Вера марецкая биография личная жизнь фото

Вера марецкая биография личная жизнь фото thumbnail

Биография

Вера Марецкая — актриса, покорившая сердца кинозрителей и театралов. Фильмы с Верой Марецкой до сих пор остаются для поклонников символом любви к искусству, необычайного трудолюбия и веры в жизнь, которые были свойственны этой талантливой женщине.

Вера Петровна родилась в поселке Барвиха, что в Московской области, 31 июля 1906 года. Отец будущей актрисы, Петр Григорьевич, работал в буфете цирка Никитиных.

Актриса Вера МарецкаяАктриса Вера Марецкая

Маленькая Вера вместе с двумя братьями и сестрой часто приходила в цирк, чтобы помочь отцу. Девочке нравилось проводить время в цирке: помощь требовалась лишь во время антракта, в остальное же время Вера стояла за кулисами, наблюдая за выступлениями. Возможно, мечта о сцене и киноэкране поселилась в душе Марецкой уже в то время. Однако подобные мечты шли вразрез с мнением родителей Веры Марецкой: те хотели дать Вере и ее братьям и сестрам более серьезное образование.

Вера Марецкая в молодостиВера Марецкая в молодости

Так, поддавшись давлению отца и матери, Вера Петровна отправилась сдавать экзамены в Московский университет на отделение философских наук. Но мечта об актерской профессии не покидала ее сердце, и девушка втайне от родителей подала документы на поступление одновременно в три актерские студии. К собственному удивлению, Марецкая достойно выдержала вступительные испытания сразу в две из них и остановила выбор на школе-студии Вахтанговского театра. Философский факультет так и не увидел Веру Петровну в своих стенах.

Фильмы

Как это часто бывает, путь молодой актрисы на экран начался с театральных подмостков. В 1924-м году Юрий Завадский, актер театра Вахтангова, основал собственную театральную студию. Вера Марецкая, в этом же году окончив театральную студию, приняла приглашение Завадского стать актрисой его проекта. Актерская биография Веры Марецкой началась со сложных возрастных ролей. Юной лицедейке с легкостью удавалось изображать комедийных старух и степенных матрон, умудренных жизненным опытом.

Вера Марецкая в театреВера Марецкая в театре

Актрису начали узнавать, заядлые театралы стали приходить в театр «на Марецкую», а поклонники пытались достать фото Веры Марецкой для своих коллекций. Однако это было лишь начало. Впервые Вера Петровна снялась в кино в 19 лет, в 1925-м. Ей досталась скромная роль в фильме «Его призыв», драме Якова Протазанова. В этом же году Протазанов пригласил Марецкую на роль в картине «Закройщик из Торжка». Наивная девушка Катя, сыгранная Верой Петровной, покорила зрителей своей простотой и открытостью. С тех пор приглашения режиссеров стали постоянными.

Вера Марецкая в фильме «Закройщик из Торжка»Вера Марецкая в фильме «Закройщик из Торжка»

Фильмография Веры Марецкой постепенно пополнялась: за три года девушка поработала на съемочной площадке фильмов «Стыдно сказать», «Земля в плену», «Живой труп», а также в сатире «Дом на Трубной» режиссера Бориса Барнета. Следующая яркая роль досталась Вере Марецкой в 1935-м.

В картине «Любовь и ненависть», которая освещала события 1919 года, Вера Петровна сыграла энергичную и яркую шахтерку Веру, которая сподвигла женщин вступить в бой против белогвардейцев. В этом фильме детально рассмотрена тема становления женской силы воли и характера, которую Марецкой прекрасно удалось раскрыть. С тех пор этот мотив станет явно прослеживаться в ее киноработах.

Вера Марецкая в фильме «Любовь и ненависть»Вера Марецкая в фильме «Любовь и ненависть»

Несмотря на то, что реалии времени в буквальном смысле слова заставляли режиссеров снимать фильмы, пропитанные коммунистической пропагандой, актрисе удавалось «оживлять» своих героинь, искренне передавать чувства и образы обычных женщин той эпохи, с их скромными радостями и горестями. Особенно полюбились зрителям картины «Поколение победителей» и «Член правительства». Параллельно со съемками Марецкая продолжала работать на театральной сцене. Ее таланта хватало на все.

Вера Марецкая в фильме «Член правительства»Вера Марецкая в фильме «Член правительства»

В 1942 году актрису наградили Сталинской премией за главную роль в спектакле «Надежда Дурова». Вторая Сталинская премия была вручена Вере Петровне за роль Прасковьи Лукьяновой в кинокартине «Она защищает Родину». Помимо главных ролей, доставались Марецкой и эпизоды, однако и они запоминались зрителям яркой актерской игрой Веры Петровны – чего только стоит появление актрисы в комедийной картине «Свадьба».

Вера Марецкая в фильме «Она защищает Родину»Вера Марецкая в фильме «Она защищает Родину»

Драма Марка Донского под названием «Сельская учительница» стала настоящим кинотриумфом Марецкой. Этот послевоенный фильм, рассказывающий о судьбе скромной учительницы, не оставил равнодушными ни поклонников актрисы, ни именитых критиков.

Вера Марецкая в фильме «Сельская учительница»Вера Марецкая в фильме «Сельская учительница»

Сама актриса будет потом вспоминать:

«Необычайно человечный и поэтический сценарий Марии Смирновой давал прекрасный материал для создания чистого, нежного, типичного для русской действительности образа женщины с ее готовностью к самопожертвованию, отказу от жизненных благ ради благородного, большого дела».

Эта роль Веры Петровны также отмечена Сталинской премией. Среди поздних работ актрисы стоит отметить главные роли в фильмах «Мать», «Ночной звонок» и «Легкая жизнь». Это были последние роли Марецкой. В дальнейшем Вера Петровна служила в театре Моссовета, выходя на сцену даже будучи смертельно больной.

Личная жизнь

Так сложилось, что личная жизнь Веры Марецкой оказалась неразрывно связана с ее работой. Первый муж Веры Марецкой Юрий Завадский стал первым режиссером актрисы, ее постоянным учителем и поддержкой. Этот брак подарил Вере Марецкой сына Евгения.

Вера Марецкая и муж Юрий ЗавадскийВера Марецкая и муж Юрий Завадский

Когда мальчику было четыре года, творческая семья распалась, однако Вера Петровна до конца жизни продолжит общаться со своей первой любовью, видя в Завадском наставника и опору. Вторым возлюбленным Веры Петровны стал актер Георгий Троицкий.

Вера Марецкая с детьмиВера Марецкая с детьми

В профессиональном плане мужчина не блистал, зато дети Веры Марецкой (в этом браке актриса родила дочку Марию) всегда были под его чутким присмотром. К сожалению, война унесла жизнь Троицкого. В 1943-м он погиб. После этого Вера Петровна больше не стала выходить замуж.

Смерть

Потеряв мужа, актриса полностью отдала себя работе. Через некоторое время женщина стала страдать от частых головных болей, однако не спешила обращаться к медикам. Коллеги Марецкой практически заставили ее пройти обследование. Диагноз оказался страшным: рак головного мозга. Вера Петровна стоически переносила сеансы химиотерапии, до последнего продолжая выходить на сцену. Актрисы не стало 17 августа 1978 года.

Памятник на могиле Веры МарецкойПамятник на могиле Веры Марецкой

Причиной смерти Веры Марецкой врачи назовут рак, с которым женщина боролась несколько лет. Могила Веры Марецкой, расположенная на Новодевичьем кладбище в Москве, до сих пор является местом, куда поклонники таланта женщины приносят цветы. Дочь Веры Марецкой Мария Троицкая пошла по стопам матери, увидев призвание в том, чтобы, как и Вера Петровна, радовать зрителей игрой в кино и на сцене.

Фильмография

  • 1925 — «Закройщик из Торжка»
  • 1927 — «Его призыв»
  • 1928 — «Дом на Трубной»
  • 1929 — «Живой труп»
  • 1935 — «Любовь и ненависть»
  • 1936 — «Зори Парижа»
  • 1939 — «Член правительства»
  • 1941 — «Дело Артамоновых»
  • 1943 — «Она защищает Родину»
  • 1944 — «Свадьба»
  • 1947 — «Сельская учительница»
  • 1955 — «Мать»
  • 1956 — «Полюшко-поле»
  • 1964 — «Лёгкая жизнь»
  • 1969 — «Ночной звонок»

Источник

Вера Марецкая — биография

Судьба Веры Марецкой сложилась очень удачно – она имела успех в кино и театре, имела деньги и многочисленные награды. К сожалению, ее авторитета не хватило, чтобы вступиться за своих родных, им довелось столкнуться с произволом властей и пройти через многие испытания. Марецкая пользовалась большой любовью зрителей, картины, в которых она снималась много лет назад, до сих пор с интересом смотрят уже новые поколения телезрителей, и каждый находит в них что-то важное для себя.

Первая слава и узнаваемость пришли к актрисе Вере Марецкой после выхода картины «Закройщик из Торжка», в которой она сыграла простую девушку Катю.

Детство и юность

Родилась Вера Марецкая 31 июля 1906 года в Барвихе под Москвой. Ее родители были выходцами из крестьян, но достаточно зажиточными как для того времени. Отец Петр Марецкий был буфетчиком Введенского народного дома, потом перешел на такую же должность в цирк Никитиных. После Октябрьской революции служил в буфете Государственного цирка. Мама Мария Марецкая была домохозяйкой, растила детей. Кроме Веры в семье росли сыновья Дмитрий и Григорий и дочь Татьяна.

Молодая Вера Марецкая

Родители были не очень богатыми людьми, но приличное воспитание всем детям дать смогли. Сыновья учились в Институте красной профессуры и стали журналистами. Дочь Татьяна выучилась на педагога. Вера отлично знала французский и немецкий языки. В 30-х годах братьев Марецкой арестовали и расстреляли как последователей Бухарина. Татьяну исключили из рядов КПСС, она отсидела в тюрьме несколько лет, а потом не имела права жить в столице.

Любовь к искусству проснулась в Вере благодаря отцу. Так как он работал буфетчиком в цирке, дети часто приходили ему помочь. Но работали они только в антракте, а все остальное время могли спокойно наблюдать из-за кулис за происходящим на арене. Вера уже в то время начала мечтать о сцене, однако родители настаивали на получении серьезного образования. Девушка не ослушалась своих родных, поступила на философский факультет Московского университета.

Однако проучилась она там всего год. Творческое начало взяло верх, и она попытала счастья в трех актерских студиях. После вступительных экзаменов, Вера нашла себя в списках поступивших сразу в два из них, и уже сама стояла перед выбором, куда пойти учиться. Она выбрала школу-студию Вахтанговского театра.

Фильмы

Театральная биография Веры Марецкой началась сразу после получения диплома вуза. Юрий Завадский, который тогда еще служил актером в театре Вахтангова, решил основать свой театр. И к моменту выпуска Веры из вуза в 1924 году его театральная студия как раз начала работать. Завадский позвал Марецкую к себе, и она с радостью согласилась. Буквально сразу ей начали доверять сложные возрастные роли. Несмотря на сложность, начинающая актриса легко перевоплощалась в добропорядочных матрон или комедийных старушек.

Театральная сцена принесла актрисе первую узнаваемость, у нее появился свой зритель, который ходил «на Марецкую». Многочисленные поклонники пытались раздобыть фотографию актрисы, чтобы пополнить ею свои коллекции. Но настоящая слава ждала Веру впереди.

Вера Марецкая в филььме «Закройщик из Торжка»

1925 год стал годом дебюта Марецкой в кино, ей тогда только исполнилось 19. Режиссер Яков Протазанов пригласил молодую актрису на съемки драмы «Его призыв», в которой она сыграла малозаметную роль. Буквально сразу за этим фильмом она снова стала работать с Протазановым в его новой ленте «Закройщик из Торжка». На этот раз роль девушки Кати принесла Вере первую известность и любовь зрительской аудитории. После этого фильма актрису буквально засыпали предложениями.

С каждым годом копилка ее работ становилась все полнее. На протяжении трех лет она снялась в четырех картинах, которые принесли ей настоящую славу – «Земля в плену», «Стыдно сказать», «Живой труп», «Дом на Трубной».

Яркую роль Марецкая сыграла в 1935 году в ленте «Любовь и ненависть». Сюжет развивается вокруг событий 1919 года, когда героиня Марецкой – шахтерка Вера, подняла женщин на бой с белогвардейцами. Картина показывала, как постепенно женщина вырабатывает характер и силу воли, и перестает быть «слабым полом». С этого времени такая тенденция прослеживалась практически во всех лентах с участием Марецкой.

Время было такое, когда нужно было прославлять коммунизм, воспевать коммунистическую пропаганду, а иначе фильмам была уготована жизнь на полке. И это в лучшем случае. Но Марецкая сталась по мере возможности «оживить» свои персонажи, чтобы они проявляли естественные чувства, свои радости и печали. Особенно удачными в этом плане получились картины «Член правительства» и «Поколение победителей».

При всей своей занятости в кинематографе, Вера не бросала службу в театре. Она умудрялась успевать везде.

Вера Марецкая в фильме «Она защищает Родину»

В 1942-м Марецкая получила Сталинскую премию за постановку «Надежда Дурова», в которой она сыграла главную героиню. Второй раз аналогичную награду актриса получила после выхода картины «Она защищает Родину», в которой перевоплотилась в Прасковью Лукьянову. Достаточно часто актрису приглашали на роли второго плана или вообще на эпизоды. Но это совсем не означало, что Марецкая играла их спустя рукава. Напротив, даже самую незначительную роль она обыгрывала так, что зрители помнили именно ее. Лучшим доказательством тому стала комедия «Свадьба».

Настоящий звездный час наступил в карьере актрисы Веры Марецкой после съемок в картине «Сельская учительница». Она сыграла главную роль, которая запала в душу зрителям и вызвала положительные отклики кинокритиков.

Сама Марецкая говорила впоследствии, что в первую очередь фильм получился успешным благодаря сценаристу Марии Смирновой. Именно она смогла написать такой образ – русская женщина, скромная и чистая, готовая жертвовать собой и терпеть неудобства, жить с верой и любовью к своему делу.

Вера Марецкая в фильме «Легкая жизнь»

За этот образ Марецкая снова получила Сталинскую премию. Потом фильмография актрисы продолжала пополняться дальше, лучшими фильмами последних лет стали «Ночной звонок», «Мать», «Легкая жизнь». В этих лентах она сыграла свои последние роли, причем во всех из них ей достались ключевые образы.

Марецкая перестала сниматься в кино, но театр не бросила. Она перешла в театр им.Моссовета, в котором выходила на сцену несмотря на смертельную болезнь.

Личная жизнь

У артистов часто случается так, что их личная жизнь тесно переплетается с профессиональной деятельностью. Так вышло и с Верой Марецкой. Первый раз она вышла замуж за Юрия Завадского, в театре которого она и состоялась, как актриса. Он многому ее научил и постоянно поддерживал во всем. В этом браке у Веры родился сын Евгений.

Вера Марецкая с Юрием Завадским

Когда сыну исполнилось 4 года, супруги расстались, однако они продолжали общаться на протяжении долгих лет. Вера всегда считала Завадского своей опорой и надеждой, и старалась сохранить с ним хорошие отношения.

Вера Марецкая с детьми

Второй раз актриса попытала счастья с актером Георгием Троицким. Этот брак снова принес ей счастье материнства – у супругов родилась дочь Мария. Мария продолжила семейную династию и стала актрисой театра и кино Из Георгия не получилось известного артиста, зато он стал очень хорошим папой для двоих детей. Вера могла спокойно работать, зная, что дети всегда присмотрены. Но и этот брак не принес ей женского счастья. Его оборвала война — Георгий погиб в 1943 году. Больше Марецкая замуж не выходила.

Смерть

После смерти мужа Вера с головой погрузилась в работу. Она пропустила тот момент, когда у нее начались постоянные головные боли. Марецкая долго терпела и не шла в больницу. Согласилась на обследование только по настоянию коллег, и диагноз ее просто убил. Доктора обнаружили у нее онкологию. Актриса держалась только благодаря сеансам химиотерапии, преодолевала боль и продолжала работать в театре.

Могила Веры Марецкой

Ее сердце остановилось 17 августа 1978 года. Причина – рак головного мозга, который мучил ее на протяжении нескольких лет. Местом упокоения великой актрисы стало Новодевичье кладбище столицы. Ее могила всегда в цветах, их несут благодарные поклонники.

Избранная фильмография

  • 1925 — Его призыв
  • 1925 — Закройщик из Торжка
  • 1928 — Дом на Трубной
  • 1929 — Простые сердца
  • 1930 — Стыдно сказать
  • 1936 — Зори Парижа
  • 1939 — Член правительства
  • 1941 — Дело Артамоновых
  • 1943 — Она защищает Родину
  • 1955 — Мать
  • 1956 — Полюшко-поле
  • 1964 — Лёгкая жизнь
  • 1975 — Странная миссис Сэвидж

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник

Актриса театра и кино Вера Марецкая была ни на кого не похожей — ни в момент поступления в училище, ни потом, когда играла на сцене и в кино. Талант ее — яркий, самобытный — не умещался в рамки одного амплуа или принятой в определенную эпоху манеры игры.

На вступительных экзаменах в Школе-студии Вахтангова абитуриентка Марецкая вызвала недоумение. «Нас смущало то, что она была ни на кого не похожей, — вспоминал позже режиссер Юрий Завадский. — Толстенькая, смешная, растрепанная девчонка… И вдруг она выдала!»

Вера Марецкая действительно была ни на кого не похожей. По сей день созданные ею кинообразы не стареют. «Роковая» Змеюкина в «Свадьбе», кокетливая девчонка Катя в картине «Закройщик из Торжка», неловкая домработница Параша из «Дома на Трубной». И даже монументальные роли в этапных для советского кино 30–40-х годов фильмах Марецкая очеловечила. «Простая русская баба» Александра Соколова («Член правительства»), партизанка Прасковья Лукьянова («Она защищает Родину»), самоотверженная учительница Варвара Мартынова («Сельская учительница») — возможно, именно работы Марецкой сегодня примиряют зрителя с этими фильмами-раритетами.

Кадр из фильма «Закройщик из Торжка» (1925)

Кадр из фильма «Дом на Трубной» (1928)

Кадр из фильма «Свадьба» (1944)

Актерская судьба Веры Марецкой сложилась счастливо, она до конца жизни была востребована в театре, сыграла значительные роли в кино. Народная артистка СССР, лауреатка четырех Сталинских премий, Марецкая не сломалась под тяжестью семейных драм — хотя кто знает, чего ей стоило держать удары. В 1937-м расстреляли двух ее братьев — видных журналистов, соратников Бухарина. В начале войны арестовали младшую сестру. Вера Петровна забрала в свою семью племянника и запретила своему собственному сыну расспрашивать брата об исчезнувшей матери.

В годы войны Марецкая вместе с Театром им. Моссовета находилась в Алма-Ате — продолжала играть в спектаклях и снималась в кино, ведь в столице Казахстана действовала тогда главная объединенная киностудия страны (ЦОКС). Коллектив Завадского перед войной не успел еще толком обжиться в столице — с 1936-го по 1940-й студия молодых вахтанговцев работала в Ростове-на-Дону, в стенах огромного Театра драмы им. Горького. Актерам невероятно тяжело было освоить гигантский зал с плохой акустикой, там начались первые проблемы Марецкой с голосовыми связками, которые потом, увы, развились в хронический процесс. Но актриса даже не могла помыслить о пути, отдельном от коллектива Завадского.

С этим театром оказалась связана вся ее жизнь. Вместе они начинали — в нищете, но с верой в свою миссию — развивать учение Вахтангова так, как им казалось нужным. Перспективную молодую актрису Марецкую приглашали в свои театры Станиславский и Мейерхольд, но она оставалась верна Завадскому. И не только потому, что какое-то время он был ее мужем. Марецкая и Завадский недолго прожили вместе, но как актриса и режиссер работали около полувека, относились друг к другу с огромным уважением и нежностью.

Из бедной студии театр Завадского превратился со временем в один из главных и самых успешных театров Москвы — Театр им. Моссовета. И Вера Петровна Марецкая заняла в коллективе подобающее ей место. В звездной труппе состояли такие любимцы публики, как Фаина Раневская, Любовь Орлова, Ростислав Плятт, но Марецкая была по-особому дорога публике театра. В последние годы актрису мучил тяжелый недуг, но она не сдавалась, не подавала виду, что плохо себя чувствует. Играла главную роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж», которую исполняли до того Раневская и Орлова.

Кадр из фильма «Мать» (1955)

Кадр из фильма «Странная миссис Сэвидж» (1975)

Кадр из фильма «Полюшко-поле» (1956)

В памяти коллег Вера Марецкая осталась энергичной, озорной и преданной своему театру. Хорошо, что сохранились документальные материалы, где Вера Петровна сама рассказывает о себе (например, такие использованы авторами документального фильма «Острова. Вера Марецкая»). Из них и мы можем сложить образ этой актрисы — личности яркой, независимой, но очень организованной и собранной.

Источник