Вадим егоров биография личная жизнь

Вадим егоров биография личная жизнь thumbnail

Вадим Владимирович Егоров сегодня — признанный классик жанра авторской песни. Обладатель золотой медали «Бард России» удостоен национальной общественной премии «Благодарность» за выдающийся вклад в золотой фонд авторской песни. Егоров неоднократно возглавлял жюри крупнейшего в России фестиваля авторской песни им. Валерия Грушина, является крестным отцом КСП «Поющий источник» и фестиваля «Молодые ветра». Одна из его знаменитых песен «Облака» дала название воронежскому объединению бардов. А начиналось все чуть больше полувека назад. В 70-е юный Вадька Егоров менее всего видел свое поэтическое будущее в качестве автора песен.

Ребенок послевоенного времени, Вадим Егоров родился 7 мая 1947 года в военном гарнизоне, расквартированном в городе Эберсвальд (ГДР). С 1949 года семья Егоровых стала проживать в Москве.

Родители работали школьными учителями. Отец преподавал русский язык и литературу. Владимир Алексеевич Егоров любил и прекрасно знал поэзию, сам писал стихи. В доме было огромное количество книг, и Вадим много читал. Мальчик рос, окруженный невероятной любовью мамы, Ревекки Иосифовны Гуревич. Она настояла на том, чтобы сын получил музыкальное образование. По классу скрипки парнишка занимался нехотя, а вот играть на фортепиано ему нравилось.

В 11-летнем возрасте Вадим услышал по радио песню Ады Якушевой «Синие сугробы». Это и стало для совсем еще мальчишки мотивацией излагать свои мысли на бумаге и творить. В интервью Татьяне Визбор Егоров как-то признался: «На словах «слушай, на время время позабудь», я умер». Первые стихи Вадим написал в 14 лет, первую песню − в 16.

«Певчая стая» МГПИ

 Выбор в пользу факультета филологии Московского педагогического института был сделан не потому, что учителями были родители Вадима. Юноша мечтал об успехе на литературном поприще. Но поступить в Литинститут, не имея стажа и серьезных публикаций, было невозможно. А в арсенале начинающего поэта были только первые подростковые эпигонские стихи, напечатанные в журнале «Смена». Здесь же представлялась возможность получить гуманитарное образование, совершенствоваться под руководством талантливой профессуры. А самое главное, он стал заниматься в мощном литобъединении, вместе с будущими поэтами Т. Кузовлевой, В. Делоне, А. Юдахиным.

ВУЗ, в который в 1964 году поступил начинающий поэт Вадим Егоров, в те времена называли «Московский поющий институт». Из стен МГПИ вышла целая плеяда бардов первого поколения, среди которых были Ю. Визбор, Ю. Ким, Б. Вахнюк, А. Якушева, В. Долина. Они передали эстафету песенных традиций следующим студентам, собрав их в «певчую стаю», ведомую «вожаком Булатом» (как поется в одной из песен Егорова). Вадим выступал на институтских концертах самодеятельности, печатал стихи в многотиражке «Ленинец». Обретая место в студенческом фольклоре столицы, к пятому курсу он стал признанным поэтическим лидером института.

С 1964 по 1969 год были написаны первые песни, которые запели другие, – «Следы», «Ланка», «Друзья уходят», «Пьеро». На Пироговке произошло поэтическое и песенное становление автора. Своего рода трамплином стала вышедшая в 1970 году в журнале «Кругозор» гибкая пластинка с записью песни «Я вас люблю, мои дожди», которую исполнил С. Никитин. Егоров долгое время стеснялся петь сам, отдавая свои творения другим исполнителям. В институте это был популярный в то время дуэт Т. Комиссаровой и Л. Фрайтер. Его песни исполняли и до сих пор включают в свой репертуар многие барды и КСП-шники.

Первые сценические выступления Егоров проводил под аккомпанемент фортепиано, а в возрасте 30-ти лет он освоил шестиструнную гитару. У Вадима 4 гитары, одна из них авторская, ручной работы мастера Перфильева. Но больше всех он любит свою первую шестиструнку, которую удалось перекупить за две с половиной инженерских зарплаты. «Обычно инструмент источает запах дерева и лака, а эта гитара пахнет моей жизнью!» – вздыхает Егоров.

Будучи студентом 3 курса МГПИ, отчаянно влюбившись в Танечку Петровскую, первую красавицу района и музу институтских поэтов и художников, Вадим в 19 лет женился. Появившиеся на свет погодки – дочь и сын – стали персонажами его популярных песен («Монолог дочери», «Детская воздухоплавательная» и др.). В семье все было традиционно, как это и полагалось в советские времена: мама растила детей, папа зарабатывал деньги.

Вадим Владимирович трудился в НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР. В выходные и по вечерам он выступал с концертами. Занимаясь научной деятельностью, Егоров получил звание кандидата психологических наук, но от написания докторской диссертации отказался. Выбор был сделан в пользу поэзии и музыки. С 1996 года Егоров стал «свободным художником», посвятив себя только литературной и концертной деятельности.

Пока отец колесил с выступлениями по стране и за рубежом, вылетели из родительского гнезда ставшие на крыло «два птенца». 

Дочь Анастасия сначала закончила медучилище, потом работала в Российском открытом университете, а в настоящее время реализует свои творческие способности в качестве фотохудожника. Сын Илья – известный кардиоревматолог, доктор медицинских наук, консультант телевизионных и радиопрограмм на темы здоровья. У потомственного, по линии мамы, медика есть литературные и музыкальные дарования, унаследованные от отца. Он автор учебников и научных работ, входит в десятку лучших медицинских лекторов России. А еще Илья Вадимович играет на гитаре и поет: неоднократно участвовал в бардовских фестивалях; в его исполнении записана одна из песен на диске отца «Вальс при свете фонарей»; в 2009 году вышел его сольный альбом «Разбирая строки писем».

В интервью прессе на вопрос о том, что он больше всего любит, Вадим Владимирович шутливо отвечает: «Молоко, мёд и женщин – разумеется, в лице своей жены». Многие годы в «релевантной группе» у поэта-психолога был единственный человек, его супруга. Татьяна являлась главным критиком написанных им стихотворных строк и первым слушателем созданных песен.

Нынешняя муза поэта — лауреат Грушинского фестиваля Веста Солянина, встреча с которой произошла на одной из концертных площадок АП. Творческий и семейный союз участвует в различных песенных фестивалях бардов. В репертуаре исполнительницы, обладающей глубоким проникновенным голосом, есть песни Вадима Егорова, написанные как несколько десятилетий назад, так и совсем недавно.

Творческий багаж Вадима Егорова составляют 4 виниловых пластинки и 8 компакт-дисков, на которых записано около 200 песен. Библиография поэта начитывает 5 сборников и один двухтомник.

Ориентирами в поэзии Вадим Владимирович считает А. Вознесенского, Е. Евтушенко. Уважает таких поэтов своего поколения, как Ю. Левитанский, Б. Самойлов, Ю. Мориц, Б.Чичибабин. Среди любимых авторов и исполнителей в жанре бардовской песни называет Ю .Визбора, Ю. Кима, Е. Клячкина, В. Берковского, С. Никитина, А. Дулова. Учителем, причем, с большой буквы, и высшим критерием художественности и лиричности признает Булата Окуджаву.

Многое из того, что написано Вадимом Егоровым за несколько десятилетий – автиобиографично, а большинство песен и стихов можно назвать исповедальными. Поразительно то, что слегка заикающийся от природы человек, вкладывая в написанные строки душу и эмоции, читает их без запинки. Главное для автора – Слово. Наверное, поэтому свое пение он и музыкой-то не считает, а говорит, что это всего лишь незамысловатая мелодия. По его мнению, хороша лишь та авторская песня, которая «всеми четырьмя лапами стоит на слове».

Редко когда у Егорова есть точный сценарный план выступления. Иногда все складывается спонтанно и зависит от настроения, от улыбки девушки в третьем ряду, от устремленных на сцену взглядов публики. Он трепетно относится к запискам из зала с просьбой исполнить то или иное произведение. Это во многом моделирует программу, определяет атмосферу и характер концерта. Поэтому сегодня, как и в далекие 70-е, на встречу с Егоровым идут не только слушать его негромкий голос и потрясающие (а он говорит «смурные») стихи. Идут пообщаться с человеком, который вышел на сцену с гитарой, блокнотом и желанием спеть то, что хочется его сердцу. Главное для него – донести до публики вложенную мысль, вызвать эмоции. Ну, а если спел плохо – значит, «не обжег душу».

Признанный классиком бардовского жанра, Егоров не гонится за широкой известностью. Он просто относится к тому, что многие его песни «ходят в народе» без указания авторства. «То, что поют твои песни, дает ощущение внутренней самосостоятельности» – говорит Вадим Владимирович. Кто-то из журналистов предложил ему вопрос о том, что бы он сделал в ситуации, когда должно исчезнуть все, им написанное, кроме одной песни. Егоров ответил, что оставил бы не то, что популярно («Дожди», «Друзья уходят», «Купанье») , а «Не торопи» — южный романс. И добавил: «Вот эту песню я действительно люблю… так, словно она не моя».

 В одной из недавно написанных песен веселый автор грустных стихов призывает: «Давайте жить, давайте жить! А остальное – мелочь жизни!».

Источник

Осенние дожди Вадима Егорова

Он объездил с гитарой весь мир. Когда он приезжает за рубеж, его сразу «рвут на части» наши соотечественники, приглашают в посольство, торгпредство, частные дома, ждут везде. Его никогда не надо представлять — он выходит на сцену, и его сразу узнают. Этот человек честно и талантливо делает свое дело, именно поэтому он стал всенародно любимым и знаменитым.

Мой сегодняшний собеседник — бард Вадим Егоров. У каждого автора есть «знаковая» песня — своего рода «визитка»; так вот, «Дожди» — городская зарисовка в размытых акварельных тонах, немного странная, словно незавершенная книга, — это его.

Благодаря удивительным текстам, моментально ложащимся на память, и легким мелодиям, многие песни Егорова давно живут совершенно самостоятельной, автономной жизнью, став почти что городским фольклором. Кто из нас в школьно-лагерные времена не переписывал в тетрадку «Облака» — с бесконечными вариациями, восполняющими недостающие куски подлинника? Кто в студенческие годы не пытался подобрать «Друзья уходят» — беспроигрышный хит, поворачивающий на лирический лад любую вечеринку? Мы даже не знали, что у этих песен есть автор — ведь они, казалось, были всегда.

— Вадим Владимирович, вы — первый российский бард, вырвавшийся в 88-м за треснувший по швам железный занавес. Только в США вы были шесть раз, а как-то за полтора месяца дали там 42 концерта! И везде — аншлаг. Что вы ощущали при этом?

— Вначале было, конечно, очень странно. Помню, когда впервые оказался в Манхеттене, постоянно рисковал опрокинуться на спину: башка отваливалась от созерцания небоскребов. Я чувствовал тогда прилив какого-то просто щенячьего восторга, а сейчас, когда эти поездки стали нормой, привык. Практически все известные барды съездили по несколько раз в Америку, Израиль, Германию…

— Ваш слушатель в России и русскоязычная американская публика — сильно отличаются?

— Если говорить о реакции зала, то нет. Да и как она может отличаться? Люди встречаются с бардовской песней, как с осколком своей молодости. А отношение к этому времени у всех одинаковое: нежное, теплое, сентиментальное. Другое дело, что тамошняя публика стала немножко… заедаться, что ли? — нет, не то слово. У нее есть выбор — вот в чем дело. Когда я впервые выступал в Штатах, был полный аншлаг. Еще бы: бард! из России — вот это да! Тогда была мода на русских. Теперь у американцев есть возможность пойти и в Большой театр, и на антрепризу со звездами, и на меня с Никитиным… Но принципиальной разницы между слушателями нет — ведь это же все наши люди.

— Авторская песня, начавшаяся с «Бригантины», родилась в сложные времена. Ее долго «держали и не пущали». Во время перестройки произошел культурный взрыв — жизнь, кипевшая под спудом застоя, вырвалась в свободное пространство, каэспэшные квартирники сменились стадионами… и тут же промчался слух о безвременной кончине жанра, благополучно существовавшего сорок лет…

— Не сорок, а больше! Все началось намного раньше «Бригантины» — с Вертинского, если уж на то пошло. Что касается смерти КСП, то первым эту мысль высказал, как ни странно, его родоначальник — Окуджава, еще в начале перестройки заявивший, что авторская песня в том виде, в каком он ее зачинал, умерла. Конечно, он был неправ. Я думаю, одна из причин стойкости жанра — в максимальной естественности творческого выдоха. Авторской песне изначально чужда была всякая натужность, привязанность к массовости, к деньгам. Как только начинаешь думать: «а пойдут ли, а заплатят ли?» — конец песне, да и вообще всему конец, любому искусству. И все же я был невероятно удивлен, когда бардовская песня вновь ожила, после стадионов 80-х и стремительного спада 90-х… Хотя этот спад был совершенно нормальным, закономерным явлением: сперва на народ нахлынула новая волна неизвестного, запретного, он переключился на нее, а потом — приелось. Что-то похожее было во времена оттепели, когда толпы валили в Политехнический или на стадион… чтобы послушать стихи! Если вдуматься — противоестественная вещь, не соответствующая ни месту, ни настрою, ни предназначению поэзии. Авторская песня, как и стихи, лучше всего воспринимается наедине или в очень небольшой аудитории, которую автор обволакивает некоей капсулой своей ауры. А стадион обволакивать — никакой ауры не хватит.

— Авторская песня теснейшим образом связана с русской поэтической традицией. Есть ли у вас любимый поэт, с которым вы чувствуете особое единение?

— Наверно, бесполезно пытаться выделить кого-то одного, а перечислять тех, чьи имена я произношу с придыханием, слишком долго. Знаете, я когда-то сформулировал для себя: неважно, есть ли у тебя собственный гуру; важнее впитать, как губка, все, что слышишь, видишь, чувствуешь и дать возможность этой квинтэссенции разлиться по всему организму, чтобы она стала неким голосом… почвой, на которой взойдут твои стихи и песни. Однажды, еще пацаном, я написал такое четверостишие:

А я мужаю, я мужаю,

И рву условностей кайму,

И всем немного подражаю,

Не подражая никому.

— А кому все-таки вы подражали?

— Больше всего — Вознесенскому. У меня было такое стихотворение, дико популярное, — «Общага», из книжки «Вадим» — я до сих пор его очень люблю, хотя оно насквозь пронизано интонациями поэта.

— Среди ваших песен есть самая любимая?

— Если бы мне сейчас Г-сподь Б-г сказал: «Вадим, ты знаешь, так уж вышло, что должна остаться только одна твоя песня, а остальные пусть исчезнут с лица земли» — я бы оставил не что-то из хитов, не «Дожди», не «Друзья уходят», не «Купанье», а «Не торопи» — южный романс. Вот эту песню я действительно люблю… так, словно она не моя.

Hе торопи. Всему свой срок.

Hе торопи меня ни в чем.

Всему свой счет. Как ни крути —

из девяти не выбить сто.

«Спешите жить» — сказал

мудрец.

Я этой мудрости учен.

Я верил ей. Я так спешил.

А толку что?

А толку что?..

— Концерты, переезды отнимают много времени. Вам нравится такая кочевая жизнь?

— Подобравшись к пятидесяти, я вдруг стал жутким домоседом. А ведь всю жизнь норовил из дома улизнуть. Из хорошего, заметьте, дома: у меня замечательные дети; в жену свою я влюбился в восемнадцать, женился в девятнадцать — и люблю ее до сих пор. Естественно, любовь эта с течением времени приобрела другую окраску: безумие первых лет перешло в спокойное русло. При всем этом от своей семьи я постоянно удирал. К друзьям, к приятелям, в компании — куда угодно. А сейчас мне так комфортно дома — со своими книгами, со своим кабинетом, со своей женой…

— Ваши песни легко поются, они вошли в репертуар многих исполнителей. Что вы чувствуете, когда песня, созданная вами, переходит «в другие руки»?

— Я испытываю двойственное чувство. Многое, конечно, зависит от исполнителя, но даже у замечательной Гали Хомчик, которая поет мои песни, мне далеко не все импонирует.

— Что, на ваш взгляд, самое главное в авторской песне, в бардовской лирике, чем определяется ее удивительная живучесть в нынешнем жестком мире?

— Самое главное, по-моему, очень глубокая личная направленность. Мы же поем всегда о себе, любимых, а это никогда не надоест.

ДОЖДИ

Я вас люблю, мои дожди,

Мои тяжелые осенние,

Чуть-чуть смешно,

Чуть-чуть рассеянно —

Я вас люблю, мои дожди.

А листья ластятся к стволам,

А тротуары — словно зеркало,

И я плыву по зеркалам,

В которых отражаться некому…

ИЗ ДОСЬЕ

Вадим Владимирович ЕГОРОВ родился 7 мая 1947 года в Эберсвальде (ГДР). Отец — Владимир Алексеевич Егоров, мама — Ревекка Иосифовна Гуревич. Окончил музыкальную школу по классу скрипки. Стихи пишет с 1961 года, а с 1963 года начал писать на свои стихи песни. В 1969 году окончил Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина, имеет диплом преподавателя русского языка и литературы. В 1976 году защитил кандидатскую диссертацию по психологии, автор ряда научных работ. С 1977 года работал заведующим сектором в Институте дефектологии Академии педагогических наук СССР. У Вадима Егорова вышли несколько пластинок, компакт-дисков и книг стихов и песен. Живет в Москве. Зарубежные поездки в Израиль, Германию, Швецию, США, Англию, Австралию.

Вадим егоров биография личная жизнь

Источник

   Áàðä Âàäèì Åãîðîâ ñ ãèòàðîé îáúåçäèë âåñü ìèð.

  Êîíöåðòíûå ïîåçäêè â Èçðàèëü, Ãåðìàíèþ, Øâåöèþ, Øâåéöàðèþ, Ôðàíöèþ, Íèäåðëàíäû, ÑØÀ, Êàíàäó, Àâñòðàëèþ, Àâñòðèþ.

   ïåðâûé ðàç Âàäèì Åãîðîâ áûë âûïóùåí çà ãðàíèöó â 1984 ãîäó, åù¸ ïðè Ê.Ó.×åðíåíêî (â Àíãëèþ, â ñëóæåáíóþ êîìàíäèðîâêó ïî äåëàì, íå ñâÿçàííûì ñ ìóçûêîé è ïîýçèåé), íî îí ïåë âåçäå, êóäà åãî ïðèãëàøàëè: â ïîñîëüñòâî, òîðãïðåäñòâî, ÷àñòíûå äîìà.

Ñ òåõ ïîð, êîãäà îí ïðèåçæàåò çà ðóáåæ, åãî ñðàçó «ðâóò íà ÷àñòè» íàøè ñîîòå÷åñòâåííèêè.

   Â ÑØÀ, íàïðèìåð, îí, äàë îäíàæäû, çà ïîëòîðà ìåñÿöà 42 êîíöåðòà â 34-õ ãîðîäàõ, à áûë îí â ýòîé ñòðàíå 6-òü ðàç.

   Æäóò âåçäå. Åãî íèêîãäà íå íàäî ïðåäñòàâëÿòü – îí âûõîäèò íà ñöåíó, è åãî ñðàçó óçíàþò.
 Ýòîò ÷åëîâåê ÷åñòíî è òàëàíòëèâî äåëàåò ñâî¸ äåëî. Èìåííî ïîýòîìó îí ñòàë âñåíàðîäíî ëþáèìûì è çíàìåíèòûì.

  Âàäèì Åãîðîâ, ñ÷èòàåòñÿ îäíèì èç êëàññèêîâ æàíðà àâòîðñêîé ïåñíè è íàðÿäó ñ Á.Îêóäæàâîé, À.Ãàëè÷åì, Â.Âûñîöêèì, Þ.Âèçáîðîì, À. Ãîðîäíèöêèì, Þ. Êèìîì, Þ.Êóêèíûì, À.Äîëüñêèì, Ñ Íèêèòèíûì – âíåñ¸í âî Âñåìèðíûé áèîãðàôè÷åñêèé ýíöèêëîïåäè÷åñêèé ñëîâàðü.

  Ó êàæäîãî àâòîðà åñòü «çíàêîâàÿ» ïåñíÿ – ñâîåãî ðîäà «âèçèòêà»: òàê âîò, «Äîæäè» – ãîðîäñêàÿ çàðèñîâêà â ðàçìûòûõ àêâàðåëüíûõ òîíàõ, íåìíîãî ñòðàííàÿ, ñëîâíî íåçàâåðø¸ííàÿ êíèãà, óçíàâàåìàÿ ïåñíÿ Âàäèìà Åãîðîâà.

Ïî ñîáñòâåííîìó ïðèçíàíèþ, Âàäèìà Âëàäèìèðîâè÷à, îí îùóòèë ñåáÿ èçâåñòíûì ñ ïîÿâëåíèåì ïåñíè «Äîæäè», êîòîðàÿ «øêâàëîì ïðîíåñëàñü ïî ñòðàíå», à â 1970 ãîäó ïîÿâèëàñü íà ãèáêîé ïëàñòèíêå â æóðíàëå «Êðóãîçîð».

ß âàñ ëþáëþ, ìîè äîæäè,
ìîè òÿæ¸ëûå, îñåííèå,
÷óòü-÷óòü ñìåøíî,
÷óòü-÷óòü ðàññåÿííî –
ÿ âàñ ëþáëþ, ìîè äîæäè.

À ëèñòüÿ ëàñòÿòñÿ ê ñòâîëàì,
à òðîòóàðû – ñëîâíî çåðêàëî,
è ÿ ïëûâó ïî çåðêàëàì,
â êîòîðûõ îòðàæàòüñÿ íåêîìó,

ãäå, êàê ñóòóëûå ìîðæè,
ìàøèíû ôûðêàþò ìîòîðàìè
è âüþòñÿ ðåëüñû ìîíîòîííûå
êàê ñåðåáðèñòûå óæè;

ãäå îáîðâàíöû – ôîíàðè
áðåäóò øåðåíãîþ çàëÿïàííîé,
è îñåíü îãíåííûé ïàðèê
ñäèðàåò ëèâíåâûìè ëàïàìè…

Ñïàñèáî âàì, ìîè äîæäè,
Ñïàñèáî âàì, ìîè îñåííèå,
Çà âñ¸, ÷òî âû âî ìíå ïîñåÿëè,
Ñïàñèáî âàì, ìîè äîæäè,
Ñïàñèáî âàì, ìîè äîæäè!
1966 ãîä.

   Áëàãîäàðÿ óäèâèòåëüíûì òåêñòàì, ìîìåíòàëüíî ëîæàùèìñÿ íà ïàìÿòü, è ë¸ãêèì ìåëîäèÿì, ìíîãèå ïåñíè Âàäèìà Åãîðîâà äàâíî æèâóò ñîâåðøåííî ñàìîñòîÿòåëüíî, àâòîíîìíîé æèçíüþ, ñòàâ ïî÷òè, ÷òî ãîðîäñêèì ôîëüêëîðîì.

  Ó ìåíÿ íà âèäíîì ìåñòå, íà ñòîëå, ïîñòîÿííî ëåæèò êíèãà Âàäèìà Åãîðîâà «Âàäèì», çà 1991 ãîä, ñîäåðæàùàÿ ñòèõè è äâå ïîýìû «Ëîñêóòû» è «Äâà äîìà». Ýòà êíèãà è ïîäâèãëà ìåíÿ íàïèñàòü ïîâåñòâîâàíèå î æèçíè è òâîð÷åñòâå Âàäèìà Åãîðîâà, íàñòîëüêî ïîðàçèëè åãî ñàìîáûòíûå ñòèõè è ïîýìû.

Êòî èç íàñ â øêîëüíî-ëàãåðíûå âðåìåíà íå ïåðåïèñûâàë â òåòðàäêó «Îáëàêà»:

Îáëàêà (ïàìÿòè øêîëüíèêîâ âûïóñêà 1941 ãîäà).

Íàä çåìë¸é áóøóþò òðàâû, îáëàêà ïëûâóò, êàê ïàâû,
À îäíî – âîí òî, ÷òî ñïðàâà – ýòî ÿ, ýòî ÿ, ýòî ÿ.
È ìíå íå íàäî ñëàâû.

Íè÷åãî óæå íå íàäî, ìíå è òåì, ïëûâóùèì ðÿäîì,
Íàì áû æèòü, è âñÿ íàãðàäà, íàì áû æèòü, íàì áû æèòü, íàì áû æèòü,
À ìû ïëûâ¸ì ïî íåáó…

Ýòà áîëü íå óáûâàåò, ãäå æå òû, âîäà æèâàÿ,
Àõ, çà÷åì âîéíà áûâàåò, àõ çà÷åì, àõ çà÷åì, çà÷åì íàñ óáèâàþò.

À äûìîê íàä îò÷åé êðûøåé âñ¸ ñèíåé, ñèíåé è âûøå
Ìàìà, ìàì, òû óñëûøèøü ãîëîñ ìîé, ãîëîñ ìîé,
ãîëîñ ìîé,
Âñ¸ äàëüøå îí è òèøå.

Ìèìî ñë¸ç, óëûáîê ìèìî îáëàêà ïëûâóò íàä ìèðîì,
Âîéñêî èõ íå ïîðåäåëî, îáëàêà, îáëàêà, îáëàêà…
È íåòó èì ïðåäåëà!

18 èþíÿ 1976 ãîä.

  Êòî â ñòóäåí÷åñêèå ãîäû íå ïûòàëñÿ ïîäîáðàòü íà ãèòàðå «Äðóçüÿ óõîäÿò» – áåñïðîèãðûøíûé õèò, ïîâîðà÷èâàþùèé íà ëèðè÷åñêèé ëàä ëþáóþ âå÷åðèíêó:

      «Äðóçüÿ óõîäÿò».

Äðóçüÿ óõîäÿò êàê-òî íåâçíà÷àé,
äðóçüÿ óõîäÿò â ïðîøëîå,
êàê â çàìÿòü,
È ìû ñìå¸ìñÿ ñ íîâûìè äðóçüÿìè,
à ñòàðûõ âñïîìèíàåì ïî íî÷àì,
à ñòàðûõ âñïîìèíàåì ïî íî÷àì.

À ìû âî ñíå çîâ¸ì èõ, êàê â áðåäó,
àñôàëüòû òîï÷åì, þíû è óïðóãè,
è íà ïðîùàíüå ñòèñêèâàåì ðóêè,
è ðóêè îáåùàþò íàì: «Ïðèäó»,
è ðóêè îáåùàþò íàì «Ïðèäó».

Îíè âðàñòàþò – òàþò – â ñèíåâó,
à ìû âî ñíå òàê âåðèì èì,
òàê âåðèì!
Íî íàÿâó – ðàñïàõíóòûå äâåðè,
è áîëü óòðàòû – òîæå íàÿâó,
è áîëü óòðàòû òîæå íàÿâó.

Íî íå ïðåðâàòü ñâÿçóþùóþ íèòü,
îíà äðîæèò âî ìíå è íå ñäà¸òñÿ.
Äðóçüÿ óõîäÿò – êòî æå îñòà¸òñÿ?
Äðóçüÿ óõîäÿò – êåì èõ çàìåíèòü?
Äðóçüÿ óõîäÿò – êåì èõ çàìåíèòü?

Äðóçüÿ óõîäÿò êàê-òî íåâçíà÷àé,
äðóçüÿ óõîäÿò â ïðîøëîå,
êàê â çàìÿòü,
è ìû ñìå¸ìñÿ ñ íîâûìè äðóçüÿìè,
à ñòàðûõ âñïîìèíàåì ïî íî÷àì,
à ñòàðûõ âñïîìèíàåì ïî íî÷àì.

1966-1972 ãîä.

   Ìû ïîðîé íå çíàåì, ÷òî ó ýòèõ ïåñåí îäèí àâòîð, è êàæåòñÿ, îíè áûëè âñåãäà.
ß íèêàê íå ìîãó ïîíÿòü, ãîâîðèò Âàäèì Âëàäèìèðîâè÷, îäíó ñòðàííóþ âåùü… Ïîñëåäíèå ãîäû ìåíÿ íà ïîëíîì ñåðü¸çå – íó, ìîæåò áûòü, ñ ë¸ãêîé äîëåé èðîíèè – íàçûâàþò «êëàññèêîì», «îñíîâîïîëîæíèêîì òå÷åíèÿ»…

Íà ñàìîì äåëå, ýòî ñîâñåì íå òàê.

  ß äåéñòâèòåëüíî íàõîæóñü ãäå-òî â ïåðâîé äåñÿòêå íûíå æèâóùèõ è ïîþùèõ áàðäîâ, íî ïóáëèêà, äóìàþ, çíàåò ìåíÿ êóäà ìåíüøå, ÷åì îñòàëüíûõ.

Äåëî â òîì, ÷òî ñëóøàòåëè ïåñíè íå ñîîòíîñÿò èõ ñ ôàìèëèåé «Åãîðîâ».
È ïðàâèëüíî äåëàþò: ôàíòàñòè÷åñêè áëåêëàÿ ôàìèëèÿ, âîò óæ ïîäôàðòèëî!  ßêóòèè – ïîëîâèíà æèòåëåé – Åãîðîâû…

Òàê è ñëîæèëîñü: ïåñíè ïîþòñÿ, à àâòîð íå çàïîìèíàåòñÿ. «Êòî ñî÷èíèë? Åãîðîâ? Íó è ôèã ñ íèì».

 îáùåì, óâû, ïî-íàñòîÿùåìó êëàññèêîì ÿ ñåáÿ íå îùóùàþ. Íî îêàçàëñÿ âïîëíå âîñòðåáîâàííûì: âûñòóïàþ – è äàæå ïðèëè÷íî ýòèì çàðàáàòûâàþ.

   Âàäèì Âëàäèìèðîâè÷ Åãîðîâ ðîäèëñÿ 7-ãî ìàÿ 1947 ãîäà, â ãîðîäå Ýáåðñâàëüäå, â 40 êì. îò Áåðëèíà, Ñîâåòñêàÿ çîíà îêêóïàöèè Ãåðìàíèè, ñîâåòñêèé è ðîññèéñêèé ïîýò, áàðä, àâòîð áîëåå 200-îò ïåñåí è 500 ïîýòè÷åñêèõ ïðîèçâåäåíèé.

  Îòåö – Âëàäèìèð Àëåêñååâè÷ Åãîðîâ è ìàòü – Ðåâåêêà Èîñèôîâíà Ãóðåâè÷ – ó÷èòåëÿ.
Èíòåðåñíî, ÷òî Âàäèì ðîäèëñÿ â Ýáåðâàëüäå, à â òå ãîäû – ñ 1947 ïî 1949, òàì æèë ñ ðîäèòåëÿìè Âëàäèìèð Âûñîöêèé, Ïðàâäà, îí áûë ïîñòàðøå Âàäèìà íà 9-òü ëåò.

Ïóòè èõ âðÿä ëè ïåðåñåêàëèñü – Âûñîöêèé õîäèë â øêîëó, à Âàäèì åù¸ õîäèë ïîä ñåáÿ, â êîëÿñêå.

  À âîò òî, ÷òî àçàì ðóññêîãî ÿçûêà è ëèòåðàòóðû 9-ëåòíåãî Âîëîäþ ó÷èë îòåö Âàäèìà – ýòî ôàêò, ïîòîìó ÷òî îí åäèíñòâåííûé ïðåïîäàâàë ýòè ïðåäìåòû â ãàðíèçîííîé øêîëå, âîåííûå è èõ ñåìüè æèëè êîìïàêòíî â âîåííîì ãîðîäêå.

  Ñ Âûñîöêèì – Âàäèì íèêîãäà ýòî íå îáñóæäàë, ïîòîìó ÷òî íèêîãäà ñ íèì íå âñòðå÷àëñÿ, à âîò åãî îòåö ìîåãî îòöà ïðèïîìíèë â ðàçãîâîðå – ìóæ÷èíû-ó÷èòåëÿ â òî âðåìÿ (äà è â íàøå) áûëè ðåäêîñòüþ, âñïîìèíàë Âàäèì Åãîðîâ.

   Âàäèì Âëàäèìèðîâè÷ ðàññêàçûâàë: «Âåðþ, ÷òî â ôóíäàìåíòå Âëàäèìèðà Âûñîöêîãî – ïîýòà, åñòü êèðïè÷èê, çàëîæåííûé Âëàäèìèðîì Àëåêñååâè÷åì Åãîðîâûì, ìîèì îòöîì.
Åù¸ òî, ÷òî íåçðèìî ñáëèæàåò Âàäèìà Åãîðîâà è Âëàäèìèðà Âûñîöêîãî, îáà ðîñëè â ìåæíàöèîíàëüíîé ñåìüå.

  Ó Âëàäèìèðà – îòåö Âûñîöêèé Ñåì¸í Âîëüôîâè÷(1915-1997),óðîæåíåö ãîðîäà Êèåâà, åâðåé, ïîëêîâíèê áðîíåòàíêîâûõ âîéñê, ñâÿçèñò.

  Ó÷àñòíèê Âåëèêîé Îòå÷åñòâåííîé âîéíû ñ ïåðâûõ äíåé, ó÷àñòâîâàë â îáîðîíå Ìîñêâû, îñâîáîæäåíèè Äîíáàññà, Ëüâîâà, Ëîäçè, âçÿòèè Áåðëèíà, îñâîáîæäåíèè Ïðàãè.

  Ñëóæèë ïîìîùíèêîì íà÷àëüíèêà ñâÿçè 4-îé òàíêîâîé àðìèè ïî ïðîâîäíûì ñðåäñòâàì.
Áûë íàãðàæä¸í: îðäåíîì Îòå÷åñòâåííîé âîéíû I ñòåïåíè, 2-ìÿ îðäåíàìè Îòå÷åñòâåííîé âîéíû II ñòåïåíè, îðäåíîì Êðàñíîé Çâåçäû, ìåäàëüþ «Çà îáîðîíó Ìîñêâû» è äðóãèìè ìåäàëÿìè.

   Ìàòü Âàäèìà Åãîðîâà –  ó÷èòåëüíèöà ìàòåìàòèêè, Ðåâåêêà Èîñèôîâíà Ãóðåâè÷, áûëà åâðåéêîé ïî íàöèîíàëüíîñòè. Âàäèì Åãîðîâ ýòîãî ôàêòà íå ñêðûâàë, íî è ïî ïîíÿòíûì ïðè÷èíàì, íå àôèøèðîâàë.

   Îòåö Âàäèìà, Âëàäèìèð Àëåêñååâè÷, ðóññêèé, ïðèâèë ñûíó ëþáîâü ê ïîýçèè – îí ïðåêðàñíî çíàë å¸, ñàì ïèñàë ñòèõè. Ìàòü îêðóæèëà ìàòåðèíñêîé ëþáîâüþ, äî ïîñëåäíèõ äíåé è áåç êîòîðîé îí áûë áû äðóãèì ÷åëîâåêîì».

   1949 ãîäó ñåìüÿ ïåðååõàëà æèòü â Ìîñêâó. Âàäèì îêîí÷èë ìóçûêàëüíóþ øêîëó ïî êëàññó ñêðèïêè. Ñòèõè ñòàë ïèñàòü ñ 1961 ãîäà, à ñ 1963 ãîäà íà÷àë ïèñàòü íà ñâîè ñòèõè ïåñíè.

  Ñ äåòñòâà èãðàë íà ôîðòåïèàíî è ñêðèïêå, à â 30-ëåòíåì âîçðàñòå îñâîèë øåñòèñòðóííóþ ãèòàðó, ïðè ýòîì äî 1976 ãîäà âî âðåìÿ èñïîëíåíèÿ ïåñåí îí àêêîìïàíèðîâàë ñåáå íà ôîðòåïèàíî, ïîçæå – íà ãèòàðå.

   1969 ãîäó îêîí÷èë Ìîñêîâñêèé ãîñóäàðñòâåííûé ïåäàãîãè÷åñêèé èíñòèòóò èìåíè Â.È.Ëåíèíà, èìååò äèïëîì ïðåïîäàâàòåëÿ ðóññêîãî ÿçûêà è ëèòåðàòóðû.

   1976 ãîäó, Âàäèì Åãîðîâ çàùèòèë êàíäèäàòñêóþ äèññåðòàöèþ ïî ïñèõîëîãèè, àâòîð ðÿäà íàó÷íûõ ðàáîò. Ñ 1977 ïî 1996 ãîä ðàáîòàë çàâåäóþùèì ñåêòîðîì â Èíñòèòóòå äåôåêòîëîãèè Àêàäåìèè ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê ÑÑÑÐ.

  Ñ 1996 ãîäà ïîëíîñòüþ ïåðåø¸ë íà òâîð÷åñêóþ ðàáîòó, â îáëàñòè ñàìîäåÿòåëüíîé ïåñíè, íà ñâîè ñòèõè.

   Ñåãîäíÿ îäíà èç ñàìûõ èçâåñòíûõ ïåñåí Âàäèìà Åãîðîâà «Áåëûå ïàíàìêè», çâó÷èò êàê ðåêâèåì ïî âñåì ïîãèáøèì íà âîéíå äåòÿì:

     «Áåëûå ïàíàìêè».

Íà ïîëÿíêå – äåòñêèé ñàä.
×üè-òî âíó÷êè, ÷üè-òî äî÷êè,
è ïàíàìêè èõ òîð÷àò,
ñëîâíî áåëûå ãðèáî÷êè.

Àõ, êàêàÿ áëàãîäàòü!
Íåáåñà â ëàçóðü îäåëèñü,
äî ðåêè ðóêîé ïîäàòü…
äî âîéíû – îäíà íåäåëÿ.

Âîé ñèðåíû. Ëåíèíãðàä.
Îðóäèéíûå ðàñêàòû.
Óïëûâàåò äåòñêèé ñàä
îò áëîêàäû, îò áëîêàäû.

À ó ìàì òîñêà -òîñêîé
ïî Èëþøêå è ïî Íàíêå,
ïî åäèíñòâåííîé òàêîé
óïëûâàþùåé ïàíàìêå.

Êîðàáëþ íàïåðåðåç,
Îãíåâûì èñ÷àäüåì àäà
«ìåññåðøìèòòà» ÷¸ðíûé êðåñò
Âîñïàðèë íàä äåòñêèì ñàäîì.

Íà âîéíå – êàê íà âîéíå:
Ïîïàäàíüå áåç îøèáêè.
…À ïàíàìêè íà âîëíå,
Ñëîâíî áåëûå êóâøèíêè.

Áîæå ïðàâûé – íåóæåëü
ýòî ñíîâà ïîâòîðèòñÿ?!
Áîæå ïðàâûé – èì óæå
áûëî á êàæäîìó çà òðèäöàòü!

Òîò æå ëóã… è òà ðåêà…
äåòñêèé ùåáåò íà ïîëÿíêå…
È íåñóòñÿ îáëàêà,
Ñëîâíî áåëûå ïàíàìêè.

Àïðåëü 1981 ãîä.

   Ñþæåò ïåñíè, áûë íàïèñàí ïî ñòðàøíîé òðàãåäèè, êîòîðàÿ ïðîèçîøëà òåïëîé îñåíüþ 1941 ãîäà íà Ëàäîæñêîì îçåðå. Áûëà îðãàíèçîâàíà ýâàêóàöèÿ ìàëûøåé äåòñêèõ ñàäîâ èç Ëåíèíãðàäà â òûë. Äåäóøêà è ðàññêàçàë âíóêó Âàäèìó ýòó èñòîðèþ, òàê êàê ñàì áûë îðãàíèçàòîðîì ýâàêóàöèè äåòåé íà êîðàáëè.

  Ìàìû è áàáóøêè ïðîâîæàëè ñâîèõ äåòèøåê â áåëûõ ïàíàìêàõ íà êîðàáëè îò âîéíû, è íàäåÿëèñü, ïîòîì âñòðåòèòüñÿ ïîñëå ïîáåäû. Êîíå÷íî, âñå ïëàêàëè, ðàññòàâàÿñü ñî ñâîèìè  êðîâèíóøêàìè.

  Òàê íàäî áûëî, ÷òî ñïàñòè äåòåé îò ãèáåëè âî âðåìÿ áëîêàäû. È âîò, êîãäà êîðàáëü îòïëûë äàëåêî îò ïðèñòàíè, âñå ïðîâîæàþùèå óâèäåëè â íåáå íåñêîëüêî ôàøèñòñêèõ ñàìîë¸òîâ «Ìåññåðøìèòòîâ».

   Ñàìîë¸òû ñïåöèàëüíî ëåòåëè íèçêî-íèçêî ê êîðàáëÿì ñ äåòüìè. Âäðóã ïîëåòåëè áîìáû. Ïðÿìî íà êîðàáëü!

Âñåõ îõâàòèë óæàñ. Áîìáû ïàäàëè îäíà çà äðóãîé. Íåáî è ëàäîæñêàÿ âîäà êàê áû ñìåøàëèñü.

  Âîêðóã ñòàëî ÷åðíûì-÷åðíî. Íà ôîíå ð¸âà ìîòîðîâ ñàìîë¸òîâ ïîäíÿëñÿ ëþäñêîé êðèê. Ïîòîì ñàìîë¸òû óëåòåëè, è ëþäè óâèäåëè íà ÷¸ðíîé âîäå áåëûå ïàíàìêè.

Ýòîò ðàññêàç äåäóøêè, â äåòñòâå, çàòðîíóë äóøó Âàäèìà Åãîðîâà, è äîëãî íå ïðîõîäèëî ñîñòîÿíèå ãîðÿ îò ïîòåðè, êàê áóäòî ïîãèáëè åãî áðàòèøêè è ñåñòð¸íêè.

   Òåìàòè÷åñêèé äèàïàçîí ïåñåí è ñòèõîâ Âàäèìà Åãîðîâà íåîáûêíîâåííî øèðîê: îò ñîöèàëüíîé è ëþáîâíîé ëèðèêè äî þìîðèñòè÷åñêèõ è äåòñêèõ ïðîèçâåäåíèé.

  Íåïîâòîðèìàÿ àâòîðñêàÿ ìàíåðà èõ èñïîëíåíèÿ, ñòèëü îáùåíèÿ ñ àóäèòîðèåé, ÷ðåçâû÷àéíî ïðèòÿãàòåëüíû äëÿ ïóáëèêè. Íåäàðîì â Ìîñêâå ñóùåñòâóåò  «Êëóá ïî÷èòàòåëåé Âàäèìà Åãîðîâà».

   Åãî ñòèõè – ýòî ñòèõè ïîýòà ñî ñâîèì ãîëîñîì, êîòîðûé òàê íóæåí ñåãîäíÿ, êîãäà âñ¸ âîêðóã ãðîõî÷åò, ãðåìèò, óãðîæàåò, à ñ ýñòðàäû, ãäå âûñòóïàåò Âàäèì Åãîðîâ, íåñ¸òñÿ ñòðàñòíûé âûêðèê è íåñêðûâàåìàÿ òðåâîãà çà ñîñòîÿíèå îáùåñòâà è íàøèõ äóø.

  Âàäèì Âëàäèìèðîâè÷ Åãîðîâ, ïî ïðàâó, îáëàäàòåëü íàöèîíàëüíîé îáùåñòâåííîé ïðåìèè â îáëàñòè àâòîðñêîé ïåñíè «Áëàãîäàðíîñòü», ïðèñóæäàåìîé çà «âûäàþùèéñÿ âêëàä â çîëîòîé ôîíä àâòîðñêîé ïåñíè» è çîëîòîé ìåäàëè «Áàðä Ðîññèè», ó÷ðåæä¸ííîé ñèáèðñêèì ôîíäîì ïî óâåêîâå÷èâàíèþ ïàìÿòè Âëàäèìèðà Âûñîöêîãî.

   Íà ñ÷åòó Âàäèìà Åãîðîâà áîëåå 200 ïåñåí è 500 ñòèõîòâîðåíèé.

  Âàäèì Âëàäèìèðîâè÷ íàïèñàë êíèãè: «×åòûðå êàïëè òèøèíû» -1990 ãîä, ñòèõè, «Âàäèì»-1991 ãîä, ñòèõè, ïîýìû, «Òàíöû íà ïàøíå» -1998 ãîä, ñòèõè, ïåñíè.

   Æåíà Âàäèìà Åãîðîâà – Âåñòà Ñîëÿíèíà -21.11.1970ãîäà, èñïîëíèòåëü àâòîðñêèõ ïåñåí, ëàóðåàò Ãðóøèíñêîãî ôåñòèâàëÿ.

  Îíà âåëèêîëåïíûé èñïîëíèòåëü àâòîðñêîé ïåñíè, îáëàäàòåëü äèâíîãî ãîëîñà è ÷óòêîé äóøè, ÷àñòèöó êîòîðîé îíà âêëàäûâàåò â êàæäóþ ïåñíþ.

  Âåñòà Ñîëÿíèíà èñïîëíÿåò ïåñíè, ñî÷èí¸ííûå Áóëàòîì Îêóäæàâîé, Ñåðãååì Íèêèòèíûì, Âàäèìîì Åãîðîâûì, à òàêæå äðóãèìè èçâåñòíûìè àâòîðàìè.

  Ìíîãèå íàçûâàþò Âåñòó Ñîëÿíèíó ïðèìîé áàðäîâñêîé ïåñíè.

Âåñòà Ñîëÿíèíà îêîí÷èëà Ñàíêò-Ïåòåðáóðãñêèé Óíèâåðñèòåò Òåëåêîììóíèêàöèé, â 1994 ãîäó.

   Ñûí – Èëüÿ Åãîðîâ, âðà÷ âûñøåé êàòåãîðèè, äîêòîð ìåäèöèíñêèõ íàóê.
Äî÷ü – Àíàñòàñèÿ Åãîðîâà, ôîòîõóäîæíèê.

  Ïðîæèâàåò èçâåñòíûé áàðä Âàäèì Åãîðîâ â Ìîñêâå.

  Ïîæåëàåì ïîýòó è ïåâöó Âàäèìó Âëàäèìèðîâè÷ó êðåïêîãî çäîðîâüÿ, ïîëîæèòåëüíûõ ýìîöèé, òâîð÷åñêèõ óñïåõîâ, íàêàíóíå ñâîåãî 73-ëåòèÿ, êîòîðîå íàñòàíåò 7-ãî ìàÿ, ýòîãî ãîäà.

Èç ïîýòè÷åñêîãî íàñëåäèÿ Âàäèìà Åãîðîâà.

       ***

           Ñ. Ñîëîìÿíñêîé.

Ñîíÿ Ñîëîìÿíñêàÿ, äåâî÷êà èç Ìèíñêà,
ëîæêîé îëîâÿííîþ ëîïàëà èç ìèñêè,

ïî äåòäîìó øàñòàëà
â ëàòàíîé þá÷îíêå
Ñîíüêà Ñîëîìÿíñêàÿ, ìèíñêàÿ äåâ÷îíêà

Ïàëî÷êó áàþêàëà, â îáëàêàõ âèòàëà,
ñëóøàëà ïî ðàäèî ãîëîñ Ëåâèòàíà.

Òàê îíà è âûðîñëà, ñëåïëåíà èç òåñòà
÷¸ðíîãî, âîåííîãî,
ñòàëèíñêîãî äåòñòâà.

Êîðåøà-ïðèÿòåëè,
äâåñòè ãðàìì íàëåéòå-êà!
Âûïüåì çà ñîâåòñêóþ ñó÷üþ äèàëåêòèêó,

ïî êîòîðîé Ðîäèíà –
äî ÷åãî æ ìû äîæèëè! –
îò ïëîõîãî ê õóäøåìó
ðàçâèâàòüñÿ ìîæåò ëèøü.

Ãäå æ îíî, Îòå÷åñòâî!
Ñïðàâåäëèâîñòü – ãäå æ îíà?
Çà õðåáåò íåãíóùèéñÿ,
çà ÿçûê íåñäåðæàííûé

âûêðó÷åíà, âûæàòà, áðîøåíà, îòñåÿíà
Ñîíÿ Ñîëîìÿíñêàÿ… Ñîôüÿ Ìîèñååâíà…

Ñîôüÿ Ìîèñååâíà,
äàìà èç Íüþ-Éîðêà –
øóáà èç êàðàêóëÿ, âîðîòíèê èç íîðêè.

Ñòðàõ å¸ íå ìó÷àåò.
Ëåíü å¸ íå ãëîæåò.
Ñîôüÿ Ìîèñååâíà
ïàøåò, ñëîâíî ëîøàäü.

Ñàìîå òÿæ¸ëîå âûíåñåíî, ïðîéäåíî,
áëàãîñêëîííà, âðîäå áû,
ê íåé âòîðàÿ Ðîäèíà,

íî â íåâûðàçèìûå áðóêëèíñêèå íî÷è
Ñîôüå Ìîèñååâíå îäèíîêî î÷åíü.

È âî ìãëó ðàññâåòíóþ
âñ¸ ãëÿäèò ðàññåÿííî
Ñîíÿ Ñîëîìÿíñêàÿ… Ñîôüÿ Ìîèñååâíà.
1990 ãîä.

«Ýòþä äëÿ ñêðèïêè ñ ãèòàðîé»

Âåêà ñåð¸äêà.  íåé äâîå÷íèê Áðîäñêèé
Ïü¸ò ëèìîíàä (åù¸ íåò êîêà-êîëû).
Óãîë Ïàëèõè è Íîâîñëîáîäñêîé.
Ïåðâûé ýòàæ. Ìóçûêàëüíàÿ øêîëà.

Ê íåé, íå ïîçíàâøèé íè ïèâà, íè âîäêè,
ß âîëî÷óñü, áåëîáðûñûé è õëèïêèé.
 ïàïî÷êå ÷¸ðíîé – ñòðîïòèâûå íîòêè.
 ÷¸ðíîì ôóòëÿðå – ïîñòûëàÿ ñêðèïêà.

Ðå÷è âîæäåé. Ïàðòñîáðàíèé òðÿñèíà.
Ðàííèé óçîð âàðèêîçíûõ ïðîæèëîê.
Ìàìî÷êà ñ ïàïî÷êîé æàæäóò äëÿ ñûíà
æèçíè ïîëó÷øå, ÷åì ñàìè ïðîæèëè,

æèçíè, ãäå â æàëêîì ñåìåéíîì áþäæåòå
íåò êàæäîäíåâíîé êîïåå÷íîé ñìåòû
è – ÷òî âàæíåå, ÷åì äåíüãè – íó ýòè…
àïëîäèñìåíòû… àïëîäèñìåíòû…

Ê ðàäîñòè ïàïû è ê ðàäîñòè ìàìû,
ìû óëûáàÿñü ôàëüøèâîé óëûáêîé,
ÿ åæåäíåâíî ïèëèêàþ ãàììû,
ÿ íåíàâèæó ïðîêëÿòóþ ñêðèïêó,

ëåòî â ðàçãàðå. Çà îêíàìè ãäå-òî
ñâåðñòíèêè â êóùàõ èþëüñêîãî ðàÿ
áüþòñÿ àçàðòíî â ïðèñòåíîê. Íî ýòî
íå äëÿ ìåíÿ – ÿ íà ñêðèïêå èãðàþ.

Áåäíîìó ñûíó ñî ñêðèïêîé íå ñëàäèòü:
ñêðèïêà îíà îò Âñåâûøíåãî, âðîäå,
òîëüêî â ðóêàõ íå Åãîðîâà Âàäè,
à Õåéôåöà ßøè è Îéñòðàõà Äîäè.

Ñêðèïî÷êà, ñêðèïî÷êà, ãîðå-íåâåñòà!
Áóäü òû ÷åòûðåæäû áëàãîñëîâåííà,
èáî íå áóäü òû îñêîìèíîé äåòñòâà,
ÿ íå âèäàë áû Ïàðèæà è Âåíû,

èáî, æóð÷à, êàê ðó÷åéíûå ñòðóéêè,
çàïàõ âïèòàâ êàíèôîëè ÿíòàðíîé,
ýòè ÷åòûðå ñêðèïè÷íûå ñòðóíêè
â øåñòü  ïðåâðàòèëèñü íàä ãðèôîì ãèòàðíûì.

Ñòàðîñòü ïîä ñåðäöåì, ñàäíèò êàê îñêîëîê.
Åæåâå÷åðíå, êðÿõòÿ è ñòåíàÿ,
ÿ óõîæó â ìóçûêàëüíóþ øêîëó –
òîëüêî íèêòî ýòó òàéíó íå çíàåò.

Òàì, êàê ïîä ñâîäàìè Áîæüåãî õðàìà,
ãäå íå äî ìåëêèõ æèòåéñêèõ ìûñëèøåê,
ÿ ñ íàñëàæäåíüåì ïèëèêàþ ãàììû…
Òîëüêî íèêòî ýòè ãàììû íå ñëûøèò.

Ìàðò 2016 ãîä.

   Íà ñâîèõ âûñòóïëåíèÿõ, íàðÿäó ñ èñïîëíåíèåì ïåñåí, Âàäèì Åãîðîâ, ïî ïðîñüáå ñëóøàòåëåé ÷èòàåò è ñòèõè. ×àñòî ïðîñÿò åãî ïðî÷èòàòü ñòèõîòâîðåíèå: «Çàïàõ áàííîãî ìûëà…»

       ***

Çàïàõ áàííîãî ìûëà…
Çàïàõ áàííîãî ìûëà,
Êîãäà ìàìà ìåíÿ,
ïÿòèëåòíåãî, ìûëà –
îí âèòàë íàä ñòðàíîé,
îí â ñòîëåòüå
âïëåòàëñÿ,
îí â ïîäêîðêó ìîþ,
ñëîâíî â ãóáêó, âïëåòàëñÿ.

Íå çàáóäó âîâåê,
êàê â ïðåäóòðåííåé ðàíè
ìû õîäèëè ñ îòöîì
â Ñàíäóíîâñêèå áàíè,
ãäå óðàâíèâàë âðàç
äîõëÿêà è ãðîìèëó
çàïàõ âåíèêà
è çàïàõ áàííîãî ìûëà.
Ýòîò çàïàõ ïðîíçèòåëüíûé
(òîëüêî íå ñìåéòåñü!)
çàïàõ äåòñòâà, ãäå âñå ìû
ãëóïû è áåññìåðòíû.
Ãðóáîâàòûé, êàê çàïàõ
ñîëäàòñêîé øèíåëè,
äëÿ ìåíÿ íàâñåãäà
îí íåæíåå «Øàíåëè».

…Ìèð ñåãîäíÿ èíîé.
È èíàÿ ïëàíåòà.
Ìûëî áàííîå åñòü.
À âîò çàïàõà íåòó.
Äåìîêðàòèÿ åñòü.
Åñòü ÷åðíóõà – ïîðíóõà.
Áàíü íàâàëîì – íî â íèõ
íåòó áàííîãî äóõà.
ß æèâó áåç íåãî
(íå æèâó – äîæèâàþ)
è ñóäüáû ïîëîòíî,
êàê ìîãó,
äîøèâàþ.
Îí áåññïîðíî õîðîø. Îí
òàëàíòëèâî âûòêàí.
 í¸ì ëþáâè çàïîçäàëîé
ÿð÷àéøàÿ íèòêà.
 í¸ì âñ¸ òàê ñîðàçìåðíî,
òàê ðàçóìíî íà ìåñòå.
Çàïàõ áàííîãî ìûëà
áûë áû â í¸ì íåóìåñòåí.

Íå ïðîðî÷ó, ÷òî áóäåò.
Íå çàáóäó, ÷òî áûëî:
 öåíòðå ãðîçíîãî âåêà –
Çàïàõ áàííîãî ìûëà
È ìåíÿ ïîóòðó
Ìàìà þíàÿ áóäèò…
Âïåðåäè âñ¸, ÷òî áûëî.
Ïîçàäè âñ¸, ÷òî áóäåò.

2008 ãîä.

       ***

     Íà ñìåðòü Ë.È.Áðåæíåâà.

Ïîä äîùàòîé òàðîþ
îïî÷èë, êàñàòèê…
Ïîõîðîíÿò ñòàðîãî –
íîâîãî ïîñàäÿò.

Ïîêëîíèìñÿ â íîæåíüêè
Ïåòå èëè Âàñå –
áóäåò íîâûé áîæåíüêà
íà èêîíîñòàñå.

Íðàâèòñÿ, íå íðàâèòñÿ –
íî íà÷í¸ì, ìóäèëû,
ïåòü ïñàëìû è ñëàâèöû
è êàäèòü êàäèëîì,

ëåñòíîé îäîé ÷åñòâîâàòü,
êðàñîê íå æàëåÿ,
êð¸ñòíûì õîäîì øåñòâîâàòü
ìèìî Ìàâçîëåÿ

è òâåðäèòü, êàê «Îò÷å íàø»:
«Íà òðèáóíå – êòî òàì?»,
è äðóã äðóãà ïîò÷åâàòü
ñâåæèì àíåêäîòàì.

1982 ãîä.

       ***

Ïðåñíûõ äíåé ïîìåøèâàÿ âàðåâî,
îò Ñâÿòîãî Ñëîâà âäàëåêå,
ñ Áîãîì ÿ åù¸ íå ðàçãîâàðèâàë
íà åãî áåçìîëâíîì ÿçûêå.

Äóõ îòðèíóâ, íåìîùü ïëîòè âûëå÷ó,
íîâûå èçâåäàþ àçû,
íî óæå, íàâåðíîå, íå âûó÷ó
Ãîñïîäà áîæåñòâåííûé ÿçûê.

Âãëÿäûâàþñü â Áèáëèþ,
êàê â áåçäíó ÿ,
ïåðåä ýòîé áåçäíîþ äðîæó,
ñëîâîñî÷åòàíèÿ íåáåñíûå
íà çåìíîé ÿçûê ïåðåâîæó,

è äóøà, ïðèíÿòü óæå ãîòîâàÿ,
ïåðåâîä áóáíèò, êàê ïîíîìàðü…
Íå ïåðåâåñòè ñëîâà, êîòîðûå
íàäî ñ ïîëóñëîâà ïîíèìàòü.

Ëèøü â ëàäüå Õàðîíà-ïåðåâîç÷èêà,
Ñòèêñà õîëîä ÷óâñòâóÿ â ãîðñòè,
â ïåðâûé ðàç øåï÷ó áåç ïåðåâîä÷èêà:
«Íå ïîìèëóé, Áîæå, íî – ïðîñòè».

1990 ãîä.

       ***

Êàê æèâó? Ãðåøó è êàþñü
è, âîñòðÿ êàðàíäàøè,
ïðîñòî ñëîâîì îòêëèêàþñü
íà ìàëåéøèé çîâ äóøè,

íà ìåëü÷àéøèå ïðèìåòû
äíåé, ëåòÿùèõ áåç ñëåäà,
è Ïîýçèè ïðåäìåòîì
âñå ñòàíîâèòñÿ òîãäà.

1985 ãîä.

Источник