Виктория печерникова биография личная жизнь
Выпуск №8-208/2018, Лица
У
Виктории Печерниковой
– интересного молодого режиссера из
Москвы – свой путь в искусстве, кажущийся
простым только на первый взгляд. Еще
бы: дебютная постановка – и сразу в
крупном столичном театре «EtCetera»!
Далее последовали работы в стенах других
коллективов – «Школы современной
пьесы», «Сферы», МТЮЗа.
Но успех этой обаятельной женщины не
случаен. Она подкупает серьезным
отношением к профессии, неумением
останавливаться на достигнутом,
внутренней силой, собранностью и
пониманием ответственности постановщика
не только за собственные спектакли, но
и за то многое, что скрыто от глаз зрителя.
– Принято считать,
что режиссер – профессия мужская.
Согласны ли вы с этим утверждением?
– Мне кажется, что у
этой профессии нет пола. Необходима
физическая выносливость: мало спишь,
много работаешь, постоянно нервничаешь,
понимая, что по большому счету за все
отвечаешь ты один. К тому же, чтобы
достичь цели, приходится многим жертвовать
– семьей, друзьями, личной жизнью. Со
временем я стала замечать, что у меня в
характере появились жесткость,
бескомпромиссность и умение командовать:
я исповедую режиссерский тоталитаризм.
Но, к счастью, остаются пока женские
черты, которые помогают и в работе:
чуткость, умение полюбить актера,
услышать его и понять. Мне нравится
выражение Андрея Звягинцева: актеру и
режиссеру нужно найти «птичий» язык, и
если это происходит, можно ничего не
объяснять, они будут существовать на
одной волне.
– Надо ли режиссеру
смотреть работы коллег?
– Надо. Может, я с этим
мнением окажусь в абсолютном меньшинстве,
но это безумно интересно и важно. Смотреть
чужие спектакли – часть профессии. Не
знаю, есть ли зависть в режиссерском
цехе. Мы одиноки: актеры могут завидовать
друг другу, потому что в одном театре
работают, а мы встречаемся только на
режиссерских лабораториях, где всегда
царят дружба, поддержка и сотрудничество.
– Как молодому
режиссеру найти место работы?
– У всех складывается
по-разному. Сейчас много режиссерских
лабораторий и стажировок СТД, и многие
театры сами устраивают лаборатории,
потому что это приносит несомненную
пользу театру. Для участия в них не
обязательно иметь лейбл на лбу: «ГИТИС»,
«МХАТ». Огромное количество режиссеров
из регионов, заслуживших хорошую
репутацию у себя дома, имеют возможность
сделать хороший эскиз на таких
лабораториях, и если повезет, поставить
в этом театре спектакль.
– Обязательно ли
начинать с постановки в региональном
театре?
– Совершенно необязательно.
У меня получилось поставить первый
спектакль в Москве. Я стипендиат Премии
Эфроса с правом постановки в театре «Et
Cetera» (спектакль «Все
о женщинах» – Д.С.). Но в Калуге
мне удалось выпустить спектакль чуть
раньше («Гупешка»
в Калужском областном драматическом
театре – Д.С.). В «Et Cetera» было
очень много параллельных проектов,
никак было не втиснуться в репертуар.
Говорят, трудно поставить в столице,
потому что театры переполнены. Но сейчас
очень внимательно отслеживают молодую
режиссуру, берегут, заботятся. И если
вдруг появляется на небосклоне звезда,
ее мгновенно замечают и приглашают в
театр.
– У вас есть опыт
работы в регионах. Не боитесь уезжать
далеко от столицы?
– Мне в регионах
интереснее, чем в Москве: я вырвана из
привычной среды и попадаю в совершенно
другой мир со своей атмосферой, где я
должна найти свое место. Безумно интересно
смотреть на Россию: какая она разная,
как сильно отличаются люди и природа,
культура, архитектура, театры. Такой
публики, как в регионах, нет в столице.
В Москве избалованный зритель, да и в
Калуге тоже, потому что она расположена
близко от Москвы. А в Березниках, в
Пермском крае, где я недавно работала,
был такой теплый отзывчивый зал! В финале
спектакля люди встали, и на глазах у них
были слезы. Я такого не видела нигде и
никогда!
– По какому принципу
отбираете материал для постановок?
– У меня нет спектакля-мечты
и пьес, которые я бы хотела поставить.
Материал я всегда подбираю под конкретный
театр, стараюсь посмотреть максимальное
количество спектаклей в нем, увидеть
актеров, понять, с кем бы мне было
интересно прожить этот период и какой
материал для этого города, театра и
актеров был бы интересен и актуален. С
«Гадюкой» в театре «Сфера» именно так
и получилось: я подбирала спектакль
конкретно под Нелли Шмелеву. Такой
материал она еще не играла, а в нем была
возможность раскрыться с неожиданной
стороны.
– Говорят, что в
спектакле артист раскрывается как
профессионал, а режиссер – как человек.
– Я считаю, что актер
тоже раскрывается как человек, а режиссер
– как профессионал. Но для меня человек
важнее. Я могу с профессионально не
очень сильным актером сделать хорошую
крепкую работу, но если актер по-человечески
мне не подходит, то ничего не получится.
Радостно, когда человеческое и
профессиональное совпадают, хотя это
бывает очень редко. Но бывает.
– Трудно заставить
актера отказаться от привычных штампов?
– Если я прихожу в новый
театр и не имею возможности увидеть
спектакли (а так бывает при работе в
регионах), я не знаю штампов актера. Я
его вижу так, как вижу, и выстраиваю
роль, как считаю нужным. Если он конфликтует
со мной, значит, какая-то перемена в нем
происходит. Если у него хватает внутренней
силы, смелости и такта уступить мне и
рискнуть, то он открывает для себя много
нового. А штампы есть у всех, вопрос в
том, сколько их – 3 или 73.
– У вас три высших
образования. Вам по-прежнему интересно
учиться?
– Я до сих
пор не сказала «стоп» учебе. Третий год
участвую в лаборатории Адольфа Яковлевича
Шапиро, бесконечно интересного режиссера
и педагога. Он выпускник Марии Осиповны
Кнебель и человек нашей школы, режиссерского
факультета ГИТИСа. Для меня важно
углубить то, что я в институте приобрела.
Я бы с удовольствием училась еще, у меня
есть мечта изучать фольклор, в том числе
и славянский. Мне очень интересна
этнография, мифы, эпосы. Я люблю работать
с прошлым, оно помогает мне понять
настоящее.
– Раньше поступить
на режиссерское отделение можно было,
только имея за плечами высшее образование,
теперь ситуация изменилась. Это плюс
или минус?
– К сожалению, в нашей
стране есть закон только об одном
бесплатном высшем образовании. Для меня
это катастрофа: мы лишаемся талантливых
кадров. В режиссуру идут 18-летние сразу
после школы. Безусловно, среди них есть
таланты – примерно один на десять тысяч,
который даст фору более взрослым. Что
может предложить театру юный режиссер?
Наглость, упорство, убежденность. И
актеры идут за этой безумной энергией,
азартом, сумасшедшим желанием доказать
что-то кому-то. Но мне кажется, очень
важно иметь первое высшее, это вопрос
личной зрелости.
– Помогает ли актерское
образование в вашей основной работе?
– Да. Я не могу помочь
актеру создать роль, пока сама ее не
проиграла. Я стараюсь не работать «с
показа» с актерами. Хотя те, кто видели
мои спектакли, говорят, что актеры иногда
похожи на меня. Плюс в том, что если
что-то не получается у актера, я проживаю
внутренне этот момент и нахожу ошибку.
И тогда могу предложить свой вариант.
– Не думаете о
музыкальном спектакле? Ведь вы долго
занимались музыкой.
– То, что я музыкант,
конечно, помогает: я слышу спектакль.
Звуки и музыка могут подсказать образное
решение, так же как темп, ритм, паузы. На
курсе Олега Львовича Кудряшова нас
учили, что музыкально-пластический
рисунок спектакля – это очень важно.
Одно время я думала,
что мое призвание – режиссер оперы. Но
я мало знаю женщин оперных режиссеров.
Это очень закрытый мир. Некоторые из
моих знакомых девушек-режиссеров ушли
из оперы в драматический театр. У меня
были предложения сделать музыкальную
постановку, но я пока отказываюсь, потому
что не считаю себя вправе. Опера – это
чудо, и надо быть внутренне очень зрелым
мастером, чтобы решиться, будучи
драматическим режиссером, работать в
ней и не подминать под себя музыкального
драматурга – композитора.
– Как вы работаете
над спектаклем?
– Всегда по-разному.
Если есть возможность долго собирать
материал «вокруг» произведения, то я с
удовольствием буду это делать. Если
нет, мы начинаем наверстывать в процессе
репетиций. Я не люблю «сидеть за столом»
долго. Нас в ГИТИСе учили этюдному
методу, мне интереснее сразу «на ноги
вставать» и пробовать.
– Важна ли для вас
визуальная сторона спектакля?
– Визуальная
сторона – это очень важно: это среда
обитания, мир, в котором мы поселим
героев, образное решение спектакля. К
сожалению, производство театра таково,
что эскизы и макеты должны быть готовы
заранее, часто даже до актерского
распределения. Это очень трудно, потому
что нужно до встречи с актерами в сознании
увидеть картинку, заставить работать
воображение. А мой источник воображения
– это актеры с их неповторимой
индивидуальностью.
– Как вы пришли к
спектаклю для детей – квесту «Посторонним
В…»? У многих режиссеров и актеров есть
предубеждение в отношении постановок
для юных зрителей.
– У меня нет предубеждения.
Когда поступило предложение от Детского
музея «Дом семейных традиций» и лично
от его старшего научного сотрудника
Александры Никитиной сделать «бродилку»,
я обрадовалась. Очень интересно поработать
с моими любимыми коллегами – Михаилом
Быковым, с которым мы ведем ежегодный
фестиваль «Пролог» (фестиваль-семинар
детской театральной педагогики
– Д.С.), с Артемом Фантаевым, с Анной
Елисеевой – профессиональными педагогами.
Я привела и своего хореографа – Евгению
Миляеву. Пьесу для нас написал Дамир
Салимзянов. По предложению Александры
Борисовны мы сделали иммерсивный
спектакль, с погружением и перемещением
по сложным помещениям театрального
особняка, используя интереснейшие
разнообразные программы, которых очень
много в Музее. Он был создан недавно и
функционирует и как выездной музей, и
как стационарный, в него можно прийти
целым классом.
– Сейчас популярно
мнение, что ребенка не нужно заставлять
идти в театр, если он не хочет.
– Если ребенок не хочет
в театр, значит, у него был какой-то
дурной опыт. Родителям надо придирчиво
отбирать, куда они ведут себя и свое
чадо: читать отзывы и рецензии, смотреть
фотографии. Театр театру рознь. Если
приучать к хорошему театру с самых юных
лет, негатива не будет. Сейчас есть
постановки даже «0+». Генриетта Наумовна
Яновская говорит, что хороший детский
спектакль – это спектакль и для взрослых:
если взрослый скучает в зале, значит,
спектакль плохой. Также он должен быть
актуальным, касаться тем, которые можно
обсудить вместе с ребенком.
– Сегодня в театре
много откровенно развлекательных
спектаклей для детей.
– Новое поколение –
другое. Оно быстрее соображает, и теперь
надо приложить много усилий, чтобы
ребенку было интересно. Про компьютеры
и гаджеты сказано миллионы раз. Я не
считаю их плохими: это данность, к которой
должны приспособиться мы, взрослые.
Дети уже живут в такой среде, это мы не
знаем, на какую кнопку нажать. Поэтому
сейчас многие режиссеры идут за
техническим прогрессом, используют
видео-контент, сложные проекции. Часто
техническая часть дает дополнительный
прекрасный контекст, обогащает визуальную
сторону спектакля. Я лишь против
коммерческих вещей, хотя и понимаю,
зачем они нужны. Огромное количество
людей пойдет на то, что весело, здорово,
ярко, где не надо думать. Так было в любую
эпоху.
– И все-таки публика
изменилась?
– Хочется, чтобы зритель
был умным и разбирался в театре, понимал,
в какую сторону развивается сам и толкает
своего ребенка. Потому что дети копируют
нас. Для меня трагедия, когда на спектаклях
я вижу огромное количество взрослых,
не отключающих мобильные телефоны. Они
не просто не удосуживаются выключить
звук, но еще и умудряются отвечать на
звонки – хорошо, если страшным шепотом,
а то и в полный голос. Или в зале начинается
обсуждение происходящего на сцене, как
будто на кухне смотрят сериал. Такие
зрители относятся к театру как к
развлекательному зрелищу, а к артистам
– как к аниматорам!
– В чем для вас
социальная функция театра, и есть ли
она?
– Сейчас меня тоже
мучает этот вопрос, и я нахожусь в
растерянности относительно своих
представлений о театре, жизни и моем
месте в них. Закрывать глаза на события,
происходящие вокруг меня, в том числе
и в театральной среде, я уже не могу,
хотя всегда говорила, что я аполитична
и вообще люблю сказки. Но даже в мой
вымышленный мир реальность пробивается,
причиняя боль мне и моим близким. Я не
революционер (хотя ни в чем нельзя быть
уверенным) и не знаю, что с этим делать.
Я лишь могу в своих спектаклях делать
все, что я могу, – делать честно и верить
в то, что это имеет смысл.
Мне очень хочется, чтобы
о проекте «Посторонним В…» узнали люди,
потому что он как раз имеет смысл. Причем
смысл этот возникает, только если на
спектакль приходит семья. Если же ребенок
приходит с соседкой, пусть даже у них
прекрасные отношения, – я чувствую в
этом внутреннее лукавство: маленький
зритель и рад бы посмотреть в глаза
маме, как его просят в спектакле, но мама
не пришла. У меня самой есть ребенок, и
я делала постановку так, как хотела,
чтобы произошло со мной и моим ребенком.
Он был на премьере с бабушкой, и у нас
после состоялся огромный разговор: мы,
наверное, много месяцев не говорили
так, как в этот вечер. Я мечтаю, чтобы
родители и дети, которые придут к нам,
тоже имели возможность остановиться
ненадолго в безумной беготне московской,
посмотреть в глаза друг другу и узнать,
что каждый из них чувствует в этот
момент. Мы думаем, что уже не нужны своим
взрослеющим детям, а мы им очень нужны.
Они хотят, чтобы родители их слышали –
всегда, сколько бы им ни было лет. Проблема
у всех одна – недолюбленность, отсутствие
внимания. Работая над спектаклем
«Посторонним В…», я чувствовала, что,
может быть, первый раз в жизни делала
что-то действительно важное.
Статья в PDF
Фотогалерея
Источник
Актриса, которую зрители помнят по фильмам “Первая любовь”, “Доживём до понедельника” и “Два капитана” была очень успешна в карьере с самого начала. Но достижения на работе и личное счастье, как правило, вещи взаимоисключающие. В жизни Ирины Печерниковой счастливых лет почти не было. Зато были тяжёлая болезнь, зависть и козни коллег, вечные травмы и переломы и долгожданная любовь…которой так быстро и так страшно не стало.
Источник фото: kulturologia.ru
Ирина Викторовна Печерникова родилась 2 сентября 1945 года в Грозном. Её родители были далеки от мира искусства настолько, насколько это возможно. Оба трудились ученными геофизиками и грезили лишь работой. Через несколько лет после рождения дочери супруги переехали из Грозного в Москву на постоянное место жительства.
Не смотря на то, что и отец и мама настаивали, чтобы дочь выбрала “кормящую” профессию, Ирина сделала всё по-своему. Мир цифр, графиков и таблиц был ей отвратителен. Девочка с малых лет мечтала стать актрисой. А потому после окончания школы понесла документы в школу-студию МХАТа и поступила с первого раза. Учёба давалась ей легко. Преподаватели искренне любили Ирину, а её восхождение на Олимп началось практически одновременно с учёбой. По окончании студии Ирина была уже довольно популярна, чем вызывала язвительную зависть у своих сокурсников. Казалось, что успешная девушка должна быть на вершине блаженства. Но всё это благополучие было только внешним.
Ещё в детстве Ирина заболела туберкулёзом. Болезнь серьёзно подкосила её здоровье. Иммунитет у девушки был слабее некуда. Простуды, пневмонии и вирусные инфекции стали постоянными её спутниками. Почти на всех съёмках она получала какую-то травму от ушиба до переломов обеих ног. А потому удача в карьере была с одной стороны благословением, а с другой – пыткой для организма. Из-за постоянных происшествий коллеги прозвали Ирину “33 несчастья”. И это прозвище стало пророческим, поскольку отражало не только состояние здоровья, но и личную жизнь.
Источник фото: ok.ru
Её первой работой в кино была роль донны Анны в картине “Каменный гость”. Особой популярности она ей не принесла, но сделала главное – Ирину заметили режиссёры. И уже следующая роль вознесла Печерникову на вершину славы. Кинолента “Первая любовь” по пьесе Тургенева, где девушка исполнила главную роль Зинаиды Засекиной была очень тепло принята зрителями и превратила студентку театральной студии в узнаваемую и почитаемую актрису. Сразу же после Ирина получает предложение сняться в фильме “Доживём до понедельника”, который имел оглушительный успех и закрепил звёздный статус нашей героини.
Но это успех застиг Ирину на больничной койке – актриса лежала с переломом обеих ног. Во время очередной сцены девушка прыгнула в сугроб и неудачно приземлилась на огромный пень. Врачи вынесли вердикт – пожизненная хромота на правую ногу. Иногда Ирине удавалось справляться с ней, но порой дефект походки был явно заметен зрителям.
Про съёмки “понедельника” Ирина всегда вспоминала с теплотой. Она говорила, что работать на съёмочной площадке было сплошным удовольствием. Там всегда царила обстановка дружелюбия и доброты. А её партнёр Вячеслав Тихонов был для Ирины почти что богом. По признанию актрисы такую обстановку в рабочем коллективе удавалось создать только режиссёру Ростоцкому.
Источник фото: ruspekh.ru
А ведь актриса знала, о чём говорила. В профессиональной жизни Ирины это был едва ли не единственный случай, когда создание фильма обошлось без интриг и скандалов. С первых дней среди артистов Ирина испытывала на себе зависть менее успешных коллег. Будучи студенткой второго курса девушка получила хорошую роль в спектакле “Зима тревоги нашей”, который ставили в МХАТе.
Ирина радовалась словно ребёнок. Но ровно до тех пор, пока не услышала пересуды о себе. Содержание разговора было примерно следующим:
“Ну естественно, кому же как не ей дать эту роль? Девочка то не промах, моментально сообразила что к чему. Вцепилась сразу в обоих, и в Массальского и в Пузырёва. И как только успевает жить одновременно с двумя?!”.
Услышав это Ирина забилась за декорации и ревела навзрыд. Её истерические всхлипывания услышал педагог, который сказал: “Запомни раз и навсегда. Если о тебе судачат, значит ты либо женщина необыкновенная, либо артистка очень талантливая и успешная. Пересуды будут всегда. А реветь будешь, когда перестанут о тебе сплетничать“. С тех пор Ирина Печерникова раз и навсегда уяснила, что такое артистическая среда.
Источник фото: syl.ru
Ещё долгие и долгие годы Ирина то и дело узнавала о себе какую-либо “правду”. В основном это были порочащие её романы, например с женатым Олегом Далем, Владимиром Высоцким или Вячеславом Тихоновым. Но актриса больше не обращала внимание на пересуды, помня совет преподавателя.
Одной из ярких ролей Печерниковой был персонаж Марии Васильевной Татариновой в картине “Два капитана”. Роль Кати исполняла Елена Прудникова, которая была почти что ровесницей Ирины. Когда наша героиня возмущалась, почему её дочь играет актриса, равная ей по возрасту, режиссёр ответил: “Я бы мог предложить эту роль тебе. Но ты нужна мне для другого. Мне нужна женщина, которая переживает сложную гамму чувств и страданий. Ты справишься?”. И Ирина справилась на “Ура”.
Помимо перечисленных фильмов стоит так же отметить и другие её работы: “Города и годы”, “По собственному желанию”, “Птицы наших надежд”, “Личное счастье”, “Необыкновенное лето” и “Набат на рассвете”. Для Ирины было не принципиально играть главные роли. Если сценарий ей нравился, то она могла согласиться на крошечный эпизод даже без текста. За эту простоту её очень любили режиссёры и сценаристы.
Источник фото: kino-teatr.ru
Не смотря на то, что карьера в кинематографе складывалась очень удачно, наша героиня навсегда отдала сердце театру. Сразу после окончания школы-студии артистка выступала на сцене Ленкома, МХАТа и театра имени Маяковского. Но в 1977 году её пригласили в Малый театр, где Ирина проработала 10 лет.
Когда Печерникова пришла туда первый раз, то сразу же получила наставление от худрука:
У нас театр особый, императорский. Готовьтесь к проблемам. Вас будут пробовать на “вкус” и всячески изводить. Коллектив у нас такой, никого сразу не принимает”
Но бывалую Печерникову этим было не напугать. Она с уверенностью вошла в труппу и собрала большое количество главных ролей. Естественно без сплетен и пересудов не обошлось. И длилось это не два года, а все десять. Не оставили её в покое и после ухода. Завистники шептали, что их прима психически больна, лежит в психушке, а то и вовсе пьяная валяется под забором. Но настоящая причина ухода Ирины из театра была по-женски банальна – это возраст. Она привыкла играть Тургеневских барышень и не хотела переходить в разряд старушек, а потому предпочла остаться в памяти зрителей навечно молодой.
Источник фото: 1tv.ru
Что же касается личной жизни Ирины Печерниковой, то она по истине трагична. Женщина трижды была замужем, но любовь обрела только в последнем замужестве.
Первым мужем Ирины был музыкант Збигнев Бизонь. Они познакомились в тот период, когда Печерникова проходила реабилитацию после переломов ног. Друзья, чтобы как-то развеселить приятельницу, устроили Ирине культмассовый поход на концерт. Там они и познакомились. Збигнев жил в Таллине, а Ирина в Москве. Они долго переписывались и встречались урывками. В конце концов оба устали от отношений на расстоянии и решили расписаться. Ирина уехала в Эстонию, но прожила там недолго. Сразу после отъезда артистка почувствовала тоску по театру и родителям. Помучившись несколько месяцев Ирина вернулась домой, расставшись с мужем.
Второй раз актриса вышла замуж за Бориса Галкина. Они встретились когда Печерникова уже работала в Малом театре, а Борис ставил там дипломный спектакль. Через два месяца ухаживаний Галкин сделал возлюбленной предложение и она согласилась, сама не зная зачем. Но и этот брак был коротким. Борис искренне любил Ирину, а она лишь позволяла себя любить и не более.
По словам самой актрисы настоящая любовь пришла к ней только в 51 год, когда она вновь встретилась с партнёром по спектаклю Александром Соловьёвым. Оба поняли, что всё это время их чувства были не лёгким увлечением, а настоящей любовью. Как иначе объяснить чувства, которые не остыли более чем за 30 лет? В 1997 году они обвенчались в церкви и прожили вместе 3 счастливейших года в жизни обоих. Однако счастье это было прервано самым грубым и кошмарным способом.
Источник фото: woman.ru
Накануне нового тысячелетия Соловьёв вышел из дома и не вернулся. Три долгих недели Ирина ездила по всем больницам в поисках мужа. И нашла…но не в больнице, а в морге. В конце января выяснилось, что его нашли мёртвым на клумбе с черепно мозговой травмой ещё перед праздником. Медики объяснили, что Александра скорее всего сильно ударили по голове и он умер не приходя в сознание. Более того, актёра чуть было не похоронили как неизвестного, если бы милиционер не вспомнил, что когда-то видел его в фильме “Зелёный фургон”. Сразу после этого ушёл из жизни отец Печерниковой.
Потеряв любимого человека и папу Ирина на полгода слегла в больницу с тяжелейшим нервным расстройством. А после выхода из неё актриса не хотела никого видеть и ни с кем разговаривать. Она уехала в деревенский дом, который находится в 300 км от столицы и большую часть года живёт там одна, ведь ни детей ни других близких родственников у женщины нет. Ирина так и не смогла восстановиться после тяжелейшей потери. Кажется невероятным и несправедливым, что она так долго любила этого человека и потеряла, едва начал в с ним счастливую жизнь.
Про актрису и её нелёгкую судьбы снято несколько документальных фильмов, но сама Ирина теперь практически не появляется ни на телевидении ни в обществе вообще. Памятуя жестокость артистической среды женщина просто не вынесет, если услышит какие-либо толки по поводу её трагедии. Ведь злые языки найдутся всегда и им не важно, насколько масштабное горе случилось у человека.
Читайте так же: Маргарита Терехова. Психологические проблемы с головой у бывшей Миледи.
ХОРОШЕГО ВАМ ДНЯ!
Источник