Владимир сутеев биография личная жизнь

Владимир сутеев биография личная жизнь thumbnail

Эта история любви — как в кино, вернее, как в мультфильме. Потому что она пережита, написана в письмах и — главное — нарисована человеком, которого все советские дети знали по добрым сказкам с картинками и весёлым мультикам.

Благодаря этим письмам и рисункам избитый сюжет «он влюбился, потеряв покой и сон, а она замужем» вылился в одну из самых трогательных историй любви ХХ века. Её рассказала «АиФ» Ирина Блинова — внучка Татьяны Таранович, известного мультипликатора и женщины, которую так любил художник и писатель Владимир Сутеев, один из создателей «Союзмультфильма».

Он был женат трижды. Первый брак закончился вместе с Великой Отечественной, когда Сутеев вернулся с фронта. На второй он решился от отчаяния. И лишь третий оказался настоящим — наполненным радостью и бесконечной благодарностью за выстраданное счастье, к которому Владимир Сутеев и Татьяна Таранович шли почти сорок лет. Каждый — своей дорогой.

Ему было 43, ей — 30

— В жизни моей бабушки Владимир Григорьевич появился в 1946 году — она как раз пришла на «Союз­мультфильм», и за их отношениями наблюдала вся студия. Он влюбился сразу, едва увидев её. Бабушка была яркой, незаурядной личностью, красивой женщиной и талантливым, востребованным художником. Но ему 43, ей 30. Он разведён, она счастлива замужем, растит дочь. «Тебе ничего не светит: у Тани прекрасная семья, она целомудренна, — пытались убедить его коллеги. — Устраивай свою жизнь иначе. Ждать нечего». А он ждал, иногда даже надеялся. И изливал душу в письмах. За 37 лет их были сотни. Она ответила лишь дважды.

«Всё самое красивое, прелест­ное, необыкновенное пришло после войны, когда я был раздавлен, истощён, измучен, ранен и никуда не годился. Но я встретил Вас. Я полюбил Вас внезапно для себя, и вдруг вся страсть, никогда не испытанная, обрушилась на меня».

«Вы, наверное, любите другого человека. Он не лучше меня. Но всё равно будьте ко мне добры. Крепко целую Ваш просвет (инструмент мультипликатора. — Ред.), компоновки, окно слева от Вас, лестницу, по которой Вы ходите, пятый этаж…»

«Я берегу Ваши два письма и знаю их наизусть. Я целовал их, хотя в них много горького для меня. Вы мне написали правду, что Вы никогда не полюбите меня. Я всегда этого боялся. Боялся этой определённости, жил неизвестностью…»

Владимир Сутеев.

«Я не хотел быть вашим любовником»

— Каждый день видеть любимую и осознавать, что она никогда не будет его, Владимир Григорьевич был не в силах. Спустя два года после знакомства с Татьяной он уволился со студии, успев сделать как режиссёр всего одну работу. Сутеев стал сценаристом мультфильмов, иллюстратором книг. Вскоре сам начал сочинять добрые детские сказки. И продолжал свой роман в письмах. Иногда они были полны надежды, но порой в них сквозила такая ­безысходность, что, казалось, ещё чуть-чуть — и художник бросит навсегда это безнадёжное занятие. Он и бросал… Во всяком случае, обещал Татьяне больше не писать, не тревожить её. Но сдержать обещаний не мог.

«Вы знаете, что никогда ни при каких обстоятельствах я не хотел быть Вашим любовником, никогда не думал о романе. Я бесконечно любил Вас, уважал своё чувство к Вам, и если и мечтал о Вас, то только как о жене или друге».

«Вы, конечно, почувствовали уже: все собачки, кошки, зайцы, уточки и птицы объясняются Вам в любви. Я нарочно давал Вам свои рисунки, мне казалось, эти картинки скажут Вам больше меня».

«Не думайте, что я забыл тот страшный вечер 20 декабря 1953 года, когда снежная пелена похоронила мои последние надежды… Вы не проявили ко мне самой обыкновенной человеческой доброты… И я боюсь, что у Вас её совсем нет… Но я добрый, мне жалко Вас… Вы хотели отдать меня другим женщинам, лишь бы успокоить меня… Этого я простить не могу. Ибо самого плохого, никудышного воздыхателя не отдают и не отсылают другим… Это презрение к человеку. Я этого не заслужил. Я был всегда предан Вам».

«Мысль о том, что я могу поцеловать Вас, приводит меня в такой трепет, что мне делается страшно, и я отгоняю это от себя…»

«Вы сказали, что напишете мне. Каждый день я справлялся на почте, волновался ужасно, а позвонить больше не мог… 50 лет — самый смешной возраст. Переходный. Я знаю, что уже теряю чувство собственного достоинства… Знаю, Вы перестаёте меня уважать. Но что мне с собой делать? Не видя Вас, я так тоскую… Неужели я Вам совсем не нужен?»

«Посылаю вам несколько книжек, одна на шведском… Это ещё один клок сена, который помогает ослу бодрее бежать в крематорий».

Владимир Сутеев и Татьяна Таранович

 Свои письма Сутеев сопровождал рисунками, на которых он был утёнком, а его любимая цыплёнком. Фото: Из семейного архива

«Даже телеграфный столб»

«Люблю, люблю… И это слово висит в воздухе. А под ним распластался уже пожилой и, видимо, не совсем нормальный человек. Всё равно это Вам будет приятно… Женщине льстит, если её любят, даже телеграфный столб. Я уже пишу Вам дер­зости».

«Вы прошумели мимо меня, как ветвь, полная цветов и листьев, я давно смотрю Вам вслед и знаю: когда Вы совсем исчезнете, я умру».

«Нет для меня ничего дороже на свете, чем Вы… Хотелось быть лучше, что-то создавать для Вас и ради Вас. Когда работал, всё время думал: старайся, это увидит Она… Каждую свою книжку я нёс к Вашим ногам… Благодаря Вам я стал человеком, почувствовал в себе силы, уважение к себе. Всё это время я старался жить красиво, быть в интеллектуальной форме. На тот необыкновенный, невозможный случай — вдруг Вы полюбите меня… 13 июня 1953 г.».

— Это единственное датированное письмо Владимира Григорьевича, даром что все послания его вне времени. Умный, благородный, скромный, даже застенчивый, с прекрасным чувством юмора, Сутеев, родившийся в 1903 г., успел вобрать в себя то хорошее, что было в Российской империи и что спустя десятилетия во многих будет безвозвратно утеряно. Честь, совесть, чувство собст­венного достоинства — об этих качествах он знал не из книг. Потому и письма его были написаны будто в веке XIX. Разве что не с ятями.

Татьяна Таранович

Знаменитые мультфильмы «Дюймовочка» и «Серая Шейка» рисовала Татьяна Таранович. Фото: Из семейного архива

«Тьма, ужас, старость»

Он любил жизнь. Любил вкусно поесть. Любил ходить в гости и принимать друзей у себя. И очень страдал, когда нужно было решать денежные вопросы. Дач, квартир, больших денег не нажил. Последние годы обитал в однокомнатной квартирке со старой, обшарпанной мебелью. Зато рисовал много и легко. В любую минуту. На любом клочке бумаги. Мог одновременно двумя руками изобразить двух собак. А свою сказку «Цыплёнок и утёнок» превратил в личную историю, где он был утёнком, а Таня цыплёнком. Роман в письмах дополнила повесть в картинках длиной почти в полвека, в которую вместился и второй брак Сутеева с подругой детства Софьей Ивановной.

Жизнь подчас интереснее наших фантазий. Сутеев много лет любил Татьяну. Она любила мужа и не могла решиться на развод. А Софья Ивановна всю жизнь любила Сутеева… В 1972 г. Татьяна овдовела, а Владимир ещё десять лет был предан жене. В конце жизни она тяжело болела, была парализована. Он ухаживал за ней до последних дней. И лишь изредка позволял себе встретиться с любимой. Даже не тет-а-тет…

«Я знаю, что у Вас уже сложилось обо мне мнение как о глупом и тупом человеке, у которого мысли ворочаются, как булыжники. И даже их он не способен выразить своим каменным языком. Но уверяю — это от счастья видеть Вас и говорить с Вами. Не сердитесь на меня… Я старею. И у меня меньше надежд».

«Я очень тяжело пережил свой юбилей, но я понял, что пришло время проститься с Вами. Прощай, любовь моя!.. Это последние слова, обращённые к Вам, за ними — тьма, ужас, старость, смерть…»

Владимир Сутеев и Татьяна Таранович

Фото: Из семейного архива

Ему было 80, ей — 67

— Советский Дисней, почти полвека Владимир Григорьевич жил любовью к Татьяне Александровне. Ради неё он бросил курить, пить (после войны были проблемы с алкоголем). Ему сказали, что она этого не переносит, — он завязал и с тех пор не выпил ни рюмки. Лишь перед смертью вдруг попросил появившееся в магазинах бельгийское пиво…

Он стал известным художником, маститым сценаристом и писателем. Книги с его сказками издавались на 50 языках мира. А она нарисовала десятки мультфильмов, среди которых любимые несколькими поколениями «Дюймовочка», «Заколдованный мальчик», «Серая Шейка»…

Владимир сутеев биография личная жизнь

Но любовь, прон­зившая Владимира как солнечный удар в послевоенном 46-м, не давала ему спокойно жить. Маленький, худой, неухоженный, он буквально светился счастьем, когда появлялся на пороге нашего дома. А уходя, обязательно смотрел на бабушку. И непременно что-нибудь забывал — то портфель, то беретку с хвостиком. Нарочно, наверное. Чтобы вернуться. Не мог он без Татьяны. Никак… Но, овдовев, год держал траур и только потом сделал предложение. В 1983 г. Владимир Сутеев и Татьяна Таранович наконец стали мужем и женой. Ему было 80, ей — 67…

«Ну уж теперь-то я могу сколько угодно писать: моя любимая, моя светлая, дорогая, счастье моё, ненаглядная, сладкая, нежная, верная моя».

«Дорогой, любимый, золотой мой цыплёнок! Ты знаешь, что я очень сильно — сильнее быть не может — люблю, люблю, люблю… Ты моё чудо! Самая красивая моя сказка! Самый красивый рисунок! Я не могу жить без тебя! Твой утёнок…»

«Мой дорогой цыплёнок где-то в предгорьях Кавказа. Как он? Любит ли он ещё меня? Может быть, какой-нибудь наглый кавказский Петух уже ходит около него, бросая чёрные, пошлые взгляды?.. А мой бедный деликатный цыплёнок не знает, что ему делать… Это всё, Танечка, в плане ревнивого бреда, но мне от этого не легче. Мучаюсь я твоим неустройством… Хочу, чтобы ты там отдохнула, целую тебя, моя родная. От гребёнок до ног».

«Спасибо тебе, моя девочка…»

— Выйдя из загса, Владимир Григорьевич шумно вздохнул, зажмурился: не сон ли? Открыл глаза и сказал: «Наконец-то!» Сделал паузу… «Неужели Таня Таранович стала моей?..» Сбылась его мечта. С бабушкой они читали друг другу вслух, гуляли, вместе переделывали книжные иллюстрации, которыми он был недоволен.

Бабушка рядом с ним помолодела, расцвела. И только расстраивалась, когда он втихаря нарушал строгий запрет врачей на курение.

Владимир Сутеев и Татьяна Таранович прожили вместе десять счастливых лет и умерли в один год. Владимир — в марте 1993-го, Татьяна — в ноябре. Перед смертью он уже почти никого не узнавал. Только целовал ей руки. А уходя, сказал: «Спасибо тебе, моя девочка…»

Смотрите также:

  • Роза Сябитова: «Получите свой кусочек счастья!» →
  • Татьяна Лютаева: «Я по жизни оптимистка» →
  • Юлия Бордовских: «О браке не мечтала» →

Источник

История удивительной любви двух мультипликационных гениев: Владимир Сутеев 40 лет ждал, пока его возлюбленная Татьяна Таранович ответит: “Да”.

После марша Мендельсона молодожены прожили вместе 10 счастливых лет.

Владимир сутеев биография личная жизнь

Сутеев при первой же возможности покупал любимой цветы. Фото: Из архива семьи Таранович / Художник Владимир Сутеев

Он

Во времена СССР их не знали в лицо, но они незримо присутствовали в каждой советской семье, где росли дети. И вы тоже росли на книгах с его рисунками. Владимир Сутеев иллюстрировал добрую половину детской книжной классики середины прошлого века: чаще всего Маршака, Михалкова, Чуковского. Помните, какие там были удивительные и теплые рисунки?

А еще вы знакомы с творчеством Сутеева-писателя – героями его книг становились милые утята, цыплята, котята, щенята и прочий детский зоосад: “Гусенок и Цыпленок”, “Кто сказал “мяу”?”, “Мешок яблок”, “Палочка-выручалочка”. Вы читали эти книги, таская мармеладные дольки из жестяной баночки. Помните тех смешных лимонов и апельсинов на этикетке? Их тоже нарисовал Сутеев.

Доброе и вечное он нес не только через книги. Начиналась карьера Владимира Григорьевича с мультфильмов. Он стоял у истоков советской мультипликации, был, по сути, самоучкой. Учебником были работы Диснея. Первые его мультфильмы еще довоенные: “Дядя Степа”, “Спор между домами”.

Был у тех писем “свой” почерк. Там было мало слов. В основном – рисунки. Сутеев представлял себя в виде утенка, а возлюбленную – в виде цыпленка

После войны художник вернулся на студию “Союзмультфильм” – уже преподавателем. И, возможно, отрисовал бы еще десятки картин, но однажды в коридоре студии встретил женщину, которая станет смыслом всей его жизни. Но своей на законных основаниях он назовет ее спустя 40 лет.

Она

Владимир сутеев биография личная жизнь

Фото: Из архива семьи Таранович

Татьяна Таранович к моменту встречи с Сутеевым работала на “Союзмульфильме”. За 20 лет работы на студии она отрисует более 40 мультфильмов, ставших настоящими бриллиантами советской мультипликации – “Серую Шейку”, “Дюймовочку”, “Путешествие Нильса с дикими гусями”, “Цветик-семицветик”, “Кошкин дом”. “Шейка” получит международную премию в Карловых Варах, а “Кошкин дом” – в Венеции. Правда, все эти награды осядут в кабинетах высоких чиновников “от культуры”.

– Лично маме эти премии не вручали, за границу она не ездила, – вспоминает дочь художницы Элеонора Сергеевна.

Да что там заграница. К теплому морю удалось поехать не сразу. Загадочный “юг”, куда Ласточка уносит Дюймовочку, художница рисовала так, как подсказывало воображение.

Она была безумно влюблена в свою работу.

– Мама часто работала дома, я так ее помню – не у плиты, как многие дети, а за столом, с красками, набросками, – вспоминает дочь художницы.

В квартире не было свободного места, где на пергаментных листочках не лежали бы эскизы. Это сейчас большую часть мультфильма рисуют на компьютерах – тогда же только карандаш, акварель и тысячи набросков. И надо было придумать, как показать эмоцию персонажа, движение.

– Она была перфекционисткой. Не всегда с первого раза получалось нарисовать, как персонаж двигает хвостом, – вспоминает семейную легенду внучка художницы Ирина Блинова-Лухминская. – Бабушка вставала перед зеркалом на стул, привязывала к копчику что-то, похожее на хвост и часами вертелась, изображая зверька или птенца, пока не улавливала нужный ритм.

– Мы позировали ей часами, изображая то уточку, то зайчика, – вспоминает дочь Элеонора Сергеевна. – Потом знакомые отмечали, что тот или иной персонаж в новом мультфильме очень на меня похож.

К сожалению, Татьяна Таранович рано оставила любимую работу: врачи диагностировали у нее серьезное заболевание сердца и определили “нерабочую” группу. Но пока могла – работала в полную силу. И в профессии была диссиденткой – водила внучек на закрытые показы диснеевских мультиков на “Союзмультфильме”.

Где бы бы Сутеев ни появлялся, вокруг него мигом образовывалась толпа детей. Как вокруг Бонифация

Но к успехам коллег была справедлива. Однажды поделилась с домочадцами: “К нам на студию пришел удивительно талантливый мальчик, Юра Норштейн”.

Мимолетная встреча с ней для Сутеева оказалось роковой. Фронтовик понял: его сердце ранено! Татьяна была удивительной красоты и энергетики. Но она не оставила коллеге шансов: тогда ей было 30, она была замужем, подрастала 10-летняя дочь.

Владимир сутеев биография личная жизнь

Одно из тысяч признаний в любви. Фото: Из архива семьи Таранович / Художник Владимир Сутеев

Сутеев честно пробовал отступить: ушел со студии, не завершив начатый фильм. Даже женился на девушке, безумно любившей его еще со школы. К тому времени та успела овдоветь, осталась с сыном. Сутеев воспитывал пасынка как родного, внешне все было хорошо. Но забыть Татьяну не мог.

– Видимо, со стороны это трудно было скрыть, – вспоминает дочь художницы. – Владимиру Григорьевичу неоднократно говорили, чтобы он оставил свои надежды, что у нас замечательная семья. Папа знал, что в маму страстно влюблен другой мужчина, но сцен ревности в доме не было. Владимира Григорьевича в детстве помню. Видела его у мамы на работе или встречала на демонстрациях. Но то, что иногда пишут, что он официально посвящал мне какие-то книги, был вхож в нашу семью, нет, этого не было. Я знала его как коллегу мамы, не более.

“Стена Сутеева”

Он продолжал ходить на “Союзмультфильм”. В первую очередь – ради того, чтобы увидеть свою любимую. Вставал позади рабочего стола, сцеплял за спиной руки в замок, слегка наклонялся к эскизу и наблюдал. Часами. Иногда подсказывал, помогал. Коллеги заметили, что при внешнем спокойствии волнение влюбленного Сутеева выдавали предательски дрожащие руки. Чтобы унять эту дрожь, он стал упираться в стену, механически расковыривая штукатурку. За 10 лет в стене на уровне того места, что занимал этот “часовой любви”, появилась дырка размером с кулак. Расковырял… Коллеги так потом и говорили “Повесь эскиз на стену Сутеева”.

Видимо, между Татьяной и Владимиром Григорьевичем в какой-то момент все-таки произошло объяснение. Он начал писать ей письма. Тайком. Не дома. “Пишу тебе, как обычно, на почте, на краешке стола” – так начиналась часть писем. Как она, будучи замужем, их получала и хранила – это ее тайна. Но даже сейчас, после многочисленных переездов, в семье хранится пачка этих писем. Их нашли уже после ухода из жизни героев этого романа, разбирая архивы. Подробности переписки влюбленные унесли с собой в могилу.

Был у тех писем свой “почерк”. Там было мало слов. В основном – рисунки. В легендарной сутеевской технике. Сутеев представлял там себя в виде утенка, а возлюбленную – в виде цыпленка. И все было понятно без слов: вот утенок выглядывает сквозь прутья клетки и отчаянно кричит цыпленку, находящемуся в соседней клетке: “Люблю!”. Вроде бы и рядом, и на виду, а не подойдешь, не обнимешь. Вот утенок бежит к цыпленку с букетом. А вот просто падает, сложив в молитве крылышки, к подножию огромной буквы Т, которая светится лучами. Кстати, с этой буквы Т – первой буквы в имени возлюбленной – и начиналось большинство писем. А заканчивалось нежным “И каждый цыпленок, и каждый котенок шепчет тебе о моей любви”.

Долгая дорога в ЗАГС

Сейчас в век стремительных романов и бурных разводов сложно понять, как они смогли пронести свои чувства на расстоянии, не бросившись друг к другу.

Каждый из них прошел со своим избранником до конца. Тогда не было принято ставить перед фактом: “Прости, я полюбил другого человека”. Овдовела Татьяна Александровна спустя 26 лет после знакомства с Сутеевым. И еще 10 лет прожила одна. Он не разрывал с ней связи.

Владимир сутеев биография личная жизнь

Много лет этот рисунок отражал суть отношений художников: вроде бы и рядом, но не дотронешься, не обнимешь. Фото: Из архива семьи Таранович / Художник Владимир Сутеев

– Владимир Григорьевич стал изредка появляться у нас на воскресных обедах в конце 70-х, – вспоминает внучка Ирина. – У него в то время уже несколько лет очень тяжело болела супруга, была обездвижена. Владимир Григорьевич прошел с ней этот путь до конца, не бросил. Но скрывать свои чувства к бабушке он тоже не мог.

На исходе был 35-й год этого романа в письмах-комиксах…У нее уже не только выросла дочь – младшая внучка ходила в школу.

Гном на свадьбе

Сутеев овдовел. Официальное предложение Татьяне Александровне он сделал через год. Она сказала долгожданное “да”. Жениху в тот год исполнилось 80, невесте – 67. И была свадьба. Самая настоящая – с цветами, свидетелями и праздничным обедом. Свидетельницей невеста позвала старшую внучку Ирину. В какой-то момент до регистрации повисла неловкая пауза, регистратор не спешила приступать к формальностям. Потом сотрудники ЗАГСа вежливо поинтересовались: “Жених задерживается?”. К брачующимся в столь солидном возрасте там еще не привыкли и приняли Владимира Григорьевича за гостя.

– Жених пришел с огромным букетом гладиолусов. Он был невысокого роста, и его почти не было видно из-за цветов, – вспоминает внучка. – Он походил на счастливого гнома. Был очень взволнован. Под конец встал на ступеньки ЗАГСа и произнес “Таня Таранович – моя! Наконец-то!”

Судьба отмерила молодоженам 10 счастливых лет. Позднее и долгожданное счастье.

Штраф от внучки

Они еще долго привыкали к новому статусу новобрачных и называли друг друга на “вы”, пока младшая внучка Таня, сопровождавшая пару в поездке в дом отдыха, не придумала шуточное наказание – штраф в 5 копеек за каждое “вы”. За месяц ребенок накопил приличную сумму. Сутеев был амбидекстром – одинаково хорошо рисовал левой и правой руками. И обеими одновременно. Это его умение приводило в восторг одноклассников младшей внучки Татьяны – художника часто просили выступить в школе с лекцией.

– Например, он левой и правой рукой, зеркально, очень быстро рисовал мелом на доске одинаковых собачек, – вспоминает дочь Элеонора Сергеевна. – Дети приходили в восторг.

Своих кровных детей у художника не было, но для детей он обладал каким-то удивительным магнетизмом. Где бы он ни появлялся, вокруг него мгновенно образовывалась толпа детей. Как вокруг Бонифация.

– Еще до свадьбы он, приходя к нам домой, интриговал с моей младшей дочкой: “А что у меня в портфеле?” – вспоминает Элеонора Сергеевна. – И поиск подарка превращался в настоящее приключение. В портфеле всегда был какой-то сюрприз.

Рисовал до самой смерти

Он продолжал рисовать – на салфетках, автобусных билетах. Оставлять трогательные записочки в виде рисунков. Незадолго до смерти перерисовал иллюстрации к книге Чуковского “У меня зазвонил телефон” – на более современные. Но к этому моменту он уже катастрофически терял зрение. Делал наброски, а жена “доводила до ума”. Мечтал раскрасить “Чиполлино” – в первом варианте он вышел черно-белым. Не успел. Уже практически ослепнув, дрожащей рукой вывел предсмертный “семейный портрет” – маленький, но сильный цыпленок несет на себе поникшего обессиленного утенка.

– Он до самой смерти благодарил судьбу за такой подарок, называл бабушку “моя девочка” и даже будучи уже слепым и наполовину парализованным, безошибочно находил ее руку, чтобы поцеловать, – вспоминает внучка Ирина.

– Это были удивительные 10 лет, прожитые в любви и гармонии, – продолжает Элеонора Сергеевна. – Уже под конец он не вставал, я вечерами меняла маму, дежуря у его кровати. Порой он начинал бредить. И даже в бреду продолжал заботиться о нас. Например, шептал, что купил чудесные яблоки, а на дворе были голодные 90-е, и говорил, что “надо отнести яблоки Лоре и девочкам”.

Он покинул этот мир весной. Они расстались всего на полгода. Она не смогла жить без него и быстро угасла – дало знать о себе больное сердце.

Похоронены супруги в одной могиле.

Досье

Сутеев Владимир Григорьевич (1903-1993). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Один из зачинателей советской мультипликации. Родился в Москве, в семье врача. Учился в 11-й мужской гимназии, закончил МВТУ им. Баумана и Государственный Техникум Кинематографии. Дебютировал в качестве мультипликатора в фильме “Китай в огне” (1925). С 1936 года – на киностудии “Союзмультфильм”. Воевал, прошел всю войну. С 1947 года работал в “Детгизе”.

Таранович Татьяна Александровна – советский мультипликатор.

Фильмография Татьяны Таранович

“Веселый огород” (1947), “Серая Шейка” (1948), “Цветик-семицветик” (1948), “Первый урок” (1948), “Весенняя сказка” (1949), “Гуси-лебеди” (1949), “Девочка в цирке” (1950), “Крепыш” (1950), “Сказка о рыбаке и рыбке” (1951), “Высокая горка” (1951), “Ночь перед Рождеством” (1961), “Зай и Чик” (1951), “Каштанка” (1952), “Сармико” (1952), “Волшебный магазин” (1953), “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” (1953), “Храбрый пак” (1953), “Царевна-лягушка” (1954), “На лесной эстраде” (1954), “Опасная шалость” (1954), “Оранжевое горлышко” (1954), “Стрела улетает в сказку” (1954), “Заколдованный мальчик” (1955), “Ореховый прутик” (1955), “Снеговик-почтовик” (1955), “Степа-моряк” (1955), “Лесная история” (1956), “Миллион в мешке” (1956), “Приключения Мурзилки” (1956), “Опять двойка” (1957), “Кошкин дом” (1958), “Петя и Красная Шапочка” (1958), “Янтарный замок” (1958), “Три дровосека” (1959), “Легенда о завещании мавра” (1959), “Золотое перышко” (1960), “Королевские зайцы” (1960), “Мурзилка на спутнике” (1960), “Непьющий воробей. Сказка для взрослых” (по сценарию С. В. Михалкова), “Разные колеса” (1960), “Дорогая копейка” (1961), “Ключ” (1961), “Муравьишка-хвастунишка” (1961), “Семейная хроника” (1962), “Две сказки” (1962), “Дикие лебеди” (1962), “Бабушкин козлик. Сказка для взрослых” (1963), “Баранкин, будь человеком!” (1963), “Вот так тигр!” (1963), “Дюймовочка” (1963), “Новый дом” (1964), “Почта” (1964), “Ваше здоровье!” (1965), “Вовка в тридевятом царстве” (1965), “Рикки-тикки-тави” (1965), “Про бегемота, который боялся прививок” (1966), “Про злую мачеху” (1966), “Хвосты” (1966), “Сказки для больших и маленьких” (1967), “Заяц-симулянт” (1967).

Помните?

Сказки Владимира Сутеева

“Дядя Миша”, “Яблоко”, “Мешок яблок”, “Елка”, “Кораблик”, “Кто сказал мяу ?”, “Под грибом”, “Разные колеса”,”Мышонок и карандаш”, “Капризная кошка”, “Палочка-выручалочка”,”Цыпленок и утенок”, “Кот-рыболов”, “Петух и краски”, “Три котенка”, “Это что за птица?”, “Умелые руки”, “Про елки”, “Мамин праздник”, “Про “снегурочки” и снежинку”, “Как зима кончилась”,”У всех праздник”, “Как я ловил рыбу”, “Мы в лесу”, “Бабушкин огород”, “Мы уже в школе”, “Салют”, “Мы – артисты”, “Про Айболита и Чапкин портрет”, “Терем-теремок”, “Раз, два – дружно!”, “Про Бегемота, который боялся прививок”, “Мы ищем кляксу”, “Петя и Красная Шапочка”, “Петя Иванов и волшебник Тик-Так”, “Волшебный магазин”

Мультфильмы по сценариям Владимира Сутеева

“Сказка про белого бычка” (1933), “Клякса в Арктике” (1934), “Колобок” (1936), “Отважный моряк” (1936), “Дед Мороз и серый волк” (1937), “Почему у носорога шкура в складках” (1938), “И мы на олимпиаду” (1940), “Муха-Цокотуха” (1941), “Веселый огород” (1947), “Когда зажигаются елки” (1950), “Зай и Чик” (1952), “Волшебный магазин” (1953), “Стрела улетает в сказку” (1954), “Снеговик-почтовик (Новогодняя сказка)” (1955) – по сказке “Елка”, “Это что за птица?” (1955), “Кораблик” (1956), “Миллион в мешке” (1956), “Грибок-теремок” (1958), “Петя и Красная Шапочка” (1958), “Муха-Цокотуха” (1960), “Разные колеса” (1960), “Две сказки” (1962), “Кто сказал мяу ?” (1962), “Только не сейчас” (1962), “Тараканище” (1963), “Шутки” (1963) , “Кот-рыболов” (1964), “Петух и краски” (1964), “Пастушка и трубочист” (1965), “Про бегемота, который боялся прививок” (1966), “Хвосты” (1966), “Раз, два – дружно!” (1967), “Мы ищем кляксу” (1969), “Дядя Миша” (1970), “Терем-теремок” (1971), “Мешок яблок” (1974), “Дед Мороз и серый волк” (1978), “Кто получит приз” (1979), “Пропал Петя-петушок” (1986).

Мультфильмы на основе рисунков Владимира Сутеева

“Старт” (1925), “1905-1925” (1925), “Китай в огне” (1925), “Похождения Мюнхгаузена” (1929), “Живые дома (Спор между домами)” (1928), “Дядя Степа” (1939), “Зай и Чик” (1952), “Стрела улетает в сказку” (1954).

Источник