Толкунова валентина биография личная жизнь
Певица, ставшая символом целой эпохи, никогда не считала себя звездой. Даже внешний образ Валентины Толкуновой был преисполнен какой-то заповедной, почти магической чистоты и нежности. А хрустальный голос, будто звон волшебного колокольчика, только усиливал это впечатление прикосновения к чему-то нереальному и, вместе с тем, невыразимо родному. Сама же Толкунова неизменно чуралась всяческих возвышенных сравнений и старалась петь о людях и для людей. Возможно, в этом и кроется секрет популярности певицы среди слушателей в те времена, когда славу надо было заслужить – без помощи Инстаграма, провокаций и беготни по ток-шоу.
Песни Валентины Толкуновой были о простых человеческих радостях и печалях, а вот обязательной политической патетики, призывов и лозунгов – не было. Зрители каждый раз видели перед собой тонко чувствующую, душевную женщину, излучающую любовь и тепло, и не могли не полюбить артистку в ответ.
Биография
Валентина родилась в семье военного железнодорожника Василия Андреевича и работницы железной дороги Евгении Николаевны. Сначала семья жила в Забайкалье, но после очередного перевода оказалась в городе Армавире Краснодарского края, точнее – в неприметной станице Белореченской. Именно там и родилась маленькая Валя. Через три года на свет появился младший братик будущей артистки – Сергей. Впоследствии, по примеру старшей сестры, он также свяжет свою жизнь со сценой и станет Заслуженным артистом РФ.
Несмотря на то, что семья Толкуновых была очень сплоченной и дружной, детские годы певицы трудно назвать безоблачными. Виной всему – скромное материальное положение. В своих поздних интервью Валентина Васильевна, говоря о раннем детстве, произносила конкретное слово: «нищета». Несмотря на такой печальный старт, Толкунова сделала правильные выводы. Впоследствии артистка делала все, чтобы ее родители и брат ни в чем не нуждались – Валентина Васильевна обеспечила близких жильем и всем необходимым, постоянно отправляла их в путешествия.
Но в те далекие сороковые о будущем достатке можно было только мечтать, поэтому семья по своему боролась с унынием – с помощью музыки. У Толкуновых было много пластинок, которые играли не смолкая. Записи Петра Лещенко, Клавдии Шульженко и Леонида Утесова стали той базой, на которой впоследствии сформировался удивительный и цельный индивидуальный стиль самой Толкуновой. Все песни мэтров маленькая Валя знала наизусть и с удовольствием пела для родителей, друзей и соседей. Выдающихся вокальных данных девочки было сложно не заметить, поэтому уже тогда Василий Андреевич и Евгения Николаевна знали, куда направить одаренную дочь.
Подходящий случай представился в 1948 году – именно тогда Толкуновы покинули станицу и переехали в Москву. Через 8 лет старшеклассницу Толкунову приняли в хор Центрального хора детей железнодорожников. Дирижером хора был Семен Дунаевский, а педагогом-наставником – Татьяна Овчинникова. Именно Татьяна Николаевна стала тем проводником Валентины Толкуновой в мир музыки и профессионального вокала. Сама артистка не раз говорила о том, что без этих двух людей – ее первых наставников – не было бы и ее самой.
Такая мощная подготовка позволила Толкуновой сразу же после окончания школы стать студенткой Московского государственного института культуры. Девушка с отличием окончила дирижерско-хоровое отделение МГИКа, что, в свою очередь, открыло перед ней двери Российской академии музыки имени Гнесиных. Неудивительно, что молодую красивую Валентину ждали многие вокально-инструментальные коллективы. Но Толкунова выбрала оркестр «ВИО-66», и не прогадала. Помимо того, что именно там будущая звезда получила опыт джазовой исполнительницы, Валентина встретила там свою судьбу. Руководитель оркестра Юрий Саульский не мог не оценить не только профессиональных качеств вокалистки, но и ее личного обаяния.
Будущий муж Валентины Толкуновой был значительно старше. На момент возникновения романа девушке было 18 лет, а Юрию – 37. Но разница в возрасте никого не смутила. Пара поженилась. Впоследствии Толкунова не раз говорила о том, что именно Юрию она обязана принятием судьбоносных решений в своей жизни. Так, именно Саульский убедил консервативную послушную студентку Гнесинки стать заочницей. Расчет Юрия был прост – постигая тонкости мастерства в аудиториях, Толкунова еще долго будет известна только лишь в рамках этих аудиторий, а заочная форма учебы позволит девушке гастролировать по стране и стать узнаваемой. Время показало, что Саульский был прав.
Тем не менее, через несколько лет Толкунова, уже имея за плечами опыт, зрительскую аудиторию и определенную долю известности, покинула «ВИА-66» и отправилась в сольное плавание. В дальнейшем она стала исполнять песни, которые тут же становились популярными, что обеспечило артистки новый, более мощный виток славы. С 1973 года Валентину Толкунову стали регулярно приглашать в одну из самых популярных телепередач страны – «Песню года». Это окончательно закрепило за ней славу одной из самых душевных исполнительниц СССР и дало дополнительную почву для народной любви.
Через два года Толкунова познакомилась с композитором-инструменталистом Давидом Ашкенази, с которым впоследствии сотрудничала на протяжении 18 лет. Этот тандем поднял звезду Толкуновой на новую, почти недосягаемую высоту и утвердил Валентину Васильевну в статусе «хрустального голоса эпохи».
В 1987 году певица создала Московский театр музыкальной драмы и песни, на сцене которого и появилась в последний раз перед зрителями в 2010 году. Всенародная любимица Валентина Толкунова до последнего продолжала гастролировать. Но продолжительная борьба с онкологией все же обернулась однозначным концом. 22 марта 2010 года Валентины Толкуновой не стало.
Личная жизнь
Первым мужем Валентины Васильевны стал дирижер «ВИА-66» Юрий Саульский. Несмотря на существенную разницу в возрасте, девушка и опытный руководитель поженились. Толкунова просто не смогла не очароваться умным, талантливым мужчиной, который всегда знал, что делать и как поступать правильно. Саульский же капитулировал перед истинно-женственным обаянием Валентины. Она была не просто юной вокалисткой, но еще и доброй, нежной, искренней и красивой девушкой. Возможно, этот брак мог продлиться бы до конца жизни обоих и стать примером для всех остальных. Но не стал.
Валентина не просто любила Юрия. Она его боготворила. Но даже такая любовь не смогла покрыть той боли, которую Саульский причинил супруге. Юрий изменил жене, и она об этом узнала. Как не мучилась Валентина, как не слушала мудрые советы а-ля «не рубить с плеча», простить самого близкого человека не смогла. Юрий и Валентина развелись. Впоследствии Толкунова говорила о том, что почти жалела об этом шаге, но пересилить себя просто не смогла. Саульский также очень болезненно воспринял развод, но чувствовал себя виноватым и не смел настаивать. Несмотря на драматический разрыв, бывшие муж и жена все-таки смогли остаться друзьями. Толкунова и Саульский часто созванивались и даже работали вместе – выступали на концертах друг у друга.
Тем временем жизнь постепенно начала брать свое. Через три года после развода, Валентину пригласили выступить на светском рауте в мексиканском посольстве. Там она встретила эффектного, элегантно одетого и обходительного мужчину. Им оказался известный франт и интеллектуал журналист-международник Юрий Папоров. Валентина очаровала видавшего виды журналиста своим сказочным обаянием, а сама певица пришла в восторг от той ауры некой элитарности, окружавшей Юрия. Как первый муж Толкуновой, Папоров был значительно старше – на целых 23 года! Но именно этот фактор и стал дополнительным плюсом в образе журналиста для артистки.
Они поженились буквально через несколько месяцев после знакомства – в 1977 году. Тогда же на свет появился единственный сын Валентины Толкуновой и Юрия Папорова – Николай.
Толкунова в этот период буквально светилась от счастья – это замечали все. Она и сама признавалась, что никогда до этого не была настолько счастливой. Возможно, именно поэтому песня «Носики-курносики» получилась у Валентины Васильевны такой трогательной и нежной – певица исполняла ее в тот момент, когда маленькому Коле было всего лишь пять месяцев. Толкунову переполняла радость материнства, а песня стала удачным поводом поделиться этим светлым всеобъемлющим чувством с аудиторией.
Но, как известно, все, что имеет начало, имеет и свой конец. Семейную идиллию нарушили рабочие планы Юрия. Через некоторое время после рождения Коли, супруг сообщил Валентине, что отправляется в Мексику — собирать материал для будущей книги о Льве Троцком. Папоров все же сделал Толкуновой предложение – ехать с ним. Однако, необходимость заботы о престарелой маме и маленьком ребенке никто не учел. Оказавшись перед непростым выбором, Валентина, по сути, выбора-то и не имела. Толкунова приняла решение. И отпустила Юрия в Мексику. Позднее, Толкунова признается, что повлияли на ее решение не только объективные факторы, но и угроза распрощаться, пусть даже на некоторое время, со сценой и зрителями. Слишком многое было на чаше весов, и это многое не шло ни в какое сравнение ни с какой Мексикой.
Поначалу Юрий держался и старательно исполнял роль примерного «супруга на вахте» — постоянно звонил, слал телеграммы и посылки, требовал того же от Валентины. И она тоже очень старалась – звонила, писала длинные письма-отчеты и всячески поддерживала мужа. Но, постепенно, все это напряжение первых месяцев разлуки сошло на «нет». И эти отношения стали тем, чем и должны были стать на таком расстоянии – отношениями двух друзей. В общей сложности Юрий Папоров отсутствовал на Родине в течение 10 лет. Неудивительно, что за это время Толкунова стала считать Юрия больше братом, чем мужем. Как и он ее – больше сестрой, чем женой.
Казалось бы, на этом можно поставить точку. Но слишком велика была сила мягкого обаяния народной артистки. Мужчины обращали внимание на Валентину Толкунову. И одному из них она, все же, ответила взаимностью. Об этом не принято открыто говорить, но и бывший концертный директор певицы, и члены вокально-хореографического коллектива Толкуновой изредка подливали масла в журналистский огонь, благодаря чему стало известно о последнем – самом душевном и самом неоднозначном романе звезды. Да и сама Толкунова часто упоминала в интервью некоего «мужа от Бога», которого ей послала судьба.
Под таким красивым эпитетом скрывался академик, физик-ядерщик Института им. Курчатова Владимир Баранов. Казалось бы, вот оно – выстраданное счастье! Но и тут не обошлось без весьма внушительных ложек дегтя. Несмотря на формальный статус замужней женщины, сама Валентина считала, что не вправе рушить семью и предавать мужа, который находиться в Мексике. Да и у Владимира Баранова тоже была семья, и разводиться с женой он не собирался. Несмотря на всю двусмысленность ситуации, ни Валентина, ни Владимир не могли поставить точку в затянувшемся адьюльтере. Даже редкие встречи были для них источником счастья, маленьким глотком воздуха, отдыхом в бурном враждебном потоке жизни. Коллеги Толкуновой отзывались о Баранове неизменно положительно – и добрый был человек, и благородный, и умный, и смелый, и интеллигентный, и очень талантливый! Ну как в такого не влюбиться?! Вот и не устояла Валентина Васильевна…
— Встретит ее Володя после гастролей, поедут они в санаторий в Жаворонки (там у Толкуновой был личный номер-люкс), побудут два дня и все… — вспоминала о последнем романе артистки член ее коллектива Любовь Майорова.
Но даже эти редкие короткие встречи не могли продлиться долго. В 2007 году Владимира Баранова не стало. Причина – онкология.
На похороны Толкунова не пришла. Не себя пожалела артистка. А законную жену и дочь возлюбленного. Не хотела в такой трагический день причинять близким людям любимого человека дополнительную боль.
Песни
Впервые страна заговорила о Валентине Толкуновой в 1972 году – после юбилейного концерта Льва Ошанина. Концерт транслировали по телевидению, да и как не транслировать, если поздравить мэтра пришли такие исполнители как Майя Кристалинская, Георг Отс, Муслим Магомаев и Людмила Зыкина? И вот, после таких «мастодонтов» на сцену вышла трогательная брюнетка с длинной толстой косой… Валентина Толкунова исполнила песню Владимира Шаинского «Ах, Наташа», и всем стало ясно – юная певица вполне достойна того, чтобы стоять на одной сцене с легендами советской эстрады. Именно на этом концерте Толкуновой удалось лично познакомиться со своим кумиром – Клавдией Шульженко, пластинки которой она так часто слушала в детстве.
После такого мощного дебюта для Толкуновой стали писать песни Марк Минаков, Микаэл Таривердиев, Оскар Фельцман, Эдуард Колмановский… Неудивительно, что певицу с таким репертуаром тут же позвали на «Песню года», что стало свидетельством окончательного и однозначного успеха. Редакторы передачи до сих пор вспоминают гигантские мешки с письмами зрителей, которые просили только одного, чтобы в очередном выпуске для них спела «любимая Валя Толкунова».
После регулярного участия в «Песне года» Толкунову стали приглашать на всевозможные творческие вечера самых именитых композиторов Колонного зала Дома Союзов. В дальнейшем Толкунова стала частой гостьей в эфирах передач «Голубой огонек» и «Утренняя почта». Примерно в этот период произошел любопытный случай. Выдающийся композитор Владимир Мигуля славился тем, что предсказуемо писал музыкальные шедевры только для таких же выдающихся исполнителей. Один из них он создал специально для Людмилы Зыкиной. Песня «Поговори со мною, мама» должна была стать трогательным признанием в любви уже зрелой опытной женщины своему самому дорогому человеку, который видел героиню еще совсем неопытной и не зрелой. По стечению обстоятельств, песня попала к Толкуновой. Когда Мигуля услышал исполнение Валентины, то сразу же изменил свои планы.
— Композицию должна исполнять ТОЛЬКО Толкунова! – отрезал он.
А ведь отказать живой легенде Людмиле Зыкиной по тем временам было очень смелым шагом, даже для Мигули. Но именно у Толкуновой получилось передать те чувства, которые вкладывал в песню сам автор и наполнить еще и своей – очень личной и неповторимой энергетикой.
В 1975 году Толкунова познакомилась с Давидом Ашкенази, что стало началом блестящего сотрудничества двух профессионалов. Именно с ним она исполнила полный лиризма и символизма романс на музыку Вертинского и стихи Ахматовой «Сероглазый король». После этого на свет появились композиции, ставшие визитной карточкой народной артистки «Я не могу иначе», «Вечер школьных друзей» и «Серебряные свадьбы».
Также на этот период пришлось сотрудничество Толкуновой с еще одним «мэтром» — кинематографом. Для фильма «Романс о влюбленных» она записала «Колыбельную», а для комедии «Невеста с севера» — песню «Пушинка белая». Звучит голос Толкуновой и в советских мультиках. Помните очень новогоднюю, очень уютную и какую-то по-тихому радостную песенку мамы Дяди Федора из Простоквашино? «Кабы не было зимы, в городах и селах…» — да, это именно Валентине Толкуновой мы обязаны тем чувством радости и покоя, которыми нас наполняют звуки этой нехитрой мелодичной песенки. Но она – далеко не единственный вклад Валентины Васильевны в дело воспитания детей. Есть еще более символичная композиция, слова которой знают несколько поколений детей.
Кстати! Знаменитую песню для телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» — «Спят усталые игрушки» спела Валентина Толкунова.
Не осталась равнодушной Толкунова и к военной теме. В течение 10 лет она подбирала придирчиво подбирала патриотический репертуар, в центре которого оказалась композиция «Если бы не было войны».
В 1986 году Валентина Толкунова исполнила главные партии в опере «Русские женщины». Материал был написан Ильей Катаевым специально «под Толкунову». Публика благосклонно восприняла новый опыт любимой артистки, поэтому Толкунова впоследствии стала более охотно принимать нестандартные предложения. Так, в этом же году она снова открылась зрителям с новой стороны – в музыкальном кино Виталия Фетисова «Верю в радугу».
Накопив такой солидный опыт Валентина Толкунова стала сознавать – для его полноценного выражения нужны принципиально новые формы. Так она стала основательницей Московского театра музыкальной драмы и песни, постановки которого всегда вызвали интерес зрителей. Самыми успешным стали музыкальные спектакли «Как быть счастливой», «Ожидание», «Брызги шампанского».
Несмотря на всеобщую любовь, славу и признание, Толкунова чувствовала, что годы берут свое. Сказывалось разрушительное влияние многолетней болезни, то затихающей, то возвращавшейся с новой силой. Толкунова, будто чувствуя скорый конец, решила проститься со своими любимыми зрителями в своеобразной форме. В 2010 году народная артистка выступила на сцене театра с сольной программой «Я сегодня обеты молчанья нарушу». После этого Толкунова отправилась на гастроли в Могилев. Они стали последними в ее жизни.
Причины смерти
Смерть Валентины Толкуновой некоторые досужие сплетники связывают с теми нагрузками, которые приходилось переносить хрупкой женщине во имя блага собственной семьи. Да, Валентина Васильевна всю свою жизнь положила на то, чтобы у ее родителей, брата и сына было все необходимое. Она действительно очень много работала и теряла здоровье в постоянных гастролях для того, чтобы все ее близкие могли не только безбедно жить, но и путешествовать по миру. Но винить во всем близких народной артистки все равно неправильно.
Семья Валентины Толкуновой всегда была для нее самой тылом и смыслом жизни. Но такая глубокая любовь к родным не спасла ее от коварного недуга.
В 1992 году актриса почувствовала себя плохо. Недомогание стало постоянным, с каждым днем Толкуновой становилось все хуже. Валентина Васильевна начала тревожиться и обратилась к медикам. Врачи поставили жуткий диагноз – рак молочной железы. Валентина Васильевна понимала, какая на ней лежит ответственность за близких и … согласилась на операцию. После нее она прошла курс химиотерапии. Эти меры помогли – болезнь отступила. Казалось бы, можно вздохнуть спокойно, но через 16 лет опухоль появилась вновь.
В 2006 году Валентина Толкунова снова принимает волевое решение и ложиться под нож, чтобы удалить метастазы. Сначала и артистка, и врачи были настроены оптимистично. Они были уверены, что подобная мера поможет купировать очаг. Все выяснилось во время планового послеоперационного обследования. На сей раз медики констатировали… рак головного мозга. Доктора умоляли Толкунову не медлить и отправляться на лечение в Америку. Толкунова, вроде бы, даже проявила заинтересованность и спросила о стоимости заокеанского лечения. Когда Валентина Васильевна услышала сумму, то просто промолчала и … отправилась со своими домашними в очередное путешествие.
После возвращения домой, Толкунова, как ни в чем не бывало, заявила, что ей нужно срочно ехать на гастроли. И поехала. В начале 2010 года она дала свое согласие на масштабный тур по Беларуссии. Первый концерт должен был состояться в Могилеве. Валентина Толкунова отработала всю программу от начала и до конца, но как только зашла за кулисы – сразу же потеряла сознание. Ее незамедлительно доставили в больницу. 22 марта народная артистка впала в кому, а через несколько часов скончалась.
Валентина Толкунова похоронена на Троекуровском кладбище. Могила артистки с хрустальным голосом-колокольчиком и неизменной длинной косой постоянно утопает в свежих цветах.
Источник