Зелинская зоя николаевна

Зелинская зоя николаевна thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 июля 2016; проверки требуют 29 правок.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Зелинская.

Зоя Николаевна Зелинская; род. 8 декабря 1929) – советская и российская актриса театра и кино, заслуженный деятель культуры Польши (1976), народная артистка РСФСР (1991).

Биография[править | править код]

Родилась в Москве. Девичья фамилия – Ющук. Отец работал в Моссовете, заведовал транспортом столицы. Семья жила в однокомнатной квартире в Шмитовском проезде.

Когда одного из родственников отца посадили, он отправился строить дорогу на Колыму. Во время войны Зоя, как и другие дети, работала на золотых приисках. После войны семья вернулась в Москву. В школьные годы начала работать манекенщицей в Доме моделей. Занималась вокалом.

В 1954 году окончила ГИТИС, факультет актёров музтеатров, курс Андрея Гончарова. С 1954 года – актриса Московского театра сатиры.

Более всего известна по роли пани Терезы в телевизионной передаче «Кабачок 13 стульев», режиссёром которой был её первый муж Георгий Васильевич Зелинский.

В 2000-е годы выступала на сцене Центрального Дома актёра им. А. А. Яблочкиной.

В 1956 году дебютировала в кино, сыграв в эпизоде знаменитой комедии «Карнавальная ночь».

Среди фильмов с её участием следует выделить такие, как «Пчёлка», «Предсказание», «Мужчины и женщины», «Тесты для настоящих мужчин».

В настоящее время актриса больше не снимается в кино. Вместо этого она сосредоточила силы на обучении театральной молодёжи. Кроме того, Зоя Николаевна участвует в озвучивании фильмов.

Семья[править | править код]

  • муж – режиссёр Георгий Зелинский (1926-2001), работал в Театре сатиры заведующим труппой и помощником главного режиссёра, режиссёр «Кабачка 13 стульев». Вышла замуж, когда училась на последнем курсе ГИТИСа. Вместе прожили 10 лет.
  • муж – журналист Валерий Леднев (1922-1987).
    • сын – Сергей Леднев.
      • внук – Андрей Леднев.

Творчество[править | править код]

Роли в театре[править | править код]

  • «Дом, где разбиваются сердца» (Дж. Б. Шоу) – Элли
  • «Баня» (В. В. Маяковский) – мадам Мезальянсова
  • «Затюканный апостол» (А. Е. Макаёнок) – мама
  • «Трёхгрошовая опера» (Б. Брехт) – Селия Пичем
  • «Идеальный муж» (О. Уайльд) – леди Маркби
  • «Интервенция» (Л. И. Славин) – Мария Токарчук
  • «Секретарши» (Ю. Б. Васильев) – Секретарша с букетом
  • 2018 – «Где мы?!…» Родиона Овчинникова, Реж.: Родион Овчинников (7 февраля 2018 – премьера) – вторая мать

Фильмография[править | править код]

  1. 1956 – Карнавальная ночь – эпизод
  2. 1968-1980 – Кабачок «13 стульев» – пани Тереза
  3. 1971 – Когда море смеётся (фильм-спектакль) – Изабелла Гильберт
  4. 1974 – Маленькие комедии большого дома (фильм-спектакль) – Лариса, певица
  5. 1975 – Дом, где разбиваются сердца (фильм-спектакль) – Элли
  6. 1979 – Мужчины и женщины
  7. 1983 — Крамнэгел (фильм-спектакль) – Жена Крамнэгела
  8. 1987 – Гнездо глухаря (фильм-спектакль) – Юлия, переводчица
  9. 1991 – Линия смерти – домработница Стяжко
  10. 1992 – Плащаница Александра Невского – Сотрудница ЖЭКа
  11. 1992 – Риск без контракта – Лидия Николаевна
  12. 1993 – Предсказание
  13. 1993 – Пчёлка
  14. 1995 – На углу у Патриарших – Майя Дмитриевна
  15. 1998 – Тесты для настоящих мужчин
  16. 1999 – Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского (13 серия) – Любовь Ивановна
  17. 1999 – Директория смерти
  18. 2002 – Провинциалы – интеллигентная старушка
  19. 2003 – Евлампия Романова. Следствие ведёт дилетант – Ольга Васильевна Митепаш
  20. 2004 – Сыщик без лицензии – Клавдия Перельман
  21. 2004 – Под небом Вероны – бабушка Романа
  22. 2005 – Внимание, говорит Москва! – мать Ромашина
  23. 2008 – Новые времена, или Биржа недвижимости
  24. 2009 – Воротилы – Анна Алексеевна, бабушка Алёны

Озвучивание[править | править код]

  1. 1971 – Чужие следы – Лиса
  2. 1981 – Шиворот-навыворот – Мама 13-го

Награды и звания[править | править код]

  • 16 октября 1974 – Заслуженная артистка РСФСР [2]
  • 20 мая 1991 – Народная артистка РСФСР [3]
  • 29 июня 2005 – Орден Дружбы [4]
  • 6 декабря 2019 – Орден Почёта[5]

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Зоя Зелинская на сайте театра сатиры
  • Для зрителей я осталась пани Терезой (недоступная ссылка)

Источник

Родилась 8 декабря 1929 года.

Заслуженная артистка РСФСР (16.10.1974).

Народная артистка РСФСР (20.05.1991).

Заслуженный деятель культуры Польской Народной Республики (1976).

Еще в школе начала работать манекенщицей в Доме моделей.

По окончании факультета актеров музтеатров ГИТИСа с 1954 года – в Московском театре сатиры.

На последнем курсе вышла замуж за Г. Зелинского, будущего режиссера “Кабачка 13 стульев”. Через 10 лет супруги расстались. В браке с журналистом В. Ледневым родила сына Сергея.

Ведущая актриса театра, известная по роли пани Терезы в популярном “Кабачке 13 стульев” (1965-1982).

Зоя Зелинская – актриса яркого темперамента, прекрасных внешних данных, смелой, острой характерности. Её героиням свойственно тяготение к гротеску, иногда некоторая шаржированность.

Читайте также:  Дети пугачевой дети возраст

Московский театр Сатиры:

Газетчица – «Клоп» В. Маяковский (постановка В.Н. Плучека, С.И. Юткевича)

Хор – «Где эта улица, где этот дом…»

Артистка театра – «Лев Гурыч Синичкин» Д. Ленский

Шаферица – «Клоп» В. Маяковский (постановка В.Н. Плучека, С.И. Юткевича)

Посажённая мать – «Клоп» В. Маяковский (постановка В.Н. Плучека, С.И. Юткевича)

Лунатичка – «Клоп» В. Маяковский (постановка В.Н. Плучека, С.И. Юткевича)

Комсомолка – «Баня» В. Маяковский (постановка Н.В. Петрова, В.Н. Плучека, С.И. Юткевича)

Фосфорическая женщина – «Баня» В. Маяковский (постановка Н.В. Петрова, В.Н. Плучека, С.И. Юткевича)

Мадам Мезальянсова – «Баня» В. Маяковский (постановка Н.В. Петрова, В.Н. Плучека, С.И. Юткевича)

Чёрт – «Мистерия-буфф» В. Маяковский

Сюзанна – «Господин Дюруа»

Надежда – «Приезд Василия Ивановича»

Рая – «Чужой ребенок» В. Шкваркин

Зоя – «Свадебное путешествие»

Кукла – «Поцелуй феи» З. Гердт, М. Львовский (режиссер Э.Б. Краснянский)

Грациэла – «Ложь для узкого круга»

Зоя – «Дым без огня»

Люся – «А был ли Иван Иванович?»

Дочь судьи – «Дамоклов меч» Н. Хикмет (постановка В.Н. Плучека)

Принцесса – «Тень» Е. Шварц

Шейла – «Будем знакомы»

Лиза Стратова – «Женский монастырь» Вл. Дыховичный, М. Слободской (постановка В.Н. Плучека, режиссёр О.П. Солюс)

Элли – «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу (постановка В.Н. Плучека)

Шансонетка – «Памятник себе…» С. Михалков (постановка В.Н. Плучека)

Студентка – «Золотой телёнок» И. Ильф, Е. Петров (постановка Э.Б. Краснянского)

Миссис Марроу – «Над пропастью во ржи» Дж.З. Сэлинджер (постановка А.Б. Шатрина)

Абигайль Уитни – «Чудеса в гостиной» Д.Г. Лоусон (постановка Е.Я. Весника и А. Столбова)

Марийка – «Яблоко раздора»

Мария Токарчук – «Интервенция» Л. Славин (постановка В.Н. Плучека)

Донна Эльвира – «Дон Жуан, или любовь к геометрии» М. Фриш (постановка В.Н. Плучека)

1969 – Марселина – «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше

(постановка В.Н. Плучека)

1970 – Мама – «Затюканный апостол» (постановка Е.В. Радомысленского)

1974 – Розалия Павловна – «Клоп» В. Маяковский (постановка В.Н. Плучека)

1974 – Женщина с голосом – «Маленькие комедии большого дома» А. Арканов, Г. Горин (постановка А.А. Миронова и А.А. Ширвиндта, руководитель постановки В.Н. Плучек)

1977 – Проститутка-красавица – «Бег» М.А. Булгаков (постановка В.Н. Плучека)

1981 – Селия Пичем – «Трёхгрошовая опера» Б. Брехт (постановка В.Н. Плучека)

1983 – Эди Крамнэгел – «Крамнэгел» П. Устинов (постановка П.О. Хомского)

Юлия – «Гнездо глухаря» В. Розов (постановка В.Н. Плучека)

1986 – Маргарита Ивановна – «Самоубийца» Н. Эрдман (постановка В.Н. Плучека)

1986 – Безответственная – «Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друце (постановка В.Н. Плучека)

Леди Маркби – «Идеальный муж» О. Уайльд (постановка В.Н. Плучека)

Секретарша с букетом – «Секретарши» (постановка Ю.Б. Васильева)

Белла Соломоновна – «Вышел ангел из тумана»

Страховой агент – «Как пришить старушку» Д. Патрик (постановка М. Зонненштраля)

Зоя Зелинская – «Триумф на Триумфальной»

Зоя Зелинская – «Грустно, но смешно»

Зоя Зелинская – «Нам все ещё смешно»

2018 – Вторая мать – “Где мы?!…» Р. Овчинников (постановка Р. Овчинникова)

Центральный Дом актера им. А.А. Яблочкиной:

2004 – Творческий вечер Зои Зелинской

2015 – “Десять лет спустя” (Цикл вечеров “Разные судьбы” Зоя Зелинская) (режиссер П.Тихомиров)

2016 – Исполнительница романса “Просто поём!..” (режиссёр П.Тихомиров)

2016 – Людмила Сельвестровна Пряхина “Этот мир мой!..” (Театральный роман) М.А. Булгаков (режиссёр П.Е. Тихомиров)

2018 – Партнерша Евгения Весника «Дарю, что помню…» Евгений Весник (режиссер П.Е. Тихомиров)

(Список ролей составлен Павлом Тихомировым)

Орден Дружбы (29.06.2005).

Почетная грамота Правительства Москвы (2009).

последнее обновление информации: 23.04.20

После окончания ГИТИСа наша героиня была принята в труппу Московского академического театра Сатиры. Шел 1954 год. В этом году – 54-летие творческой деятельности. За это время актриса сыграла во многих ведущих спектаклях театра Сатиры: «Дом, где разбиваются сердца», «Баня», «Идеальный муж», «Крамнэгел»… А в знаменитой постановке «Клоп» она переиграла почти все женские роли.

– Зоя Николаевна, как Вы празднуете День театра?

– У кого хорошая роль или интересный спектакль, у того и праздник. А у меня настроение совсем не праздничное, потому что ни в одном спектакле я уже не играю. Увы, в нашем театре сейчас сложилась непростая ситуация, впрочем, как и во всей стране. Ведь «театр – это не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло», – говорил Маяковский. И это совершенно верно.

Сегодня театр Сатиры держится все-таки на мужских ролях. Женских ролей здесь всегда было меньше. Мы играем в основном в классике, где все роли равноценны. Но классику уже всю переиграли. Да и сейчас классические произведения ставят в основном молодые режиссеры. Но они стремятся не пьесу донести до зрителя, а себя показать. Мол, «какой я умелец. Ах, как я могу перевернуть классику шиворот-навыворот».

Читайте также:  Давай поженимся аурика алехина

– А как Вам работается с молодыми режиссерами?

– Признаюсь, я никогда с молодыми режиссерами и не работала. Я совсем недавно снялась в картине французского режиссера Лам Ли «Воротилы», где работали многие молодые актеры. Бедняги, они совершенно не высыпаются, света белого не видят. Дремлют только в машине, самолете или в поезде: фильм-то снимали и в Беларуси, и на Украине, и в России. А один из актеров поведал, что уже три месяца проезжает мимо дома, куда никак не может зайти: то на самолет опаздывает, то на поезд, то на съемки. Конечно, интенсивный ритм жизни хорош, но чем это закончится? Ведь актер не спит, не ест и ничего, кроме съемок, не видит. Радует, что актерская профессия сейчас приносит хоть какой-то доход.

– Я знаю, Вы давно за рулем. Что заставило Вас водить машину?

– Когда я собралась стать матерью, поняла, что без машины пропаду. Ведь в театре у меня была самая большая загруженность. И «Кабачок «13 стульев» вынуждал с утра до ночи находиться на съемочной площадке в течение 15 лет. Кроме того, для «Кабачка» мы учили песни на разных языках: чешском, венгерском, польском и югославском. И необходимо было выучить песню идеально, чтобы попадать под фонограмму.

А в нашем театре я организовывала курсы по вождению. Собралась целая группа: Оля Аросева, Света Харитонова, жена Анатолия Папанова Надя Каратаева… Курсы прошли успешно, все сдавали экзамены, но водить машину почему-то стала только я (смеется).

Сейчас часто принимаю участие в различных телевизионных программах. Была и у Лолиты в гостях, и у Андрея Малахова… А на передаче «Малахов+» давала дельные советы от замечательной актрисы Татьяны Пельтцер, которая всему нас обучала. Я рассказывала, как она лечила нас от бронхита, как учила причесываться… Например, чтобы волосы хорошо росли, Татьяна Ивановна советовала их расчесывать по девяносто раз в каждую сторону.

– Актеры вообще должны уметь очень многое.

– Да, актерская профессия – это самая зависимая профессия. Во-первых, необходимо выбрать хорошую пьесу, чтобы там у тебя была хорошая роль и, конечно, хороший партнер. Во-вторых, важно, чтобы получился хороший спектакль и, в-третьих, чтоб на этот спектакль пошел зритель. И из всех этих условий складывается актерская судьба. Но порой приходится сидеть и ждать, когда тебя кто-нибудь позовет играть или сниматься. Это очень печально. И если бы я это знала еще в ранней юности, то подумала бы, кем быть.

– И кем?

– Когда я училась в ГИТИСе, у нас был урок истории музыки. Его вела потрясающий педагог из консерватории Людмила Горохова, лекции которой всегда сопровождались классической музыкой. Мы были счастливы на ее уроках. И однажды я подумала: «Боже мой, какая же это потрясающая профессия». А недавно и сама пробовала читать эти лекции. Меня пригласили вести концерты духовной музыки в костеле. Рассказывала о творчестве Баха, Моцарта, Бетховена… Играла живая музыка. Потрясающе!

– Зоя Николаевна, а в День театра у вас будет какой-нибудь капустник?

– Вот уж не думаю. У нас вообще в последнее время из театра все куда-то разбегаются. Труппу собирал спектакль «Нам все еще смешно», но его сняли с репертуара. Сегодня в театре создается ощущение пустоты. Я в этом спектакле играла вместе со Спартаком Мишулиным отрывок из «Трехгрошовой оперы» Брехта, кстати, в ней звучала очень актуальная дня наших дней тема.

А когда мы возили «Трехгрошовую оперу» в ФРГ, нас там приняли очень тепло. «Мы и не ожидали, – говорили немцы, – что Брехт будет сейчас так звучать. Мы его не ставим, потому что он социален. А постановка театра Сатиры очень осовременила основную тему пьесы». В этом спектакле был прекрасный актерский состав: Миронов, Мишулин, Державин.

– В ФРГ вы играли спектакль на немецком языке?

– Нет, на русском. Там же очень много людей, которые серьезно занимаются русским языком. А вот в спектакле «Секретарши» я пела на английском языке. Хотя из-за произношения он мне очень трудно давался.

– А зачем же Вы выбрали такую сложную для себя песню?

– Я очень долго не могла определиться с выбором песни. По возрасту-то я в этом спектакле была старше всех. И если бы взяла какую-нибудь молодежную песню, это могло вызвать несоответствие с моим обликом. Поэтому я остановилась на популярной песне Фрэнка Синатры «Странники в ночи». Вот и выбрала ее на свою голову.

Читайте также:  Иван ургант биография личная

– Зоя Николаевна, еще год назад я смотрел в театре три спектакля с Вашим участием: «Секретарши», «Вышел ангел из тумана» и «Нам все еще смешно». Как же получилось, что они в одночасье устарели и исчезли из репертуара?

– Это раньше мы играли спектакли по 15-20 лет. «Затюканный апостол», например, «Клоп», «Дамоклов меч», «Дом, где разбиваются сердца»… Был бесконечный поток зрителей, который не успевал посмотреть наши спектакли. В зале – сплошные аншлаги. А сейчас и зритель другой, и время другое, и билеты дорогие. Ведь в царской России актеры обязательно играли благотворительные спектакли для студентов. Именно молодое поколение наиболее важно для будущего страны. Сегодня этого нет.

– Вы сейчас что-нибудь репетируете в театре?

– Нет. Вот в кино я сейчас фильм озвучила. Режиссер Галина Евтушенко, а автор сценария – Лев Рошаль. А недавно меня пригласили в новую картину. Она будет сниматься совместно с Голливудом.

– Вернемся к некогда популярному телеспектаклю «Кабачок «13 стульев». Ведь он открыл очень многих известных на сегодняшний день актеров. А какой след он оставил на Вашем творческом пути?

– Не открыл – биографию сделал. Ведь большинство играющих там актеров телезрители раньше не знали и не видели. А благодаря «Кабачку» многие артисты стали народными любимцами.

Когда начинались съемки, я была занята во многих спектаклях. И, признаться, не очень любила петь иностранные песни под фонограмму. Но у меня был прекрасный партнер Роман Ткачук. Работать с ним было радостью. А какой был великолепный режиссер (Е.В. Зелинский, режиссер, первый муж актрисы, – прим. авт.). Это невероятной доброты человек. В своих актерах он души не чаял. На съемках «Кабачка» всегда царила атмосфера доброты. И это, в первую очередь, заслуга режиссера. Он создавал атмосферу любви и уважения друг к другу. Заметьте, на экране не было ни одной противной физиономии. Сплошь и рядом – обаяние.

Но как только произошли события в Польше, «Кабачок» вмиг прекратил свое существование. Правда, мы уже все были награждены почетным званием «Заслуженный деятель Польской культуры».

– Какую параллель Вы можете провести между театром Сатиры 60-х годов и сегодняшним театром?

– О, это небо и земля. Прежде всего, актерский состав. По сути дела, мы лишились лучших актеров. Ведь комедийному дару не учит ни один факультет, ни один институт. Это должно быть в природе человека. Чувство юмора, острота взгляда на какое-то событие – все Богом данное. Трудно представить, чтобы в театре одновременно существовало такое созвездие актеров, как Папанов, Тенин, Весник, Менглет, Лепко… А в театре Сатиры все это было. Плюс у нас царила атмосфера доброты, потому что юмор не соседствует с коварством и злостью.

Сейчас в спектаклях нашего театра задействована в основном молодежь. Но это уже совсем другой театр, не тот, который был тогда. Очень хочется, чтобы он был в хороших руках, чтобы был качественный репертуар, а в зале – аншлаг!

Ну, а если говорить о нашем кино, хочется верить, что оно снова начинает возрождаться. Чего, увы, я не могу сказать о театре. Конечно, есть какие-то проблески, но…

– Зоя Николаевна, приближается 1 апреля, День смеха. Наверняка у Вас, актрисы театра Сатиры, есть веселые истории, связанные с вашим театром.

– В 40-е годы в нашем театре было два знаменитых комедийных актера: Владимир Хенкин – очень смешной и талантливый, и Павел Поль – совершеннейший барин с необыкновенным голосом. И когда началась война, Хенкин прибежал к Полю и кричит: «Паша, война началась!» «А что я могу сделать, Володя?!» – отвечает Поль.

Ездили мы на гастроли в Магнитогорск. Думаю, всем известно, что такое Магнитогорск. Какое там количество дыма! Спектакль мы играли на той стороне, где дыма много, а жили там, где дыма было меньше. Едем мы со спектакля в гостиницу, и неожиданно раздается голос Папанова: «Эх, скорей бы ночь прошла и снова за работу».

А в «Кабачке»:

– Ты куда? – спрашивал меня пан Владек.

– Я ухожу. У меня сеанс. Иду позировать художнику.

– А для какой картины?

– «Клеопатра и змея», – отвечаю я.

– Хм, любопытно, а с кого он пишет Клеопатру?…

Богдан Колесников

«Люберецкая газета» от 27 марта 2008 года

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.

Будем очень признательны за помощь.

Источник