Владимир владимирович маяковский биография личная жизнь
- 29 Октября, 2019
- Искусство
- Валерия Дашкевич
Владимир Маяковский – ключевая фигура в литературе 20-го века. Его произведения воистину признаны гениальными и вызывают бурю восторга у миллионов читателей по сей день. Но не только заслугами как поэта ценится личность Маяковского. Писатель проявил себя как талантливый драматург, сатирик, сценарист, редактор и даже художник. Найти человека с такой же яркой биографией сложно. Жизнь, творчество, отношения и биография Маяковсого до сих пор вызывают множество вопросов, которые остаются без ответа.
Детство поэта
Родился Владимир Маяковский 19 июля 1893 года в Грузии, в маленьком селе Багдати в Российской империи. Мама Владимира, Александра Алексеевна, имела казацкие корни и была родом с Кубани. Отец, Владимир Константинович, был обычным лесником. Маяковский рос не единственным ребенком в семье. У него было два братика, Костя и Саша, которых не стало еще в раннем возрасте, и две сестрички – Ольга и Людмила. В 1902 году Владимир поступил в гимназию в городе Кутаиси, отлично знал грузинский язык, поэтому проблем с учебой у него не было.
С ранних лет Маяковского волновали идеи революции, поэтому, еще будучи учеником гимназии, он принимал участие в различных демонстрациях. Когда мальчику исполнилось 13 лет, в 1906 году, неожиданно для всех скончался отец Владимира. Причиной стало заражение крови из-за укола самой простой иголкой. Это событие очень сильно потрясло мальчика и оставило психологический след, в дальнейшей жизни он панически боялся любого контакта с иголками или булавками, опасаясь, что его может постигнуть такая же участь, как и его отца.
В этом же году мать Владимира Маяковского приняла решение переехать с детьми в Москву. Владимир продолжал учиться в гимназии, но из-за смерти кормильца финансовое положение семьи значительно ухудшилось. В итоге Маяковский проучился еще два года и в 1908 году не смог оплатить обучение в пятом классе. Мальчика исключили. Это был переломный этап в биографии Маяковского.
Дальнейшая жизнь и начало писательской деятельности
В Москве Владимир попал в компанию студентов, которые увлекались идеями революции. После исключения из гимназии, в этом же году, Маяковский принял решение вступить в Российскую социал-демократическую рабочую парию (РСДРП) и пропагандировал свои интересы и интересы партии среди населения. За год членства Маяковского арестовывали три раза, но за неимением весомых улик и по причине несовершеннолетия парня его отпускали на свободу. В период проводимых расследований будущий поэт не мог спокойно находиться в четырех стенах и устраивал постоянные скандалы. Из-за буйного поведения его постоянно переводили в разные места заключения.
В конечном итоге жизнь привела его в Бутырскую тюрьму, в которой он провел почти год. Произведения, написанные в тюрьме, послужили толчком к началу развития творчества Маяковского, там он принялся за написание стихотворений.
В 1910 году поэт вышел на свободу и сразу же покинул РСДРП. В 1911 году подруга Маяковского художница Евгения Ланг посоветовала Владимиру заняться живописью. Он поступил в училище, где познакомился с основателями группы футуристов «Гилея» и присоединился к группе кубофутуристов.
Первые творческие успехи
Первым стихотворением, которое увидело свет, стало произведение «Ночь», выпущенное в 1912 году. В это же время начинающий поэт первый раз выступил на публике на творческом вечере в артистическом подвале под названием «Бродячая собака». Хороший толчок поэту дала группа кубофутуристов. Он часто выступал с ними, где читал лекции и стихи собственного сочинения. Вскоре Маяковский заработал хорошую репутацию уже вне футуристического движения. Максим Горький считал, что среди всех футуристов Маяковский – единственный настоящий поэт. Уже через год после публикации первого стиха в свет вышел и первый сборник под названием «Я». Правда, в нем было всего четыре стихотворения. В этот же период Маяковский выпустил стихотворение «Нате!», которое стало своеобразным вызовом всему буржуазному обществу. Через год на свет появился стих «Послушайте», который растрогал тысячи читателей до глубины души.
Маяковский и драматургия
Многие заприметили талант гениального поэта, но сам Владимир решил пробовать себя и в других творческих сферах. На тот момент больше всего его привлекала драматургия. В 1914 году поэт выпустил трагедию под названием «Владимир Маяковский», которая была поставлена в театре «Луна-парк» в Санкт-Петербурге. Маяковский выступил не только как режиссер, но и как исполнитель главной роли.
В это же время поэт решает пойти добровольцем на службу в армию, но из-за его политической «нестабильности» власти настороженно относились к Владимиру. В итоге желание Маяковского не было удовлетворено, и на фронт поэта не отправили. В ответ Владимир выпускает стих под названием «Вам», где прокомментировал деятельность царской армии. Так почти сразу свет увидели всеми любимые произведения «Облако в штанах» и «Война объявлена». Творчество Маяковского пользовалось в то время особой популярностью.
Сатира, революция, кино и семья Бриков
Спустя год состоялась очень важная в биографии Маяковского встреча с семейством Бриков. С тех пор жизнь поэта переменилась. Влияние на жизнь Владимира Владимировича оказал Максим Горький: находясь под его протекцией, он отслужил в автомобильной школе. По правилам, имея статус солдата, поэт не имел никаких прав печататься. Здесь ему на выручку пришел Осип Брик, он выкупил у Маяковского две поэмы и опубликовал их сам. Этот период стал для Маяковского новым витком развития, он попробовал себя в сатирическом жанре.
Октябрьская революция не прошла мимо поэта, встретил он это событие в штабе восстания в Смольном. Владимир не раздумывая начал сотрудничество с новой властью и участвовал в первых собраниях деятелей культуры. Так как Маяковский был увлечен событиями, которые происходили в 1917-1918 годах, в то время выходили стихи и пьесы, посвященные исключительно революции.
На драматургии и сатире Маяковский не остановился, в 1919 году свет увидели три фильма, где поэт проявил себя как актер. Помимо кино, в этот период времени писатель активно сотрудничал с РОСТА и помогал в работе над агитационно-сатирическими плакатами. Также поэт находил время на работу в издании «Искусство коммуны».
Двадцатые годы стали ярким периодом в биографии Владимира Владимировича. В свет вышли произведения «Про это», «Севастополь-Ялта», «Владимир Ильич Ленин». Последняя поэма была поставлена в Большом театре, и во время чтения в зале присутствовал сам Иосиф Сталин. Это выступление вызвало бурю оваций, которые продолжались около двадцати минут. Этот период в жизни стал самым плодотворным и в плане творческом, и в плане путешествий. За несколько лет он объехал множество стран, которым посвящал свои произведения.
Всколыхнули общество бурные споры между Маяковским и Есениным. Владимир по-прежнему был верен футуристам, а Есенин примкнул в то время к самым ярым их противникам – имажинистам. Их взгляды были абсолютно разными, Маяковский пропагандировал революцию и городской уклад жизни, Есенин же писал о любви к деревенскому спокойствию. Но, несмотря на критику в адрес Есенина по поводу чрезмерного консерватизма и пристрастия к алкоголю, не признать очевидный талант своего «противника» Маяковский не мог. Многие отмечали сходство в характерах двух поэтов. Они оба были весьма вспыльчивыми и ранимыми душой, постоянно искали себя и боролись с чувством отчаяния. Поэзию Маяковского и Есенина объединяла тем суицида, которую они оба частенько поднимали в своих произведениях.
В период с 1926 по 1927 год Маяковский написал 9 сценариев для кино и возобновил работу в журнале ЛЕФ.
Конец двадцатых годов стал для Маяковского возвратом к драматургии. Он выпускает две пьесы – «Клоп» и «Баня», в которых умело отразил настоящее в сатирической форме со своим взглядом на будущее. Поэзия Маяковского вызывает противоречивые чувства у читателей и по сей день.
Роковым для писателя стал 1930 год: он начался с частых и резких обвинений коллег «по цеху». Но это не помешало поэту подвести итоги своей деятельности посредством выставки, которая носила название «20 лет работы». Но ожиданий Маяковского выставка не оправдала, ее не поддержали ни бывшие коллеги, ни руководство партии. Это был самый настоящий удар, который писатель тяжело переживал.
Смерть
В начале 30-х годов Маяковский постоянно болел и даже боялся потерять голос, что могло поставить крест на его выступлениях на сцене. Подливали масла в огонь нападки на Маяковского со всех сторон, которые тяжким грузом легли на душу поэта, его ранимая душа не смогла пережить этого морального истощения. В это время он был очень одинок. 14 апреля 1930 года Маяковский совершил самоубийство и выстрелил себе в грудь. После смерти поэта его произведения были под негласным запретом и долгое время не публиковались вовсе. Ситуацию изменила Лиля Брик, которая в 1936 году обратилась с письмом к самому Сталину и попросила сделать что угодно, чтобы память о великом поэте была сохранена. Ответ был получен, в резолюции Сталин по достоинству оценил творчество погибшего литератора и не только разрешил публиковать стихи поэта, но и дал добро на создание музея Маяковского. Это был серьезный шаг.
Семья и отношения
Скандальной личную жизнь Маяковского не назовешь. Всю свою жизнь он любил одну-единственную женщину – Лилю Брик, которую повстречал в 1915 году. В дом Бриков Маяковский попал благодаря тому, что встречался с сестрой Лили – Эльзой. Там и состоялась первая встреча, которая перевернула мир Владимира с ног на голову. Именно в тот вечер поэт впервые прочитал поэму «Облако в штанах», после чего посвятил ее Лиле Брик. Его даже не смутило, что прообразом главной героини была его бывшая возлюбленная Мария Денисова.
«Лилечка»
Буквально сразу же между Владимиром и Лилей вспыхнул бурный роман. Осип Брик, муж Лили, закрывал глаза на все происходящее. Женщина стала для Маяковского живым вдохновением, той самой музой, которой он посвящал каждое свое стихотворение о любви. Им довелось даже вместе сняться в кино «Закованная фильмой» в 1918 году. С тех пор Маяковский жил у Бриков, и это было абсолютно нормальным явлением в то время. Нередко поэту приходилось содержать все семейство. При этом он не забывал баловать свою возлюбленную дорогими подарками, одним из них стала машина марки «Рено».
Годы жизни Маяковского были полны и других ярких романов.
Другие увлечения поэта
Любовь и привязанность поэта к Лиле была безусловной, но это не мешало ему заводить себе новых подруг, которые даже родили ему детей. Например, в 1920 году Маяковский вступил в связь с художницей Лилей Лавинской, которая родила поэту сына. В 1926 году Владимир познакомился с Элли Джонс, которая была эмигранткой из России и подарила возлюбленному дочь.
В Париже Маяковский повстречал Татьяну Яковлеву, и чувства, вспыхнувшие между ними, не были похожи на другие увлечения поэта. Со временем они начали перерастать во что-то серьезное, и Маяковский предложил Татьяне переехать в Москву. Она, к слову, от предложения отказалась. Владимир предпринял попытку переехать во Францию в 1929-м, но проблемы с визой не позволили ему сделать это.
Последней искренней любовью Маяковского стала замужняя 21-летняя актриса Вероника Полонская. Поэт желал, чтобы та бросила своего мужа и осталась с ним, но Маяковский не внушал Веронике доверия и уверенности в его надежности. Он казался ей непостоянным, конфликтным и очень вспыльчивым. Вероника стала последней, с кем говорил Маяковский перед смертью. Поэт слезно умолял девушку не идти на репетицию и остаться с ним. Естественно, она не послушала его, и как только за Вероникой закрылась дверь, прогремел тот самый роковой в биографии Маяковского выстрел. Актриса не пришла на похороны. Семья Маяковского была уверена в том, что в его гибели виновата именно Вероника. Владимир Владимирович был эмоционально весьма нестабилен в это время из-за сложной жизненной ситуации.
Интересные факты из жизни поэта Маяковского
Великий русский поэт прожил насыщенную жизнь. Можно отметить следующие занимательные факты из жизни Маяковского:
- До пятого класса одноклассником Маяковского был Александр Пастернак, брат великого русского писателя. Однако в пятом классе Владимиру пришлось бросить учебу из-за финансовых трудностей.
- Из-за того, что поэт постоянно поддерживал революционные идеи, участвовал в различных митингах и сходках, он был частым гостем в тюрьмах. Это был важный этап в биографии Маяковского, ведь именно там он начал свою карьеру поэта.
- Первое стихотворение, которое увидело свет, называлось «Ночь». Спустя год вышел первый сборник стихов Маяковского.
- Несмотря на необъяснимую тягу к Лиле Брик, та относилась к поэту неоднозначно. С одной стороны, она не отказывалась от его внимания, а с другой, постоянно говорила, что между Маяковским и обычным извозчиком нет никакой разницы. Разве что один управляет конем, а второй – словом.
- Несмотря на то что Маяковский крутил романы со многими женщинами, любовью всей его жизни всегда оставалась Лилечка. Многие отмечали, что эта привязанность со стороны мужчины была болезненной, даже сам поэт понимал это. И по сути, все его романы были лишь попыткой выбросить из головы Лилю Брик.
- Почтить память писателя можно в доме Маяковского.
- Несмотря на то что последней любовью поэта была актриса Вероника Полонская, не ей он посвятил свое последнее произведение. Даже после гибели Маяковского главную роль играла все же Лиля Брик.
- Смерть отца поэта можно отнести к разряду глупых, он укололся об иголку, после чего произошло заражение крови. Это событие весьма впечатлило будущего поэта, у него развилась фобия. Он никогда не дотрагивался до иголок, булавок и всего, что могло поранить его и привести к такой же участи.
- Несчастная любовь у Маяковского случилась с Татьяной Яковлевой, эмигранткой, проживающей в Париже. Он безмерно любил ее, она не отвечала взаимностью. Даже когда поэт понял, что надежды нет, он заплатил цветочной компании, чтобы Татьяне каждую неделю присылали букет с запиской «от Маяковского». Женщина получала цветы еще несколько лет после смерти поэта. В годы оккупации этот жест спас Татьяну от бедности, так как она начала продавать присылаемые ей цветы. Личная жизнь Маяковского, так же как и его творческий путь, яркая и непредсказуемая.
Такую интересную жизнь прожил великий поэт. 14 апреля – день памяти Владимира Маяковского. В этот день множество людей со всего мира собираются в музее, посвященном писателю, дабы почтить великого поэта.
Источник
Владимир Маяковский не сразу начал писать стихи – сначала он собирался стать художником и даже учился живописи. Слава поэта пришла к нему после знакомства с авангардистами, когда первые произведения молодого автора с восторгом встретил Давид Бурлюк. Футуристическая группа, «Сегодняшний лубок», «Левый фронт искусств», рекламные «Окна РОСТА» – Владимир Маяковский работал во множестве творческих объединений. А еще писал в газеты, выпускал журнал, снимал фильмы, создавал пьесы и ставил по ним спектакли.
Родился российский футуризм
Владимир Маяковский с сестрой Людмилой . Фотография: vladimir-mayakovsky.ru
Владимир Маяковский с семьей. Фотография: vladimir-mayakovsky.ru
Владимир Маяковский в детстве. Фотография: rewizor.ru
Владимир Маяковский родился в Грузии в 1893 году. Его отец служил лесничим в селе Багдади, позже семья переехала в Кутаиси. Здесь будущий поэт учился в гимназии и брал уроки рисования: с ним бесплатно занимался единственный кутаисский художник Сергей Краснуха. Когда волна первой российской революции докатилась и до Грузии, Маяковский – еще ребенком – впервые участвовал в митингах. Его сестра Людмила Маяковская вспоминала: «Революционная борьба масс оказала влияние также на Володю и Олю. Кавказ переживал революцию особенно остро. Там все вовлекались в борьбу, и все делились на участвовавших в революции, определенно сочувствовавших ей и враждебно настроенных».
В 1906 году, когда Владимиру Маяковскому было 13 лет, умер его отец – от заражения крови: поранил палец иглой, сшивая бумаги. До конца жизни поэт боялся бактерий: всегда носил с собой мыло, брал в путешествия складной таз, возил с собой одеколон для обтираний и тщательно следил за гигиеной.
После смерти отца семья оказалась в тяжелом положении. Маяковский вспоминал: «После похорон отца – у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем? Даже знакомых не было». В московской гимназии юный поэт написал свое первое «невероятно революционное и в такой же степени безобразное» стихотворение и опубликовал его в нелегальном школьном журнале. В 1909-1910 годах Маяковского несколько раз арестовывали: он вступил в партию большевиков, работал в подпольной типографии. Сначала юного революционера отдавали «на поруки» матери, а в третий раз посадили в тюрьму. Заключение в одиночной камере Маяковский позже назвал «11 бутырских месяцев». Он писал стихи, но тетрадь с лирическими опытами – «ходульными и ревплаксивыми», как оценил их автор, – отобрали охранники.
В заключении Маяковский прочитал множество книг. Он мечтал о новом искусстве, новой эстетике, которая будет в корне отличаться от классической. Маяковский решил учиться живописи – сменил нескольких преподавателей и через год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь молодой художник познакомился с Давидом Бурлюком, а позже – с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых. Маяковский вновь писал стихи, от которых его новые товарищи были в восторге. Авангардные авторы решили объединиться против «эстетики старья», и вскоре появился манифест новой творческой группы – «Пощечина общественному вкусу».
У Давида – гнев обогнавшего современников мастера, у меня – пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм.
Футуристы выступали на собраниях – читали стихи и лекции о новой поэзии. За публичные выступления Владимира Маяковского отчислили из училища. В 1913-1914 годах прошло известное турне футуристов: творческая группа с выступлениями проехала с гастролями по российским городам.
Бурлюк ехал и пропагандировал футуризм. Но он любил Маяковского, стоял у колыбели его стиха, до мелочей знал его биографию, умел читать его вещи – и потому сквозь бутады Давида Давидовича облик Маяковского возникал таким материальным, что его хотелось потрогать руками.
По приезде в город Бурлюк первым делом устраивал выставку футуристических картин и рукописей, а вечером делал доклад.
Актер, художник и автор «народных спектаклей»
Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд, Александр Родченко и Дмитрий Шостакович на репетиции спектакля «Клоп».1929. Фотография: be.ru
Владимир Маяковский и Лиля Брик в фильме «Закованная фильмой». 1918. Фотография: geometria.by
Владимир Маяковский (третий слева) и Всеволод Мейерхольд (второй слева) на репетиции спектакля «Баня». 1930. Фотография: bse.sci-lib.com
Владимир Маяковский интересовался не только поэзией и живописью. В 1913 году он дебютировал в театре: сам написал трагедию «Владимир Маяковский», сам поставил ее на сцене и сыграл главную роль. В этот же год поэт увлекся кинематографом – начал писать сценарии, а спустя год впервые снялся в ленте «Драма в кабаре футуристов № 13» (картина не сохранилась). Во время Первой мировой войны Владимир Маяковский состоял в авангардном объединении «Сегодняшний лубок». Его участники – Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Илья Машков и другие – рисовали патриотические открытки для фронта, навеянные традиционным народным лубком. Для них создавали простые красочные картинки и писали короткие стихи, в которых высмеивали врага.
В 1915 году Маяковский познакомился с Осипом и Лилей Брик. Это событие в своей автобиографии поэт позже отметил подзаголовком «радостнейшая дата». Лиля Брик на долгие годы стала возлюбленной и музой Маяковского, он посвящал ей стихи и поэмы и даже после расставания продолжал признаваться в любви. В 1918 году они вместе снялись для картины «Закованная фильмой» – оба в главных ролях.
В ноябре того же года прошла премьера пьесы Маяковского «Мистерия-буфф». Ее поставил в Театре музыкальной драмы Всеволод Мейерхольд, а оформил в лучших традициях авангарда Казимир Малевич. Мейерхольд вспоминал о работе с поэтом: «Маяковский был сведущ в очень тонких театральных, технологических вещах, которые знаем мы, режиссеры, которым обучаются обычно весьма длительно в разных школах, практически на театре и т. д. Маяковский всегда угадывал всякое верное и неверное сценическое решение, именно как режиссер». «Революционный народный спектакль», как называла его переводчица Рита Райт, ставили еще несколько раз.
Владимир Маяковский, Александр Родченко. Рекламный плакат. 1930-е. Фотография: artchive.ru
Владимир Маяковский, Александр Родченко. Рекламный плакат. 1948. Фотография: novom.ru
Владимир Маяковский, Александр Родченко. Рекламный плакат. 1923. Фотография: artchive.ru
Спустя год началась напряженная эпоха «Окон РОСТА»: художники и поэты собирали горячие темы и выпускали агитационные плакаты – их нередко называют первой советской социальной рекламой. Работа шла напряженно: и Маяковскому, и его коллегам не раз приходилось задерживаться допоздна или работать ночью, чтобы выпустить партию в срок.
В общей сложности было сделано до пятидесяти плакатов, до сотни вывесок, упаковок, оберток, световых реклам, рекламных столбов, иллюстраций в журналах и газетах… Он не любил чертить и вымерять, а делал все от руки. Нарисует сразу карандашом, без помарки, после обведет тушью и раскрашивает. Видно было, что дается это ему легко и орудовать кистью ему приятно. Рисование было для него отдыхом, и он делался в эти минуты особенно ласковым и нежным. Часто он звал меня, чтобы помочь буквы выписать или вычертить что-нибудь. Ярко воскресают в памяти часы, проведенные вместе с Володей за составлением рекламных плакатов. Вот одна из записок того времени: «Родченко. Приходи ко мне сейчас же с инструментом для черчения. Немедленно. В. Маяковский».
В 1922 году Владимир Маяковский возглавил литературную группу «Левый фронт искусств» (позже «левый» в названии сменилось на «революционный»), а вскоре и одноименный журнал творческого объединения. На его страницах публиковали прозу и стихи, снимки авангардных фотографов, смелые архитектурные проекты и новости «левого» искусства.
В 1925 году поэт окончательно расстался с Лилей Брик. Он уехал на гастроли во Францию, затем отправился в Испанию, на Кубу и в США. Там Маяковский познакомился с переводчицей Элли Джонс, между ними вспыхнул короткий, но бурный роман. Осенью поэт вернулся в СССР, а в Америке у него вскоре родилась дочь – Элен-Патриция. После возвращения из США Владимир Маяковский написал цикл «Стихи об Америке», работал над сценариями советских фильмов.
«Лучший поэт советской эпохи»
Владимир Маяковский. Фотография: goteatr.com
Владимир Маяковский и Лиля Брик. Фотография: mayakovskij.ru
Владимир Маяковский. Фотография: piter.my
В 1928-1929 годах Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Обе премьеры прошли в Театре Мейерхольда. Поэт был вторым режиссером, он следил за оформлением спектакля и работал с актерами: начитывал фрагменты пьесы, создавая нужные интонации и расставляя смысловые акценты.
Очень Владимир Владимирович увлекался всякой работой. Уходил в работу с головой. Перед премьерой «Бани» он совсем извелся. Все время проводил в театре. Писал стихи, надписи для зрительного зала к постановке «Бани». Сам следил за их развешиванием. Потом острил, что нанялся в Театр Мейерхольда не только автором и режиссером (он много работал с актерами над текстом), а и маляром и плотником, так как он сам что-то подрисовывал и приколачивал. Как очень редкий автор, он так горел и болел спектаклем, что участвовал в малейших деталях постановки, что совсем, конечно, не входило в его авторские функции.
Обе пьесы вызвали ажиотаж. Одни зрители и критики видели в произведениях сатиру на бюрократию, а другие – критику советского строя. «Баню» поставили лишь несколько раз, а после запретили – до 1953 года.
Лояльное отношение властей к «главному советскому поэту» сменилось прохладой. В 1930 году ему впервые не одобрили выезд за границу. На поэта стала яростно нападать официальная критика. Его упрекали за сатиру по отношению к явлениям, якобы побежденным, например той же бюрократии, и чиновническим проволочкам. Маяковский решил провести выставку «20 лет работы» и представить на ней результаты своего многолетнего труда. Он сам отбирал газетные статьи и рисунки, расставлял книги, развешивал по стенам плакаты. Поэту помогали Лиля Брик, его новая возлюбленная актриса Вероника Полонская и сотрудник Государственного литературного музея Артемий Бромберг.
В день открытия зал для гостей был переполнен. Однако, как вспоминал Бромберг, на открытие не пришел никто из представителей литературных организаций. Да и официальных поздравлений поэта с двадцатилетием работы тоже не было.
Никогда не забуду, как в Доме печати на выставке Владимира Владимировича «Двадцать лет работы», которую почему-то почти бойкотировали «большие» писатели, мы, несколько человек сменовцев, буквально сутками дежурили около стендов, физически страдая оттого, с каким грустным и строгим лицом ходил по пустующим залам большой, высокий человек, заложив руки за спину, ходил взад и вперед, словно ожидая кого-то очень дорогого и все более убеждаясь, что этот дорогой человек не придет.
Непризнание усугубила личная драма. Владимир Маяковский, влюбленный в Полонскую, требовал, чтобы она ушла от мужа, бросила театр и поселилась с ним в новой квартире. Как вспоминала актриса, поэт то устраивал сцены, то успокаивался, потом снова начинал ревновать и требовать немедленного решения. Одно из таких объяснений стало роковым. После ухода Полонской Маяковский покончил с собой. В предсмертном письме он просил «товарища правительство» не оставлять его семью: «Моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо».
После смерти Маяковского весь архив поэта отошел Брикам. Лиля Брик пыталась сохранить память о его творчестве, хотела создать мемориальную комнату, но постоянно натыкалась на бюрократические препоны. Поэта почти не издавали. Тогда Брик написала письмо Иосифу Сталину. В своей резолюции Сталин назвал Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи». Резолюцию напечатали в «Правде», произведения Маяковского стали издавать огромными тиражами, а его именем называть улицы и площади Советского Союза.
Пошлость, не оспаривая его у жизни, оспаривала у смерти. Но живая, взволнованная Москва, чуждая мелким литературным спорам, стала в очередь к его гробу, никем не организованная в эту очередь, стихийно, сама собой признав необычность этой жизни и этой смерти. И живая, взволнованная Москва заполняла улицы по пути к крематорию. И живая, взволнованная Москва не поверила его смерти. Не верит и до сих пор.
Источник