Все о иван пырьев биография личная жизнь
Биография
Ивана Александровича Пырьева знают абсолютно все любители старого советского кино. Он писал сценарии и снимал одни из самых прославленных довоенных картин, например, «Свинарка и пастух», «Богатая невеста» и «Трактористы». Также на его счету великолепные экранизации произведений Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», «Белые ночи» и «Идиот». Между прочим, именно он стоял у истоков киностудии «Мосфильм», а также приложил массу усилий для создания Союза кинематографистов. За большой вклад в культурную жизнь страны Ивана Александровича наградили званием Народного артиста СССР.
Молодые годы Ивана Пырьева
Биография Ивана Пырьева началась в селе Камень Томской губернии. Сейчас этот населенный пункт называется городом Камень-на-Оби. Родители Ивана были крестьянами. Мальчику было всего три года, когда его отца убили в драке. Поэтому в раннем детстве Пырьев остался на попечении дедушки Осипа Комогорова и уже в восемь лет начал работать пастухом. Маму, которая сразу после смерти мужа уехала на заработки, он увидел в следующий раз, только когда окончил начальные классы.
Фото Ивана Пырьева | Ностальгия по советскому
Когда три первых класса остались позади, мать увезла Ивана с собой в маленький городок Мариинск. Там у нее уже был новый супруг, торговец фруктами по фамилии Амиров. С отчимом Пырьев особого языка не нашел, так как мужчина часто выпивал лишнего, а в таком состоянии становился агрессивным и лез в драку. Такие взаимоотношения в итоге закончились потасовкой: устав от побоев, 14-летний Иван схватился за топор, Амиров испугался и побежал жаловаться в полицию. Будущий режиссер решил, что ему лучше покинуть семью, сел в воинский эшелон и отправился на фронт.
Фото Ивана Пырьева | Музей актрисы Любови Орловой
В Первой мировой войне Иван Пырьев отличился большой храбростью, был удостоен Георгиевских крестов 3 и 4 степеней. Во время Гражданской войны юноша перешел на сторону Красной армии. Начинал как рядовой, но потом стал политруком и агитатором. Жизнь Ивана Пырьева забросила в Екатеринбург, где он, не прекращая исполнять прямых обязанностей, стал посещать театральную студию и даже выступал в профессиональной труппе под псевдонимом Алтайский, отдав дань уважения родному краю. Летом 1921 года Пырьев впервые видит выступление театра МХАТ, труппа которого приехала на Урал с гастролями. Уровень мастерства этих актеров так поразил молодого человека, что он тут же отправляется в Москву, чтобы учиться этому искусству.
Фото Ивана Пырьева | LiveInternet
Иван Александрович оканчивает актерское, а впоследствии и режиссерское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской В. Э. Мейерхольда и погружается в кинематографическую деятельность. Но помимо фильмов Пырьев прославится и как издатель и главный редактор журнала «Искусство кино», а также как директор киностудии «Мосфильм», руководитель Высших режиссёрских курсов и как основатель Союза кинематографистов СССР.
Фильмы
Окончив актерский факультет театральной студии, Пырьев дебютировал на экране в главной роли в кинофельетоне «Дневник Глумова». Но в процессе работы Иван понял, что руководить съемками ему интереснее и снова садится за парту, выучившись на режиссера. Сначала был помощником режиссера и писал сценарии для фильмов, например, «Третья молодость» и «Оторванные рукава».
Через четыре года ему наконец-то удается дебютировать как самостоятельному режиссеру с мелодрамой «Посторонняя женщина», за которой последовала сатирическая комедия «Государственный чиновник». Пырьев начал трудиться над новой картиной «Деревня последняя», но был уволен с киностудии за создание фильмов, «несоответствующих интересам государства». Иван оказался безработным. Он недолго поработал в Ереване, но затем вернулся в столицу и согласился сделать заказную антикапиталистическую драму-гротеск «Конвейер смерти».
Возле камеры, на съемочной площадке фильма “Партийный билет” | Кино-театр
Была политически ангажированной и следующая работа, «Партийный билет», о враге советской власти, который проникает в ряды активистов. Тем не менее, режиссер сумел в приключенческо-политическую форму добавить свойственный ему драматизм и даже детективную напряженность. Фильм дарит Пырьеву первый всесоюзный успех, но при этом дирекция «Мосфильма» осталась им недовольна, и Иван Александрович уезжает на Киевскую киностудию. Именно там он находит себя в жанре музыкальной комедии, благодаря которому и становится легендарным режиссером.
С актерами фильма “Свинарка и пастух” | Кино-театр
Интересно, что и вокруг комедии «Богатая невеста», ставшей первой среди очень популярных картин Пырьева, разгорелся нешуточный скандал. Так как в главных ролях были задействованы московские актеры Марина Ладынина и Фёдор Курихин, а второстепенными оказались в основном украинские артисты, то комитет по цензуре умудрился увидеть в фильме националистический уклон. Комедия легла на полку и, возможно, фильмы Ивана Пырьева больше не увидели бы свет, а его карьера на этом бы окончилась, но в 1938 году «Богатую невесту» просмотрел лично Иосиф Сталин и приказал срочно выпустить ее на экраны.
С актерами фильма “Кубанкские казаки” | Кино-театр
Успех был сногсшибательным, и Иван Александрович одну за другой выпускает музыкальные романтические картины «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», «Трактористы», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской». Зрители полюбили эти комедии, хотя очень многие люди в семейном кругу отмечали, что к реальной жизни эти веселые и неутомимые работники не имеют никакого отношения. Любопытно, что у советского зрителя наибольшим успехом пользовались фильмы Пырьева «Кубанские казаки» и «Свинарка и пастух», а среди иностранцев феерический успех имела музыкальная мелодрама «Сказание о земле Сибирской». Ее закупили для показа 86 стран, а японцы и вовсе посчитали эту картину культовой.
На съемочной площадке | Официальный сайт Алтайского края
После войны Пырьев создает сильную мелодраму «Испытание верности», а также производственную картину «Наш общий друг» и военную драму «Свет далёкой звезды». Но особое значение для режиссера в его последние годы имеет переосмысление творчества Федора Достоевского. Иван Александрович снимает грандиозный фильм «Идиот» и максимально лиричный в своем драматизме кинороман «Белые ночи». Последней работой Пырьева стала экранизация «Братья Карамазовы», которая, что примечательно, является последним произведением и у Достоевского. Режиссер успел отснять две серии, но заключительную часть картины доделывали уже его друзья – Михаил Ульянов и Кирилл Лавров, которые сами снимались в мини-сериале.
Личная жизнь
В 1933 году, на съемках фильма «Конвейер смерти», режиссер знакомится с актрисой Адой Войцик, которая изменила статус личной жизни Ивана Пырьева и стала его первой женой. В семье родился сын Эрик, но и ребенок не смог помешать Аде уйти от мужа, когда у того начались проблемы с руководством «Мосфильма». Кроме того, Иван Александрович разрывался между чувствами к первой супруге и явной симпатией к звезде своих комедий, Марине Ладыниной, которая оказалась единственным человеком, поддержавшим Пырьева в трудную минуту. В итоге мужчина остановил свой выбор на Марине.
Первая жена Ада Войцик и сын
Ладынина была с ним на протяжении более чем 20-ти лет и все эти годы оставалась неизменно главной актрисой его картин. У пары родился сын Андрей Ладынин, ставший впоследствии режиссером. Интересно, что Пырьев и Ладынина официально поженились только в 1955 году, а через год они отметили 20-летний юбилей совместной жизни. Однако вскоре в семье произошел разрыв. В последнем совместном фильме «Испытание верности» Марина сыграла женщину, от которой уходит муж, и эта роль оказалась пророческой. Дело в том, что Иван Александрович увлекся молодой студенткой Людмилой Марченко, которую снимал в «Белых ночах». Он ушел от жены из-за этой девушки, несмотря на почти 40-летнюю разницу в возрасте.
Со второй женой Мариной Ладыниной и сыном Андреем | Факты и комментарии
Ладынина, которая в свое время поддержала Пырьева в минуты его краха, не смогла простить предательства и до конца жизни не поддерживала с ним никаких отношений. Видимо, женщина наговорила бывшему мужу много нелицеприятных слов, так как Иван Александрович с помощью своего авторитета запретил режиссерам снимать Марину, и она больше не была востребована. Впрочем, и сам режиссер не построил счастья с Людмилой Марченко: ее родные воспротивились этим отношениям, и девушка предпочла принять ухаживания более молодого претендента на ее сердце.
С третьей возлюбленной Людмилой Марченко | Новый факт
Последней музой великого режиссера стала молоденькая актриса Лионелла Скирда. Она стала его законной супругой, сыграла в фильмах Пырьева «Свет далекой звезды» и «Братья Карамазовы» и до конца дней Ивана Александровича была ему очень предана. Позднее Лионелла вышла замуж за прославленного актера Олега Стриженова, с которым живет до сих пор.
С последней женой Лионеллой Скирдой-Пырьевой на съемках фильма “Братья Карамазовы” | Кино-театр
Все люди, работавшие с Пырьевым, отмечали, что он был человеком огромного темперамента и эмоциональности, но при этом отличался обаянием и привлекал к себе людей. Тем не менее, на съемочной площадке режиссер был очень строгим, за что получил прозвище «Иван Грозный».
Смерть
В последние годы жизни режиссер работал буквально на износ. Смерть Ивана Пырьева настигла 7 февраля 1968 года, когда он вернулся со съемок картины «Братья Карамазовы». Умер Иван Александрович во сне от очередного сердечного приступа. Последовавшее вскрытие показало, что мужчина перенес за последнее время шесть инфарктов, причем все шесть – на ногах, не прекращая работы над фильмом. Похоронили Пырьева на Новодевичьем кладбище.
Бюст режиссёра в городе Камень-на-Оби, Алтайский край | Википедия
Его именем назвали одну из улиц в Москве, а на доме режиссера на Смоленской улице установили мемориальную доску. Но основную дань уважения этому прославленному человеку оказали на его родине, в городе Камень-на-Оби. Там есть и улицы Пырьева, и мемориальная доска, кроме того, кинотеатр «Звезда» носит его имя, а также на набережной реки жители города установили бюст великого земляка.
Фильмография
- 1936 — Партийный билет
- 1937 — Богатая невеста
- 1939 — Трактористы
- 1941 — Свинарка и пастух
- 1944 — В 6 часов вечера после войны
- 1947 — Сказание о земле Сибирской
- 1949 — Кубанские казаки
- 1954 — Испытание верности
- 1964 — Свет далёкой звезды
- 1968 — Братья Карамазовы
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 сентября 2020; проверки требуют 83 правки.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Пырьев.
Ива́н Алекса́ндрович Пы́рьев (4 (17) ноября 1901, с. Камень — 7 февраля 1968, Москва) — советский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог, общественный деятель; народный артист СССР (1948)[5], лауреат шести Сталинских премий (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951)[6]. Кавалер трёх орденов Ленина (1937, 1938, 1948).
Биография[править | править код]
Ранние годы[править | править код]
Родился в селе Камень Барнаульского уезда Томской губернии (ныне город Камень-на-Оби, Алтайский край) в крестьянской семье. В 1904 году отец был убит в драке, мать отправилась в город на заработки, и Иван воспитывался в большой семье деда-старообрядца Осипа Комогорова. С восьми лет помогал по хозяйству, был пастухом, учился в церковно-приходской школе[7].
В 11 лет переехал в Мариинск к матери, но после ссоры с отчимом ушёл из дома. Скитался, подрабатывал поварёнком, помощником в колбасной лавке, торговцем папиросами в поездах, продавал газеты.
В конце 1915 года сел в один из воинских эшелонов и поехал на фронт. Воевал, был дважды ранен, награждён Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степеней. В мае 1918 года заболел тифом. После выздоровления записался в ряды Красной армии. Служил рядовым красноармейцем, затем — политруком, в 1920 году был направлен в Екатеринбург агитатором в политотдел 4-й железнодорожной бригады[8].
Актёр[править | править код]
Параллельно учился в театральной студии Губпрофсовета, где встретился и подружился с Григорием Александровым. Стал одним из организаторов Уральского Пролеткульта.
В Екатеринбурге три месяца играл небольшие роли в профессиональной драматической труппе под псевдонимом Алтайский. В конце лета 1921 года в город приехала на гастроли Третья студия МХАТ. Пырьев с Александровым были настолько поражены их искусством, что вскоре отправились в Москву.
С 1921 года Пырьев служил актёром 1-го Рабочего театра Пролеткульта, где его учителями были Михаил Чехов и Сергей Эйзенштейн, но из-за разногласий по поводу постановки «На всякого мудреца довольно простоты» он покинул театр и некоторое время самостоятельно ставил спектакли в клубах, пока его не пригласил к себе Всеволод Мейерхольд[7].
В 1923 году окончил актёрское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской (ГЭКТЕМАС) Мейерхольда, учился там же на режиссёрском отделении[6]. До 1925 года играл в Театре Мейерхольда, где, в частности, исполнил роль Алексиса Буланова в пьесе «Лес», затем покинул и его[7].
Режиссёр[править | править код]
В 1925 году начал свою деятельность в кинематографе. Работал ассистентом и помощником режиссёров Юрия Тарича и Евгения Иванова-Баркова на кинофабриках «Госкино», «Пролеткино» и «Союзкино»[7].
В 1929 году дебютировал в качестве режиссера, поставив киносатиру «Посторонняя женщина» по сценарию Николая Эрдмана и Анатолия Мариенгофа. За ней последовала сатирическая комедия из жизни мелкого служащего «Государственный чиновник» (1931). Антифашистский фильм «Конвейер смерти» (1933) был снят на Московской кинофабрике «Союзфильм» в стиле немецкого «каммершпиля». После этого Пырьев приступил к подготовке масштабной экранизации «Мёртвых душ»: к сценарию был привлечён Михаил Булгаков, музыку должен был писать Дмитрий Шостакович, декорациями занимался Николай Акимов, а роль Плюшкина согласился исполнить Всеволод Мейерхольд. Но постановка не состоялась. В своих воспоминаниях Пырьев кратко назвал причину[9]:
Уже начали готовиться к пробам, шить костюмы, делать парики, заготовлять реквизит, как вдруг в «Правде» появилась редакционная статья «Сумбур вместо музыки»… На меня эта статья произвела большое впечатление, я понял ее, быть может, даже шире ее действительного значения. Она для меня прозвучала как призыв отдать свои силы правдивому художественному отражению нашей современности. Мне шел тогда тридцать третий год. В этом возрасте, если человек не обременен семьей, решения принимаются быстро. И я отказался от постановки «Мертвых душ».
В 1936 году снял фильм «Партийный билет» на актуальную тогда тему бдительности. Руководство «Мосфильма» подвергло его критике, после чего Пырьев был вынужден перейти на Киевскую киностудию[7]. Там он присмотрел для себя сценарий начинающего Евгения Помещикова и в 1937 году поставил по нему первую из своих деревенских кинокомедий – «Богатую невесту», бесконфликтность которой была запрограммирована лозунгом «Жить стало лучше, жить стало веселее». В этом фильме Пырьев нашел свой собственный жанр подлинно массового зрелища[10].
Его музыкальные кинокартины «Богатая невеста» (1937), «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), «В 6 часов вечера после войны» (1944), «Сказание о земле Сибирской» (1947), «Кубанские казаки» (1949) снискали всенародную популярность, принесли ему почетные звания, премии и награды, а также репутацию «лакировщика» действительности и распространителя дурного вкуса. Во всех этих фильмах главные роли исполнила его жена, актриса Марина Ладынина.
5 апреля 1941 года утверждён членом художественного совета киностудии «Мосфильм». 14 октября 1941 года вместе с киностудией выехал в эвакуацию в Алма-Ату. 16 ноября 1941 года утверждён членом художественного совета образованной там Центральной Объединенной киностудии (ЦОКС). В 1942 году снял фильм «Секретарь райкома», который первоначально должен был ставить Ефим Дзиган, отстраненный за нарушение производственного графика. В сентябре 1944 года назначен заместителем председателя Художественного совета при Комитете по делам кинематографии при Совнаркоме СССР. В последние месяцы Великой Отечественной войны выезжал на 2-й Украинский фронт для подготовки и организации документально-хроникальных съёмок завершающих наступательных операций Красной армии[7].
В 1950—1960 годах отошёл от жанра кинокомедии, экранизировав произведения Фёдора Достоевского «Идиот» (1958), «Белые ночи» (1959), «Братья Карамазовы» (1968). По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» его экранизации «Идиота» и «Братьев Карамазовых» были признаны лучшими фильмами года. Последний фильм был завершен после его смерти исполнителями главных ролей Кириллом Лавровым и Михаилом Ульяновым[11].
Общественная деятельность[править | править код]
В 1944 году Пырьев возглавил Московский Дом кино, при котором были созданы творческие секции по всем главным кинематографическим профессиям. Под вывеской ведомственного заведения возникла инициативная, самостоятельная общественная организация, контроль над которой переходил в руки самих кинематографистов. Возникла возможность создания на базе Дома кино настоящего творческого союза, о чем уже давно мечтали кинематографисты. В январе 1945 года Пырьев попытался также учредить наряду с государственными премиями общественную премию кинематографистов. Но дальше просмотра фильмов производства 1944 года, их обсуждения и голосования дело не пошло. Инициатива Пырьева была признана глубоко ошибочной[12].
После войны Пырьев был также назначен главным редактором журнала «Искусство кино», который не выходил с июля 1941 по октябрь 1945 года. Его стараниями журнал быстро возродился. После постановления ЦК ВКП(б) о кинофильме «Большая жизнь» (вторая серия) от 4 сентября 1946 года был снят с редакторской должности за фотографии «негодных» фильмов на обложках журнала[13]. Одновременно его отстранили от руководства Домом кино.
В 1954—1957 годах был директором киностудии «Мосфильм», с 1959 года руководил Вторым творческим объединением (с 1966 года – «Луч») «Мосфильма»[6]. Начал масштабную перестройку кинопроизводства студии, в короткие сроки сумел «многократно увеличить её производственные мощности, решить проблему звука, произвести полное техническое переоснащение всей производственной цепочки, в том числе подготовить студию к полному переходу на производство цветных фильмов»[7].
В 1956 году выступил инициатором создания Высших режиссёрских курсов при «Мосфильме», которыми руководил с 1957 по 1965 год[6].
Пырьев активно опекал начинающих талантливых режиссёров; вызвал на «Мосфильм» Григория Чухрая, Александра Алова и Владимира Наумова со студии Довженко[14]. Он практически силой заставил документалиста Эльдара Рязанова взяться за постановку музыкальной комедии «Карнавальная ночь», которая положила начало его карьере[15]. По совету и протекции Пырьева Леонид Гайдай снял историко-революционную драму «Трижды воскресший», что помогло ему вернуться в кино после «опальной» комедии «Жених с того света», а затем громко заявить о себе в киноальманахе «Совершенно серьёзно» (1961), также созданном под руководством Пырьева[16].
После долгих попыток сумел добиться организации творческого союза кинематографистов. 3 июня 1957 года секретариат ЦК КПСС принял соответствующее решение. Новую организацию назвали Союзом работников кинематографии СССР (СРК). На учредительном пленуме Пырьев был избран председателем Оргкомитета. Под его руководством СРК повел себя слишком свободно и инициативно. В августе 1960 года по рекомендации ЦК КПСС Пырьев был снят с должности. Вместе с ним из состава президиума Оргкомитета были выведены и большинство его соратников[17].
Депутат Верховного Совета СССР 3-го созыва, член КПСС с 1956 года[6].
Скандалы[править | править код]
Памятник на Новодевичьем кладбище Москвы
3 октября 1964 года в газете «Известия» появилась статья «Звёзды близкие и далекие», в которой рассказывалось, что на съёмках фильма «Свет далёкой звезды» Пырьев публично сыпал «такой площадной бранью, что ломовые извозчики нижегородской ярмарки, окажись они здесь, наверняка бы умерли от зависти». Далее в статье подробно говорилось об аморальности режиссера в личной жизни и особенно подчеркивалось, что «коммунист И. Пырьев не участвует в жизни своей партийной организации, пренебрежительно относится к товарищам, не посещает собрания, забывает платить членские взносы, а взносы в профсоюз не платил уже тринадцать лет». Покаянные письма Пырьева в ответ на критику были опубликованы в «Горьковской правде» 7 октября и в «Известиях» 29 октября 1964 года.
Как писал режиссёр Георгий Натансон, «О Пырьеве шли слухи, что он хулиган, матерщинник и даже антисемит. Но в реальности это не подтвердилось. Его друзьями были Михаил Ромм, Сергей Юткевич, Александр Столпер, Леонид Луков…»[18].
Смерть[править | править код]
Скорпостижно скончался 7 февраля 1968 года на 67-м году жизни во сне, вернувшись со съёмок «Братьев Карамазовых». Медицинское освидетельствование установило шесть инфарктов, перенесённых «на ногах» во время работы[11]. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (7 участок).
На VI Московском международном кинофестивале (1969) Пырьеву посмертно присудили специальный приз жюри за выдающийся вклад в киноискусство[6].
Личная жизнь[править | править код]
- Первая жена — Ада Войцик (1905—1982), актриса, заслуженная артистка РСФСР (1935).
- Сын — Эрик Иванович Пырьев (1931—1970).
- Вторая жена — Марина Ладынина (1908—2003), актриса; народная артистка СССР (1950), лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1948, 1951).
- Сын — Андрей Ладынин (1938—2011), кинорежиссёр, сценарист, актёр.
- Третья жена — Лионелла Скирда (род. 1938), актриса, заслуженная артистка РСФСР (1991).
Фильмография[править | править код]
Режиссёр[править | править код]
- 1929 — Посторонняя женщина (не сохранился)
- 1930 — Государственный чиновник
- 1931 — Понятая ошибка (отстранён от работы)
- 1933 — Конвейер смерти
- 1936 — Партийный билет
- 1937 — Богатая невеста
- 1939 — Трактористы
- 1940 — Любимая девушка
- 1941 — Свинарка и пастух
- 1942 — Секретарь райкома
- 1944 — В 6 часов вечера после войны
- 1947 — Сказание о земле Сибирской
- 1949 — Кубанские казаки
- 1951 — Мы за мир (документальный) (совм. с Й. Ивенсом)
- 1951 — Песня молодости (документальный) (совм. с Д. Васильевым)
- 1954 — Испытание верности
- 1958 — Идиот
- 1959 — Белые ночи
- 1961 — Наш общий друг
- 1964 — Свет далёкой звезды
- 1968 — Братья Карамазовы (завершён К. Лавровым и М. Ульяновым)
Сценарист[править | править код]
- 1928 — Оторванные рукава (совм. с Б. Юрцевым)
- 1928 — Переполох (совм. с А. Аравским)
- 1928 — Третья молодость (совм. с А. Аравским)
- 1930 — Будьте такими (совм. с Л. Соловьёвым)
- 1931 — Понятая ошибка (совм. с П. Ильиным)
- 1931 — Токарь Алексеев
- 1933 — Конвейер смерти (совм. с В. Гусевым и М. Роммом
- 1951 — Мы за мир (документальный) (совм. с А. Фроловым)
- 1954 — Испытание верности (совм. с П. Туром и Л. Туром)
- 1958 — Идиот
- 1959 — Белые ночи
- 1962 — Наш общий друг (совм. с В. Логиновым)
- 1964 — Свет далёкой звезды
- 1968 — Братья Карамазовы
Актёр[править | править код]
- 1923 — Дневник Глумова (короткометражный) — клоун-фашист
Художественный руководитель[править | править код]
- 1961 — Совершенно серьёзно (киноальманах)
Архивные кадры[править | править код]
- 1978 — Иван Пырьев (документальный)
- 2006 — Иван Пырьев (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
- 2006 — Три с половиной жизни Ивана Пырьева (документальный)
- 2007 — 50-е: Иван Пырьев. Иван-строитель (из документального цикла «История киноначальников, или Строители и перестройщики»)
- 2007 — Марина Ладынина. От страсти до ненависти (документальный)
- 2010 — Клара Лучко. Поздняя любовь (документальный)
- 2018 — Список Пырьева (документальный); ТВЦ
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942)
- Народный артист СССР (1948)
- Сталинская премия первой степени (1941) — за фильм «Трактористы» (1939)
- Сталинская премия второй степени (1942) — за фильм «Свинарка и пастух» (1941)
- Сталинская премия второй степени (1943) — за фильм «Секретарь райкома» (1942)
- Сталинская премия второй степени (1946) — за фильм «В шесть часов вечера после войны» (1944)
- Сталинская премия первой степени (1948) — за фильм «Сказание о земле Сибирской»
- Сталинская премия второй степени (1951) — за фильм «Кубанские казаки» (1949)
- Георгиевский крест 3-й степени
- Георгиевский крест 4-й степени
- Три ордена Ленина (1937, 1938, 1948)[19]
- Четыре ордена Трудового Красного Знамени (1944, 1950, 1951, 1961)[20]
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «В память 800-летия Москвы»
- Международная премия мира (1952) — за документальный фильм «Мы за мир» (1951)
- МКФ в Марианске-Лазне (Премия Труда и Премия за лучший цветной фильм, фильм «Сказание о земле Сибирской», 1948)
- МКФ трудящихся в ЧССР (Главная премия, фильм «Сказание о земле Сибирской», 1948)
- МКФ в Карловых Варах (Премия Труда, фильм «Кубанские казаки», 1950)
- ВКФ в Киеве (Вторая премия, фильм «Идиот», 1959)
- МКФ в Лондоне (Диплом, фильм «Белые ночи», 1959)
- МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Белые ночи», 1959)
- МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Идиот», 1959)
- МКФ в Москве (Специальный приз (посмертно), за выдающиеся заслуги в развитии киноискусства, 1969)[21]
Память[править | править код]
- Именем режиссёра названа одна из улиц на западе Москвы.
- На доме в Москве, где в последние годы жизни жил и работал режиссёр (Смоленская улица, дом 10), установлена мемориальная доска[22].
- Один из переулков в Камень-на-Оби носит его имя.
- Кинотеатр «Звезда» в Камне-на-Оби носит имя И. Пырьева; также на здании — мемориальная доска в честь режиссёра[23].
- На набережной Камня-на-Оби установлен бюст режиссёра.
- В телесериале 2015 года «Людмила Гурченко» роль режиссёра исполнил актёр В. Мищенко.
Примечания[править | править код]
- ↑ Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #121662853 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
- ↑ 1 2 Пырьев Иван Александрович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
- ↑ Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
- ↑ filmportal.de — 2005.
- ↑ Пырьев / А. В. Шпагин // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2004.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Кино : Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич ; редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — С. 340—341. — 637, [3] с.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Лис А. Иван Пырьев. Чапаев.
- ↑ Захаров С. А. Это было недавно…: Записки старого свердловчанина. — Свердловск: Средне-уральское книжное издательство, 1985. — С. 137. — 190 с.
- ↑ Пырьев И. Начало пути // «Мосфильм». Вып. 1. – М.: Искусство, 1959, С. 296.
- ↑ Туровская М. Зубы дракона. Мои 30-е годы. – М.: АСТ, 2015, С. 436–437.
- ↑ 1 2 Яценко Р. Судьба Марины. Коллекция «Караван историй» (5 сентября 2017).
- ↑ Краткий очерк по истории Союза Кинематографистов России
- ↑ Юренев Р. В оправдание этой жизни. – М.: Материк, 2007, С. 378.
- ↑ Новейшая история отечественного кино, 1986-2000 / Л. Ю. Аркус. — М.: Сеанс, 2004. — С. 66. — 754 с. — ISBN 5-901586-04-2.
- ↑ Афанасьева О. В. Эльдар Рязанов: Ирония судьбы, или…. — М.: Алгоритм, 2016. — 240 с. — ISBN 978-5-906789-26-6.
- ↑ Пупшева М., Иванов В., Цукерман В. Гайдай Советского Союза. — М.: Эксмо, 2002. — С. 49, 63, 438. — 444 с. — ISBN 5-699-01555-8.
- ↑ Краткий очерк по истории Союза Кинематографистов России
- ↑ Натансон Г. Г. 320 страниц про любовь и кино: Мемуары последнего из могикан. — М.: Астрель, 2012. — 318 с.
- ↑ ПЫРЬЕВ • Большая российская энциклопедия – электронная версия
- ↑ Иван Александрович Пырьев * Биография * Фотография
- ↑ Пырьев, Иван Александрович — RuData.ru
- ↑ Пырьев Иван Александрович
- ↑ «Звезда» экрана, или Кинотеатр сегодня
Ссылки[править | править код]
- Надгробие И. А. Пырьева на Новодевичьем кладбище города Москвы
- Пырьев Иван Александрович // Сайт проекта persona.rin.ru
- Биографии: История жизни великих людей // Сайт проекта tonnel.ru
Источник