Зельдин биография личная жизнь дети фото

Зельдин биография личная жизнь дети фото thumbnail

Владимир Зельдин

Имя: Владимир Зельдин (Vladimir Zeldin)

Дата рождения: 28 января 1915 г

Дата смерти: 31 октября 2016 года

Возраст: 101 год

Место рождения: Мичуринск, Россия

Место смерти: Москва, Россия

Деятельность: актер театра и кино

Семейное положение: женат на Иветте Капраловой

Биография

Отечественный кинематограф представлен плеядой талантливых и одаренных личностей. Но по-настоящему уникальной фигурой является Владимир Зельдин. Карьера этого человека началась более семидесяти пяти лет назад. А в 2015 году Зельдин отметил свой столетний юбилей. Его жизнь – это взлеты и падения. Но даже в самые тяжелые периоды из своей биографии этот выдающийся артист был верен актерскому искусству.

Детство, семья

Будущий актер появился на свет в 1915 году, в семье работников культуры. Его отец был дирижером, выпускником Московской консерватории. Мать – учителем музыки. Родители считали важной составляющей воспитания именно приобщение к искусству. И потому, не удивительно, что после школы Владимир решил посвятить себя делу, которое так или иначе связано с профессией отца.

Зельдин родился в Тамбовской области. Позже семья переехала в Тверь, затем – в столицу. Однако счастливая биография в Москве длилась недолго. Вскоре после переезда ушел из жизни отец, а спустя еще три года внезапно умерла мать. Владимир учился в военизированной школе, что, в сущности, и спасло его.

Благодаря дисциплине, которую прививали в этом учебном заведении, будущую звезду советского кинематографа миновала участь беспризорника. После окончания специализированной школы, он всерьез задумался о военной карьере. Но этим планам в его биографии не суждено было сбыться: у Зельдина было недостаточно хорошее зрение.

Владимир Зельдин в молодости

В военизированной школе Зельдин также приобщился к спорту, которому он впоследствии посвящал много времени и будучи студентом театрального вуза. Он вспоминает, что отец его никогда не курил и не употреблял спиртных напитков, и быть может, поэтому вредные привычки актеру, переступившему столетний рубеж, неведомы.

Театр Моссовета

Дабы прокормить себя, нужно было работать. Владимир трудился на заводе, а по выходным участвовал в самодеятельности. И однажды он все-таки принял решение превратить свое увлечение в профессию. Актер-любитель направился в театр Моссовета и прошел прослушивание. На следующий день в списке зачисленных он увидел свою фамилию. Так, Зельдин стал студентом театральной студии.

Артистическая среда для актера стала родной на долгие годы. Но в театре Моссовета он проработал всего три года, после чего перешел в Центральный театр транспорта.

Фильмография

«Свинарка и пастух» – черно-белая картина. Она стала первой кинематографической работой в творческой биографии Зельдина и сыграла решающую роль в его судьбе. Роль Гатуева принесла актеру успех, но дело не только в этом. Фильм снимался в первый год войны. Весть о ней настиг съемочную группу в самый разгар работы. Актер был направлен в танковое училище, но попасть на фронт ему так и не довелось. По приказанию Сталина все актеры, принимавшие участие в съемке, получили бронь. Работа над этой картиной происходила в то время, когда немцы находились на подступах к Москве. Закончились съемки на выставке сельскохозяйственной техники.

Владимир Зельдин в фильме "Свинарка и пастух"

После дебюта в кино в профессиональной жизни молодого артиста наступило затишье. Но в театральных кругах он, все же, был довольно известен. Во время войны театр был эвакуирован в Казахстан.

За свою жизнь Зельдин в кино сыграл свыше пятидесяти ролей. Среди них – «Учитель танцев», «Дядя Ваня», «Карнавальная ночь» и многие другие. Стоит также выделить роль судьи Уоргрейва в киноленте Станислава Говорухина по мотивам произведения Агаты Кристи «Десять негритят».

Жизнь после войны

С 1946 года актер стал принимать участие в постановках театра Советской армии. Первой стала роль Альдемаро в спектакле по «Учитель танцев». Эта постановка принесла театру феерический успех. На сцену, в роли героя произведения испанского драматурга Владимир Зельдин выходил более тысячи раз. Известно, что после очередного спектакля в гримерку к артисту с целью поблагодарить и выразить свое восхищение этой театральной работой заходила сама Анна Ахматова.

В театре Советской армии (сейчас – “Российской”) Зельдин проработал почти семьдесят лет. В те годы, когда актер только начинал свой творческий путь, руководителем здесь был выдающийся режиссер Алексей Попов, ученик легендарного Станиславского.

Участие в телевизионных проектах

Сегодня зрители могут видеть актера, стоявшего у истоков советского киноискусства, в популярном сериале «Сваты». В 2015 году Зельдин сыграл одну из центральных ролей в комедии «Лучшая девушка Кавказа».

Владимир Зельдин сегодня является старейшим актером в мире среди тех, кто все еще продолжают служить кинематографическому и театральному искусству. И это не единственный факт, который позволяет попасть нашему герою в книгу рекордов Гиннеса. Актер также принял в 2014 году участие в эстафете Олимпийского огня, что тоже стало неповторимым событием не только в биографии актера, но и в истории, учитывая возраст этого человека.

Личная жизнь

Первой супругой актера была Людмила Мартынова. Когда началась война, она, вместе с малолетним сыном, была эвакуирована в город Фрунзе. Ребенку не было и двух лет, когда он подхватил желудочную инфекцию и умер. Похоронен единственный сын Зельдина там же, в киргизской столице.

Второй женой Владимира Михайловича стала Генриетта Островская. Эта актриса снялась вместе со своим мужем в 1952 году, в фильме «Учитель танцев». Но этот брак не стал долговечным.

Иветта Капралова стала третьей женой в личной жизни Зельдина. Она вышла замуж за корифея актерского мастерства более полувека назад. Тогда она была еще студенткой факультета журналистики. Новость о том, что девушка выходит замуж за актера, который старше нее вдвое, стала для ее родственников далеко не самой приятной. Они познакомились, когда Иветта пришла устраиваться на работу в организацию, деятельность которой была связана с пропагандой советского кинематографического искусства. Зельдину было сорок семь лет.

Владимир Зельдин с супругой Иветтой Капраловой

Большую часть своей биографии Владимир Зельдин вел холостяцкий образ жизни. И потому, молодой жене пришлой еще долго приспосабливаться к его образу жизни. Иветта Капралова взяла все бытовые проблемы на себя. Знаменитый актер, по словам супруги, отличается непростым нравом. К тому же, невзирая на существенную разницу в возрасте, ей пришлось мириться с многочисленными увлечениями мужа. Но талантливому человеку многое прощается. Сегодня, несмотря на то, что актер почти ничего не видит, он продолжает играть, поражая молодых коллег своей энергией и оптимизмом.

31 октября 2016 года Владимир Зельдин ушел из жизни. А через 3 месяца покинула этот мир и вдова – Иветта Капралова. Вместе они прожили более 50 лет.

Автор биографии: Дарья Шульгина

Источник

Владимир Зельдин – биография

Он слышал вживую выступление Владимира Высоцкого, был знаком с Анной Ахматовой, которая иногда посещала его в гримерке, он лично знал Василия Сталина и Юрия Гагарина. Владимир Зельдин прожил долгую и трудную жизнь, он был старше Октябрьской революции, пережил крах Империи и развал СССР, несколько раз он был на волоске от смерти, но судьбе было угодно, чтобы он дожил до 101 года, и при этом выходил на сцену практически до самой смерти. Он был старейшим играющим актером, таких как он больше нет, и наверное, не будет никогда.

Картина «Свинарка и пастух» мгновенно сделала из мало кому известного артиста Владимира Зельдина настоящую звезду.

Детство и юность

Родился Владимир Зельдин 28 января 1915 года в небольшом городке Козлов под Тамбовом, в семье музыкантов. Сейчас его переименовали в Мичуринск. В семье Зельдиных подрастало пятеро детей, и все они были окружены заботой и вниманием родителей, росли в творческой обстановке. Папа Михаил Зельдин профессионально занимался музыкой, работал дирижером. Владел несколькими музыкальными инструментами, особенно любил тромбон. Мама Нина Зельдина всю свою короткую жизнь преподавала музыку. Родители старались привить любовь к музыке всем детям, они тоже постепенно овладевали музыкальными инструментами.

Владимир Зельдин в детстве

В 1920 году, в разгар Гражданской войны Зельдины переехали в Тверь, к родной сестре отца. Именно в этом городе Володя пошел в первый класс. Он отучился всего четыре года, и в 1924-м уже стал учеником одной из московских школ – семья перебралась в столицу.

Зельдины жили дружно и счастливо, но вскоре этой идиллии пришел конец. В 1929 году умер отец, которому было всего 52 года, спустя три года не стало и мамы, а ведь ей только исполнилось сорок семь. Володе на тот момент было всего четырнадцать лет, и он запросто мог пополнить ряды беспризорников, которых в то время было очень много. Но мальчик сам изменил свою судьбу, и не дал себе оказаться на дне жизни. Он стал курсантом военизированной школы на Таганке, которая славилась строжайшей дисциплиной и повышенными спортивными нагрузками. Здесь Володя преуспел в ходьбе на лыжах, в совершенстве играл в теннис, волейбол и футбол.

На фото Владимир Зельдин в молодости

После окончания школы Владимир собирался сделать военную карьеру, его манило море, и парень всерьез задумывался податься в военные моряки. К сожалению, этим мечтам не суждено было сбыться, у него была близорукость, и о море пришлось забыть. Зельдин устроился на завод, и его взяли слесарем. Оказалось, что здесь работает кружок художественной самодеятельности, и Владимир от нечего делать в него записался. Вскоре он уже стоял на сцене, и понял, что ему очень нравится это занятие. Зельдин решил испытать судьбу, и пошел на пробное прослушивание в театр Моссовета, где в то время объявили о наборе на актерский курс. Владимир легко справился с заданием, и попал в число студентов.

Фильмы

Наставником Зельдина стал Евгений Лепковский, хореографию будущие актеры постигали под руководством знаменитой балерины Веры Мосоловой, бывшей примы Большого театра. В 1935-м обучение на курсах закончилось. Примечательно, что из двадцати пяти человек, которые были набраны на этот курс, успешными стали только двое – Владимир Зельдин и Николай Парфенов. Зельдину предложили остаться в труппе Театра им.Моссовета, и именно здесь стартовала театральная биография артиста. Эта сцена видела его первые шаги в профессии.

Владимир Зельдин в театре

Этому театру артист служил на протяжении трех лет, а потом перешел в Театр Транспорта, который впоследствии переименовали в Театр им.Гоголя. Здесь Зельдин был задействован в основном в классическом репертуаре.

Первый крутой вираж в судьбе артиста произошел в 1940-м, когда Зельдин попался на глаза помощнику режиссера Ивана Пырьева. В то время Зельдин был задействован в постановке «Генеральный конкурс», и своей игрой произвел большое впечатление на ассистентку. Поэтому когда Пырьев стал подыскивать артистов для съемок картины «Свинарка и пастух», то Зельдин оказался первым в числе претендентов на роль Мусаиба. Он стал партнером Марины Ладыниной, и их дуэт смотрелся в кадре просто великолепно.

Владимир Зельдин в фильме «Свинарки и пастуха»

Когда началась война, все артисты получили повестки, но в тот момент съемки «Свинарки и пастуха» не были закончены, и пришел приказ на продолжение работы. Так Зельдин не попал на фронт, зато своим творчеством поднимал моральный дух советских людей. Киностудию «Мосфильм» срочно эвакуировали в Казахстан, поэтому после окончания съемок артист еще целый год служил там в театре. В Москву он вернулся только в 1943-м, и снова оказался на сцене родного театра. Он выступал перед ранеными и обычными зрителями, вселяя в них надежду на скорую победу. За вклад в развитие искусства ему была вручена специальная награда.

В 1945 году Владимир Зельдин поступил на службу в Центральный академический театр Российской армии. Артист практически все свое время отдавал творчеству, он был задействован во многих спектаклях, и параллельно с этим выходил на съемочную площадку. Ежегодно фильмография Владимира пополнялась несколькими удачными работами. Среди самых любимых зрителем картин стоит остановиться на «Карнавальной ночи», «Учителе танцев», «Десяти негритятах», «Парке советского периода» и прочих.

В новом веке Владимир Зельдин уже не так активно снимается, ведь его возраст приблизился к очень почтенной отметке. Но если ему предлагают интересный проект, то артист не в состоянии отказаться, и с радостью принимает приглашение. Зрители запомнили его в комедийном проекте «Сваты», где он исполнил роль отца Ольги. Роль его супруги досталась Ольге Аросевой. В 2014-м Зельдин засветился в мелодраме «Лучшая девушка Кавказа», причем сыграл одного из центральных персонажей.

Владимир Зельдин в сериале «Сваты»

В общей сложности фильмография артиста насчитывает пятьдесят семь картин. Его творчество получило заслуженные награды и премии самых разных престижных кинофестивалей. В его копилке имеется «Хрустальная Турандот», «Золотая маска», несколько «Ник». Трижды Владимир Зельдин представлялся к ордену «За заслуги перед Отечеством». Он стал старейшим из всех играющих артистов планеты, и его имя занесли в знаменитую Книгу рекордов Гиннеса. В 2013-м Владимир Зельдин удостоился чести нести Олимпийский огонь на открытии игр.

Личная жизнь

Личная жизнь Владимира Зельдина удалась не сразу. Его первой гражданской женой стала Людмила Мартынова, с которой он жил на протяжении одного года. В 1939 году у них родился сын, ставший единственным ребенком артиста. Но так случилось, что он умер еще младенцем.

Владимир Зельдин с Генриеттой Островской

Затем Зельдин жил с актрисой Генриеттой Островской, которую впервые увидел на съемочной площадке фильма «Учитель танцев». Этот брак тоже был гражданским, и закончился через несколько лет.

Владимир Зельдин и его жена Иветта Капралова

И только в 1964-м его личная жизнь наладилась окончательно. Официальной женой Владимира стала Иветта Капралова, разница в возрасте с которой составляла два десятка лет. Она в свое время закончила журфак, и занимала должность редактора в Бюро пропаганды киноискусства. Их счастливая семейная жизнь продолжалась до самой смерти Зельдина.

Смерть

Владимира Зельдина не стало 31 октября 2016 года. На тот момент он уже три недели лечился в клинике Склифосовского. Владимир начал жаловаться на слишком низкое давление, и доктора настояли на госпитализации.

СМИ запестрели сообщениями о состоянии любимого артиста, а они были очень неутешительные. Доктора называли его состояние очень тяжелым, и в 9 часов утра 31 октября его не стало. Владимиру Зельдину шел 102-й год.

Похороны Владимира Зельдина

Местом упокоения великого артиста стало Новодевичье кладбище столицы, где его и похоронили с воинскими почестями 3 ноября 2016 года.

Избранная фильмография

  • 1938 Семья Оппенгейм
  • 1941 Свинарка и пастух
  • 1956 Карнавальная ночь
  • 1970 Дядя Ваня
  • 1975 Полковник в отставке
  • 1979 Добряки
  • 1981 Женщина в белом
  • 1990 Канувшее время
  • 1992 Тайна
  • 1998 Классик
  • 2006 Андерсен. Жизнь без любви
  • 2006 Парк советского периода
  • 2006 Чёртово колесо
  • 2010-2011 Сваты
  • 2015 Убежать, догнать, влюбиться

Ссылки

  • Полная фильмография
  • Владимир Зельдин на сайте Центрального Академического театра
  • Интервью Владимира Зельдина: Живите до 100 лет
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник

Владимир Зельдин мечтал стать танцором, учился на скрипача, а прославился благодаря ролям в театре и кино. Фильм «Свинарка и пастух» с Зельдиным в главной роли удостоили Сталинской премии, спектакли с его участием годами не выходили из репертуара театров. Актер в 90 лет за роль Дон Кихота из Ламанчи получил престижную награду – премию «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая мужская роль», и выходил на сцену даже в 101 год.

Зельдин – музыкант

Зельдин биография личная жизнь дети фото

Владимир Зельдин в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцелева «Учитель танцев». Центральный театр Красной армии, Москва. Фотография: vedomosti.ru

Владимир Зельдин родился в Тамбовской области, в городе Козлове (сегодня это Мичуринск). Мать, Анна Зельдина, происходила из местного купеческого рода Поповых, отец, Михаил Зельдин, занимался музыкой. В разгар Гражданской войны семья оказалась в Твери. Здесь Михаил Зельдин руководил оркестром и основал музыкальную школу. В городе не было своего театра, и Зельдин-старший стал организовывать гастроли столичных артистов. «Проделки Скапена» Мольера и «Ревизор» Гоголя были первыми драматическими спектаклями, которые увидел Владимир Зельдин. Как и четверо его старших братьев и сестер, он занимался музыкой, играл на рояле, скрипке и трубе. «Папа страстно мечтал, чтобы я стал музыкантом», – писал Зельдин в книге «Моя профессия: Дон Кихот». – «У меня с детства был абсолютный слух. Я считался очень музыкальным способным ребенком, но, честно говоря, танцевать я любил куда больше, чем музицировать».

С 1924 года Зельдины жили в Москве, будущий актер посещал школу с военным уклоном. В 12 лет Зельдин пытался поступить в училище при Большом театре – на отделение характерного танца. Но отец мечтал о его будущей музыкальной карьере и рассказал в приемной комиссии о том, что у сына якобы больное сердце. Зельдина не взяли, и он поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных на класс скрипки.

В 14 лет Владимир Зельдин потерял отца, а через три года – мать. Параллельно с учебой ему пришлось подрабатывать – он играл на трубе в оркестре Высшей пограничной школы. От поступления в консерваторию молодой человек отказался: на студенческую стипендию прожить было трудно. В 17 лет он подал документы в военное училище – и снова неудача, «срезали» на медкомиссии. Чтобы содержать себя, пришлось устроиться учеником токаря на завод «Опытный передатчик».

От музыки к актерской работе

Владимир Зельдин 1

Владимир Зельдин в молодости. Фотография: whosdwho.com

Владимир Зельдин 1

Владимир Зельдин в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцелева «Учитель танцев». Центральный театр Красной армии, Москва. Фотография: kulturologia.ru

Владимир Зельдин 1

Владимир Зельдин в молодости. Фотография: kinoistoria.ru

В начале 1930-х годов театр Московского областного совета профсоюзов (МОСПС, сегодня – Театр имени Моссовета) набирал молодежь в актерские мастерские. Зельдин увидел объявление и решил пройти прослушивание. Перед комиссией он прочел стихи Александра Безыменского и рассказы Натальи Кончаловской, и его зачислили.

Его курсом руководил бывший актер Малого театра и МХТ Евгений Лепковский. Хореографию преподавали балерина Вера Мосалова и балетмейстер Галина Шаховская.

Она [Вера Мосалова] была женщиной чрезвычайно экстравагантной, требовательной и ненавидела лентяев. Под занавес урока она обычно всех учеников заставляла делать движение «ползунок». Присев надо было пройти вприсядку целый круг по репетиционному залу, поочередно выбрасывая вперед то одну, то другую ногу. «Ползунков» требовалось сделать определенное количество, это упражнение считалось пропуском на выход, на свободу. Если во время упражнения студент падал или не дай бог приземлялся попой на пол, неумолимая Вера Ильинична заставляла все повторять сначала. И так до тех пор, пока не получится. Некоторые, делая «ползунки», хватались за палку (у нас в классе был настоящий балетный станок), и тогда Мосалова даже била их по рукам. Я делал это упражнение запросто и с удовольствием, поэтому убегал с занятий первым.

Из 25 человек, поступивших в мастерские, закончили обучение десять. Владимир Зельдин остался в Театре МОСПС, но прослужил там недолго: ролей почти не давали, играл в массовках. Три года спустя, в 1938-м, актеру предложили сыграть в кино – эпизодическую роль в картине «Семья Оппенгейм». В этом же году Зельдин перешел в Театр транспорта (позднее – Театр имени Гоголя). Там в пьесе «Генеральный консул» Зельдина и заметила ассистентка кинорежиссера Ивана Пырьева, которая искала актера на роль в будущем фильме.

Первая главная роль: «Свинарка и пастух»

Владимир Зельдин 2

Владимир Зельдин (в центре) в роли Мусаиба Гатуева в художественном фильме Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» (1941)

Владимир Зельдин 2

Владимир Зельдин (во втором ряду слева) на юбилее Ивана Пырьева (в первом ряду второй справа). 17 ноября 1951. Москва. Фотография: архив Валентина Хухлаева / russiainphoto.ru

Владимир Зельдин 2

Владимир Зельдин в роли Мусаиба Гатуева в художественном фильме Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» (1941)

На роль чабана Мусаиба в «Свинарке и пастухе» пробовались многие актеры. Пырьев выбрал Зельдина: его герой должен был много петь, и музыкальность актера компенсировала недостаток опыта. А робость перед камерой и режиссером Зельдину помогли побороть партнеры по фильму – Марина Ладынина и Николай Крючков.

В разгар работы над картиной началась Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года группа возвращалась со съемок в Кабардино-Балкарии. Как только Владимир Зельдин вернулся в Москву, его направили в танковое училище. Однако уже через три недели всех мобилизованных членов съемочной группы вернули на площадку. Съемки продолжились в павильонах «Мосфильма», сцены на ВДНХ снимали между авианалетами.

Помню, как снимали последнюю сцену «Свинарки…» – ту самую, где старик чабан курит трубку, а мой Мусаиб Гатуев просит его: «Отец, ты стар. Но у тебя сердце юноши. Ты складываешь такие песни, которые поет весь аул. Сложи песнь о моей любви, пламенную и нежную, как весеннее солнце. Я вложу ее в конверт и отправлю заказным письмом на север, туда, где бор, где много-много снега…» Мне казалось, что ничего особенного тут играть не надо. Довольный, что мы уложились в график, я завершил свою сцену. Но вдруг Пырьев устроил такой разнос, что сделалось стыдно. Он заставил переснимать еще и еще – до тех пор, пока сцена не достигнет нужного качества. Ему было нужно, чтобы люди, уставшие от войны, бомбежек и лишений, глядя на экран, вновь почувствовали себя посреди прежней мирной жизни и поверили: все закончится хорошо.

Заканчивали картину уже в Алма-Ате, куда эвакуировали киностудию. Фильм вышел на экраны в 1941 году, а через год Ивану Пырьеву вручили за него Сталинскую премию.

Владимир Зельдин остался в Казахстане на два года, здесь он работал в Русском драматическом театре. В 1943 году актер вернулся в Московский театр транспорта.

Легендарные роли Зельдина в театре

Владимир Зельдин 3

Владимир Зельдин в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцелева «Учитель танцев». Центральный театр Красной армии, Москва. Фотография: teatral-online.ru

Владимир Зельдин 3

Владимир Зельдин в роли Альдемаро и Валентина Савельева в роли Флорелы в спектакле Владимира Канцелева «Учитель танцев». Центральный театр Красной армии, Москва. Фотография: Рудольф Алфимов / sputnik.ru

Владимир Зельдин 3

Владимир Зельдин в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцелева «Учитель танцев». Центральный театр Красной армии, Москва. Фотография: teatral-online.ru

После окончания войны в Театре Красной армии (сегодня – Центральный академический театр Российской армии) режиссер Владимир Канцелев задумал поставить комедию испанского драматурга XVI века Лопе де Веги «Учитель танцев». В России это произведение никогда не шло. Перевод с испанского заказали Татьяне Щепкиной-Куперник – одной из лучших переводчиц Шекспира и Мольера. Она адаптировала старинный текст для русской сцены, поскольку многие понятия были незнакомы современному зрителю, а предметы давно вышли из обихода. Музыку написал композитор Александр Крейн, знаток испанских народных мелодий, автор балета «Лауренсия». Играть должны были ведущие актеры театра: Любовь Добржанская, Марк Перцовский, Борис Лисовой, Михаил Майоров. Не было лишь исполнителя главной роли – обедневшего дворянина Альдемаро, который влюбился в красавицу Флорелу и проник в ее дом под видом учителя танцев. Сыграть этого персонажа и пригласили Владимира Зельдина.

Первоначально режиссер не планировал вставлять в спектакль большие хореографические номера. Но потом Владимир Канцель увидел, как Зельдин танцует. И в постановке появились фрагменты настоящих народных танцев – тарантеллы, болеро, фанданго, паваны и других.

Спектакль с аншлагами шел в театре с 1946 по 1987 год – почти 2000 представлений. В половине из них главную роль играл Владимир Зельдин. В 1952 году сняли киноверсию постановки с первым составом.

В 1957 году в Театре армии поставили комедию Эдуардо де Филиппо «Моя семья», где Зельдин сыграл Коррадо Куоко – молодого неаполитанца, который гонял на мотоцикле и постоянно выяснял отношения с невестой. В 1962 году в СССР приехал автор произведения, классик итальянского театра. «Я поймал себя на том, что смотрю свою пьесу с захватывающим интересом. На какое-то время было забыто, что я автор и сам актер. Я точно подсматривал жизнь чужой семьи со стороны», – цитировал де Филиппо в своих мемуарах Владимир Зельдин. В 1960 году «Моя семья» Театра армии была записана для радио.

Фильмы и «третья молодость»

Владимир Зельдин 4

Владимир Зельдин (в центре) в роли Владимира Неделина в спектакле Юлия Гусмана «Танцы с учителем». Центральный академический театр Российской армии, Москва. 2010. Фотография: Екатерина Цветкова / meduza.io

Владимир Зельдин 4

Владимир Зельдин в роли Дон Кихота в мюзикле Юлия Гусмана «Человек из Ламанчи». Центральный академический театр Российской армии, Москва. Фотография: Михаил Фомичев / sputnik.ru

Владимир Зельдин 4

Владимир Зельдин в роли Александра Серебрякова в художественном фильме Андрея Кончаловского «Дядя Ваня» (1970)

Всего в Театре армии Владимир Зельдин сыграл около 60 ролей, еще 50 он исполнил в кино. О двух картинах Ивана Пырьева – «Свинарке и пастухе» и снятом в 1947 году «Сказании о земле Сибирской» – Зельдин говорил: «Эти фильмы меня сделали». Лучшей своей киноролью он считал профессора Серебрякова в «Дяде Ване» Антона Чехова. В 1970 году пьесу экранизировал Андрей Кончаловский, музыку написал Альфред Шнитке. Зельдина на роль профессора Серебрякова предложил Иннокентий Смоктуновский, который сыграл в том же фильме главного героя. Увидев, с каким изяществом и фатовством Зельдин примеряет белый пиджак, который привезла ему супруга из Италии, Смоктуновский воскликнул: «Да вот же он, Серебряков!»

В автобиографической книге «Моя профессия: Дон Кихот» Владимир Зельдин писал: «После 80 лет у меня в кино началась вторая молодость. Нет, третья. Вторая пришла после Серебрякова». За последние 30 лет своей жизни актер снялся в 22 картинах, не отказывался даже от маленьких ролей, если «было что играть». В этот период появились его судья Уоргрейв в экранизации детектива Агаты Кристи «Десять негритят», дедушка Сполдинг в «Вине из одуванчиков» по Рэю Брэдбери, Шандор в киноверсии оперетты Имре Кальмана «Марица».

К своему 90-летию Владимир Зельдин сыграл Дон Кихота и Сервантеса в русской версии мюзикла «Человек из Ламанчи». За эту роль ему вручили премию «Хрустальная Турандот». Постановку на сцене Театра армии осуществил Юлий Гусман.

Зельдин «сшит» не по-стариковски. Он берется играть Дон Кихота и играет не умирающего старца (что было бы и позволительно, и понятно), старика-аристократа, что-то ли вправду, то ли в видениях и старческом своем бреду был рыцарем Печального образа, который лежит и вспоминает. Он играет Дон Кихота мужчиной в полном расцвете сил, он поет, падает на одно колено перед дамой и мгновенно поднимается без посторонней помощи. И поет – лучше всех остальных в этом спектакле.

Зельдин играл на сцене до последних дней. В 101 год он участвовал в бенефисе «Танцы с учителем». 31 октября 2016 года актера не стало. Любимая жена Иветта Капралова, брак с которой продлился 52 года, пережила мужа лишь на три месяца. Детей у Зельдина не осталось, единственный сын от первого брака умер в 1941 году.

Источник