Валентин серов биография личная жизнь

Валентин серов биография личная жизнь thumbnail

Валентин Серов писал портреты и пейзажи, рисовал иллюстрации и выпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись и состоял в совете Третьяковской галереи. «Девочка с персиками», полотна с членами императорской семьи, афиша с Анной Павловой и портрет обнаженной Иды Рубинштейн – вспоминаем творчество известного русского художника.

«Взмахивал карандашом решительно и смело»

Валентин Серов родился в Петербурге в 1865 году. Его отец Александр Серов был музыкальным критиком и композитором, мать Валентина Серова (Бергман) – пианисткой и первой женщиной-композитором в России. Отец будущего художника умер, когда мальчику было шесть лет. Вскоре после его смерти Серов с матерью переехали в Мюнхен. Молодая пианистка была увлечена музыкой и уделяла ребенку не так много времени, однако она рано заметила талант сына к рисунку и отдала его на обучение к немецкому граверу Карлу Кёппингу.

Когда Серову было девять лет, его творческие успехи отметил скульптор Марк Антокольский. Он посоветовал матери нанять для мальчика педагога из русских художников. Учителем Серова стал молодой Илья Репин.

Валентин серов биография личная жизнь

Занятия с Репиным начались в Париже, затем продолжились в Москве. Серов поселился в доме учителя – они вместе писали натурщиков и ходили на этюды. В 1880 году Серов с рекомендательным письмом от Репина поехал в Петербург. Он сдал экзамены и поступил в Петербургскую Академию художеств в класс Павла Чистякова. Молодой художник изучал «чистяковскую систему» строгого построения рисунка и вырабатывал собственные художественные взгляды.

«И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция – все было у Серова, и было в превосходной степени».

Спустя пять лет обучения Валентин Серов бросил академию: он хотел работать самостоятельно. Позднее художник писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного Чистякова».

Валентин Серов. Автопортрет. 1880-е. Частное собрание

Валентин Серов. Осенний вечер. Домотканово. 1886. Государственная Третьяковская галерея

Валентин Серов. Открытое окно. Сирень. 1886. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

«Все, чего я добивался, – это свежести»

Серов часто гостил в Абрамцеве – подмосковной усадьбе купцов Мамонтовых. Здесь он написал портрет 12-летней Веры Мамонтовой – знаменитое полотно «Девочка с персиками». Юная натурщица позировала Серову каждый день почти два месяца.

«Все, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности – вот как у старых мастеров».

Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Художник давно мечтал написать портрет в саду, где играют солнце и тень листвы. Он говорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Работа над полотном шла три месяца. Мария Симонович должна была позировать художнику несколько часов в день и при этом – думать о приятном, чтобы сохранять задумчивое и расслабленное выражение лица. Но девушку это не смущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».

«Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на выставке Товарищества передвижников в 1888 году. С ними к Валентину Серову пришло признание критиков и публики. Живописную манеру художника и смешение жанров – портрета, пейзажа и интерьера – особенно высоко оценили импрессионисты.

В Абрамцеве Валентин Серов написал и знаменитый портрет своей невесты Ольги Трубниковой – она воспитывалась в семье тетки Серова Аделаиды Симонович. В январе 1889 года Трубникова и Серов обвенчались в Санкт-Петербурге в церкви Семеновского полка. Молодые супруги вместе съездили в Париж на Всемирную художественную выставку, затем поселились в Москве. В 1890-е годы художник много работал над заказными портретами и путешествовал по России.

Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем. Портрет М.Я. Симонович. 1888. Государственная Третьяковская галерея

Валентин Серов. Летом. 1895. Государственная Третьяковская галерея

Валентин Серов. Девочка с персиками. Портрет В.С. Мамонтовой. 1887. Государственная Третьяковская галерея

Портретист императорской семьи

В этот период Серов рисовал портреты деятелей искусства – итальянских певцов Анджело Мазини и Франческо Таманьо, художников Константина Коровина, Ильи Репина, Исаака Левитана, писателя Николая Лескова и композитора Николая Римского-Корсакова.

В 1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр III с семьей» – в честь спасения царской семьи при крушении поезда на станции Борки. Так началась целая серия портретов императорской семьи. Обычно Серов подолгу трудился над портретами и назначал натурщикам множество сеансов, однако с царем художнику удалось встретиться лишь единожды. Над образом Александра III Серов работал по фотографии. Эскизные портреты детей царя – 17-летней Ксении, 14-летнего царского сына Михаила и 11-летней Ольги – художник рисовал с натуры.

Читайте также:  Елизавета соломин биография личная жизнь

В 1896 году Серов получил право присутствовать на коронации Николая II в Успенском соборе – он написал акварель «Миропомазание Государя Императора». Позже по заказу Николая II Серов написал парадный портрет Александра III в форме датского полка и портрет самого Николая в дар гвардейскому полку. В подарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая II в тужурке. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил в будни. Спустя годы Константин Коровин писал об этом портрете: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора».

Валентин Серов. Портрет Александра III. 1899. Королевский лейб-гвардии полк, Копенгаген, Дания

Валентин Серов. Миропомазание императора Николая II в Успенском соборе. 1899. Музеи Московского Кремля

Валентин Серов. Портрет Николая II. 1900. Государственная Третьяковская галерея

Иллюстратор, преподаватель, художник Русских сезонов

Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Однако после раскола общества Серов, Левитан, Архипов, Васнецов и некоторые другие художники вышли из его состава. В 1898 году появилось новое объединение художников – «Мир искусства», в эту группу вошел и Серов. Он занимался организацией выставок, искал деньги на издание журнала «Мир искусства». Лидер объединения Александр Бенуа вспоминал: «Серов был в нашей среде самым надежным цементом, скреплявшим пестрые, разнохарактерные личности. Его дружескому суду мы верили, и ссорившиеся протягивали друг другу руки».

В конце XIX века Серов увлекся черно-белым рисунком. Он иллюстрировал басни Крылова – изучал повадки волков, лисиц, ворон. Валентин Серов с детства любил животных, они были частыми героями его полотен. Лучшей моделью Серов в шутку называл бульдога, с которым для портрета позировал Феликс Юсупов – сын княгини Зинаиды Юсуповой.

После смерти Павла Третьякова Серова избрали членом совета Третьяковской галереи – он оставался им до конца жизни. С 1898 по 1909 год художник преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества – руководил натурной мастерской. Многие художники, среди которых – Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян – считали Серова своим главным учителем и наставником.

«Угрюмый и задумчивый Серов в душе своей носил удивительный юмор и смех. Он умел подмечать в самых простых обыденных вещах их оригинальность и умел так их передавать в своих рассказах, что они облекались в невероятно смешную форму… Смех его был чрезвычайно тонок».

В 1910-е годы Валентин Серов сотрудничал с Сергеем Дягилевым на его Русских сезонах. Он написал портрет Дягилева, афишу балета с воздушной Анной Павловой и полотно с обнаженной Идой Рубинштейн. Изображение эпатажной танцовщицы напоминало египетские фрески. Серов восхищался своей натурщицей: «Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф».

В 1911 году Валентин Серов умер от сердечного приступа. Художника похоронили на Донском кладбище, позднее его тело перенесли на Новодевичье кладбище.

Источник

Серов Валентин Александрович – русский художник, в творческом наследии которого портреты и пейзажи, графические и живописные работы, выполненные в стилях реализма и импрессионизма. В начале ХХ века – один из популярнейших художников, имя которого было на слуху в самых высоких кругах.

Происхождение

Валентин Серов родился 19 января 1865 года в Санкт-Петербурге. Отец его, Александр Николаевич Серов (1820-1871) был композитором. В зрелом возрасте он женился на Валентине Семёновне Бергман (1846-1924), увлечённой пианистке – позже она станет первой в истории России женщиной, признанной как композитор.

В семье сына называли Тошей (чтобы различать мать и ребёнка с одинаковыми именами). Близкие так его и называли всю жизнь – Тоша и даже Антон.

В доме Серовых всегда было многолюдно от разношерстных гостей. Со стороны отца это были серьёзные писатели, музыканты, тогда как к матери наведывались студенты-нигилисты (она была приверженкой Чернышевского). Случались жаркие либеральные споры, и Тоша часто был предоставлен сам себе.

Без отца

Ему было 6 лет, когда отца не стало. Мать ушла из консерватории и уехала в Мюнхен – здесь тогда была сильная композиторская школа. Сына пристроила к своей подруге, Н.Н. Друцкой-Соколинской, которая в своём имении Никольское Смоленской губернии основала экспериментальную коммуну (из детей растили идеальных граждан). Единственное, что здесь нравилось мальчику, так это природа. Тогда же он начинает рисовать, особенно привлекали лошади, которые стали его любовью на всю жизнь. Однажды воспитательница в наказание порвала рисунки – в биографии художника Серова обида на эту неумную женщину сыграла особую роль, она застряла занозой, и он навсегда запомнил, что к детям надо быть чутким и внимательным. Коммуна долго не продержалась, и Тошу отвезли к матери в Мюнхен.

Читайте также:  Министр образования васильева биография личная жизнь дети

Но он был помехой в занятиях матери музыкой, и его снова пристроили к чужим людям. Фрау Риммершмидт была доброй женщиной – Серов всю жизнь её вспоминал с благодарностью.

Начало

В А Серов Автопортрет 1885 г. В А Серов Автопортрет 1885 г.

Уроки рисования художника Карла Кёппинга, которые он посещал в 1873 году, дали результаты. Валентина Семёновна отправила рисунок сына «Лев в клетке» Антокольскому, скульптору, с которым была знакома ещё по Петербургу. В ответном письме её уверили в несомненном таланте сына. С этого момента мать займётся его художественным образованием.

На зиму они уехали в Париж. Здесь учителем начинающего художника стал Репин, стажирующийся тогда от Академии художеств во Франции. Между тем пора было подумать о гимназии – в Москву 9-летний Валентин Серов, художник начинающий, но чрезвычайно увлечённый, увёз два десятка альбомов со своими рисунками.

Учиться – только художественному мастерству

Обучение в гимназии не давалось. Валентин её так и не окончил, он ни о чём не хотел думать, кроме рисования. Правда, много лет спустя он высказывал матери упрёки в том, что она не сумела заставить его получить образование.

Отчисленный из гимназии в 1879 году, Антоша с удовольствием переехал к Репину. Илья Ефимович был чутким учителем – он только направлял ученика, а тот, следуя собственному вкусу, изображал по наитию. И пришло время, когда Репин понял, что ученик готов к испытанию в Академию художеств. Осенью 1880 года зачисленный вольнослушателем, Серов одновременно посещает занятия в студии П.П. Чистякова, знаменитого профессора портретной живописи и гениального педагога, у которого и Репин учился. Впоследствии именно Чистякова как своего педагога Серов будет ценить и чтить более всего. И Чистяков будет отмечать ученика, как одного из наиболее понятливых и талантливых. Мастерство Серова, автопортрет которого работы 1881 года, выполненный карандашом, уже впечатляет, росло заметными темпами. «Говорят, что похож» – написано под автопортретом. С каждым новым произведением похвал и признания будет всё больше.

В 1882 году успешно сдал экзамены и был переведён в «академисты» на 3-й курс (вольнослушатели учениками не считались). Учёба в стенах Академии перемежалась с разъездами: к тётке, Аделаиде Семёновне Симонович-Бергман, к известному меценату Савве Мамонтову в Абрамцево, в путешествия на Кавказ и Крым. Везде много работает, появились первые карандашные портреты: Репина и Чистякова, любимых учителей, четы Мамонтовых, у которых подолгу жил. Живописный портрет их дочки Верушки, известный как «Девочка с персиками», восхитил весь абрамцевский кружок. Серов портретами увлекался всё больше – азарт вызывала задача точно подметить характер и настроение модели.

Мысль покинуть Академию возникла в 1884 году – ценным педагогом для Серова был только Чистяков, учиться стало скучно и как-бы незачем. Ещё весной 1885-го получил в Академии за этюд с натуры серебряную медаль, а осенью не вернулся на занятия с каникул. Молодой художник смело решил действовать самостоятельно: искать заказы, много работать, выставляться, делать себе имя и карьеру.

Личная жизнь в биографии Валентина Серова

Девочка с персиками 1887 г. Девочка с персиками 1887 г.

В 1879 году в доме тётки Валентин познакомился с Ольгой Трубниковой, сиротой-воспитанницей, родители которой были пациентами мужа Аделаиды Семёновны и умерли от туберкулёза. Ольга была милой, спокойной и трудолюбивой девушкой – Валентин, не выносивший твёрдых и властных, в мягкую Лёлю влюбился сразу. Два года понадобилось, чтобы и он, и Ольга поняли, что хотят быть вместе. Свадьбу пришлось ждать долгих восемь лет – стремящиеся к самостоятельности и независимости, при этом не имеющие средств, молодые люди трудились, чтобы соединиться. Ольга отправилась учительствовать в Одессу, а Серов пишет на заказ всё, что просят, даже лошадей.

В 1889 году Валентин с Ольгой обвенчались. Семейная жизнь складывалась на бегу – художник то в Москве, то в Петербурге, то в Европе. Поначалу жена его сопровождала, но с появлением детей это стало невозможно.

В семье родилось шесть детей – четыре сына и две дочери.

Годы признания

К началу 1890-х биография и творчество Валентина Серова чрезвычайно насыщены – он стал известен не только в кругах, близких к искусству, но и в высших. Так, художник написал картину «Александр III с семьёй», групповой портрет для павильона у часовни, поставленной на месте крушения поезда, в котором ехал император (29 октября 1888 года). На картину впоследствии крестились, как на икону – спасение царской семьи было принято за чудо. Какой Серов художник, восхищало многих Романовых – он написал более десяти портретов особ царствующей династии. При работе часто приходилось писать не с натуры, а с фотоснимков. Но картины Серова не были их живописным дубликатом – используя всего два-три сеанса позирования (сколько выделяли), художник умело схватывал самые тонкие нюансы характеров и настроений.

Читайте также:  Ирина меладзе биография личная жизнь и дети

С 1890 года начал преподавать, сначала в частном порядке, с 1901 года в Училище живописи и школе-мастерской Е.Н. Званцевой. В 1905-м отказался от звания академика в знак протеста (январский расстрел его шокировал). В 1909-м покинул московское Училище живописи, ваяния и зодчества после почти десяти лет преподавания – это тоже был протест, когда градоначальник своей властью исключил из училища талантливейшую Анну Голубкину как неблагонадёжную.

Репин сагитировал его в Товарищество передвижников – Серов у них выставлялся, а в 1894 году стал членом ТПХВ (вышел из него в 1909, когда Товарищество исчерпало себя). Иллюстрировал М.Ю. Лермонтова, собрание сочинений поэта, изданное к 50-летию его гибели, басни Крылова и другие книги. Работал над афишами и декорациями, по заказу Дягилева в 1911 году создаёт великолепный занавес, сказочное начало и окончание балета «Шахерезада».

Портретная плеяда

Среди картин Валентина Серова всегда выделялись портреты – тщательная подготовка, выбор позы портретируемого и поставленная перед собой задача подметить и отобразить суть натуры, а не просто внешнее сходство, привели к созданию великолепной и обширной галереи известных личностей, современников живописца. Биография художника Серова и его картины – ценнейшие источники знаний и красноречивые средства знакомства с людьми, причастными к истории России, её культуре и искусству. Кроме членов императорской фамилии ему позировали Шаляпин и Ермолова, Горький и Дягилев, Станиславский и Третьяков, Репин и Левитан… Это лишь краткий список.

Хороший друг, верный муж, порядочный человек

Девушка, освещённая солнцем 1888 г. Девушка, освещённая солнцем 1888 г.

Он ценил дружбу и искренность в отношениях. Надёжный товарищ, Серов с самым близким другом Константином Коровиным был тесно связан всю жизнь, хотя они были совсем непохожи по темпераменту, привычкам. Неразлучную парочку друзья в шутку называли «Коров и Серовин».

Богемным художником в привычном понимании Серов не был: аккуратный, сдержанный, немногословный. В мастерской чистота и порядок. Верный и любящий супруг – обожал свою семью, детей и никогда не заводил романов на стороне. «Я неразвратим» – с присущим ему юмором говорил Серов матери. Детские портреты из галереи Серова прекрасно демонстрируют, каким нежным он был отцом.

Принципиальный во всём, что, по его убеждениям, недопустимо, кристально честный – его уважали, с его мнением считались, к его словам прислушивались. «Совесть «Мира искусства» – так называл его Александр Бенуа.

Имя Серова неотрывно от Третьяковской галереи. Художника связывает с музеем не только личное знакомство с его основателем и приятельские отношения с наследниками. Живописец – член Совета галереи, в своё время повлиявший на появление в Третьяковке произведений многих художников Серебряного века. Собственная скромность не позволяла пользоваться положением – свои картины рекомендовать Серов считал неэтичным.

Последние годы

В 1908 году хлопоты новоселья (семья переехала в Ваганьковский переулок) совместились с заботами в связи с рождением дочери Наташи. Художник много работает, в основном пишет портреты. Уход в 1909-м из МУЖВЗ даёт мастеру много времени для творческих процессов, и он активен – наброски Серова этого периода и законченные произведения живописи свидетельствуют об огромных планах художника. Но всё чаще подводит здоровье.

5 декабря 1911 года 46-летнего Валентина Серова, мужчины в самом расцвете сил и молодого отца, не стало. Причиной смерти был приступ стенокардии.

Самые известные произведения Серова, художника двух столетий

Серов – мастер, соединивший искусство XIX и ХХ века. Не отрицая и очень взвешенно применяя приёмы импрессионизма и методы модернизма, всегда оставался реалистом и искуснейшим мастером психологического портрета.

Яблоки на листьях 1879 г. Яблоки на листьях 1879 г.

Наиболее известны его картины под названиями:

  • «Яблоки и листья» (1879);
  • «Автопортрет» (живописный, 1880-х) – визитная карточка Серова;
  • «Девочка с персиками» (1887);
  • «Девушка, освещённая солнцем» (1888);
  • «Заросший пруд. Домотканово» (1888);
  • «Дети» (1899);
  • «Портрет Мики Морозова» (1901);
  • «Пётр I» (1907);
  • «Портрет Иды Рубинштейн» (1910);
  • «Похищение Европы» (1910) .

Валентин Серов и им написанные творения – настоящий клад, ценность которого с течением лет только возрастает. Всё дальше по времени становятся герои картин художника, реальные люди, тем важнее для истории сохранить образы этих некогда важных для отчизны людей и понять их характеры.

Источник