Уильям тернер художник биография и личная жизнь

Биография
Уильям Тёрнер — известный британский художник-романтик, творчество которого отличалось новаторским подходом к изображению пейзажей. Он использовал преимущественно акварель и масло, предпочитая яркую палитру цветов. Несмотря на то, что поздние картины мастера не были приняты современниками, сейчас трудно переоценить вклад Тёрнера в мировую живопись.
Детство и юность
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер появился на свет приблизительно 23 апреля 1775 года в одном из районов Лондона под названием Ковент-Гарден. Отец будущего художника Уильям профессионально занимался изготовлением париков, а в конце 1770-х основал парикмахерскую. Когда мальчику было 10 лет, он переехал к своему дяде в столичный пригород Брентфорд. Причиной этому послужила душевная болезнь матери Уильяма и сложившаяся из-за этого тяжелая обстановка в семье.
Автопортрет Уильяма Тёрнера / Тейт Британия
Живя у родственника, мальчик начал интересоваться изобразительным искусством. Завершив учебу в школе в конце 1780-х годов, Тёрнер снова перебрался в Лондон, где нашел работу у топографов и архитекторов. Одним из них стал известный английский художник Томас Малтон.
Зимой 1789-го Уильяма, которому на тот момент было 14 лет, зачислили в Королевскую академию художеств. Принимал вступительный экзамен у юноши сэр Джошуа Рейнолдс, являющийся портретным живописцем. В дальнейшем, будучи студентом влиятельного учебного заведения, Тёрнер с удовольствием слушал лекции художника, повлиявшего на творчество акварелиста.
Живопись
За время учебы в академии начинающий художник досконально исследовал полный курс лекций об идеалистическом направлении в искусстве, рассказанных первым президентом художественного заведения. Спустя год после начала учебы работа Уильяма, написанная акварелью, выступила экспонатом на местной ежегодной выставке.
Первая картина Уильяма Тёрнера “Водяная мельница” / Википедия
Дебютную картину маслом, удостоившуюся экспозиции, Тёрнер создал в 1790-м. Впоследствии произведения художника на регулярной основе выставлялись в академии. В 1791 году он получил должность художника-сценографа в опере “Пантеон”, располагавшейся на Оксфорд-стрит, а также подрабатывал учителем живописи.
Уильям с должным вниманием относился к изучению творчества как мастеров прошлого, так и современных живописцев. Перенимая особенности чужих работ, он пересматривал их образы и выражал собственные ощущения.
Картина Клода Лоррена “Отплытие царицы Савской” / Лондонская национальная галерея
Интересным фактом является то, что мужчина с особенным восхищением относился к живописи Клода Лоррена: по словам Тёрнера, он не смог сдержать слез, увидев его картину, получившую название “Отплытие царицы Савской”. Акварелист утверждал, что такая бурная реакция связана с тем, что ему никогда не доводилось увидеть прежде что-то подобное.
Спустя много лет, когда Уильям заработал известность, он доверил хранение картины “Дидона, основательница Карфагена”, к которой относился как к непревзойденному шедевру, Национальной галерее. Он попросил лишь об одном — чтобы произведение соседствовало с “Отплытием царицы Савской”. Тёрнер подробно изучил профессиональную биографию Лоррена, в том числе альбомы с его гравюрами Liber Veritatis, которые были вдохновлены рисунками зрелого творческого периода французского художника.
Картина Уильяма Тёрнера “Дидона, основательница Карфагена” / The Athenaeum
Позже Уильям организовал выпуск собственного альбома, озаглавленного Liber Studiorum и воспроизведенного в аналогичной технике, что и рисунки Лоррена. Издание предназначалось для того, чтобы начинающие художники использовали его в качестве учебника. Гравюры в нем распределялись по тематическим разделам — живопись историческая, архитектурная, бытовая и мифологическая, пейзажи горные и морские.
Первая этюдная поездка Тёрнера случилась в 1791 году. Впоследствии художник постоянно отправлялся в европейские путешествия — в Швейцарию, Францию, Италию, делая зарисовки с помощью походной палитры. Уильям оставил после себя поистине великое наследие — более 10 тыс. набросков и рисунков.
Картина Уильяма Тёрнера “Дождь, пар и скорость” / Лондонская национальная галерея
Работы, запечатленные в походных альбомах, неоднократно становились основой для акварелей живописца, которые он создавал в Лондоне. За свою творческую жизнь мужчина часто возвращался к очень старым своим эскизам.
Уильям Тёрнер, будучи известным художником, получил должность члена-корреспондента Королевской академии 4 ноября 1799-го. Спустя 2 года его произведение “Рыбаки в море” было выставлено в академии, после чего обрело огромный успех и огласку. Художник Бенджамин Уэст сравнил творчество представителя романтизма с голландским живописцем Рембрандтом. 10 февраля того же года Уильям получил статус самого молодого художника, достигшего статуса королевского академика.
Картина Уильяма Тёрнера “Рыбаки в море” / Тейт Британия
Живописец постоянно работал над улучшением своей техники, посвящал много времени изучению связей между геологией и архитектурой, а также особенностям движения воздуха и воды. К началу 19-го века он достиг абсолютной выразительности и силы в своих акварелях, которые обычно присущи живописи маслом.
В своем творчестве Уильям не использовал прием детализации, создавая инновационный вид пейзажа, с помощью которого передавал свои переживания и воспоминания. На картинах Тёрнер воспроизводил образ людей во время пикников, прогулок и полевых работ. С чуткостью и любовью рисуя человека, мастер передавал на полотнах то, насколько несовершенна его природа и насколько герой слаб перед окружающей средой — одновременно спокойной и грозной, но постоянно равнодушной.
Картина Уильяма Тёрнера “Поле при Ватерлоо” / Artchive
В 1807-м Уильям устроился на работу в Королевскую академию на должность преподавателя перспективы. Он составил программу обучения таким образом, чтобы она охватывала не только вопросы, непосредственно касающиеся заявленного предмета, но и гораздо более широкий круг тем. Лекции Тёрнера представляли собой переосмысление курса Рейнолдса и обращались к любимой теме художника — вопросу “живописи поэтической”.
Уильям Тёрнер обрел особую популярность после написания картин, которые посвящены войнам с Наполеоном — “Поле при Ватерлоо” и “Трафальгарское сражение”.
Живописец в первый раз побывал в Италии в 1819 году. Он посетил Турин, Милан, Рим, Венецию и Неаполь, где занимался изучением творчества современных местных художников, таких как Тициан, Тинторетто, Рафаэль.
Картина Уильяма Тёрнера “Трафальгарское сражение” / Тейт Британия
Вместе с путешествием в Италию картины Уильяма стали более яркими, а их палитра — интенсивнее с доминированием базовых цветовых сочетаний. Также в его творчестве появилась новая венецианская тема, которая стала особенной для художника. Он 3 раза побывал в Венеции — в 1819-м, 1833-м, 1840-м, поэтому воспоминания об этом городе отражались и на полотнах.
Однако не всех удовлетворяли успехи Тёрнера — коллекционер и художник сэр Джордж Бомон откровенно критиковал «вольность» и «аляповатость» его произведений. А чуть позже новаторство и инновационность в творчестве Уильяма, которые предвосхищали этапы живописи конца 19-го — начала 20-го веков, вызвали неоднозначную реакцию современников.
Картина Уильяма Тёрнера “Последний рейс корабля «Отважный»” / Лондонская национальная галерея
Публика Викторианской эпохи, которая предпочитала реализм, практически не отличающийся от фотоискусства, а также приторный сентиментализм и более скромную цветовую гамму, с трудом воспринимала многие работы художника.
В 1830–1840-х годах Тёрнер все чаще слышал в свой адрес нелестные выпады от аудитории и критиков. У художника даже была репутация сумасшедшего из-за некоторых его работ, граничивших с абстракционизмом. В связи со всем этим королева Виктория отказалась возводить Уильяма в рыцари. Однако были и ярые защитники творчества британского живописца — писатель Джон Рёскин дал ему звание величайшего художника всех времен.
Личная жизнь
О личной жизни выдающегося художника известно крайне мало, он тщательно скрывал подробности своих отношений. С молодых лет и до самой смерти родителя, которая пришла в 1829-м, Уильям проживал вместе с ним. Отец являлся и помощником, и другом.
Документальный фильм “Цвет времени. Уильям Тёрнер”
Тёрнер так и не нашел женщину, которую готов был бы сделать своей официальной женой. Но долгие годы жил совместно с немолодой вдовой по имени Сара Дэнби. У пары родились двое детей, обе девочки. Далее Уильям 18 лет был в отношениях с Кэролайн Бут, живущей в Челси.
Смерть
Именно в Челси 19 декабря 1851 года жизнь художника оборвалась. Причиной смерти стало заболевание холерой. Последние слова Уильяма Тёрнера — “Солнце — это Бог”. Художника похоронили в соборе святого Павла рядом с могилой сэра Джошуа Рейнолдса.
Тимоти Сполл в роли Уильяма Тёрнера (кадр из фильма “Уильям Тёрнер”)
В 2014-м вышел художественный фильм режиссера Майка Ли, повествующий о финальном этапе жизни английского художника-мариниста. Уильяма Тёрнера сыграл талантливый актер театра и кино Тимоти Сполл.
Картины
- 1799 – “Автопортрет”
- 1812 – “Снежная буря”
- 1812 – “Переход Ганнибала через Альпы”
- 1818 – “Дордехт”
- 1835 – “Гранд-канал”
- 1839 – “Последний рейс корабля «Отважный»”
- 1840 – “Невольничий корабль”
- 1844 – “Дождь, пар и скорость”
- 1845 – “Восход с морскими чудовищами”
- 1845 – “Замок Норем, восход”
Источник
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Тёрнер; Тёрнер, Уильям.
Эта статья — о художнике. О персонаже фильмов см. Уилл Тёрнер.
Джо́зеф Мэ́ллорд Уи́льям Тёрнер, также Те́рнер[5] (англ. Joseph Mallord William Turner; 23 апреля 1775 года, Ковент-Гарден, Лондон — 19 декабря 1851 года, Челси) — британский живописец, мастер романтического пейзажа, акварелист и гравёр. Предтеча французских импрессионистов[6]. Наследие художника составляют более 550 картин маслом, 2000 акварелей и 30 000 работ на бумаге.
Биография[править | править код]
Уильям Тёрнер родился в конце апреля — начале мая 1775 года в лондонском районе Ковент-Гарден в бедной семье. Всю свою жизнь он сохранял свой акцент кокни и старательно избегал атрибутов успеха и славы.
Сам Тёрнер называл датой своего рождения 23 апреля, что, впрочем, оспаривается рядом исследователей. Отец художника, Уильям Тёрнер, был мастером по изготовлению париков, а в конце 1770-х годов открыл цирюльню. Мать, Мэри Маршалл, происходила из семьи торговцев мясом. Младшая сестра Мэри Энн родилась в сентябре 1778 года, но умерла малолетней в августе 1783 года. В 1785 году из-за тяжёлой обстановки в семье (с 1785 года у матери наблюдались признаки психического расстройства, перешедшие потом в болезнь), Джозефа Уильяма отправили в лондонский пригород Брентфорд, где он жил у дяди.
Ещё в Брентфорде Джозеф проявил интерес к изобразительному искусству. Самое раннее известное художественное упражнение Тёрнера относится к этому периоду — серия простых раскрасок гравированных пластин из книги Генри Босуэлла «Живописный вид древностей Англии и Уэльса»[7]. Около 1786 года Тёрнера отправили в Маргейт на северо-восточном побережье Кента. Там он сделал серию рисунков города и окрестностей, которые предвосхищали его поздние работы. К этому времени рисунки Тёрнера выставлялись в витрине магазина его отца и продавались за несколько шиллингов. Отец гордился Уильямом.
После учёбы в школе в конце 1780-х он поселился в Лондоне, где работал у архитекторов и топографов. К концу 1789 года он также начал учиться у топографа Томаса Малтона, специализирующегося на лондонских пейзажах. Тёрнер освоил под его руководством основные приемы ремесла, копируя и раскрашивая наброски британских замков и аббатств. Позже он назовёт Малтона «Моим настоящим хозяином». Труд топографа был востребован, на доходы от этой работы молодой художник Тёрнер смог оплачивать свою учёбу.
В декабре 1789 года 14-летний Тёрнер был зачислен в Королевскую академию художеств, его экзаменовал Рейнолдс. В академии Уильям посещал последние лекции Рейнолдса, оказавшего значительное влияние на Тёрнера. В дальнейшем художник внимательно изучил весь курс лекций первого президента академии, посвящённый идеалистическому направлению в искусстве.
Уже на следующий год после поступления акварельная работа Тёрнера «Вид на дворец архиепископа Ламбет» экспонировалась на ежегодной выставке Академии художеств. Первая картина маслом, «Рыбаки в море», которая удостоилась экспозиции, появилась у Тёрнера в 1790 году. Впоследствии Тёрнер постоянно выставлялся в Академии. С 1791 года работал художником-сценографом в «Пантеон Опере» на Оксфорд-стрит и подрабатывал, давая уроки.
Тёрнер внимательно изучал мастеров прошлого и современных художников. Копируя чужие работы, он творчески переосмысливал чужие образы, выражая своё собственное видение. Особенно восхищал его Клод Лоррен: по свидетельству современника, увидев картину «Отплытие царицы Савской», Тёрнер не смог удержаться от слёз. Художник объяснил свою реакцию осознанием того, что ему никогда не удастся создать что-либо подобное. Спустя годы Тёрнер завещал свою «Дидону, основательницу Карфагена», которую считал непревзойдённым шедевром, Национальной галерее с условием, чтобы она висела рядом с «Отплытием царицы Савской». Тёрнер тщательно изучал доступные ему картины Лоррена, а также альбомы с гравюрами Liber Veritatis. Гравюры были выполнены с рисунков французского художника, относившихся к зрелому периоду творчества. Позднее Тёрнер предпринял выпуск альбома Liber Studiorum, выполненный в той же технике, что и альбом рисунков Лоррена — меццо-тинто. Liber Studiorum предназначался для использования в качестве учебника для начинающих художников и гравюры были сгруппированы по тематическим разделам — живопись архитектурная, историческая, пасторальная (мифологическая и бытовая), пейзажи морские и горные.
Свою первую этюдную поездку Тёрнер совершил в 1791 году. В дальнейшем он много путешествовал с походной палитрой и делал зарисовки в Европе (Швейцария, Французские Альпы, Италия). После Тёрнера осталось более десяти тысяч рисунков и набросков. Материалы из походных альбомов служили художнику основой для картин и акварелей, над которыми он работал в Лондоне, обращаясь порой к очень давним своим эскизам.
4 ноября 1799 года Тёрнер, ставший к тому времени популярным художником, был избран членом-корреспондентом Королевской академии. В 1801 году он выставил в академии картину «Море у Бриджуотера», которая имела шумный успех, а художник Бенджамин Уэст даже сравнил Тёрнера с Рембрандтом. 10 февраля 1802 года Тёрнер стал самым молодым художником, удостоившимся звания королевского академика. Это звание давало ему право выставляться в обход отборочной комиссии, предварительно просматривавшей все работы. В 1804 году он открыл свою собственную галерею, после смерти отца окончательно им заброшенную.
Тёрнер постоянно совершенствовал свою технику, изучал связь между архитектурой и геологией, природу движения воды и воздуха. К началу XIX века в своих акварелях он достигает силы и выразительности, обычно присущей живописи маслом. Отбрасывая излишнюю детализацию, он создавал новый тип пейзажа, посредством которого художник раскрывал свои воспоминания и переживания. В свои картины Тёрнер вводил изображения людей в сценах прогулок, пикников, полевых работ. Внимательно и с любовью изображая человека, художник подчёркивал несовершенство его природы, его бессилие перед огромным окружающим миром иногда спокойным, иногда грозным, но всегда равнодушным.
В 1807 году Тёрнер занял должность профессора перспективы в Королевской академии. Однако программа обучения, составленная им, касалась гораздо более широкого круга вопросов, чем изучение перспективы. Она представляла своего рода переложение курса лекций Рейнолдса и обращалась к излюбленной теме Тёрнера — вопросам «поэтической живописи».
Особую известность Тёрнер завоевал благодаря картинам, посвящённым Наполеоновским войнам («Трафальгарская битва», «Поле Ватерлоо»).
В 1819 году Тёрнер впервые посетил Италию. Он побывал в Турине, Милане, Риме, Венеции, Неаполе. Изучал работы Тициана, Тинторетто, Рафаэля, современных итальянских художников. После путешествия в Италию его живопись стала более яркой, палитра интенсивной с преобладанием основных цветов. Особое место в творчестве художника заняла венецианская тема. Он трижды (в 1819, 1833, 1840 годах) побывал в этом городе, и воспоминания о нём питали его фантазию долгие годы.
Уже в 1800-х годах успехи Тёрнера вызвали замечания со стороны коллекционера и художника Джорджа Бомона (англ. Sir George Beaumont, 7th Baronet), критиковавшего «вольности» и яркие цвета его картин. Позднее, новаторское творчество художника, предвосхищающее достижения живописи конца XIX — начала XX веков, вызвало неоднозначную оценку в современном ему обществе. Викторианская публика, предпочитавшая реализм, граничивший с фотографией, слащавый сентиментализм и «гармоничную», но невыразительную цветовую гамму, плохо принимала многие его картины. В 1830—1840-х годах всё чаще появлялись критические выпады в адрес Тёрнера. Некоторые его работы, граничившие с абстракционизмом, создали художнику репутацию сумасшедшего. Королева Виктория отказала ему в возведении в рыцарское достоинство. Одним из немногих, кто встал на защиту Тёрнера, был Джон Рёскин, назвавший его «величайшим художником всех времён». Ряд картин был выставлен только посмертно, и полностью его значение было оценено лишь в XX веке.
Живописец скончался 19 декабря 1851 года. Тёрнер умер от холеры в доме Софии Кэролайн Бут, в Чейн-Уок в Челси. Он похоронен в соборе Святого Павла, где он лежит рядом с сэром Джошуа Рейнольдсом[8]. По-видимому, его последними словами были «Солнце есть Бог»[9].
Личная жизнь[править | править код]
Когда Тёрнер стал старше, он стал более эксцентричным. У него было несколько близких друзей, и очень близкие отношения с отцом, который прожил с ним 30 лет и работал ассистентом в его студии. Смерть отца в 1829 году оказала на него сильное влияние, и после этого у него начались приступы депрессии. Он никогда не был женат, но имел отношения с пожилой вдовой, Сарой Дэнби (1760 или 1766 (крещение) — 1861). Считается, что он был отцом двух её дочерей Эвалины Дюпуа (1801—1874) и Джорджианы Томпсон (1811—1843)[8].
Около 18 лет Тёрнер жил в Челси как «мистер Бут» в доме Софии Кэролайн Бут (1798—1875), с которой завязал отношения с после смерти её второго мужа[10].
Тёрнер был постоянным потребителем нюхательного табака. В 1838 году Луи-Филипп I, французский король, подарил ему золотую табакерку.
Тёрнер пережил короткую, но крепкую дружбу с художником Эдвардом Томасом Дэниелломruen. Художник Дэвид Робертс писал о Дэниелле, что «он обожал Тёрнера, когда я и другие сомневались, и научил меня видеть и отличать его красоту от красот других…»[11]. В отношениях с Дэниеллом, возможно, Тёрнер нашёл духовное утешение, в котором нуждался после смерти своего отца и друзей, и «облегчил страхи естественно мыслящего человека, приближающегося к старости». После смерти Даниэля в Ликии в возрасте 38 лет Тёрнер сказал Робертсу, что никогда больше не будет заводить такую дружбу[12].
Наследие[править | править код]
Согласно завещанию, всё собрание его произведений перешло британской нации (ныне экспонируется в лондонской галерее Тейт).
В 2014 году вышел художественный фильм Майка Ли «Мистер Тёрнер», охватывающий события последних двадцати лет жизни художника. Роль Тёрнера исполнил Тимоти Сполл.
Память[править | править код]
Именем Тёрнера названа одна из премий в области современного искусства, учреждённая в 1984 году[13].
Материалы[править | править код]
Тёрнер экспериментировал с самыми разными пигментами[14]. Он использовал пигменты, такие как кармин, несмотря на то, что знал, что они недолговечны, и вопреки советам современных экспертов использовать более стойкие пигменты. В результате многие его цвета поблекли. Тёрнер был равнодушен к потомкам и выбирал материалы, которые хорошо выглядели в свежем виде[15]. К 1930 году возникли опасения, что и его масла, и его акварель поблекли[16].
Изображение в культуре[править | править код]
Лео МакКерн сыграл Тёрнера в фильме 1974 года «Солнце — Бог» , поставленном Майклом Дарлоу на телевидении Темзы[17]. Программа вышла в эфир 17 декабря 1974 года во время выставки, посвященной 200-летию Тёрнера в Лондоне[18].
Британский режиссёр Майк Ли написал и снял фильм «Мистер Тёрнер» , биографический фильм о последних годах Тёрнера, выпущенный в 2014 году. В фильме снимались Тимоти Сполл в роли Тёрнера, Дороти Аткинсон, Мэрион Бейли и Пол Джессон, а премьера фильма состоялась в конкурсе на получение Пальмовой ветви на Каннском кинофестивале 2014 года; Сполл получил награду за лучшую мужскую роль[19][20].
Банк Англии объявил, что портрет Тёрнера на фоне «Боевого Темера» появится на банкноте 20 фунтов стерлингов начиная с 2020 года. Это первая британская банкнота номиналом 20 фунтов стерлингов, напечатанная на полимере[21][22]. Она поступил в обращение в четверг, 20 февраля 2020 года.
Наиболее известные работы[править | править код]
«Последний рейс корабля „Отважный“»
- 1799 — Warkworth Castle, Northumberland — Thunder Storm Approaching at Sun-Set, oil on canvas — Victoria and Albert Museum, London
- 1806 — The Battle of Trafalgar, as Seen from the Mizen Starboard Shrouds of the Victory, oil on canvas — Tate Gallery, London
- 1812 — Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы / Snow Storm: Hannibal and His Army Crossing the Alps, oil on canvas, Tate Gallery, London
- 1822 — The Battle of Trafalgar, oil on canvas, National Maritime Museum, Greenwich, London
- 1835 — The Burning of the Houses of Lords and Commons, oil on canvas, Philadelphia Museum of Art, Philadelphia
- 1835 — The Grand Canal, Venice, oil on canvas, Metropolitan Museum of Art, New York
- 1838 — Последний рейс корабля «Отважный» / The Fighting Temeraire Tugged to Her Last Berth to Be Broken up, oil on canvas, National Gallery, London
- 1839 — Современный Рим — Кампо Ваччино / Modern Rome — Campo Vaccino
- 1844 — Дождь, пар и скорость
См. также[править | править код]
- Романтизм
- Импрессионизм
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
- ↑ 1 2 Joseph Mallord William Turner
- ↑ 1 2 Joseph Mallord William Turner — 2006.
- ↑ Oxford Dictionary of National Biography (англ.) / C. Matthew — Oxford: OUP, 2004.
- ↑ Ермолович Д. И. Англо-русский словарь персоналий. — М.: Рус. яз., 1993. — 336 с. — С. 291
- ↑ Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер
- ↑ The Antiquities of England and Wales
- ↑ 1 2 David Blayney Brown. Joseph Mallord William Turner 1775–1851. — Tate, 2012-12-05. — ISBN 978-1-84976-386-8.
- ↑ Norman Davies. Europe : a history. — New York : HarperPerennial, 1998. — 1430 с. — ISBN 978-0-06-097468-8.
- ↑ The Turner Society (англ.) (неопр.) ?. The Turner Society. Дата обращения: 21 сентября 2020.
- ↑ Hamilton, James, 1948-. Turner. — Random House Trade paperback ed. — New York: Random House, 2007. — С. 319—320. — 461 pages, 16 unnumbered pages of plates с. — ISBN 978-0-8129-6791-3, 0-8129-6791-7.
- ↑ Hamilton, James, 1948-. Turner. — Random House Trade paperback ed. — New York: Random House, 2007. — С. 356. — 461 pages, 16 unnumbered pages of plates с. — ISBN 978-0-8129-6791-3, 0-8129-6791-7.
- ↑ Информация о Премии Тернера на сайте Галереи Тейт
- ↑ Joyce H. Townsend. The Materials of J. M. W. Turner: Pigments // Studies in Conservation. — 1993. — Т. 38, вып. 4. — С. 231–254. — ISSN 0039-3630. — doi:10.2307/1506368.
- ↑ Victoria Finlay. Color: A Natural History of the Palette. — Ballantine Books, 2002. — С. 134—135. — 480 с. — ISBN 978-0-345-44430-1.
- ↑ COLORS THAT FADE, Daily News (Perth, WA : 1882 – 1950) (9 янв 1930), С. 2. Дата обращения 22 сентября 2020.
- ↑ The Sun Is God (1974) | BFI. web.archive.org (21 ноября 2014). Дата обращения: 22 сентября 2020.
- ↑ George Whaley. Leo ‘Rumpole’ McKern: The Accidental Actor. — UNSW Press, 2009. — С. 181. — 299 с. — ISBN 978-1-921410-89-5.
- ↑ Child, Ben. Timothy Spall to play JMW Turner in Mike Leigh biopic, The Guardian (23 октября 2012). Дата обращения 22 сентября 2020.
- ↑ Mr. Turner – Film4 (англ.). Film4 Productions. Дата обращения: 22 сентября 2020.
- ↑ The new £20 note (англ.). www.bankofengland.co.uk. Дата обращения: 22 сентября 2020.
- ↑ Painting a fortune: JMW Turner and the Bank of England (англ.). www.bankofengland.co.uk. Дата обращения: 22 сентября 2020.
Литература[править | править код]
- Уильям Тёрнер / Перевод с английского А. Е. Мосейченко. — М.: ЗАО «БММ», 2007. — 256 с. — 2000 экз. — ISBN 5-88353-278-0.
- С. Дзуффи. Большой атлас живописи. — М.: Олма-Пресс, 2002. — С. 184—185, 242, 244—245, 300. — 431 с. — ISBN 5-224-03922-3.
- П. Акройд. Тернер. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012. — 224 с.
Ссылки[править | править код]
- Жизнь и творчество Джозефа Тернера на сайте Картины Импрессионистов
- Музеи мира >> Биографии художников >> Уильям Тернер — биография и картины
- Жиль Делёз и Феликс Гваттари о Тёрнере
- более ста картин Тёрнера
- Картины Уильяма Тёрнера
Источник