Михаила Ульянова. По сюжету они ветераны ВОВ, которые не приемлют всего, что происходит в их новой стране и улетают на самолете. Эта роль Тихонова была своеобразным протестом против наступившего времени и строя.
Еще одна запоминающаяся работа великого мастера сцены – картина «Бесы», в которой он стал Тихоном. А самой последней работой Тихонова была роль в картине «Андерсен. Жизнь без любви» режиссера Эльдара Рязанова. В фильме Вячеслав Тихонов перевоплотился в Бога.
Все, кто знал Вячеслава Тихонова, отмечают, что он был профессионалом с большой буквы, ярким и незаурядным человеком. Он имел многочисленные награды и премии от правительства, звание Народного артиста СССР и Героя соцтруда, ордена и медали, но при этом оставался обычным человеком, у которого напрочь отсутствовала звездная болезнь.
После смерти Тихонова, режиссер С.Ростоцкий, один из ближайших его друзей, снял документальную ленту «Профессия – киноактер», посвященную памяти великого артиста. Герои Тихонова служили примером не одному поколению подрастающих мальчишек, их любили, ими восторгались, на них старались быть похожими.
Остаток жизни Тихонов провел практически в одиночестве, у себя на даче, расположенной на Николиной горе. Он не любил шумное общество, избегал журналистов и почти нигде не бывал. Тихонов получил звание «великого отшельника» за свой закрытый образ жизни. На тот момент никого из друзей уже не было в живых, единственным «другом» актера стал телевизор, где он смотрел доброе старое кино и вспоминал о прожитых годах.
Личная жизнь
Вячеслав Тихонов никогда не афишировал свою личную жизнь. Он не хотел, чтобы то, что происходило в семье, становилось предметом для слухов и сплетен. Но вездесущим журналистам удалось раскопать факты о всех женщинах, которые сыграли в судьбе артиста решающую роль.
Фото: Вячеслав Тихонов с женой
Впервые Тихонов влюбился в Юлию Российскую, с которой был знаком со школьной скамьи. Они были близки на протяжении трех лет, а потом всю жизнь дружили.
В 1950-м Тихонов женился первый раз. Его избранницей стала Нонна Мордюкова, сокурсница по ВГИКу. Они прожили в браке 13 лет, в 1950-м у них родился сын Владимир. Он прожил всего сорок лет и умер от наркотиков и алкоголя.
Они расстались тихо и без скандалов. Причиной одни источники назвали измену жены, другие – измену мужа. Поговаривали о романе Тихонова с актрисой Дзидрой Ритенбергс, но ничего серьезного из этих отношений не получилось.
Второй раз Вячеслав Тихонов женился на женщине по имени Тамара. Она работала переводчицей и озвучивала фильм французских режиссеров «Мужчина и женщина». Их брак длился более 40 лет. В 1969 году они стали родителями дочери Анны. Девушка тоже училась во ВГИКе, на актерском факультете. В 2005 году Тихонов стал дедушкой близнецов Вячеслава и Георгия.
Смерть
Военное детство, смерть сына, трудности и переживания не могли не сказаться на здоровье Вячеслава Тихонова. Первый инфаркт случился у актера в 2002-м, в 2007-м актер снова попал в больницу из-за проблем с сердцем.
В 2009-м Тихонову стало совсем плохо, и он опять оказался на больничной койке в Центральной клинической больнице. Актеру сделали операцию, состояние начало стабилизироваться, но перестали работать почки и легкие. Врачи попытались спасти Тихонова, но все оказалось напрасным – его не стало 04.12.2009 года. Лечащий врач был уверен, что это произошло из-за одиночества и ненадлежащего ухода за ним.
Фото: Могила Вячеслава Тихонова
Прощание с великим актером прошло в храме Христа Спасителя. Еще при жизни он просил похоронить его рядом с сыном, но дочь решила по-своему, и местом упокоения стало Новодевичье кладбище, недалеко от Олега Янковского.
В 2013 году могилу Вячеслава Тихонова украсил монумент, автором которого стал скульптор А.Благовестнов.
Избранная фильмография
- 1948 Молодая гвардия
- 1954 Об этом забывать нельзя
- 1959 Майские звёзды
- 1965 Герой нашего времени
- 1968 Доживём до понедельника
- 1971 Егор Булычов и другие
- 1973 Семнадцать мгновений весны
- 1974 Повесть о человеческом сердце
- 1977 Белый Бим Чёрное ухо
- 1981 Отпуск за свой счёт
- 1987 Апелляция
- 1992 Бесы
- 1993 Кодекс бесчестия
- 1994 Кодекс молчания 2: След чёрной рыбы
- 1998 Зал ожидания
- 2006 Андерсен. Жизнь без любви
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник
Биография Вячеслава Тихонова
Вячеслав Васильевич Тихонов – выдающийся актер, внесший неоценимый вклад в русскую культуру, ставший воплощением мужественности, чести и героизма. Это произошло благодаря ролям князя Болконского в киноэпопее «Война и мир», рядового солдата Стрельцова в киноленте «Они сражались за Родину», учителя истории в мелодраме «Доживем до понедельника», писателя в драме «Белый Бим Черное ухо» и, конечно, благодаря легендарной роли штандартенфюрера СС, советского разведчика Штирлица-Исаева в военном детективе «Семнадцать мгновений весны».
На фото: Вячеслав Тихонов
В жизни очень скромный, совестливый и далекий от амбиций человек, он обрел всенародное признание и любовь и еще при жизни превратился в символ советского кино.
Детство и семья
Будущий народный артист появился на свет в феврале 1928 года в подмосковном Павловском Посаде, в семье рабочего-механика Василия Романовича, трудившегося на текстильной фабрике, и воспитательницы детсада Валентины Вячеславовны.
Вячеслав Тихонов с родителями
Рос он обычным мальчишкой, романтичным и немного стеснительным. Любил с отцом мастерить что-нибудь по дому, но вместе с тем мог и «побузить» – воровал с друзьями яблоки из чужих садов, пробовал курить и даже в соответствии с модой тех лет сделал себе наколку «Слава» на руке. Эта татуировка причинила ему впоследствии немало неудобств – во время съемок ее приходилось замазывать гримом или прятать под перчатками.
Вячеслав Тихонов в детстве
В школе Слава учился неплохо. Ему нравились точные науки – математика и физика, интересовался он и историей. Когда грянула война, здание школы забрали под госпиталь, а 13-летний подросток сперва отправился в ремесленное училище изучать профессию токаря, затем наравне со взрослыми трудился на заводе, выполняя оборонзаказы.
По вечерам после рабочей смены Слава часто бегал в кинотеатр «Вулкан», где пересматривал героические советские картины: «Два бойца» с Марком Бернесом, «Чапаев» с Борисом Бабочкиным и Георгием Жженовым, «Депутат Балтики» с Николаем Черкасовым, «Большая жизнь» с Борисом Андреевым и Николаем Крючковым.
Вячеслав Тихонов в юности
Кино завораживало и манило паренька. Втайне от всех он начал мечтать о карьере актера, хотя родные видели сына инженером или агрономом. В 16 лет он пошел на нулевой курс Автомеханического института, дававший возможность абитуриентам получить знания для поступления.
Спустя год Вячеслав сообщил родителям, что хочет стать актером. Они были категорически против. За внука вступилась бабушка, мудрая и добрая женщина. После этого он отправился во ВГИК, где конкурс не прошел (его лицо признали «не совсем фотогеничным»), но сумел тронуть сердце педагога Бориса Бибикова, и тот из жалости принял его на свой курс.
«Голубой период»
Фильмографию великого актера официально делят на период игры «наивных» (как их называл сам Тихонов) ролей, получивший название голубого, и «настоящих». Старт голубому периоду дали съемки артиста-третьекурсника в ленте «Молодая гвардия» (1948), где Сергей Герасимов доверил ему роль Осьмухина.
Вячеслав Тихонов на съемках «Молодой гвардии»
Появление в этой картине, получившей статус культовой, стало для него прекрасной путевкой в жизнь, как и для других занятых в фильме артистов – Нонны Мордюковой (роман между актрисой и Тихоновым завязался именно на съемочной площадке), Сергея Бондарчука, Инны Макаровой, Клары Лучко, Сергея Гурзо, вмиг получивших популярность и любовь зрителей.
Кадр из фильма «Молодая гвардия»
Правда, в отличие от них, Тихонов еще почти 10 лет оставался в тени. Причиной тому оказалась его интеллигентная внешность – в те годы требовались лица «попроще». Режиссер Иван Пырьев, большая величина на «Мосфильме», всякий раз категорически возражал против участия Тихонова в той или иной картине. Он считал статного красавца слишком похожим на армянина.
Периодически Тихонов, завершившие в 1950 году учебу с отличием, все же появлялся на экране – сыграл матроса Гриневского в картине Киевской киностудии «В мирные дни», где его партнерами были Леонид Кмит, прославившийся ролью Петьки в «Чапаеве», Элина Быстрицкая.
Кадр из фильма «Мирные дни»
В 1951 на той же студии актер был занят в исторической ленте «Тарас Шевченко» с Сергеем Бондарчуком, спустя год – в фильме «Максимка» со своими кумирами Борисом Андреевым и Николаем Крючковым. Но настоящей большой роли, где он имел бы возможность в полной мере раскрыть свой талант, не было до 1956 года, пока Ростоцкий не предложил сыграть Матвея в мелодраме «Дело было в Пенькове».
После фильма «Дело было в Пеньково» к Вячеславу Тихонову пришла слава
По одной из легенд, изначально в ленте должен был сниматься его бывший однокурсник Сергей Гурзо, но ему помешали проблемы со здоровьем. По другой – молодой режиссер увидел Славу, выступавшего на сцене Театра-студии киноактера, в образе Медведя в спектакле «Обыкновенное чудо», был покорен его игрой и воскликнул, что сделает из парня советского Жерара Филипа.
Худсовет вновь был против того, чтобы «первого парня на деревне» играл молодой человек с таким «городским» лицом. Но режиссер, прошедший войну, к тому же потерявший на фронте ногу, не сдался, заявив, что выйдет из партии, если роль отдадут другому актеру. В итоге Вячеслава утвердили. Фильм имел большой успех и принес Тихонову всесоюзную известность.
«Настоящие» роли
В 1957 артист был принят в штат киностудии им. Горького. В него наконец поверили продюсеры и режиссеры и начали предлагать роли. Главного персонажа Безбородько он сыграл в драме Евгения Ташкова «Жажда», Панина в одноименной картине Михаила Швейцера, Алексея в исторической ленте «Оптимистическая трагедия» Самсона Самсонова.
Кадр из фильма «Жажда»
В 1960-х очередным подарком судьбы стала для Вячеслава роль «самого загадочного героя романа Толстого», князя Андрея Болконского, в фильме-эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». Картина, снимавшаяся в течение шести лет, была признана выдающейся – получила «Оскар», «Золотой глобус» и главный приз Московского кинофестиваля. А первая из четырех серия под названием «Андрей Болконский» стала лидером проката 1966 года.
Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского
Правда, в роли князя режиссер видел не Тихонова, а Иннокентия Смоктуновского, но тот предпочел князю съемки в качестве принца датского в картине «Гамлет» Григория Козинцева. Вторым из намеченных Бондарчуком кандидатур на роль был Олег Стриженов. Однако с ним у него произошел серьезный конфликт. Тогда в ситуацию вмешалась министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева, предложившая режиссеру обратить внимание на Тихонова, которому она симпатизировала.
Вячеслав получил роль, горел ею и жил. Тем не менее, критики прохладно оценил созданный им образ. К тому же, в тот период его не утвердили на роль разведчика Ладейникова в ленте Саввы Кулиша «Мертвый сезон». Актер решил, что больше не будет сниматься в кино.
Выйти из творческого кризиса Вячеславу вновь помог Ростоцкий, буквально вынудивший его сняться в картине «Доживем до понедельника». Следует отметить, что сотрудничество с режиссером, ставшим ему хорошим другом после картины «Дело было в Пенькове», было для ариста особо плодотворным.
Тихонов и Ростоцкий стали хорошими друзьями
В 1959 он успешно исполнил роль сапера Рукавичкина в военной киноповести Станислава «Майские звезды», в 1962 – великолепно перевоплотился в капитана Суздалева в драме «На семи ветрах». Тихонов, принявший близко к сердцу нелицеприятные высказывания о Болконском, категорически не хотел сниматься и согласился только после того, как режиссер заявил: «Если ты мне друг – будешь играть!».
Вячеслав Тихонов в фильме «Доживем до понедельника»
В итоге «Доживем до понедельника», вышедший в прокат в 1968, был принят публикой с теплотой. После премьерного показа зрители стоя аплодировали актерам и режиссеру. Артист блестяще воплотил образ учителя Мельникова, прекрасно исполнил прозвучавшую в ленте песню «В этой роще березовой…», получил Государственную премию СССР и остался в кино.
Вячеслав Тихонов – Иволга (из к/ф «Доживем до понедельника»)
Пожалуй, главной киноработой в жизни артиста стала роль разведчика Исаева (Штирлица) в сериале Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» (1973), принесшая ему всенародную любовь и премию КГБ СССР. Во время показа военной драмы, снятой по роману Юлиана Семенова о внедренном в высшие эшелоны власти гитлеровской Германии разведчике, пустели улицы советских городов и даже падал уровень преступности – все люди собирались у экранов телевизоров.
Вячеслав Тихонов в «17 мгновениях весны»
За работу в 12-серийной картине актер получил звание народного артиста СССР, как и его коллеги по съемочной площадке Евгений Евстигнеев, Леонид Броневой, Ростислав Плятт.
В 1974 на экраны вышел военный фильм «Фронт без Флангов», где артист предстал в образе майора Млынского, получив за эту главную роль премию Ленинского комсомола, спустя год – драма «Они сражались за Родину» о героизме и неимоверной тяжести солдатского бытия, где он перевоплотился в рядового Стрельцова. В 1976 в мелодраме «…И другие официальные лица» Тихонов снялся в центральной роли Иванова, руководителя советского внешнеторгового предприятия.
«17 мгновений весны». Фрагмент
Еще одной творческой удачей для Тихонова, по мнению критиков и зрителей, стала центральная роль одинокого пенсионера в трогательной мелодраме Ростоцкого «Белый Бим чёрное ухо», принесшая ему Ленинскую премию. Лента номинировалась на «Оскар» (как лучшая киноработа на иностранном языке) и была признана лучшим кинопроектом 1978 (по опросу читателей «Советского экрана»).
На съемках фильма «Белый Бим черное ухо»
В тот же период Вячеслав Тихонов единственный раз в карьере появился в комедийной ленте – в фильме «По улицам комод водили», снявшись в роли хозяина комода. А по просьбе самого Брежнева он начал читать на телевидении закадровый текст от автора документальной книги «Малая земля», написанной по воспоминаниям генсека.
Кадр из фильма «По улицам комод водили»
В 1982 поклонники артиста могли увидеть его в ключевой роли политического обозревателя Лоссера в криминальной ленте «Европейская история», где дебютировала в роли дочери его персонажа настоящая дочь актера – Анна.
Анна Тихонова в фильме «Европейская история»
В 1984 он исполнил одну из главных ролей в очередном шпионском детективе по произведению Юлиана Семенова «ТАСС уполномочен заявить», где его партнерами были Юрий Соломин, Вахтанг Кикабидзе, Алексей Петренко. В ленте Вячеслав предстал в образе руководящего сотрудника спецслужб, закрепив за собой образ безукоризненного разведчика, человека дела и чести.
с Ириной Алферовой на съемках фильма «ТАСС уполномочен заявить»
В 1987 Тихонов сыграл главную роль исключенного из партии агронома Плотникова в драме «Апелляция». В том же году он перевоплотился в революционера Лепешинского в фильме-биографии «Нетерпение души». В 1988 – воплотил на экране образ архивариуса Шарлеманя в фильме-сказке Марка Захарова «Убить дракона», где его коллегами по съемкам были Александр Абдулов, Олег Янковский, Евгений Леонов.
Кадр из фильма «Убить дракона»
Спустя год Тихонов сыграл бывшего главу правительства СССР Кожемякина в драме «Любовь с привилегиями». По сюжету его герой на отдыхе знакомится с молодой сотрудницей санатория Ириной (Любовь Полищук) и делает ей предложение. Но молодая супруга вскоре узнает, что подпись мужа стояла под документом «коллективного осуждения» ее отца, на основе которого тот был репрессирован и расстрелян.
Вячеслав Тихонов и Любовь Полищук
Поздние роли
Актер не был в восторге от начавшейся в 1987 перестройки. Он не принял новую идеологию, смену политической обстановки в стране и ценностей. Из-за внутреннего дискомфорта он отказался вести во ВГИКе мастерскую, не желал играть роли безнравственных генералов или нечистоплотных депутатов, считал неприемлемым появляться в сериалах с кровью, стрельбой и насилием. С 1989 он являлся художественным руководителем творческо-производственной студии «Актер кино», основанной им вместе с Юрием Чекулаевым.
Тихонов продолжал сниматься, но реже получал прежнее чувство удовлетворения от съемок. Среди его работ того периода следует отметить яркую роль архиерея Тихона в кинофильме «Бесы» по мотивам одноименного романа Федора Достоевского, запоминающийся образ бухгалтера Чугунова в детективной ленте Всеволода Шиловского «Кодекс бесчестия», а также роль Головина, дяди Маруси (Ингеборга Дапкунайте) в оскароносной картине Никиты Михалкова «Утомленные солнцем».
Вячеслав Тихонов в фильме «Утомленные солнцем»
В 1995 на экраны вышла мелодрама «Бульварный роман» с Анной Самохиной, снятая по повести Валентина Пикуля «Ступай и не греши», где актеру досталась роль Кандинского. Спустя год вышла лента «Милый друг давно забытых лет…» по мотивам рассказа Алексея Толстого «Любовь». Вячеслав Васильевич сыграл в ней отца Маши (ее роль исполнила дочь актера Анна) и Зины (Людмила Титова).
Вячеслав Тихонов – последний герой уходящей эпохи
В 1998 артист появился в роли директора детского дома в телесериале «Зал ожидания», а также в драме-гротеске «Сочинение ко Дню Победы», где сыграл одну из главных ролей – ветерана Моргулиса, которого, как и его фронтовых товарищей Дмитрия (Олег Ефремов) и Ивана (Михаил Ульянов), не устраивала новая действительность. Отчаявшись добиться справедливости, они улетели на авиалайнере в неизвестном направлении.
Кадр из фильма «Сочинение ко Дню Победы»
В 2002 роль ключевого персонажа дипломата Астахова артист сыграл в фильме «Берлинский экспресс». По сюжету его герой накануне Второй мировой войны возвращался из Берлина в Москву, а единственная очаровательная попутчица (Рената Литвинова) совсем не случайно оказалась его соседкой по вагону. В 2005 по просьбе дочери Анны Тихонов снялся в роли старика-ученого в фантастическом триллере ее мужа, режиссера Николая Вороновского, «Глазами волка».
Интервью с Вячеславом Тихоновым (1995)
В 2006 он сыграл Бога, свою последнюю роль в кино, в фильме-сказке Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви», созданном на основе биографии знаменитого датского писателя. По словам актера, эту роль он играл с радостью, потому, что давно не снимался, соскучился по этой атмосфере, а еще потому, что картина интересная, и в основе ее – доброта.
Последней ролью Вячеслава Тихонова стал Бог из фильма «Андерсен. Жизнь без любви»
Личная жизнь Вячеслава Тихонова
Женщины всего Советского Союза сходили с ума по артисту с лицом аристократа, статному воплощению благородства и порядочности. Он мешками получал письма с признаниями в любви, но оставался образцом нравственной чистоты. О нем никогда не ходило слухов о романтических отношениях на стороне. По словам коллег, он был остроумным, душевно притягательным, но не очень счастливым в личной жизни человеком.
Первой его любовью стала девушка из школы Павловского Посада, Юлия Российская, с которой он начал встречаться в восьмом классе. Их роман продлился три года. Женат же он был дважды. Первой супругой актера стала Нонна Мордюкова, включенная в «Британнике»» в Топ-20 наиболее выдающихся актрис ХХ века. Они вместе учились во ВГИКе, а когда ему едва исполнилось 17, а ей было 20, снимались в «Молодой гвардии», после поженились и прожили в браке 13 лет.
Вячеслав Тихонов и Нонна Мордюкова в молодости
В 1950 у них появился первенец Владимир, продолживший семейную актерскую династию, но трагически скончавшийся на 41 году жизни от сердечной недостаточности из-за злоупотребления наркотиками.
Владимир Тихонов ушел из жизни в 1990 году
Как вспоминала Мордюкова, сразу после рождения сына, она поняла, что ошиблась с выбором мужа. Те же чувства испытывал и Тихонов. Они были слишком разными людьми: Нонна – общительная, компанейская, обожавшая шумные застолья, а Вячеслав – спокойный, замкнутый, проводивший вечера с книгой в руках.
Вячеслав Тихонов с первой женой
При этом народные кумиры жили в проходной комнате в коммуналке и едва сводили концы с концами, постоянно сидели в долгах. Поговаривали, что и Нонна не хранила верность мужу, и Вячеслав в какой-то момент увлекся актрисой Дзидрой Ритенбергс.
В 1963, через два дня после смерти мамы Нонны, все это время отговаривавшей актрису от развода, они расстались – тяжело, с претензиями. После развода Мордюкова больше замуж официально не выходила. А Тихонов в 1968 году женился на переводчице с французского языка Тамаре, выпускнице МГУ младше его на 16 лет.
Вячеслав Тихонов со второй женой Тамарой
Они познакомились во время совместной работы по озвучиванию оскароносной картины «Мужчина и женщина». Вячеслав так очаровал девушку, что она бросила ради него семью. В 1969 у них родилась их дочь Анна, окончившая ВГИК и ставшая актрисой, затем директором творческо-производственной студии «Актер кино» и продюсером.
Вячеслав и Анна Тихоновы
По словам коллег, и этот брак сложно назвать счастливым: Тамара была женщиной ревнивой, контролировала каждый его мужа и якобы запрещала ему даже общение с сыном и бывшей женой. Им было больно смотреть, как Вячеслав терпел ее пренебрежительное к нему отношение и исполнял все прихоти – к примеру, всегда звонил и спрашивал разрешения на съемки в любовных сценах.
О чем молчал Вячеслав Тихонов?
Вячеслав Васильевич очень любил дочь и внуков – близнецов Гошу и Славу, названных в честь дедушек. Ближайшими его друзьями были Станислав Ростоцкий и его сын Андрей.
Вячеслав Тихонов с дочерью Анной и внуками
До самой кончины актер скорбел о своем рано ушедшем из жизни сыне Владимире, винил себя в его гибели, почти не покидал своего загородного дома на Николиной горе, где нашел спасение от московской суеты и за что был прозван журналистами Великим Отшельником.
Есть свидетельства о том, что в конце жизненного пути он отыскал свою первую любовь Юлию. Они начали общаться по телефону и всё собирались повидаться, но не успели.
Смерть
В 2002 всенародно любимый артист перенес инфаркт миокарда, но оправился. С 2007 года болезни одна за другой начали преследовать пожилого мужчину. В 2008 он впервы