Вера марецкая биография личная жизнь дети фото биография личная жизнь
Вера Марецкая – биография
Судьба Веры Марецкой сложилась очень удачно – она имела успех в кино и театре, имела деньги и многочисленные награды. К сожалению, ее авторитета не хватило, чтобы вступиться за своих родных, им довелось столкнуться с произволом властей и пройти через многие испытания. Марецкая пользовалась большой любовью зрителей, картины, в которых она снималась много лет назад, до сих пор с интересом смотрят уже новые поколения телезрителей, и каждый находит в них что-то важное для себя.
Первая слава и узнаваемость пришли к актрисе Вере Марецкой после выхода картины «Закройщик из Торжка», в которой она сыграла простую девушку Катю.
Детство и юность
Родилась Вера Марецкая 31 июля 1906 года в Барвихе под Москвой. Ее родители были выходцами из крестьян, но достаточно зажиточными как для того времени. Отец Петр Марецкий был буфетчиком Введенского народного дома, потом перешел на такую же должность в цирк Никитиных. После Октябрьской революции служил в буфете Государственного цирка. Мама Мария Марецкая была домохозяйкой, растила детей. Кроме Веры в семье росли сыновья Дмитрий и Григорий и дочь Татьяна.
Молодая Вера Марецкая
Родители были не очень богатыми людьми, но приличное воспитание всем детям дать смогли. Сыновья учились в Институте красной профессуры и стали журналистами. Дочь Татьяна выучилась на педагога. Вера отлично знала французский и немецкий языки. В 30-х годах братьев Марецкой арестовали и расстреляли как последователей Бухарина. Татьяну исключили из рядов КПСС, она отсидела в тюрьме несколько лет, а потом не имела права жить в столице.
Любовь к искусству проснулась в Вере благодаря отцу. Так как он работал буфетчиком в цирке, дети часто приходили ему помочь. Но работали они только в антракте, а все остальное время могли спокойно наблюдать из-за кулис за происходящим на арене. Вера уже в то время начала мечтать о сцене, однако родители настаивали на получении серьезного образования. Девушка не ослушалась своих родных, поступила на философский факультет Московского университета.
Однако проучилась она там всего год. Творческое начало взяло верх, и она попытала счастья в трех актерских студиях. После вступительных экзаменов, Вера нашла себя в списках поступивших сразу в два из них, и уже сама стояла перед выбором, куда пойти учиться. Она выбрала школу-студию Вахтанговского театра.
Фильмы
Театральная биография Веры Марецкой началась сразу после получения диплома вуза. Юрий Завадский, который тогда еще служил актером в театре Вахтангова, решил основать свой театр. И к моменту выпуска Веры из вуза в 1924 году его театральная студия как раз начала работать. Завадский позвал Марецкую к себе, и она с радостью согласилась. Буквально сразу ей начали доверять сложные возрастные роли. Несмотря на сложность, начинающая актриса легко перевоплощалась в добропорядочных матрон или комедийных старушек.
Театральная сцена принесла актрисе первую узнаваемость, у нее появился свой зритель, который ходил «на Марецкую». Многочисленные поклонники пытались раздобыть фотографию актрисы, чтобы пополнить ею свои коллекции. Но настоящая слава ждала Веру впереди.
Вера Марецкая в филььме «Закройщик из Торжка»
1925 год стал годом дебюта Марецкой в кино, ей тогда только исполнилось 19. Режиссер Яков Протазанов пригласил молодую актрису на съемки драмы «Его призыв», в которой она сыграла малозаметную роль. Буквально сразу за этим фильмом она снова стала работать с Протазановым в его новой ленте «Закройщик из Торжка». На этот раз роль девушки Кати принесла Вере первую известность и любовь зрительской аудитории. После этого фильма актрису буквально засыпали предложениями.
С каждым годом копилка ее работ становилась все полнее. На протяжении трех лет она снялась в четырех картинах, которые принесли ей настоящую славу – «Земля в плену», «Стыдно сказать», «Живой труп», «Дом на Трубной».
Яркую роль Марецкая сыграла в 1935 году в ленте «Любовь и ненависть». Сюжет развивается вокруг событий 1919 года, когда героиня Марецкой – шахтерка Вера, подняла женщин на бой с белогвардейцами. Картина показывала, как постепенно женщина вырабатывает характер и силу воли, и перестает быть «слабым полом». С этого времени такая тенденция прослеживалась практически во всех лентах с участием Марецкой.
Время было такое, когда нужно было прославлять коммунизм, воспевать коммунистическую пропаганду, а иначе фильмам была уготована жизнь на полке. И это в лучшем случае. Но Марецкая сталась по мере возможности «оживить» свои персонажи, чтобы они проявляли естественные чувства, свои радости и печали. Особенно удачными в этом плане получились картины «Член правительства» и «Поколение победителей».
При всей своей занятости в кинематографе, Вера не бросала службу в театре. Она умудрялась успевать везде.
Вера Марецкая в фильме «Она защищает Родину»
В 1942-м Марецкая получила Сталинскую премию за постановку «Надежда Дурова», в которой она сыграла главную героиню. Второй раз аналогичную награду актриса получила после выхода картины «Она защищает Родину», в которой перевоплотилась в Прасковью Лукьянову. Достаточно часто актрису приглашали на роли второго плана или вообще на эпизоды. Но это совсем не означало, что Марецкая играла их спустя рукава. Напротив, даже самую незначительную роль она обыгрывала так, что зрители помнили именно ее. Лучшим доказательством тому стала комедия «Свадьба».
Настоящий звездный час наступил в карьере актрисы Веры Марецкой после съемок в картине «Сельская учительница». Она сыграла главную роль, которая запала в душу зрителям и вызвала положительные отклики кинокритиков.
Сама Марецкая говорила впоследствии, что в первую очередь фильм получился успешным благодаря сценаристу Марии Смирновой. Именно она смогла написать такой образ – русская женщина, скромная и чистая, готовая жертвовать собой и терпеть неудобства, жить с верой и любовью к своему делу.
Вера Марецкая в фильме «Легкая жизнь»
За этот образ Марецкая снова получила Сталинскую премию. Потом фильмография актрисы продолжала пополняться дальше, лучшими фильмами последних лет стали «Ночной звонок», «Мать», «Легкая жизнь». В этих лентах она сыграла свои последние роли, причем во всех из них ей достались ключевые образы.
Марецкая перестала сниматься в кино, но театр не бросила. Она перешла в театр им.Моссовета, в котором выходила на сцену несмотря на смертельную болезнь.
Личная жизнь
У артистов часто случается так, что их личная жизнь тесно переплетается с профессиональной деятельностью. Так вышло и с Верой Марецкой. Первый раз она вышла замуж за Юрия Завадского, в театре которого она и состоялась, как актриса. Он многому ее научил и постоянно поддерживал во всем. В этом браке у Веры родился сын Евгений.
Вера Марецкая с Юрием Завадским
Когда сыну исполнилось 4 года, супруги расстались, однако они продолжали общаться на протяжении долгих лет. Вера всегда считала Завадского своей опорой и надеждой, и старалась сохранить с ним хорошие отношения.
Вера Марецкая с детьми
Второй раз актриса попытала счастья с актером Георгием Троицким. Этот брак снова принес ей счастье материнства – у супругов родилась дочь Мария. Мария продолжила семейную династию и стала актрисой театра и кино Из Георгия не получилось известного артиста, зато он стал очень хорошим папой для двоих детей. Вера могла спокойно работать, зная, что дети всегда присмотрены. Но и этот брак не принес ей женского счастья. Его оборвала война – Георгий погиб в 1943 году. Больше Марецкая замуж не выходила.
Смерть
После смерти мужа Вера с головой погрузилась в работу. Она пропустила тот момент, когда у нее начались постоянные головные боли. Марецкая долго терпела и не шла в больницу. Согласилась на обследование только по настоянию коллег, и диагноз ее просто убил. Доктора обнаружили у нее онкологию. Актриса держалась только благодаря сеансам химиотерапии, преодолевала боль и продолжала работать в театре.
Могила Веры Марецкой
Ее сердце остановилось 17 августа 1978 года. Причина – рак головного мозга, который мучил ее на протяжении нескольких лет. Местом упокоения великой актрисы стало Новодевичье кладбище столицы. Ее могила всегда в цветах, их несут благодарные поклонники.
Избранная фильмография
- 1925 – Его призыв
- 1925 – Закройщик из Торжка
- 1928 – Дом на Трубной
- 1929 – Простые сердца
- 1930 – Стыдно сказать
- 1936 – Зори Парижа
- 1939 – Член правительства
- 1941 – Дело Артамоновых
- 1943 – Она защищает Родину
- 1955 – Мать
- 1956 – Полюшко-поле
- 1964 – Лёгкая жизнь
- 1975 – Странная миссис Сэвидж
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник
Шестьдесят лет назад Театр Моссовета был, скорее всего, первым в СССР по звездным именам – Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Любовь Орлова и, конечно же, Вера Марецкая. Все они были яркими и неповторимыми.
Когда театр был на гастролях в Париже, Ве-Пе (Марецкая) сидела в гримерке Сары Бернар. Перед спектаклем у нее схватило сердце. Она прилегла на кушетку, успев подумать: «Как было бы здорово умереть на кушетке самой Бернар». Но в этот раз врачи ее спасли…
Детские годы великой актрисы
Одна из лучших актрис Советского Союза появилась на свет в Барвихе у родителей, не имевших никакого отношения к миру кино. Возможно, только очень тонкой нитью идет такая связь. Ее папа, Петр Григорьевич, спустя шесть лет после рождения дочери начал арендовать в цирке Никитиных буфет. А после окончания революции он решил остаться там работать продавцом. Все дети – Вера, ее два брата и сестра – постоянно помогали папе.
Вере очень нравилось бывать в цирке, ее пленял мир искусства. Она часто стояла за кулисами, внимательно наблюдая за представлением. А закрыв глаза, девочка представляла себя то воздушной гимнасткой, то смелой наездницей…
Родителям хотелось для своей дочки совсем иного будущего, они не были уверены, что мечты девочки сделают ее счастливой. Родители хотели, чтобы их дети получили серьезное образование, поэтому, подчинившись их настоятельным уговорам, юная Вера Марецкая, фото которой вскоре были почти в каждом советском журнале, начала сдавать экзамены на философский факультет в Московском университете. Но мир искусства не оставил ее, пленяя и восхищая. Поэтому, ничего не сказав родителям, девушка подает документы одновременно в три театральных студии. Поступить удалось в две, из которых она выбрала школу-студию при театре имени Вахтангова из-за того, что он был учеником самого Станиславского. Философия была забыта навсегда.
Ее довоенные работы в театре
После окончания Школы-студии в 1924 году Вера Марецкая, поддержав Юрия Завадского, решившего создать свою театральную студию, стала одной из первых его актрис. Она, несмотря на свою молодость, начинала с характерных ролей. Ей удавалось (и очень талантливо) перевоплощаться в странных и смешных старушек – фрау Шнютхен, мадам Соковитину и других.
На выбор дальнейшего репертуара актрисы значительное влияние оказали ее удивительное чувство юмора и неуемная фантазия. Ей доводилось играть лицемерку Глафиру, беспризорницу Степку, проститутку Бетти Дорданж (одна из лучших ее ролей). Завадский писал о Марецкой, что она очень умна, всегда знает, что она делает, зачем и почему, но главное – как.
Их отношения были непростыми. Именно Завадский стал для Марецкой истинным учителем, открывшим ее как актрису. Постепенно рабочие отношения стали личными. Они поженились, у них родился сын Женечка. Все было хорошо, но потом Завадский испытал чувство всепоглощающей любви к Галине Улановой и ушел из семьи. Другая женщина в знак протеста ушла бы из театра. Другая, но не Вера Петровна. Она, несмотря на то, что ее приглашали многие режиссеры, не оставила своего теперь уже бывшего мужа и проработала в этих стенах всю жизнь, оставаясь ведущей актрисой его театра.
Синема ее жизни
Хотя в театре у нее был постоянный успех, именно кинематограф принес Марецкой всенародную любовь и признание. Ее дебют состоялся, когда ей было 19 лет. Это была маленькая роль в драме «Его призыв». В этом же, 1925, году тот же режиссер – Яков Протазанов – опять пригласил молодую красавицу в свой новый фильм – в комедию «Закройщик из Торжка», где Вера Марецкая, фильмы которой вошли в золотой фонд советского кинематографа, воплотила роль работницы Кати. Этот образ запомнился всем зрителям.
Ее партнер по фильму Игорь Ильинский говорил о ее работе, что главное очарование молодой актрисы составили ее естественность и простота.
Постепенно начали поступать предложения от разных режиссеров. За три года она сыграла в пяти замечательных фильмах, где сумела продемонстрировать как настоящую искренность и лиризм, так и яркую характерность.
Живой образ в идеологической фальши
Начало творческой карьеры у актрисы было очень бурным, но потом наступило некоторое затишье. Она была очень занята в театре. Следующая ее роль случилась только в 1935 году. Персонажем была активная шахтерка Вера, которая сумела подбить женщин сражаться в бою против белых. С этой картины именно женский характер, его формирование стало определяющим стержнем ее дальнейшей работы в кино.
Почти все ее экранные работы были пронизаны идеологией коммунизма. Но в те годы эта идеология была в любом виде искусства, в умах и сердцах людей. Но даже в такой ситуации Вера Марецкая сумела создавать реальные, очень искренние и настоящие образы женщин, простых русских баб. Критики говорили, что на Марецкую-крестьянку, произносившую пламенные слова, хотелось смотреть ежеминутно, настолько она была мудра и по-настоящему народна.
Личная жизнь прославленной актрисы
У нее было все: благосклонное отношение официальных властей, народная любовь. И все же практически никто не знал, что за всей этой феерией остается огромная трагедия. Оба ее брата были партийными деятелями, почти правыми руками Бухарина, что и послужило причиной их гибели – их расстреляли в 30-е годы.
Ее младшая сестра пропала через сутки после начала войны. Сначала Вера Павловна обзванивала знакомых, потом больницы и морги. Потом сообразила обратиться в соответствующие органы… Никакая популярность не помогла ей вытащить сестру из тюрьмы: Таня вышла оттуда только через два года, до 60-х ей запрещали жить в столице.
Личная жизнь Веры Марецкой оказалась полосатой: то случались счастливые взлеты, то грустные падения. После развода с Завадским она снова создала семью – с актером Георгием Троицким. У них родилась дочь Маша. Троша в основном занимался домашними делами и дочкой. А все творческие вопросы Марецкая, как и прежде, решала в тандеме с Завадским.
Дети Марецкой Веры Петровны всегда были вместе с ней и не только в детстве. Много позже, когда она долгие недели лежала в больнице, они были рядом, сын даже записывал на магнитофон стихи, которые она читала.
Треть столетия – целая эпоха
Сороковые годы были лучшими как для Марецкой – театральной актрисы, так и для Марецкой – актрисы кино. Именно в это время были сняты ее лучшие фильмы («Свадьба», «Сельская учительница») и поставлены лучшие спектакли («Трактирщица», «Машенька», «Любовью не шутят»). Омрачало эти годы только одно известие: в самом начале войны погиб ее второй муж, ушедший на фронт добровольцем. Больше Вера Марецкая замуж не выходила.
В 50-60-е годы съемок в кино было намного меньше. Интересные работы были в фильмах «Мать», «Легкая жизнь». В Театре Моссовета спектаклей и ролей было намного больше – «Враги», «Кража» и другие. Она очень любила театр и всегда работала с особой самоотверженностью.
До конца своей жизни Марецкая была для своего первого мужа актрисой номер один. Но ему приходилось аккуратно лавировать еще и между Орловой и Раневской, разделявшими ту же сцену. А это было непросто.
Марецкая продолжала играть. Ее дочь Маша вышла замуж, но спустя несколько лет ее муж повесился. Актриса поддерживала дочь всеми силами, несмотря на мучившую ее почти постоянно головную боль. Ростислав Плятт и Юрий Завадский чуть ли не силой заставили ее пройти обследование, результат которого был неутешителен: рак головного мозга.
После озвучивания диагноза Завадский решил отдать ей роль миссис Сэвидж, которую до этого играла Раневская, а потом – Орлова. Но случилось так, что и Орлова тогда тоже болела, поэтому она сражалась за эту роль.
Марецкая теперь часть времени проводила в театре, а часть в больнице – лечение, операции… Вскоре там же оказалась и Орлова. Вера Петровна писала ей маленькие записки в другую палату, но Орлова, все еще обижаясь на нее из-за роли миссис Сэвидж, отвечала молчанием.
Она умерла первая, в январе 75-го. Марецкая была на панихиде. После, будучи уже почти без сил от болезни, она продолжала работать и в больнице. Вскоре в этих же стенах оказался и Завадский. Как и прежде, они с бывшей женой обменивались записками, приветами и рисунками. Он умер в 1977 году. Марецкой сообщили об этом первой. Она пережила его всего на год, уйдя из жизни 17 августа 1978 года.
Источник
Личная жизнь Веры Марецкой и ее дочери в единственном интервью
Этот дом на острове в Балтийском море мы с моим вторым мужем, музыкантом Вадимом Стругалевым, купили еще 1973 году , – рассказывает историю переезда в Эстонию 79-летняя Мария Георгиевна Марецкая. -Первое время просто приезжали сюда отдыхать из Москвы. Раньше на участке был маленький домик, а в 1991 году мы построили тут нормальный дом для жизни. Мама ни разу здесь не была. Когда мы купили участок на острове, она уже болела. Сейчас я здесь живу одна: мужа два года назад не стало, сын Павел живет в Германии, он как и папа музыкант. Но мне здесь хорошо, я каждый день гуляю у моря, тут райские места.
Пройдясь у моря, она погрузилась в щемящие душу воспоминания о маме и своих родных, которых уже никого не осталось в живых.
– Я родилась в 1937 году, поэтому не застала бабушку и дедушку (родителей актрисы), знаю, что бабушка была домохозяйкой, а отец мамы кем только не был-часто менял профессии, помню, что был владельцем буфета в цирке. У мамы были два брата и сестра. О братьях 10 лет ничего не было известно, их держали в тюрьме, как и многих в том время, ни за что. Потом пришло уведомление, что их расстреляли по приговору суда. Я застала только сестру мамы Татьяну Петровну, у нее было три высших образования. Она тоже много лет находилась в местах заключения в Сибири из-за того, что однажды пошла в гости, там хозяин квартиры рассказал политический анекдот. Ну, тетю за это и посадили на 15 лет. Мама, когда стала актрисой, похлопотала чтобы сестру выпустили раньше назначенного срока. Когда Татьяна Петровна вернулась, она была совсем обессилевшая, морально сломленная. Помню, когда тетя ела и кто-нибудь входил на кухню, она тут же прятала еду под себя. Несмотря на все это, верила, что Сталин ничего не знал о том, что невинных отправляют в тюрьмы, думала это какая-то досадная ошибка.
На работу ее никуда не брали из-за судимости, потом ей удалось устроиться: так как она была учителем географий по одному из образований, ей доверили снимать документальный фильмы для школьников. Татьяна Петровна прожила до 94 лет, последние годы она жила у меня на острове.
Когда началась Великая Отечественная Война, Марии Георгиевны было 3 года:
– Меня, маму, моего брата Женю, племянника мамы Сашу (сын старшего расстрелянного брата), гувернантку Елену Андреевну увезли вместе со всеми в эвакуацию в Алма-Ату.
Нас поселили в гостинице, потом меня и няню отправили на дачу, которую нам выделили. Никогда не забуду сказочный яблоневый сад. Нашей соседкой была Галина Уланова, она занималась со мной балетом.
Народная артистка СССР, легендарная балерина тоже была женой режиссера Юрия Задаского, как и Марецкая. Вера Петровна родила от него сына Евгения, а дочка Мария появилась во втором браке с актером Георгием Троицким.
– В то время Галина Сергеевна уже не жила с Юрием Александровичем. Мама с ней всегда хорошо общалась. Почему они развелись с мамой не знаю, но вопреки расхожей версии он ушел от Марецкой не к Улановой, а к режиссеру Ирине Вульф, которая в месте с ним и мамой работала в театре Моссосвета.
Тем временем Галина Сергеевна упорно занималась с 4-х летней дочерью Марецкой, обучая ее трудному искусству балета.
-Однажды я услышала разговор мамы и Улановой. Мама интересовалась, как дочка занимается, есть ли у меня перспектива, Галина Сергеевна ответила: «Ну, ничего!» Мне тогда так обидно стало, ну я и бросила балет, о чем не жалею, сейчас понимаю, что балерина из меня бы не вышла бы. А с Улановой мы были дружны до последних ее дней.
Второй супруг Веры Петровны, Георгий Троицкий, в самом начале войны ушел на фронт добровольцем. Долгое время от него не было вестей, а потом пришло сообщение о его гибели.
– Никогда не забуду, как мама забилась в угол гостиничного номера и несколько часов подряд рыдала. После этого она тоже решила отправиться на фронт, там выступала перед солдатами: читала стихи, монологи из фильмов.
Мне сказали, что папы нет только через полгода его ухода их жизни я уже не помню свою реакцию. Врезалось в память, что перед уходом на фронт он приносил мне много подарков, будто бессознательно оставлял память о себе.
Как погиб папа до сих пор не известно, знаю только, что умер он под Орлом. У него от первого брака был сын, найти брата я так и не могла, мама о нем ничего не знала.
После трагической гибели Троицкого Вера Петровна больше замуж не вышла, у нее было множество поклонников, но никому она не отвечала взаимностью.
– В маму был безумно влюблен актер Ростислав Плятт, он всю жизнь испытывал чувства к ней. Он в то время был женат на Нине Бутовой, но Ростислав Янович никогда ее не любил, а она не могла без него. Дома у них всегда был бардак, они варили курицу, клали на газету и ели. Мама лишь однажды сказала ему «да», Плятт был невероятно счастлив, а на следующий день передумала. Так они и не были вместе.
Главным мужчиной в жизни мамы всегда оставался Завадский, она была предана ему. Они ведь вместе начинали творческий путь. Юрий Александрович к коммуналке в Москве устроил мини-театр, Вера Петровна работала у него. Потом из этой самодеятельности получился театр Моссовета, где они трудились много лет. Завадский жил от нас в соседнем доме на Тверской. Я и мой брат Женя постоянно бегали к нему в гости. Помню, однажды мама уехала на гастроли, оставила меня дома и сказала: «Юрий Александрович – твой папа, он, если что, поможет тебе, присмотрит за тобой». Как только мама уехал, я ему тут же позвонила: «Вы мне папа?!», он замешкался, но ответил утвердительно. «Тогда я хочу билеты в Большой театр». Он достал мне их.
Юрий Александрович каждый день писал маме письма и рисовал какой-нибудь рисунок. Завадский был главным режиссером Театра Моссовета, где в то время звезды первой величины -Вера Марецкая, Фаина Раневская и Любовь Орлова.
– Конечно, была конкуренция, все хотели быть примами. С Орловой мама держала нейтралитет, а с Раневской хорошо общалась, но только в театре, за его пределами дружбу не водили. Однажды я поехала в санаторий, там отдыхала Фаина Георгиевна, мама попросила ее за мной приглядеть. Фуфа, так я ее называла, каждый день приходила ко мне в номер, спрашивала, как себя чувствую, поела ли, она очень обо мне заботилась.
Мы сдружились, я часто приходила к ней в гости. Помню один раз пришла, Фуфа сидит в кресле и говорит: «Вот думаю, кому бы продать свое единственное кольцо с алмазами…» Ей нужно было оплатить сиделку, она в то время уже плохо себя чувствовала. Но и когда была молодая, никогда не умела вести быт, готовить, ей всегда кто-нибудь в этом помогал.
В 65 лет врачи Вере Петровне вынесли пригоров -рак груди, через три года метастазы пошли в головной мозг. Вера Петровна воспринимала болезнь как досадное недоразумение, она продолжала выходить на сцену даже с опухолью мозга. В театре знали, что прима тяжело больна.
Фаина Раневская, которая, казалось бы, была ей конкуренткой, благородно отдала свою главную роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж».
По стечению обстоятельств Вера Петровна и Юрий Завадский оказались в одной больнице, у обоих был рак.
– У Юрия Александровича был рак желудка, сначала хирурги пытались его спасти, – говорит дочь Марецкой. – Но когда его разрезали, поняли что опухоль уже неоперабельная, зашили обратно, а Завадскому сказали, что операция прошла успешно. Он до последнего верил в это, даже говорил, что ему стало лучше. Мама каждый день приходила к нему в палату.
5 апреля 1977 года тоже была у него, он предчувствовал свою смерть, попросил сходить ее за чем-то. Вышла из палаты, вернулась, а он уже не дышал. Спустя год после смерти режиссера не стало и его главной музы.
– Мама никогда ни на что не жаловалась, даже перед смертью, она только очень волновалась о том, что мы с братом будем делить наследство, что Женя меня засудит.
-А он не приходил к маме в больницу?
Редко. Они не были близки последнее время. Он ведь тоже работал режиссером в Театре Моссовета. Маме не очень нравилось, что Женя делал в последний момент его постановки спасал Завадский.
– Вы не делили наследство?
– Мама написала завещание, все распределила между мной и Женей. Евгений Завадский и Мария Марецкая мало общались, встречались очень редко.
– Незадолго до смерти он мне позвонил, мы так душевно поговорили обо всем. Брат умер в 2006 году от рака горла, ему было 80 лет. Судьба Марии Георгиевны сложилась тоже непросто. Ее первый муж, ученый филолог Дмитрий Шестаков, с которым они прожили вместе 15 лет, в 1974 году покончил с собой.
– После этого я целый месяц вообще не могла спать. Меня отправили в кремлевку (кремлевская больница.), в то время мама тоже там находилась. Чтобы не было справки о том, что я лежала с нервным заболеванием, меня отправили в детский стационар, дабы я была под присмотром медиков.
Со мной работал психолог, но я все равно не могла заснуть, очень тяжело переживала смерть Димы. Однажды приснился вещий сон. Мы очень дружили с Людмилой Максаковой. Мне приснилось, что умерла Мария Петровна Максакова (мама Людмилы была оперной дивой, солисткой Большого театра), рядом с ней сидит ее дочка в лиловом платье… Проснулась и сразу же кинулась к телефону, звоню Люде, берет трубку ее муж, и действительно, Марии Петровны не стало, а Люда сидит в таком же платье… После этого сна я пришла в себя.
Второй супруг Марии Марецкой – певец Вадим Стругалев. – Я долго думала, выходить за него замуж или нет. Вадим очень нравился маме, как только он приходил к ней в палату в кремлевку, она обязательно просила его спеть. Мама меня и уговорила выйти за него, я потом ни разу об этом не пожалела.
– Помните последний разговор с мамой?
– Она всегда была в сознании, умерла у меня на руках, сказала: «Я умираю» – и через несколько секунд ее не стало. В своей последней роли в Театре Моссовета народная артистка СССР Вера Марецкая со слезами на глазах обратилась к своим поклонникам:
– Там я никому не нужна, для всех чужая! Странно! А здесь все люди оберегают друг друга, они человечные…
Источник: Журнал «Только Звезды» от №31, август 2016 года
С середины двадцатых Завадский и Марецкая были супружеской парой, но года за два до начала войны Юрий Александрович ушел к знаменитой балерине Галине Улановой, оставив жену с маленьким сыном на руках. В самый канун Великой Отечественной Вера Петровна вышла замуж за коллегу – актера Георгия Троицкого, родила дочь. А в 1943-м стала вдовой – Георгий погиб под Орлом.
Завадский и Уланова вскоре после возвращения из эвакуации оформили развод, и «Ю.А.» (так звала экс-супруга Марецкая) стал уговаривать «В.П.» (так Завадский именовал бывшую жену) сойтись. Во всяком случае, о его неоднократных предложениях руки и сердца вовсю судачили в театральной среде. Но Вера Петровна отвечала отказом. Причиной, опять же по слухам, были обещания Плятта, преданно любившего ее долгие годы, уйти наконец от жены и оформить брак с Марецкой. Детей у Ростислава Яновича и Нины Владимировны не было, однако Бутова категорически противилась разводу, грозя самоубийством: «Уйдешь к Верке – повешусь!»
Последние недели Вера Петровна провела в больнице, где Плятт ее регулярно навещал. Однажды они отправились в клинику вместе с Алешей. Консовский вернулся домой сам не свой: «Пока были в палате, Слава шутил, смеялся, а когда вышли – заплакал, ослабел. Пришлось под руку его вести. Каким же одиноким, несмотря на друзей, любовь миллионов поклонников, он себя чувствует».
Источник: 7days.ru от 2013 июля
Пост опубликован: 02.07.2020
Источник