Толмачева актриса личная жизнь
Кадр из фильма «Жизнь Бетховена», 1978 г.
Лилия Толмачева прожила долгую и наполненную жизнь на сцене, практически до последних лет оставаясь «в строю».
Родившуюся в 1932 году дочь родители назвали Лидией, Лилия – это выбранный ею впоследствии сценический псевдоним. Родители девочки были педагогами, в классе мамы учился Олег Табаков.
Путь Лилии в искусство начался в Школе-студии МХАТ, куда она поступила по совету учительницы литературы, бывшей ее первой наставницей в школьном самодеятельном театре. Едва окончив учебу, вчерашняя студентка получила приглашение в Саратовский ТЮЗ, который в то время переживал период своего расцвета.
Звезда молодой актрисы восходила стремительно и ярко: ей почти сразу доверили ведущие роли и с первых появлений на сцене она обратила на себя внимание пластичностью, тонкой техникой игры, даром импровизации. О
браз Джульетты принес громкий успех двадцатилетней дебютантке и режиссеру Юрию Киселеву, сумевшему разглядеть в ней незаурядный талант трагической актрисы.
В дальнейшем эти качества Лилия утвердила в работах, сделавших ее известной: ей удавалось быть одинаково органичной в роли Ирины в чеховских «Трех сестрах», Веры Павловны в «Что делать?».
В 1955 году Лилия вернулась в столицу, чтобы поступить в театр имени Моссовета. Здесь ей сразу доверили главную роль в спектакле по пьесе Лермонтова «Маскарад».
Кадр из телеспектакля «Обыкновенная история», 1970 г.
И если вначале в околотеатральных кругах звучало, что Нину играет какая-то «новенькая», то уже после второго представления слышно было только: «А вы уже ходили на Толмачеву?..».
Создание образа Корделии, казалось, открыло для нее новые горизонты в ролях трагического плана. Но проработала она в этом театре недолго: в 1956 году Олег Ефремов бросил клич – и она, вместе с другими выпускниками мхатовской школы-студии, влилась в труппу вновь образованного театра «Современник».
На новой сцене талант Толмачевой раскрылся в полную мощь – ей доверялись главные роли в классических постановках и пьесах современных авторов. В 70-х годах актриса попробовала себя в качестве режиссера – и этот опыт оказался удачным.
На главную роль в своей первой режиссерской работе она пригласила Станислава Садальского, с которым до того играла в драме Теннесси Уильямса. В труппе «Современника» Лилия Михайловна прослужила 56 лет – это очень много, тем более, что речь идет не просто о продолжительной жизни, а о более чем полувеке вдохновенного творчества.
Кадр из телеспектакля «Обыкновенная история», 1970 г.
Фильмография актрисы насчитывает всего лишь десяток ролей – на сцене она всегда чувствовала себя лучше, чем на съемочной площадке.
Личная жизнь актрисы была тесно переплетена с театром. Ее первым мужем стал Олег Ефремов – они поженились еще во время учебы в Школе-студии. К сожалению, юный возраст, отсутствие бытовых условий, поглощенность открывавшимися профессиональными перспективами не способствовали крепости этого брака.
Спустя шесть месяцев пара рассталась, а еще через 3 года они официально развелись. Однако экс-супругам удалось на всю жизнь сохранить теплые отношения и творческие связи, что безусловно пошло на пользу театральному искусству.
Второй брак актрисы оказался по-настоящему крепким и счастливым – с редактором Виктором Фогельсоном они прожили вместе более четверти века.
Детей у супругов не было, но Лилия Михайловна уделял немало времени своему племяннику Саше Коршунову, а позже – и его дочке Клавдии. Впоследствии они оба стали актерами театра «Современник», сохранив самые нежные чувства к Лилии Михайловне. Талантливой актрисы и Народной артистки РСФСР не стало 25 августа 2013 года.
© Biografia.Ru, 2018 г.
Источник
Блестящая актриса, яркая, острохарактерная, с трогательной женственностью и какой-то внутренней незащищённостью покоряла своей игрой не одно поколение зрителей.
Лилия Толмачёва
Лилия Толмачёва, отдавшая все силы и жизнь подмосткам «Современника», стояла у его истоков. Она бросилась на помощь Олегу Ефремову, старавшемуся создать свой театр, отвечающий современным требованиям драматургии. Здесь Толмачева создала более 30 образов, выходя на сцену в течение долгого времени. И каждый раз, разговаривая с Ефремовым, слышала один и тот же «комплимент». Почему терпеливо сносила все? Наверное, просто любила…
Первая любовь
Сейчас принято женщину оценивать по шкале сексуальности. Но, с этой меркой нельзя подойти к Толмачёвой. На сцене она всегда создавала образы волевые, интеллектуальные. Ее героини были движимы не столько внешней, сколько внутренней, душевной силой. Эти черты не могла скрыть даже врожденная сексуальность. Актриса вспоминала:
– Я играла в театре. И, наверное, один-два поклонника были.
Глядя на актрису, даже после того, как она перенесла инсульт, можно с уверенностью сказать: далеко не один-два поклонника теряли голову от красавицы, и она просто скромничает…
Лилия Толмачёва в первом ряду слева, рядом Олег Ефремов
На третьем курсе МХАТа, будущая актриса влюбляется в Олега Ефремова и выходит за него замуж. Как уж это получилось, Лилия не рассказывает. Но, она была молоденькой девушкой, приехала в столицу из провинции. Олег же – уставший от романов и интрижек однокурсник. Лилия попалась легко: Олег не был красавцем, но, никто не мог устоять перед его обаянием. Уже через месяц она увидела настоящего Ефремова. Его главный порок (алкоголь) вскоре взял верх. Напивался каждый день. Куда же девался добрый и интеллигентный супруг? Олег становился просто невыносим. Однако, в театре артист был само совершенство (хотя тоже до поры до времени).
Прощай романтика
Ефремов в то время играл в Детском театре. Жилья у молодой семьи не было. Приютили их родители Олега. Это была маленькая комнатка. Отгородили площадь шкафом – вот и вся жилплощадь. Молодые и этому были рады. Супруги виделись только ночью, днем – работа, и у каждого свои дела. Кроме того, выяснилось, что они по-разному смотрят и на семью, и на дом. В голосе обоих уже слышалось раздражение. Ссоры были логичным завершением разговоров двух людей, которые перестали понимать друг друга.
фильм “Шумный день”
Очередной скандал ускорил развязку. Мама Лилии, живущая тогда в Саратове, тяжело заболела. Лилия решила уехать к ней. Перед отъездом она подошла к мужу и спросила: «Ты меня любишь?» – «Ну, – ответил Олег, – я хочу быть с тобой!» Лилие этого было мало. Она, как всякая девушка, мечтала о большой и вечной любви. «Ты меня любишь, как Ромео Джульетту?» – настаивала Лилия. Тогда Олег и сказал ту обидную фразу, которую потом постоянно повторял, при встречах после развода:
– Ну и дура ты. И погибнешь оттого, что дура.
Лилия Толмачёва
В то время развод считался “дурным тоном”. Нужно было либо в суде облить друг друга грязью, либо долго не жить с супругом. Лилия уехала в Саратов, устроилась работать в ТЮЗ. Вернулась в столицу спустя несколько лет. Как получилось, что развод был тихим, не заметным, никто не знает. Но, им удалось развестись именно так.
Жизнь без любимого
Люди, тесно знакомые с Ефремовым, утверждают, что театр «Современник» был создан для Лилии. Так это или нет – мы уже не узнаем. Тайна исчезла вместе с Олегом Ефремовым.
фильм “Традиционный сбор”
Как пережила это все Толмачева, можно только предполагать. Всю жизнь работать в одном театре с человеком, так много значившим для нее… Кто может вынести такое? А Олег был таким же влюбчивым, как и талантливым. Богемная женщина Ирина Мазурок родила ему дочку, Анастасию. Но, и этот брак просуществовал недолго. Вероятно, актер не был создан для семейной жизни. Он часто оставался в одиночестве и чувствовал себя при этом очень комфортно.
А вот Лилия ждала и надеялась, что любимый человек вернется. Однажды они вместе с труппой гастролировали в Ташкенте. Олег, как всегда, неожиданно всех удивил. Оделся в халат и тюбетейку, подаренную Шарафом Рашидовым, бывшим главой ЦК КПСС Узбекистана и пошёл по городу. При этом, вовсю кокетничал со своей первой женой, Лилией.
фильм “Шумный день”
У актрисы зародилась искорка надежды, ей так хотелось, чтобы Олег опять любил её. Но, ожидания не сбылись. Не помогло даже жаркое солнце юга. Жизнь, конечно, на этом не остановилась…
Второй и последний брак
Виктор Фогельсон, как-то незаметно для других, появился в жизни Лилии. Он был значимым человеком в стране: заведовал отделом поэзии. Издательство «Советский писатель» было для поэтов тех времен самым престижным. А все стихи проходили через руки Виктора. Этого момента боялись все. Уж если он не пропустит – нигде не напечатают.
Лилия Толмачёва
С замужеством в жизни популярной театральной актрисы появились новые друзья, которыми Лилия очень дорожила: Булат Окуджава, Фазиль Искандер, Феликс Светов. Супруги всегда были гостеприимные, к ним любили все приходить. Коллеги говорили, что Виктор, очень любил Лилию, проявлял заботу и нежность. К сожалению, Фогельсон умер в 1994 году и Лилия опять осталась одна.
В последние годы главным смыслом жизни Лилии Толмачевой был театр. Детей актрисе Бог не дал, и всю свою любовь она отдавала сцене. А силы и терпение – репетициям и премьерам. Играла так же искренне, как и жила.
Лилия Толмачёва
В 2011 году актриса перенесла инсульт, и за ней ухаживала коллега по театру Клавдия Коршунова. Ей же, Лилия Толмачёва оставила всё наследство. Клавдия была с актрисой до последних минут ее жизни. Умерла Лилия Михайловна 25 августа 2013 года.
Ее будут помнить не только театралы Москвы, но и зрители, хоть раз наблюдавшие жизнь Толмачевой на сцене.
Всё самое интересное о знаменитостях читайте на информационно-развлекательном ресурсе ВКУС ПОПУЛЯРНОСТИ
Понравилась статья? Поддержи автора, нажми палец вверх и, что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще 🙂
Источник
Неповторимая Лилия Толмачёва предпочла быть забытой, чем сниматься в рекламе и сериалах-пустышках
Неповторимая Лилия Толмачева предпочла быть забытой, чем сниматься в рекламе и сериалах-пустышках
В столичном театре «Современник» каникулы и траур: не стало 81-летней Лилии ТОЛМАЧЕВОЙ – актрисы из великолепной пятерки его основателей, включавшей Галину ВОЛЧЕК, Олега ТАБАКОВА, Игоря КВАШУ, во главе с легендарным Олегом ЕФРЕМОВЫМ. Он был тогда уже ее экс-мужем, но она примчалась ему на помощь и добрую треть века оставалась «лицом» придуманного им театра, на сцене которого сыграла более 30 ролей. И до конца своих дней его подмосткам не изменяла. Но чем и как жила эта необыкновенная женщина?
В наши шоу-сериальные дни имя и облик народной артистки России Лилии Михайловны Толмачевой оказались почти забыты. Первые скупые сообщения агентств о смерти «звезды театра «Современник» эпохи его расцвета в 1950 – 1970 годы» не особо растрогали интернет-публику. Лишь благодаря Станиславу Садальскому, который к своим артистическим амплуа прибавил еще одно – блогер и на этом поприще быстро снискал приставку «народный», многие поняли, какую невосполнимую утрату понесла культура России. Находясь в больнице, по его словам с «пустяком», артист выставил в своем блоге фото и видеоролик театральных работ Толмачевой и снабдил их комментарием. Сетуя, что не смог докричаться до журналистов с просьбой сделать серию интервью с этой легендарной женщиной, Садальский обнародовал то единственное, которое за четверть века она дала Александру Мягченкову, нынешнему руководителю канала «Театр».
Даже после перенесенного инсульта глаза Лилии Михайловны излучали радость и любовь |
Развелись без скандала
– Нет-нет, я никогда не была секси, – с испугом отмахивалась от этого определения Лилия Михайловна. – Но я все-таки была ведущей артисткой «Современника», и поэтому один-два поклонника, которые, по мысли Станиславского, должна иметь любая актриса, у меня, думаю, были.
Вряд ли с этим, отнюдь не кокетливым, утверждением согласятся те, кто видел Толмачеву на сцене. Она никогда не делала ставку на свою эротичность, как ее великолепная коллега и конкурентка по спектаклю «Двое на качелях» Татьяна Лаврова, которой Андрей Вознесенский посвятил ставшие песнями стихи: «Ты меня на рассвете разбудишь» и «Миллион алых роз». Толмачева всегда играла личность, движимую волевой, интеллектуальной, а чаще – душевной энергией, взять верх над которой не могла даже врожденная сексуальность. Поэтому именно она так убедительно играла княжну Трубецкую в «Декабристах» драматурга Зорина и не позволяющую мужчине себя унизить «бомжиху» Настю в пьесе Горького «На дне». А в «Большевиках» Шатрова – революционерку и Чрезвычайного Полномочного посла СССР Александру Коллонтай, перед умом и шармом которой не устояли западные лидеры, подписав документ о сотрудничестве своих государств с нашей «варварской страной».
Лилия Михайловна с Олегом ТАБАКОВЫМ в популярной более полувека кинокомедии «Шумный день» |
В те времена цензура на столь ответственную роль не пропустила бы женщину, не обладавшую названными качествами. Но и комедийную роль молодящейся актрисы Аркадиной в чеховской «Чайке», которая не желала сдавать своих женских позиций ни в быту, ни на сцене и хорошо знала, как подчинить мужчину, которому седина ударила в бороду, а бес в ребро, она сыграла превосходно.
Словом, всех героинь Толмачевой не перечислить. Но роли придут потом. А на третьем курсе Школы-студии МХАТ Лилия вышла замуж за Олега Ефремова. Вместе они прожили недолго.
– Олег тогда работал в Детском театре, – вспоминала как-то Лилия Толмачева. – Жили вместе с его родителями в одной комнате, перегороженной шкафом. Виделись только ночью, а днем у каждого были свои дела. Не хочется говорить об этом подробно, но наше отношение к семье, к дому было абсолютно разным. Кажется, была очередная ссора, и я решила уехать, к тому же мама в Саратове тяжело заболела. Я спросила Олега: «Ты меня любишь?» – «Ну!» – ответил Олег и добавил: «Я хочу быть с тобой».- «Ты меня любишь, как Ромео Джульетту?» – не унималась я. «Ну и дура ты, – сказал Олег, – и погибнешь оттого, что дура». Кстати, эту фразу он говорил чуть ли не при каждой нашей встрече до конца своей жизни…
Но сведущие люди утверждают, что в 1957 году, через пять лет после развода, именно ради нее Ефремов создал «Современник».
Лилия ТОЛМАЧЕВА и Олег ЕФРЕМОВ развелись, но на всю жизнь остались друзьями |
Развестись в те годы было не просто. Нужно было или облить друг друга грязью, или долго жить порознь. Толмачева поступила в Саратовский ТЮЗ, через несколько лет вернулась в Москву, выиграв конкурс на роль в престижном Театре имени Моссовета. Как молодым супругам удалось развестись без скандала, не известно. О том, что пережила Лилия Михайловна в тот период, можно лишь догадываться. После признания единственной дочери Олега Ефремова – Анастасии, которую родила ему сценаристка и богемная дама Ирина Мазурок, сделать это стало легче.
– Я – ровесница «Современника», родилась как раз в то время, когда папа создавал театр, – рассказала Анастасия Ефремова, бывший завлит театра «Эрмитаж», а теперь глава фонда имени своего отца. – Тогда же возникла папина-мамина семья, которой было отмерено всего три года. Девяносто пять процентов времени он проводил в театре, а пять процентов оставалось на жен, детей, подруг и все остальное. Папа всегда стремился к одиночеству. Всю жизнь рядом с ним были родные, жены, но это ничего не меняло. Я думаю, может быть, он вообще не был создан для семейной жизни. Уж во всяком случае, не с такой женщиной, как моя мама, которая требовала от мужчины большого внимания и бешеной любви.
Драматург Виктор РОЗОВ (справа) и режиссёр Лилия ТОЛМАЧЁВА ценили в давнем друге «Экспресс газеты» САДАЛЬСКОМ редкий талант комика и благодарное сердце. Фото: sadalskij.livejournal.com |
Моя мама была женщиной до мозга костей… Отцу она изменяла… В моей метрике в графе «отец» стоял прочерк.
Но и влюбчивый, чертовски талантливый Ефремов обожал совершать немыслимые поступки. На гастролях в Ташкенте он ночью залезал по пожарной лестнице в номер Анастасии Вертинской и читал ей стихи, а утром гулял по городу в халате и тюбетейке, полученных из рук главы ЦК КПСС Узбекистана Шарафа Рашидова, и вовсю кокетничал со своей первой женой Лилечкой Толмачевой. Она же и спустя годы признавалась, как сильно тогда его любила и как надеялась, что залитый солнцем восточный город вернет ей его любовь.
Этого не случилось, но дружили они всю жизнь. Любопытно, что Ефремова с Мазурок познакомила в разгар своего с ним романа Галина Волчек, с 1972 года возглавляющая «Современник».
ТОЛМАЧЁВА и Игорь КВАША в первом спектакле «Современника» «Вечно живые». 1976 г. |
Замечательная пара
Как возник в жизни Лилии Толмачевой Виктор Фогельсон, сегодня уже не выяснить. Это был человек, которого знали все известные поэты СССР. Он работал редактором отдела поэзии издательства «Советский писатель», и все поэты-шестидесятники мечтали попасть именно к нему, поскольку очень ценили его чувство слова, ощущение ритма и рифмы, глубочайшее знание поэзии и музыки. И умение шутить. Он выполнял, казалось бы, две мало совместимые задачи – осуществлял первую цензуру и помогал авторам увидеть как бы со стороны свои огрехи и довести поэтический текст «до ума» – то есть до возможности его «пропихнуть». Все восхищались этой его способностью и дружелюбием, но и шли к нему со страхом: уж если Витя отложит рукопись, то это означает, что она либо слишком слаба, либо это непоправимый из-за крамолы «непроходняк».
Лиля и Стас, «Растоптанные петуньи». 1977 г. |
За 30 с лишним лет он раскрутил почти всех ныне известных поэтов уникальной эпохи советского поэтического бума, когда поэт мог собрать стадионы. Но слова благодарности в его адрес можно встретить лишь в воспоминаниях диссидентов. Булат Окуджава, с которым Фогельсон был дружен, посвятил ему стихи: «Витя, сыграй на гитаре». И скупые благодарные строки можно прочесть в письмах опального Варлама Шаламова: Виктор Сергеевич был редактором всех пяти его прижизненных поэтических сборников. Когда отпевали поэта, который в тюрьмах и психушке лишился здоровья, но при этом полемизировал с Солженицыным, изрядно перегнувшим палку в своей критике строя, в храме в Замоскворечье у гроба стояли Виктор Фогельсон, Фазиль Искандер и Феликс Светов. Сотни писателей-москвичей и поэтов не решились на этот поступок, хотя и уважали Шаламова – кто за мужество, кто за стихи.
Вот такой мужчина стал вторым мужем Лилии Толмачевой, чьи родители были репрессированы. С ним в ее жизнь вошло много новых людей, дружбой с которыми она дорожила. Но театр оставался главным смыслом ее бытия. Детей у Лилии Михайловны не было.
«Традиционный сбор»: Евгений ЕВСТИГНЕЕВ и Лилия ТОЛМАЧЁВА.1967 г. |
– Лиля и Витя были замечательной, талантливой парой, – говорит актриса «Современника» Елена Миллиоти, десятки лет дружившая с Толмачевой. – Не помню, когда они поженились, это было очень давно. И умер Виктор тоже давно, в 1994 году. Он безмерно Лилю любил и всячески о ней заботился. О каких «других» романах Толмачевой вы спрашиваете? Я даже не понимаю вопрос. Брак с актрисой вас, говорите, смущает. А я сама актриса и замужем за актером. Мы 50 лет вместе, и я не выношу разговоров об обязательной неверности мужьям всех женщин и актрис тем более. Такие разговоры вообще не про Лилю. Она сделала карьеру артистки и режиссера, вовсе о карьере не думая. В ней не было ни йоты карьерных амбиций. И сделала ее, благодаря не мужьям и романам, а исключительно благодаря своему таланту. Представьте, такое бывает!
С Михаилом КОЗАКОВЫМ в спектакле «Двое на качелях». 1965 г. |
Говорят
* Последним любимым мужчиной Лилии Толмачевой был актер Олег Чайка. Многим он запомнился фразой из фильма «Сыщик»: «Знаешь, какая между нами разница? Я тебе могу дать в морду, а ты мне нет!»
* Все наследство Толмачевой отойдет актрисе Клавдии Коршуновой. Ее отец, народный артист России Александр Коршунов, занимался организацией похорон. Оба они работают в «Современнике». Клавдия, судя по всему, ухаживала за Толмачевой, которая два года назад пережила инсульт. Она была с ней и в последний день: Лилия не хотела вызывать «скорую», чтобы не ложиться в больницу.
Актриса Елена МИЛЛИОТИ |
В последний путь
* На похоронах было мало коллег. Судачили, что Галина Волчек лежит в клинике. Остальные «современники» в отпуске. Кроме Стаса Садальского появилась лишь на инвалидной коляске Людмила Иванова.
* Отпевали в церкви в Брюсовом переулке, там же, где и Наталью Гундареву.
* Похоронена на Ваганьковском кладбище. Она хотела лежать рядом с последним мужем, поэтом Виктором Фогельсоном.
Зрители и артисты «Современника» достойно проводили в последний путь неповторимую актрису и основательницу театра |
СПРАВКА* Лилия ТОЛМАЧЕВА родилась 6 июня 1932 года в селе Руднево в нынешней Волгоградской области в семье педагогов. В школе у ее мамы учился Олег Табаков.
* В кино актриса снималась мало, но в тех немногих ролях, что сыграла, по признанию критиков была великолепна: «Обыкновенная история», «Жизнь Бетховена», «Большевики». Современному зрителю знакома по часто повторяемому фильму «Шумный день».
* Ее первой режиссерской работой в 1977 году стал спектакль «Фантазии Фарятьева», в котором главную мужскую роль исполнил Станислав Садальский. С тех пор она называет его своим любимым артистом. Затем Толмачева поставила «Генриха IV» Пиранделло. На сцене МХАТа шел в ее постановке спектакль «Все кончено» Олби.
* Награды: орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орден Почета, орден Дружбы.
На отпевание своей благодетельницы в храме Воскресения Словущего Стас САДАЛЬСКИЙ прибежал из больницы |
Источник