Валентина караваева биография личная жизнь

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 мая 2019; проверки требуют 27 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Караваева и Чапмен.
Валентина Ивановна Караваева (настоящее имя Алла, в замужестве Чапмен; 21 мая 1921, Вышний Волочёк, Тверская губерния — декабрь (предположительно 25-го) 1997, Москва; на могиле датой смерти указано 12 января 1998) — советская актриса театра и кино. Лауреат Сталинской премии второй степени (1943).
Биография[править | править код]
При рождении получила имя Алла. Увлекшись кинематографом, написала письмо Сталину с просьбой отправить на учебу и получила приглашение в школу Мосфильма. В 1940 году Валентина Караваева окончила актёрскую школу при киностудии «Мосфильм», мастерская Ю. Я. Райзмана. Он взял её на главную роль в своем фильме «Машенька». После выхода фильма, в 1943 году, вся съёмочная группа получила Сталинскую премию второй степени, и Караваева в 21 год стала самым молодым её лауреатом.
В 1944 году по пути на съёмки нового фильма Юлия Райзмана «Небо Москвы» Караваева попала в автокатастрофу — автомобиль на скорости столкнулся с трамваем. Водитель погиб, а у Валентины Караваевой остался ужасный шрам, протянувшийся от уха до подбородка. Её лицо осталось изуродовано, и это отлучило её от возможности сниматься в кино, за исключением эпизодов.
В 1944—1945 годах — актриса театра им. Моссовета.
В 1945—1950 годах, будучи замужем за английским атташе Джорджем Чапменом, жила в Великобритании и Швейцарии, организовала театр при русской общине в Женеве, где играла и ставила спектакли. В 1950—1951 — после неудачной пластической операции в Швейцарии развелась с мужем и вернулась в СССР, где ей предложили работу только в провинциальном драматическом театре на её родине, в городе Вышний Волочёк.
В 1951—1953 годах — актриса Московского театра им. А. С. Пушкина. В 1954—1957 — актриса Театра-студии киноактёра.
С 1957 года актриса киностудии им. М.Горького. В 1957 году сыграла в эпизодической роли в экранизации повести Николая Атарова «Повесть о первой любви» (реж. Василий Левин), в титрах фильма её фамилия искажена, вместо В.Караваева указан в эпизовах В.Караваев. Затем лишь через шесть лет в 1964 году Эраст Гарин пригласил Караваеву на съёмки экранизации пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», в которой актриса ярко сыграла острохарактерную роль Эмилии. Последнее появление актрисы на экране состоялось в 1968 году — в эпизоде фильма Моисея Калика «Любить…».
Работала над дубляжом кинокартин. Караваева дублировала роли актрис Бетт Дейвис («Всё о Еве»), Марлен Дитрих («Свидетель обвинения»), Грета Гарбо, Арлетти («Дети райка»), Ингрид Бергман («Осенняя соната»).
Последние годы актриса вела буквально нищенское существование. Иногда удавалось поработать на дубляже, что-то платили из жалости в Театре киноактёра. Режиссёры не приглашали сниматься — и тогда она сама стала снимать кино. Двадцать с лишним лет Караваева играла перед любительской кинокамерой, звук записывала на допотопный катушечный магнитофон. Для роли Нины Заречной в «Чайке» она сделала себе чайку — птицу из проволоки, бумаги и перьев. Одни и те же роли она играла на протяжении двадцати с лишним лет. В 2000 году режиссёр Георгий Параджанов снял документальный 36-минутный фильм «„Я — Чайка“. Тайна жизни актрисы Караваевой», в котором использовал эти плёнки.
Точная дата смерти не известна. Тревогу забили соседи, когда в доме прорвало трубу, а из квартиры Валентины Караваевой никто не вышел.
Валентина Караваева похоронена на Хованском кладбище Москвы (надпись на могиле «Чапмен-Караваева Валентина Ивановна 21.05.1921 — 12.01.1998 гг. Незабвенная Машенька»).
Караваева — прототип главной героини романа Юрия Буйды «Синяя кровь» (2011), актрисы по имени Ида Змойро. В романе воспроизведены многие подробности жизни Караваевой (съёмки в киноленте «Машенька», Сталинская премия, автокатастрофа и шрам, замужество за английским дипломатом, работа в дубляже, самодельные фильмы).
Творчество[править | править код]
Актёрские работы[править | править код]
- 1939 — Ночь в сентябре — подруга Дуни
- 1940 — Будни — Машенька, буфетчица (нет в титрах)
- 1940 — Закон жизни — студентка (нет в титрах)
- 1940 — Суворов — молодая дворянка в Гатчинском дворце (нет в титрах)
- 1942 — Машенька — Машенька Степанова, телеграфистка, позднее сандружинница
- 1942 — Тоня (Боевой киносборник «Наши девушки») — Тоня Павлова, телефонистка
- 1957 — Повесть о первой любви
- 1964 — Обыкновенное чудо — Эмилия, придворная дама
- 1966 — Весёлые расплюевские дни — эпизод (нет в титрах)
- 1968 — Любить… — голос из магнитофона (первая новелла)
Озвучивание и дублирование фильмов (избранная фильмография)[править | править код]
- 1945 — Дети райка (фр. Les Enfants du paradis, Франция) — Гаранс (роль Арлетти)
- 1950 — Всё о Еве (англ. All About Eve, США) — Марго Ченнинг (роль Бетт Дейвис)
- 1952 — Огни рампы (англ. Limelight, США) — миссис Олсоп (роль Марджори Беннетт)
- 1954 — Красное и чёрное (фр. Le Rouge et le noir, Франция) — мадам Луиза де Реналь (роль Даниэль Дарьё)
- 1957 — Король в Нью-Йорке (англ. A King in New York, США) — королева Ирен (роль Максин Одли)
- 1966 — Мужчина и женщина (фр. Un homme et une femme, Франция) — чтение стихов за кадром
- 1967 — Полуденный паром (эст. Keskpäevane praam, Эстония) — парикмахер Лейсли (роль Ады Лундвер)
- 1978 — Смерть на Ниле (англ. Death on the Nile, Великобритания) — Мари ван Схёйлер (роль Бетт Дейвис)
Роли в театре[править | править код]
Театр имени Моссовета[править | править код]
- 1945 — «Чайка» А. Чехова; режиссёр Ю. Завадский — Нина Заречная
Театр при русской общине в Женеве[править | править код]
- «Чайка» А. Чехова; режиссёр В. Караваева — Нина Заречная
Архивные кадры[править | править код]
- 1998 — Валентина Караваева (из цикла передач телеканала ОРТ «В поисках утраченного») (документальный)
- 2000 — Я – Чайка! (документальный)
- 2006 — Валентина Караваева (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
- 2009 — Самарские судьбы. Валентина Караваева (документальный)
Награды[править | править код]
- 1943 — Сталинская премия второй степени за исполнение главной роли в фильме «Машенька»
Память[править | править код]
- 2000 — д/ф «Я — Чайка». Тайна жизни актрисы Караваевой (реж. Георгий Параджанов)[1]
- 2011 — Валентине Караваевой посвящён спектакль «Чайка» (постановка Юрия Бутусова), премьера которого состоялась 15 апреля 2011 года в театре «Сатирикон» (Москва)[2]
- 2019 — Валентине Караваевой посвящён спектакль «Девушка и Смерть», премьера состоялась 29 ноября 2018 года в театре «Tabernacle» (Лондон) (реж. Максим Диденко, сц. Валерий Печейкин)[3]
- д/ф в цикле передач «Как уходили кумиры»[4]
- д/ф в цикле передач «Легенды мирового кино»[5]
Ссылки[править | править код]
- д/ф «Я — Чайка. Тайна актрисы Караваевой» (РТР, режиссёр Денис Трофимов)
Примечания[править | править код]
Источник
В один миг ее жизнь перевернулась, жгучая боль пронизывала все тело, она старалась найти в себе силы бороться и не опускаться до отчаянья. Женщина перестала смотреть на себя в зеркало, она не верила, что обезображенное глубоким шрамом лицо принадлежит ей…
Валентина Караваева
В Тверской губернии, Вишний Волочек 28 мая 1921 года родилась чудная малышка, родители её назвали Аллой. Уже с самого детства никто не сомневался, кем станет девочка. Она пела, плясала и всем говорила: «Я актриса». Вот только имя ей казалось, не подходящим для кинозвезды. В пять лет, она нарекла себя Валентиной и с этим именем прожила всю жизнь.
Закончив семилетку, Валентина уезжает в столицу. Родителям оставляет на столе записку «Еду в Москву, чтобы стать артисткой».
И она действительно поступила в Школу-студию при «Мосфильме», блестяще сдав экзамены. Валентина училась на курсе Райзмана, которой в 1942 году снял фильм «Машенька».
Режиссер очень тщательно подбирал для своей картины артистов. На роль Алёши Соловьева пригласил молодого, талантливого Михаила Кузнецова. На роль Машеньки пробовалось много актрис, Валентина просто заболела героиней. Она измором взяла Райзмана и тот утвердил настырную актрису на роль. Первые пробы были неудачные, но девушка сумела со второй попытки сыграть так, что уже никто не сомневался, перед ними Машенька.
фильм “Машенька”
Премьера фильма состоялась в 43-м году. Вся съёмочная группа получила Сталинскую премию. Для солдат, девушка стала символом надежды, любви, она вселяла веру в победу. Бойцы понимали, они сражаются за своих любимых и родных людей.
Валентина чувствовала себя счастливой, ее талант признали. Юлий Райзман предлагает ей сняться в фильме «Небо Москвы».
Окрыленная актриса едет на съемки. Водитель автомобиля не справился с управлением и со всей скоростью врезался в трамвай. Он погиб мгновенно, а Валентину в тяжелом состоянии срочно доставили в больницу. Врачам удалось спасти жизнь актрисы, когда она пришла в себя, ей сообщили: «Рожать, Вы не сможете». Она не обратила внимания на эти слова, ее волновало совсем другое.
фильм “Машенька”
— А сниматься? —с надеждой в голосе, спросила девушка — Сниматься я смогу?!
Врач, отведя в сторону взгляд, тихо произнес: «Посмотрим…». Валентина поднесла зеркало к лицу и увидела глубокий шрам, протянувшийся от уха до подбородка.
Помня былые заслуги актрисы, ей оплачивают номер в гостинице «Москва», принимают на работу в один из столичных театров. В то время становиться модным приглашать некогда известных артистов на всевозможные приемы. На одном таком званом обеде она познакомилась с атташе Великобритании Чапменон. За дипломатом велась слежка в Советском Союзе, его считали засланным шпионом. Хотя его семья считалась самой уважаемой и состоятельной в Британии. Молодой человек стал ухаживать за актрисой, за их романом пристально наблюдало КГБ и когда они решили пожениться, Валентине пришлось просить разрешение на брак.
В своем прошении, она отметила, что ей нужна квалифицированная медицинская помощь за границей. Обезображенное лицо после аварии не дает ей возможность сниматься в кино и играть на сцене. Покинуть Россию она смогла в 1945 году. Коллеги обвиняли ее в предательстве, дескать, променяла Родину на деньги и пластические операции.
фильм “Машенька”
Но это было не совсем так, мужа Караваева искренне любила и хотела быть с ним вместе. Конечно, о своей внешности она заботилась, хотела быть прежней, за это ее судить невозможно.
Приехав в Британию, Караваева быстро изучила английский язык и вскоре свободно им владела. Они много путешествуют с мужем, встречаются на званых обедах с великими мира сего, Валентина знакомится с Черчиллем. Но эта светская жизнь наложила свой отпечаток на характер женщины. Она могла накричать на прислугу, устроить грандиозный скандал по пустякам. Праздность быстро наскучила Валентине, актриса организовывает при русской общине театр в Женеве, сама является режиссером и примой.
В Швейцарии Караваевой сделали две пластические операции, шрам удалось лишь частично убрать. По неизвестным причинам у неё онемела верхняя губа и это доставляло огромный дискомфорт. Семейная жизнь потихоньку стала скатываться в низ, Караваева тоскует по Родине и говорит мужу, что уедет домой. Чапмен уговаривал жену остаться. Предложил развод и хорошее содержание, лишь бы хоть изредка видеться с любимой женщиной. Да и не безопасно было возвращаться в Россию, шел 1950 год, ее могли арестовать и как многих артистов отправить на каторгу.
фильм “Машенька”
Но Караваева была неумолима, она подолгу оббивала пороги Советского посольства. Через полгода ей дали разрешение, в обмен на признание своих ошибок и преимущества советского строя.
Россия встретила ее довольно неплохо, КГБ актрису не трогало, старые друзья относились не очень доброжелательно, но все равно она была счастлива, что опять дома.
Ей не разрешили жить в столице, и актриса приехала в родной Вишний Волочек, устроилась в местный театр, где год блистала на подмостках. Но мечта играть на сцене московских театров не покидала Валентину, она грезила о чеховской «Чайке».
На свой страх и риск Карабаева решается приехать в Москву и готовится к репрессиям. Когда принесли повестку в Министерство иностранных дел, она собрала в узелок самое необходимое и смело пошла на встречу своей судьбе. Но ее никто не арестовал, пришло письмо от родственников мужа. Они сообщали о его гибели в автокатастрофе и отказывали ей в наследстве. Свободно вздохнув, Валентина подписывает бумаги, что не претендует на наследство, хотя говорилось о гигантской сумме.
фильм “Обыкновенное чудо”
Своего дома у актрисы не было, она снимала комнату в коммуналке. В течение десяти лет она оббивала пороги и забрасывала письмами Министра культуры Фурцеву, пока наконец-то получила отдельное жилье.
Её пригласили работать в театр имени Пушкина, актриса была задействована во втором составе группы. Но так и не смогла сыграть в спектаклях, постоянно ссорилась с режиссером и актерами. Караваева понимала, ей надо быть мягче, неуживчивый характер мешает общаться с коллегами.
В 1964 году Эраст Гарин пригласил актрису сняться в фильме «Обыкновенное чудо» на роль придворной дамы Эмилии, хозяина волшебника играет Алексей Консовский (роль принца в сказке «Золушка»). Это единственная большая роль, на которую пригласили актрису с того времени, как она вернулась с эмиграции. В 1966 году Караваева снялась в картине «Весёлые расплюевские дни», небольшой эпизод, фамилии актрисы даже нет в титрах.
Валентина Караваева
Она в буквальном смысле слова нищенствовала. Изредка ее приглашали дублировать роли, в 78-м Валентина последний раз озвучивала картину «Смерть на Ниле». Ее хрипловатый голос навсегда останется в фильмах «Всё о Еве», «Красное и чёрное», «Моя бедная любимая мать», «Огни рампы».
Чтоб хоть как-то сводить концы с концами Караваева продала все свои драгоценности, шубы, меха. Ей приносили мизерную зарплату, которую выделял театр киноактера.
Караваева редко выходила в свет, а если ее видели, то выглядела она как все старушки, чистенько, но казалось одежда вот-вот рассыплется от ветхости. В волосах актрисы всегда был красный бант.
В течение двадцати лет, Валентина играла перед любительской камерой у себя дома, проявляла плёнку, пересматривала ее на прикрепленном бумажном экране. На столе стоял старенький катушечный магнитофон. Актриса записывала звук и по несколько раз прослушивала свой голос. Сама шила костюмы любимых героинь Анны Карениной, Кармен, Нины Заречной.
Валентина Караваева
Время шло, и камера фиксировала ее старение. Вот Заречная в пятьдесят лет, шестьдесят, семьдесят…
Однажды в доме произошла водопроводная авария, все жильцы обратились с жалобой, кроме Караваевой. Еще соседи заметили, что несколько дней из квартиры странной старушки не слышаться голоса. Дверь пришлось взломать, на полу, в холодной воде лежала актриса, окруженная спутанной кинопленкой, листками бумаги и испорченными костюмами.
Свою маленькую комнату она превратила в мини-павильон, кухня была гримерной, а старый, обшарпанный топчан служил актрисе сценой, она называла его «моя ложа любви».
Валентина Караваева
Валентина Караваева умерла перед камерой на 77 году жизни. Дату смерти записали 25 декабря 1997 год. Хлопоты по организации похорон взяла на себя Гильдия актеров. А ее личные вещи передали в Музей кино, в частности дневник «Пути человеческие», который актриса вела на протяжении многих лет.
О жизни и трагедии актрисы режиссер Георгий Параджанов снял документальный фильм «Я – Чайка». Основой для материала стала 16-миллиметровая пленка.
Актриса снимала себя и в течение многих лет реанимировала свою израненную душу.
Понравилась статья? Что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще 🙂
Источник
У актрисы Валентины Караваевой странная и горькая судьба: начало жизни обещало ей так много, а конец ее был ужасен. Первая же роль в кино сделала ее звездой, но она же оказалась и последней, не считая двух небольших, эпизодических…
Караваева
очень рано стала известной, она прославилась на всю страну во время войны, с ее
фотографией на груди солдаты шли в бой, а угасала актриса долго и трудно, в
полном одиночестве. За роль Маши Степановой в знаменитом фильме военных лет
“Машенька” она в свои 22 года стала лауреатом высшей государственной награды
тех лет – Сталинской премии. А полное ее забвение продолжалось тридцать лет.
Родилась
Караваева 28 мая 1921 года в городе Вышний Волочок в сыром бараке, в семье
нищих родителей. Ее назвали Аллой, но это имя ей не нравилось, и она
потребовала сменить его на Валентину.
Чего
она добивалась, когда девочкой писала письмо Сталину в Кремль? (Прямо так и написала
на конверте: “Москва. Кремль. Дорогому товарищу Сталину”. И письмо дошло!). Чтобы
ей предоставили возможность учиться и стать актрисой, потому что этого она
хотела больше всего на свете. И не просто актрисой, а великой актрисой, так как
она чувствовала в себе огромный талант, который рвался наружу и не давал ей
покоя.
Уже
в тринадцать лет Валя знала, кем станет, и об этом повествуют разрозненные
странички ее чудом сохранившегося детского дневника. Невероятно, но на письмо
девочка получила ответ: семиклассницу из провинциальной школы пригласили в
Москву учиться в киношколе “Мосфильма”. Валя сбежала в столицу тайком от
родителей, оставив записку “Еду в Москву, чтобы стать артисткой”, потому что
знала: они бы ее не отпустили. Дошедшей пешком до “Мосфильма” новоиспеченной
студентке предоставили место в общежитии, дали стипендию, а самое главное –
определили на курс знаменитого Юлия Ройзмана, режиссера популярных в 30-е годы
фильмов “Летчики” и “Последняя ночь”.
Когда
сценарист фильма “Машенька” Евгений Габрилович впервые увидел Валентину
Караваеву, она не произвела на него никакого впечатления. Более того –
показалась ему серенькой и невзрачной. Но стоило ей только начать играть, как Габрилович не смог сдержать своего восхищения – актриса ничего не изображала,
это была настоящая жизнь ее Машеньки.
Могла
ли она знать, что пройдет совсем немного времени, и трагическая случайность
сбросит ее с вершины всенародной славы в самую бездну отчаяния? “Единственная,
дорогая моя матушка, что-то очень мне тяжело, сердце рвется. Машенька для меня
– это жизнь. Пусть все, все будет отнято у меня, но чтобы я стала горячей,
хорошей Машенькой”, – писала она матери во время работы над фильмом. “Пусть все
будет отнято у меня” – разве Караваева подозревала, что эти нечаянно
оброненные слова сбудутся?
В
1943 году Ройзман пригласил Караваеву сняться в своем новом фильме “Небо
Москвы”. Обычно он никого не снимал дважды, но для молодой звезды почему-то
сделал исключение. В Куйбышеве, где шли съемки, актриса попала в автокатастрофу
– машина, в которой она ехала, на полном ходу врезалась в трамвай. Водитель
погиб на месте, а Валентину без сознания отвезли в ближайший военный госпиталь.
Состояние потерпевшей было крайне тяжелым, но ее все же спасли. Как оказалось –
для дальнейших мучений. Когда Валентина пришла в себя, врачи сказали ей: “Детей
иметь не сможете”. “А сниматься? Сниматься смогу?” – простонала актриса.
“Посмотрим”, – ответили ей. А что смотреть – все и так ясно: нежное лицо
Валентины пересекал длинный багровый шрам. О кино можно было забыть, но не
получалось. Зато кино сразу же забыло о Валентине Караваевой – ведь теперь она
не могла выдерживать крупные планы.
Правда
судьба дала ей шанс сыграть Нину Заречную в чеховской “Чайке” – роль, которой
она бредила с детства, после того как в туберкулезной больнице ей в руки попал
томик Чехова. Юрий Завадский пригласил ее на главную роль в своей постановке в
Театре им. Моссовета. Современники вспоминали, что играла Караваева гениально. И
что это была лучшая Чайка русского театра. Но сыграла она всего один спектакль,
рассорившись с режиссером. Характер у нее был своевольный и принципиальный,
особенно, если дело касалось театра.
На
одном из дипломатических приемов Караваева познакомилась с английским
дипломатом Чапманом. У них завязался роман. Несмотря на риск репрессий, она искренне
полюбила иностранца. Об этом говорит ее письмо, сохранившееся в архиве: “Я
встретила свою любовь и пойду за этой любовью на край земли”. К тому же Караваева
надеялась, что зарубежные врачи ей помогут.
“Я
не востребована здесь как актриса. Я – лауреат Сталинской премии, могу сыграть
еще много ролей, если мне будет оказана медицинская помощь за границей. Я была
и остаюсь советским человеком, верным коммунистической партии”, – вновь писала Караваева
Сталину. И разрешение на выезд за границу с мужем было получено очень быстро.
Дважды
ей делали пластические операции, но даже швейцарская медицина оказалась
бессильна. Вместе с крушением надежд на восстановление красоты лица рухнуло и
семейное счастье Караваевой. Напрасно муж умолял ее остаться с ним, предлагая
хорошее содержание даже после развода, – Валентина была непреклонна. Ее
неудержимо тянуло обратно на родину.
Караваева
вернулась в Советский Союз в 1950 году и никогда не пожалела о своем роковом
решении. Из-за границы Валентина привезла шубы, платья, кружевное белье, туфли
и быстродействующий яд на случай ареста. Ее не арестовали, чего она больше
всего опасалась, но потребовали, чтобы она жила в городе своего детства Вышнем
Волочке. Там Караваева играла в местном театре, где была, естественно, примой, но
разве об этом она мечтала?
Год
протомившись в провинции, она собрала вещи и все-таки уехала в Москву, где
поселилась на нелегальном положении. Не имея своего угла, Караваева снимала
жалкие комнатушки в коммунальных квартирах. Театр киноактера платил ей
небольшую зарплату, за которой она из гордости не ходила, повторяя, что ни в
чем не нуждается – деньги приносила ей домой секретарша.
Как
же ей удавалось выживать в условиях полного одиночества? Возможно, она не
испытывала ужаса, потому что не бежала от жизни, а создавала свой мир сама.
Создавала его каждый день, с нечеловеческим терпением и упорством. Через боль,
через отчаяние, через заброшенность… Валентина Караваева оставалась актрисой до
последнего. Она делала то, что умела
лучше всего в жизни – играть, создавать
образы. Караваева была слишком большим дарованием, чтобы жить вне сцены и
экрана. И пусть ее зрителями были обшарпанные стены и она сама. Царство теней,
былой роскоши, тления и забвения… Что давало ей силы вновь и вновь произносить
на камеру монологи Нины Заречной, которую она бесконечно любила? Она была больше
актриса, чем женщина, и это многое объясняет в ее загадочной и страшной судьбе.
Караваева
потеряла лицо, а вот голос ее – завораживающий, бархатный, с чуть заметной
хрипотцой – оставался неувядаемым, не старел вместе с хозяйкой. Много лет она
озвучивала зарубежные фильмы, где ее голосом говорили звезды Голливуда – Марлен
Дитрих, Грета Гарбо, Бетт Дэвис. Голос актрисы, наговаривающей на пленку свои
любимые роли, тексты Толстого, Чехова, Ибсена, слышала из-за стены соседка, и
когда вместо голоса в воздухе на несколько дней повисла звенящая тишина, та же соседка
вызвала милицию…
“Горе
не тому, кто страдает, а тому, кто заставляет страдать” – последние слова,
которые донесла до нас иссохшая магнитофонная пленка с “Кометы”, – вспоминал
сын великого Сергея Параджанова Георгий, снявший фильм о женщине-легенде “Я –
чайка”. Была ли она безумна в последние годы жизни? Кто знает. Во всяком
случае, соседи считали старую одинокую женщину сумасшедшей, но они были
обычными людьми, не отмеченными Божьим даром.
Она
жила в игре и играла в жизни. Чем же измерить степень гениальности и безумия в
человеке? А может быть, одно подразумевает другое? То, чем Караваева занималась
последние тридцать лет жизни иначе, чем высоким безумием, не назовешь. В
Валентине Караваевой таилось и притягивало к себе редкое сочетание лучезарности, надежды и печали. И,
наверное, печали в ней было все-таки больше…
…По
всей маленькой однокомнатной квартире на проспекте Мира с обтянутыми черным
полотном стенами валялись километры отснятой кинопленки. Любительская кинокамера
струбциной была привернута к стулу, на столе теснились флаконы с химикатами для
проявки и склеивания пленки. На стене висел простой бумажный экран, в углу
стоял старенький катушечный магнитофон “Комета”. Казалось: тронь что-нибудь и
все рассыплется в прах. Пахло сыростью, плесенью, безысходностью и
одиночеством. А она, хозяйка квартиры, всеми забытая, старая и нищая актриса,
лежала на полу, раскинув руки, в ледяной воде (прорвало водопровод) в полуистлевшем,
некогда роскошном платье. Над ней словно парила белая птица – подвешенная к потолку
чайка, сделанная хозяйкой из проволоки, бумаги и перьев. Врачи констатировали,
что смерть наступила между 25 и 30 декабря 1997 года.
Источник