Владимир стенберг биография личная жизнь

Отец приехал в Россию из Швеции в 1898, занимался в Москве различными коммерческими и декоративными проектами, такими как оформление витрин магазина «Мюр и Мерилиз». В двенадцать–тринадцать лет сыновья помогали отцу и многому научились у него.
В 1912–1917 учились в СЦХПУ, осваивая различные техники декоративно-прикладного искусства, такие как роспись по фарфору, эмаль. Но главным были занятия театральной живописью у В.Е.Егорова, А.С.Янова, П.В.Кузнецова. В 1917 занимаются на курсах военной инженерии, знакомятся с принципами строительства мостов и других инженерных сооружений. Этот опыт оказался полезным при работе над первыми абстрактными конструкциями, выполненными во время пребывания в I ГСХМ. Братья Стенберги работали в так называемой мастерской без руководителя. Здесь и произошёл переход от абстрагированных композиций на плоскости к пространственным конструкциям. Подобную эволюцию проделал в этот период и их друг К.К.Медунецкий. Втроём они сделали несколько совместных работ.
Стенберги и Медунецкий стали активными членами Обмоху. На выставке Обмоху в мае 1921 они представили серии своих пространственных конструкций. Начиная с 1921 принимают участие в спорах о современном искусстве в Инхуке.
В январе 1922 в «Кафе поэтов» вместе с Медунецким устраивают выставку «Конструктивисты». К ней был выпущен каталог с декларацией. Пространственные конструкции были показаны в 1922 на Первой русской художественной выставке в Берлине (и в 1923 в Амстердаме).
Как конструктивисты – члены группы Стенберги и Медунецкий (в последний раз вместе) выступают на 1-й Дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства в 1924.
В 1922 начинается сотрудничество братьев Стенбергов с Камерным театром. Стенбергам и Медунецкому предлагают оформить «Жёлтую кофту» в студии театра. Спектакль не был реализован. В нём была очевидна связь с приёмами Г.Б.Якулова, но выделялась своя особая эксцентрическая манера подачи материала.
С 1922 по 1931 Стенберги – художники Камерного театра. Их последняя работа – «Линия огня» Н.Н.Никитина (режиссёр А.Я.Таиров. 1931). Особую роль в развитии художников сыграли гастроли Камерного театра в Берлине и Париже в 1923. В Париже была устроена однодневная выставка Стенбергов и Медунецкого, которая вызвала немалый интерес – такого искусства Париж ещё не видел.
Через год после показа работ Стенбергов и Медунецкого состоялась выставка Наума Габо и Н.А.Певзнера, также объявивших себя конструктивистами.
К 1924 Стенберги заканчивают свои эксперименты с пространственными конструкциями как таковыми. Этот период их творчества был зафиксирован в ряде работ, купленных музеями, такими как ГРМ и ГТГ, ККХМ.
Театр братьев Стенбергов – проект декораций и эскизы костюмов для Московского Камерного театра – не был похож ни на какой другой. «Гроза» А.Н.Островского в их трактовке была лаконичной и по-своему монументальной композицией. Уже в этой работе проявилось характерное для художников чувство индивидуальных особенностей актёра. В 1924 Стенберги оформляют «Святую Иоанну» Бернарда Шоу, где готические структуры становятся лаконичной современной композицией.
В 1925 они делают костюмы и декорации к обозрению-ревю Л.А.Половинкина и Л.К.Книппера «Кукироль», в 1926 – к оперетте Шарля Лекока «День и ночь», где ярко проявилась склонность к эксцентрике. В том же 1926 начинается серия спектаклей по пьесам Юджина О’Нила – «Косматая обезьяна», «Любовь под вязами», «Негр» (1929). Костюмы к «Опере нищих» Бертольда Брехта и Курта Вайля поражали своей гротескной характерностью.
Ещё в 1923 к гастролям Камерного театра в Европе Стенберги сделали виртуозную афишу. В ней мы видим художников в новом качестве – плакатистов.
С 1923 они выступают как мастера киноплаката. Здесь, по признанию критики, они не знали себе равных не только в советской России, но и в Европе. Стенберги не считали плакат иллюстрацией к фильму. В их плакатах идёт блистательная игра неожиданных сюжетных столкновений, изобразительных парадоксов. Многие из киноплакатов Стенбергов сегодня воспринимаются как классика графики – «Шесть девушек ищут пристанища» (1927), «Битая котлета» (1927), «Весной» (1928), «Настоящий джентльмен» (1928), «Генерал» (1929), «Обломок империи» (1929). Специальная выставка киноплакатов братьев с большим успехом прошла в МоМА в Нью-Йорке в 1996.
После гибели Георгия в автомобильной катастрофе Владимир Стенберг начал выстраивать свою собственную художественную биографию. Он в течение нескольких лет оформлял к праздникам Красную площадь. В 1952 был арестован, но после смерти Сталина освобождён.
В 1970-е занимался реконструкцией своих ранних работ, при встрече с исследователями искусства 1920-х порой не только преувеличивая значение своих работ, но и создавая новую хронологию в творчестве Стенберг-2.
Работы Стенбергов хранятся в ГРМ, ГТГ, ГЦТМ. Большое собрание киноплакатов имеется в ГПИБ.
Источник
Плакатист. Член Союза художников СССР.
23 марта 1899 (Москва) — 1 мая 1982 (Москва)
Родной брат Георгия Стенберга. Отец братьев, Август Стенберг — по национальности швед; художник, осевший в конце 19 века в России.
В 1912 г. поступил в Строгановское училище, которое в 1918 г. было преобразовано в Первые государственные свободные художественные мастерские (Первые ГСХМ).
В 1917 г. без отрыва от учебы в Строгановском училище посещал военно-дорожные курсы, готовивших прапорщиков инженерных войск.
В 1919 г. закончил Первые ГСХМ в составе выпуска первых советстких “красных художников”.
Был одним из организаторов Обмоху – Общества молодых художников
До 1923 творил в тесном контакте с братом Георгием и К.Медунецким (нередко обозначали себя: “СМС”, а с 1923 г. по 1933 г. лишь с братом Георгием (подписывались: “2 Стенберг 2” ).
В 1922 г. Стенберги поступили на службу в Камерный театр А. Таирова в качестве художников-декораторов и проработали там в течение восьми лет.
Cо второй половины 20-х годов Стенберги начали заниматься плакатом и, прежде всего, киноплакатом.
Помимо плакатов и работы в театре В. Стенберг занимался также книжной и архитекурной графикой, а также художественно-оформительской работой.
В. Стенберг оформлял первомайские и октябрьские праздники на Красной плащади вплоть до 1963 г.
1899 Родился в Москве.
1912 Учится в Строгановском центральном художественно-промышленном училище на отделениях чеканки, росписи по эмали и фарфору, театрально-декорационного искусства у В. Е. Егорова, П. В. Кузнецова, А. С. Янова.
1915 Выполняет декорации для постановок в киноателье А. А. Ханжонкова, в Киевском театре оперетты.
1916 Работает над оформлением театральных постановок в Москве.
1917—1920 Учится в Первых государственных свободных художественных мастерских на отделении монументальной живописи, скульптуры, архитектуры, графики у Г. Б. Якулова. Начало совместной работы с братом Г. А. Стенбергом.
1918—1921 Занимается оформлением театральных спектаклей, праздничным оформлением города, оформлением выставок, делает афиши, цветоконструкции, индустриальные модели.
1919—1923 Член Объединения молодых художников ОБМОХу.
1920 Создает агитплакаты для фронта.
1921—1924 Работает в Институте художественной культуры.
1922—1931 Выступает в качестве художника-постановщика в Камерном театре.
1923 Участвует в оформлении павильонов Первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве.
1924 Начинает работать в «Совкино» над киноплакатами.
1925 Получает Серебряную медаль на Международной выставке декоративных искусств в Париже по разделу театрально-декорационного искусства.
1928 Первая премия на конкурсе праздничного оформления Красной площади.
1928—1962 Главный художник-оформитель Красной площади к праздничным торжествам (совместно с братом).
1928—1932 Главный художник Днепростроя.
1928—1933 Главный художник ЦПКиО им. М. Горького.
1930—1933 Преподает в архитектурно-строительном институте. Доцент кафедры рисунка и проектирования. Участник конкурса проектов Дворца Советов. Проект отмечен премией.
1934—1962 После смерти брата продолжает работать единоличным главным художником-оформителем Красной и Советской площадей, главным художником Моссовета. Работает в театрах по оформлению спектаклей.
1941 Главный художник Музея В. В. Маяковского в Москве.
1941—1945 Создает плакаты для фронта.
1949—1952 Главный художник «Мосгороформления». Делает диорамы.
1982 Умер в Москве.
Источник
изданиÑ
ÑилÑма
Источник
Статья подготовлена в рамках реализации культурно-исследовательского проекта по гранту президента РФ “Искусство праздничного оформления города. История и современность”.
Братья Стенберги родились в Москве в семье шведского художника Иоганна Карловича Августа Стенберга, приехавшего в Россию в 1898 г. для оформления Нижегородской ярмарки. День рождения Владимира Стенберга — 4 апреля 1899 г., Георгия — 7 октября 1900 г. В 1912 г. братья поступили в Строгановское центральное художественно-промышленное училище, где обучались чеканке, росписи по эмали и фарфору, позднее на отделении театрально-декорационного искусства у В. Е. Егорова, П. В. Кузнецова, А. С. Янова. Учась в Строгановском училище, Стенберги работали с отцом по его заказам. Главным образом, это были работы по декоративной отделке и росписи интерьеров.
Затем после революции до 1919 г. продолжили обучение в первых Государственных свободных художественных мастерских на отделении монументальной живописи, скульптуры, архитектуры и графики у Г. Б. Якулова. Именно в этот период началась совместная работа братьев над плакатами, праздничным оформлением города и оформлением выставок. Братья проектируют цветоконструкции, индустриальные модели, афиши.
Братья участвовали во многих художественных объединениях, таких как ОБМоХу (1919–1920), ИнХуК (1921–1924), «Октябрь» (1928). Выставлялись в кругу художников авангарда с 1919 года, в 1922 — на Первой Русской выставке в Берлине, в 1925 — на всемирной выставке в Париже, где получили серебряную медаль по разделу театрально-декорационного искусства. Начиная с 1922 г., Стенберги оформляли спектакли Александра Таирова в Камерном театре.
Более всего Стенберги известны как мастера плаката, создавшие свой новый стиль плакатного искусства. В 1924 г. они стали штатными плакатистами «Совкино» и менее чем за 10 лет выпустили около трёхсот плакатов к советским и зарубежным кинофильмам. В это время, в период 1923–1935 годов, братья примыкали к литературно-художественному объединению Левый фронт искусства (ЛЕФ).
В период 1928–1932 гг. были главными художниками Днепростроя. В 1928–1933 гг. — главные художники ЦПКиО им. М. Горького. В 1928 году к открытию ЦПКиО братья участвуют в оформлении павильонов оставшихся от Первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве, разрабатывают проекты фонтанов и фонарей в парке («ландышевая аллея»).
В начале 30-х годов вместе с профессиональными режиссерами Стенберги участвовали в постановках массовых карнавалов под открытым небом в ЦПКиО им. М. Горького в Москве. Их организация предполагала соединение разнообразных, умело создаваемых профессиональными режиссерами и художниками игровых и зрелищных ситуаций, происходивших одновременно в разных участках парка. Все это создавало ощущение необычайного красочного калейдоскопа, грандиозного спектакля.
В 1930–1933 гг. братья преподавали в архитектурно-строительном институте на кафедре рисунка и проектирования. Менее известно о работах Стенбергов в архитектуре и об их влиянии на архитекторов-современников. Стенберги участвовали в конкурсе проектов Дворца Советов, где их проект был отмечен премией. Кроме того, они воплощали в графике проекты таких разных архитекторов, как братья Веснины, Н. А. Ладовский, Н. Я. Колли и А. Г. Мордвинов.
В 1933 г. Георгий Стенберг погиб в автокатастрофе. Владимир Стенберг считал, что авария была устроена сотрудниками карательных органов, слишком много свободы позволяли себе братья, Георгия хотели припугнуть, но все закончилось трагически.
После смерти брата, с 1935 г. Владимир Стенберг работал художником на Всесоюзной сельско-хозяйственной выставке. Начиная с 1941 г. был главным художником Музея В. В. Маяковского в Москве, оформлял выставки и музеи во многих городах Советского Союза. Кроме того, Владимир Стенберг был главным художником Моссовета, работал в театрах по оформлению спектаклей.
В 1941–1945 гг. Владимир Стенберг создает плакаты для фронта, работает над маскировкой центральной части Москвы, а после войны в период 1949–1952 гг. был главным художником треста «Мосгороформление». В это же время создавал диорамы.
Еще в первые послереволюционные годы братья приступили к участию в оформлении массовых советских празднеств. В 1928 г. по результатам конкурса на лучшее праздничное оформление Красной площади к 7 ноября, Первая премия была присуждена братья Стенбергам. Самое парадоксальное — не смотря на то, что в это время братья еще имели шведское гражданство, Владимир и Георгий стали главными художниками-оформителями Красной площади ко всем праздничным торжествам.
Именно Стенбергам принадлежала идея перенести основное оформление Красной площади со стороны Кремлевской стены на фасад ГУМа, они же разработали пространственно-силуэтную и цвето-световую структуру оформления, ставшую затем традиционной. Впервые на здании ГУМа крупным планом был введен портрет Ленина.
Тогда же, в 1928 г. впервые на Лобном месте была установлена скульптура Николая Кузнецова «Интернациональная солидарность», созданная как деталь комплексного оформления площади. В дальнейшем, вплоть до 1940-го года скульптура в различных вариациях устанавливалась на этом месте почти к каждому празднику. Изготовлена она была из легких временных материалов — фанеры и ткани.
С середины 20-х годов оформление колонн демонстрантов приобрело больше значение. Стенберги создавали праздничный образ колонн не только чисто декоративными способами, но и путем привлечения технических новшеств из современного индустриального обихода, шествие сопровождали легковые автомобили и грузовики с эмблемами, гирляндами разноцветных лампочек, прожекторами; на их платформах устанавливались огромные щиты с фотомонтажными композициями или экраны, на которых мелькали световые диаграммы, «живые картины», теневые подвижные изображения заводов, кранов, тракторов, локомотивов и т.п. Экранные зрелища сопровождались музыкой, дикторским текстом, усиленными радиодинамиками.
Братья Стенберги проработали праздничный декор улиц и площадей в соответствии с архитектурными объемами, продумали и осуществили целую систему праздничного оформления зданий и городской среды в целом. В 1931 году в канун празднования XIV годовщины Октября, оформительские работы охватили почти всю Москву. Журнал «За пролетарское искусство» сообщал: «Для усиления освещения улиц предполагается использовать оставшиеся церкви и колокольни путем установки на них прожекторов и бегающих световых реклам. По проекту братьев Стенбергов основной принцип оформления улицы должен идти по линии организации света. Поэтому они и предлагают все дома на Арбате выкрасить в серый цвет, а окна, рамы и двери — в черный цвет».
Владимиру Стенбергу помимо Красной площади и ЦПКиО принадлежало торжественно-праздничное оформление почти всех важнейших событий в жизни страны, отмечавшихся в столице в 30-е годы. Он украшал московскую трассу во время встречи челюскинцев, экипажей Валерия Чкалова после беспересадочного перелета в Америку, Марины Расковой.
В 1934 г. Владимир Стенберг создает новый проект оформления Красной площади, основанный на предыдущей разработке. Главным отличием этого проекта стало введение вместо алых стягов с лозунгами, развернутых в плоскости декоративных знамен в центральной части ГУМа и на здании Исторического музея. Этот проект сохранялся без существенных изменений вплоть до 1947 г.
Проекты торжественно-праздничного убранства Красной площади, выполненные Стенбергами несли в себе заметные черты эксперимента и новаторства. Художники пытались преодолеть разрыв архитектурных стилей Красной площади и объединить в цельном ансамбле здания ГУМа, Исторического музея, Кремля и храма Василия Блаженного. Связующим элементом стало изображенное ими ступенеобразное расположение декоративных знамен на металлических конструкциях. На расстоянии они производили впечатление гофрированных, как бы развевающихся на ветру — этот эффект создавала скрытая подсветка знамени или лозунга, расположенная на каждой сборной ступеньке.
Следует подчеркнуть, что освещение, придуманное художниками для оформления площади, создавало яркое и единое в своем объеме пространство, высвечивало контуры зубцов по всей длине Кремлевской стены, обращенной к площади, «гребешки» ГУМа и острые крыши Исторического музея. Расположение скрытых источников света, в отличие от приемов обычного иллюминирования, когда лампочки помещаются на поверхности объекта, создавало как бы особую, мерцающую световую «ауру».
Особую атмосферу праздника создавали различные эмблемы, символы, аллегории. Государственные эмблемы — серп и молот, гербы РСФСР и СССР, красная звезда — в исполнении Стенбергов находили новое воплощение. В историю оформительского искусства вошли знаменитые стенберговские стяги с укороченными, закрепленными по древку полотнищами.
На тематических панно и плакатах, украшавших стены зданий Красной площади, эмблематика использовалась в сочетании с символическими и аллегорическими композициями на темы освобожденного труда, союза рабочих и крестьян, коллективизма, с различными диаграммами, изображениями локомотивов и тракторов. Все элементы праздничного убранства — тематические панно, многочисленные лозунги, цветные установки были подчинены принципу ансамбля, сообразуемого с характерными архитектурными особенностями Красной площади.
Для того чтобы активизировать восприятие призывов, воззваний, приветствий двигающимися демонстрантами, по трассе, ведущей к Красной площади, меж домами через улицы были перекинуты, подобно мостам, жесткие несущие перекрытия. Они облицовывались фанерой, окрашивались в ярко красный цвет, на фоне которого белой краской, четкими и строгими буквами писались с двух сторон лозунги.
К июньскому параду победы 1945 г. Красная площадь вновь была оформлена по проекту Владимира Стенберга, в этой работе ему помогал сын — Стен Стенберг. Древние Кремлевские стены в этот день были лишены какого бы то ни было убранства, их суровый аскетизм контрастировал с ярким оформлением Исторического музея и здания Верхних торговых рядов, где напротив мавзолея, заняли свое место развернутые в плоскости знамена и щиты с лозунгами, портреты Ленина и Сталина.
В центре, напротив мавзолея было предусмотрено изображение ордена «Победы», впервые введенное в оформление ГУМа, однако в материале эта часть проекта не была реализована. По краям от главного входа в торжественной репрезентативности расположились алые полотнища с гербами Союзных республик, замыкаемые плоскостями с лозунгами. Гирлянды зелени обрамляли арки, красные флаги вдоль всего фасада колыхались на ветру.
На Лобном месте вместо «Интернационала» воздвигается грандиозный фонтан, увенчанный статуей рабочего и колхозницы со звездой в руках и украшенный зеленью и живыми цветами. Кульминацией торжества стал ритуал «публичной казни» вражеских знамен, когда сводным батальоном из 200 бойцов под барабанную дробь к подножию мавзолея были брошены знамена и штандарты разгромленных вражеских армий.
В 1947 г. Москва праздновала 800-летний юбилей. Фасады зданий были украшены портретами, панно и плакатами, декоративными картушами, флагами, зеленью, полотнищами с цифрами «1147» и «1947». К этой дате Владимир Стенберг разработал принципиально новый проект оформления Красной площади, центральное место в котором занимали ритмически организованные композиции из знамен и флагов с портретами партийных лидеров.
Непривычно выглядели помещенные на кремлевской стене, в обрамлениях в виде древнерусских щитов, профильные изображения полководцев прошлого от Александра Невского до Михаила Кутузова. Эта галерея портретов отражала основную тему оформления праздника — идею преемственности героических традиций русского народа. Здание ГУМа было увенчано шатрами из ажурных металлоконструкций, которые вторили силуэту кремлевских башен, образуя величественный архитектурный ансамбль, стилистически объединяя постройки Кремля, Исторического музея и ГУМа.
Особенно эффектно новый силуэт ГУМа выглядел в вечернее время, когда включалась подсветка, выхватывающая из темноты шатры и шпили строений расположенных по периметру Красной площади. В инженерном решении шатров угадывалось влияние конструктивизма, стиля с которым тесно было связано раннее творчество Стенбергов.
В 1952 г. Владимира Стенберга арестовали по обвинению в шпионаже, после смерти Сталина он был реабилитирован и продолжал работать над оформлением Красной и Советской площадей вплоть до 1963 г., позднее оформлял международные выставки. В 1982 г. Владимир Стенберг скончался в Москве.
В разносторонней художественной деятельности Стенберги проявили себя как художники нового типа, совмещающие в своем творчестве оформителей, графиков, архитекторов малых форм, конструкторов и модельеров. Свои проекты, модели-конструкции и монументальное оформление они делали с учетом их воплощения в том или ином материале, его целевого назначения и размещения, с учетом не только эстетического, но и психологического воздействия на зрителей.
В заключение необходимо сказать следующее. Удивительное содружество «2-Стенберг-2» не было простой суммой двух талантов, это был талант, возведенный в степень — явление высшего порядка, вобравшее в себя энтузиазм молодости, веру в преобразующую силу искусства, убежденность в высоком предназначении художника. И в то же время это, по выражению Александра Таирова, были «…два отдельных человека и художника, каждый со своим внутренним обликом, своим талантом, своим характером, своим лицом».
[Источники:]
1. Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств. 1917–1932. — М.: Искусство, 1984.
2. Бабурина Н. 2-Стенберг-2 // Художник оформитель, 1990, № 3. С. 30–35.
3. Бибикова И.М. Оформление массовых народных празднеств // Советское декоративное искусство. — М.: Искусство, 1989. С. 185–197.
4. Макаров К.А. Советское декоративное искусство. — М.: Советский художник, 1974.
5. Немиро О.В. Праздничный город. Искусство оформления праздников. История и современность. Л.: Художник РСФСР, 1987.
6. Хан-Магомедов С.О. Владимир и Георгий Стенберги. — М.: Фонд «Русский авангард», 2008.
7. Художественный календарь. Сто памятных дат 1974 г. — М.: Советский художник, 1973.
Источник