Владимир мотыль биография личная жизнь
Биография
Владимир Мотыль — советский и российский кинорежиссер, две картины в фильмографии которого стали культовыми. Одну из них обожают космонавты, сотрудники таможни и других силовых структур, а другую — либеральная интеллигенция.
Детство и юность
Владимир Яковлевич появился на свет в июне 1927 года в городке Лепель, расположенном между Витебском и Минском. Малая родина режиссера известна как место рождения белорусских поэтов Яна Чечота и Петруся Бровки.
Жизнь Володиного отца, польского еврея-рабочего, переехавшего в Советский Союз по идеологическим соображениям, унесли сталинские репрессии. Мужчина погиб в лагере на Соловках, куда был сослан «за шпионаж». Дедушка и бабушка по материнской линии, успевшие побывать в ссылке на Дальнем Востоке за отказ вступать в колхоз, после возвращения в Беларусь погибли из-за национальности. Стариков замучили фашисты в гетто.
Студенты театрального института
Опубликовано Аркадием Насоновым Суббота, 19 октября 2013 г.
Владимир Мотыль в молодости
Детство и отрочество Владимира прошли в городе Оса Пермской области, где в годы войны находился в эвакуации писатель Виталий Бианки. Мать будущего режиссера Берта Левина трудилась завучем в интернате для детей репрессированных и сутками пропадала на работе.
Единственной отрадой юного Мотыля был приезд кинопередвижной установки, ведь в Осе не было ни театров, ни музеев. Впечатлительный подросток решил связать биографию с кино. Володя ставил с одноклассниками одноактные спектакли, выполняя работу не только постановщика, но и актера и художника-оформителя.
После школы Мотыль поехал в Москву и попытался поступить во ВГИК. Потерпев в советской столице неудачу, которую в интервью он объяснил пропуском третьего тура экзаменов из-за свиданий с первой любовью, юноша вернулся на Урал и стал студентом Свердловского театрального института. В активе Владимира Яковлевича два высших образования: уже будучи главным режиссером Свердловского ТЮЗа, мужчина заочно окончил исторический факультет университета уральской столицы.
Личная жизнь
Личную жизнь Мотыля можно охарактеризовать фразой из песни, прозвучавшей в фильме «Звезда пленительного счастья», — «Не обещайте деве юной любови вечной на Земле». В молодости Владимир женился на Людмиле Подаруевой, которая подарила ему единственную дочь Ирину. С ростом известности режиссер начал изменять супруге, которая была его старше на 5 лет.
На съемках «Детей Памира» Мотыль очаровался исполнительницей роли женщины-врача — ровесницей Раисой Куркиной. Ради актрисы Владимир оставил семью. Раиса стала музой режиссера и сыграла несколько ролей в его фильмах, самая яркая из которых — Настасья, жена таможенника Верещагина (персонажа Павла Луспекаева) в картине «Белое солнце пустыни».
Владимир Мотыль и жена Людмила Подаруева (кадр из программы “Больше, чем любовь”)
Куркина, умевшая создавать запоминающиеся образы даже в эпизодах (среди творческих удач актрисы — судья в «Мимино» и врач Надежда Ивановна в ленте «Не могу сказать «прощай»), с первым супругом рассталась из-за измены мужчины. Раиса предупредила Владимира, что верность в браке для нее главная ценность. Однако через 6 лет союз режиссера и актрисы распался. Причиной стала измена Мотыля.
После развода с Куркиной Владимир Яковлевич позвал замуж первую жену, однако восстановление союза с Людмилой Васильевной и уважение к супруге не мешали мужчине заводить новые романы. Последней музой Мотыля была петербурженка Наталья Мажуга, сохранившая совместные фото с режиссером.
Фильмы
В 1962 году театральному режиссеру Мотылю, грезившему о кинематографической карьере, предложили экранизировать поэму Мирсаида Миршакара «Ленин на Памире». После чтения сценария Владимир Яковлевич пришел в ужас, таким наивным и прямолинейным был сюжет произведения таджикского автора.
Фантазия режиссера позволила привнести в картину неожиданные элементы — надписи и рисунки, выполненные детьми. Зрители видели происходящее глазами ребенка, участника похода в Хорог, и хорошо воспринимали режиссерский дебют Мотыля — фильм «Дети Памира». Музыку к ленте написал племянник автора балета «Спартак» Арама Хачатуряна — Карэн Суренович.
Получение за «Детей Памира» Государственной премии Таджикистана позволило Мотылю самостоятельно выбрать литературную основу для следующего фильма. Владимира Яковлевича восхитила повесть Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр!». Бард стал соавтором сценария и автором текста песни «Капли датского короля», музыку к которой написал Исаак Шварц.
Сюжет повести в ходе экранизации претерпел изменения: Женечка Земляникина погибла, в картине появилась сцена попадания советского солдата с новогодними подарками в расположение немцев. Любопытно, что сюжет о заблудившемся солдате, почерпнутый соавторами из газет, использован и Эфраимом Севелой в книге «Моня Цацкес — знаменосец». Обаяния ленте добавил Марк Бернес, сыгравший «полковника, похожего на Марка Бернеса».
Владимир Мотыль и Раиса Куркина (кадры из фильмов «Тайны советского кино» и «Белое солнце пустыни»)
Исполнителя главной мужской роли Олега Даля во время съемок посадили на 15 суток за мелкое хулиганство. По просьбе Мотыля конвойные ежедневно привозили актера на площадку, а после завершения съемочного дня увозили ночевать в тюрьму. Похожий случай произошел и во время съемок следующего фильма Владимира Яковлевича — картины «Белое солнце пустыни». Актер Павел Луспекаев подрался в пивной и фигурировал в кадре с подлинной раной на лице.
На съемках истерна, пересматривать который перед стартом — традиция российских космонавтов, случился еще один казус. Часы, которыми гордился красноармеец Федор Сухов, похитили местные воришки. Мотыль обратился к криминальному авторитету за содействием в поисках реквизита. Главарь помог только после получения от режиссера эпизодической роли. Ряд реплик из «Белого солнца пустыни» («Гюльчитай, открой личико!», «Я мзду не беру, мне за державу обидно» и «Таможня дает добро») превратились в крылатые фразы.
Еще одним хитом стал четвертый фильм Владимира Яковлевича «Звезда пленительного счастья». Популярности ленты способствовали не только музыка Шварца и блистательная игра актеров, но и злободневность темы противостояния диссидентов и государственной машины. Необычна сюжетная композиция ленты — отследить фабулу может только зритель, хорошо знающий историю восстания декабристов.
Почти у всех картин Мотыля была трудная прокатная судьба. Владимира Яковлевича неоднократно обвиняли в «антисоветчине» и даже порнографии, однако режиссер оставался верным нравственным и эстетическим принципам.
Смерть
Владимир Яковлевич скончался 21 февраля 2010 года, не дожив до премьеры своей последней картины «Багровый цвет снегопада». Причиной смерти режиссера стала пневмония. Могила Мотыля находится на Востряковском кладбище российской столицы.
В 2017 году издательство «РИЦ “Ариадна”» опубликовало сборник интервью, лекций и статей Владимира Яковлевича — книгу «Очень не хочется снимать халтуру».
Фильмография
- 1963 — «Дети Памира»
- 1967 — «Женя, Женечка и “катюша”»
- 1969 — «Белое солнце пустыни»
- 1975 — «Звезда пленительного счастья»
- 1980 — «Лес»
- 1984 — «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад»
- 1987 — «Жил-был Шишлов»
- 1991 — «Расстанемся, пока хорошие»
- 1996 — «Несут меня кони…»
- 2010 — «Багровый цвет снегопада»
Источник
Владимир Мотыль
Владимир Яковлевич Мотыль. Родился 26 июня 1927 года в Лепеле (ныне Витебская область Белоруссии) – умер 21 февраля 2010 года в Москве. Советский и российский режиссёр, театральный актер, сценарист, композитор, продюсер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1992). Народный артист РФ (2003).
Владимир Мотыль родился 26 июня 1927 года в Лепеле (ныне это Витебская область Белоруссии).
Отец – Яков Давыдович (Данилович) Мотыль (1901-1931), родом из местечка Гостынич Варшавской губернии, работал слесарем на минском заводе «Коммунар».
Мать – Берта Антоновна Левина, выпускница Петроградского педагогического института имени А. И. Герцена, работала воспитательницей в колонии для малолетних преступников под руководством А. С. Макаренко.
Его дед и бабушка по материнской линии были сосланы на Дальний Восток, а после возвращения в Белоруссию погибли в гетто в годы немецкой оккупации.
6 мая 1930 года его отец был арестован по обвинению в шпионской деятельности и отправлен в лагерь на Соловки, где менее чем через год погиб.
После ареста отца мать Владимира Мотыля была отправлена в ссылку на Урал. Там она была завучем детского дома для детей репрессированных в городе Оса Пермской области. Детские годы Владимир Мотыль провёл с матерью в ссылке на Урале.
С юности Владимир Мотыль мечтал об актерской профессии, участвовал в самодеятельности.
В 1948 году окончил актёрское отделение Свердловского театрального института.
Позже, в 1957 году заочно окончил исторический факультет Свердловского университета.
Работал режиссёром Свердловского драматического театра. Затем служил актёром и режиссёром в театрах в Сталиногорске (ныне Новомосковск Тульской области) и в Нижнем Тагиле.
С 1955 года – главный режиссёр Свердловского театра юного зрителя.
В 1957-1960 годах был режиссёром Свердловской киностудии.
Первый самостоятельный фильм – «Дети Памира» – снял в 1963 на Таджикской киностудии.
В 1967 снял комедию на военную тему «Женя, Женечка и “катюша”», по сценарию, написанному совместно с Булатом Окуджавой. Действие происходит во время Великой Отечественной войны. Фильм повествует о любви интеллигентного юноши гвардии рядового Жени Колышкина (Олег Даль) и связистки Женечки Земляникиной (Галина Фигловская). Этот фильм стал первой значимой режиссерской работой Мотыля.
В 1969 году режиссер представил свой легендарный приключенческий фильм «Белое солнце пустыни» по сценарию, написанному Рустамом Ибрагимбековым и Валентином Ежовым. Фильм стал одним из самых известных в истории советского кинематографа. Для большинства актёров – Анатолий Кузнецов (Сухов), Павел Луспекаев (Верещагин), Спартак Мишулин (Саид), Кахи Кавсадзе (Чёрный Абдулла), Николай Годовиков (Петруха) – фильм фактически стал визитной карточкой и главной работой всей жизни.
Сразу после выхода на экраны СССР картину выдвигали на соискание Государственной премии СССР, но награду в 1970 году получила картина «У озера». В советское время фильм так и не был удостоен каких либо официальных регалий. В конце концов фильм получил Государственную премию России после распада СССР в 1998 году.
Фильм стал одним из талисманов советских и российских космонавтов. Перед каждым стартом космонавты обязательно пересматривают «Белое солнце пустыни».
В 1975 году Мотыль выпустил исторический фильм «Звезда пленительного счастья» о декабристах. В основу сюжетной линии положены судьбы декабристов: князя Сергея Трубецкого, его жены Екатерины Трубецкой (урождённой Катрин Лаваль), князя Сергея Волконского и его жены Марии Волконской (урождённой Раевской), а также поручика Ивана Анненкова и его жены Прасковьи Анненковой (урождённой Полины Гёбль). В большей своей части фильм посвящён подвигу жён декабристов, последовавших в ссылку за своими мужьями. В качестве названия взята строка из стихотворения Александра Пушкина «К Чаадаеву».
Музыку ко многим фильмам Мотыля писал его друг Исаак Шварц.
В 1976-1985 годах Мотыль – художественный руководитель Студии художественных фильмов творческого объединения «Экран» телецентра «Останкино».
В 1990-е годы часто выступал как художественный руководитель в фильмах молодых режиссёров.
В 1999 году был выбран председателем жюри IX МКФ «Послание к Человеку».
В 2004 году Мотыль приступил к съёмкам фильма, действие которого основано на реальных фактах из жизни его родителей, под названием «Багровый цвет снегопада», премьера которого на телевидении состоялась 17 июня 2012 года.
Смерть Владимира Мотыля:
5 февраля 2010 года Владимир Мотыль находился дома один, когда почувствовал себя плохо. В тот же день был госпитализирован в городскую клиническую больницу № 67. Первоначально у него подозревали инсульт, но в больнице медики обнаружили перелом шейных позвонков и пневмонию.
21 февраля 2010 года примерно в 23 часа Владимир Яковлевич Мотыль скончался на 83-м году жизни. Последней его работой стал фильм «Багровый цвет снегопада», съёмки которого он закончил к своему 80-летнему юбилею.
Похоронен 25 февраля 2010 года на Востряковском кладбище в Москве.
Личная жизнь Владимира Мотыля:
Дважды был женат.
Первая жена – Людмила Васильевна Подаруева, актриса. С ней он познакомился, когда Людмила была актрисой одного из свердловских театров, а он был студентом Свердловского театрального института. Она на пять лет старше. Мотыль ходил на все ее спектакли, дарил цветы, караулил у служебного входа. В итоге Людмила не устояла и они поженились.
В браке родилась дочь Ирина, художница по костюмам. Внук – Аркадий Насонов, художник.
Вторая жена – Раиса Семёновна Куркина, актриса. Их отношения начались в 1962 году на съемках фильма «Дети Памира». В то время у Мотыля были сложные отношения с первой женой актрисой Людмилой Подаруевой. В итоге Мотыль развелся и они поженились. Вместе прожили шесть лет, развелись из-за измены Мотыля: Куркина случайно обнаружила у него в кармане письма откровенного содержания от другой женщины и подала на развод.
Владимир Мотыль и Раиса Куркина
После развода с Куркиной повторно женился на первой жене Людмиле Подаруевой.
Владимир Мотыль и Людмила Подаруева
Наталья Мажуга утверждает, что была последней любовью Мотыля. По ее словам, они познакомились в Санкт-Петербурге в 2005 году, куда Владимир Яковлевич приехал снимать свой последний фильм «Багровый цвет снегопада». Она тогда подрабатывала администратором в гостинице на Садовой улице, куда он с группой заселился. Владимир Мотыль предложил ей небольшую роль – немецкой переводчицы. “Когда они уехали в Киев на съемки, мне позвонили и предложили поработать в группе помощником режиссера. Вот тогда Владимир Яковлевич стал ухаживать. Я стала понимать, что он меня приучал к себе. Мы с ним словно проигрывали в жизни историю генерала и молодой санитарки, о которой снимали кино. Разницы в годах словно бы и не было”, – вспоминала Мажуга.
Владимир Мотыль и Наталья Мажуга
Фильмография Владимира Мотыля:
1969 – Будет фильм! (документальный)
1975 – Площадь Декабристов (документальный) – съёмки фильма “Звезда пленительного счастья”
1991 – Мы ещё будем жить настоящей жизнью (документальный)
2006 – Как уходили кумиры. Павел Луспекаев (документальный)
2007 – Последняя роль Георгия Юматова (документальный)
2008 – Фильм о фильме. Звезда пленительного счастья (документальный)
2010 – Всегда ваш, товарищ Сухов (документальный)
Режиссерские работы Владимира Мотыля:
1962 – Дети Памира
1967 – Женя, Женечка и “катюша”
1969 – Белое солнце пустыни
1975 – Звезда пленительного счастья
1980 – Лес
1984 – Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад
1987 – Жил-был Шишлов
1991 – Расстанемся – пока хорошие
1996 – Несут меня кони
2008 – Багровый цвет снегопада
Сценарии Владимира Мотыля:
1967 – Женя, Женечка и “катюша”
1975 – Звезда пленительного счастья
1980 – Лес
1987 – Честь имею
1987 – Жил-был Шишлов
1991 – Расстанемся – пока хорошие
1993 – Охламон
1996 – Несут меня кони
2008 – Багровый цвет снегопада
Работы Владимира Мотыля как композитора:
2008 – Багровый цвет снегопада
Продюсерские работы Владимира Мотыля:
2008 – Багровый цвет снегопада
Библиография Владимира Мотыля:
1973 – Павел Луспекаев
2017 – Очень не хочется снимать халтуру… (составитель Наталья Галаджева)
Награды и звания Владимира Мотыля:
– Заслуженный деятель искусств РСФСР (8 января 1992 года) – за заслуги в области киноискусства;
– Орден Почёта (12 июля 1996 года) – за заслуги в развитии отечественного киноискусства и создание высокохудожественного фильма «Белое солнце пустыни»;
– Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1997 года (6 июня 1998 года) – за художественный фильм «Белое солнце пустыни»;
– Народный артист Российской Федерации (1 сентября 2003 года) – за большие заслуги в области искусства
Источник
Режиссёр не дожил до свадьбы пару недель
26 июня исполняется 90 лет со дня рождения режиссера Владимира МОТЫЛЯ, имя которого можно смело вписать в золотую коллекцию Россию кинематографа. «Звезда пленительного счастья», «Белое солнце пустыни», «Женя, Женечка и Катюша» – фильмы, ставшие патриотическими в нашей стране. В личной жизни Владимир Яковлевич официально был женат трижды, причем первый и третий раз на актрисе, которую знал со студенческих лет – Людмиле ПОДАРУЕВОЙ. Но только сейчас, накануне юбилейной даты, историю последних лет жизни рассказала женщина, которой суждено было стать последней музой Народного артиста.
С Натальей Мажугой мы встретились незадолго до юбилея Мотыля. Книга, которую она решила написать в память о режиссере, послужила поводом для откровенного разговора.
– Я никогда не хотела мелькать в модных программах и рассказывать, что я была последней любимой женщиной Владимира Яковлевича, – рассказала Наталья. – Но решила все же издать книгу воспоминаний друзей, в которой расскажу и нашу с ним непростую историю. Я обязана это сделать в память, которую обещала хранить… Мы познакомились в Санкт-Петербурге в 2005 году, куда Владимир Яковлевич приехал снимать свой последний фильм «Багровый цвет снегопада». Я подрабатывала администратором в гостинице на Садовой улице, куда он 5 февраля с группой заселился. Владимир Яковлевич подошел ко мне и говорит: «Я – кинорежиссер Мотыль. У вас типаж – подходящий для фильма, а я люблю работать с непрофессионалами». Конечно же, я знала, кто такой Мотыль, и понимала, что он делает такой заход, чтобы познакомиться. Но в то же время мне было интересно, и я попросила прочитать сценарий.
Раиса КУРКИНА свела с ума мэтра на съёмках «Белого солнца пустыни»
Берег супругу
В основу сценария, который Мотыль написал сам, легла история любви молоденькой санитарки с немецкими корнями, оказавшейся на полях сражений Первой Мировой войны, и пожилого генерала русской армии, за которого она впоследствии выходит замуж.
– Когда Владимир Яковлевич захотел узнать мое мнение, он пригласил меня в ресторан, – вспоминает Наталья. – Я честно сказала, что повествование идет от женского лица, а некоторые поступки неженские. Мотыль заметил: «Все льстят, а ты – единственная, кто указал на недостатки». И после этого он пригласил меня приехать и посмотреть съемки. Роль у меня была эпизодическая, немецкой переводчицы. Я выучила текст на немецком языке, и сыграла. Когда они уехали в Киев на съемки, мне позвонили и предложили поработать в группе помощником режиссера. Вот тогда Владимир Яковлевич стал ухаживать. Я стала понимать, что он меня приучал к себе. Мы с ним словно проигрывали в жизни историю генерала и молодой санитарки, о которой снимали кино. Разницы в годах словно бы и не было.
– А как же супруга, которая еще была жива?
– Людмила Васильевна уже не вставала и не выходила из дома. Она на пять лет была старше Владимира, и я уважительно относилась к ней, всегда понимала, что если он ей звонит, это правильно. Конечно, он рассказал мне о своей жизни. Людмила – первая жена, с которой он развелся, когда женился на актрисе Раисе Куркиной, сыгравшей жену таможенника Верещагина в «Белом солнце пустыни». Прожив с Куркиной шесть лет, расстался, и снова женился на Людмиле. Вспоминал, как тяжело с Куркиной расставались, так как она не давала развода, и пришлось идти в суд. Володя говорил мне, что они не уживались из-за взрывных характеров. Он был непростым человеком: мог вспылить, накричать, подойти и попросить прощения. Первая супруга Людмила не стала выяснять, упрекать, когда он вернулся назад. Кроме того, у них ведь общий ребенок, дочь Ирина.
– Наверное, дочь не сразу ваши отношения приняла?
– Дочь Ирина знала обо мне, поскольку работала художником по костюмам на картине. Мотыль с ней общался на предмет меня, а она ничего обо мне слышать не хотела. Наверное, сложно понять, что твой 77-летний отец может еще кого-то искренне полюбить, или наоборот, что молодая женщина может питать чувства к человеку с такой возрастной разницей. Но для этого надо было знать Мотыля. Он был гений, который бегал по площадке так, что ему максимум можно было дать лет 60. В процессе съемок он усаживал меня рядом, и спрашивал мое мнение. Умел ухаживать и делал это ненавязчиво. Я видела, как он искренне переживал, когда умерла Людмила. Когда выразила ему соболезнование по телефону, Володя заплакал в трубку: «Близкий человек у меня теперь только ты. Когда все пройдет, я тебе позвоню». Через неделю он попросил меня приехать в Москву, и тогда сказал: «Я понимаю, что это будет выглядеть некрасиво и непорядочно, если я тебе сейчас предложу руку и сердце. Я хочу вытащить тебя в Москву, потому что знаю, ты будешь хранить обо мне память». Речь даже шла о квартире, которую он хотел мне оставить.
С первой женой Людмилой Васильевной
Выйти как Антониони
Отбросив все предрассудки, Наталья переехала жить из Питера в Москву.
– Счастье длилось недолго, но это было наше счастье. Помню, в сентябре 2007 года мы поехали в Пятигорск поправить его здоровье. Рядом с нашим домом располагался домик-музей им. Лермонтова, куда я непременно хотела сходить. Но Мотыль говорил, что ему ближе по душе поэт Пушкин. Я настояла, чтобы пойти туда одной. Чувствую, что он идет следом. В музее Мотыля узнали, нам сделали персональную экскурсию, после которой пригласили в комнату для гостей. На стене висел портрет Ельцина с его автографом, и Мотыль тогда оставил и свой, а мне сказал: «Какая ты, молодец, что вытащила меня». Еще я помню, как хотела подняться на вершину горы Машук, где стояла «лермонтовская беседка» и скульптура орла, но Володя сказал: «Что идти? Картина висит в комнате у нас. А орла и отсюда видать. Любуйся?» Но мы все же поднялись вдвоем и сделали фотографии.
– Но публично он вывел вас в свет? Не мог же все пять лет прятать?
– В 2006 году Мотыля пригласили на вручения приза «не меркнувшая зрительская любовь» на фестиваль «Виват кино России!». Он попросил меня выйти с ним, и рассказал такую историю: «Однажды я был в Каннах и наблюдал, как итальянский режиссер Антониони шел под руку с молодой красоткой. Я думал: Антониони может себе позволить идти с красивой девушкой под руку, а смогу ли я достичь того уровня величия, чтобы пойти по ковровой дорожке с молодой красавицей? И вот бог подарил мне тебя». Как я волновалась на ставшей первой в моей жизни этой дорожке, сложно представить.
– Когда речь все же шла о свадьбе?
– Через год после смерти жены Владимир сказал: «Не хочу, чтобы о тебе плохо думали, и хочу, чтобы ты имела права на какие-то авторские отчисления. Выходи за меня замуж. Надо торопиться, вдруг со мной что-то случиться». И потом добавил: «Я не знаю, кто тебе еще сможет сделать такое предложение». Тогда я, конечно, не думала о том, что его не станет, поэтому решила, что сначала надо сдать важный для него фильм «Багровый цвет снегопада». Жалею до сих пор о том, что не закричала сразу же «Да!» Конечно, не последнюю роль сыграли окружавшие нас люди. Слухи ведь о свадьбе быстро расползлись. Знакомые стали мне откровенно ужасные вещи говорить, осуждать: «Так, ты авантюристка!? Ты понимаешь, что жить ему осталось недолго. Ты из-за наследства?» Люди не понимали, что мне с ним было безумно интересно. Мотыль был молод душой, у него не было нафталина. Мы могли поругаться, я могла фыркнуть, но уже на следующий день он подходил и говорил: «Прости меня, я не прав». В общем, я стала тянуть время, предложив сдать картину, а потом расписаться. Он назначил дату премьеры в московском Доме кино на 11 марта, на мой день рождения. «Это будет тебе подарок, а после премьеры мы объявим о свадьбе», – сказал он мне тогда. Володя не дожил до премьеры и 21 февраля 2010 года умер.
Награду за последний фильм МОТЫЛЯ из рук РОДНЯНСКОГО получила его дочь Ирина. Фото: © РИА «Новости»
Дочь не приняла
– Почему писали, что он сам вызывал себе скорую помощь?
– Я уехала как раз за вещами в Питер на пару дней, чего до сих пор не могу себе простить. Вышла с поезда и узнала о сообщении в новостях: «Попал в реанимацию, вызвал себе скорую». Дочь Ирина мне даже не позвонила, впрочем, она и не хотела, чтобы я присутствовала на похоронах… Когда приехала скорая, Володя не смог открыть дверь. Я тут же помчалась в Москву, по дороге представляла, как приеду, возьму его за руку, скажу, что все будет хорошо, и появятся обнадеживающие сигналы на мониторе аппарата. Но когда приехала, взяла его руку и сказала «я больше никуда не уеду, дай знак, что ты слышишь!», он не отреагировал. Поняла, что это конец. Две недели Володя пролежал без сознания, до премьеры так и не дожив. Ирина выпустила фильм уже без отца, меня даже нет в титрах, потому что роль порезали. Понятно, она хотела поддерживать память матери, и от ее имени появилась информация в СМИ, что великий режиссер не смог пережить смерть жены. Я знала, что это ложь, но промолчала.
– Но ведь он хотел, чтобы именно вы хранили о нем память?
– Вопреки желанию дочери, я пришла на похороны в Дом кино. Стоял гроб, а рядом – пустые стулья для близких. Раиса Куркина не пришла с ним проститься. «Добрые люди» мне посоветовали не светиться и не подходить. Я рыдала, смотрела на него, и не могла поверить, что он не встанет. Когда он умирал, мне приснился сон, как будто я иду по заснеженной лесной дороге, ноги тонут в сугробах, нет ни одной попутки, и вдруг меня обгоняет черный «мерседес». Я остановила его и бегу, чтобы сесть, протягиваю руки, а он ускользает. И вот похороны Володи: едет катафалк «мерседес», мы идет по заснеженной дороге, и я вижу, на расстоянии вытянутой руки, как он ускользает от меня… Неправильно, что я тогда не села на этот стул для родных людей. Самое неприятное, что снимавшийся у Мотыла актер Стас Садальский на похоронах стал толкать операторов со словами «Снимайте ее, она любовница Мотыля!» уже не в самом соку 40-летней давности его любовницу, Людочку Михееву, с которой Володя познакомился во время премьеры фильма «Звезда пленительного счастья». Садальский тогда давал ключи от коммуналки для их встреч. После этого вышла статья: «Ничего человеческого не было чуждо режиссеру»… «Добрые люди» после смерти Мотыля от меня отвернулись, и быстро перешли на стороны дочери. Оказалось мало друзей, которые меня поддерживали.
Музыку написал сам
– Кто был настоящим другом Мотыля?
– Он всю жизнь дружил с композитором, написавшим почти ко всем его фильмам музыку, Исааком Шварцем. И в конце жизни их дружба прошла еще одну проверку. Когда поехали к Исааку, чтобы он посмотрел «Багровый цвет снегопада», он сказал: «Мне надо подумать, приезжайте завтра». Утром мы собрались в путь, за нами заехал водитель, и тут раздается звонок: «Приезжай без подружки. Жена Тоня не хочет ее видеть». Тогда Мотыль коротко ответил: «Исаак, ты не понял, или мы приедем вдвоем, или никогда» и повесил трубку. Затем резко развернулся и мне сказал: «Мы не едем». Я возразила: «Вова, меня не все принимают. Езжай один». Но Мотыль закончил разговор: «Значит, он не станет писать музыку». И мы поехали в ресторан «Подворье» завтракать. И когда уже кушали, раздался звонок Исаака: «Вова, я был неправ. Приезжайте вдвоем». Исаак встречал нас у дороги. На следующий день мы снова приехали, и Исаак вынес вердикт: «Вова, мне жаль, ты ошибся с актрисой. Она носится с пистолетом. И эта постельная сцена с большевиком, которого она хочет убить, зачем она? Вова, пересними». В общем, Исаак сказал Мотылю то же самое, что и когда-то сделала я. Мы ехали обратно в полнейшей тишине. Мотыль объяснил, что он не может изменить сюжет картины.
– А откуда он взял сюжет?
– Володя прочитал статью об эмигрантке, которая, уехав в Париж, встречает убийцу мужа, но вместо того, чтобы его убить, она застрелила саму себя». Но Мотыль считал, что постельная сцена была важной. Якобы героиня Ксения Герстель хотела отомстить троим убийцам, и через постель выудить информацию о подельниках. Поэтому Мотыль сказал нам с Исааком: «Кровожадные мои друзья! Должна быть надежда и светлый конец». Исаак попросил время, чтобы подумать, и через две недели мы все встретились. Шварц предложил: «Мне очень понравился большевик, которого сыграл Саша Цуркан. Под его героя я могу написать музыку. А героиня, сербская актриса, Даниэла Стоянович, не идет. Еще предложил романс «Цветы и шмели» на стихи Ивана Бунина в исполнении Елены Камбуровой. Мотыль, слушая музыку, вдруг встает и уходит молча. Исаак тогда говорит: «Куда он пошел? Это неслыханно! Писать под мою музыку?!» На пороге стоявший Мотыль мне объяснил: «Изя хочет меня обмануть. Это старая мелодия. Так было с фильмом «Несут меня кони». Я пыталась их помирить. Шварц звонил мне и говорил: «Передай, даже если я накарябаю левой ногой, это будет гениально». Но Мотыль уже написал свою музыку, Исаак же должен был только ее оформить в нотах. В общем, Мотыль так и сделал: «Я люблю Исаака, но мне важно закончить фильм, как я хочу». На похоронах Исаака Мотыль не был, но сказал СМИ, что «умер мой самый близкий друг». Мы общаемся с женой Тоней Шварц до сих пор. Она мне как-то позвонила и попросила помощи: найти художника для памятника на могилу. Я обратилась к знакомому скульптору. Он сделал памятник: семицветник в виде клавиш и между ними колокольчики на шнурке, которые, когда дул ветер, звенели. В мае этого года колокольчики из меди украли. Этот же скульптор тогда мне предложил сделать и памятник Мотылю. Когда дочь Ира приезжала на открытие памятника Исааку, я ей сказала, но она отклонила: «Папе не нужно, он не любил помпезности». Ира поставила на Востряковском кладбище камень и сделала табличку.
– Как сложилась ваша судьба после смерти Мотыля?
– В Москве пыталась поработать на кинопроектах, но деньги не платили. Вернулась в Питер, счастье свое еще не построила. Наверное, у меня планка завышена после смерти Володи. Я его часто вспоминаю, перечитывая письма. Может, это беда, потому что сравнивать приходиться.
Интересно, но факт…
– На главную роль пробовались сотни актрис, но Владимир Яковлевич увидел в Даниэле Стоянович сходство с матерью, которой и посвятил картину «Багровый цвет снегопада».
Источник