Валентин плучек биография личная жизнь
Валенти́н Никола́евич Плу́чек (22 августа [4 сентября] 1909 — 17 августа 2002) — советский и российский театральный режиссёр, актёр. Народный артист СССР (1974). Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1977). Главный режиссёр Московского театра Сатиры (1957—2000)[2].
Биография[править | править код]
Родился 22 августа [4 сентября] 1909 года в Москве в еврейской семье[3].
В детстве не помышлял о театре: рано потерял отца и, не найдя общего языка с отчимом, фамилию которого носил[4], подружился с беспризорниками, покинул родительский дом и в конце концов оказался в детском доме[5].
У Вс. Мейерхольда[править | править код]
По свидетельству самого В. Плучека, в детстве у него отмечали самые разнообразные способности, в том числе и к изобразительному искусству. Окончив семь классов средней школы, поступил во ВХУТЕМАС. Но интересы не ограничивались живописью: его кумирами в те годы были В. Маяковский и Вс. Мейерхольд. В 1926 году поступил на актёрский факультет Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством Вс. Мейерхольда. В 1929 году поступил уже на режиссёрский факультет той же мастерской и тогда же в качестве актёра был принят в труппу Государственного театра им. Вс. Мейерхольда (ГосТиМ)[6], где дебютировал в небольшой роли в спектакле «Ревизор» Н. Гоголя. Начинающий актёр был замечен публикой и самим автором после исполнения трёх эпизодических ролей в «Клопе» В. В. Маяковского (1929). При постановке «Бани» в 1930 году сам В. Маяковский настоял на том, чтобы Моментальникова играл В. Плучек[5].
Поскольку в театре Вс. Мейерхольда спектакли мог ставить только сам художественный руководитель[7], молодые режиссёры, не имея возможности реализоваться, как правило, очень скоро покидали театр. В. Плучек оставался с Вс. Мейерхольдом, хотя, по собственному свидетельству, однажды и поссорился с учителем, вплоть до ухода из театра. «Но всё равно возвратился к нему по первому же его зову, потому что нигде не мог так безошибочно найти самого себя, как у него в театре»[5].
Тем не менее, продолжая служить в ГосТиМе, в 1932 году организовал собственный театр — ТРАМ электриков[6], на основе самодеятельного театрального коллектива, существовавшего при Московском электрозаводе имени В. Куйбышева. В этом театре начинал свою карьеру З. Гердт, учившийся в то время в ФЗУ завода[3].
«Арбузовская студия»[править | править код]
В январе 1938 года Государственный театр имени Вс. Мейерхольда был закрыт. В 1939 году вместе с драматургом А. Арбузовым организовал в Москве театральную студию, так называемую «Арбузовскую студию»[6], куда перешли из ТРАМа электриков И. Кузнецов и З. Гердт. Среди студийцев были Вс. Багрицкий, А. Галич, М. Греков, В. Архангельская, М. Новикова, Т. Рейнова, С. Милькина. Именно здесь впервые заставил о себе говорить, поставив перед самой войной (премьера состоялась 5 февраля 1941 года) спектакль «Город на заре» по пьесе, написанной самими студийцами под руководством А. Арбузова. С началом войны студия фактически распалась: многие, не только актёры, но и актрисы, ушли на фронт[8]; часть студии работала в качестве фронтового театра[9]. Сам же В. Плучек в 1942 году возглавил Драматический театр Северного флота в Полярном, где поставил ряд спектаклей, в том числе «Давным-давно» А. Гладкова и «Офицер флота» А. Крона[6].
В Театре сатиры[править | править код]
После окончания войны, в 1945 году, возглавил Московский гастрольный театр при Всероссийском театральном обществе. Начавшаяся в 1948 году «борьба с космополитизмом» не обошла и его стороной: в начале 1950 года он был уволен из театра. Однако именно это увольнение определило его судьбу на оставшиеся полвека: Н. Петров, возглавлявший в то время Московский театр сатиры, пригласил безработного режиссёра к себе[3].
В новом театре дебютировал в 1950 году спектаклем «Не ваше дело» по пьесе В. Полякова[5]. Позже поставил вместе с Н. Петровым спектакли «Пролитая чаша» Ван Шифу, «Потерянное письмо» И. Караджале и «Баню» В. Маяковского. И «Баня» (1953), и последовавшие за ней постановки других пьес В. Маяковского — «Клоп» (1955) и «Мистерия-Буфф» (1957) — стали важным этапом как в творчестве самого режиссёра, так и в истории Театра сатиры[6].
В 1957 году был назначен главным режиссёром театра. В том же году состоялась премьера его знаменитого и скандального спектакля «А был ли Иван Иванович?» Н. Хикмета (в главных ролях Б. Тенин и А. Папанов). Поставленный в 1959 году «Дамоклов меч» Н. Хикмета стал одним из самых заметных явлений театральной Москвы. Другой свой знаменитый и тоже скандальный спектакль режиссёр выпустил в 1966 — «Тёркин на том свете» А. Твардовского с А. Папановым в главной роли (музыка Р. Щедрина).
Режиссёр собрал превосходную труппу: ещё со времён Н. Горчакова и Н. Петрова на сцене Театра сатиры блистали Т. Пельтцер, В. Васильева, О. Аросева, Г. Менглет и А. Папанов; при нём в театр пришли Б. Новиков, А. Миронов, Р. Ткачук, М. Державин, А. Ширвиндт и многие другие.
Театр сатиры при В. Плучеке был открыт и для поисков молодых режиссёров; одним из самых популярных спектаклей 1970-х годов стал «Затюканный апостол» А. Макаёнка, поставленный Е. Радомысленским, именно здесь состоялся как режиссёр и получил признание М. Захаров, поставивший «Доходное место» А. Островского, «Темп-1929» по ранним пьесам Н. Погодина, пьесу Б. Брехта «Мамаша Кураж и её дети» и ряд других.
Среди лучших постановок самого режиссёра — «Интервенция» Л. Славина, «У времени в плену» А. Штейна, «Ревизор» Н. Гоголя; на протяжении многих лет со сцены театра не сходил искромётный «Женский монастырь» В. Дыховичного и М. Слободского (1964). В 1969 году состоялась премьера спектакля «Женитьба Фигаро» П. Бомарше с А. Мироновым в главной роли; спектакль шёл при полных аншлагах до 1987 года, пока был жив исполнитель главной роли. В 1982 году режиссёр поставил «Самоубийцу» Н. Эрдмана, первую версию, с Р. Ткачуком в главной роли. Пьеса, написанная много лет назад, оказалась современной и злободневной, и спектакль очень скоро был запрещён. В 1986 году, с началом перестройки, режиссёр восстановил «Самоубийцу», но это был уже другой спектакль.
В 2002 году режиссёр работал над комедией К. Гольдони «Слуга двух господ».
Автор книги «На сцене — Маяковский» (1962).
Скончался 17 августа 2002 года в Москве на 93-м году жизни. Похоронен на Ваганьковском кладбище[10].
Семья[править | править код]
- Жена — Зинаида Павловна Дмитриева (1915—2005), актриса театра.
- Сын — Андрей Валентинович Плучек (род. 1938), журналист.
- Двоюродный брат — Питер Брук, театральный режиссёр, родился в Лондоне, куда его отец, уроженец Двинска Семён Брук, переехал с двумя сёстрами после Первой мировой войны[5][11]. По воспоминаниям Питера Брука[12][13], его отец поддерживал связи с оставшейся в Москве сестрой Фаней Матвеевной (матерью Валентина Плучека)[14] до изменения положения в СССР в середине 1930-х годов. В сохранившихся архивных материалах Фанни Матвеевна (Фрейда Мордуховна) Брук (в замужестве Гинцбург; 13 ноября 1878, Двинск — ?), дочь Мордуха Берковича Брука (1852—?, уроженца Новгород-Северского) и Двейры-Доры Гецелевны Брук (1858—?), вышла замуж за купца первой гильдии из Борисова Нохима Мордуховича (Николая Матвеевича) Гинцбурга. 24 августа (6 сентября) 1906 года в Двинске у них родился сын Исаак Гинцбург (в будущем известный как Валентин Плучек)[15]. Семья жила в Двинске в доме Рочко на Рижской улице, № 5, квартира 1[16].
Награды и звания[править | править код]
- Заслуженный артист РСФСР (18.07.1956)
- Народный артист РСФСР (25.02.1964)
- Народный артист СССР (17.10.1974)
- Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1977) — за постановку спектакля «Пена» С. В. Михалкова
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (23.10.1999)
- Два ордена Отечественной войны II степени (07.03.1945, 06.04.1985)
- Орден Трудового Красного Знамени (08.01.1970)
- Орден Дружбы народов (04.09.1979)
- Медаль «За оборону Советского Заполярья»
- Медаль «В память 850-летия Москвы»
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
- Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства (1997) — за постановку спектакля «Укрощение строптивой» в Московском театре сатиры
- Международная премия К. Станиславского (Международный Фонд К. С. Станиславского, 1996)[17]
Творчество[править | править код]
Режиссёрские работы[править | править код]
Фильмография[править | править код]
Режиссёр
- 1959 — Обнажённая со скрипкой (фильм-спектакль) (постановщик спектакля) (совм. с В. М. Рыжковым)
- 1960 — Игроки (фильм-спектакль)
- 1960 — Сизиф и смерть (фильм-спектакль)
- 1962 — Наследники Рабурдэна (фильм-спектакль) (совм. с Е. Я. Весником)
- 1962 — Яблоко раздора (совм. со Е. К. Сташевской, сценарий совм. с М. А. Бирюковым и Г. Штайном)
- 1971 — Женский монастырь (фильм-спектакль)
- 1971 — Малыш и Карлсон, который живёт на крыше (фильм-спектакль) (совм. с М. И. Микаэлян, сценарий совм. с М. И. Микаэлян и С. Л. Прокофьевой)
- 1973 — Безумный день, или Женитьба Фигаро (фильм-спектакль)
- 1974 — Маленькие комедии большого дома (фильм-спектакль) (совм. с А. А. Ширвиндтом и А. А. Мироновым)
- 1975 — Дом, где разбиваются сердца (фильм-спектакль) (совм. с В. А. Храмовым)
- 1976 — Пощёчина (фильм-спектакль) (совм. с Л. Д. Эйдлиным)
- 1977 — Пена (фильм-спектакль) (совм. с М. А. Марковой)
- 1978 — Таблетку под язык (фильм-спектакль) (совм. с Б. М. Конуховым)
- 1980 — У времени в плену (фильм-спектакль) (совм. с А. В. Казьминой и В. Б. Кеворковым)
- 1982 — Ревизор (фильм-спектакль)
- 1986 — Ворон (фильм-спектакль) (руководитель постановки) (совм. с А. А. Левинским)
- 1987 — Гнездо глухаря (фильм-спектакль) (совм. с В. Ф. Чириковым)
- 1989 — Самоубийца (фильм-спектакль)
Озвучивание
- 1994 — Валентина Георгиевна, ваш выход! (документальный) — за кадром
Участие в фильмах
- 1989 — Голос памяти (документальный)
- 1991 — Андрей (документальный)
Архивные кадры
- 2011 — Анатолий Папанов. От комедии до трагедии (документальный)
Память[править | править код]
К столетию режиссёра, 15 октября 2009 года, в Москве состоялось открытие постоянной экспозиции в новом филиале Театрального музея им. А. А. Бахрушина — музее-квартире В. Н. Плучека[20].
Примечания[править | править код]
- ↑ Плучек Валентин Николаевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
- ↑ Плучек, Валентин Николаевич — статья из Большой советской энциклопедии.
- ↑ 1 2 3 Рапопорт А. Исай Кузнецов: все ушли…. журнал «Лехаим», № 3 (179) (март 2007). Дата обращения 2 июня 2012.
- ↑ Вся Москва: адресная и справочная книга на 1930 год: Единственным носителем фамилии Плучек в Москве в справочниках «Вся Москва» с 1906 по 1935 год был Яков Леонтьевич Плучек, член исполкома Баумановского райсовета Москвы.
- ↑ 1 2 3 4 5 Плучек Валентин Николаевич // Кто есть кто в современной культуре : В 2 вып. / Гл. ред. С. М. Семёнов, авт. и сост. Н. И. Шадрина, Р. В. Пигарев и др. — М.: МК-Периодика, 2006—2007. — ISBN 5-93696-007-3, 5-93696-010-2.
- ↑ 1 2 3 4 5 Рудницкий К. Л. Плучек, Валентин Николаевич // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4.
- ↑ Ростоцкий Б. Мейерхольда имени театр // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 3.
- ↑ Галич А. А. Генеральная репетиция / Шаталов А. Н.. — М.: Советский писатель, 1991. — С. 353. — 560 с. — ISBN 5-265-02168-X.
- ↑ Рудницкий К. Л. Арбузов, Алексей Николаевич // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М.: Советская энциклопедия, 1961. — Т. 1.
- ↑ Могила В. Н. Плучека на Ваганьковском кладбище (недоступная ссылка). Дата обращения 15 ноября 2011. Архивировано 29 июля 2012 года.
- ↑ Русский англичанин Питер Брук
- ↑ Michael Kustow «Peter Brook: A Biography»
- ↑ Матвей Брук — двинский дедушка двух талантливых режиссёров
- ↑ Михаил Швыдкой «Неслыханная простота»
- ↑ Записи о родившихся в Двинске евреях за 1906 год: Указанные выше полные записи о рождениях, бракосочетаниях и переписи населения 1897 года доступны на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org, требуется регистрация).
- ↑ Виталий Рочко «Семейный архив свято храню»: Согласно этим воспоминаниям, Валентин Плучек и Питер Брук состояли в родстве с владельцем дома — купцом первой гильдии В. Г. Рочко.
- ↑ stanislavsky-season (недоступная ссылка). Дата обращения 14 апреля 2017. Архивировано 20 апреля 2017 года.
- ↑ Московский театр сатиры. Спектакли прошлых лет.
- ↑ Актёр, режиссёр Валентин Николаевич Плучек.
- ↑ Музей-квартира В. Н. Плучека на сайте ГЦТМ имени А. А. Бахрушина
Ссылки[править | править код]
- Плучек, Валентин Николаевич — статья из Большой советской энциклопедии.
- Плучек Валентин Николаевич (1909—2002) // Кто есть кто в современной культуре : В 2 вып. / Гл. ред. С. М. Семёнов, авт. и сост. Н. И. Шадрина, Р. В. Пигарев и др. — М.: МК-Периодика, 2006—2007. — ISBN 5-93696-007-3, 5-93696-010-2.
- Музей-квартира В. Н. Плучека
Источник
Биография
Валентин Николаевич Плучек был советским и российским режиссером, работавшим в Московском театре Сатиры на протяжении полсотни лет. Десятки знаменитых актеров, воплощавших оригинальные идеи, получили из рук мужчины в мир искусства счастливый билет.
Детство и юность
Валентин Плучек появился на свет в августе 1909 года в семье представителей еврейской национальности, обосновавшейся в Москве. В начале XX века окружающие не подозревали, что благодаря природному дару он станет известен в стране.
Отец будущего режиссера Николай Матвеевич Гинцбург принадлежал к старинному клану зажиточных процветавших купцов. В молодости он сочетался браком с дочерью Мордуха Берковича Брука, выходца из творческих интеллигентных кругов Новгород-Северского.
Фанни Матвеевна Брук-Гинцбург создавала уют в доме, жизнь была безоблачной и счастливой, пока не скончался супруг. Женщина, оправившись от трагедии, во второй раз вышла замуж, надеясь, что у сына от прошлого брака появится наставник и друг.
Валентин Плучек и Андрей Миронов
Мальчик неоднозначно воспринял факт присутствия отчима, он предпочитал проводить время в компании соседей и друзей. В раннем детстве Валентин Плучек убежал от приемного родителя и воспитывался в интернате с детьми из несостоятельных семей.
В годы учебы в государственной общеобразовательной средней школе представитель еврейского рода проявил творческий талант. Учителя и одноклассники были на 100 % уверены, что из него выйдет живописец, писатель или музыкант.
По окончании семилетки умный и способный подросток решил присоединиться к «артели» художников и поступил во ВХУТЕМАС. Профессиональные интересы сменились после знакомства с советской драмой, в молодости Плучек ходил на спектакли за неделю по несколько раз.
Игра Всеволода Мейерхольда заставила сменить планы на будущее: Валентину посчастливилось найти место в его экспериментальной мастерской. Прослушав курс сценической речи, юноша решил двинуться дальше, в итоге театральная режиссура стала призванием и судьбой.
Правда, на начальном этапе профессиональной творческой карьеры Плучек являлся статистом в пьесах по мотивам книг. В этот период он увлекся поэзией Владимира Маяковского, полюбив советского футуриста за яркий и образный язык.
Личная жизнь
В личной жизни Валентина Николаевича присутствовало много женщин. Татьяна Егорова в скандальном издании обнародовала связи с рядом актрис. Подвергшаяся критике «писательница» рассказала о том, что мужчина скрывал отношения с любовницами в тени театральных кулис.
Тем не менее достоянием прессы стал роман с Татьяной Васильевой, в качестве награды получившей десяток первостепенных ролей. После знакомства с режиссером никому не известная статистка стала любимицей публики.
Питер Брук, Рая Этуш, Зинаида Дмитриева-Плучек и Валентин Плучек после спектакля в Театре сатиры “Самоубийца” Н. Эрдмана. 1994
Опубликовано Галиной Полтавской Понедельник, 21 мая 2018 г.
Питер Брук, Рая Этуш, Зинаида Плучек и Валентин Плучек
Официальная жена Зинаида Плучек старалась не реагировать на измены, позже обсуждавшиеся гостями и авторами телешоу «Пусть говорят». Брак с великим человеком, посвятившим жизнь Театру сатиры, постоянная спутница считала наивысшей из возможных наград.
Жизнь женщины протекала в комфортабельной московской квартире, которую, по мнению завистников, режиссер получил нечестным путем. Считалось, что заслуги мужчины перед миром высокого искусства и государственные награды были совсем ни при чем.
Валентин Николаевич, который сутками пропадал на спектаклях и репетициях, воспитывал сына Андрея Плучека, родившегося в конце 30-х годов. Юноша, получивший образование на факультете журналистики, стал автором публицистических и биографических трудов.
Театр и фильмы
В молодости Плучеку не удавалось реализовать амбиции режиссера, он покинул труппу Мейерхольда, проработав актером несколько лет. В театре, организованном Валентином при советском «Электрозаводе», появились первые самостоятельные постановки.
В конце 30-х состоялась встреча с драматургом Алексеем Арбузовым, после которой появилась творческая студия в Москве. Имя бывшего детдомовца стало известно широкой публике после премьеры спектакля под названием «Город на заре».
Приход немецко-фашистских захватчиков на территорию Страны Советов отразился на жизни Плучека и замедлил карьерный рост. В драмтеатре Северного флота представителю еврейского рода впервые в жизни был предложен ответственный руководящий пост.
После капитуляции Германии Плучек возвратился в столицу, работал во всероссийском обществе, нацеленном на антизападную борьбу. Увольнение по неизвестным причинам в начале 1950-х положительным образом повлияло на дальнейшую творческую судьбу.
Безработного режиссера приютили в знаменитом Театре сатиры, там он поставил пьесы «Страницы минувшего» и «Клоп». Спустя время Плучек возглавил коллектив выдающихся личностей, и жизнь стала похожей на разноцветный калейдоскоп.
На репетиции Валентин Плучек, Андрей Миронов и Валентин Гафт.
“Безумный день, или Женитьба Фигаро”Опубликовано Галиной Полтавской Среда, 3 апреля 2019 г.
Валентин Гафт, Андрей Миронов и Валентин Плучек
Назначение на должность мужчина отметил яркими, но скандальными представлениями, ставшими предметом обсуждения и темами газетных статей. Спектакли «Василий Теркин на том свете» и «А был ли Иван Иванович» посмотрели и оценили советские зрители.
Заслугой Валентина Николаевича как художественного руководителя считается открытие обладателей славных театральных имен. Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Татьяна Пельтцер и Анатолий Папанов с легкой руки ученика Мейерхольда стали звездами тех времен.
Кроме этого, в театр приглашали талантливых молодых режиссеров Евгения Радомысленского, Марка Захарова, Николая Погодина и других. Премьеры, показанные на сцене в 1970-е годы, пользовались уважением и любовью людей зрелых и молодых.
Главными шедеврами самого Плучека сейчас считаются спектакли «Ревизор», «Трехгрошовая опера», «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Ряд постановок режиссера стали художественными фильмами, вошедшими с течением времени в золотой фонд мирового кино.
Смерть
Спустя 3 года после празднования 90-летнего юбилея режиссер задумал постановку комедийной пьесы «Слуга двух господ». Известие о скоропостижной смерти по причине неназванной болезни в августе 2002-го потрясло российский народ.
Церемония прощания по традиции прошла на сцене Театра сатиры, в последний путь руководителя проводили аплодисменты сотен людей. У могилы на Ваганьковском кладбище трогательные речи сказали супруга Зинаида Павловна и компания ближайших друзей.
Могила Валентина Плучека
Со временем в доме на Большой Бронной улице, ставшем театральным музеем, открылась для посещения квартира, которой владел режиссер. Экспозиция из произведений живописи, предметов быта и фотографий в рядах искушенной московской публики вызвала настоящий фурор.
Тогда же в фильме «Валентин Плучек. В поисках утраченного оптимизма» журналист Денис Чуваев рассказал о жизни творца. Коллеги по профессии, участвовавшие в документальных съемках, сказали, что худрук был верен делу театра до конца.
Фильмография
- 1959 — «Обнаженная со скрипкой»
- 1962 — «Яблоко раздора»
- 1973 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
- 1974 — «Маленькие комедии большого города»
- 1975 — «Дом, где разбиваются сердца»
- 1978 — «Таблетку под язык»
- 1982 — «Ревизор»
- 1986 — «Ворон»
- 1987 — «Гнездо глухаря»
- 1989 — «Самоубийца»
Спектакли
- 1950 — «Не ваше дело»
- 1953 — «Баня»
- 1955 — «Клоп»
- 1957 — «Мистерия-Буфф»
- 1966 — «Василий Теркин на том свете»
- 1969 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
- 1972 — «Ревизор»
- 1977 — «Бег»
- 1980 — «Трехгрошовая опера»
- 1984 — «Вишневый сад»
- 1991 — «Идеальный муж»
- 1994 — «Укрощение строптивой»
- 1994 — «Самоубийца»
Источник