Волга харламова фото

Волга харламова фото thumbnail
Валерий Харламов был не единственным из числа легендарных советских хоккеистов, кто ценил хорошие машины. Но так уж сложилось, что именно в его судьбе они сыграли решающую роль: сначала драматическую, а потом, увы, и трагическую

Волга харламова фото

Владимир Маккавеев

«Легенда №17» никогда не изменял отечественному автопрому. Дело, конечно, было не в патриотизме. Просто по статусу кумиру советских мальчишек, да еще и офицеру Советской Армии, не полагалось ездить на иномарках. Если даже на полковника Гагарина партийные бонзы косо смотрели, когда в его гараже появилась французская Matra, то уж другому заслуженному мастеру спорта – майору Харламову такой роскоши бы точно не позволили. Да и не ему одному. Благосклонность партийных идеологов в то время была очень избирательна. Возможно, играй Харламов не в ЦСКА, а в столь обожаемом «дорогим Леонидом Ильичом» «Спартаке» или будь он более мягким и податливым в общении с властью, все было бы иначе. Но какие тут иномарки, если его и наградами-то периодически обделяли. Как, к примеру, в 1978-м, когда из трех представленных к «Ордену Ленина» героев победного чемпионата мира в Праге «вождя» дали только Третьяку и Михайлову, а беспартийному на тот момент Харламову высший орден страны заменили вторым «Трудовым Красным знаменем».

«Легенда №17»: автомобили Валерия Харламова

Впрочем, отсутствие иномарки в гараже не мешало Харламову слыть заправским автомобилистом. Уж чего-чего, а проблем с покупкой отечественных автомобилей у звезд советского хоккея тех лет не было. Машины они получали без очереди, а зарплаты позволяли не скромничать в выборе. В советской прессе одно время ходила легенда, что «Харламов родился в машине и умер в машине». Первая часть этой истории, конечно, чистой воды вымысел. Хотя роды у Бегониты Ориве-Абад были и скоротечными, до больницы, где и родился маленький Валера, довезти ее все-таки успели. Само собой, в скромной семье испанской иммигрантки и слесаря завода «Коммунар» Бориса Харламова о покупке собственного автомобиля в 1950-х и помышлять не могли. Так что первое близкое знакомство будущей «Легенды №17» с автомобилем состоялось, скорее всего, не в Москве, а в Стране Басков, куда маленький Валера с матерью и сестрой Таней отправился погостить к испанским родственникам. У их деда Бенито была в Бильбао небольшая транспортная компания, и излюбленной забавой старика стало катание с новоявленным русским внуком. «Он возил его на своем Volkswagen, но никогда не включал поворотники, зная, что Валерка будет показывать водителям руками, куда поворачивает машина, – вспоминала в беседе с автором книги «Валерий Харламов» Максимом Макарычевым Татьяна Харламова. – Регулировщики дорожного движения тоже знали, что едет русский мальчик, и махали ему».

Первый автомобиль у Валерия Харламова появился, когда он уже стал играть за основу ЦСКА и сборной СССР. На этом «Москвиче» Харламов в начале 1970-х попал в свою первую аварию. И хотя, в отличие от двух последующих, на тот раз все обошлось без серьезных последствий, на «Москвиче» Валерий больше почти не ездил. А потом – после победы на Олимпиаде-72 в Саппоро – у него, как и почти у всех армейских «сборников», появилась новенькая 24-я «Волга» – со знаменитым номером 00-17 ММБ. Эту моду на «именные номера», кстати, впервые ввел его друг по сборной Александр Мальцев в 1970-м. “Каюсь, целый год ездил я на своей первой “Волге” по Москве без прав, – рассказывал потом нападающий “Динамо”. – И хотя не тормозили, решил все-таки зарегистрироваться в ГАИ Москвы. Ее начальник оказался моим заядлым болельщиком. “Проси, Саша, что хочешь!” – говорит. Я подумал и тихо так прошу: “А номер 00-38 можно?” Он напрягся весь, ничего не поймет, спрашивает: “А почему не 10 или 11, как на твоих свитерах в “Динамо” или в сборной?” Я ему отвечаю: “Потому что Петровка, 38″. Он расхохотался, и через час я вышел из ГАИ с новыми номерами. Уже позже номер 00-17 появился у Валеры”. Мальцев же помог Харламову, который по широте своей души совершенно не умел копить деньги, купить первую «Волгу».

«Легенда №17»: автомобили Валерия Харламова

В середине 1970-х этот номер 00-17 был, наверное, самым популярным в Москве. Его знали не только все сотрудники ГАИ, отдававшие честь «Легенде №17», но и все фанатки Харламова, по ночам скручивавшие вожделенные «сувениры» с «Волги» во дворе его дома на улице Свободы. Сколько дубликатов пришлось сделать ГАИ, одному богу известно!

«Легенда №17»: автомобили Валерия Харламова

Там же, на улице Свободы, вскоре после своей свадьбы в мае 1976 года Валерий попал в первую из двух своих страшных аварий. 26 мая в начале восьмого вечера новоиспеченные супруги Харламовы решили подвезти до дома бывшего у них в гостях волейболиста ЦСКА Владимира Путякова. Выехав со двора, Харламов свернул в сторону центра и уперся в тащившийся на соседнюю стройку грузовик c песком. Ехали очень медленно, от силы 40 км/ч… «Я никуда не спешил, – напишет позднее Харламов в своей книге «Хоккей — моя стихия». – Но грузовик впереди катился вызывающе медленно. Он мне даже успел надоесть, этот грузовик. И я решил обойти его. Включил мигалку поворота и взял чуть левее, увидел идущую навстречу грузовую машину, подумал, что легко проскочу между двумя грузовиками, только добавлю скорость. И в ту секунду, когда я нажал педаль газа, из-за мчавшейся навстречу машины показалось такси. Видимо, мы в одно мгновение ударили по тормозам. Резина на задних колесах моей “Волги” была уже почти “лысой”. Машину повело резко влево и швырнуло на столб… у меня была перебита нога и сломаны два ребра, у Иры, жены, ноги тоже оказались в гипсе”. Легче всех – всего лишь ушибом – отделался сидевший сзади Путяков: здоровенного волейболиста выбросило из машины на семь метров. Харламову же помимо переломанных ребер педалями раздробило правый голеностоп. Лишь через полгода, после нескольких операций и долгих месяцев изнурительного восстановления, Валерий Харламов снова выйдет на лед. Он практически полностью восстановится: заново научится ходить, кататься и снова станет лидером сборной СССР и лучшим нападающим советского хоккея. Более того, после замены кузова и переборки двигателя, удастся восстановить даже его «Волгу», завязавшуюся узлом вокруг столба на улице Свободы. Он еще некоторое время поездит на ней, а на следующий год, в очередной раз заняв денег у бережливого Мальцева, отправится в «Военторг» на Ярославском шоссе покупать себе новую – ту самую, которая августе 1981-го навсегда заберет у нас главную легенду советского хоккея – «Легенду №17».

«Легенда №17»: автомобили Валерия Харламова

Утром 27 августа 1981 г., возвращаясь с дачи, подавленный после несправедливого и циничного отчисления из отправившейся на Кубок Канады сборной СССР, измученный бессонной ночью Валерий Харламов уступил уговорам жены и пустил ее за руль своей «Волги». На 74-м километре Ленинградского шоссе на мокром свежеуложенном асфальте Ирина, будучи неопытным водителем, не справилась с управлением. Харламовская «Волга» 00-17 ММБ закрутилась, вылетела на встречную полосу и врезалась в грузовик. Выброшенная из машины в кювет Ирина Харламова скончалась минут через десять. Пассажиры – ее двоюродный брат Сергей Иванов и Валерий Харламов – погибли мгновенно.

Хочу получать самые интересные статьи

Источник

Последняя машина Харламова и еще 5 самых интересных фактов из истории «Волги»

Что такое «Волга»? В свое время это был именно тот автомобиль, который указывал на социальный статус владельца, его положение в обществе и определенную денежную сумму в кармане. Волга была самым роскошным автомобилем, который советский человек мог приобрести. Она всегда производилась в ограниченных количествах, служила во всех ведомствах и ценилась на вес золота.

«Авто для Брежнева»

Последняя машина Харламова и еще 5 самых интересных фактов из истории «Волги»

Леонид Ильич Брежнев был заядлым автолюбителем и охотником, поэтому специально для него и его приближенных лиц была изготовлена Волга ГАЗ 24-95 «4х4». Этот автомобиль можно по праву считать родоначальником кроссоверов. Волга ГАЗ-24-95, способная преодолевать любое бездорожье, отлично держала дорогу и прекрасно управлялась, несмотря на свою «нестандартную» конструкцию. Но чудо инженерной мысли не пришлось по душе генсеку, потому что ему неудобно было стрелять из окна авто на охоте. Посидев в ней всего лишь один раз, он поставил ее в свой гараж и благополучно забыл о ее существовании. Кстати, всего было собрано всего 4 таких агрегата, 3 из которых безвозвратно утеряны. Скорее всего, будь эта машина востребованнее, сейчас бы с легкостью составила бы конкуренцию «Ниве».

«На Европу!»

Последняя машина Харламова и еще 5 самых интересных фактов из истории «Волги»

В 1967 году на свет появляется Волге ГАЗ-24. Эта красивая и по тем меркам современная машина скорее являлась грамотным рекламным ходом, чем реальностью. Ее показывали в вишневом цвете, который никогда не станет распространенным, белые бортики покрышек забудутся сразу после тестовой партии, а от «американской» посадки, которая и так была слишком низка, пришлось отказаться из-за наших дорог. Стоит отметить грандиозный прокол в европейской рекламной компании. Поскольку у нас «Волга» была статусным авто, доступным не каждому гражданину, в Европе машину рекомендовали под другим углом. Основной акцент делали на большой размер автомобиля, простоту конструкции и огромный салон. «Волга» для запада — это облагороженные салоны, в котором есть приемники с FM-диапазоном, и окраска «металлик». Правда, для привередливого европейского потребителя этот советский «гроб на колесах» с его аскетичным салоном был откровенно простоват.

«Перевозчик: миссия грядка»

Последняя машина Харламова и еще 5 самых интересных фактов из истории «Волги»

В 1972 году выпускают, пожалуй, самую востребованную версию «Волги» — универсал ГАЗ 24-02 с тремя рядами сидений и кучей модификаций. Казалось бы, появился отличный автомобиль, который очень пригодится в хозяйстве практически любому гражданину страны. Этот агрегат мог бы стать отличным подспорьем малому бизнесу, в том числе облегчил жизнь многим дачникам. Вместо этого автомобиль делают исключительно для ведомственных целей: такси, скорая помощь и так далее. Однако Волгу универсал можно было получить либо после списания авто из-за истечения срока службы, либо по «суровейшему блату». Конечно, был еще один способ – можно было получить такую машину указом свыше, как это сделал Юрий Никулин. А все потому, что ему нужен был просторный и вместительный автомобиль для перевозки циркового инвентаря.

«Дубль» для КГБ

Последняя машина Харламова и еще 5 самых интересных фактов из истории «Волги»

Конечно, была и «заряженная» версия «Волги». Так, специально для КГБ был разработан ГАЗ 24-24, или как его еще называли — «дубль». Эту модель по праву можно сравнивать с американскими масл-карами: элегантный кузов в сочетании с 195-сильным V8 и трансмиссией от «Чайки» придавали авто такие динамические характеристики, что ни один враг народа не мог скрыться от КГБ. Вообще, официально этой машины не существовало, поэтому их, к сожалению, осталось очень мало. Почти все восьмицилиндровые «Волги» стояли в гараже особого назначения «ГОН». Их использовали в качестве машин сопровождения и не только. Ежегодно завод выпускал около 100 «догонялок», а отличительной чертой таких «Волг» были парные выхлопные трубы. Хотя в ходу были и менее «заряженные» Волги с роторным двигателем и 170-ю лошадиными силами, у которых была стандартная одинокая выхлопная труба. Но таких автомобилей делали еще меньше и найти их практически нереально.

«КиноВолга»

Последняя машина Харламова и еще 5 самых интересных фактов из истории «Волги»

Конечно, «Волгу» очень активно снимали в кино. В фильме «Берегись автомобиля» Юрий Деточкин выкрадывал раннюю версию «Волги», чтобы помочь нуждающимся. А наш герой появляется, например, в «Служебном романе». В первом и во втором фильме ГАЗы неизменно ассоциировались с какой-то несбыточной мечтой, за которой герои гонятся и в итоге достигают. «Волги» всегда были на вес золота, и в советских фильмах это показывалось со всей прямотой и серьезностью. Ну и не показать такую желанную машину в кино было бы просто неправильным – людям давали надежду, что и у них тоже может быть такая машина-мечта!

Последняя машина Харламова

Последняя машина Харламова и еще 5 самых интересных фактов из истории «Волги»

Как мы уже упомянули, «Волга» в Советском союзе была атрибутом богатого и успешного человека. Но судьба и злой рок в бумажник не заглядывают. Самый дорогой и шикарный автомобиль советского автопрома не смог уберечь жизнь самого великого советского хоккеиста Валерия Харламова. 27 августа 1981 года на 74 километре Ленинградского шоссе 33-летний игрок вместе с женой Ириной и ее братом Сергеем погибли в ДТП. Женщина, сидевшая за рулем «Волги» на мокрой дороге не справилась с управлением и врезалась в ЗИЛ, все пассажиры погибли на месте. Интересно, что поначалу, возвращаясь с дачи, за руль сел Харламов, послушав свою мать, которая, будто что-то чувствуя, выступала против того, чтобы за руль села Ирина, которая была неопытным водителем, а поменялись местами они уже по пути.
Забвение
После развала СССР отечественный автопром неизменно пошел ко дну. «АвтоВАЗу» удалось выжить, а вот АЗЛК(«Москвич») и ГАЗ («Волга») ждал упадок и как итог – разорение и крах. Ныне «Волга» пребывает в небытие, а большая часть сохранившейся продукции загнивает на стоянках в спальных районах. Возможно, когда-нибудь она восстанет из пепла и вернет свое былое величие. А пока нам приходится лишь вспоминать о некогда гремящей на всю страну славе «Волги» и верить в лучшее.

Не забываем подписываться на наши группы в соцсетях:

Вконтакте https://vk.com/carsguruclub,

Facebook https://www.facebook.com/carsguru.ru/,

Одноклассники https://ok.ru/group/52922229129359,

YouTube https://www.youtube.com/c/CarsGuru,

Instagram https://www.instagram.com/carsguru/,

Яндекс.Дзен https://zen.yandex.ru/media/carsguru.net

Источник

27 августа 1981 года не стало знаменитого советского хоккеиста Валерия Харламова. Несмотря на то, что после его гибели прошло много лет, до сих пор существуют несколько версий, почему на самом деле закатилась звезда советского хоккея.

В 1981 году Харламов объявил, что заканчивает спортивную карьеру, и единственная цель, которая у него осталась — выиграть первый Кубок Канады. Турнир должен был состояться в Виннипеге в конце августа. Но на последней тренировке, тренер команды Тихонов заявил, что Харламов в Канаду не едет. Эта новость была для Валерия как гром среди ясного неба. Как вспоминают его коллеги по команде, Харламов старался изо всех сил, тренировался сверх нормы. После разговора с тренером Харламов пожелал победы ребятам по команде, пожал каждому руку и уехал. Как оказалось позже, Тихонов наказал Харламова за какое-то из прошлых нарушений режима. По мнению некоторых хоккеистов, если бы Тихонов не поступил так по отношению к Валерию, он бы не поехал на дачу, и остался бы жив. Тихонов же настаивал, что не взял Харламова в сборную из-за плохой функциональной подготовки.

26 августа Харламов встретил из аэропорта жену с сыном, и отвез их на дачу в деревню Покровка под Клином, где их ждали четырехлетняя дочь и теща. Харламов всю ночь не спал, так как сильно переживал из-за того, что его не взяли в сборную. Утром нужно было ехать в Москву, поэтому жена Харламова — Ирина, переживая за его физическое и моральное состояние, предложила сесть за руль.

Трагедия случилась на Ленинградском шоссе (74 километр). Дорожное покрытие в тот день было мокрым из — за дождя, и это, по одной из версий и стало причиной трагедии. Ирина просто не смогла справиться с управлением. Кроме того, ездить она училась на другой машине — «Москвиче», да и стаж ее вождения был не велик. Их «Волга» выехала на встречную полосу и врезалась в грузовик. Все произошло очень быстро, и водитель грузовика не успел вовремя среагировать, а то что он был еще и груженый, не позволяло водителю быстро совершить маневр и съехать в кювет.

От полученных травм Сергей (двоюродный брат Ирины) и Валерий погибли мгновенно, а Ирина вылетела на дорогу через лобовое стекло и умерла через несколько минут после мужа и брата. Прибывшие милиционеры узнали в погибшем Валерия Харламова. Весть о трагедии разнеслась по Москве всего за несколько часов.

Причиной ДТП мог так же стать недавно положенный асфальт, на котором некоторое время остается небольшая масляная пленка. В сочетании с дождем асфальт стал скользким, и управлять машиной было трудно. На момент аварии спидометр автомобиля заклинило на отметке 110 км, но в официальном протоколе стоит цифра 60 км. С этой цифрой соглашаются и друзья Харламовых, потому что Ирина была неопытным водителем и быстро не ездила.

По стечению обстоятельств, неподалеку места аварии, меняли асфальт, и одно из колес Волги оказалось на новом выступающем асфальте, а второе — на старом покрытии, которое было на 7 см ниже от нового покрытия, из — за чего произошел занос и машина выехал на полосу встречного движения.

Хоккеисты сборной СССР о произошедшем узнали уже в Виннипеге. На похороны они не приехали, но пообещали выиграть турнир в память о погибшем товарище. В финале сборная СССР разгромила канадцев со счетом 8:1.

Видео дня. Самые высокие «Жигули» попали в книгу рекордов России

Источник

10 фактов из жизни выдающегося спортсмена

27 августа 1981года трагически оборвалась жизнь легендарного советского хоккеиста, ушедшего в возрасте Христа – в 33 года.

Испанская кровь

Валерий Харламов – коренной москвич, родился в ночь девичьих гаданий – на Старый Новый год, с 13-го на 14-е января 1948 года. Родила его испанка по имени Бегонита (полное имя – Арибе Аббад Хермане). В 1936 году она двенадцатилетней девочкой приехала в Москву в числе беженцев из охваченной гражданской войной Испании. Закончив школу, трудоустроилась на завод «Коммунар», где и познакомилась с мужем Борисом Сергеевичем. Отец будущей хоккейной звезды и сестры Валерия Татьяны работал на том же предприятии слесарем-испытателем. По иронии судьбы, первенец родился в машине: схватки у матери начались по пути в роддом. А Валерием родители назвали сына в честь летчика Чкалова. Они видели в нем будущего героя, несмотря на то, что мальчик родился слабеньким и весил меньше нормы.

Обман зрения

Коньки Харламов освоил в семь лет. С детства хотел стать таким же популярным, как Иван Трегубов и Всеволод Бобров. Вот только здоровье подвело: в 13 лет переболел осложненной ангиной, после чего врачи констатировали порок сердца. Физическая активность была запрещена: Харламову нельзя было посещать даже школьные уроки физкультуры. Ни бегать, ни прыгать, ни плавать ему не разрешалось. Даже портфель нельзя было носить без посторонней помощи. Мать с вердиктом врачей смирилась: лучше он не станет хоккеистом, чем умрет. А отец поступил по-своему и записал сына в хоккейную секцию при первой же возможности – в 1962 году открылся летний каток на Ленинградском проспекте. Брали туда мальчишек помладше, начиная с 1949 года рождения, но худосочный Валерий выглядел на их возраст и обманул зрение второго тренера ЦСКА. Самое интересное, что «переростка» Харламова зачислили в секцию единственным из десятков кандидатов.

Мал золотник, да дорог

Очень быстро Харламов завоевал сердце наставника Бориса Кулагина, став  одним из лучших игроков детской и юношеской спортивной школы ЦСКА. Лишь главный тренер Анатолий Тарасов некоторое время относился к хоккейному дарованию с недоверием. Он ставил на сильных парней, ориентируясь на их будущих мощных соперников. «Канадские хоккеисты по сравнению с нашими – гиганты, – объяснял главный тренер, – как же мы их одолеем с нападающими-карликами?». В итоге низкорослого Харламова в 1966 году отправили во вторую лигу – в чебаркульскую «Звезду», армейскую команду Свердловского военного округа. Но там случилось чудо: за один сезон перворазрядник Харламов забросил в ворота соперников 34 шайбы! Майор Владимир Альфер (тренер «Звезды») сообщил о сенсационном хоккеисте в Москву. Там не поверили. А когда Кулагин своими глазами увидел в 1967 году юное дарование в игре, то сразу же вызвал его на сбор в ЦСКА.

Красивая игра

«Играть нужно красиво», – говорил Харламов. И у него это хорошо получалось. Его игрой зрители наслаждались как искусством, а спортсмены восторженно изучали непредсказуемые ледовые маневры для наследования. В 1967-68 годах родилась прославленная армейская тройка Харламов – Петров – Михайлов.  Команда ЦСКА выиграла первенство СССР, и вместе с ней стал чемпионом Валерий Харламов. А в 1969 году он стал чемпионом мира – в 20-летнем возрасте! Это был рекорд в советском хоккее.

Проделки «малыша»

Осенью 1972 года Валерий Харламов покорил «хоккейную Мекку» – Северную Америку. На лед монреальского «Форума» он вышел в серии матчей между сборными СССР и Канады в амплуа лучшего хоккеиста Старого Света: к тому времени Харламов уже снискал славу самого талантливого игрока не только советского, но и европейского хоккея. Не признавали силу соперника лишь канадцы – и игроки, и болельщики не допускали мысли, что их лучшую в мире сборную кто-то может превзойти. Но первая же встреча с советской командой 2 сентября 1972 года закончилась для «кленовых листьев» разгромом. Счет 7:3 поверг канадцев в  шок.

И две шайбы забил в том матче Валерий Харламов. Рослые канадцы называли соперника «малышом» и очень конфузились, когда «малыш» обыгрывал могучих профессионалов НХЛ. В конце концов, канадский тренер предложил Харламову миллионный контракт: если враг не сдается, нужно его сделать другом. Но советский спортсмен отшутился: без Михайлова и Петрова он в хоккей не играет. Канадцы не отступили: «Возьмем всех троих!». Возьмут-то они, возьмут, да кто же им даст! В НХЛ наших звезд не отпустили. Тем не менее, Валерий Харламов – один из немногих европейских хоккеистов, чье фото висит в Зале хоккейной славы в Торонто. До него такой чести удостоились только Владислав Третьяк и Вячеслав Фетисов.

Можно потрогать

В 1975 году Валерий Харламов познакомился со своей будущей женой – 19-летней Ириной Смирновой. Дело было в ресторане. Ирина отмечала день рождения подруги, а хоккеисты отдыхали за соседним столиком. Когда Валерий пригласил понравившуюся девушку на танец, она подумала, что он – таксист. Кожаный пиджак и кепка – чуть ли не униформа таксистов той поры. А когда ухажер предложил подвезти красавицу домой на новенькой «Волге», девушка укрепилась в своей мысли – личную «Волгу» простые смертные не имели. О том, что ее новый знакомый – звезда хоккея, Ирина узнала от друзей. А в начале 1976 года она родила хоккеисту сына Александра. 8 марта родители Валерия впервые увидели невестку, а теща – зятя. Пришел Валерий к матери Ирины с детской коляской. «Неужели это тот самый Харламов? – воскликнула теща. – Можно потрогать, а то не верится?». «Я думал, вы с восьмого этажа меня сбросите», – улыбнулся Валерий.

Плохой знак

Той же весной Ирина и Валерий расписались. Но вскоре радостное событие омрачилось происшествием, едва не ставшим трагедией. Ночная поездка закончилась аварией. Валерий не справился с управлением и разбил свою  «Волгу» вдребезги. Пострадали и люди: тяжелые травмы получил водитель и пассажиры. Валерий два месяца провел на больничной койке с переломами ребер и ног, а Ирина получила переломы и черепно-мозговую травму. Но если женщине не нужно было думать о выходе на лед, то для Харламова вопрос стоял очень серьезно: врачи не гарантировали, что он сможет когда-нибудь вернуться в хоккей.

Гордость страны

Но Харламов опять поступил вопреки прогнозам: осенью 1976 года хоккеист вновь вышел на лед и показал прежний класс игры, развеяв сомнения скептиков. После игры с «Крыльями Советов» главный тренер ЦСКА заявил, что Валерий Харламов – гордость страны.

К этому времени знаменитый хоккеист уже был двукратным чемпионом Олимпийских игр, шестикратным чемпионом мира и шестикратным чемпионом СССР. А еще это был, пожалуй, единственный хоккеист в Советском Союзе, которого любили абсолютно все болельщики, без малейшего исключения.

Ключи от бара

В том же году главным тренером ЦСКА стал Виктор Тихонов. Он был неприятно озадачен отсутствием дисциплины в армейском клубе.

Главными нарушителями спортивного режима оказались  Александр Гусев, Борис Александров, Владимир Петров. Валерий Харламов в «святых» не ходил, но рюмка не мешала ему в борьбе с соперником. Как-то хоккеисты не вовремя выпили накануне ответственного матча и проигрывали чехам со счетом 2:0. Злой на весь мир Виктор Тихонов нервно бормотал: «Одни враги, снимаю с игры!». Хоккеисты отстояли Харламова и Васильева, попросив тренера дать им возможность реабилитироваться. Когда наша  сборная выиграла, этих двоих назвали героями матча: на счету Васильева оказалась результативная передача, а Харламов забил две шайбы. Тихонова попустило: «Может, разрешить им пить в порядке исключения?». Но более радикальное предложение родилось у министра спорта Павлова. «Ребята, – обратился он к провинившимся, – захотите выпить, вот ключи от моей дачи, поезжайте и бухайте, лишь бы не на сборах, а то и другим захочется».

Смерть на трассе

В 1981 году семикратный чемпион мира, одиннадцатикратный чемпион СССР и обладатель Кубка европейских чемпионов объявил о завершении спортивной карьеры. Валерий Харламов собирался завоевать Кубок Канады и достойно попрощаться с болельщиками. Но Виктор Тихонов его в Виннипег не взял, припомнив нарушение режима. Для оставшегося в Москве  Харламова тренерское решение оказалось фатальным. Рано утром 27 августа Валерий возвращался с дачи с женой Ириной и ее братом Сергеем. Двоих детей – 5-летнего Сашу и названную в честь бабушки 4-летнюю Бегониту, к счастью, оставили с тещей на даче (сын и дочь тоже стали спортсменами: Александр, как и отец, хоккеист, долго играл под отцовским номером 17 в ЦСКА, потом уехал играть в Америку, сына назвал Валерием в честь деда; а Бегонита – мастер спорта по художественной гимнастике). На 74-м километре Ленинградского шоссе управлявшая машиной Ирина не удержала «Волгу» на мокрой трассе. Автомобиль вылетел на встречную полосу и столкнулся с грузовиком. Мужчины погибли сразу, Ирина – спустя несколько минут. Узнавшая о случившемся советская сборная посвятила победу на Кубке Канады погибшему товарищу. На месте его гибели стоит знак – шайба из мрамора весом в полтонны с мемориальной надписью: «Здесь погасла звезда русского хоккея. Валерий Харламов».

Источник