Владимир басов биография личная жизнь дети
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 февраля 2021; проверки требуют 3 правки.
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Басов; Басов, Владимир.
Влади́мир Па́влович Ба́сов (28 июля 1923, Уразово – 17 сентября 1987, Москва) – советский актёр, кинорежиссёр и сценарист. Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1982). Народный артист СССР (1983)[3]. Участник Великой Отечественной войны.
Биография[править | править код]
Родился 28 июля 1923 года (существует версия, что он приписал себе год, чтобы уйти на фронт) в селе Уразово[4] (в настоящее время – посёлок городского типа в Валуйском районе Белгородской области России)[5] в семье Павла и Александры Басовых. Имел русские, грузинские и финские корни[6]. Родители перемещались с места на место. Отец, красный комиссар, философ по образованию, боролся с басмачами в Средней Азии, погиб в 1931 году. Мать много занималась с сыном, поэтому он пошёл сразу в третий класс.
В 1931-1941 годах учился в московской средней школе № 64[7]. По другим данным, в 1930 году пошёл в школу в городе Мары, в 1931-1932 годах учился в городе Железнодорожном, в 1933 году – в Кашине Западной области, в 1934-1935 годах – в Сухуми, в 1936 году – в селе Александрово Горьковского края, с 1937 по 1941 год – в Москве[8]. Параллельно Басов учился в художественном училище.
Летом 1941 года пришёл во ВГИК, чтобы узнать, что необходимо для поступления, но его планы разрушила война.
Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. В звании лейтенанта интендантской службы 4-й отдельной стрелковой бригады за образцовое исполнение обязанностей в должности начальника клуба бригады был награждён медалью «За боевые заслуги» в 1943 году. Организованный им ансамбль художественной самодеятельности дал более ста пятидесяти концертов для бойцов. В звании старшего лейтенанта был командиром батареи 424-го миномётного полка 36-й миномётной бригады 28-й артиллерийской дивизии прорыва РГК. 23 февраля 1945 года во главе штурмовой группы обеспечил захват опорного пункта немецкой обороны, в бою был тяжело контужен, за свой подвиг награждён орденом Красной Звезды[9]. В звании капитана был помощником начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва Резерва СВГК.
В 1947 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа в мастерскую Сергея Юткевича и Михаила Ромма, которую окончил в 1952 году.
В 1950-1952 годах работал ассистентом режиссёра, а с 1952 – режиссёром киностудии «Мосфильм». Первой режиссёрской работой стала экранизация спектакля Театра-студии киноактёра «Нахлебник» (1953) совместно с Мстиславом Корчагиным и Борисом Лифановым.
В 1954 году снял фильм «Школа мужества», где одну из ролей исполнила его первая жена Роза Макагонова, с которой он познакомился ещё в институте. Второй режиссёр этого фильма, Мстислав Корчагин, погиб в авиакатастрофе, и Басову пришлось завершать картину самостоятельно. По итогам проката 1954 года фильм занял десятое место, а на кинофестивале в Карловых Варах он получил приз как лучший воспитательный фильм. В этом фильме первые свои роли в кино сыграли Леонид Харитонов и Ролан Быков.
В 1957 году во время съёмок фильма «Случай на шахте восемь» Басов познакомился с актрисой Натальей Фатеевой, которая вскоре стала его второй женой. В 1959 году появился на свет сын Владимир. Супруги часто ссорились друг с другом из-за того, что Басов подозревал Наталью в изменах.
В 1964 году снял фильм «Тишина» по роману Юрия Бондарева. Фильм получил Главный приз I Всесоюзного кинофестиваля. В том же году в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» исполнил эпизодическую роль полотёра, которая дала старт его актёрской карьере.
В 1963 познакомился с начинающей актрисой Валентиной Титовой и предложил ей главную роль в своём фильме «Метель» по мотивам повести Пушкина. И хотя Титова была сверх меры загружена в театре, Басову удалось уговорить руководство театра отпустить актрису на съёмки, во время которых настойчиво за ней ухаживал; в результате Титова стала его третьей женой. В браке родились сын Александр и дочь Лиза.
В 1968 году на экраны вышел четырёхсерийный фильм о разведчиках «Щит и меч», снятый Басовым, который также выступил в качестве автора сценария. Фильм посмотрело более 200 миллионов зрителей, а первая и вторая серии стали лидерами проката 1968 года. Фильм также стал дебютом в кино Олега Янковского.
В 1974 у Басова случился обширный инфаркт, на полтора месяца уложивший его в больницу[8]. Он вынужден был много лежать и ходил, опираясь на трость, но это почти не отразилось на его работоспособности.
В 1975 году он снялся в двухсерийном фильме «Приключения Буратино». По воспоминаниям коллег, Басов записывал реплики своего героя, Дуремара, прямо в психиатрической клинике: из-за алкогольной зависимости актёр переставал себя контролировать[10].
В 1976 году он снял трёхсерийный художественный телевизионный фильм «Дни Турбиных», в основу которого легла пьеса Михаила Булгакова. Сам Басов исполнил роль штабс-капитана Мышлаевского, ставшую одной из наиболее ярких в его карьере[11][12]. В 1977 году жена Валентина Титова, снимаясь в картине «Отец Сергий», влюбилась в оператора Георгия Рерберга и подала на развод. В результате такого потрясения у Басова боли в сердце стали постоянными. Он несколько лет страдал тяжёлой формой депрессии, усугублённой алкогольной зависимостью.[13]
Как артист Владимир Басов был весьма разноплановым, он обладал выразительной мимикой, огромным артистизмом и неотразимым обаянием.[источник не указан 245 дней] Наиболее ярко талант актёра раскрывался в характерных ролях, часто отрицательных. Он был музыкален от природы, и, хотя его голос был несколько специфичен (хрипловат), в фильмах он много пел.[источник не указан 245 дней] Ещё одна заслуга режиссёра в том, что он перенёс в кино театральную драматургию: экранизации Михаила Булгакова и Джона Бойнтона Пристли и поныне привлекают внимание зрительской аудитории.[источник не указан 245 дней]
В ряде своих фильмов выступал как автор или соавтор сценариев.
Читал курс лекций «Кинорежиссура» слушателям режиссёрского отделения ВКСР[14].
Состоял членом Союза кинематографистов СССР и был членом КПСС (с 1948 года)[15].
В 1980 году был снят фильм «Факты минувшего дня» по мотивам повести Юрия Скопа «Техника безопасности», а в 1982 году он был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. В 1983 году Басову присвоили звание народного артиста СССР.
В апреле 1983 года у Басова случился инсульт, в результате чего он был почти полностью парализован. Ему так и не удалось научиться полноценно ходить и восстановить двигательные функции левой руки. Чтобы поддержать Басова материально, ему дали ставку режиссёра-консультанта. В следующем году в прокат вышла картина «Время и семья Конвей».
Свой последний фильм «Семь криков в океане» он выпустил в 1986 году.
Ранним утром 17 сентября 1987 года у Басова произошёл второй инсульт, от которого он умер прямо на глазах сына Александра.
Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок № 10)[16]. Незадолго до смерти он написал сценарий к фильму «Мышеловка» по мотивам пьесы Агаты Кристи. Но снял картину его друг кинорежиссёр Самсон Самсонов[17].
Семья[править | править код]
- Мать – Александра Ивановна, была дочерью православного священника родом из Покровска, в 1920-е годы обучала крестьянских детей грамоте и литературе, работала секретарём районной газеты.
- Отец – Павел Басултайнен, финн по национальности, выпускник Тартуского университета, революционер-большевик (партийная кличка «Басов», впоследствии заменившая ему фамилию). Был офицером, комиссаром, воевал вместе с Василием Чапаевым, погиб в 1931 году, будучи командиром пограничной заставы в Средней Азии[6][18].
- Первая жена – актриса Роза Ивановна Макагонова (1927-1995), Заслуженная артистка РСФСР (1976). Детей в браке не было.
- Вторая жена (1958-1961) – актриса Наталья Николаевна Фатеева (род. 1934). Народная артистка РСФСР (1980). В 1961 году Владимир и Наталья развелись по причине алкогольной зависимости Басова и его постоянной ревности[8].
- Сын – Владимир Басов (род. 1959), кинорежиссёр.
- Третья жена (1964-1978) – актриса Валентина Антиповна Титова (род. 1942). В 1978 году ушла к кинооператору Георгию Рербергу. Суд при разводе оставил обоих детей с отцом.
- Сын – Александр Басов (род. 1965), кинорежиссёр.
- Дочь – Елизавета (род. 1969), танцовщица. Не сумев поступить в балетное училище Большого театра после подготовительного курса, поступила в Вагановское училище. Чтобы видеться с дочерью, Басов часто ездил в Ленинград, совмещая эти поездки с работой на «Ленфильме». Окончив училище, Елизавета вышла замуж за гражданина Греции по фамилии Адонис и в настоящее время[какое?] живёт в Париже[19].
Фильмография[править | править код]
Актёр[править | править код]
- 1954 – Школа мужества – поручик-адъютант
- 1955 – Крушение эмирата – полковник
- 1957 – Случай на шахте восемь – эпизод
- 1963 – Я шагаю по Москве – полотёр
- 1964 – Тишина – шофёр
- 1965 – Тридцать три – директор музея
- 1965 – Операция «Ы» и другие приключения Шурика (новелла «Напарник») – суровый милиционер
- 1966 – Путешествие (киноальманах, новелла «Завтраки 43 года») – пассажир-фронтовик
- 1967 – Фокусник – эстрадный артист-сатирик
- 1968 – Щит и меч (фильм № 1 «Без права быть собой») – разведчик Бруно
- 1968 – В тринадцатом часу ночи (телефильм) – режиссёр в студии
- 1969 – Преступление и наказание – Лужин
- 1969 – Мосты через забвение – посетитель кафе
- 1970 – Любовь к трём апельсинам- маэстро Дапертутто
- 1970 – Чудный характер – Ефимов
- 1970 – Бег – Артур Артурович, тараканий царь
- 1970 – Карусель – Василий Смычков, контрабасист
- 1971 – Ехали в трамвае Ильф и Петров – Аматор
- 1971 – Возвращение к жизни – гитарист
- 1972 – Опасный поворот – Чарлз Трэвор Стэнтон
- 1972 – Чиполлино – принц Лимон
- 1973 – Большая перемена – фотограф на свадьбе
- 1973 – Высокое звание (фильм № 1 «Я – Шаповалов Т. П.» – Шумский, разведчик
- 1973 – Дача – Николай, собаковод
- 1973 – Совсем пропащий – папаша Гекльберри Финна
- 1973 – И на Тихом океане… – начальник железнодорожной станции
- 1973 – Нейлон 100 % – адвокат Василий Киреев
- 1975 – Братушка – Иоганн
- 1975 – Ау-у! (киноальманах, новелла «Что наша жизнь?! или что наша жизнь?!») – Андрей Степаныч, король
- 1975 – Афоня – Владимир Иванович, сотрудник ЖЭКа
- 1975 – Восход над Гангом – эпизод
- 1975 – Иван и Коломбина – кладовщик
- 1975 – Капитан Немо – морской министр адмирал Руайе
- 1975 – Под крышами Монмартра – Фраскатти, генерал от кавалерии в отставке, министр изящных искусств
- 1975 – Приключения Буратино – Дуремар, продавец пиявок
- 1975 – Шаг навстречу – Стрешников
- 1976 – Сентиментальный роман – отец Городницких
- 1976 – 100 грамм для храбрости (киноальманах), новелла «По законам гостеприимства» – Ружевский, тамада
- 1976 – Дни Турбиных – штабс-капитан Виктор Викторович Мышлаевский
- 1977 – Солнце, снова солнце – режиссёр
- 1977 – Про Красную Шапочку – Худой Волк
- 1977 – Нос – доктор
- 1977 – По семейным обстоятельствам – Эдуард Бубукин, квартирный маклер
- 1977 – Приехали на конкурс повара – Владислав Константинович, учитель танцев и вокала
- 1977 – Мимино – Родион Синицын, оперный певец
- 1977 – Семейные обстоятельства – Андрон
- 1977 – Смешные люди! – дьякон Авдиесов
- 1977 – Волшебный голос Джельсомино – король Джакомон
- 1977 – Обмен – Лёва
- 1977 – Открытая книга – отец Тани
- 1978 – Пока безумствует мечта – полковник Теодор Отсебятников
- 1978 – Живите в радости – Виталий Гаврилович Марципанов, жулик по кличке Дипломат
- 1978 – Расписание на послезавтра – отец Кати Шумейко
- 1978 – Шла собака по роялю – Громов, командир аэродрома
- 1978 – Новые приключения капитана Врунгеля – Блок Сайлент
- 1978 – По улицам комод водили, новелла «Комод» – контролёр
- 1978 – Отец Сергий – эпизод
- 1979 – Мужчины и женщины – дантист
- 1979 – Бабушки надвое сказали… – Михаил, изобретатель телепортера
- 1979 – Москва слезам не верит – Антон Круглов, замначальника главка
- 1979 – Пани Мария – фотограф
- 1979 – Пена – Кочевряжкин
- 1979 – Поездка через город (киноальманах) – Гаврилов, посетитель аттракционов с сынишкой
- 1979 – Приключения Электроника – Стамп, шеф гангстеров
- 1979 – Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы – инспектор Трентон
- 1979 – Пробивной человек – изобретатель
- 1980 – Вечерний лабиринт – шеф
- 1980 – Тегеран-43 – таксист
- 1981 – Отпуск за свой счёт – Евдокимов
- 1981 – Женщина в белом – Луи, слуга сэра Фэрли
- 1981 – Будьте моим мужем – отдыхающий на пляже
- 1981 – Факты минувшего дня – Пётр Данилыч
- 1981 – Сильва – генерал фон Ронсдорф
- 1982 – Не ждали, не гадали! – дезинфектор
- 1982 – Суббота и воскресенье (короткометражный) – учитель рисования
- 1982 – Ищите женщину – месье Жак Антуан, клиент
- 1982 – Предчувствие любви – экскаваторщик
- 1982 – Принцесса цирка – Пеликан
- 1982 – Сказка странствий – адвокат
- 1982 – Срочно… Секретно… Губчека – Блейкин
- 1983 – Комета – Георгий Фомич Боклевский (озвучил другой актёр)
- 1983 – Трест, который лопнул – лже-Морган
- 1984 – Время и семья Конвей – Эрнест Биверс
- 1984 – Через все годы – эпизод
- 1985 – Золотая рыбка – актёр на сцене
Режиссёр[править | править код]
Сценарист[править | править код]
Художественный руководитель[править | править код]
- 1970 – Опекун
- 1978 – По улицам комод водили (совместно с Леонидом Гайдаем)
Озвучивание[править | править код]
- 1960 – Пиковая дама
- 1961 – Битва в пути – голос диктора из радиоприёмника
- 1964 – Хоккеисты – мужчина в буфете (роль В. Л. Гуляева)
- 1971 – Звёзды не гаснут
- 1971 – Возвращение к жизни – авторский текст
- 1973 – Много шума из ничего – Бораччио (роль В. В. Довейко)
- 1973 – Привет, артист – Жан Рошфор
- 1979 – На западном фронте без перемен
- 1982 – Избранные – банкир Лаинес
Озвучивание мультфильмов[править | править код]
- 1975 – Василиса Микулишна – князь Владимир
- 1976 – Храбрец-удалец – колдун
- 1977 – Мальчик-с-пальчик – барин
- 1978 – Легенды перуанских индейцев – текст от автора
- 1978 – Последняя невеста Змея Горыныча – Змей Горыныч
- 1981 – Шиворот-навыворот – чёрт-учитель
- 1982 – Чертёнок № 13 – чёрт-учитель
- 1983 – Новогодняя песенка Деда Мороза – Дед Мороз
Озвучивание аудиоспектаклей[править | править код]
- 1978 – Невероятные приключения Буратино и его друзей – Дуремар
Архивные кадры[править | править код]
- 1991 – Владимир Басов – режиссёр, актёр, человек (из цикла телепередач «Кинопанорама»)
- 1999 – Владимир Басов (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный)
- 2003 – Владимир Басов (из цикла телепередач канала «Культура» «Острова») (документальный)
- 2004 – Владимир Басов (из цикла телепрограмм канала «Культура» «Легенды Мирового Кино») (документальный)
- 2005 – Владимир Басов (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
- 2006 – Владимир Басов. Дуремар и красавицы (документальный)
- 2013 – Владимир Басов. Львиное сердце (документальный)
Награды и звания[править | править код]
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (17.03.1964)
- Народный артист РСФСР (7 января 1977 года) – за заслуги в области советского киноискусства[20]
- Народный артист СССР (1983)
- Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1982) – за фильм «Факты минувшего дня»
- Орден Трудового Красного Знамени (1971)
- Орден Отечественной войны I степени (1985)
- Орден Красной Звезды (1945)
- Медаль «За боевые заслуги» (1943)
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)
- Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
- Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- Медаль «Ветеран труда»
- Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
- Юбилейная медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
- МКФ в Карловых Варах (Премия за лучший воспитательный фильм – кинокартину «Школа мужества», 1954)
- ВКФ в Ленинграде (Главная и вторая премии (по разделу фильмов о жизни и труде), фильм «Тишина», 1964)
Примечания[править | править код]
- ↑ Басов Владимир Павлович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969.
- ↑ 1 2 Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных – 2011.
- ↑ Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / Редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др. – М.: ООО «Издательство “Энциклопедия”» Т. 2 А – Баяр, 2005. – 960 с.: ил.
- ↑ Басов, Владимир Павлович // Бари – Браслет. – М. : Советская энциклопедия, 1970. – (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969-1978, т. 3).
- ↑ Анна Коршунова, Марина Романова. Куряне на киноэкране. «Друг для друга» № 34 (724) (26 августа 2008). Дата обращения: 22 ноября 2009.
- ↑ 1 2 Владимир Басов. Владимир Басов: всё о моей матери Наталье Фатеевой. Коллекция Караван Историй (октябрь 2011).
- ↑ Басов Владимир Павлович – Киносозвездие – авторский проект Сергея Николаева
- ↑ 1 2 3 Раззаков, Фёдор Ибатович. Свет погасших звёзд. Люди, которые всегда с нами. – М.: Эксмо, 2007. – С. 414-426. – 832 с. – ISBN 978-5-699-20983-5.
- ↑ Электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годах» Номер записи в базе данных: 25712915
- ↑ ТВ Центр. Владимир Басов. Ревнивый Дуремар. https://www.youtube.com/watch?v=kNKY–SG41I.
- ↑ «7 самых ярких ролей Владимира Басова» – Вечерняя Москва (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 января 2018. Архивировано 5 января 2018 года.
- ↑ Загадки «простых» ролей Владимира Басова – РИА
- ↑ Как уходили кумиры – Владимир Басов (рус.) (неопр.) ?. https://www.youtube.com/watch?v=qXyamqAN-Oc.
- ↑ Режиссёрское отделение // Высшие курсы сценаристов и режиссёров
- ↑ Владимир Павлович Басов – биография.
- ↑ Могила на Кунцевском кладбище, уч. 10
- ↑ Советское телевидение. Гостелерадиофонд России. Кинопанорама. Владимир Басов – режиссер, актер, человек (1991) (24 июля 2019). Дата обращения: 26 июля 2019.
- ↑ Богданова Л. И. Владимир Басов. В режиссуре, в жизни и любви. – М.: Центрполиграф, 2014. – С. 3-8. – 230 с. – ISBN 978-5-227-05104-2.
- ↑ Владимир Басов
- ↑ Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 января 1977 года «О присвоении почётного звания народного артиста РСФСР»
Литература[править | править код]
- Басов Владимир Павлович // Бари – Браслет. – М. : Советская энциклопедия, 1970. – (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969-1978, т. 3).
Ссылки[править | править код]
- Владимир Басов Рускино.ру
- Владимир Басов – Биография и фотографии
- Как они умирали – Актёр Владимир Басов
- Владимир Басов. «Сколько себя помню» (Мемуарная проза. Предисловие и составление текста – Александр Басов)
- Владимир Басов – режиссёр, актёр, человек // «Кинопанорама»
Источник
В историю советского кино Владимир Басов вошел как талантливый режиссер, актер и сценарист. Представитель поколения фронтовиков, он не только снимал картины о войне, среди которых «Щит и меч», но и с большой точностью подходил к экранизациям произведений Александра Пушкина, Михаила Булгакова и Александра Куприна. Как актер Басов запомнился советскому зрителю в эпизодах известных фильмов – небольших, но характерных ролях в «Я шагаю по Москве» и «Приключениях Буратино».
«Бравый офицер» и студент ВГИКа
Владимир Басов с матерью Александрой Басовой. Фотография: topwar.ru
Владимир Басов (в центре) с сослуживцами в годы Великой Отечественной войны. Фотография: fishki.net
Владимир Басов в молодости. Фотография: fishki.net
Владимир Басов родился 23 июля 1923 года в поселке Уразово Курской области. Его отец – Павел Басултайнен – был революционером-коммунистом, членом партии и «красным комиссаром». Он принимал активное участие в боевых действиях Гражданской войны, много ездил по стране. Партийным прозвищем Басултайнена было «Басов», позже он сделал его своей фамилией. Женился отец будущего режиссера на дочери православного священника, учительнице русского языка Александре. В начале 1920-х она стала книгоношей. Так в те времена называли агитаторов-комсомольцев, которые ездили по деревням и селам и обучали малограмотных крестьян языку и счету. Детство Владимира Басова прошло в постоянных разъездах: с матерью он побывал в Липецке, Железнодорожном, Воронеже, Курске и многих других городах. Отца мальчик видел редко. Его отправили служить на пограничную заставу. В 1931 году, когда будущему режиссеру было 8 лет, Павел Басов погиб в сражении с басмачами в Средней Азии.
Меня мама родила, можно сказать, проездом – в городе Уразове. Потом вот так, с мальчонкой под мышкой, путешествовала по всей стране. Побывали мы на Турксибе и на Волге, жили в Липецке, Воронеже, Курске… Отец мой, красный комиссар, философ по образованию, боролся с басмачами в Средней Азии.
<…> В семь лет я пошел в школу, но мне там показалось неинтересно – все, чему учили первоклассников, я давно уже знал из маминых сельских уроков. В тридцать первом году, после трагической смерти отца, мы переехали к дяде, в город Железнодорожный по Нижегородской дороге, и я стал ходить сразу в третий класс, миновав первый и второй.
</…>
Школу Владимир Басов закончил в Москве. Он хорошо учился, много читал и посещал художественную школу. Мать часто брала его с собой на агитационные спектакли, и Басов мечтал о карьере актера. В 1941 году он планировал поступать во ВГИК и готовился к вступительным экзаменам, посещал театральную студию при Московском университете – там преподавали знаменитые актеры Московского Художественного театра, среди которых были Борис Ливанов и Ольга Андровская. Выпускной вечер Басова прошел 22 июня 1941 года. Поступление в институт пришлось отложить – началась Великая Отечественная война. Уже в июле 1941 года Басов записался добровольцем и отправился на фронт. Он прошел всю войну, получил медаль «За боевые заслуги» и орден Красной Звезды. Победу Басов встретил в Прибалтике в чине капитана. Ему пророчили блестящую офицерскую карьеру, но Басов мечтал о театральном институте.
Осенью 1946 года Владимир Басов демобилизовался и вернулся в Москву. На следующий год он осуществил свою мечту и стал студентом ВГИКа. Басов долго не мог решить, на какой факультет поступать – актерский или режиссерский. Ему повезло: в том году набирали объединенную актерско-режиссерскую мастерскую под руководством Сергея Юткевича и Михаила Ромма. На этот же курс поступили будущие звезды советского кинематографа – Григорий Чухрай и Тенгиз Абуладзе.
Все студенты, несмотря на небольшую разницу в возрасте, очень четко делились на две группы – «солдат», тех, кто вернулся с фронта, и нас, недавних школьников, которых называли «штатскими рябчиками». «Солдаты» все ходили в военных гимнастерках и сапогах, а Басов был среди них одним из самых ярких. Офицер, бравый, подтянутый. Всегда ходил, как струнка.
И Юткевича, и Ромма Басов уважал – наставники оказали влияние на его режиссерское творчество. От Юткевича Басов взял умение точно передавать человеческие эмоции, а от Ромма – грамотно строить композицию. Педагоги стали помогать Басову еще на первом курсе и поддерживали его конца жизни: продвигали идеи его картин в художественном совете «Мосфильма», давали советы. Именно Юткевич порекомендовал Басову заниматься не только режиссурой, но и совершенствовать актерское мастерство.
Фильмы Владимира Басова: актерские и режиссерские работы
Постер художественного фильма Владимира Басова «Тишина» (1964). Изображение: kinodak.ru
Юрий Ярошенко. Постер художественного фильма Владимира Басова «Битва в пути» (1961). Изображение: wiki.org
Евгений Гребенщиков. Постер художественного фильма Владимира Басова и Мстислава Корчагина «Школа мужества» (1954). Изображение: retrogid.ru
В 1952 году Басов закончил ВГИК. Он был одним из лучших выпускников года, и руководитель мастерской Сергей Юткевич пригласил его поработать ассистентом на съемках своей картины «Пржевальский». Позже Басов и сам попробовал себя в режиссуре: экранизировал спектакль Театра-студии киноактера «Нахлебник», снял ленту «Школа мужества» по повести Аркадия Гайдара «Школа». Этот фильм принес Владимиру Басову успех. «Школа мужества» заняла десятое место в рейтинге советских фильмов по кассовым сборам за 1954 год и получила приз кинофестиваля в Карловых Варах.
В следующие несколько лет он много снимал на «Мосфильме», вышли его картины «Крушение эмирата» и «Первые радости». Критики относились к творчеству начинающего режиссера сдержанно, а его картины называли проходными. В 1960 году Басова пригласили доснять картину «Битва в пути» по одноименному роману Галины Николаевой. Режиссер ленты Захар Аграненко внезапно скончался, а фильм необходимо было закончить. Басов подошел к работе над картиной ответственно – он внимательно изучил сценарий «Битвы в пути» и решил изменить его слабые места. В этому ему помогла Галина Николаева. Съемочная группа отметила требовательность режиссера: некоторые моменты своих картин Басов переснимал по несколько раз, советовал актерам больше репетировать, оттачивать движения и мимику.
Работать с Басовым было очень ответственно и не просто. Это был художник огромного профессионального мастерства, требовательности, враг приблизительных разговоров и решений, которыми, к несчастью, полна наша работа на съемочной площадке; это был мастер точного видения, он умел находить и фиксировать из тысячи выражений глаз одно – нужное ему.
Усилия Владимира Басова не пропали даром. Экранизация «Битвы в пути» Галины Николаевой вышла в кинопрокат в 1961 году и прославила режиссера. В СССР ее посмотрело больше 40 миллионов человек. В дальнейшем Басов часто брался за экранизации: в 1960-х годах он снял «Тишину» по одноименному роману Юрия Бондаря, «Гранатовый браслет» по повести Александра Куприна и «Метель» по «Повестям Белкина» Александра Пушкина.
Владимир Басов (крайний справа) на съемках своего художественного фильма «Щит и меч». Фотография: portal-kultura.ru
Владимир Басов в роли Антона Круглова в художественном фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979)
Владимир Басов в роли Виктора Мышлаевского в своем художественном фильме «Дни Турбиных» (1976)
Вершиной режиссерской карьеры Владимира Басова критики назвали четырехсерийную картину «Щит и меч» о советском разведчике Александре Белове. Идея ленты появилась на «Мосфильме» еще в начале 1960-х годов. Руководители студии решили, что в советском кинематографе мало примеров фильмов о шпионах.
Басов подошел к работе над картиной с присущей ему серьезностью. Он добился встречи с настоящими разведчиками, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Режиссер много спорил с руководством «Мосфильма». Чиновники хотели видеть главного героя могучим русским богатырем, а Басов полагал, что разведчик должен быть неприметным и сдержанным. Он настаивал на кандидатуре актера Станислава Любшина, он легко мог сыграть такого персонажа. Мнение режиссера поддержали настоящие разведчики, и Любшин сыграл в картине «Щит и меч» Александра Белова. Роль Генриха Шварцкопфа сыграл Олег Янковский. Басов тоже выбрал актера самостоятельно. С Янковским режиссер впервые встретился во Львове в Доме актера. Он выглядел как типичный интеллигентный молодой человек, именно такой типаж требовался для «Щита и меча».
Съемки картины проходили в СССР и в ГДР – Басов настаивал на исторической правдоподобности. На советские экраны «Щит и меч» вышел в 1968 году и произвел фурор. В том году все четыре серии картины заняли первые места по количеству зрителей и кассовым сборам в СССР, а съемочная группа фильма стала известной – ее членов регулярно звали на творческие вечера, устраивались встречи с поклонниками.
В 1970-х годах Басов продолжил активно работать в кинематографе и как режиссер, и как актер. Он появился в эпизодах в картинах «Бег», «Большая перемена», «Приключения Буратино», «По семейным обстоятельствам», «Москва слезам не верит», «Приключения Электроника» и многих других, снял четыре фильма – «Возвращение к жизни», «Опасный поворот», «Нейлон 100%», и «Дни Турбиных». Последней работой – экранизацией одноименного произведения Михаила Булгакова – Владимир Басов особенно гордился. Снимать фильм по пьесе Булгакова в СССР не разрешали, но Басов сумел договориться с руководством студии и картина, которую критики назвали «абсолютно булгаковской», вышла на экраны в 1976 году.
Снимать фильм о белой гвардии да еще в период развитого социализма было нельзя, категорически невозможно! Конечно, в свое время пьеса шла во МХАТе, но с разрешения Сталина – то ли ему пьеса понравилась, то ли вождю было интересно наблюдать в зале, как спектакль смотрят зрители… Но что такое зал МХАТа – семьсот человек и в основном интеллигенция, другое дело – когда вся страна увидит, как прекрасны эти люди.
Трехсерийный телевизионный фильм «Дни Турбиных» аудитория встретила с восторгом. Критики высоко оценили вклад Басова в успех картины: в «Днях Турбиных» Басов не только был режиссером и сценаристом, но и исполнил одну из самых запоминающихся своих ролей – он сыграл штабс-капитана Мышлаевского.
Во второй половине 1970-х годов Басов был вынужден сделать небольшой перерыв в режиссерском творчестве. Его подвели слабое здоровье – в 1974 году у Басова случился инфаркт – и проблемы в семье. В 1978 году он развелся со своей женой Валентиной Титовой.
Личная жизнь
Первая жена Владимира Басова – Роза Макагонова – в роли Верки в художественном фильме Владимира Басова и Мстислава Корчагина «Школа мужества» (1954)
Третья жена Владимира Басова – Валентина Титова – и Владимир Басов. Фотография: famousfix.com
Владимир Басов с сыном Владимиром Басовым-младшим. Фотография: spletnik.ru
Владимир Басов был женат трижды. С первой своей супругой – Розой Макагоновой режиссер познакомился и сблизился еще во время учебы во ВГИКе. Басов снял ее почти во всех своих фильмах 1950-х годов: «Школе мужества», «Необыкновенном лете» и «Крушении эмирата». Расстались они в 1958 году, и последний раз встретились на съемках фильма «Приключения Электроника» в 1979 году.
Со второй женой – Натальей Фатеевой – Владимир Басов тоже познакомился во ВГИКе. Среди студенток он искал актрису на роль в своем фильме «Случай на шахте № 8». Фатеева поразила режиссера красотой. Басов влюбился и начал ухаживать за актрисой прямо на съемочной площадке, и вскоре они поженились.
Может, он и не красавец, но он – красивый человек. Когда мы познакомились, мне исполнился 21 год, а ему 33. Мужчина в самом расцвете, блистательная, яркая личность, Басов обладал талантами на десятерых, и мне он казался самым красивым, потому что был интересен, как человек. Люди с приятной внешностью иногда воспринимаются уродами, потому что негармоничны, пусты и бездарны. А те, что с Богом в душе, как правило, всегда красивы.
С Натальей Фатеевой Басов прожил три года. В 1959 году у них родился сын – Владимир Басов-младший, который, как и отец, решил связать свою жизнь с кино. Спустя год брак распался.
Третья жена Владимира Басова – Валентина Титова – тоже была актрисой. С ней режиссер познакомился в 1964 году, когда искал исполнительницу роли Марьи Гавриловны в «Метели». На тот момент Валентина Титова училась в студии при Большом драматическом театре в Ленинграде у театрального педагога Георгия Товстоногова. Девушка не планировала играть в кино, но Басов уговорил Титову сняться в «Метели».
Когда молоденькая, никому не известная актриса появляется на студии, все обычно бегут посмотреть, какая она. Так случилось и в тот раз. Сбежалась половина «Мосфильма», и Басову сказали, что на студии появилась красавица-студентка. Он попросил, чтобы меня к нему привели. Я лишь мельком заглянула к нему в комнату, сказав, что не могу сниматься, и ушла. Владимир Павлович, когда за мной закрылась дверь, объявил всем, сидевшим в комнате: «Я женюсь».
В браке Басов и Титова прожили 14 лет. Дети – сын Александр и дочь Елизавета – после развода родителей остались с отцом. Отец поощрял их любовь к искусству. Впоследствии Александр Басов стал режиссером, а его сестра Елизавета – танцовщицей.
Последние годы и смерть
Владимир Басов (слева) и актер Александр Абдулов на съемках художественного фильма Владимира Басова «Факты минувшего дня». 25 января 1981. Фотография: startfilm.ru
Владимир Басов (справа) с сыном Владимиром Басовым-младшим. Фотография: kp.ru
Владимир Басов (второй справа) за работой. 1982. Фотография: litfund.ru
В 1980-х годах слабое здоровье Басова не позволило ему снимать фильмы так же плодотворно, как раньше. В 1981 году он вернулся в режиссуру после пятилетнего перерыва с экранизацией романа Юрия Скопа «Техника безопасности» под названием «Факты минувшего дня». В картине поднимались важные экономические проблемы: организация труда на предприятии, рост производства. За этот фильм Басов был удостоен Государственной премии РСФСР и получил звание народного артиста СССР.
В 1983 году у Владимира Басова случился инсульт, из-за которого полгода он был парализован. Несмотря на тяжелую болезнь, спустя год режиссер снял фильм «Время и семья Конвей» по одноименной пьесе английского драматурга Джона Пристли, а в 1986 году – свою последнюю картину «Семь криков в океане». Над этими фильмами режиссер работал совместно со своим сыном Владимиром Басовым-младшим.
Умер Владимир Басов 17 сентября 1987 года в Москве. Причиной его смерти стал второй инсульт. Похоронили знаменитого режиссера на Кунцевском кладбище.
Интересные факты
Владимир Басов с женой Валентиной Титовой. Фотография: famousfix.com
Владимир Басов в роли полотера в художественном фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» (1963)
Владимир Басов в роли Артура Артуровича в художественном фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Бег» (1970)
1. Даже во время войны Владимир Басов не забывал о своем увлечен