Валентина серова биография личная жизнь дети фото биография

Валентина серова биография личная жизнь дети фото биография thumbnail

Биография

Валентина Серова была одной из самых популярных актрис Советского союза конца 30-х-начала 40-х годов. Когда на экраны вышел фильм «Девушка с характером», зрители брали кинотеатры штурмом. Валентина Васильевна выбирала и мужей себе под стать – не менее знаменитых. Эту женщину стоит благодарить за рождение трогательного стихотворения «Жди меня», дающее силы миллионам мужчин во время сражений на полях Великой Отечественной.

Детство и юность

Валя родилась в украинской семье в Харькове. Отца Василия Половикова, инженера-гидролога, репрессировали. Мама Клавдия Половикова была актрисой, на воспитание дочери не хватало времени, поэтому Валентина росла у бабушки с дедушкой.

Когда девочке исполнилось 6 лет, она вместе с мамой отправилась в столицу России. Клавдия Михайловна устроилась в один из московских театров. Валя познакомилась с очаровательной атмосферой театральной жизни и влюбилась в актерскую профессию. Однажды ей даже доверили воплотить на сцене образ мальчика Давида в спектакле «Настанет время» с мамой в главной роли.

Валентина Серова в молодостиВалентина Серова в молодости

В биографии Валентины Серовой значатся два года рождения – 1917-й и 1919-й. Дело в том, что юная Валя собралась постигать азы актерского мастерства в Центральном техникуме театрального искусства, но не проходила по возрасту. В учебное заведение принимали исключительно с 16 лет, пришлось немного подправить информацию в свидетельстве о рождении.

Карьеру Валентина Васильевна начала с театральной сцены, входила в состав труппы сегодняшнего Ленкома (раньше этот храм Мельпомены именовался как Центральный ТРАМ).

Фильмы

Серова дебютировала в картине «Груня Корнакова» (1934), где перевоплотилась в главную героиню в юности. Но зритель так и не увидел девушку на экранах, эпизод с ее участием вырезали. Затем она появилась в драме «Строгий юноша», которую снял в 1936 году Абрам Роом. Ей отвели второстепенную роль Лизы, в титрах еще была прописана как Половикова, а на пленке блистала яркой брюнеткой. Широкой публике лента была представлена лишь к середине 70-х годов, а до этого пылилась на полке с вердиктом «грубейшие отклонения от стиля социалистического реализма».

Валентина Серова в фильме «Девушка с характером»Валентина Серова в фильме «Девушка с характером»

Восхождение на вершину славы и зрительской любви Валентины Васильевны началось с фильма «Девушка с характером». Молодой симпатичной актрисе постановщик Константин Юдин преподнес главную роль отважной Кати Ивановой, работницы зверосовхоза. Валентина предстала перед зрителем белокурой миловидной красоткой. У актрисы появилась армия поклонников, мужская половина восхищенно вздыхала, женская – пыталась подражать.

Спустя год Константин Юдин вновь позвал Валентину Серову на съемочную площадку своего нового фильма «Сердца четырех». В легкой, водевильной комедии она разделила пьедестал двух главных героинь с Людмилой Целиковской – девушки играют сестер Мурашовых, строгую Галину и ветреную Шурочку.

Валентина Серова в фильме «Сердца четырех»Валентина Серова в фильме «Сердца четырех»

Примечательно, что эта художественная работа тоже попала на экраны кинотеатров не сразу после производства, теперь уже по вине разгоревшейся войны с фашистами. Показывать столь легкомысленную ленту в тяжелые для страны времена посчитали кощунством. Премьера состоялась накануне победы, в начале 1945-го, и добавила бонусов в копилку успехов Валентины Васильевны.

Валентина Серова в фильме «Весенний поток»Валентина Серова в фильме «Весенний поток»

Серова украсила неподражаемой игрой и обаянием фильм Владимира Юренева «Весенний поток» (1941). Здесь актриса перевоплотилась в воспитанницу детского дома, которая, став учительницей, возвращается в родную школу и ставит на путь истинный самого безнадежного подопечного.

Затем в карьере Валентины Серовой потянулась череда работ на военную тематику. Самой яркой картиной с ее участием, тронувшей зрителей до глубины души, стала постановка Александра Столпера «Жди меня». Режиссер взял за основу одноименную пьесу Константина Симонова. Актриса примерила образ Лизы Ермоловой, вопреки здравому смыслу не желающей верить в гибель мужа на войне и верно дождавшейся его возвращения.

Валентина Серова в фильме «Жди меня»Валентина Серова в фильме «Жди меня»

В 50-х и 60-х годах Серову стали редко приглашать в кино. Список картин пополнялся медленно – звезда экранов не могла справиться с пережитыми трагедиями и пристрастилась к алкоголю. Лента о защитниках Брестской крепости «Бессмертный гарнизон» стала последней серьезной работой. После женщина получила три небольшие роли – в драме «Арена» (1967), «Кремлевские куранты» (1970) и «Дети Ванюшина» (1973).

Личная жизнь

Личная жизнь Валентины Серовой сложилась трагично. В 1938 году девушка вышла замуж за Анатолия Серова, легендарного летчика, прославленного героя гражданской войны в Испании. Счастье молодой семьи длилось недолго, через год пилот разбился на учениях. Вместе с ним погибла известная летчица Полина Осипенко.

Валентина Серова и Анатолий СеровВалентина Серова и Анатолий Серов

Валентина Васильевна была уже беременная, спустя несколько месяцев после страшной трагедии родила сына, который получил имя в честь отца. Анатолий Серов-младший в молодости побывал в колонии, а когда вернулся на родину, начал сильно пить. Мужчина умер в 36 лет.

Второго мужа актрисы тоже знала вся страна. Звезда советских экранов стала супругой и музой писателя Константина Симонова. Но и этот брак оказался несчастным. Напряжение в паре появилось после того, как муж настоял, чтобы сына Серовой отправили в интернат – общий язык отчим и пасынок не находили.

Валентина Серова и Константин СимоновВалентина Серова и Константин Симонов

В 1941 году Симонов, попав случайно с фронта в Москву и сидя на даче у Льва Кассиля, на одном дыхании написал стихотворение «Жди меня», ставшее гимном женской верности. Константин Михайлович посвящал супруге пьесы и сборники стихов.

В конце войны поползли слухи, что любимая женщина изменяет с военачальником Константином Рокоссовским. Это тоже увеличило трещину в союзе Симонова и Серовой. Отношения разрушала и пагубная привычка актрисы: после смерти первого мужа Валентина Васильевна начала крепко выпивать.

Валентина Серова и Константин РокоссовскийВалентина Серова и Константин Рокоссовский

Однако, несмотря ни на что, брак продержался 15 лет. В 1950 году родилась дочь Мария, которая выросла у матери актрисы. Клавдия Половикова отсудила все права у Серовой на наследницу. Валентине приходилось унижаться, в письмах просить о редких встречах с дочерью.

В 1957 году Константин Симонов и Валентина Серова расстались. Подруга и коллега по цеху Римма Маркова вспоминала, что после разрыва с мужем женщина начала еще больше пить, в итоге ни один театр не желал с ней сотрудничать. Дочь Маша, живя у бабушки, тоже мечтала вернуться к матери, что и сделала, как только ей исполнилось 18 лет. Но жить рядом с сильно пьющим человеком так и не смогла.

Смерть

Валентину Серову обнаружили мертвой в собственной квартире ночью 12 декабря 1975 года. Жилье было полностью разграблено, впрочем, это никого не удивило – актриса часто принимала маргинальных гостей, с которыми выпивала. Сама умерла Валентина Васильевна, или ей помогли, так и осталось тайной.

Валентина Серова в последние годыВалентина Серова в последние годы

Звезду, ярко блиставшую на экранах 30-х годов, хоронили скромно. О смерти узнали только читатели газеты «Вечерняя Москва» из мизерного, незаметного некролога. Константин Симонов после развода не общался с бывшей супругой, но в день похорон прислал букет роз. Валентина Серова покоится в Москве на Головинском кладбище.

Фильмография

  • 1935 — «Строгий юноша»
  • 1937 — «Граница на замке»
  • 1939 — «Девушка с характером»
  • 1941 — «Сердца четырех»
  • 1941 — «Весенний поток»
  • 1943 — «Жди меня»
  • 1946 — «Глинка»
  • 1950 — «Заговор обреченных»
  • 1956 — «Бессмертный гарнизон»
  • 1967 — «Арена»
  • 1970 — «Кремлевские куранты»
  • 1973 — «Дети Ванюшина»

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 апреля 2019; проверки требуют 24 правки.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Половикова и Серова.

Валенти́на Васи́льевна Серо́ва (урождённая Половикова; 23 декабря 1917[1] (по другим данным 10 февраля 1919[2]) — 11 декабря 1975) — советская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1946). Лауреат Сталинской премии второй степени (1947).

Биография[править | править код]

Валентина Серова родилась в Харькове официально 23 декабря 1917, фактически 10 февраля 1919 года. Мать — актриса Клавдия Половикова, урождённая Диденко; отец — Василий Половиков (Половык, 1893—1966), инженер-гидролог, был репрессирован. До школы Валентина воспитывалась в семье деда и бабки на хуторе Посуньки у города Валки. Когда ей исполнилось 6 лет, они с матерью переехали в Москву. В десять лет девочка вышла на сцену студии Малого театра в спектакле «Настанет время» по драме Р. Роллана. Её дебютом была роль мальчика по имени Давид — сына главной героини спектакля, которую играла мать Серовой. Впоследствии Валентина училась у неё актёрской профессии в Центральном техникуме театрального искусства в 1933—1934 годах. Так как в техникум принимали только с 16 лет, Валентина подчистила метрику, исправив день рождения на 23 декабря 1917 года. С тех пор именно эта дата стала считаться официальным днём рождения Валентины Серовой.

Профессиональную карьеру начала на подмостках Центрального ТРАМа (ныне Ленком), где работала с 1933 по 1941 год, 1943—1950, 1959—1964. Первая роль в этом театре — Любовь Гордеевна в пьесе Островского «Бедность не порок». Дебют в кино — роль Груни Корнаковой в детстве («Груня Корнакова», 1934 г.), однако впоследствии данный эпизод в сам фильм не вошёл.

11 мая 1938 года Валентина Половикова вышла замуж за прославленного лётчика-испытателя, героя гражданской войны в Испании Анатолия Серова. Однако их совместная жизнь продлилась недолго: 11 мая 1939 года при совершении учебно-тренировочных полётов Анатолий Серов разбился вместе с известной советской лётчицей Полиной Осипенко. В сентябре того же года Серова родила сына, которого в честь погибшего отца назвали Анатолием.

Вторым мужем актрисы стал писатель Константин Симонов. Однако совместная жизнь пары не заладилась. Константин, у которого не складывались отношения с Анатолием Серовым, сыном актрисы от первого брака, настоял на отправке мальчика в интернат за Урал, хотя родственники погибшего Анатолия Серова просили отдать Толика им. Жизнь Анатолия Серова сложилась трагично: он попал в колонию и вернулся в Москву тяжёлым алкоголиком, после чего вскоре умер в 36-летнем возрасте.

Однако это случилось гораздо позднее. А в конце 1930-х — в 1940-е Валентина Серова была одной из самых популярных актрис Советского Союза. Если в своём первом вышедшем на экран фильме «Строгий юноша» А. Роома она ещё фигурирует как Валентина Половикова[3] — юная актриса с тёмными волосами, то четыре года спустя, в 1939-м, в «Девушке с характером» К. Юдина она уже блондинка Валентина Серова и исполняет главную роль. Следующий фильм Юдина «Сердца четырёх» с Серовой и Целиковской, играющими двух сестёр, был снят в 1940 году, премьера в Доме кино состоялась в мае 1941-го, но из-за войны на экраны кинотеатров он вышел только в начале 1945-го. Во время войны Валентина Серова сыграла главную женскую роль в фильме «Жди меня» по пьесе Симонова. Съёмки проходили в Алма-Ате, куда эвакуировали Ленфильм и Мосфильм. В Москве она в тот период стала актрисой театра драмы под руководством Н. М. Горчакова. Помимо съёмок в кино, до войны, а также в первые послевоенные годы Серова была ведущей актрисой театра им. Ленинского комсомола, где исполняла роли в таких спектаклях, как «Зыковы», «Как закалялась сталь», «Парень из нашего города», «Под каштанами Праги», «Так и будет», «Сирано де Бержерак», «Русский вопрос» и других.

В 1950 году у Симонова и Серовой родилась дочь Маша. В 1957 году супруги расстались.

Ещё в конце 1940-х актриса стала злоупотреблять алкоголем, что негативно сказалось как на её браке с Симоновым, так и на работе в театре. После рождения дочери она не стала возвращаться в театр им. Ленинского комсомола, а устроилась в Малый театр, чему поспособствовал Константин Симонов. Традиции этой труппы во многом отличались от того, к чему привыкла Серова в театре им. Ленинского комсомола. Найти своё место в академическом театре с традиционно классическим репертуаром ей было нелегко. Валентине Васильевне дали только одну роль — актрисы Коринкиной в пьесе «Без вины виноватые». Однако в один из вечеров она не явилась на спектакль, её срочно заменила другая актриса, и в театре разразился скандал. Через некоторое время эту историю разбирал товарищеский суд, и в результате Серовой пришлось уйти из Малого. Она перешла в Театр имени Моссовета, где отслужила около семи лет и была довольно плотно занята в репертуаре, хотя практически не получала заметных ролей. Одной из её удач в тот период стала роль Лидии в спектакле «Сомов и другие» по Горькому. Эту роль Валентина Васильевна играла в очередь с Любовью Орловой. Один или два раза во время болезни Орловой она заменяла её в спектакле «Лиззи Маккей». Из театра им. Моссовета Серова ушла так же, как и из Малого: во время гастролей в Ленинграде она вместе с одним из коллег злоупотребила алкоголем, что стало впоследствии предметом разбирательства в коллективе. В связи с тем, что этот инцидент был уже не первым, актрисе предложили уволиться. Через некоторое время ей удалось вернуться в театр им. Ленинского комсомола, на сцену которого она выходила в 1960-е, исполняя уже возрастные роли. Последним местом работы Серовой стал Театр-студия киноактёра, где она девять лет играла одну роль — Марию Николаевну в спектакле «Русские люди» по пьесе Симонова.

В кино после «Бессмертного гарнизона» у Серовой были только две небольшие роли — в фильмах «Кремлёвские куранты» 1970 года и «Дети Ванюшина» 1973-го. В 1967 году она снималась в картине Самсона Самсонова «Арена», но от роли при монтаже осталось несколько кадров.

Дочь Марию Симонову воспитывала мать актрисы Клавдия Половикова, которая по решению суда не разрешала Серовой видеться с дочерью[4].

Валентина Серова была найдена мёртвой в своей разворованной московской квартире. Смерть произошла при невыясненных обстоятельствах в ночь с 11 на 12 декабря 1975 года. Единственным сообщением в прессе о смерти актрисы было маленькое извещение на последней странице «Вечерней Москвы». Симонов прислал к гробу 58 роз. Похоронена на 25-м участке Головинского кладбища рядом с отцом, Василием Васильевичем Половиковым.

Легенда[править | править код]

Существует легенда, будто бы Валентина Серова была любовницей маршала Рокоссовского. Якобы об этом доложили Сталину и спросили — «Что с ними теперь делать будем?». Сталин вынул изо рта трубку, чуть подумал и сказал: «Что будем, что будем… Завидовать будем!»

Признание и награды[править | править код]

  • Заслуженная артистка РСФСР (1946)
  • Сталинская премия второй степени (1947) — за исполнение роли жены М. И. Глинки в фильме «Глинка» (1946)
  • орден «Знак Почёта» (15 февраля 1948)

Фильмография[править | править код]

  1. 1935 — Строгий юноша — Лиза
  2. 1939 — Девушка с характером — Катя Иванова, работница дальневосточного зверосовхоза
  3. 1940 — Весенний поток — Надя Кулагина
  4. 1941 — Сердца четырёх — Галина Сергеевна Мурашова
  5. 1943 — Жди меня — Лиза Ермолова
  6. 1946 — Глинка — Мария Петровна Иванова (Глинка)
  7. 1950 — Заговор обречённых — Кира Рейчел
  8. 1956 — Бессмертный гарнизон — Мария Николаевна
  9. 1967 — Арена — жена клоуна
  10. 1970 — Кремлёвские куранты — Лидия Михайловна, жена Забелина
  11. 1973 — Дети Ванюшина — Кукарникова

Семья[править | править код]

Мужья и дети:

  • Валентин Поляков, актёр московского Театра рабочей молодёжи (ТРАМ)[5].
  • Анатолий Серов (1910—1939)
    • Сын — Анатолий Серов (1939—1974)
  • Константин Симонов (1915—1979)
    • Дочь — Мария Симонова (род. 1950)
      • Внук — Алексей Фофлин (род. 1972), работает режиссёром на Пятом канале, проживает в Санкт-Петербурге.

Образ в культуре[править | править код]

  • Константин Симонов посвятил Серовой лирический сборник «С тобой и без тебя», вышедший в годы войны и пользовавшийся большой популярностью. Позднее, после развода, он убрал имя актрисы из переизданий. Лишь над знаменитым «Жди меня…» остались две буквы «В. С.».
  • По мотивам биографии Серовой был снят телесериал «Звезда эпохи», где роль Серовой (в сериале — Седовой) сыграла Марина Александрова.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Интервью Марии Симоновой, 2007 год
  • Валентина Серова: Биография в изложении Ф. Раззакова «Биографии, мемуары, истории»

Источник

На дворе стоял морозный декабрь 1975 года. Прощание назначили на утро. В фойе Театра киноактера внесли гроб. Большая часть собравшихся на панихиду никогда не знали усопшую лично: просто пришли полюбопытствовать. Оно и к лучшему: ведь всех немногочисленных друзей и родственников умершей сковывал плохо скрываемый ужас от увиденного.

В гробу лежала старая, потрепанная жизнью женщина, со страшными ранами на лице, полученными в пьяных драках. Их не мог скрыть даже толстый слой грима. И только портрет, стоявший у изголовья, заставлял поверить в то, что она и невероятная красавица, звезда театра и кино Валентина Серова — один и тот же человек. Что случилось с прославленной актрисой, которая ушла от нас в 58 лет?

Валентина, тогда еще Половикова, родилась в Харькове то ли в 1917-м, то ли 1919-м году. Путаница произошла вот из-за чего. Когда будущая артистка решила поступать в Центральный техникум театрального искусства, то не прошла по возрасту — набор велся с 16 лет.

Девушка исправила заветные цифры в свидетельстве о рождении и стала постигать азы актерского мастерства. Тяга к нему ей досталась от матери: грубой, самовлюбленной и даже немного вульгарной женщины, но очень талантливой актрисы своего времени.

Отца — инженера-гидролога Василия Половикова — репрессировали. Мама зарабатывала на жизнь, и на ребенка времени не хватало. Поэтому детство малышка провела у бабушки с дедушкой в простой крестьянской семье. Потом долгие годы она будет сражаться с акцентом, приобретенным в то время.

Вале исполнилось 6 лет, когда мама забрала ее в Москву. Клавдия получила место в одном из столичных театров и часто брала дочь с собой на работу. Там и состоялся актерский дебют Валентины: она сыграла мальчика Давида в спектакле «Настанет время», где ее мать исполняла главную роль.

Уже в 1934 г. Серова снимается в своей первой картине — «Груня Корнакова», потом будет «Строгий юноша» (1936). Но настоящая слава найдет ее в «Девушке с характером» (1939). Там Валентина воплотила на экране образ красивой и отважной Кати Ивановой. После выхода ленты в прокат актрисе стали приходить тысячи писем с признаниями в любви от мужчин и восхищенными комплиментами от женщин, которые хотели бы быть на нее похожи.

В титрах «Девушки» Валентина фигурирует как Серова. Фамилию, которую артистка пронесет через всю жизнь, она получила после свадьбы с легендарным летчиком, прославленным героем гражданской войны в Испании — Анатолием Серовым.

Это была любовь с первого взгляда. Они познакомились и немедленно расписались. Он мог провожать ее вечером на Ленинградском вокзале в Москве, а уже утром прилететь в Ленинград, чтобы встретить Валентину на Московском вокзале. Пара жила в роскошной пятикомнатной квартире в Лубянском проезде и была счастлива как никто другой. Через некоторое время Валентина поняла, что ждет ребенка. Стала более тревожной и с замиранием сердца провожала мужа на очередное задание.

В тот роковой день он улетел вместе со знаменитой летчицей Полиной Осипенко на испытания нового самолета. А у Валентины — премьера. Играли пьесу Максима Горького «Зыковы». Валентина сидела на гриме, когда к ней зашел худрук Театра имени Ленинского комсомола Иван Берсенев и сказал: «Анатолию очень нехорошо… Он погиб».

Преодолевая боль, беременная вдова вышла на сцену и не сорвала спектакль. Ее большой любви был отмерен всего только год. Спустя три месяца после смерти мужа она родит сына, которого назовет в честь отца — Анатолием.

В те дни ее часто приглашали на приемы в Кремль. Сам Сталин сажал Валентину рядом с собой. Но разве ей было до этого дело? Единственный раз, когда она воспользовалась покровительством вождя, была ее просьба предоставить новую квартиру. Конечно, ей немедленно дали другое жилье. Мать злилась, а знакомые крутили пальцем у виска: из хором на Лубянке Серова уехала в “двушку” на Никитской. Но находиться там, где все напоминало о любимом, у нее просто не было сил.

Тем временем ее фото постоянно печатались в газетах, а люди часами стояли в очередях в кино и театр, чтобы увидеть там Валентину Серову. По популярности с ней могли тягаться лишь Любовь Орлова и Марина Ладынина. Поклонники донимали актрису везде. Однажды Валентина заметила, что буквально на каждом спектакле «Зыковы» в первых рядах сидит молодой человек с букетом цветов и «прожигает» ее взглядом. Это был молодой поэт Константин Симонов. Так началось их знакомство и связь, которая разрушила жизни двоих.

Он завоевывал ее в лучших традициях романов: писал проникновенные и откровенно интимные письма, засыпал цветами и развелся с женой. Валентина не торопится говорить «да» или «нет». Она работала над новым фильмом «Сердца четырех». Этот лирический водевиль должен был выйти на экраны в 41-м. Но началась война, и чиновники сочли кощунственным показывать комедии в такое время. Зато выпустили в прокат «Весенний поток» (1941), где она сыграла воспитанницу детского дома, которая, став учительницей, возвращается в родную школу и вытаскивает из передряг самого безнадежного ученика.

Тем временем Симонов отправляется на фронт. В один из своих приездов домой, в 1941 году, сидя на даче у Льва Кассиля, он пишет стихотворение «Жди меня» и посвящает его Валентине Серовой.

Его публикуют в «Правде» с посвящением — «В.С.». И их роман становится достоянием всей страны. Вслед за стихотворением в 1942 году у Симонова выходит в свет поэтический сборник «С тобой и без тебя». И снова: «Валентине Васильевне Серовой». Как сказали бы сегодня: sold out. Книжку нельзя было достать даже по блату, а стихи из него переписывали от руки, учили наизусть, посылали на фронт.

«Будь хоть бедой в моей судьбе,

Но кто б нас ни судил,

Я сам пожизненно к тебе

Себя приговорил».

И Валентина сломалась. В 1943 году они сыграли тихую свадьбу, когда Симонов приехал с передовой, где служил фронтовым корреспондентом. В том же году на экраны выходит фильм «Жди меня» по мотивам знаменитого стихотворения. В главной роли — Валентина Серова. Она сыграла женщину, которая не хочет верить в гибель мужа на войне и верно ждет его возвращения.

В 1945 г. наконец-то выходит в прокат картина «Сердца четырех» — и это снова невероятный успех для Валентины Серовой. А за следующую свою работу — «Композитор Глинка» (1946) — актриса получает Сталинскую премию и звание заслуженной артистки. И это в 29 лет!

Вместе с Симоновым они много путешествовали. Так, например, в 1946 году они приехали в Париж, где поэт проводил кампанию по возвращению на Родину творческой интеллигенции. Он рисовал им радужные перспективы, тогда как на деле многие из возвратившихся сгнивали в лагерях. В один из таких парижских ужинов в компании с Иваном Буниным, Тэффи (Надеждой Лохвицкой), Борисом Зайцевым, когда официант, прервав горячий рассказ Симонова о том, как «хорошо в стране советской жить», отзовет его к телефону, Серова тихо скажет: «Не слушайте его, не верьте…». Она могла быть заносчивой, грубой, но никогда лживой или злой.

Хотя им с Симоновым действительно было хорошо жить в СССР. Серова считалась главной светской львицей советского бомонда. Роскошная квартира, дачи в Переделкино и на Черном море, куча помощниц по хозяйству. В 1950-м рождается долгожданный ребенок — дочка Машенька.

Но Валентина несчастлива. Причин было много. Во-первых, Симонов настоял, чтобы пасынка, с которым у него не сложились отношения, отправили в интернат. Во-вторых, в СССР началась кампания по борьбе с космополитизмом, которую возглавил Симонов и из-за которой страдали близкие Серовой люди. Плюс долгие командировки мужа, ее уход из Ленкома, где она провела 14 лет своей жизни… Валентина начала пить.

«Что с тобой, что случилось? Почему все сердечные припадки, все дурноты всегда в мое отсутствие? Не связано ли это с образом жизни? У тебя, я знаю, есть чудовищная русская привычка пить именно с горя, с тоски, с хандры, с разлуки…» — будет писать ей Симонов.

«Я бесконечно мучаюсь сознанием, что твоя работа постоянно становится между мною и тобою. Я замечаю охлаждение при виде того, что именно в то время, когда самая сильная любовь влечет меня к тебе, ты предаешься так страстно погоне за славою и отличиями», — отвечала она.

Так они и не услышат друг друга. Приглашения на съемки постепенно иссякнут. Как и предложения сыграть в новой пьесе. Муж будет все реже появляться дома и в конце концов уйдет к другой женщине в 1957 году.

Мать Валентины, Клавдия Половикова, отсудит у нее право опеки над дочерью. Отныне она не подпустит Валентину к малышке ни на шаг, а когда девочка сама начнет принимать решения — будет слишком поздно: Серова сопьется окончательно. И воспоминания о матери у Марии навсегда останутся ужасно тяжелыми и гнетущими.

«Запах пыльных книг, пролитого вина, папиросного дыма и высыхающего актерского грима — это запах моего детства, это ее комната… Над ворохом бумаг сидит женщина с копной изведенных пергидролем волос. Опухшие веки, резкие морщины. Над ее головой портретный снимок: красивое лицо, ненатуральность позы, улыбки, взгляда — чуть-чуть. Типичный снимок актрисы в роли. Как предсказано было: «…И постарев, владелица сама себя к своим портретам приревнует…». И эти два лица принадлежат одному человеку — не так давно актрисе в зените славы и теперь забытой почти всеми, исстрадавшейся, спившейся женщине. Моей матери… Мать была в жизни такой, какой была в его стихах: «Злой и бесценной, проклятой — такой нет в целой вселенной другой под рукой».

Последними работами Валентины Серовой в кино стали три небольшие роли: в драме «Арена» (1967), «Кремлевские куранты» (1970) и «Дети Ванюшина» (1973). В какие-то редкие моменты просветления, когда она безуспешно пыталась вылечиться от своего недуга, Серова выпросит и выстрадает их.

«Простите меня за настырность, — пишет она в ЦК КПСС, — но больше нет сил висеть между небом и землей! Всю грязь, которую на меня вылили, я не могу соскрести с себя никакими усилиями, пока мне не помогут сильные руки, которые дадут работу и возможность прежде всего работой доказать, что я не то, чем меня представляют.

Я готова на любой театр, только бы работать. Я недавно прочла несколько отрывков и статей о бывших преступниках, возвращенных к жизни, которым помогли стать людьми дружеские руки, добрые человеческие отношения, доверие. Неужели я хуже других? Помогите… Глубоко уважающая Вас В. Серова».

Во время съемок она действительно как-то держалась, но потом все снова возвращалось на круги своя. И после очередного отказа на киностудии («нет, Валечка, для вас нет ничего») ей приходилось распродавать свои личные вещи, чтобы выжить и выпить.

В последний раз она появится на публике 10 декабря 1975 года, когда придет в Театр киноактера (где она числилась) за зарплатой. И внезапно услышит брошенное ей в спину: «Это кто, Серова? Та самая? А я думала, она умерла».

Меньше чем через неделю подруга актрисы, которая так и не смогла дозвониться, приедет к ней домой и обнаружит в коридоре израненное и уже остывшее тело 58-летней Валентины. За полгода до этого из жизни уйдет сын Серовой Анатолий. Точно так же, как и его мать, от пьянства…

…Панихида в Театре киноактера все не начиналась, никто не решался подойти к микрофону и сказать несколько слов. Но вдруг из магнитофона зазвучала мелодия из кинофильма «Жди меня» и голос Валентины Серовой, исполняющей песню. И люди, будто бы очнувшись, стали выходить к гробу и говорили, говорили, говорили…

Симонов не приехал, прислав 58 красных гвоздик. Он не забыл, но и не простил слабости Валентины, из-за которой умерла его любовь.

«Я не могу тебе писать стихов —

Ни той, что ты была, ни той, что стала».

«…То, что было у меня с твоей матерью, — скажет он перед смертью их общей дочери Марии, — было самым большим счастьем в моей жизни… И самым большим горем».

Источник