Валентина токарская биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 февраля 2019; проверки требуют 26 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Токарская.
Валенти́на Гео́ргиевна Тока́рская (3 февраля 1906, Одесса — 30 сентября 1996, Москва) — советская и российская актриса театра и кино, звезда Московского мюзик-холла 1930-х годов. Народная артистка Российской Федерации (1993).
Биография[править | править код]
Валентина Георгиевна Токарская родилась 3 февраля 1906 года в Одессе. Считалась самой красивой и самой богатой актрисой довоенной Москвы. В 1930-е годы не было человека, который бы не знал это имя: Валентина Токарская была звездой Московского мюзик-холла и разъезжала по городу в собственном автомобиле. Ею восхищались Зощенко и Горький, Ильф и Петров, Катаев и многие другие знаменитые писатели. Яков Протазанов снял актрису в главной роли в сатирической комедии «Марионетки», с которой Валентина Токарская объехала весь Советский Союз.
После закрытия «чуждого советскому человеку» мюзик-холла, Токарская перешла в Театр сатиры, где вновь играла только главные роли. «Мне это не очень нравилось, — вспоминала впоследствии актриса. — Я не любила играть драматических героинь. Я хотела петь, танцевать, делать всё то, что сейчас делает Людмила Гурченко…» В те годы о таком репертуаре приходилось только мечтать.
В годы войны[править | править код]
В 1941 году Токарская отправилась в составе одной из первых фронтовых бригад в действующую армию. Под Вязьмой артисты попали в окружение. Скитания по лесам и деревням закончились тем, что пришлось регистрироваться в управе и просить разрешения кормиться своей профессией. Сколотили новую актёрскую бригаду, сделали небольшую концертную программу. Затем началось немецкое отступление – Смоленск, Могилёв, Гомель, Барановичи — всё дальше и дальше, до самой Германии, где Валентина Токарская и Рафаил Холодов выступали перед русскими военнопленными, которые были расселены в небольших городках и были заняты на сельхозработах.
Ссылка[править | править код]
Валентина Токарская вернулась домой в конце 1945 года и тут же была отправлена в ссылку. Работала в санчасти. Затем заявку на знаменитую актрису прислал Воркутинский лагерный театр. В Воркуте она сыграла, по ее словам, «лучшие свои роли», Марию Стюарт, Софью Ковалевскую, и сама поставила две оперетты.
Возвращение в театр[править | править код]
В 1953 году после освобождения Токарская вновь вышла на сцену Театра сатиры и не покидала её до последнего дня. Играла в основном небольшие роли, эпизоды, всегда яркие, хотя и не соответствовавшие таланту актрисы. Валентин Плучек говорил о ней[2]:
К сожалению, я не мог ей предложить ничего достойного. Когда она просила меня позволить ей хотя бы молча постоять в углу сцены, я понимал, что всё внимание зала всё равно будет сосредоточено на ней. Валентина Георгиевна сама была человеком-театром».
Скончалась 30 сентября 1996 года. Похоронена на Новом Донском кладбище.
Личная жизнь[править | править код]
Чтобы спасти артисту Рафаилу Холодову жизнь, назвала себя его женой[3]. С ним же вновь встретилась в лагерях в 1946 году и поддерживала личные отношения. Позднее в заключении познакомилась с киносценаристом Алексеем Каплером, за которого после его освобождения из лагеря вышла замуж. Однако брак с ним продлился недолго — в 1955 году Каплер завязал отношения с поэтессой Юлией Друниной, на которой позднее женился.
Творчество[править | править код]
Театральные работы[править | править код]
Московский мюзик-холл[править | править код]
- «Под куполом цирка» (Алина)
Московский театр Сатиры[править | править код]
- «Слуга двух господ» (Беатриче)
- «Пигмалион» (Элиза)
- «Клоп» (Лунатичка)
- «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова — Елена Станиславовна
- «Гурий Львович Синичкин» (Сурмилова)
- «Мистерия Буфф» В. Маяковского — Австралийка
- «Обнажённая со скрипкой» (Павликова)
- 1967 — «Интервенция» Л. Славина — Иоланта Люсьен
- «Маленькие комедии большого дома» (Кира Платоновна)
- «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (фрёкен Бок)
- «Тартюф, или Обманщик» Ж. Б. Мольера — госпожа Пернель
- 1969 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше — Марселина
- «По 206-й» (Секлетинья)
- «Как пришить старушку» (Страховой агент)
Фильмография[править | править код]
- 1933 — Марионетки — Ми, певица
- 1956 — Дело № 306 — Мария Николаевна Карасёва, фармацевт, она же немецкий агент Магда Тотгаст, она же Фишман, Аванесова, Рубанюк, Иваниха
- 1960 — Испытательный срок — крупье в ресторане с казино “Калькутта”
- 1963 — Короткие истории — эпизод
- 1965 — Срок истекает на рассвете
- 1967 — Весна поёт (короткометражка) — Магдалина
- 1979 — Осенняя история — бабушка
Телеспектакли[править | править код]
- 1959 — Обнажённая со скрипкой (фильм-спектакль) — княгиня Анна Павликова
- 1962 — Интервью у весны (фильм-спектакль) — Зинаида Аристарховна – сцена из спектакля “Фунт лиха”
- 1962 — Наследники Рабурдэна (фильм-спектакль) — мaдaм Фикe
- 1974 — Маленькие комедии большого дома (фильм-спектакль) — Кира Платоновна “Пой, ласточка, пой!”
- 1978 — Эцитоны Бурчелли (фильм-спектакль) — Елена Викентьевна – тёща Платона Петровича
- 1989 — Свет вечерний (фильм-спектакль)
Награды[править | править код]
- Народная артистка Российской Федерации (1 июня 1993 года) — за большие заслуги в области театрального искусства[4]
- Орден Дружбы (9 марта 1996 года) — за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства[5]
Литература[править | править код]
- Сергей Капков. Эти разные, разные лица. — М.: Алгоритм, 2001.
- Сергей Капков. Любимые комики. — М.: Эксмо, 2005.
- Капков С. В. Королевы смеха. Жизнь, которой не было? (серия: «Лица и лицедеи»). М. Эксмо: Алгоритм, 2011, 352с. ISBN 978-5-699-52042-8. Глава «Графиня из лёгкого жанра» Валентина Токарская с.65-88, фильмография с.346.[6]
- Галина Полтавская, Наталия Пашкина. Звезды далекой свет немеркнущий… Валентина Токарская. — М.: Московский академический театр Сатиры: Гос. центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, 2016.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Эти разные, разные лица
- Воспоминания о ГУЛАГе
- ГУРЧЕНКО ЕЩЁ НЕ БЫЛО, НО У РОССИИ УЖЕ БЫЛА ТОКАРСКАЯ
- Соперница Токарская
- Валентина Георгиевна…
- «Я пришёл сюда ржать» 80 лет Театру Сатиры
Источник
Валентина Токарская
Валентина Георгиевна Токарская. Родилась 3 февраля 1906 года в Одессе – умерла 30 сентября 1996 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино. Звезда Московского мюзик-холла 1930-х годов. Народная артистка РФ (1993).
Валентина Токарская родилась 3 февраля 1906 года в Одессе.
С ранних лет занималась хореографией. Училась в Киевской балетной школе Чистяковой.
В 1919 году играла в оперной массовке.
В 1920-е годы работала в Ташкентском оперном театре танцовщицей.
Во второй половине 1920-х перебралась в Москву, работала в оперетте, где и получила широкую известность.
Работая в Московском мюзик-холле, она считалась одной из самых красивых женщин столицы. Ходили слухи о ее баснословных заработках. Она шикарно одевалась, вела широкий образ жизни, была завсегдатаем самых дорогих ресторанов, разъезжала по городу в собственном автомобиле.
В мюзик-холле она работала вместе с тогдашними звездами Тениным, Мартинсоном, Лепко, Риной Зеленой, Мироновой. Исполняла главную роль – Алину – в популярном спектакле «Под куполом цирка». В то время в Москве ее знали все знаменитости. Токарской восхищались Михаил Зощенко, Максим Горький, Илья Ильф, Евгений Петров, Валентин Катаев.
В 1933 году сыграла главную роль – певицу Ми – в сатирической комедии «Марионетки» (политический памфлет, высмеивающий фашистов, готовых развязать войну против Советского Союза) режиссера Якова Протазанова.С этой картиной Валентина Токарская объехала весь Советский Союз.
Валентина Токарская в молодости
В 1936 году Московского мюзик-холла не стало – его закрыли под тем предлогом, что это не советский театр.
В 1936–1941 годы она была артисткой Московского театра Сатиры, играла только главные роли.
Во время Великой Отечественной войны она начала выезжать в составе фронтовых бригад выступать перед бойцами.
Плен и ссылка
13 сентября 1941 года она выехала на фронт в расположение армии Рокоссовского в составе фронтовой концертной бригады. Бригада оказалась в окружении. Артисты попали в при попытке выйти из окружения. Их этапировали в комендатуру Вязьмы, где они были освобождены. В конце концов скитания закончились тем, что пришлось регистрироваться в управе и просить разрешения кормиться своей профессией. Они сколотили новую актёрскую бригаду, сделали небольшую концертную программу.
В 1944 году вместе с отступавшими немцами они принудительно были вывезены в Берлин. В Берлине Валентина Токарская и Рафаил Холодов выступали для русских военнопленных, которые были расселены в небольших городах и работали по хозяйству на владельцев земель.
В ноябре 1945 года Валентина Токарская вернулась в Москву. После попытки сдать паспорт в милицию на прописку последовал незамедлительный обыск и арест. Далее – Лубянская тюрьма и приговор «тройки» по ст. 58-3 (пособничество врагу). Ей дали 4 года лагерей.
В 1946–1949 годах была в Печорлаге, затем в лагере в Вологде. Работала на вытаскивании бревен из реки после ледостава, позже трудилась в санчасти. Через некоторое время ее позвали в Воркутинский театр. В Воркутлаге ей выписали пропуск и разрешили передвигаться из зоны в театр без конвоя. Она играла роли в спектаклях «Мадемуазель Нитуш», «Вас вызывает Таймыр», Диану в «Собаке на сене», Елизавету в «Марии Стюарт». Поставила спектакли «Баядера» и «Одиннадцать неизвестных».
В ноябре 1949 года она была освобождена. Работала в театре Воркуты.
В 1953 году вернулась в Москву, устроилась в Театр сатиры. Близко дружила с актрисой Татьяной Пельтцер.
Работы Валентины Токарской в Московском театре Сатиры:
- «Слуга двух господ» – Беатриче;
- «Пигмалион» – Элиза;
- «Клоп» – Лунатичка;
- «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова – Елена Станиславовна;
- «Гурий Львович Синичкин» – Сурмилова;
- «Мистерия Буфф» В. Маяковского – Австралийка;
- «Обнажённая со скрипкой» – Павликова;
- «Интервенция» Л. Славина – Иоланта Люсьен;
- «Маленькие комедии большого дома» – Кира Платоновна;
- «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» – фрёкен Бок;
- «Тартюф, или Обманщик» Ж. Б. Мольера – госпожа Пернель;
- «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше – Марселина;
- «По 206-й» – Секлетинья;
- «Как пришить старушку» – Страховой агент.
В конце 1980-х и начале 1990-х в театре для нее не стало ролей. Актриса жила в бедности. Но позже ей была назначена президентская пенсия.
В 1993 году Валентине Токарской было присвоено звание народной артистки РФ (минуя звание «заслуженной»). В этом «льготном» списке её имя стояло рядом с другими живыми легендами – Изабеллой Юрьевой, Вацлавом Дворжецким и Леонидом Оболенским, заслуги которых также не были отмечены ни орденами, ни регалиями.
В 1994 году после почти десятилетнего перерыва она получила роль Страхового агента в бенефисе Ольги Аросевой «Как пришить старушку» по пьесе Джона Патрика.
В феврале 1996 года состоялся ее Бенефис на сцене Московского театра Сатиры.
В 1996 году, в честь 90-летия, Валентина Токарская была награждена орденом Дружбы.
Валентина Георгиевна Токарская скончалась 30 сентября 1996 года. Похоронена на Новом Донском кладбище.
Личная жизнь Валентины Токарской:
Первый раз вышла замуж за оперного певца в 1920-е годы. Они вместе работали в Ташкентском оперном театре. Затем вместе перебрались в Москву. Поскольку супруг в Москве работу не нашел, он отправился в другой город, но она с ним ехать отказалась.
Во время войны, будучи в плену, чтобы спасти артиста Рафаила Холодова, назвала себя его женой. Позже с ним встретилась в лагерях в 1946 году и поддерживала личные отношения.
Валентина Токарская и Рафаил Холодов
В Воркутлаге познакомилась с Алексеем Каплером. Они поженились в 1953-м после освобождения Каплера. Однако брак с Каплером продлился недолго – до 1955 года (у режиссера начались отношения с поэтессой Юлией Друниной, на которой позднее женился).
Валентина Токарская и Алексей Каплер
Фильмография Валентины Токарской:
1933 – Марионетки – Ми, певица
1956 – Дело № 306 – Марья Николаевна Карасева, провизор
1959 – Обнажённая со скрипкой (фильм-спектакль) – Анна Павликова
1960 – Испытательный срок – крупье
1962 – Наследники Рабурдэна (фильм-спектакль) – мaдaм Фикe
1962 – Интервью у весны (фильм-спектакль) – Зинаида Аристарховна
1963 – Короткие истории
1964 – Один день депутата Снорреброда (фильм-спектакль)
1964 – Марюта ищет жениха (фильм-спектакль)
1965 – Срок истекает на рассвете
1967 – Весна поёт – Магдалина
1974 – Маленькие комедии большого дома (фильм-спектакль) – Кира Платоновна
1978 – Эцитоны Бурчелли (фильм-спектакль) – Елена Викентьевна, тёща Платона Петровича
1979 – Осенняя история – бабушка
1989 – Свет вечерний (фильм-спектакль)
1994 – Валентина Георгиевна, ваш выход! (документальный)
Озвучивание Валентины Токарской:
1956 – Любовь с первого взгляда (Amor a primera vista) – Росарио (роль Нелли Лаинес)
1957 – Свидетель обвинения (Witness for the Prosecution) – мисс Плимсолл (роль Эльзы Ланчестер)
1957 – Не пойман – не вор (Ni vu, ni connu) (роль Мадлен Барбюле)
1960 – Случай с Мари Тоот и Ности (Young Noszty and Mary Toth)
Источник
Актриса Валентина Токарская – не просто легенда нашего театра и кино, не просто первая красавица эпохи, а человек, про жизнь которой стали складывать легенды еще при жизни. Не понятно только, почему про ее жизнь не снят ни один фильм.
Актриса мюзик – холла, одна из первых красавиц эпохи. Список ее ухажеров очень велик. И это тоже видные деятели искусства, писатели и актеры.
Актриса блистала на сцене с самых юных лет, и до своего девяностолетия. Люди, знающие актрису уже в старости, удивлялись ее способности изменяться. На служебном входе стоит обычная старушка. Она входит в гримерную, и на сцену выходит красавица совсем без возраста.
Именно, Валентина Токарская была наставницей Любови Орловой. Дело в том, что вначале была написана пьеса «Под куполом цирка», и написана она была специально для Токарской. И лишь затем появился фильм. И именно в этом фильме Александрова предстала впервые королевой, до этого она работала в амплуа простушки.
Уже в тридцатые Токарская стала легендой. Она выступала в Мюзикл – холле. После закрытия этого театра Токарская стала звездой Театра Сатиры.
И она не знала, какие дальнейшие испытания принесет ей жизнь.
А дальше была война.
Токарская одной из первой записалась в бригаду артистов, которые разъезжали по фронтам. Под Вязьмой эта бригада попала в окружение. И все артисты оказались в плену.
Токарская уже в плену спасала своего коллегу по бригаде, назвавшись его женой. Иначе коллегу ждала бы смерть, в связи с его еврейским происхождением.
Находясь в плену, Токарская работал в таких же агитбригадах. Только теперь она выступала перед солдатами вермахта. И была успешна настолько, что выступила перед самим Гитлером. И это не легенда, а исторический факт.
А в дни Победы она снова выступала перед нашими войсками. Только уже в Берлине.
В ноябре 1945 года она возвратилась в Москву. Театр Сатиры принял актрису. Но уже через некоторое время ее ждал арест. Основное обвинение состояло в том, что она была в плену. И там она не искала контактов с подпольщиками и партизанами. Она не пыталась бежать. На эти обвинения Токарская спокойно отвечала, что она –актриса, и совсем не знает, как искать контакты с партизанами.
Свои несколько лет лагерей она получила. И оказалась в Воркуте, где продолжила работать в лагерном театре.
И именно лагерь подарил ей главную любовь ее жизни.
Здесь она встретила Алексея Каплера. Он находился на привилегированном положении. Хотя, он и был зэком, но у него была даже своя каморка. Он работал фотографом. Токарская полюбила его. Между ними завязался роман.
После заключения, они вступили в брак.
В 1956 году актрису ждал успех и в кино. Она сыграла роль немецкой шпионки в фильме «Дело № 306». На съемки фильма она попала с легкой руки партнера по театру Евгения Весника.
Роль в фильме “Дело № 306”.
Но судьба словно бы испытывала Токарскую на прочность. Алексей Каплер полюбил Юлию Друнину. И хотел затеять раздел совместно нажитого имущества. В ответ на это Токарская поступила по – королевски. Она отдала Каплеру все их имущество. Театр дал актрисе небольшую квартиру, в которой она и прожила тридцать лет.
После этого она еще тридцать лет служила в театре. Снималась в небольших ролях в кино. Самой яркой ролью была роль в фильме «Испытательный срок».
Актриса страда от отсутствия ролей.
И все же, в конце жизни она получила сразу же несколько подарков.
Во – первых, актрису наградили званием «Народной актрисы». Оказывается, что до 87 лет актриса даже не была заслуженной актрисой. И это был уникальный случай, когда актриса получила звание «Народной», минуя стадию «Заслуженной артистки».
И самое главное, Театр Сатиры широко отметил юбилей актрисы. В 1996 году ей исполнилось 90 лет. На юбилее было полно народу. Актриса несколько раз выходила на сцену, сменяя наряды. И все понимали, что это – истинная королева отечественной сцены.
Через полгода после своего юбилея, Валентина Токарская мирно скончалась во сне в своей небольшой квартирке.
БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!
МИРА ВСЕМ И ЛЮБВИ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Фотографии взяты из свободного источника
Источник
На Новом Донском кладбище Москвы, возле Донского монастыря, среди прочих есть могила с надписью: “Валентина Георгиевна Токарская, 1906-1996”. Актрису, бывшую звездой Советского Союза, знали и любили в свое время все. Она по праву считалась одной из лучших артисток современности и наиболее красивых женщин. В числе ее поклонников имелось много именитых людей. Но как она пришла к такому успеху? Каковы были биография и карьера Валентины Токарской?
Детство
Валентина Георгиевна Токарская родилась в феврале, в самом его начале, в 1906 году. Родным ее городом по решению судьбы стала украинская Одесса. Именно в Одессе прошло детство будущей актрисы, и только выйдя из подросткового возраста она покинула родной город.
Отец Валентины Токарской был профессиональным актером, хоть и из провинции, так что свой дар дочь унаследовала именно от него. Что касается ее матери, она была обычной домохозяйкой, посвятившей все свои время и силы семье. Впервые на сцене маленькая Валя выступила уже в пятилетнем возрасте. Тогда она читала стихи на балах школьников – в царское время это было регулярной и обыкновенной практикой. На них, как правило, присутствовала и тогдашняя вдова-императрица, Мария Федоровна. Так что можно сказать, что будущую актрису с детства, с младых ногтей, вводили в высокопоставленное общество. Актриса Валентина Токарская (на фото ниже) позднее вспоминала, что в памяти у нее императрица осталась как очень красивая женщина с “неживым” как будто лицом: Мария Федоровна никогда не улыбалась.
Первая работа
Работать, вернее, подрабатывать юная Валя начала с тринадцати лет. И эта подработка носила творческий характер, ведь девочка еще с младенчества твердо знала, что хочет быть артисткой: Валенька танцевала перед киносеансами, развлекая и радуя публику своей красотой (позже уже ставшую знаменитой актрису Валентину Токарскую назовут самой красивой женщиной Союза, но уже тогда, в тринадцать лет, было понятно, что Валечка привлекательнее и очаровательнее многих).
Танцевала Валя профессионально: она занималась в частной балетной школе. Эти занятия в конечном счете и поспособствовали тому, чтобы Валя попала в театр: первое ее выступление, пусть и ничтожно крохотное, с микроскопической ролью, которая и на роль-то не была похожа вовсе, состоялось именно в качестве участницы массовки в балете. Задачей девушки было в нужную минуту пробежать через сцену. И все! Но на первых порах Валентине Токарской хватало и этого.
Взросление
Говорят, что, чем дольше продолжается детство, тем лучше. Валентине Георгиевне Токарской, на фото даже поздних лет выглядящей младше реального возраста, пришлось повзрослеть не то чтобы слишком рано, но очень быстро: с наступлением Гражданской войны, когда начался страшный голод. Нечего было есть, всегда сосало под ложечкой, и девушка вместе с матерью были вынуждены менять свои вещи на еду, которой много было в деревнях. Тогда зачастую деревни были богаче городов, не то что сейчас: ведь там было все свое и всего хватало в достатке.
В 1920 году Валя вместе с матерью переехала в Ташкент. Там она устроилась в труппу ташкентского оперного театра. Девушку взяли сразу: балетное прошлое Валентины говорило само за себя, несмотря на то, что в родном городе главных ролей у нее так и не случилось. А вот в Ташкенте случились не только главные роли – вернее будет говорить, главные партии, – но и первая любовь, и первый брак. Личная жизнь Валентины Токарской вообще была довольно бурной. У нее случилось несколько браков, о чем будет рассказано впоследствии. А тот, первый, супруг работал там же, в Ташкенте, в том же театре: был тенором, исполнявшим главные партии.
Москва. Новая жизнь Валентины Георгиевны Токарской
Когда окончилась Гражданская война, Валентина вместе со своим супругом и матерью снова сменила место жительства. На сей раз из Ташкента они уехали прямиком в Москву. Там было больше возможностей – как найти хорошую работу, так и добиться того, о чем мечтает любой артист: славы, известности. В Москве оба супруга устроились работать в одну и ту же оперетку. Это было первое появление оперетт в жизни Валентины Георгиевны Токарской, ставшее, пожалуй, судьбоносным (вообще, таких судьбоносных моментов и явлений в ее биографии имелось достаточно много). Именно с тех пор любовь к оперетте прочно вошла в жизнь актрисы и не покидала ее до самой смерти артистки. Оперетка, в которую попали супруги, была крошечная, но тем не менее они были довольны и этим. Главное, перед ними расстилалась Москва.
Валентина Токарская вообще была непритязательным человеком, о чем позднее также вспоминали многие ее коллеги, артисты и режиссеры. В этой первой своей оперетке Токарская играла совсем маленькие роли, и не актрис, не певиц, а так называемых субреток. С этими же ролями, в этих же постановках актриса вместе с труппой ездила по стране с гастролями. Даже в крошечных ролях она сверкала так великолепно, была настолько красива, что не могла не оставить о себе исключительно благоприятное и восторженное впечатление у публики.
И не только у публики: ее замечали и коллеги, ее приглашали все в новые и новые труппы, и если представлять эти труппы в виде иерархической лестницы, то Токарская неуклонно поднималась лишь ввысь, ни разу не спустившись хотя бы на ступеньку назад. В конце концов, она попала в очень известную на тот момент и довольно большую труппу, где были и именитый режиссер по фамилии Джусто, и оркестр, и хор, и даже солидное жалованье. Вместе с этим театром актриса Валентина Георгиевна Токарская объездила множество разных городов. Побывала в том числе и в Баку, который стал для нее очередным судьбоносным городом. Впрочем, об этом позже…
А пока в биографии актрисы Валентины Токарской случился очередной переезд – в Санкт-Петербург, вернее, тогда еще Ленинград, где она прожила какое-то время. Впрочем, не слишком значительное. Москва все же больше пришлась артистке по сердцу, а потому из Северной столицы она вскоре вернулась обратно именно в Москву.
Мюзик-холл
Вскоре после этого возвращения вновь произошел тот самый жизненный поворот, который подарил актрисе очередной счастливый шанс. Играя в какой-то малозначимой оперетке, она попалась на глаза одному из известных в те годы московских режиссеров по фамилии Волконский. Пленившись выступлением Валентины Токарской, он пригласил ее в свой мюзик-холл. Так начался очередной этап в жизни артистки – как она утверждала позже, самый легкий, беззаботный и счастливый. В начале тридцатых годов в Москве было одно-единственное, пожалуй, место, где, во-первых, собирались толпы публики, во-вторых, среди этой публики было полно знаменитостей, в-третьих, которое приносило государству бешеную прибыль. Этим местом являлся Мюзик-Холл. Именно туда попала Токарская – и не просто попала, она стала поистине звездой этого заведения. Несмотря на то что рядом с ней на сцене блистали многие именитые и талантливые артисты, большая часть публики в те годы приходила посмотреть именно на Токарскую.
За все время существования Мюзик-Холла в нем было поставлено пять вещей, и везде Валентина Токарская блистала. Там же, в Мюзик-Холле, она познакомилась и подружилась с Марией Мироновой, еще одной замечательной советской актрисой. Именно вместе с ней Токарская стала завсегдатаем всех тогдашних творческих «тусовок», банкетов, встреч и посиделок. Если существовала какая-то элита среди артистов, то, несомненно, Токарская была туда вхожа, мало того, являлась ее центром. О ее красоте практически легенды слагались – а учитывая, что она была еще и примой Мюзик-Холла, то есть зарабатывала по тем временам весьма немалые деньги (могла, например, позволить себе автомобиль; по статистике, актриса Валентина Токарская в период тридцатых годов минувшего столетия считалась в нашей стране самой высокооплачиваемой артисткой, соответственно – и самой богатой), то неудивительно, что поклонников у нее было хоть отбавляй. С ней водили дружбу и многие представители литературы советского периода: она была знакома и дружна с братьями Катаевыми (один из которых – Петров) и Ильфом, с Юрием Олешей и Михаилом Зощенко… Все они восхищались наперебой как талантом актрисы (несмотря на то, что у нее не было сильного голоса – в пении так, как в танце, она не преуспела), так и ее красотой. Кроме того, у Валентины Георгиевны был на редкость легкий, веселый нрав, она являлась, что называется, душой компании, и потому в любой коллектив вливалась весьма органично.
А сама Токарская была счастлива! Счастлива, играя легкие пьески, заставляя зал рыдать от смеха и восторгаться. Она нашла свое призвание – и была уверена до конца дней своих, что именно оперетта– это «ее». Вот только судьба не всегда поворачивается передом, иногда она больно бьет «под дых». Так случилось и в жизни Валентины Токарской. Это произошло в небезызвестном тридцать седьмом году. Нет, знаменитую артистку не тронули, не арестовали, как происходило в те страшные годы со многими. А вот Мюзик-Холл, демонстрировавший «антисоветчину», чуждые советскому народу идеи и представления – закрыли. Токарская осталась без любимого места работы.
Театр Сатиры
Впрочем, Валентина Георгиевна все же была любимицей фортуны. Иначе как объяснить тот факт, что очень скоро после закрытия Мюзик-Холла она уже нашла новое место службы – на сей раз, став актрисой Театра Сатиры. Валентина Токарская любила и этот театр, хоть в нем ей было и не так комфортно, как в предыдущем. Она вспоминала много позже, что ролями ее не обижали, что часто и много она играла главных персонажей, но вся беда для нее заключалась в том, что персонажи эти были драматическими. Она не любила драму, она не хотела играть подобные характеры. Ей нужна была ее оперетта, но как раз-таки этого театр ей предложить и не мог. Токарская делилась позже в интервью, что хотела исполнять приблизительно то, что исполняла и что делала на эстраде Людмила Гурченко. К сожалению (а может быть, даже к счастью) у Токарской и Гурченко оказались разные творческие пути-дорожки…
Несколько лет Валентина Георгиевна играла в Театре Сатиры. Не жаловалась на отсутствие желаемых ролей. Полюбила по-своему и этот театр, он стал для нее в какой-то степени родным. И ничего не предвещало новой черной полосы, но тут наступил сорок первый год. Грянула война.
Военное лихолетье. Плен
Буквально в первые же недели войны Театр Сатиры снарядил на фронт творческий коллектив. Тогда многие труппы – в составе тех артистов, что не ушли воевать – ездили в части с концертами, чтобы подбодрить своих бойцов, вселить в них, во-первых, уверенность в своих силах и победе, во-вторых, хоть немного зарядить их хорошим настроением. В числе прочих в «сатирическую» бригаду вошла и Валентина Токарская. Они с коллегами поехали в шестнадцатую армию Рокоссовского, и сначала все было хорошо – настолько, разумеется, насколько может быть хорошо в военной обстановке, в такое сложное время. Артисты выступали перед бойцами, завели много новых знакомств, видели множество новых лиц…
А в конце сорок первого случилась беда – они попали в окружение. И война не пощадила: многие участники артистической бригады были убиты. Валентина Георгиевна осталась жива, равно как и еще один представитель Театра Сатиры, ее коллега и товарищ по фамилии Холодов. И сейчас уже, конечно, нельзя сказать – не жалели ли они о своем везении хотя бы мимолетно, хотя бы тайком друг от друга в тот тяжкий месяц скитаний по деревням и лесам в попытках уйти от немцев и все-таки, несмотря на все старания, в конечном счете именно у них и оказавшись. Да, их ждал плен. Плен, в котором, чтобы не умереть с голоду и суметь хоть как-то существовать, артисты были вынуждены зарабатывать себе на кусочек хлеба привычным для себя трудом – да только не перед таким зрителем, перед которым хотелось бы…
Когда наши стали побеждать, и немецкая армия перешла на оборонительные позиции, началось отступление, пленных германцы забрали с собой. Их не отпускали, и не удавалось сбежать. Так Валентина Токарская очутилась в Берлине. Только оттуда ее освободили, а произошло это лишь в 1945 году, после победы.
Ссылка
Наверное, лишним будет говорить о том, как в те годы обращались с теми несчастными, кто волею судьбы пережил плен. Стоило им вернуться домой, на родину, как их объявляли ее изменниками, арестовывали и либо отправляли в тюрьмы, либо расстреливали. Та же участь ждала и актрису Токарскую, повезло лишь избежать смерти. Сразу по возвращении в Москву она была задержана. А далее – приговор и ссылка.
Несмотря на то что эту полосу в жизни артистки светлой точно не назовешь, все-таки Токарской во многом повезло. Во-первых, ее оставили жить. Во-вторых, место ссылки было сравнительно «щадящим», в-третьих, работа, на которую определили новую арестантку, тоже оказалась «из легких» – трудиться надлежало в санчасти, ставить заключенным клизмы. В-четвертых, срок был «ни о чем», всего лишь четыре года (в сравнение не шли эти четыре года ни с десятью, ни с двадцатью годами, которые вынуждены были «оттрубить» многие). И, наконец, в-пятых – по прошествии довольно непродолжительного времени подобного труда на актрису пришла заявка из Воркуты – ее хотел видеть в числе своей труппы местный драматический театр. И это был поистине подарок судьбы для Валентины. Возможно, именно благодаря этому театру она осталась жива, смогла выдержать эти нелегкие годы ареста и ссылки, в то время, когда многие такие же, как и она, безвинные, погибали, не в силах перенести все выпавшие на их долю тяготы ни физически, ни морально.
Воркутинский драматический
В театре Воркуты Валентина Георгиевна была одновременно и артисткой, и режиссером. Она играла главные роли практически во всех (а если и не во всех, то в очень и очень многих) постановках, сама срежиссировала некоторые из них. Благодаря такой инициативе ее похвалило тюремное начальство: выдали повышенный паек. Позже Токарская признавалась, что, по ее мнению, лучшие свои роли она сыграла именно в Воркуте. Она всегда с теплом вспоминала тот театр, тех героев, что довелось ей сыграть в тот непростой, но по-своему счастливый период. Конечно, счастливый – ведь именно заключение принесло ей неожиданный подарок: Алексея Каплера, известного сценариста, ставшего ее супругом. Впрочем, не стоит забегать вперед…
Когда срок был «отмотан», у Валентины Токарской (фото см. в статье) даже не возникло мысли уехать из Воркуты. В Москву, любимый город, все равно было нельзя, а ехать куда-либо еще артистка не хотела. Так и жила в Воркуте, так и работала в ставшем уже привычным храме Мельпомены местного разлива. Целых четыре лишних года – до 1953-го. Именно тогда случилось событие, освободившее всю страну – умер Сталин. Сразу открылись двери, прежде бывшие запертыми. Токарская собралась и выехала в Москву…
С нуля
В Москве Валентина пришла в Театр Сатиры. Пришла, не будучи уверенной в том, что ее возьмут. Но ее ждали, ей обрадовались – и ее взяли. И там, в Театре Сатиры, Токарская верой и правдой, как говорится, и служила всю дальнейшую жизнь. Единственное, не было у нее больше главных ролей. Да и вообще, особенно больших ролей больше не было. Совпадение ли это – кто знает… Главный режиссер театра делился в своих воспоминаниях, что ничего соответствующего истинному таланту Токарской он предложить ей не мог. Так что артистке приходилось довольствоваться незначительными ролями, небольшими эпизодами, но они у нее были всегда, без работы она не сидела, да и их непрестанно делала настолько яркими, что ухитрялась все равно запоминаться публике сильнее, нежели артисты, исполнявшие главных персонажей.
Кинематограф
Фильмов Валентины Токарской не так уж и много. Всего семь, а больших ролей из них – только две. Однако эти роли запомнились зрителю – в лентах под названиями «Марионетки» (1933 год) и «Дело номер 306» (тремя годами позднее). Эти картины стали первыми, в которых снялась артистка, и единственными, предложившими ей крупные роли.
А попала в кино Валентина Георгиевна благодаря своей игре на театральных подмостках – именно там ее увидал режиссер «Марионеток». И позвал сниматься, невзирая на полное отсутствие опыта, ведь кино и театр – вещи полярно разные. Нельзя сказать, чтобы он сам впоследствии остался сильно доволен игрой Токарской (очевидно, сказалась ее неопытность в этом деле), поскольку с сожалением говорил ей, что мало с ней работал. Но картина тем не менее вышла и имела определенный успех, равно как и следующий фильм, в котором «засветилась» Валентина.
Почему впоследствии у нее не было главных ролей в кино? Кто же знает. Предполагают, что, во-многом, потому, что в жанре оперетты в кинематографе работал тогда небезызвестный Григорий Александров, который предпочитал снимать в основных ролях свою жену (Любовь Орло